Вопросы музеологии
1 (11) / 2015
ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
УДК 94 (479.24)
Э. Р. Вагабова
ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВЫХ МУЗЕЕВ в СЕВЕРНОМ АЗЕРБАЙДЖАНЕ в конце XIX - начале XX вв.
Вопрос организации первых музеев на территории Северного Азербайджана не получил полного освещения ни в российской, ни в азербайджанской историографии. Поэтому в предлагаемой статье нами предпринята попытка проследить историю организации первых музеев на территории Северного Азербайджана, восполнив тем самым существующий пробел. Актуальность вопроса заключается в том, что в настоящее время все больше возрастает интерес к культурному прошлому, через понимание которого мы можем оценить то, что досталось нам в наследство.
Архивные данные, а также материалы исторической литературы и периодической печати позволили нам проследить (насколько возможно) процесс зарождения музейного дела в Северном Азербайджане. Основными источниками для изучения исследуемого вопроса явились материалы Государственного исторического архива Азербайджанской Республики, материалы Редкого фонда Фундаментальной библиотеки имени М. Ф. Ахундова, периодическая русскоязычная печать, а именно: газеты «Баку», «Бакинские известия», «Кавказ», «Кавказская копейка», «Каспий».
По насыщенности событий и их значимости (бурный рост экономического развития, появление новых отраслей в промышленности - нефтяной и горнорудной, зарождение и формирование азербайджанской буржуазии и интеллигенции, развитие национального языка, образования и культуры) вторая половина XIX - начало ХХ вв. вызывают повышенный интерес исследователей. Но политика царизма, проникающая во все сферы жизнедеятельности многочисленных народов Российской империи, всячески сдерживала рост их национального самосознания. Появление первых музеев было частью активизации образовательного процесса в целом в Российской империи. И у Баку в этом плане была своя, не последняя роль среди культурных центров.
Несмотря на все стремления представителей передовой азербайджанской интеллигенции учредить в Северном Азербайджане различные культурно-просветительские учреждения, в том числе и музеи, царизм всячески препятствовал этим начинаниям. По всей видимости, сказывался национально-религиозный фактор, поскольку подобные учреждения были разрешены в соседних регионах, в том числе в Тифлисе. И приходилось прикладывать множество усилий для достижения этих целей.
35
Э. Р. Вагабова
Из истории организации первых музеев...
Освещение рассматриваемого нами вопроса следует, на наш взгляд, начать с Кавказского музея1, созданного в январе 1867 г. в Тифлисе, являвшегося, как известно, административным центром всего Южного Кавказа, а также по той причине, что в пополнении коллекций этого музея принимала участие и Бакинская управа. Именно здесь сосредоточивались многие археологические и этнографические ценности1 2, вывезенные с территории нынешнего Азербайджана, поскольку на тот момент в Баку музеев еще не было. Так, по просьбе Тифлисской городской управы, в Кавказский музей были переданы Бакинской управой всевозможные планы, фотографии, документы по истории Баку. Кавказский музей представлял собой единственный государственный музей и являлся научным учреждением комплексного профиля на Южном Кавказе. Сотрудники музея способствовали исследованию Кавказского края, в том числе и Северного Азербайджана3.
Кавказ представлял особенный интерес, а потому для его изучения организовывались различные экспедиции. В немалой степени этому способствовала и Политехническая выставка (1889 г., Москва), на которой был организован выставочный Кавказский отдел. Организаторам выставки было предписано приобрести на Кавказе этнографические предметы, собрать литературу, посвященную этому региону, а также представить в Эрмитаж нумизматическую коллекцию из Кавказского музея. Поэтому многие ценности и реликвии, имеющие отношение, в частности, к Северному Азербайджану, были вывезены безвозвратно.
