Научная статья на тему 'Из истории становления костариканской газеты «Трабахо» (первая половина 30-х гг. ХХ в. )'

Из истории становления костариканской газеты «Трабахо» (первая половина 30-х гг. ХХ в. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
136
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сбруев В. В.

В статье рассматривается зарождение и развитие левой костариканской газеты «Трабахо» в первой половине 30-х гг. ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the History of formation of the Costa Rican weekly «Trabajo» (early 30's of the

The article reviews formation and development of the leftist Costarican weekly «Trabajo» in the early 30's of the ХХ century.

Текст научной работы на тему «Из истории становления костариканской газеты «Трабахо» (первая половина 30-х гг. ХХ в. )»

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ КОСТАРИКАНСКОЙ ГАЗЕТЫ «ТРАБАХО» (первая половина 30-х гг. ХХ в.)

В.В. Сбруев

Кафедра теории и истории журналистики Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается зарождение и развитие левой костариканской газеты «Трабахо» в первой половине 30-х гг. ХХ в.

Страны Центральной Америки (Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Коста-Рика, Панама) вступили на путь капиталистического развития значительно позже многих стран Южной Америки и Мексики, в которых в первых десятилетиях XX в. существовало широкое рабочее и левое движение, действовали партии марксистского характера и объединения анархистов, сложилась разветвленная система левой периодической печати.

В первую четверть XX в. в центральноамериканские страны стали объектом проникновения американских монополий, которые захватывали самые плодородные земли. Наиболее крупными компаниями, действовавшими в этом регионе, являлись «Юнайтед фрут компани», «Куйамель фрут» и др. Политику «Юнай-тед фрут компани» открыто и цинично сформулировал один из руководителей этой компании, который в июле 1920 г. писал: «Мы должны приобрести или захватить многие территории, принадлежащие как государству, так и частным лицам... Мы должны захватить все земли, которые мы считаем необходимыми, исходя из стратегических соображений, и которые обеспечат наше будущее расширение и развитие сельского хозяйства, то есть, усиление нашей экономической мощи» [1. С. 21].

В первой половине 30-х гг. в большинстве стран Центральной Америки к власти приходят реакционные правительства. В Гватемале — Хорхе Убико (1931— 1944 гг.), в Гондурасе — Тибурсио Кариаса Андино (1933—1949 гг.), в Сальвадоре — Максимилиано Эрнандес Мартинес (1931—1944 гг.), в Никарагуа — Анастасио Сомоса (1937—1956 гг.). Левое и отчасти организованное рабочее движение сходят с арены политической и социальной борьбы этих стран до середины 40-х — начала 50-х гг. Единственной центральноамериканской страной, в которой сохранялась представительная демократия и продолжало развиваться левое и рабочее движение, была Коста-Рика.

В начале второго десятилетия XX в. в Коста-Рике под руководством Омара Денго группа интеллигентов предпринимает попытку создать центр по изучению социальных проблем под названием Сентро Херминаль, деятельность которого должна была быть направлена на повышение общеобразовательного уровня зарождавшегося пролетариата и сплочение организованного рабочего

движения. Под непосредственным влиянием Сентро Херминаль в 1913 г. была основана Всеобщая конфедерация трудящихся (ВКТ) Коста-Рики, в которую вошли многие профсоюзные организации страны, часть из них находилась под влиянием анархо-синдикализма, лидером которого в Коста-Рике был рабочий испанского происхождения Хуан Вера.

В 20-е гг. в Коста-Рике идеи анархо-синдикализма получают довольно широкое распространение. Была основана газета «Эль Либертарио», пропагандировавшая идеалы «анархистов-коммунистов», «освободительные доктрины пролетариата и защиту его прав». Радикализация рабочего движения заставляла существовавшие политические партии страны включать в свои программные документы отдельные положения по улучшению условий труда и жизни трудящихся. В этот же период в активную общественную и политическую жизнь страны начинают включаться видные представители интеллигенции. Среди них Кармен Лира, Хоакин Гарсия Монхе, Омар Денго и др.

Новый качественный этап в развитии общественной мысли и рабочего движения начался после Октябрьской революции в России. Распространение марксистских идей в Коста-Рике связано с Анисето Монтеро, основавшего Социалистический центр с целью пропаганды идей социализма среди рабочих Всеобщей конфедерации трудящихся. Деятельность центра продолжалась до 1924 г. и оказала значительное влияние на становление рабочего движения страны. В январе 1924 г. основали свою ассоциацию журналисты, председателем которой был избран Леонардо Монтальбан, однако организация носила черты мутуалистского характера.

Одновременно с распространением социалистических идей в Коста-Рике после прихода Муссолини к власти в Италии начинают распространяться идеи фашизма. В июле 1928 г. по инициативе сотрудников посольства Италии был основан Фашистский комитет, членом которого мог стать любой итальянец, проживавший в Коста-Рике и желавший создания «настоящей патриотической итальянской общности». Правая печать Коста-Рики способствовала распространению идей нацизма, публикуя статьи и другие материалы о «философии итальянского фашизма и его политической организации». Некоторое время спустя по инициативе посольства был основан Фашистский комитет Центральной Америки. Однако в 20-е гг. XX в. деятельность этой организации не приносила ощутимых результатов.

