Научная статья на тему 'Роль уездных начальников в организации школьного образования казахов (вторая половина XIX - начало ХХ В. )'

Роль уездных начальников в организации школьного образования казахов (вторая половина XIX - начало ХХ В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
159
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕЗД / НАЧАЛЬНИК / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМА / МЕТОД / UYEZD / HEAD / CULTURE / EDUCATION / FORM / METHOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кайралапина Алмагуль Жаскайратовна

В данной статье рассматривается проблема истории степного уезда через призму культурно-просветительской деятельности и личных качеств конкретных уездных начальников, что позволяет лучше понять и раскрыть взаимодействие их с коренным казахским населением. В центре внимания читателей региональная специфика особенности организации образовательной деятельности, эффективность управления ею. Акцентируется внимание на развитии сети общеобразовательных школ в рассматриваемых казахских уездах, подняты проблемы взаимодействия уездных правителей с населением. Автор отмечает их вклад в развитие школ для коренного населения. Это способствовало развитию в дальнейшем культурно-просветительных отношений степного края с Россией. Историческое прошлое степного края обусловлено фактами на основе архивных материалов, детализирующих особенности заявленной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кайралапина Алмагуль Жаскайратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Uyezd Authority Figures in Developing School Education of the Kazakhs (the Second Half of the 19th Century - the Early 20th Century)

The article deals with the issue of the history of a steppe uyezd from the perspective of the cultural and educational activities and personal characteristics of certain uyezd authorities. This allows us to understand better and reveal their interaction with the indigenous Kazakh population. At the centre of readers’ attention is a regional specific feature, namely peculiarities of arranging the educational work, its effectiveness control. Attention is paid to developing the network of schools providing general education in the Kazakh uyezds during the period considered. The issue of interaction between the uyezd authorities and population was raised by the author. The contribution of the steppe uyezd authorities to the construction of schools for the indigenous people is mentioned. This has contributed to the further development of cultural and educational relations of the steppe region with Russia. The steppe region’s historical background is conditioned by archival data that specify the given subject-matter.

Текст научной работы на тему «Роль уездных начальников в организации школьного образования казахов (вторая половина XIX - начало ХХ В. )»

А.Ж. Кайралапина УДК 070. 11(574)

РОЛЬ УЕЗДНЫХ НАЧАЛЬНИКОВ

В ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХОВ (вторая половина XIX - начало ХХ в.)

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема истории степного уезда через призму культурно-просветительской деятельности и личных качеств конкретных уездных начальников, что позволяет лучше понять и раскрыть взаимодействие их с коренным казахским населением. В центре внимания читателей региональная специфика -особенности организации образовательной деятельности, эффективность управления ею. Акцентируется внимание на развитии сети общеобразовательных школ в рассматриваемых казахских уездах, подняты проблемы взаимодействия уездных правителей с населением. Автор отмечает их вклад в развитие школ для коренного населения. Это способствовало развитию в дальнейшем культурно-просветительных отношений степного края с Россией. Историческое прошлое степного края обусловлено фактами на основе архивных материалов, детализирующих особенности заявленной темы.

Ключевые слова: уезд, начальник, культура, образование, форма, метод

Almagul Zh. Kairalapina

THE ROLE OF UYEZD AUTHORITY FIGURES IN DEVELOPING SCHOOL EDUCATION OF THE KAZAKHS (the Second Half of the 19th Century - Early 20th Century)

Abstract

The article deals with the issue of the history of a steppe uyezd from the perspective of the cultural and educational activities and personal characteristics of certain uyezd authorities. This allows us to understand better and reveal their interaction with the indigenous Kazakh population. At the centre of readers' attention is a regional specific feature, namely peculiarities of arranging the educational work, its effectiveness control. Attention is paid to developing the network of schools providing general education in the Kazakh uyezds during the period considered. The issue of interaction between the uyezd authorities and population was raised by the author. The contribution of the steppe uyezd authorities to the construction of schools for the indigenous people is mentioned. This has contributed to the further development of cultural and educational relations of the steppe region with Russia. The steppe region's historical background is conditioned by archival data that specify the given subject-matter.

