Научная статья на тему 'Из истории развития туризма на Южном Урале в 60-80-х годах XX в'

Из истории развития туризма на Южном Урале в 60-80-х годах XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
874
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голубева О. А.

The modern tourism industry is undergoing significant changes: these are restructuring of the management and financing systems, setting of new priority trends for touristic facilities, elaboration and adoption of the development programs specifying new objectives and tasks for the tourism industry. The governmental control in the Soviet Russia and in the Ural region, in particular, has allowed to achieve significant positive results in developing the touristic and excursion activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TOURISM IN SOUTH tUhRAL IN THE SIXTIES-EIGHTIES OF THE 20thc

The modern tourism industry is undergoing significant changes: these are restructuring of the management and financing systems, setting of new priority trends for touristic facilities, elaboration and adoption of the development programs specifying new objectives and tasks for the tourism industry. The governmental control in the Soviet Russia and in the Ural region, in particular, has allowed to achieve significant positive results in developing the touristic and excursion activities.

Текст научной работы на тему «Из истории развития туризма на Южном Урале в 60-80-х годах XX в»

© 2008 г.

О.А. Голубева

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

В 60-80-х годах XX в.

Туризм на Урале получил свое активное развитие в конце 1960-х годов, чему способствовало принятие 30 мая 1969 года постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и президиума ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране». Южный Урал стал привлекательным туристским краем, где регулярно поводились городские, производственные, загородные экскурсии, походы по маршрутам выходного дня, многодневные авиационные и железнодорожные путешествия по стране.

Челябинская область явилась составной частью многих всесоюзных маршрутов. Программа путешествия включала знакомство туристов Грузии, Краснодара, Крыма, Сибири с достопримечательностями нашего края. Идея «поезда здоровья» впервые была реализована в Челябинске, что способствовало в начале 1970-х годов распространению этой формы отдыха во многих уголках страны. «Поезда здоровья» курсировали в выходные дни, и не только со станции Челябинск, но и Копейска, Коркино, Магнитогорска1.

На рубеже 1960-70-х годов туризм превратился в крупную отрасль обслуживания населения. В области активно развивалась сеть туристских объектов. Советские профсоюзы в это время располагали более чем 500 туристскими базами, 6765 туристско-оздоровительными лагерями. На предприятиях насчитывалось более 75 тысяч туристских секций, объединявших около 5 миллионов человек, где активно шла подготовка общественных туристских кадров.

Туризм был тесно связан с различными отраслями народного хозяйства, что позитивно влияло на развитие экономики страны2.

За 1971—1975 года в Челябинской области более чем в два раза увеличилось число отдыхающих на местных туристских базах, в 22 раза — число путешественников на маршрутах выходного дня, в поездах и на самолетах. В это время с Южного Урала отправлялись 18 туристских поездов на Кавказ, в Прибалтику, Закарпатье, на Украину, в Среднюю Азию. Кроме того, возникла и была реализована идея «театрального поезда».

С 1973 года были введены новые всесоюзные маршруты, которые начинались в Челябинске. Один из них тянулся через озера Еловое, Кисегач, Зюрат-куль, Тургояк, через хребет Таганай, с 13-тидневным походом по Уралу. Другой маршрут следовал от Челябинска на Ильменскую турбазу, затем в Свердловск, после в Курган и Зауралье3.

Разработка новых маршрутов стала причиной строительства новых туристских объектов, совершенствования имеющейся материальной базы. Значительно возросло число проводимых спортивных путешествий (до 14,5 тысяч), более 600 человек присвоено звание мастера спорта4.

В это время туристско-краеведческая работа на Урале проводилась в рамках Всесоюзной экспедиции «Мое отечество СССР». Наиболее популярными стали

следующие направления: следопытский поиск, работа юных геологов, туристические походы, ориентирование. Впервые был организован лагерь юных ориен-тировщиков на базе пионерского лагеря «Орленок» Миньярского метизно-металлургического завода. Для старшеклассников Областным советом по туризму были открыты 4 турбазы (Уральская туристическая база и 3 базы располагались в арендованных школах). Регулярно проводились городские, загородные и производственные экскурсии с охватом более 15 тысяч ребят5.