Вторая половина 20-х гг. характеризуется подъемом общедемократического и рабочего движения Коста-Рики. В 1928 г. под руководством рабочего Гон-сало Монтеро Берри был создан Всеобщий союз трудящихся (ВСТ). В феврале 1929 г. была основана Революционная ассоциация рабочей культуры (АРКО), ставившая целью «защиту интересов рабочих столицы», а также открытие Народного университета [2. Р. 213]. В АРКО имелись организационная комиссия, культуры, агитации и пропаганды. С мая 1930 г. АРКО стала издавать газету «Революсьон», явившуюся непосредственной предшественницей Коммунистической печати Коста-Рики.

В деятельности Народного университета и Революционной ассоциации рабочей культуры активное участие принимал видный общественный деятель и писатель Коста-Рики Хоакин Гарсия Монхе. Характеризуя деятельность Народного

университета, необходимо отметить, что его лекции могли посещать все желающие, представители всех социальных слоев и групп костариканского общества. Кроме того, его задачей являлось «дать политическое образование». Народный университет сыграл значительную роль в распространении социальных идей и международной солидарности трудящихся [2. Р. 128]. В Университете читались такие курсы, как «История труда», «О труде», «Социальные проблемы» и другие. Среди слушателей распространялись книги и брошюры деятелей социалистического движения, а также литература антиимпериалистического характера.

К деятельности АРКО примкнула группа студентов юридического факультета университета Коста-Рики, входившая одновременно в костариканскую секцию Антиимпериалистической лиги Америк. Среди ее основателей были Мануэль Мора, Хайме Сердас, Рикардо Кото Конде. Заметную роль в деятельности АРКО играла группа рабочих, в которую входили Карлос Марин Обандо, Фабиан Сото, Хосе Рафаэль Моро и другие. В действительности АРКО превратилась в кружок по изучению марксизма. Участники знакомились не только с «революционной теорией», но и выходили на улицу бороться против последствий экономического кризиса и социальной несправедливости [2. Р. 214].

В 20-е гг. в странах Центральной Америки развертывается широкое антиимпериалистическое движение, создаются первые организации антиимпериалистического характера и солидарности с борьбой трудящихся различных стран. Одной из таких организаций Коста-Рики стало Рабочее общество Сакко и Ван-цетти, основанное в доме Хуана де Дьос Моралеса в августе 1927 г. для «оказания помощи рабочему элементу». Несмотря на то, что это объединение имело характер мутуалистской организации, оно провело несколько акций, посвященных памяти Сакко и Ванцетти. В обществе принимали участие рабочие, которые в конце августа — начале сентября этого же года создали Социалистический комитет Коста-Рики.

В 1927 г. в Коста-Рике была основана секция Антиимпериалистической лиги, в исполнительный комитет которой вошли Карлос Монхе Саэнс, Фернандо Гарсия, Луис М. Аревало и другие представители рабочего класса и интеллигенции. Отделения лиги, или так называемые группы рабочих, создавались в других городах страны. 16 марта 1927 г. был проведен митинг в поддержку народа Никарагуа. В этом же году Антиимпериалистическая лига Коста-Рики просила законодательную ассамблею провести слушания по проблеме действий банановых компаний в стране.

Определенное оживление в политическую и общественную жизнь внес основатель Народного революционного антиимпериалистического альянса (АПРА) Виктор Рауль Айя де ла Торре, который прибыл в Коста-Рику в 1928 г. В связи с его прибыванием в стране Кармен Лира писала: «В данный момент гость Коста-Рики является самой заметной фигурой Испанской Америки. Его пребывание должно привести в движение (в дейтсвительности, это уже произошло) нашу молодежь, которая думает и размышляет... Его энтузиазм в деле защиты справедливости нашей Америки от грубой силы Соединенных Штатов... заразителен» [2. Р. 152].

Активным сторонником Виктора Рауля Айя де ла Торре в Коста-Рике стал Хоакин Гарсия Монхе, по чьей инициативе было основано «общество АПРА». Ими было принято решение создать Центр по изучению и исследованию экономики, который не являлся бы политической организацией, т.к. «в действительности АПРА уже основана, и что она является Объединительной и Антиимпериалистической партией Латинской Америки (Partido Unionista y Antiimperialista), в то же время цели центра не являются полностью политическими, а только экономическими и научными. АПРА стала вдохновителем и инициатором основания центра, но он будет иметь с АПРА такие же отношения, как и с любым другим институтом или организацией в реализации своей деятельности» [2. Р. 153].

