УДК 37.013.2:72.007Субботин
Алексеева Ирина Викторовна
Alekseeva Irina Viktorovna
доктор педагогических наук, профессор Гжельского государственного университета
Паллотта Валентина Ивановна
D.Phil. in Education Science, Professor, Gzhel State University
Pallotta Valentina Ivanovna
кандидат педагогических наук, доцент Гжельского государственного университета
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАСЛУЖЕННОГО АРХИТЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОФЕССОРА Ю.С. СУББОТИНА
PhD in Education Science, Assistant Professor, Gzhel State University
THE HISTORY OF EDUCATIONAL WORK OF PROFESSOR Y.S. SUBBOTIN, HONOURED ARCHITECT OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация:
В статье рассматривается исторический путь педагогической деятельности заслуженного архитектора РФ Ю.С. Субботина, изучается проблема становления личности, формирования педагога высшей школы. Определен вклад Ю.С. Субботина в становление и развитие дизайн-образования на юге России с учетом национальных культурных традиций и этнического менталитета, в дальнейшем позволивший выявить и сформировать региональные особенности школы архитектуры и дизайна.
Ключевые слова:
заслуженный архитектор РФ Ю.С. Субботин, дизайн, архитектура, педагогическая деятельность, дизайн-образование на юге России.
Summary:
The article deals with the historical path of pedagogical activity of Y.S. Subbotin, honoured architect of the Russian Federation, studies the problem of personal development, formation of the higher school professor. The authors discuss Y.S. Subbotin's contribution to the formation and development of design education in the South of Russia taking into account national cultural traditions and ethnic mentality, which further allowed to form the regional specifics of the school of architecture and design.
Keywords:
Honoured Architect Y.S. Subbotin, design, architecture, teaching activities, design education in the South of Russia.
Социально-культурная практика изобилует примерами, когда профессиональные архитекторы погружались в сферу педагогической деятельности, направленную на развитие и формирование личности студента, будущего архитектора или дизайнера. Назначение педагога-архитектора-дизайнера заключалось в профессиональном «сотворении» зодчего, в воспитании творческой личности в сфере культуры и искусства, архитектуры и дизайна. Одним из Архитекторов-Педагогов с большой буквы является заслуженный архитектор РФ, профессор Юрий Степанович Субботин, выпускник Новосибирской архитектурной школы, мастер, который многие годы своей творческой деятельности посвятил архитектурному искусству и дизайну, а также многие годы жизни отдал преподаванию и формированию региональных особенностей дизайна и архитектуры юга России.
Возвращаясь к началу своей карьеры, Ю.С. Субботин отмечает, что преподавателя по призванию создает другой педагог, тот, которого человек гордо, на протяжении всей своей жизни называет Учителем. В Новосибирском инженерно-строительном институте такими учителями для будущего архитектора были доктор архитектуры Е.А. Ащепков, кандидаты архитектуры С.Н. Баландин, В.П. Борзот, Л.К. Минерт, Б.И. Оглы. В то время в институте к руководству дипломными проектами выпускников привлекались известные советские архитекторы, такие как главный архитектор Новосибирска С.П. Скобликов, академик архитектуры А.А. Валовик, архитекторы Сибирского зонального научно-исследовательского и проектного института А.С. Михайлов, А.Н. Сабиров, М.И. Стародубов, ведущий архитектор Академпроекта Б.А. Захаров. После блестящей защиты дипломного проекта молодых специалистов приглашали работать на кафедру архитектуры. Так, первый педагогический опыт Юрий Степанович получил на своей кафедре в качестве руководителя дипломного архитектурного проекта «Спортивный комплекс на левобережье города Новосибирска», авторами которого были трое студентов, среди них родной брат Юрия Степановича - Петр Субботин.
В 80-х гг. XX в. из Новосибирска Юрий Степанович переезжает на юг Советского Союза в город Краснодар, где работает главным архитектором проекта Краснодарского филиала института «Гипроторг». В это же время свою профессиональную деятельность архитектора Ю.С. Субботин совмещает с педагогической деятельностью в архитектурно-строительном техникуме -
первом и единственном среднем учебном заведении на юге Советского Союза, осуществлявшем профессиональную подготовку геодезистов, архитекторов и строителей.