Значительно возросло количество отдыхающих детей в трудовых, спортивно-оздоровительных, туристических лагерях. По сравнению с 1971 годом (22500 ребят) в 1973—74 гг. отдыхало 36 800 подростков. Особое внимание в работе с детьми было уделено трудовому воспитанию путем вовлечения в общественно-полезную трудовую деятельность в период школьных каникул.

Для учащихся детско-юношеских школ профсоюзные комитеты организовали спортивно-оздоровительные лагеря. Около 600 старшеклассников ежегодно проводили летние каникулы на турбазах областного Совета по туризму, 600 человек совершили путешествие по стране. В 1974 году 400 туристов-обществен-ников за плодотворную работу по воспитанию молодых рабочих были награждены туристическими путевками по ленинским местам на поезде «Челябинские наставники»6.

Одним из направлений туристско-краеведческой работы в Челябинской области стали мероприятия по организации экспедиции в 1978—1980 гг., посвященной XXVI съезду КПСС, 60-летию образования СССР, 60-летию Всесоюзной пионерской организации им. Ленина, 80-летию II съезда партии и 65-летию ВЛКСМ7.

Особо популярными среди жителей области были местные маршруты и маршруты выходного дня. Самодеятельный туризм рассматривался как оздоровление организма путем естественной физической нагрузки, имел большой воспитательный и познавательный эффект, активно воздействовал на всестороннее развитие личности и формирование нравственных качеств. Это явилось самопроверкой человека в условиях борьбы с трудностями, стихийными силами природы.

Так, к началу 1980-х годов на Южном Урале для самодеятельных туристов было разработано 19 тысяч маршрутов по родному краю, 1400 квалифицированных категорийных маршрутов8.

В эти годы кроме действующих 17 плановых маршрутов продолжительностью три и более дня экскурсоводы Челябинской области разработали 10 новых по Челябинску, половину которых были для детей и подростков. Программа экскурсии включала троллейбусный маршрут, начинавшийся с железнодорожного вокзала г. Челябинска.

При областном Совете профсоюзов действовала областная Федерация туризма, которая объединяла 15 клубов туристов и 686 секций по туризму при коллективах физической культуры на промышленных предприятий и учебных заведениях. Они реализовывали более 60 тысяч самодеятельных маршрутов, проводили районные, городские, областные слеты, соревнования по различным видам туризма. За 1981—1985 годы в области было подготовлено 12 тысяч разрядников, 132 значкиста «Турист СССР», 700 судей9.

С ежегодным ростом количества туристов увеличивалась и материально-техническая база. Так, в ведении профсоюзов страны находилось уже около 1 тысячи гостиниц, баз, кемпингов на 362 тысячи мест. На плановых маршрутах обслуживалось 32 миллиона туристов и 173 миллиона экскурсантов. В стране функционировало при Советах по туризму и экскурсиям около 1700 турбаз, на предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях свыше 67 тысяч туристских секций коллективов физкультуры, более 20 тысяч пунктов проката туристского снаряжения и инвентаря10.

На территории Челябинской области существовало свыше 300 учреждений лечения, отдыха и туризма: санатории, дома отдыха, базы отдыха, турбазы, летние городки, спортивно-оздоровительные лагеря общей вместимостью около 62 тысяч человек. Кроме того, имелись загородные пионерские лагеря для 42 тысяч детей. В Миассо-Чебаркульской курортно-оздоровительной зоне было сосредоточено около 200 санаторно-курортных и оздоровительных учреждений.

Однако отмечалось, что туристско-экскурсионные организации в Челябинской области недостаточно обеспечивались автотранспортом, мебелью и туристским инвентарем. Строительное управление «Курортстрой» вело строительство туристских объектов на автотурбазе «Синегорье» с нарушением сроков. Областной совет по туризму и экскурсиям обеспечивал развитие и совершенствование туристско-экскурсионного обслуживания за счет реконструкции и расширения материальной базы, организовав широкий прокат туристского и спортивного инвентаря11.

В конце 1980-х годов Областной совет по туризму и экскурсиям принял решение о максимальном использовании ресурсов Челябинской области. Для этого был разработан новый маршрут отдыха «По озерам Южного Урала», проходящий по горно-заводской части области. Туристы могли познакомиться с промышленностью и достопримечательностями городов Кыштым, Златоуст, Миасс, их историей, краеведением, окрестностями. Автобусный тур проходил по живописным озерам Увильды, Аракуль, Большая Акуля, Акакуль, Тургояк, Чебаркуль. Группы путешествующих комплектовались в гостинице «Турист», где выдавалось снаряжение и продукты питания12.