Пребывание Виктора Рауля Айя де ла Торре в Коста-Рике способствовало становлению отделения секции Центральной Америки партии АПРА. Основными направлениями деятельности АПРА являлись:

— проведение совместных мероприятий латиноамериканских народов против империализма янки;

— борьба за политическое и экономическое единство народов Латинской Америки;

— национализация национальных богатств;

— борьба за свободу угнетенных народов;

— борьба за интернализацию Панамского канала.

Кроме Хоакина Гарсия Монхе в деятельности АПРА в Коста-Рике активное участие принимали Марко Тулио Фонсека, Кармен Лира и многие другие. Секция АПРА в Коста-Рике не имела своего печатного органа, но ее члены распространяли брошюры (памфлеты), листовки и другие непериодические издания. Секция регулярно проводила публичные акции. Так, во время манифестации, состоявшейся 11 апреля 1929 г., ее участники несли лозунги: «Мора боролся против флибустьерства в 1856 г., АПРА борется против него в 1929 г.», «Если хотим стать свободными, скажем «нет» займам и концессиям» [2. Р. 154].

В связи с предстоявшими празднованиями национальной недели ребенка (17—24 февраля 1929 г.) по инициативе Кармен Лиры был основан Комитет по проблемам детей рабочих, ставивший своей целью изучение положения детей и подростков моложе 15 лет, работавших в городах и сельской местности. Одновременно активно обсуждались предложения о необходимости создания Центра публикаций по проблемам детей и работавших матерей, основанию различных организаций, которые защищали бы интересы малолетних. Эта идея, предложенная Кармен Лирой, активно дискутировалась в ряде периодических изданий, принадлежавших, в частности, Луису Фелипе Гонсалесу Флоресу. В связи с приближавшимися выборами в законодательную ассамблею (1930 г.), Кармен Лира подняла вопрос о необходимости предоставления женщинам права голоса. В эти годы была основана Ассоциация студентов по проблемам электричества, проводившая серию акций против американской электрической компании Электрик Бонд энд Шер корпорейшн. Деятельность ассоциации приняла такой размах в средствах массовой информации, что правительство было вынуждено закрыть радиостанцию в г. Эредиа.

Одновременно была развернута широкая кампания в поддержку борьбы никарагуанского народа против американской интервенции, для оказания помощи Сандино. Хосе Мария Грандос, Одилон Кордеро основали Рабочий комитет помощи Сандино для сбора финансовых средств отрядам армии Сандино. Согласно сообщениям печати, группа врачей и медсестер предложила свое непосредственное участие. Хоакин Гарсия Монхе был казначеем Комитета помощи и солидарности. В развернувшемся антиимпериалистическом движении принимали участие самые различные слои населения. Готовились специальные манифесты, содержавшие призывы к латиноамериканцам «бороться не против американского народа, а против не имеющих оправданий действий его правительства».

В связи с приближавшимися выборами в ассамблею и необходимостью избрания в этот законодательный орган представителей рабочего класса Хоакин Гарсия Монхе основал Партию альянс рабочих, крестьян и интеллигенции. В этом же направлении действовали и другие организации — Региональный комитет партии АПРА, Ассоциация студентов юридического факультета (Asociacion de Estudiantes de Derecho), в которую входили Басилео Акунья Селедон, Рикардо Кото Конде, Мануэль Мора Вальверде и другие студенты.

В эти годы в Коста-Рике находился Ромуло Бетанкурт, будущий видный политический и государственный деятель Венесуэлы, который за участие в движении против диктатуры Х.В. Гомеса был выслан из Венесуэлы. Р. Бетанкурт публиковал в костариканских периодических изданиях статьи о положении в Венесуэле и других латиноамериканских странах.

На рубеже 20—30-х гг. в буржуазных газетах и журналах начинает подниматься антикоммунистическая кампания. Появляются сообщения о том, что в Коста-Рику прибыли «интернациональные коммунисты чехословацкого происхождения», что в Мексике арестованы кубинские коммунисты, а также об основании в 1930 г. Карибского бюро Коминтерна, в открытии которого примут участие все компартии континента. Правительственные круги заявляли, что коммунисты планируют осуществлять нападения на церкви, что в стране проживают около 200 иностранных коммунистов различных национальностей. Священнослужитель Рикардо Суньига заявил, что «экспансия большевизма в Коста-Рике угрожает общественному порядку и деятелям католической церкви».

В ноябре 1930 г. Всеобщий союз трудящихся впервые в стране провел собрание, посвященное 13-й годовщине Октябрьской революции в России. Коммунистическая партия Коста-Рики была основана в июне 1931 г. Вначале был образован временный исполнительный комитет численностью десять человек. Официальной датой основания компартии считается 16 июня 1931 г., когда в помещении ВСТ состоялось первое заседание исполкома, на котором присутствовали шесть его членов. Г енеральным секретарем партии был избран Мануэль Мора Вальверде. Месяц спустя после основания партии газета «Революсьон» прекратила свое издание, а вместо нее в июле 1931 г. стал выходить еженедельник «Трабахо» («Труд»).

