И. В. Малиновский. Из истории становления и развития народного образования..
3. Большинство приходов, занятых своими прямыми обязанностями, не в состоянии в достаточной мере следить за школами.
4. Школы Министерства народного просвещения в большей степени удовлетворяют потребности земледельческого и промыслового населения, в то время как школы духовного ведомства не соответствуют потребностям края.
Этот вопрос долго обсуждался, и в ноябре 1895 г. обер-прокурор Святейшего Синода подписал документ «Об утверждении проекта Положения и штата управления церковными школами ведомства Православного Исповедания». В этом документе особая роль отводилась Училищному совету при Святейшем Синоде, который координировал всю работу по устройству и развитию церковных школ. Училищный совет разработал «Программы для церковноприходских школ», «Правила для уездных епархиальных училищных советов», «Правила школ грамоты» и другие документы. С 1895 г. ежегодно ассигно-
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. 9.
В начале XX в. на Севере Томской области в местах компактного проживания остяков действовали школы двух типов: церковноприходские и школы грамотности. Такие учебные заведения размещались в церквах или наемных домах. По I щиональному составу школы были в основном смешанными, но были и специализированные остяцкие школы первой ступени, например в 1896 г. открылась передвижная инородческая школа, обучение велось в Юртах Церковных, Калганак, Айполовых. Учителем был скупщик пушнины мещанин Рычков, попечитель -пристав Г. Плотников.
В Парабельском районе церковноприходские школы работали: в с. Тымском (учитель - меща-
вание из средств государственного казначейства составляло 3 279 145 р. на содержание церковноприходских школ и школ грамоты.
Таким образом, к концу исследуемого периода ситуация по повышению образовательного уровня сибирского населения меняется. В состав Томской епархии в этот период входили Томск, Каинск, Барнаул, Бийск, Кузнецк, Семипалатинск, Усть-Каменогорск. На этой территории действовали 616 школ различных ведомств. Однако 110 670 (78%) детей школьного возраста не получали никакого образования. Подобная картина наблюдалась и в других регионах Сибири. На территории епархии действовали 393 прихода и только в 9 не имелось никакой школы.
Несмотря на все сложности, успехи в повышении образовательного уровня сибирского населения наметились, и церковные школы в этом деле сыграли заметную роль. Но требовались еще значительные силы и средства, чтобы эту проблему разрешить окончательно.
нин Пегр Андреевич Белоусов), с. Каргасок (учитель - Никита Якимович Кодаков), д. Алатаево (учитель крестьянин Андрей Павлович Фадеев). Школы грамотности работали в с. Городище, д. Луговой, д. Толмачево, с. Парабель, д. Но-восельцево. В Кегской волости - с. Инкино, д. Волковой, д. Пановой, д. Атяевой, д. Курейс-кой. В Колпашеве был приют для детей-сирот инородцев. В 1909 г. в Нарыме в церковноприходской школе работала жена священника Елизавета Федоровна Никольская, окончившая гимназию, там же работало и городское училище (попечитель - Порфирий Агеев), учителями служили супруги Назаровы, окончившие Омскую учительскую семинарию.
Литература
Побединский М. Старинные Томские духовные школы (1746-1820 гг.). Томск,1896. С. 6.
Жеравина А.Г. Томск в XVIII веке // Томску 375 лет. Томск. 1979. С. 41.
Побединский М. Старинные Томские духовные школы (1746-1820 гг.). Томск, 1896. С. 41.
Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие. (1884-1809 гг.). Спб., 1909. С. 3.
Спасский А. К вопросу о народном образовании в Сибири // Сб. статей о Сибири и прилегающих к ней странах, Томск, 1898.
С. 480.
Краткий историко статистический очерк Томской епархии, Томск, 1897. С. 73.
Отчет Епархиального Училищного Совета о церковных школах епархии за 1892-1893 учебный год. Томск, 1894. С.53. Там же. С. 59. Там же. С. 61.
