ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЧАЛА XX ВЕКА
И.ПЕЧЁНКИН
Период рубежа XIX - ХХ веков отмечен в истории России небывалой активизацией процессов практически во всех сферах жизни. Умы современников последних десятилетий существования Российской империи будоражили революционные идеи, причудливым образом сплетавшиеся с религиозно-философскими поисками, с попытками обрести надежду и веру в преддверии надвигавшихся испытаний. Выдвигались утопические программы преображения наличной действительности, и в числе наиважнейших средств такого совершенствования мира выступало художественное творчество. Но и само искусство для выполнения возложенной миссии должно было претерпеть изменения - стать универсальным, объемлющим все без исключения сферы человеческого существования «всеискусством», идею создания которого культивировал стиль модерн. На этом пути упразднялись строгие доселе границы жанров, иерархическое деление на высокие -«изящные» - искусства и прикладное ремесло. Время рождало гениев, подобных титанам Возрождения, способных охватить своей активностью широчайшее поле художественной деятельности. В отечественном искусстве конца XIX - начала ХХ веков таких имён немало: прежде всего, М.А. Врубель, В.М. Васнецов, Ф.О. Шехтель, участники объединения «Мир искусства», по-новому открывшие книжное и театрально-оформительское искусство, и ряд других.
В деле «окружения человека красотой», ведущая роль, несомненно, отводилась художественно осмысленным предметам быта и оформлению предметно-пространственной среды в целом, т.е. продукции художественной промышленности. Отечественная художественная промышленность находилась в конце XIX столетия в стадии интенсивного развития, и движителями этого процесса выступали российские художественнопромышленные учебные заведения, становившиеся на этом этапе не только «кузницей кадров», но и крупной производственной базой, на которых выполнялись художественно-ремесленные работы самого различного свойства - от ювелирных украшений до архитектурного убранства.
Первым по времени основания отечественным учебным заведением художественно-промышленного профиля являлось Императорское Строгановское Центральное училище технического рисования в Москве, обязанное своим появлением в 1825 году видному общественному деятелю, знатоку и собирателю искусства графу Сергею Григорьевичу Строганову. К концу позапрошлого века, за почти столетнюю историю Строгановского училища, здесь сложилась уникальная художественная традиция, основанная на внимательном изучении древнерусского искусства. Как отмечал современник, «методами преподавания и вообще всей системой обучения, принятой в Строгановском училище, достигается то, что училище <...> приучает учащихся к особо тщательной и любовной разработке национальных русских художественных форм»*.
Интерес к художественному наследию допетровской Руси, развивавшийся в контексте историзма XIX века, был особенно характерен именно для московской культуры, осознававшей себя в качестве альтернативы столичной, программно ориентированной на Запад. В эпоху модерна, начало которой принято относить к середине 1890-х годов, актуальность приобретает и такое качество искусства, как современность. Непротиворечивое сочетание современности и национальности, в частности, характеризует творческие поиски художников Абрамцевского кружка, пейзажистов «Союза русских художников», соединивших виды русской природы и импрессионистическую живописную манеру, Виктора Борисова-Мусатова, представившего на своих полотнах мир старинных русских усадеб, увиденный сквозь призму французского символизма...* Этот список, разумеется, может быть продолжен многими именами, включая Ф.О. Шехтеля, гениально воплотившего идею синтеза древности и современности в здании Ярославского вокзала (1902 - 1904).
Эквивалентом подобных идей в сфере художественного образования становилось стремление к модернизации учебного процесса при сохранении ориентации на возрождение подлинно национального декоративного искусства. В программах и методиках преподавания находили отражение актуальные проблемы творческой практики; учебный процесс следовал «в ногу» со стилевой эволюцией искусства. В самой полной мере сказанное справедливо именно в отношении Строгановского училища, преподавателями которого в конце XIX - начале ХХ веков являлись многие ведущие архитекторы и художники того времени. В их числе - М.А. Врубель, преподававший курс стилизации цветов, С.В. Иванов, К.А. Коровин, Н.А. Андреев, П.В. Кузнецов, Н.П. Ульянов** и другие.