В деятельности компартии Коста-Рики участие принимал Ромуло Бетан-курт, который оказывал определенное влияние на формирование информацион-

ной политики «Трабахо» до своего отхода от политической жизни Коста-Рики в 1933 г. [3. Р. 78].

Как отмечают историки, в период своего основания и первые годы своей деятельности компартия Коста-Рики не имела прямых контактов с Коминтерном. «В первых 12 номерах коммунистической газеты до 21 апреля 1932 г. нет ни одного упоминания о III Интернационале. Первое упоминание о нем встречается только в № 20 от 7 января 1933 г., в котором встречается название теоретического журнала Коминтерна «Ла Интернасиональ комуниста». В номере от 28 февраля «Трабахо» публикует материал об антивоенном конгрессе Латинской Америки, готовившийся Коминтерном, а также содержался призыв к проведению манифестации 1 мая 1933 г. [3. Р. 26]. Журнал «КОПАН» писал: «Было совершенно естественно, что на российскую компартию, Ленина, большевизм и марксизм были направлены взоры революционеров всех стран. Однако это не означает, что имело место прямое участие Коминтерна в зарождении коммунизма в Коста-Рике» [3. Р. 18]. Непосредственное влияние Коминтерна на костариканскую компартию начинается со второй половины 1933 г. С марта этого года в «Трабахо» начинают появляться статьи, направленные против социалистов, осуждавшие приход Гитлера к власти в Германии, а также статьи К. Радека. В июле—августе 1935 г. кос-тариканский коммунист Родольфо Гусман принимал участие в работе VII конгресса Коминтерна.

Создание компартии поддержали представители демократической общественности страны — Хоакин Гарсия Монхе, Луис Гонсалес, Кармен Лира и другие. Сразу после основания партия стала разрабатывать свою программу под названием «Программа минимум».

Подъем демократического и левого движения вызвал озабоченность правящих кругов. 6 мая 1931 г. декретом № 394 президент страны устанавливает своеобразную цензуру путем внесения изменений в почтовый регламент, отдельная статья которого звучала следующим образом: «Полностью запрещается пересылка по почте всех видов коммунистической печати или других материалов, разделяющие вредные тенденции, которые могут нанести ущерб государственной безо-пастности или нарушить общественный порядок. Материалы, прибывающие из-за границы, должны быть конфискованы без наложения санкций на виновных» [2. Р. 242].

После официального провозглашения о создании партии начинается процесс основания коммунистических ячеек в г. Эредиа, г. Тибас, в портовом городе Лимон и ряде других, одна ячейка была основана в сельской местности. К концу 1932 г. компартия имела свои организации практически по всей стране. Значительную роль в создании партийных организаций сыграла газета «Трабахо». Характеризуя информационную политику газеты, историки отмечают, что «ознакомившись с первыми номерами «Трабахо» этого периода, можно сказать, что в них много наивного, преувеличенного, риторического. Но нет никакого сомнения в том, что в них звучит смелая правда. Язык газеты свежий, прямой и имеет новое звучание» [3. Р. 19].

Одним из основателей еженедельника «Трабахо» и ее первым редактором стал Рикардо Кото Конде, который скончался некоторое время спустя после выхода газеты. До 1933 г. «Трабахо» выходила нерегулярно, 7 января 1933 г. на свет появился только 20 номер газеты. Газета распространялась в основном в столице страны. В первые годы «Трабахо» выходила при финансовой поддержке частных лиц, а ее тираж не всегда достигал 1 тыс. экз., однако уже к середине 1934 г. он поднялся до 4 тыс. экз. [5]. Редакция неоднократно обращалась к читателям с просьбой оказать финансовую помощь газете. Не имея собственной типографии, газета печаталась в различных типографиях Сан-Хосе. В сентябре 1934 г. компартия объявила кампанию по сбору средств для приобретения типографии для «Трабахо», в которой также предполагалось печатать различную литературу для профсоюзных организаций.

Несмотря на все меры, принимаемые костариканскими коммунистами, газета продолжала оставаться в сложной экономической ситуации в течение нескольких лет. В ноябре 1935 г. ее тираж продолжал оставаться относительно невысоким. Анализируя положение «Трабахо», коммунисты отмечали, что не все члены партии подписывались на газету, что плохо поставлена деятельность с рабочекрестьянскими корреспондентами, что распространители саботируют издание. «Трабахо» неоднократно преследовалась властями. Так, в апреле 1936 г. газету запретили распространять в Алахуэле и других населенных пунктах. С мая 1936 г. формат «Трабахо» уменьшился, однако ее объем увеличился до шести полос [6]. Сбор финансовых средств продолжался и в 1936 г., а «Трабахо» печаталась в типографии газеты «Ла Трибуна».