Все чаще и чаще на страницах периодической печати шли дискуссии о создании губернских горнопромышленного и сельскохозяйственного музеев. Создание подобных музеев, по мысли автора многочисленных статей о культуре и образовании в Северном Азербайджане И. Сегаля, диктовалось необходимостью «показать миру Кавказ во всем его величии и богатстве, о которых повествуют еще древние историки Страбон, Геродот и Плиний»4. Предлагалось создавать новые музеи, открывать в них «постоянные выставки произведений местной горной природы, фабрично-заводской, кустарной деятельности населения, а также всевозможные образцы, модели, рисунки, карты, планы и статистические данные»5. Выражалась надежда, что «возникновение таких музеев будет способствовать развитию у местного населения и приезжих гостей Азербайджана представлений
0 природе, жизнедеятельности и культуре населения региона»6.
Эта идея нашла свое воплощение в жизнь. Так, в конце XIX в. дирекцией народных училищ Елисаветпольской и Иреванской губерний было решено устроить при Елисавет-польской классической гимназии Археологический музей, разместив в нем изъятые у местного населения различного рода оружия (старинных кинжалов - 10 шт., старинных азиатских кремневых ружья - 5 шт. и пистолетов - 4 шт.) и другие археологические древности, о чем мы узнаем из письма елисаветпольского полицмейстера от 2 ноября 1898 г. за № 9786 на имя директора этой гимназии7.
1 Кавказский календарь на 1874 г. Тифлис, 1873. С. 191; Кавказская копейка. 1912. 15 июня. № 194.
2 Кавказский календарь на 1914. Тифлис, 1913. С. 87; Радде Г. И. Краткий очерк развития Кавказского музея.Тифлис, 1891. С. 30.
3 Кавказ. 1895. 21 ноября. № 278.
4 Там же; Каспий 1899. 25 января. № 29.
5 Там же.
6 Каспий. 1899. 25 января. № 29.
7 Государственный исторический архив Азербайджанской Республики (Далее - ГИА АР). Ф. 319 Оп. 4. Д. 2154. Л. 2-3.
36
Вопросы музеологии
1 (11) / 2015
При Бакинской классической мужской гимназии Александра III в самом начале ХХ в. действовал естественноисторический и этнографический музей, о котором сообщалось на страницах газеты «Каспий». Активное участие в работе музея принимали ученики этой гимназии, ставшие первыми его работниками8. В музее были открыты зоологическое, биологическое и минералогическое отделения. При гимназии была создана мастерская, где ученики делали экспонаты птиц и животных для выставки в музее9. С целью улучшения материального положения, мастерская принимала и частные заказы. Пополнению коллекции музея способствовали Общество охотников, охотники-любители и натуралисты10 11. Способствуя наглядному и практическому изучению региона, этот музей имел научное и педагогическое значение.
Огромный интерес в исследуемый период для науки представляла геология Кавказа вообще и Апшеронского полуострова, в частности. Для геологического обследования Апшеронского полуострова много было сделано Кавказским горным управлением и разными геологами, трудившимися здесь. Но многое оставалось еще неясным, сам вопрос о происхождении нефти, ее составе, возрасте слоев, составляющих нефтехранилище, с точностью разрешен не был.
С проявлением интереса общественности к развитию геологической науки в Северном Азербайджане, вопрос о создании в Баку Геологического музея, инициатором которого был Петр Муромцев, обсуждался на страницах печати. Например, газета «Каспий» отмечала, что «подобное учреждение всегда своевременно и желательно»11.
Целью музея было «представить наглядное обозрение и дать возможность для незнакомого с делом изучить историю технического усовершенствования в буровом деле, а для начинающего выбор инструментов для различных почв»12. Исходя из этого, газета призывала нефтепромышленников принять участие в устройстве столь полезного учреждения13.
Идею организации Геологического музея поддержал и горный инженер С. К. Квитка, занимавшийся и интересовавшийся геологией и палеонтологией Апшеронского полуострова много лет. Отмечалось, что «во время экскурсий им были сделаны интересные находки, имеющие научное и практическое значение и собран большой геологический материал»14. А для подтверждения правильности своих определений он обращался в Петербург в Геологический комитет, «прося сделать проверку»15.