Key words: uyezd, head, culture, education, form, method

История основания первых школ на территории казахских уездов относится к середине XIX в. Оренбургский генерал-губернатор А.А. Катенин в 1859 г. ходатайствовал перед Министерством

внутренних дел об учреждении школ при Оренбургском и Уральском укреплениях (на Сырдарье в форте №1 и Перовском), проект которого был утвержден 9 февраля 1860 г. Положением Комитета

Кайралапина Алмагуль Жаскайратовна, аспирант Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (Актобе, Казахстан), e-mail: [email protected]

Almagul Zh. Kairalapina, Post-Graduate Student at M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University (Aktobe, Kazakhstan), e-mail: [email protected]

© Кайралапина А.Ж., 2017

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2017/3 (77)

министров. Губернатор А.П. Безак 18 октября 1862 г. утвердил Правила о школах, учрежденных при указанных укреплениях (фортах №1 и Перовском [1]). Открытые школы находились в ведении областного правления (под непосредственным попечительством оренбургского генерал-губернатора), а при фортах №1 и Перовском -в ведении командующего Сырдарьинской линии. Средства, выделенные для содержания школ из кибиточного сбора (в размере 1803 руб. 50 коп.), распределялись следующим образом: ремонт школьного здания - 50 руб., ремонт мебели, приобретение посуды и учебных принадлежностей -75, отопление и освещение - 360 руб., питание -10 коп. в день на каждого казаха в течение 9 учебных месяцев - 687 руб. 50 коп., одежда, белье и обувь - 150 руб., мыло и полотенце - 85, жалование повару и прачке - 96, учителю - 300 руб.

В правила о школах были включены требования по следующим направлениям их деятельности:

- в школы набирали не более 25 учеников из казахов, с одним учителем, который также выполнял функции смотрителя школы;

- учиться преимущественно могли дети казахов, состоявших на службе в управлении. В случае недобора принимались дети и рядовых кочевников, на первых порах даже взрослые;

- для поступления в школу необходимо было только явиться смотрителю, который устно докладывал начальнику укрепления или форта и от него получал письменное предписание, где фиксировались данные о воспитаннике: имя, отчество, возраст, род, отделение, звание родителей и время поступления;

- при выбытии из школы соблюдались те же формальности, как и при поступлении. Дети, выбывшие по болезни, принимались обратно, исключенные из-за неудовлетворительного поведения обратно не принимались;

- в школах учились и русские дети, но в качестве приходящих. В отличие от казахов, которые обязаны были обучаться русской грамоте, они не обучались казахской грамоте;

- учителями были преимущественно молодые казахи, окончившие Неплюевский кадетский корпус или школу для казахских детей при областном правлении. Обязательным условием было хорошее знание русского языка. Назначение и увольнение учителей Уральского укрепления было в ведении областного правления. Кроме того, учителя могли выполнять функции переводчика при уездном правлении с дополнитель-

ным жалованием в размере 200 рублей. В школах обучали первоначально чтению и письму на казахском и русском языках, первым четырем правилам арифметики, переводить с казахского языка на русский и обратно. Изучение русского языка было главным в обучении казахов.

По этому проекту 25 октября 1864 г. в Уральском укреплении была открыта начальная казахская школа. Но не все условия положения оказались осуществимы на практике. Учителю Шахмурату Кулыбекову, выпускнику Оренбургской школы переводчиков, не удалось наладить учебный процесс из-за неблагоприятных материальных условий, школа не стала пользоваться доверием со стороны местных казахов и в 1869 году она была закрыта [2, с. 51].

«Временное положение...» от 21 октября 1868 г. впервые поставило вопрос об открытии школ не только в означенных укреплениях, но и во всех уездных центрах. В выполнении задач по функционированию двухклассных школ большая ответственность была возложена на уездных начальников, которые должны были обращать внимание и на создание условий для открытия учебных заведений в уезде, в частности подыскать подходящие здания или подать документы в областное правление на строительство нового.

В 1879 г. в доме купца Иванова с оплатой за аренду 800 руб. начались занятия в Иргизском 2-хклассном училище [3, с. 88]. На следующий год из-за высокой арендной платы училище было переведено в общественное здание, где проходили волостные съезды биев. Заведующими училищем в разное время были Данилов (до 1888 г.), Царе-городцев (до 1889 г.), Тимофеев, выпускник Казанской гимназии (до 1892 г.), Лазарев (до 1895 г.), учителями - выпускник Казанской учительской семинарии Григорьев (крещеный татарин из Казанской губернии) и Толебай Сарабатыров, выпускник Оренбургской учительской школы [4]. Всего учеников - 38 человек, из них 26 русских и 12 казахов [5, с. 59].

Занятия в Иргизском училище начались 1 ноября 1879 года. Первоначально набрали 26 русских и 12 казахских детей. К концу 1880 г. здесь обучалось 23 русских, 25 казахов, 1 еврей и 1 татарин.