Постепенно костариканские коммунисты расширяли и укрепляли связи с различными международными организациями, прежде всего с Коминтерном и его дочерними объединениями, получая от них необходимую марксистскую литературу. Так, в августе 1934 г. «Трабахо» сообщала о решении партии приобретать за границей труды классиков марксизма-ленинизма и продавать их по низким ценам. Одной из первых книг стала работа В.И. Ленина «Государство и революция». В октябре 1933 г. «Трабахо» поместила объявление о том, что в клубе коммунистов можно приобрести журнал «Ла Интернасиональ комуниста», в январе

1934 г. газета сообщала о продаже журналов «Мундо обреро» («Рабочий мир») и «Ла Интернасиональ комуниста».

Начиная с 1933 г. «Трабахо» начинает публиковать работы теоретического характера. 7 мая этого года газета напечатала статью о теоретике утопического социализма Р. Оуэне. В августе этого же года была опубликована работа Ф. Энгельса «Принципы коммунизма», а также статья под названием «Простота Ленина, вождя русской революции», написанная на основе воспоминаний М. Горького. 8 октября 1933 г. «Трабахо» опубликовала фрагменты работы В.И. Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме».

По мере накопления опыта издательской и пропагандистской деятельности в газете появляются такие рубрики, как «Ленинский уголок», «Литературный уголок», а также начинают печататься письма рабоче-крестьянских корреспонден-

тов. В «Ленинском уголке», как правило, публиковались работы лидеров коммунистического и рабочего движения. Под этой рубрикой в нескольких номерах газеты печаталась статья В.И. Ленина «Письмо к американским трудящимся». В № 184 от 5 апреля 1936 г. была опубликована речь И.В. Сталина перед курсантами Кремлевской военной школы от 28 января 1928 г. В номере от 1 марта 1936 г. была напечатана статья видного перуанского марксиста Хосе Карлоса Мариатеги под названием «Учителя и новые течения». В ноябре 1934 г. (№ 113) газета опубликовала фрагмент статьи А. Барбюса «Знаете ли Вы Тельмана?».

В еженедельнике «Трабахо» регулярно появлялись статьи и другие материалы, посвященные видным событиям в истории мирового социалистического движения, в частности, «О 63-ей годовщине Парижской коммуны» («Трабахо, 18 марта 1934 г.»), «41-я годовщина со дня смерти Ф. Энгельса» («Трабахо», 15 августа 1936 г.) и др. Много статей и других материалов, опубликованных в «Трабахо» за период 1933—1936 гг., было посвящено Советской России. Практически ежегодно печатались статьи об Октябрьской революции, о новой 1936 г. Конституции СССР и перевод отдельных ее статей («Трабахо», 15 августа 1936 г.). Регулярно публиковались материалы о различных сторонах экономики и общественной жизни Советского Союза — о стахановском движении, развитии авиации и других. Авторами материалов являлись как советские, так и зарубежные публицисты. Так, в номере от 7 октября 1934 г. была напечатана статья И. Эренбурга «Что нужно видеть в Советской России». В № 61 от 29 октября 1933 г. «Трабахо» пе-репечала из журнала «Ла Корреспонденсиа интернасиональ» статью об обучении детей в США и ССР под названием «В стране трудящихся и в стране банкиров». В нескольких номера газета «Трабахо» публиковала текст беседы И.В. Сталина с английским писателем Гербертом Уэллсом, а также фрагменты работы Бухарина и Преображенского «Азбука коммунизма».

В первой половине 30-х гг. жители латиноамериканских стран могли принимать передачи советского радио на испанском языке. В частности, «Трабахо» в своем номере от 14 октября 1934 г. поместила объявление о том, что в определенные дни можно слушать радио Москвы на испанском языке, указав при этом время и частоту работы радиостанции. В одном из январских номеров 1936 г. «Трабахо» напечатала программу радиопередач на испанском языке, подготовленную советскими профсоюзами на январь 1936 г.

Отношение компартии Коста-Рики к СССР высказала К. Лира в открытом письме М.Т. Саласару, в котором она заявила: «Я не думаю, что Россия в настоящее время является счастливой страной. Этого не может быть по нескольким причинам. Во-первых, жизнь является и всегда будет борьбой, во-вторых, только 16 лет назад в этой стране установилась диктатура пролетариата, срок недостаточный, чтобы изменить психологию человека, разрушить старые обычаи, доставшиеся от царизма, и, в-третьих, капиталистические страны делают все возможное, чтобы помешать силам социализма реализовать свои планы» [7].

Важным направлением пропагандисткой деятельности компартии Коста-Рики и ее органа газеты «Трабахо» являлось разоблачение фашистской идеологии,

которая получала довольно широкое распространение в латиноамериканских странах. На страницах «Трабахо» регулярно публиковались статьи и другие материалы, раскрывавшие политику Муссолини и Гитлера. В частности, в марте 1934 г. было опубликовано письмо из Германии о преследовании фашистами ученых этой страны [8]. В июле этого же года была напечатана статья о путче фашистов в Австрии, убийстве Дольфуса, одновременно подчеркивалась возможная опасность возникновения новой мировой войны. Публиковались и другие материалы о внешней и внутренней политике Германии, печатались карикатуры на Гитлера. Только в 1934 г. разоблачению итальянского фашизма «Трабахо» посвятила несколько материалов под заголовками «Муссолини и фашизм», «Фашизм ведет Италию к поражению» и другие, а после вторжения итальянских войск в Эфиопию «Тра-бахо» отводит целую полосу для освещения этого события.