По мнению С. К. Квитка, в частных руках также был сосредоточен интересный геологический материал, который, к сожалению, не систематизирован, разрознен, подвержен утрате. Исходя из этого, С. К. Квитка решил, что необходимо помещение, куда подобный геологический материал мог бы складываться, собираться и был бы сохранен от порчи и
8 Об этом подробнее см.: Вагабова Э. Р. Из истории летних ученических колоний в Азербайджане во 2 пол. 19 - начале 20 вв. // Исследования по истории Азербайджана. Сб. статей Института истории АН Азерб. ИОПИИ - депонировано в Ежеквартальном библиограф.указат. «Депонированные научные работы». Баку. 1996. № 2. С. 35-41.
9 Каспий. 1899. 25 января. № 29; 1900. 11 мая. № 102; 1902. 11 июля. № 149.
10 Каспий. 1900. 11 мая. № 102.
11 Каспий. 1902. 11 июля. № 149.
12 Кавказская копейка. 1911. 8 декабря. № 322.
13 Кавказский календарь на 1909 г. Тифлис, 1910. С. 926; Кавказский календарь на 1910 г. Тифлис, 1911. С. 902.
14 О геологическом музее. Приложение // Труды Четырнадцатого очередного съезда нефтепромышленников в Баку с 5 по 25 мая 1900 г. Баку, 1900. С. 71.
15 Там же.
37
Э. Р. Вагабова
Из истории организации первых музеев...
утраты16. А отсутствие необходимого помещения, где могла бы быть размещена собранная им коллекция, по его мнению, являлось пробелом как для науки, так и для промышленности. Поэтому С. К. Квитка обратился с докладной запиской к директору Департамента торговли и мануфактур, в которой просил о выделении денежных средств на аренду помещения. Но, как оказалось, небольшое помещение при Бакинском техническом комитете, на которое рассчитывал С. К. Квитка, не могло вместить всей собранной коллекции. Так и родилась мысль о музее, который мог быть также доступным для ежедневных посещений. А поскольку музей создавался для нужд нефтяной промышленности, то и поддержку он мог найти у нефтепромышленников. Поэтому решено было обратиться к нефтепромышленникам, изложив им необходимость подобного учреждения, выяснив всю ту пользу, которую можно извлечь из него.
Со стороны директора департамента торговли и мануфактур С. К. Квитке было поручено составить план устройства музея, о чем он должен был доложить XIV съезду нефтепромышленников17. После этого С. К. Квитка обратился к директору Геологического комитета академику А. П. Карпинскому.
Со своей стороны, Геологический комитет предложил выстроить два отделения. Одно - для хранения всех грунтов из скважин, производящих бурение нефти в Балаханах, Сабунчах, Раманах, Биби-Эйбате и других местах18. Отмечалось,что «если грунт не будет взят и сохранен при бурении, то он пропадет навсегда как для науки, так и для промышленности. А когда хранение и коллекционирование грунтов будет налажено, то нефтепромышленники с пользой для себя могли видеть эти грунты еще в неизученном состоянии ежедневно». Коллекция грунтов с разных мест нефтяной площадки должна была выдаваться подобно книгам в публичных библиотеках. Но смотреть их можно было только в музее. А потому академик А. П. Карпинский выразил надежду, что нефтепромышленники, которые сами должны быть заинтересованы в этом, смогут найти средства для устройства и дальнейшего расширения музея19.
Во втором отделении музея предполагалось хранить окаменелости, встречающиеся на Апшеронском полуострове, и вообще весь геологический материал. Со своей стороны, Геологический комитет обязался оказывать содействие в изучении этих отделений музея. Предусматривалось создание моделей всех скважин, по которым посетитель мог бы проследить расположение какого-либо пласта, составленного из настоящего грунта, что способствовало облегчению при составлении геологических разрезов и пластовых карт отдельных участков, отдельных площадей, так необходимых в повседневной практике. Благодаря картам и разрезам, нефтепромышленник с любого пункта своего участка мог знать, на какой глубине лежит тот или другой нефтяной пласт. При содействии музея нефтепромышленник мог заказать анализ всех пород, пройденных в соседней скважине20.