Понимание неразрывной связи художественной промышленности и декоративного искусства с предметно-пространственной средой выражалась в присутствии среди преподавателей Строгановского училища значительного числа представителей архитектурного цеха. Плеяда замечательных специалистов как в области проектных, так и историко-искусствоведческих дисциплин, беззаветно преданных своей профессии, начала формироваться в Строгановке ещё в конце 1880-х годов. Интереснейшим представителем этого поколения был академик архитектуры Сергей Устинович Соловьёв (илл. 1), приглашённый в 1889 году на должность старшего преподавателя тогдашним директором училища Ф.Ф. Львовым. С.У. Соловьёву принадлежит авторство таких значимых в исторической топографии города построек, как здание Московского Архитектурного института на Рождественке (именно в нём с 1891 года размещалось Строгановское училище), Московский Педагогический Государственный университет на Малой Пироговской (первоначально - Высшие женские курсы), один из корпусов комплекса Государственной экономической Академии им. Г.В. Плеханова (Коммерческий институт), Центральная Клиническая больница Московской Патриархии на Ленинском проспекте (больница и богадельня им. Медведниковых) и ряда других. Один из крупнейших зодчих Москвы 1890-х - 1900-х годов, Соловьёв также занимался реставрацией архитектурных памятников (при его активном участии производилась первая научная реставрация Покровского собора на Красной площади, а также ремонтно-реставрационные работы в Успенском соборе московского Кремля). Уже по окончании Императорской Академии художеств, молодой архитектор имел репутацию авторитетного знатока различных орнаментальных стилей, что отразилось в его творчестве и привлекло к нему внимание директора Строгановского училища, задумавшего введение нового курса «История стилей». Чтение этих предметов носило в училище беспрецедентный характер, и весь материал для курса подбирался и систематизировался самим Соловьёвым***. Помимо преподавательской деятельности, С.У. Соловьёв в Строгановском училище с 1892 года занимал должность Инспектора классов, а с 1893 по 1896 годы неоднократно исполнял обязанности директора, в связи с болезнью и кончиной Ф.Ф. Львова****.
В 1896 году пост директора Строгановского училища занял Н.В. Глоба - педагог-реформатор и талантливый организатор, на годы директорства которого приходится пора расцвета дореволюционной Строгановки. Глоба сумел интегрировать вверенное ему учебное заведение в реальный художественный процесс: изделия учащихся экспонировались на внутрироссийских и международных выставках, в училище организовывались конкурсы с привлечением владельцев крупных художественно-промышленных мануфактур, которые отбирали и премировали лучшие ученические проекты с перспективой запуска их в массовое производство. Н.В. Глоба сделал ставку на привлечение к преподаванию в училище признанных мэтров изобразительного искусства и архитектуры. Благодаря его инициативе в стенах Строгановки появились Ф.О. Шехтель, И.В. Жолтовский, Д.П. Сухов, преподававшие проектные дисциплины*, а также Л.Н. Кекушев, С.-В.В. Ноаковский и Н.С. Курдюков, сменившие в 1899 году С.У. Соловьёва в роли преподавателей «Истории стилей» и «Истории архитектуры»**. Архитектурная логика проектного мышления, применявшаяся при разработке даже небольших предметов декоративно-прикладного искусства, обеспечивала высокий профессиональный уровень изделий Строгановских мастерских.
Участие выдающегося зодчего русского модерна Франца Осиповича Шехтеля (илл. 2) в жизни Строгановки не ограничивалось преподаванием. Он являлся бессменным членом жюри упоминавшихся строгановских конкурсов, выполнил, к сожалению, так и не осуществившийся проект грандиозного художественно-промышленного музея при училище, спроектировал и построил здание доходного дома Строгановского училища на Мясницкой (1904 - 1906), которое причисляется ныне к наиболее значительным памятникам т.н. «рационального» модерна, обозначившего переход зодчества от подражания стилям прошлого к главенству функции и конструктивной выразительности, свойственной архитектуре ХХ века. Ф.О. Шехтель активно привлекал строгановцев к реализации своих творческих замыслов. Документы свидетельствуют о том, что силами учащихся выполнялись живописно-декоративные работы на ряде построенных Шехтелем объектов культового зодчества, а также - в знаменитых павильонах Русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901)***. Заметим, что подобной практики придерживались и другие преподаватели, например, С.У. Соловьёв. Работа учащихся Строгановки под руководством ведущих архитекторов вне классов и учебных программ становилась естественным продолжением учебного процесса, которое способствовало не только приобретению молодыми художниками необходимых технических навыков, но, что не менее важно, давало им возможность приобщиться к высокой профессиональной и человеческой культуре, которой владели мастера старшего поколения.