Еженедельник «Трабахо» регулярно публиковал материалы, обличавшие деятельность Антикоммунистической лиги, костариканских профашистских групп, усиление антисемитизма в стране. Разоблачая проникновение фашизма, в одном из номеров «Трабахо» поместила рецензию под названием «Размышления по поводу одного немецкого фильма». Автор пишет, что «кино является одним из самых эффективных средств, которые служат Геббельсу в проведении кампании по систематическому оболваниванию масс. Тенденциозный фильм, начиная с его названия «Аврора», вызывает глубокое беспокойство, чувство неудовлетворения, смесь стыда и негодования. перед варварским спектаклем и абсурдом войны. Более цивилизованные народы на земле используют ресурс своего разума для взаимного уничтожения» [9].

Другим основным направлением своей деятельности «Трабахо» считала борьбу против империализма, проявление солидарности с народами латиноамериканских стран, осуждение и разоблачение деятельности реакционных диктатур, приходивших к власти на континенте в первой половине 30-х гг. Газета постоянно освещала деятельность костариканской секции Антиимпериалистической лиги. В августе 1933 г. были опубликованы материалы, посвященные шестой годовщине со дня казни Сакко и Ванцетти. В газете находила отражение политика президента США Рузвельта под названием «доброго соседа». На строительство панамериканского шоссе, которое связывалось с реализацией военной доктрины северного соседа Латинской Америки, еженедельник откликнулся статьей К. Лиры, которая, осудив действие США, заключает, что шоссе «будет связывать людей и страны в будущем» [10].

«Трабахо» освещала деятельность костариканских коммунистов в законодательном органе страны, которые в 1935 г. подняли вопрос о том, что Коста-Рика не может продолжать выплачивать внешний долг. Газета писала: «Народ Коста-Рики должен помешать тому, что бы его деньги оседали в сейфах Уолл-стрита, в то время как нищета возрастает во всех уголках страны» [11].

В 1934 г. газета откликнулась на события в Венесуэле, поместив статью под названием «Террор в Венесуэле и героическая борьба ее коммунистической партии», одновременно опубликовав список заключенных и убитых политических

деятелей, а также поместив факсимильный номер газеты венесуэльских коммунистов «Эль Мартильо» («Молот») от 1 марта 1934 г. Несколько позже газета объявила о начале кампании по сбору средств в пользу политических деятелей, высланных из Венесуэлы. В 1935 г. «Трабахо» осудила убийство Антонио Гитераса, руководителя кубинской национально-революционной организации «Молодая Куба», ставившей целью борьбу против диктатуры Батисты. В марте 1935 г. К. Лира опубликовала большую статью под названием «Хуан Маринельо» и газета «Ла Палабра», выступив в защиту одного из лидеров компартии Кубы, арестованного реакцией.

В отличие от других коммунистических изданий латиноамериканских стран «Трабахо» относительно мало публиковала художественных произведений писателей европейских государств. Однако, необходимо отметить, что на его страницах публиковались стихи испанского поэта Рафаэля Альберти. В частности, 30 июня

1935 г. газета напечатала его стихотворение «Песнь Тельману», а в октябре этого же года еженедельник осудил правительство Рикардо Хименеса, которое отказало во въезде в Коста-Рику Р. Альберти и его жене Марии Тересе Леон, так как они являются «приверженцами революционных идей» [12].

Постоянными сотрудниками «Трабахо» являлись видные общественные деятели и публицисты Коста-Рики Карлос Луис Саэнс, Карлос Луис Файяс и Кармен Лира. К.Л. Файяс (1909—1966 гг.) является одним из основателей пролетарской литературы Коста-Рики. Он родился в бедной семье в г. Алахуэла. В 16-летнем возрасте, не окончив средней школы, он был вынужден работать на банановых плантациях. Вернувшись в родной город, он вступил в коммунистическую партию. В 1934 г. имя К.Л. Файяса стало широко известным, как организатора забастовки на банановых плантациях, принадлежавших «Юнайтед фрут компани» на Атлантическом побережье.

Газета «Трабахо» постоянно выступала против беспощадной эксплуатации и беззакония в отношении рабочих этой компании. 10 декабря 1933 г. она опубликовала статью под названием „Юнайтед фрут компании“ осуществляет массовое убийство людей». В газете от 7 января 1934 г. появляется статья «История «Юнайтед фрут компани», написанная К. Лирой, М. Молиной и Х. Риверо.