Учащиеся отделений техникума «Архитектура» и «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» под руководством главного архитектора Ю.С. Субботина проходили производственную и преддипломную практики, выполняли выпускные квалификационные работы в виде дипломных проектов. В то время задача руководителя практики от предприятия заключалась в выполнении функций наставников, призванных профессионально и социально-психологически адаптировать учащихся, будущих молодых специалистов-архитекторов к условиям производства. Наставничество передовых опытных рабочих, прорабов, мастеров, инженеров, архитекторов и других специалистов приобретало форму патриотического воспитания и профессиональной подготовки молодежи в условиях производства. В этот период учеными-психологами, педагогами, социологами были сделаны обобщения труда наставников на производстве, созданы методические рекомендации по созданию и развитию общесоюзного наставнического движения. Профессиональная адаптация учащихся, студентов, молодых специалистов была связана с успешным овладением своей будущей специальностью. Социально-психологическая адаптация направлена на благополучное вхождение молодежи в уже сформированный коллектив, усвоение и принятие поведенческих норм данного сообщества.
Наставническая деятельность Ю.С. Субботина проявлялась в работе не только с учащимися техникума, но и с молодыми коллегами института «Гипроторг». Главным фактором влияния на формирование профессиональных и личных качеств молодых специалистов являлся незыблемый авторитет наставника, зависевший не только от его идейной направленности, знаний, умений, навыков, профессионализма, любви к профессии, уважения к личности молодого человека, но и от результатов его собственных действий. Так, практика выполнения архитектурных и дизайн-проектов исключительно на общественных началах, в свободное от работы время, мотивировала молодых коллег на творческое развитие своего потенциала в сфере архитектуры и дизайна. Такими молодыми архитекторами были А.А. Падалка, В.В. Макарова, О.Б. Кожанова и др. Одним из результатов творческого коллективного сотрудничества стал объект «Культурно-просветительский центр АПК "Кубань" в г. Тимашевске», который получил Диплом третьей степени от Краснодарского комитета краевой выставки достижений народного хозяйства. Это было общественным признанием результатов архитектурной, наставнической, педагогической деятельности Ю.С. Субботина профессиональным сообществом.
В период 90-х гг. XX в. происходило реформирование образования и направление учащихся общеобразовательных школ в русло общекультурного развития. Специализированные школы, гимназии, лицеи включали в расписание занятий предметы архитектурно-художественного цикла. В это время Ю.С. Субботин разработал образовательную программу для общеобразовательных школ, направленную на формирование визуальной культуры и познавательной деятельности школьников через введение в архитектуру. В октябре 1991 г. Краснодарский городской информационный научно-методический центр управления народного образования в соответствии с п. 3 Положения об экспериментальной педагогической площадке в системе народного образования выдал главному архитектору Ю.С. Субботину удостоверение под номером 1 на разработанную им программу. Программа была признана городским экспертным советом как экспериментальная, принятая к исполнению средней общеобразовательной школой № 4 г. Краснодара под наименованием «Программа по архитектуре в лицейских классах».
Именно с этого периода архитектор Ю.С. Субботин начинает мечтать о таком высшем образовательном заведении, которое готовило бы специалистов в сфере архитектуры и дизайна с учетом национальных культурных традиций и этнического менталитета, что в дальнейшем позволило бы сформировать своеобразную региональную архитектуру и дизайн. Южный регион с философией и культурой народов и этносов, его составляющих, для сибиряка виделся неиссякаемым ресурсом формирования особой архитектурной школы.
В 1995 г. в Краснодарском институте культуры и искусств появился факультет монументально-декоративного и промышленного искусства, который в 2002 г. был преобразован в Художественно-промышленную академию. Заведовать кафедрой дизайна пригласили заслуженного архитектора Российской Федерации Юрия Степановича Субботина. Образовательную основу Художественно-промышленной академии составляли учебные программы Московского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова - ведущего вуза России. Обращаясь к истории Строгановки, как принято это учебное заведение называть в творческой среде, отметим, что в предреволюционные годы в училище работали известные архитекторы К.М. Быковский, Ф.Ф. Горностаев, И. Жолтовский, Л. Кекушев, С.У. Соловьев, Ф.О. Шехтель, академик архитектуры Станислав-Витольд Владиславович Ноаковский и др. В высших художественно-технических мастерских передавали молодежи свой драгоценный опыт такие мастера советской архитектуры, как А.А. Веснин, И.А. Голосов, К.С. Мельников, А.В. Щусев и др. [1].