И. В. Малиновский
ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Томский государственный педагогический университет
Вестник ТГПУ, 2000. Выпуск 4 (20). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (СПЕЦВЫПУСК)
Обучение в школах шло неуспешно, инородцы детей отпускали неохотно, сказывалось и крайнее обнищание, духовенство не содействовало активно просвещению края.
Установление Советской власти на Севере, организация национальных Советов способствовали осуществлению обширной программы культурного строительства в местах расселения аборигенов Сибири. Большое внимание уделялось ликвидации неграмотности среди коренного населения, важным шагом явилось открытие школ в каждом национальном Совете. Первая школа-интернат на севере Томской области была открыта в с. Максимояровском Колпашевской волости. В течение 1925-1930 гг. из Нарымского края было направлено на учебу в высшие и средние специальные учреждения страны 26 человек. В 1926 г. организована школа-интернат для остя-ко-самоедов «Верте-кос» (Красный мыс). Выбрали место на высоком берегу, лучший строительный материал использовали при строительстве школы, отвели «пески» для промысла. Первый пионерский туземный отряд носил имя П.Г. Бо-гораз-Тана, который, находясь в ссылке, вел неустанную работу по просвещению остяков. Дети
два раза в неделю занимались промыслом. Уже в 1928 г. в школе занималось 56 человек - сироты или полусироты. Первым директором интерната был назначен Иван Кириллович Любимов, направленный из Ленинграда Комитетом содействия малым народом Севера при Президиуме ВЦИК. В октябре 1932 г. из Томска в Колпаше-во было переведено «остяцкое» отделение педтех-никума, реорганизованное в национальное педучилище. В 1938 г. в Нарымском крае имелось 19 национальных школ, две семилетние школы и школа повышенного типа с годовым интернатом и числом учащихся в количестве 90 человек. В школах работали 52 учителя, из которых 16 являлись выпускниками Колпашевского педучилища, пять - окончили Институт народов Севера в Ленинграде.
В последующие десятилетия нужды северных народов отодвинулись на второй план. В сфере народного образования это выразилось в ликвидации школ-интернатов, прекращении обучения детей остяков на родном языке. В настоящее время на всей территории Томского Севера работает одна национальная школа в п. Иванкино Колпашевского р-на.
Литература
1. Этнопедагогика Сибирского Севера. Томск, 1996.
2. ГАТО. Ф. 3. Оп. 56. Д. 129. Л. 2, 166-169.
3. ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 5858.
4. Архив Ленинградского отделения Института истории АН СССР. Ф. 250. Оп. 1. Д. 181.
В. П. Бойко
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ЗАПАДНОСИБИРСКОГО КУПЕЧЕСТВА В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XIX ВЕКЕ
Томский государственный педагогический университет
Благотворительность как феномен общественного сознания и форма деятельности отдельных людей и социальных групп начала изучаться сравнительно недавно. В дореволюционной периодической печати и публицистике говорилось преимущественно о суммах благотворительных взносов, их количестве и общественном резонансе, произведенными отдельными актами благотворительности. В советской историографии обычно принижали значение добровольных пожертвований на благие общественные дела. Как правило, основной причиной таких действий считалось «замаливание собственных грехов» и отмечалось, что состоятельные люди жертвовали средства прежде всего на церковные нужды. Не-
обходим более детальный анализ мотивов и причин благотворительности, характеристика как отдельных фактов пожертвований, так и всей системы общественной жизни, которая порождала это явление.
Целью данной работы является изучение благотворительности западносибирского купечества в области народного образования. Это связано как с малоизученное гыо темы, так и с сильным влиянием этой сферы благотворительности на становление начального, среднею, среднего специальною и даже высшего образования в Сибири. Купечество Западной Сибири являлось самым крупным жертвователем в крае, играло видную роль в общественной жизни региона. В связи с