Научная статья на тему 'Из истории развития системы образования Актюбинской области Казахстана в начале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг'

Из истории развития системы образования Актюбинской области Казахстана в начале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / АКТЮБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / УЧАЩИЕСЯ / ЧЕТВЕРТЬ / ПОЛУГОДИЕ / GREAT PATRIOTIC WAR / AKTOBE REGION / PUBLIC EDUCATION / SCHOOL / STUDENTS / QUARTER / HALF-YEAR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ешпанов Владимир Сарсембаевич

В статье автором предпринята попытка раскрыть на основе архивных документов малоизученную сторону образовательной деятельности на территории Актюбинской области Казахстана в начале Великой Отечественной войны. Основное внимание уделено начальному периоду военных действий, что делает возможным сравнить и сопоставить изучаемую тему для дальнейших исследований. Автором проанализированы развитые и слаборазвитые стороны народного образования в области, обосновываются причины, почему они стали неэффективны. Дана оценка формам и методам в организации учебно-методического подхода в обучении. Воссоздана объективная картина образования, исследован процесс обучения и воспитания педагогических кадров области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the History of Educational System Development in Aktobe Region, Kazakhstan, at the Beginning of the Great Patriotic War of 1941-1945

In the article the author makes an attempt to reveal a poorly studied aspect of educational activities in the territory of Aktobe region, Kazakhstan, at the beginning of the Great Patriotic War, archival documents being referred to. The main attention is given to the initial period of military operations. That makes it possible to do a further analysis of the subject under study. The author has analyzed and illustrated problems of developed and underdeveloped aspects of public education in the region. He justifies the point why they have become ineffective. The evaluation of forms and methods in the organization of an educational and methodical approach in teaching is given. The objective picture of education has been reconstructed; the process of training teaching staff in the region has been studied.

Текст научной работы на тему «Из истории развития системы образования Актюбинской области Казахстана в начале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг»

ОБЗОРЫ. СООБЩЕНИЯ

№ № i*". № № i'i W i'i № л". № № № М № if. ДО, № .1'«. /'i М Ж №

^ t ^ ^ f * ' * * Т ш * * t ^ * t * t * f ^ ^ Т ^ I ^ f ^ ^ f ^ * Т Р^Т Т f * t 4 ^^ ^ t ^ * * ^ V V ^ У * I 1 ' ^ I 1 ' ^ t * Т

£.С. Ешпанов УДК 94:37

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ АКТЮБИНСКОМ ОБЛАСТИ КАЗАХСТАНА В НАЧАЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг.

Аннотация

В статье автором предпринята попытка раскрыть на основе архивных документов малоизученную сторону образовательной деятельности на территории Актюбинской области Казахстана в начале Великой Отечественной войны. Основное внимание уделено начальному периоду военных действий, что делает возможным сравнить и сопоставить изучаемую тему для дальнейших исследований. Автором проанализированы развитые и слаборазвитые стороны народного образования в области, обосновываются причины, почему они стали неэффективны. Дана оценка формам и методам в организации учебно-методического подхода в обучении. Воссоздана объективная картина образования, исследован процесс обучения и воспитания педагогических кадров области.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Актюбинская область, народное образование, школа, учащиеся, четверть, полугодие

Vladimir S. Eshpanov

FROM THE HISTORY OF EDUCATIONAL SYSTEM DEVELOPMENT IN AKTOBE REGION, KAZAKHSTAN,

AT THE BEGINNING OF THE GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945

Abstract

In the article the author makes an attempt to reveal a poorly studied aspect of educational activities in the territory of Aktobe region, Kazakhstan, at the beginning of the Great Patriotic War, archival documents being referred to. The main attention is given to the initial period of military operations. That makes it possible to do a further analysis of the subject under study. The author has analyzed and illustrated problems of developed and underdeveloped aspects of public education in the region. He justifies the point why they have become ineffective. The evaluation of forms and methods in the organization of an educational and methodical approach in teaching is given. The objective picture ofeducation has been reconstructed; the process oftraining teaching staffin the region has been studied.