За 1970-1980 годы профсоюзами было вложено более 1062 миллионов рублей в создание новых туристских комплексов и гостиниц, турбаз и кемпингов. Службы сервиса пополнились мощными автохозяйствами, прокатными мастерскими и ремонтно-строительными организациями.

За годы десятой пятилетки построены и введены в эксплуатацию туристские объекты на 60 тысяч мест. К концу 1980 года количество мест увеличилось до 360 тысяч.

Профсоюзами разрабатывались планы перспективного развития туристско-экскурсионного дела. Была заложена основа Генеральной схемы его совершенствования на период до 1990 года, что предусматривало мощное перевооружение материально-технической базы, дальнейшее расширение сети туристских и экскурсионных учреждений, а следовательно, повышение эффективности туризма и экскурсий13.

Значительная работа в туристской сфере на Южном Урале проводилась спе-

циалистами отдела генерального планирования института «Челябгражданпро-

ект» по разработке программы перспективного развития туризма в области.

Водные ресурсы Челябинской области привлекали внимание туристов-водни-

14

ков, степной край стал местом для организации конных маршрутов .

На Южном Урале организация туризма стала возможной и экономически выгодной только при условии перехода к проектированию и строительству крупного комплекса туристских предприятий, разработки разнообразных туристских маршрутов. Предлагалась схема развития туризма в две очереди с 1983 по 1995 и с 1995 по 2005 гг.

На первом этапе обращалось внимание на маршрутную сеть горно-лесной зоны, где Челябинск являлся главным центром. В Магнитогорской зоне предусматривалось открытие нового турбюро, Северной горно-лесной и Троицкой зонах планировалась организация экскурсий и походов по маршрутам выходного дня.

К 1995 году требовалось открытие автомобильного маршрута №16 «По Уралу», рассчитанного на 16 дней, из которых 3-4 дня в области с посещением Челябинска, Ильменского заповедника, озера Тургояк. Другой маршрут «По каменному поясу Южного Урала», который начинался бы в Челябинске, был запланирован как автобусный продолжительностью 18 дней.

Местные спортивно-оздоровительные маршруты разрабатывались, имея в планах реализацию несколько маршрутов: конного на 12 дней летом и 10 дней зимой по живописным окрестностям; водного — на плотах по Юрюзани; автомобильного — по Синегорью и Ильменам; велосипедного — по горно-лесной зоне.

Создание сети туристских учреждений было запланировано в Златоусте, Магнитогорске, на турбазах «Ильменская», «Синегорье», предлагалось открытие трех новых туристских зон: Северной горно-лесной, Троицкой и Ашинской. Популярными среди путешествующих стали бы турбаза «Каслинская Венеция» на озере Сунгуль, кемпинг на озере Калды, приют «Караван-сарай» в районе Башни Тамерлана. Специалистами была запланирована реализация увлекательных маршрутов для водников, лыжников, программа освоения туристами нового вида транспорта — мотонарты15.

Институтом «Челябгражданпроект» разрабатывалась схема развития нескольких видов туризма: авто-, мото-, велосипедный, горный, лыжный, спе-лео- и конный. Основными туристскими центрами в Челябинской области стали бы города Челябинск, Златоуст, Миасс и турбазы горно-лесной зоны. Транзитными пунктами посещения являлись Кыштым, Чебаркуль, где можно было ознакомиться с богатым историко-культурным наследием области16.

Бюро Челябинского обкома КПСС, исполком областного Совета Народных депутатов, президиум областного Совета профсоюзов и Бюро обкома ВЛКСМ приняли постановление, направленное на дальнейшее развитие туризма и совершенствование туристско-экскурсионного обслуживания в Челябинской области в 1986—1990 и на период до 2000 г.

Большое внимание в документе уделялось туризму как форме организации досуга, важнейшему средству укрепления здоровья. Проект новой редакции программы КПСС предусматривал решение социальных вопросов труда, быта,

культуры, удовлетворение интересов и нужд человека. Ежегодно на туристских и экскурсионных маршрутах областной Совет профсоюзов обслуживал 1 350 тысяч южноуральцев, предоставляя услуги на 13 миллионов рублей.

Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» требовало значительного улучшения работы Совета по туризму в организации и планировании свободного времени трудящихся. Было обозначено, что туризм и алкоголь несовместимы с отдыхом на турбазе, в тургостиницах, на экскурсиях, что и стало причиной изменения режима работы баров, буфетов, ресторанов на туристских объектах.

Анализ динамики туристско-экскурсионного движения свидетельствует о том, что его наибольший размах приходился на период 1970-80-х годов. На территории страны действовало более 800 туристских клубов, более 40 тысяч общественных комиссий. В 1990 году значок «Турист СССР» был вручен 250 тысячам туристов, спортивные разряды присвоены 80 тысячам туристов, а звание мастера спорта — 124 туристам .

Главными источниками финансирования туристско-экскурсионной сферы являлись отчисления из государственного бюджета, отчисления административно-территориальных образований, предприятий и организаций, профсоюзов, органов коммунального хозяйства, а также вклады общественных объединений физкультурно-спортивной направленности, доходы от производства и проката инвентаря, членские и вступительные взносы членов ДСО, средства от проведения физкультурно-спортивных и туристских мероприятий, благотворительные пожертвования.

Формирование материально-технической базы, рост количества путешествующих, спортивных и самодеятельных туристов, создание системы подготовки кадров позволили превратить туризм в отрасль народного хозяйства. На основании заключений экономистов в конце 1980-х годов туризм давал положительный экономический эффект18. Это стало доступной формой отдыха для большинства населения страны.

На Южном Урале природные ресурсы, климатические условия, географическое положение оказывали эффективное воздействие на развитие туризма в регионе. Популярными были все виды пеший, водный, конный, спелео-, социальный, самодеятельный, автотуризм и т.д. Населению предлагался разнообразный спектр услуг, выбор которых зависел от доходов, интереса, возраста, физических возможностей, состояния здоровья человека. Задачей советского туризма был широкий охват молодежи и трудящихся, массовое привлечение к туристским и физкультурным мероприятиям.

Сегодня в Челябинской области заметен рост туристкой индустрии. Наш край способен предложить самый разнообразный отдых. Быстрыми темпами развивается горнолыжная инфраструктура. Однако не пользуются популярностью сплавы по рекам, спелео-, вело-, пеший туризм. Современный туризм доступен только для обеспеченных слоев населения. Утратили свою значимость, популярность, массовость социальный, самодеятельный, познавательный виды туризма.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Петров В. Туристская пятилетка // Вечерний Челябинск. 1972. 25 февраля. С. 2.

2. Усыскин Г. Очерки истории российского туризма. М., СПб., 2000. С. 25.

3. Петров. Ук. соч. С. 3.

4. Пасечный П.С. Массовый туризм — средство патриотического воспитания. М., 1979. С. 56.

5. ОГАЧО. Ф. 282. Оп. 3. Д. 559. Л. 19.

6. ОГАЧО. Ф. 282. Оп.3. Д.567. Л. 50.

7. Мордовских Е. «Моя Родина — СССР» // Комсомолец. 1981. 14 июня. С. 4.

8. Мельник В. Горизонты туризма // Вечерний Челябинск. 1985.17 ноября.

9. Там же.

10. Пасечный. Ук. соч. С. 58.

11. ОГАЧО. Ф. 485. Оп.19Д.24. Л. 18.

12. Головко О. По озерам Южного Урала // Вечерний Челябинск. 1988. 28 июля.

13. Усыскин. Ук. соч. С. 45.

14. Емельянов Ю. Увлекательное путешествие// Вечерний Челябинск. 1984. 25 сентября. С. 2.

15. Там же. С. 3.

16. Чехомова Д. Край наш южноуральский// Вечерний Челябинск. 1985. 1 августа.

17. Усыскин. Ук. соч. С. 45.

18. Квартальнов В.А. Совершенствование профессионально-квалификационной структуры кадров и актива туристско-экскурсионных организаций. М., 1987. 62 с.

DEVELOPMENT OF TOURISM IN SOUTH URAL IN THE SIXTIES-EIGHTIES OF THE 20thc.

O.A. Golubeva

The modern tourism industry is undergoing significant changes: these are restructuring of the management and financing systems, setting of new priority trends for touristic facilities, elaboration and adoption of the development programs specifying new objectives and tasks for the tourism industry. The governmental control in the Soviet Russia and in the Ural region, in particular, has allowed to achieve significant positive results in developing the touristic and excursion activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.