Иргизское училище преимущественно содержалось в отличие от Тургайского и Троицкого училищ на общественные средства. Кроме того, только иргизские казахи оказывали денежную помощь на содержание учеников своего уезда. В училищах предполагалось обучать

90

А.Ж. Кайралапина

по 50 казахских мальчиков, но из-за недостаточности средств это оказалось невозможным [6, с. 61]. В учебный план наряду с общеобразовательными дисциплинами был введен такой предмет, как обучение приемам оспопрививания, чтобы уже в стенах училища могли подготовить специалистов-оспопрививателей для уездов.

22 сентября 1880 г. при русско-киргизских училищах было утверждено звание почетных блюстителей. 23 декабря военный губернатор Тургай-ской области утвердил в должности почетного блюстителя иргизского двухклассного русско-казахского училища зауряд-хорунжего Шахмурата Кулубекова (казаха Аманкульской волости), бывшего первого учителя первой иргизской школы. Для этого училища на приобретение книги Э.Э. Ухтомского «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича» сызранским мещанином Николаем Батыревым (проживавшим в г. Иргиз) было пожертвовано 25 рублей, за что ему 26 декабря 1896 г. попечителем была выражена благодарность [7].

На заседании Тургайского областного правления обсуждался вопрос о строительстве каменного здания двухклассного русско-казахского училища в Актюбинском уезде. В ноябре 1880 г. по заданию военного губернатора Тургайской области А.П. Константиновича уездный начальник П.И. Сунгуров выбрал временное здание для организации учебных занятий в училище (дом купца Е. Тухтина в аренду за 400 рублей в год). Одновременно по поручению губернатора архитектор Тургайской области В. Свенцицкий подготовил смету и проект здания училища. Казахское население Актюбинского уезда пожертвовало на строительство здания 13398 руб., из них только вклад казахов Уйсылкаринской и Аралтюбин-ской волостей составил сумму более 50%. По

сведениям уездного начальника П.И. Сунгурова, на ежегодное содержание училища казахское население пожертвовало сумму более 2500 рублей.

Хотя статистические данные свидетельствуют об определенном росте школ в области, надо отметить, что их все же было недостаточно для распространения светского образования среди местного населения (на 1 января 1897 г. было 71 учебное заведение Министерства народного просвещения, а через 10 лет - 160). По итогам первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., уровень грамотности населения г. Иргиз составил 35,02% от всего населения города (699 чел.), а по уезду - 2,8% (2811 чел.) от всего его населения (98 697 чел.). Среди них получивших образование выше среднего насчитывалось 50 мужчин и 18 женщин.

Увеличение аульных школ в Актюбинском уезде вызвало острую потребность в педагогических кадрах. Существовавшие специальные учебные заведения в регионе (Оренбургская учительская школа, Казанская учительская семинария) не могли обеспечить школы Уральской и Тургай-ской областей кадрами, поэтому при училище открылись двухгодичные курсы для подготовки учителей начальных школ. Одновременно попечитель Оренбургского учебного округа Н.А. Бо-бровников в 1911 г. поднял вопрос о необходимости открытия учительской семинарии в Актюбинске. Он считал, что подготовка учителей, выросших в местных условиях, знающих культуру и быт казахского народа, понимающих возложенную на них ответственность, могли бы оказать существенное влияние на развитие просвещения в уезде, чем случайно приехавшие учителя из центральных губерний России. В результате 5 октября 1912 г. в Актюбинске открылась мужская учительская семинария, директором

Т а б л и ц а 1

Количество школ в Тургайской области [8]

Уезды Кол-во жителей Число школ Кол-во жителей на 1' школу Число уч-ся Кол-во жителей на 1 уч-ся

русские казахи итого Русск. Казахи Русские казахи

м. д. м. д.

Кустанайский 18257 111465 129722 5 25944,4 78 10 119 - 207,4 1936,6

Актюбинский 2600 82520 85120 2 42560 48 6 57 - 48,1 1447.7

Тургайский 576 68745 69321 2 34660,5 12 _ 65 - 48 1057, 6

Иргизский 1203 79281 80484 5 20121 40 15 52 20 21,8 1101, 1

Итого: 22636 342. 011 364647 14 - 178 31 293 20 - -

которой был назначен В.Ф. Карпов. Законоучителем стал Николай Мордвов. Временно учебные занятия в семинарии начались в частном доме купца Химича, в дальнейшем предполагалось строительство собственного здания. Открытие данной семинарии имело важное значение в подготовке учителей для начальных классов. В первый учебный год из желающих поступить в семинарию 66 чел. среди выдержавших вступительные экзамены только 30 прошли по конкурсу в число абитуриентов [9]. Среди ее выпускников: Куаныш Жубанов, уроженец Аманкольской волости Иргиз-ского уезда, работавший впоследствии учителем вышеназванной волости, Баймен Алманов, известный государственный деятель Казахстана.