Key words: Great Patriotic War, Aktobe region, public education, school, students, quarter, half-year

В планах на начало 1940-х гг. по Актюбинской области Казахстана народное образование было одним из перспективных направлений. Ис-

полкомом областного совета депутатов трудящихся на начало 1940-1941 учебного года первоначально было установлено, что должно было

Ешпанов Владимир Сарсембаееич, доктор исторических наук, профессор кафедры социалъно-гуманитар-ныхдисциплинАктюбинскогоуниверситетаим. С. Баишева, e-mail: WS-282@mail.ru (Актобе, Казахстан)

Vladimir S. Eshpanov, Dr.Sc. (History), Professor, Department of the Social and Humanitarian Disciplines, Aktobe UniversityNamedafterS. Baishev, e-mail: WS-282@mail.ru (Aktobe, Kazakhstan)

Таблица1

Контингент учащихся в школах [5]

Группы Отчет План Фактически Выполнение

классов за 1939-1940 уч. год на 01.09.1940 г. на 01.09.1940 г. плана, %

1-4 классы 34046 36062 31105 86,9

5-7 классы 15233 24090 19627 81,5

8-10 классы 1614 4067 2591 63,7

Всего 50893 64219 53323 83,0

быть 536 начальных, 150 неполных средних и 38 средних школ [1]. В связи с постановлением СНК КССР и ИК КП(б) от 9.05.1940 г. «О реорганизации школьной сети...» план по сети школ был в корне пересмотрен: было намечено объединить 94 начальной школы, реорганизовать 15 неполных средних школ в начальные и 2 средние - в неполные средние [2]. На 1 сентября 1940 г. фактически существовало 449 начальных, 130 неполных средних и 38 средних

школ, всего - 617 школ [3]. Все намеченные к реорганизации средние и неполные средние школы к указанному сроку были реорганизованы согласно плану. После объединения начальных школ по количеству школ план был выполнен, но не в разрезе каждой намеченной к слиянию школы. Такое положение объясняется тем, что в ряде районов в силу изменившейся обстановки оставили намеченные к слиянию школы, а вместо них закрыли другие. Нужно отметить, что школьный сектор областного отдела народного образования (облОНО) не проверил выполнение плана по каждой намеченной к слиянию школе, в виду

чего в ряде населенных пунктов начальные школы, подлежавшие ликвидации, остались [4]. Данная политика приводила к тому, что школы стали более укомплектованными, получили условия для развития материально-технической базы и повышения условий для качественного преподавания.

Количество неохваченных школой детей к началу учебного года и к концу первой и второй четверти характеризуется следующим (табл. 2):

Из приведенных данных видно, что общее количество детей, неохваченных школой, к началу второго полугодия по сравнению с началом учебного года значительно уменьшилось. Однако полного охвата детей школой в течение всего учебного года осуществить не удалось по причине чрезмерно большой текучести контингента учащихся и его непостоянности, что в значительной степени повлияло на их количество и качество учебно-воспитательной работы. Отсев учащихся из школ по четвертям характеризуется следующими показателями (табл. 3):

Таблица 3

Отсев учащихся по четвертям 1940-1941 учебного года [7]

Четверть Учащихся 1-4 классов Учащихся 5-8 классов Всего

1-ая четверть 2112 1960 4072

2-ая четверть 1503 1627 3130

3-тья четверть 1687 1383 3070

4-ая четверть 1018 832 1850

Итого 6320 5820 12122

Таблица 2

Контингент не охваченных школой детей [6]

Четверти Не охвачено школами

8-11 лет 12-14 лет 15-17 лет Итого Из них окончивших 4 класса

На начало учебного года 102 378 364 844 487

На конец 1-ой четверти 113 171 287 571 324

На конец 1-го полугодия 61 142 198 401 242

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ КАЗАХСТАНА.

85

Таблица 4

Успеваемость по четвертям 1940-1941 учебного года [8]

Четверти Всего учащихся Количество неуспевающих Количество отличников Успеваемость, % Отличники, %

1-ая четверть 50734 10395 6249 79,5 12,3

2-ая четверть 46632 7334 6871 84.3 14,7

3-тья четверть 45557 5206 7094 86,1 16,5

4-ая четверть 4298 5203 7049 88,2 16,0

Отсев без уважительных причин за 19401941 учебный год составил 2865 чел., или 5,4% по отношению к общему количеству учащихся на начало учебного года. Общий процент отсева равен 22,7%. По сравнению с 1939-1940 учебным годом успеваемость учащихся значительно повысилась (табл. 4).

Как видно по таблице 4, в 1940-1941 учебном году успеваемость повысилась на 0,1%, число отличников - на 1%, а количество неуспевающих снизилось на 1,1%. Из 617 школ области 169 добились 100% успеваемости, однако во многих школах она была на низком уровне [9].

Основными причинами, влияющими на низкий уровень успеваемости по целому ряду школ, являлись:

1. Недостаточный контроль и практическое руководство существующей школьной сетью со стороны органов народного образования.

Подготовка школьных учителей

преподаватели использовали наглядные пособия, не проводились опыты. Работе с отстающими учениками уделялось мало внимания.

3. Директора и заведующие учебными частями школ уделяли очень мало внимания контролю качества работы учителей и успеваемости учащихся: редко посещали уроки, не были организованы широкие обсуждения достоинств и недостатков работы учителей.