В докладе С. К. Квитка обращалось внимание на то, что «не одни нефтепромышленники заинтересованы в содержании музея, но и сам город Баку, процветание которого зависит от процветания нефтяной промышленности»21. Была выражена надежда, что
16 Там же. С. 72.
17 Там же.
18 Там же. С. 73.
19 Там же. С. 74.
20 Там же. С. 75
21 Там же.
38
Вопросы музеологии
1 (11) / 2015
«город Баку отведет под музей землю бесплатно с тем, чтобы возвести на ней двухэтажное здание (1 000 куб. саж.)»22. На постройку музея было выделено 70 000 рублей, а на содержание штата служащих - 12 000. К сожалению, отсутствие материалов не позволило проследить, нашла ли эта идея свое воплощение в дальнейшем.
В рассматриваемый период в обществе и в печати все чаще шел разговор о необходимости открытия художественно-промышленных музеев (как центральных, так и местных) для развития художественного вкуса и распространения знаний по прикладному искусству. Центральные музеи требовались для обозрения коллекций по художественной промышленности разного времени, а местные - для выставки образцов местного производства23. При таких музеях проводились чтения и собеседования по изучению художественной промышленности, устраивались художественно-промышленные выставки и конкурсы, действовали библиотеки по различным отраслям художественной промышленности. Все это было связано с повышенным интересом к азербайджанским видам кустарной промышленности и искусству24.
Одновременно говорилось о необходимости учреждения художественно-промышленных обществ, способствующих развитию художественной промышленности посредством распространения теоретических и практических сведений в области прикладного искусства25. Задачей этих обществ было:
- устройство постоянных и периодических выставок художественных и художественно-промышленных рисунков, проектов и изделий;
- организация конкурсов в области прикладного искусства (с выдачей премий, медалей и похвальных отзывов за лучшие работы);
- распространение сведений посредством периодических изданий по художественнопромышленным производствам;
- устройство публичных чтений и собеседований по вопросам, касающимся художественной промышленности;
- открытие художественно-промышленных музеев и учебных заведений, а также забота о развитии существующих учреждений такого рода 26.
Особое внимание привлекала кустарная промышленность, достигшая определенных успехов в своем развитии.
В 1902 г. в Тифлисе состоялся Первый съезд деятелей по кустарной промышленности Кавказа, на котором, в частности, рассматривались вопросы о развитии коврового производства (имевшего распространение в Северном Азербайджане с древнейших времен), об устройстве музея, о том, где будут устроены музеи - в центре или в различных районах, каков будет их тип, как найти необходимые средства27. Но и здесь мнения были различными. Например, выступивший на съезде С. М. Заваров заявил, в музеях нужда еще не назрела, они не будут соответствовать тем издержкам, которые для них потребуются: «Лучше устроить склады орудий и образцов, которые можно было бы перевозить из
22 Там же. С. 76.
23 Зардаби Г. Художественно-промышленные учебные заведения // Избранные статьи и письма. Баку, 1962. С. 413-414.
24 Каспий. 1902. 11 июля. № 149.
25 Там же.
26 Там же.
27 Труды Первого съезда деятелей по кустарной промышленности Кавказа в г. Тифлисе. Тифлис, 1902.С. 92.
39
Э. Р. Вагабова
Из истории организации первых музеев...
одного места в другое под надзором инструкторов или мастеров и читать при этом соответствующие лекции с демонстрациями»28.
А Бакинский губернский пробирер, горный инженер В. К. Згленицкий, наоборот, поддержал идею создания музеев, отметив, что «для Южного Кавказа желательным типом являются торгово-промышленные музеи. Они должны иметь образцы местных производств и торговать ими. Таких музеев должно быть два - в Баку и Тифлисе. Для этого необходимо 20 т. р., которые можно погашать в течение 30 лет, внося ежедневно на погашение сумму от прибылей»29. Он предложил съезду возбудить об этом ходатайство перед Министерством земледелия. Съезд, приняв формулировку «признать пользу и значение музеев, живых посредников между кустарями и рынком, демонстраторов орудий и образцов», считал их открытие обязательным30.