Мощная архитектурная составляющая, которая была сформирована Строгановским образованием, творческое наследие в области прикладного искусства, дизайнерской школы, в истории которой был и ВХУТЕМАС, и первая кафедра художественного конструирования 1960-х гг., и монументально-декоративная скульптура и живопись, самостоятельная школа рисунка [2] - такое наследие Строгановской высшей школы ко многому обязывало. Будучи заведующим кафедрой дизайна, Ю.С. Субботин мечтал о том, чтобы «Малая Кубанская Строгановка», как на бытовом уровне называли ХПА, со временем тоже приобрела свое яркое узнаваемое лицо. Двадцать лет своей педагогической деятельности в вузе профессор Ю.С. Субботин посвятил реализации данной задачи. Первый выпуск четырех специалистов-дизайнеров показал высокое качество подготовки. Это отмечали как председатель Государственной экзаменационной комиссии, приглашенный из Строгановки, так и практикующие краснодарские архитекторы и дизайнеры. В мастерской архитектора до сих пор хранится огромный макет проекта «Реконструкции площади Революции города Краснодара» (ныне Театральной площади), выполненный под руководством Ю.С. Субботина первыми выпускниками кафедры дизайн ХПА КГИК, который получал высокие отзывы и награды на различных выставках.
Пролистывая копии студенческих дипломов и грамот, собранные за многие годы Ю.С. Субботиным и бережно хранимые им в своем архиве, видим, что ежегодно студенты кафедры дизайна получали престижные награды и дипломы участников. Однако и сегодня Ю.С. Субботин считает, что этого недостаточно. У студенчества должна быть своя площадка, где регулярно проводились бы различные студенческие выставки и мероприятия с целью не только воспитания самих студентов, но и включения общественности в процессы архитектурных преобразований городов, поселков, хуторов Краснодарского края и Черноморского побережья (включая Крым).
Регулярные организации выставочной деятельности студентов, их творческих и учебных работ, пропаганда и популяризация в средствах массовой информации окажут благотворное влияние на формирование интереса краевых властей к архитектурным и дизайнерским достижениям молодых архитекторов, способных не хуже приглашенных иностранцев выполнять многие проекты и научные исследования в сфере дизайна и архитектуры.
Как архитектор-педагог Ю.С. Субботин профессионально владеет результативными методами, принципами, формами и средствами обучения, современными образовательными технологиями, направленными на воспитание и развитие креативного, интеллектуального и нравственного уровня студентов средствами изобразительного искусства, архитектуры и дизайна. Он применяет на практике авторскую методическую систему обучения дизайн-проектированию, которая позволяет достичь высокого уровня подготовки дизайнеров архитектурной и пространственной среды. О качестве подготовки профессионалов в сфере дизайна среды под руководством Ю.С. Субботина красноречиво свидетельствуют награды его студентов: гран-при, дипломы лауреатов 1, 2 и 3-й степени за победу в конкурсах и выставках, фестивалях различного уровня, от городских и краевых до Всероссийских и Международных, проводившихся в Краснодаре, Сочи, Красноярске, Анапе, Же-лезноводске, Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Студенты Ю.С. Субботина ежегодно участвовали в краевых форумах архитектуры Краснодарского края «Дни архитектуры» и «Кубанская усадьба» и были удостоены серебряных дипломов, дипломов 1-й и 2-й степени. Дипломы участников получили более 30 студентов - учеников Юрия Степановича.
За двадцать лет педагогической деятельности профессора Ю.С. Субботина в высшем образовании многое изменилось: экономическая и социально-политическая жизнь, стандарты высшего образования, учебные планы, педагогические кадры, названия факультетов и кафедр: уже нет Художественно-промышленной академии, а Краснодарский государственный университет культуры и искусств переименован в Краснодарский государственный институт культуры. Но при всем при этом неизменной осталась неиссякаемая любовь архитектора-педагога к своей работе и к своим ученикам. Неизменно и отношение бывших студентов к своему учителю. Много лет существует традиция, когда под Новый год ученики Ю.С. Субботина собираются в мастерской архитектора, чтобы поздравить своего педагога с праздником и вспомнить студенческие годы. Потому что он, заслуженный архитектор РФ, награжденный медалью «За преданность содружеству зодчих», орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, награжденный за творческие достижения в области храмового зодчества медалью Русской православной церкви в честь 2000-летия Рождества Христова, орденом Русской православной церкви Св. Благоверного князя Даниила Московского III степени, практикующий зодчий, имеющий широкую известность, внесший ценный вклад в становление и формирование имиджа вуза, кафедры дизайна, - уникальное явление для студентов, мечтающих посвятить жизнь дизайну и архитектуре.
Ссылки:
1. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория. М., 2007.
2. Лаврентьев А.Н. История дизайна : учеб. пособие. М., 2007.
References:
Koveshnikova, NA 2007, Design: History and Theory, Moscow, (in Russian). Lavrentiev, AN 2007, Design History, Moscow, (in Russian).