4. Слабая трудовая дисциплина учащихся (пропуски уроков, опоздания), плохая связь школы с родителями.

5. Слабая организация социалистического соревнования. Повышение общих практических и теоретических знаний учащихся происходило в условиях повышения финансирования школ со стороны государства.

С целью ликвидации недостатка в учительских кадрах облОНО организовал курсы подготовки учительских кадров (табл. 5).

Таблица 5

началу 1940-1941 учебного года [10]

№ Наименование курсов Сроки обучения Выпуски

1 Учитель начальных школ 8-10 месяцев 109 87

2 Учитель начальных школ 1,5 месяца 63 39

3 Учитель биохимии 10 месяцев 16 16

4 Учитель русского языка 10 месяцев 25 -

5 Курсы выдвиженцев из НШ в НСШ 1,5 месяца 129 -

2. Недостаточная общая и педагогическая подготовленность значительной части преподавательского состава, невысокое качество подготовки к урокам и их проведения. Далеко не все

Через курсовую сеть было подготовлено 269 человек, из начальных школ для работы в неполных средних школах было выдвинуто 73 человека. Из общего числа учителей должны

Таблица 6

сады [11]

Сеть Контингент

Отчет за 1940 год 1941 год Отчет за 1940 год 1941 год

План на 1941 год Факт выполнения за 1-ое полугодие Выполнение плана, % План на 1941 год Факт выполнения Выполнение плана, %

Всего 21 22 22 100,0 676 780 671 86,0

были обучаться заочно в педучилище 1283, а в институте - 467 человек. Фактически в текущем учебном году обучались и явились на заочную сессию: в педучилище - 679 чел., в институт - 358.

Показатели выполнения плана по сети и контингенту бюджетных детских садов Наркомпро-са приведены в табл. 6.

Невыполнение плана по контингенту детей объясняется слабой разъяснительной работой среди населения о значении детских садов как со стороны органов народного образования, так и со стороны профсоюзов.

Контингент детей, находящ

мов, из которых 1 - для глухонемых, 1-е особым режимом и 2 - общего типа. Детей в них было 1416 человек, из них в детском доме глухонемых проживали 70, с особым режимом -29 человек.

Контингент детдомов на 1 июля 1941 г. составлял 1273 человека, в т.ч. в детском доме глухонемых - 23. По плану в течение 1941 года было намечено вывести из детдомов переростков в количестве 384 человек. На 1 июня 1941 г. на производственную практику и учебу было выведено 145 человек, или 37,8%.

Таблица 7

:ся в летних лагерях отдыха [13]

Районы области Количество детей

Челкарский 118

Актюбинский 82

Кунжарский 132

Тамдинский 144

Темирский 176

Хобдинский 117

Уилский 160

Актюбинский (глухонемых) 23

В работе детсадов существовал целый ряд недостатков:

1. Отсутствие в ряде детсадов соответствующих условий, недостаточная сеть их в городах, вследствие чего контингент детей в зимний период сильно сокращался.

2. Слабое руководство, а также помощь органов народного образования в деле подготовки и подбора соответствующих воспитательных кадров и дачи методических указаний в их работе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статистические

В остальных домах введен лагерный режим без выезда в поле. Все детские дома имели подсобные хозяйства. В 1941 году посевные площади составляли: огородно-бахчевые культуры -102,7 га; зерновые - 223,5 га. Поголовье скота в подсобных хозяйствах детских домов составило 1287 голов.

Работа по ликвидации безграмотности и малограмотности по состоянию на 1 июля 1941 г. характеризуется следующими показателями (табл. 8):

Таблица 8

анные в цифрах [14]

Ликвидация неграмотности Ликвидация малограмотности

Отчет за 1940 год 1941 год Отчет за 1940 год 1941 год

План на1941 год Фактическое выполнение за полугодие Выполнение плана, % План на1941 год Факт выполнения Выполнение плана, %

Всего 10523 6581 2925 44,4 9876 13921 3132 22,5

3. Недостаточная подготовленность большинства работников детских садов, выполнение ими одновременно функции воспитателей и нянечек [12].

В Актюбинской области по состоянию на 1 января 1941 г. насчитывалось 13 детских до-

Кроме того, по Актюбинской области профсоюзы должны были в течение 1941 года обучить 3781 безграмотного, 3170 - малограмотных. Было обучено - всего: первых 321 чел. (8,8%), последних - 673 (21,3%).

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ КАЗАХСТАНА.