В обязанности Музея кустарной промышленности, как центрального образовательного учреждения, входило: изучение современного состояния кустарной промышленности; развитие технических вопросов, связанных с развитием кустарной промышленности; подготовка техников-инструкторов, мастеров и вообще специалистов по кустарному делу; распространение среди кустарей технических знаний путем устройства курсов, учебных мастерских, выставок, издания доступных руководств и специального периодического органа по технике совершенствования кустарных промыслов; непосредственное влияние на технику промыслов, распространение аппаратов, приборов, двигателей, машин и вообще пособий, содействовавших увеличению производительности труда в мелком производстве.
Кустарный комитет по инициативе и при материальной поддержке отдела Сельской экономии приступил к организации Кавказского кустарно-промышленного музея. Привлеченные для этой цели специалисты начали сбор образцов всевозможных произведений местной кустарной промышленности как современных, так и старинных, наиболее интересных в художественном и техническом отношениях изделий. Параллельно осуществлялся сбор сведений о географическом распространении отдельных отраслей кустарного дела и их экономическом значении в местном крестьянском хозяйстве. Выяснялись технические и художественные нужды каждого по отдельности промысла и разрабатывались методы их реализации. При музее функционировала лаборатория для различных испытаний, анализов и исследований. Отдельные специалисты занимались изучением рынка сбыта изделий.
Этнографические особенности края и стремление к подъему художественного качества кустарных промыслов способствовали тому, что Музей занялся изучением памятников отечественного искусства и национальных орнаментов во всех областях Империи. Предполагалось издание сборника для размещения в нем «узоров национального стиля и оригинального народного творчества, а также организация выставки произведений художественной промышленности ...»31.
На этом же съезде художник О. И. Шмерлинг выступил с предложением «создавать передвижные школы, главной задачей которых - дать знания, познакомить учащихся с элементом рисунка ковра по местностям, научить составлять рисунок из элементов с
28 Там же. С. 93.
29 Там же.
30 Там же. С. 94-95.
31 ГИА АР. Ф. 518. Оп. 1. Д. 215. Л. 133.
40
Вопросы музеологии
1 (11) / 2015
сохранением характера и типа ковра по местности, иметь сведения о красках», говорил о необходимости «подготовки художника по ковровому производству»32. Окончившие эту школу ученицы должны разъезжать по деревням и пропагандировать то, чему их научили в школе, а изданные художником рисунки, школа должна издать в красках как наглядное пособие для учеников и в бесплатное пользование. При школе решено было открыть музей из лучших по рисунку, краскам и ткани образцов ковров.
Подъем образовательного уровня среди населения являлся одной из приоритетных задач азербайджанской интеллигенции. В 1902 г. группа лиц взялась за устройство общества грамотности, выработав устав общества. По уставу общества проектировалось устройство Музея пособий.
Еще до официального утверждения общества, Музей пособий (размещавшийся в здании Михайловского училища) был открыт. Главная задача музея заключалась в том, чтобы «дать необходимые научные пособия при изучении всех предметов в школах и при самообразовании, выдавать пособия для городских школ бесплатно, а для прочих лиц и учреждений за плату»33. В 1903 г. по ходатайству музея Городская дума ассигновала 200 рублей на реализацию этих задач.
Поскольку без утверждения устава официально музей существовать не мог, устроители музея просили Городскую управу принять его в ведение города, возбудив соответствующее ходатайство в Думе об учреждении городского музея учебных пособий. При этом они считали, что для города очень полезно иметь городской музей учебных пособий, мотивируя это тем, что «город будет располагать лучшими пособиями для своих школ при меньших затратах, так как ежегодно ассигнуется значительная сумма на приобретение пособий для каждой отдельной школы»34.
Кроме того, устроители считали, что в работах музея необходимо дать возможность принять участие всем интересующимся лицам, вкладывающим в это дело свой досуг и свой труд по сбору и разработке пособий и материалов.
Музей учебных пособий действовал и при Бакинской еврейской мужской школе. С открытием при школе лазарета для воинов, музей был рассортирован по классам35.