Существенная роль при подготовке будущих художников отводилась в Строгановке изучению истории искусства. В настоящее время есть все основания говорить о самостоятельной Строгановской школе
искусствознания, основания которой были заложены именно в рассматриваемый нами период - в конце XIX -начале ХХ веков. Обращению к изучению искусства в историческом аспекте в XIX столетии немало способствовала ретроспективная программа творческой практики историзма. Однако, помимо сугубо прикладных дисциплин, таких как «История орнаментальных стилей», направленных на формирование у учащихся навыков работы с архитектурно-декоративными формами прошлых эпох, в Строгановском училище читался и обобщающий теоретический курс, в котором основное внимание концентрировалось на развитие архитектуры - как стилеобразующего вида искусства****.
Неудивительно, что преподавателями этого курса также являлись выдающиеся теоретики и практики архитектуры. С 1898 года лекции по истории искусства в Строгановском училище читал Константин Михайлович Быковский (илл. 3) - крупнейший зодчий Москвы периода поздней эклектики, председатель Московского Архитектурного общества (МАО) и признанный глава московской архитектурной школы того времени, по проектам которого было выстроено здание Центрального банка на Неглинной, корпуса библиотеки и Зоологического музея при Московском университете, Университетский клинический городок на Девичьем поле (ныне - Московская Медицинская академия им. И.М. Сеченова).
Непревзойдённым лектором в глазах учащихся-строгановцев являлся академик архитектуры Станислав-Витольд Владиславович Ноаковский (илл. 4), обладавший ярким индивидуальным стилем подачи материала, неизменно сопровождавший свои лекции иллюстрациями, которые в манере беглого наброска создавал мелом на аудиторной доске. «Уроки Ноаковского проходили как какое-то волшебное действо, переносившее нас в разные города и страны, - вспоминал один из его учеников, известный советский художник театра В.П. Комардёнков, - Я не преувеличу, сказав, что счастлив тот, кто видел его рисующим и говорящим»*.
Совмещая профессорскую должность с исполнением обязанностей хранителя библиотеки и музея при Строгановском училище, Ноаковский выступал и как иллюстратор ряда периодических изданий того времени -журналов «Искусство и художественная промышленность», «Известия Общества преподавания графических искусств»**. Его оригинальный графический дар отражал объективные тенденции искусства модерна к созданию обобщённых архитектурных образов, «с преувеличением отдельных форм, придающим им новое выражение»***.
В продолжение разговора об архитектуроведческой линии в Строгановском образовании начала ХХ столетия нельзя не выделить также фигуру Фёдора Фёдоровича Горностаева - архитектора-практика и одного из крупнейших специалистов того времени по истории древнерусского зодчества, принимавшего деятельное участие в больших архитектурно-реставрационных акциях 1900-х - 1910-х годов в Кремле, на Крутицком подворье, в Сухаревой башне. По его проекту была возведена грандиозная, решённая в древнерусских формах церковь-колокольня Воскресения Христова на Рогожском старообрядческом кладбище. Являясь действительным членом Императорского Московского Археологического общества (ИМАО) и Московского археологического института, Ф.Ф. Горностаев с 1900 по 1910 годы преподавал в Строгановском училище «Историю русской архитектуры».
Мощная архитектурная составляющая развивалась в Строгановском обучении и в последующие годы. В Первых Свободных Государственных художественных мастерских (СГХМ), организованных на основе дореволюционной Строгановки в 1918 году, преподавал Ф.О. Шехтель; в наследовавших СГХМ Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАСе) существовал отдельный архфак (архитектурный факультет), в число педагогов которого входили А.А. Веснин, И.А. Голосов, К.С. Мельников, А.В. Щусев и другие мастера советской архитектуры первой половины ХХ века****.
Традиция была продолжена в нынешней Строгановке, воссозданной сразу после окончания Великой Отечественной войны как Московское Высшее Художественно-промышленное училище (МВХПУ), выпускникам которого предстояло решать новые задачи, связанные с эстетическим осмыслением окружающей человека предметно-пространственной среды. Изобразительная культура стремительно развивается, меняются её формы и приоритеты. Не вызывает сомнений тесная связь монументально-декоративного искусства и архитектуры. Но ведь архитектурные закономерности неизменно лежат в основе как промышленного, так, в известном смысле, и графического дизайна. Поэтому особой актуальностью обладает сегодня сохранение той образовательной «философии», основы которой были заложены в Строгановском училище более века тому назад.