В августе 1934 г. рабочие плантации объявили забастовку. К.Л. Файяс был избран генеральным секретарем комитета по организации и проведению забастовки рабочих банановых плантаций на атлантическом побережье. Эта забастовка явилась первой забастовкой такого типа во всей Центральной Америке. Буржуазная печать объявила войну забастовщикам, а правительство Рикардо Хименеса, которое вначале проявило осторожность, на последнем этапе прибегло к насилию. «С другой стороны, компания провоцировала столкновения между белыми и черными рабочими» [20. С. 49].

19 августа 1934 г. «Трабахо» публикует открытое письмо К. Л. Файяса президенту Коста-Рики, информируя его о том, что руководители забастовки приняли меры для избежания насилия, что забастовочное движение находиться под их контролем. В этом и в следующих номерах газета помещает много материалов

о ходе забастовки, о сборе финансовых средств в пользу бастующих. Во избежание насилия со стороны правительства и владельцев компании, газета опубликовала заявление компартии, в котором подчеркивалось: «Компартия не планирует захватывать власть. Мы прибегли к легальной забастовке, требуя повышение заработной платы и сокращение рабочего дня трудящихся, эксплуатируемых на банановых плантациях» [13].

Забастовка, в которой приняло участие 10 тысяч человек, закончилась 28 августа подписанием соглашения между представителями владельцев плантаций и руководителями забастовки. За свою деятельность К.Л. Файяс был брошен в тюрьму, но после объявления им голодовки, продолжавшейся несколько дней, был выпущен на свободу. Борьба трудящихся против «Мамиты юнай» продолжалась и в последующие годы под лозунгом: «Юнайтед фрут компани» прочь из страны. Продолжим борьбу против банановых контрактов» [14].

Материалы, написанные К.Л. Файясом и опубликованные на страницах «Трабахо» во время забастовки, легли в основу книги, изданной в 1941 г. под названием «Мамита юнай», переведенную на русский язык. Публицистические произведения К.Л. Файяса выходили в Коста-Рике отдельными изданиями. Так, в конце 1935 г. увидела свет его брошюра под названием «Угроза диктатуры», которая была издана федерацией трудящихся атлантического побережья, о чем информировал еженедельник «Трабахо» 5 января 1936 г. За свою революционную деятельность К.Л. Файяс в 1935 г. был заключен в тюрьму, в которой находился более месяца, только после 78-часовой забастовки был выпущен на свободу [15].

Другим партийным публицистом этих лет была известная писательница Кармен Лира (настоящее имя М.И. Карвахаль, 1888—1951 гг.) по профессии школьная учительница. В 1931 г. после образования компартии она стала членом центрального комитета. В литературу она вошла в 1918 г., опубликовав два романа «Фантазии Хуана Сильвестре» и «На кресле-каталке», однако наибольшую популярность ей принесла книга под названием «Сказки моей тети Панчиты». Впервые эти рассказы для детей увидели свет в 1920 г., а затем неоднократно переиздавались. В 1931 г. она опубликовала четыре рассказа антиимпериалистического характера под общим названием «Бананы Отдельные рассказы К. Лиры из этой серии были опубликованы в «Трабахо» в апреле 1935 г. (№ 136—138). Кармен Лира являлась не только партийной активисткой, писательницей, но и ярким публицистом. Практически ни один номер газеты не выходил без ее материалов, носивших резко социальный и антиимпериалистический характер. К. Лира организовывала сбор средств для газеты, написала специальную брошюру для крестьян по выращиванию кофе. На организованных курсах по марксизму-ленинизму она читала курс лекций по всеобщей и экономической географии. За свою активную коммунистическую деятельность в мае 1933 г. она была отстранена властями от должности директора школы.

В июле — августе 1935 г. К. Лира имела возможность выступить перед микрофоном нескольких костариканских радиостанций. В своих выступлениях она

обличала и разоблачала капиталистический строй, американский империализм, немецкий фашизм, высказывала свое мнение об отношении интеллигенции к коммунизму. Выступая 22 июля 1935 г. на радиостанции «Экос де Оксиденте» («Голос запада»), она заявила, что капиталистический строй — это уже прошлое, что коммунизму принадлежит будущее [16]. Как правило, ее выступления по радио публиковались в ближайших выпусках «Трабахо».

Со страниц «Трабахо» звучали страстные призывы К. Лиры к молодежи и студентам бороться против эксплуатации, за лучшую жизнь. В одной из статей, обращенной к женщинам, К. Лира анализировала причины высокой детской смертности и нищету, как следствие эксплуатации. «Не бойтесь коммунизма! — писала она. — Трудящиеся женщины, боритесь за лучшую жизнь наших детей!» [17].

В августе 1936 г. газета «Трабахо» подключилась к международной кампании солидарности с республиканской Испанией. 8 августа 1936 г. газета опубликовала текст выступления К. Лиры под заголовком «Испания, ее прошлое, ее трагическое настоящее». В следующем номере «Трабахо» обнародовала манифест интеллигенции, преподавателей и рабочих Коста-Рики под названием «Поддержим демократическую Испанию. Проклятье предателям».