87

Как видно из приведенных данных, работа по ликвидации безграмотности и малограмотности была неудовлетворительной. Основными причинами были:

1. Недостаточная помощь, оказываемая органами народного образования Актюбинской области, школам, а также отсутствие необходимой заботы учителей ликбеза.

2. Отсутствие необходимой помощи органам народного образования со стороны советов и профессиональных союзов.

3. Слабый контроль за расходованием средств, отпускаемых на работу ликбезов, в виду чего по ряду сельских (аул) советов средства расходовались не по назначению.

Таким образом, приведенные материалы отчетливо показывают, что народное образование в начальный период Великой Отечественной войны занимало важное место в обществе. Система развития образования предполагала создание условий, при которых происходила работа по ликвидации безграмотности, что являлось важной вехой в истории страны в целом и в Актюбинской области Казахстана в частности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный архив Актюбинской области (ГААО). Ф. 85. On. 1. Д. 34. Л. 17.

2. ГААО. Ф. 85. On. 1. Д. 34. Л. 48.

3. ГААО. Ф. 85. On. 1. Д. 34. Л. 67.

4. ГААО. Ф. 85. On. 1. Д. 34. Л. 104.

5. ГААО. Ф. 13. Оп. 11. Д. 287. Л. 56.

6. ГААО. Ф. 13. Оп. 11. Д. 287. Л. 59.

7. ГААО. Ф. 13. Оп. 11. Д. 9. Л. 13.

8. ГААО. Ф.13. Оп. 11.Д. 11.Л. 19.

9. ГААО. Ф. 281. On. 1. Д. 252. Л.36.

10. ГААО. Ф. 281. On. 1. Д. 252. Л. 100.

11. ГААО. Ф. 281. On. 1. Д. 7. Л. 11.

12. ГААО. Ф. 281. On. 1. Д. 25. Л. 88.

13. ГААО. Ф. 281. On. 1. Д. 29. Л. 55.

14. ГААО. Ф. 281. On. 1. Д. 22. Л. 10.

REFERENCES

1. Gosudarstvennyy arkhiv Aktyubinskoy oblasti (GAAO). F. 85. Op. 1. D. 34. L. 17 [State Archives ofAktobe Region. Fund 85. Bordereau 1. Individual File 34. P. 17] (in Russ.).

2. GAAO. F. 85. Op. 1. D. 34. L. 48 [State Archives of Aktobe Region. Fund 85. Bordereau 1. Individual File 34. P. 48] (in Russ.).

3. GAAO. F. 85. Op. 1. D. 34. L. 67 [State Archives of Aktobe Region. Fund 85. Bordereau 1. Individual File 34. P. 67] (in Russ.).

4. GAAO. F. 85. Op. 1. D. 34. L. 104 [State Archives of Aktobe Region. Fund 85. Bordereau 1. Individual File 34. P. 104] (inRuss.).

5. GAAO. F. 13. Op. 11. D. 287. L. 56 [State Archives ofAktobe Region. Fund 13. Bordereau 11. Individual File 287. P. 56] (in Russ.).

6. GAAO. F. 13. Op. 11. D. 287. L. 59 [State Archives ofAktobe Region. Fund 13. Bordereau 11. Individual File 287. P. 59] (in Russ.).

7. GAAO. F. 13. Op. 11. D. 9. L. 13 [State Archives ofAktobe Region. Fund 13. Bordereau 11. Individual File 9. P. 13] (inRuss.).

8. GAAO. F. 13. Op. 11. D. 11. L. 19 [State Archives ofAktobe Region. Fund 13. Bordereau 11. Individual File 11. P. 19] (inRuss.).

9. GAAO. F. 281. Op. 1. D. 252. L. 36 [State Archives ofAktobe Region. Fund 281. Bordereau 1. Individual File 252. P. 36] (in Russ.).

10. GAAO. F. 281. Op. 1. D. 252. L. 100 [State Archives ofAktobe Region. Fund 281. Bordereau 1. Individual File 252. P. 100] (in Russ.).

11. GAAO. F. 281. Op. 1. D. 7. L. 11 [State Archives ofAktobe Region. Fund 281. Bordereau 1. Individual File 7.P. 11] (inRuss.).

12. GAAO. F. 281. Op. 1. D. 25. L. 88 [State Archives ofAktobe Region. Fund 281. Bordereau 1. Individual File 25. P. 88] (in Russ.).

13. GAAO. F. 281. Op. 1. D. 29. L. 55 [State Archives ofAktobe Region. Fund 281. Bordereau 1. Individual File 29. P. 55] (in Russ.).

14. GAAO. F. 281. Op. 1. D. 22. L. 10 [State Archives ofAktobe Region. Fund 281. Bordereau 1. Individual File 22. P. 10] (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.