Таким образом, за более чем тридцатилетний период произошли значительные изменения в развитии учебных заведений уездов: от первого двухклассного русско-казахского училища, где получали начальное образование, до средне-специального учебного заведения (учительская семинария), где впервые началась подготовка учительских кадров. В открытии уездных русско-казахских школ значительную роль сыграли уездные начальники, которые занимались организационными вопросами по увеличению контингента школ, тесно взаимодействовали с инспекторами школ. В Центральном государственном архиве сохранилась переписка уездных начальников с должностными лицами Оренбургского учебного округа. Вместе с тем важную роль сыграло и казахское население, которое создавало стипендиальные фонды и собирало определенный капитал для строительства школьных зданий, создания материального фонда и т.д. Не случайно военный губернатор Тургайской области Я. Барабаш констатировал об удивительной черте казахского народа, а именно «благоразумие, поэтому материальные средства, которыми они обладали, направлены на открытие и содержание новых аульных школ», и что в распространении образования в Степи большую роль сыграли пожертвования казахского народа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Центральный государственный архив Республики Казахстан (ЦГА РК). Ф. 25. Оп. 1. Д. 3592. Л. 70.

2. Алтынсарин И. Соч. в 3-х т. Т. 3. Алма-Ата: Наука, 1976. 280 с.

3. Васильев А. Исторический очерк русского образования в Тургайской области и современное его состояние. Оренбург: Типолитография П.Н. Жаринова, 1896. 146 с.

4. Тургайская газета. №35. 1897. 10 сентября.

5. Алекторов А.Е. Исторический очерк народного образования в Тургайской области. Летопись 17491898 гг Оренбург: Типолитография Ф. Сачкова, 1900. 213 с.

6. Джумагулов К.И. Алтынсарин и развитие культуры казахского народа. Доп. переизд. Алма-Ата: Казахстан, 1984. 320 с.

7. Обзор Тургайской области за 1883 г. Оренбург: Мысль, 1884. 105 с.

8. ЦГА РК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 3580. Л. 12.

9. ЦГА РК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 4809. Л. 26.

REFERENCES

1. Tsentral'nyj gosudarstvennyj arkhiv Respubliki Kazakhstan (TsGA RK). F. 25. Op. 1. D. 3592. L. 70 [Central State Archives of the Republic of Kazakhstan. Fund 25. Bordereau 1. Individual File 3592. P. 70] (in Russ.).

2. Altynsarin, I. Soch. v 3kh t. T. 3 [Works in 3 Vol. Vol. 3]. Almaty: Nauka press, 1976. 280 p. (in Russ.).

3. Vasilyev, A. Istoricheskij ocherk russkogo obrazovanija v Turgajskoj oblasti i sovremennoe jego sostojanie [Historical Review of the Russian Education in the Torgay Region and Its Current State]. Orenburg: P.N. Zharinov's typolithography, 1896. 146 p. (in Russ.).

4. Turgajskaja gazeta [The Torgay Newspaper]. No 35. September 10, 1897 (in Russ.).

5. Alektorov, A.E. Istoricheskij ocherk narodnogo obrazovanija v Turgajskoj oblasti. Letopis' 1749-1898 gg. [Review of the Public Education in the Torgay Region. A Chronicle of 1749-1898]. Orenburg: F. Sachkov's typolithography, 1900. 213 p. (in Russ.).

6. Dzhumagulov, K.I. Altynsarin i razvitie kul'tury kazakhskogo naroda. Dop. pereizd. [Altynsarin and the Development of Kazakh Culture. Additional Reprint]. Almaty: Kazakhstan press, 1984. 320 p. (in Russ.).

7. The 1883 Review of the Torgay Region. Orenburg: Mysl' press, 1884. 105 p. (in Russ.).

8. TsGA RK. F. 25. Op. 1. D. 3580. L. 12 [Central State Archives of the Republic of Kazakhstan. Fund 25. Bordereau 1. Individual File 3580. P. 12] (in Russ.).

9. TsGA RK. F. 25. Op. 1. D. 4809. L. 26 [Central State Archives of the Republic of Kazakhstan. Fund 25. Bordereau 1. Individual File 4809. P. 26] (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.