В феврале 1936 г. «Трабахо» поместила отчет компартии об организационной и пропагандистской деятельности за последние годы и, в частности, о работе партии в период предвыборной кампании. В отчете анализировались трудности, с которыми сталкивалась партия в сфере информационной и пропагандистской деятельности. В документе отмечалось, что пропагандистские кадры партии малочисленны, и они нередко вынуждены проводить мероприятия, используя личные финансовые средства. Из-за постоянной нехватки денег партийные агитаторы не имели возможности арендовать помещения для проведения встреч и бесед, прежде всего, в сельской местности. Газета писала: «Даже симпатизировавшие нам крестьяне боялись открыто поддерживать нашу партию. Крестьянин, предоставивший нам свой дом, был осужден священником и наказан хозяином. Накануне выборов церковь призвала крестьян к проповеди, во время которой внушалось, что самым большим грехом будет считаться голосование за коммунистов. Крестьян предупреждали, что в случае победы коммунистов, все они окажутся на улице» [19].

Анализируя пропагандистскую деятельность партии, «Трабахо» писала, что на протяжении многих месяцев коммунисты не имели возможности отпечатать ни одной листовки, а разгар в избирательной кампании газета не выходила в течение недели из-за нехватки денег. В предвыборной период партия смогла подготовить несколько радиопередач на платной основе, каждая из которых стоила 25 колонов, которые партия изыскивала с большими трудностями. Для финансирования предвыборной кампании были израсходованы три месячных оклада партийных депутатов в конгрессе, что поставило в тяжелое финансовое положение их семьи [18].

Анализируя деятельность КПКР в первой половине 30-х гг., необходимо отметить, что, несмотря на отсутствие опыта и молодость ее руководителей, партия

активно включается в политическую жизнь страны, отчасти благодаря тесным связям с организованным рабочим движением. На выборах в законодательную ассамблею в феврале 1934 г. коммунисты получили 5 тысяч голосов избирателей, а Мануэль Мора Вальверде и Эфраин Хименес, редактор «Трабахо», стали депутатами законодательного органа страны. Однако с конца 1934 г. влияние компартии несколько снижается, что связано с выходом страны из экономического кризиса, а коммунистическая литература приобрела чисто «пропаганди-ческую тональность». На президентских выборах 1936 г. кандидат от компартии Карлос Луис Саэнс набрал только 4 тысячи 700 голосов избирателей. На результаты выборов повлияло и то, что Мануэль отверг предложение социалистов о сотрудничестве, заявив, что социалисты не имеют сторонников, а лидер социалистов Висенте Саэнс в период предвыборной кампании хотел проводить пропагандистскую кампанию там, «где действовали коммунистические организации, т.к. своих ячеек у социалистической партии практически нет» [19].

Заслуга компартии и газеты «Трабахо» в том, что они смогли основать организованное рабочее движение, которое на протяжении нескольких десятилетий находилось под влиянием коммунистов. На протяжении первой половины 30-х годов ХХ в. Газета «Трабахо» оставалась крупным и влиятельным левым изданием в Центральной Америке.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Народ Гватемалы и «Юнайтед фрут компании». — М.: Изд-во иностранной литературы, 1954.

[2] De la Cruz,Vladimir. Las Luchas Sociales en Costa-Rica. 1870—1930.San Jose, CostaRica: Editorial de la Universidad de CostaRica; Editorial Costa-Rica, 1984.

[3] COPAN. San Jose. — 1984. — № 2—3.

[4] Carlos Luis Fallas presentado par Victor Manuel Arroyo. San Jose, Costa Rica: Ministerio de Cultura, Juventud y Deportes, 1973.

[5] Trabajo. 1934. Septiembre 9.

[6] Trabajo. 1935. Noviembre 10.

[7] Trabajo. 1934 Julio 8.

[8] Trabajo. 1934. Marzo 18.

[9] Trabajo. 1936. Abril 5.

[10] Trabajo. 1935. Mayo 12.

[11] Trabajo. 1935. Noviembre 10.

[12] Trabajo. 1935. Octubre 6.

[13] Trabajo. 1934. Agosto 19.

[14] Trabajo. 1934. Noviembre 4.

[15] Trabajo. 1935. Junio 30.

[16] Trabajo. 1935. Julio 21.

[17] Trabajo 1936. Febrero 16.

[18] Trabajo» 1936. Febrero 16.

[19] Trabajo 1936. Enero 26.

[20] Carlas Luis Fallas presentado par Victor Manuel Arroyo. San Jose, Costa Rica: Ministerio de Cultura, Juventud y Deportes, 1973.

FROM THE HISTORY OF FORMATION OF THE COSTA RICAN WEEKLY «TRABAJO» (early 30’s of the XX cent.)

V.V. Sbruev

Department of Theory and History of Journalism Russian Peoples’ Friendship University

Miklukho-Maklaya str. 6, Moscow, Russia, 117198

The article reviews formation and development of the leftist Costarican weekly «Trabajo» in the early 30’s of the XX century.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.