Отечественный опыт
Ярослав ШАБАНОВ
ИЗ ИСТОРИИ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
В статье показаны основные причины, этапы разработки и принятия приоритетных национальных проектов, выявлена их роль в формировании современной социальной политики.
The main reasons, stages of development and adoption of first-priority national projects are shown, their role in modem social policy forming is revealed.
Ключевые слова:
национальные проекты, социальная политика, модернизация, общество, государство; national projects, social policy, modernization, society, state.
ШАБАНОВ Ярослав Васильевич — к.и.н., соискатель кафедры экономической и политической истории России СГСЭУ
Вначале XXI в. в области социальной политики Российскому государству требовалось выйти на новый качественный уровень, минимизировать социальные издержки преобразований, сделать ее политикой здравого смысла, предлагающей реальные решения проблем с учетом имеющихся бюджетных и общих ресурсных ограничений. Летом 2003 г. была образована рабочая группа во главе с заместителем руководителя Администрации Президента Российской Федерации И.И. Шуваловым с целью подготовки предложений по реализации основных положений ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г. Главной задачей этой группы стало определение стратегических направлений на ближайшие четыре года, призванных стать основой дальнейшего роста ВВП. Эти направления и были изначально определены руководством рабочей группы в качестве первых национальных приоритетов1. В дальнейшем произошла определенная «социализация» приоритетов, их поворот к населению, а специфические вопросы обороны и развития экономики были переданы профильным министерствам и ведомствам. Уже к июлю 2003 г. были в общем виде сформулированы основные направления работы по социальному компоненту национальных приоритетов, которые впоследствии были сформулированы как национальные проекты. Осенью 2003 г. эта работа велась в Центре стратегических разработок. Аппаратную и экспертную работу на предварительном этапе обеспечивал отдел экспертного сопровождения приоритетных национальных программ Экспертного управления Президента Российской Федерации, начальником которого в 2003 г. был С.Г. Кордонский2.
Принципиальные формы и методы деятельности по национальным приоритетам были опробованы на проблеме обеспечения населения доступным жильем. Данный вопрос первым был переведен из исключительного ведения правительства РФ в сферу совместных решений политических, экономических и хозяйственных структур. При администрации президента РФ была создана рабочая группа «Формирование рынка доступного жилья». Ее возглавила директор фонда «Институт экономики города» Н.Б. Косарева. В соответствии со сформулированными приоритетами социальноэкономической политики — становление рынка доступного жилья,
1 http://www.ng.rU/tag/shuvalov/2
2 http://kordonsky.ru/
образование, здравоохранение, социальные вопросы военнослужащих — было создано несколько рабочих групп, в т.ч. и по рынку доступного жилья. За время подготовки проектов в работе данной группы приняли участие около 250 экспертов. Было проведено крупномасштабное обследование, которое включало опросы населения, строителей, представителей банковской сферы, сотрудников региональных и муниципальных администраций. Это было сделано для того, чтобы действительно понять, какова на сегодняшний день ситуация с жильем в стране, перспективы и возможности ее изменения, какие здесь существуют проблемы и препятствия для их решения. По итогам деятельности рабочих групп в 2003 г. было решено разработать комплекс мер, которые охватят все стороны жилищного строительства, включая развитие промышленности стройматериалов, создание системы коммуникаций и эксплуатации зданий, развитие системы ипотечного кредитования. В результате аналитической и законотворческой работы было подготовлено 27 законопроектов1. В их числе были фундаментальные поправки к Жилищному и Градостроительному кодексам, которые должны были активизировать жилищное строительство и образование товариществ собственников жилья, а также проекты законов «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ», «О внесении изменений в Федеральный закон “Об ипотеке (залоге недвижимости)”», «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительство жилья» и «О жилищно-накопительных кооперативах и их деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан».
В конце лета 2005 г. была завершена серьезная работа по составлению номенклатуры социально-экономических приоритетов, которые было решено реализовывать на государственном уровне в виде национальных проектов, или
программ. В число национальных приоритетов вошел аграрный вопрос, исторически имеющий для России политическую составляющую. На первом этапе в разработке находились еще два проекта: «Развитие культуры в Российской Федерации» и «Экология и рациональное природопользование».
Итоги предварительной работы были подведены президентом В. Путиным на встрече с членами правительства, руководством Федерального Собрания и членами Президиума Государственного совета 5 сентября 2005 г., где президент сделал программное заявление по осуществлению приоритетных национальных проектов в важнейших социальных областях. При определении социальных инициатив федеральных органов власти России была выбрана тактика конкретных шагов по решению наиболее острых проблем в сфере образования, здравоохранения, жилья, сельского хозяйства. В. Путин подчеркнул: «Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических показателей и не допуская всплеска инфляции. И потому уже открывающиеся в российской экономике возможности не должны быть нами упущены. Сегодня хотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье. Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала»2.
Необходимо было создать организационный и политический механизм реализации сформулированных социальных инициатив. С этой целью Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2005 г. № 1226 был создан Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике во главе с президентом Российской
1 http://www.urbaneconomics.ru/
2 http://www.tpprf.ru/ru/main/prioritet/putin/
Федерации В.В. Путиным. В совет вошли профильные министры, главы ведущих регионов и мэры городов, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, депутаты Государственной Думы, представители Общественной палаты, научных и общественных организаций. Главной задачей Совета стала подготовка комплекса предложений президенту РФ, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов, социальной и демографической политики исполнительными органами государственной власти. Для решения оперативных вопросов и обеспечения оптимально эффективной деятельности Совета этим же Указом был сформирован президиум. Первым заместителем председателя Совета, председателем президиума Совета стал Д.А. Медведев, который в 2005 г. являлся первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.
Таким образом, достаточно оперативно был создан механизм выработки и принятия решений, находящихся в компетенции Совета, их согласования в профильных министерствах и ведомствах, а также реализации на федеральном и региональном уровне. Как отмечал В.А. Мау, «в каждом из названных национальных приоритетов можно выделить две группы действий. С одной стороны, предоставление дополнительных бюджетных ресурсов на подде-
ржку работников соответствующих отраслей и групп населения. С другой стороны, осуществление структурных реформ в соответствующих секторах»1.
Новые качественные, прорывные инициативы в сфере государственной социальной политики, провозглашенные в национальных проектах, стали основой механизма формирования и реализации государственной стратегии, которая явилась стержневой основой Концепции национальной безопасности Российской Федерации, а затем и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Объектом обновленной государственной стратегии России стала социальная политика в контексте раскрытия человеческого потенциала. Исторический и практический опыт передовых государств убедительно показывает, что именно социальная сфера сегодня стала локомотивом развития, превратилась из фактора стабильности общества в фактор его развития. Национальные проекты должны быть реализованы в полном объеме независимо от кризисов, проблем и сложностей именно потому, что они играют весьма значимую роль в социальном развитии страны и в целом доказали свою эффективность.
1 Мау В.А. Интервью одного вопроса // Национальные проекты, 2006, № 6.