В начале ХХ в. на территории Российской империи «для лучшей постановки учебного дела в народных школах и расширения приобретаемых народными учителями в учительских семинариях познаний ...», согласно Циркулярному предложению Министерства народного просвещения от 20 ноября 1899 г., стали создаваться и открываться школьные (педагогические) музеи36 * * * * 41.
Архивные материалы позволяют проследить переписку между попечителем Кавказского учебного округа и председателем попечительского совета Бакинской второй женской гимназии С. И. Вальд, относительно найма помещения гимназии под устройство
32 Труды Первого съезда деятелей по кустарной промышленности Кавказа в г. Тифлисе. С. 125-127.
33 Бакинские известия. 1903. 26 октября. № 253.
34 Там же.
35 ГИА АР. Ф. 309. Оп. 1. Д. 82. Л. 116.
36 Баку. 1910. 21 декабря. № 41; Закс А. Б. Из истории экспозиционной мысли советских музеев
(1917-1936 гг.) // Труды научно-исследовательского института музееведения и охраны памятников
истории и культуры. М., 1970. Вып. 22. С. 129; Циркулярные предложения гг. попечителям учеб-
ных округов о порядке открытия Педагогических музеев. 20 ноября 1899 г // Журнал Министер-
ства народного просвещения. 1900. Ч. ССС XX VII. январь. 5. Министерские распоряжения. С. 98-99.
41
Э. Р. Вагабова
Из истории организации первых музеев...
Педагогического музея. В частности, в письме от 22 декабря 1903 г. (№ 19909) говорилось об устройстве в зале училища Педагогического музея37.
Музей был открыт, и 10-24 апреля в его помещении прошла выставка письменных работ учащихся бакинских городских школ и учащихся заводско-промыслового района, доступ на выставку был свободный38.
Для постройки Педагогического музея в Сабунчинской сельской школой было выделено 30 000 рублей39.
В 1904 г. при Бакинско-Дагестанской дирекции народных училищ в Баку на Шема-хинской улице (ныне - Дж. Джабарлы) в доме Хаджи Неймата был открыт Педагогический музей, созданный педагогом А. С. Тхоржевским40. Он содержался на средства казны - 1 750 рублей и за счет пожертвований со стороны Съезда Бакинских нефтепромышленников - 500 руб. Здесь было выставлено 2 176 предметов. Музей был предназначен для учебных целей - демонстрировал учебную и методическую литературу, наглядные учебные пособия, здесь также проводились лекции по экспериментальной педагогике и психологии для учителей учебных заведений Баку41. Заметим, что благодаря Педагогическому музею, все начальные школы Бакинско-Дагестанской дирекции снабжались книгами и учебными пособиями.
8 сентября 1905 г. состоялось собрание начальников средних учебных заведений Баку и директоров народных училищ, на котором рассматривался вопрос о передаче старого здания Реального училища для размещения войск, по предложению Попечителя Кавказского учебного округа. Но собрание не сочло возможным уступить это здание. Вместо этого директор данного училища И. В. Денфер предложил (письмо от 7 октября 1905 г. за № 1221) передать его во временное пользование Педагогическому музею при БакинскоДагестанской дирекции народных училищ37 38 39 40 41 42.
К началу 1911 г. музеем было приобретено 2 800 предметов, среди них - картины, коллекции, приборы, учебные пособия, а на 1 января 1912 г. здесь находилось уже 3 005 предметов; в библиотеке музея насчитывалось 854 названия книг в 1 110 томах.
В 1911 г. музей командировал своего педагога на Съезд деятелей по экспериментальной педагогике и психологии в Санкт-Петербург, а по его возвращении были устроены лекции в помещении Бакинского Михайловского городского училища и Бакинского заводского промыслового района43. Все лекции были прочитаны Долговым. Также была устроена одна лекция о туберкулезе и борьбе с ним, которую прочитал бакинский бактериолог, доктор С. И. Слоневский44. Эти лекции собрали много слушателей и были бесплатными.
37 ГИА АР. Ф. 395. Оп. 1. Д. 14. Л. 91.
38 Бакинские известия. 1905. 13 апреля. № 69.
39 ГИА АР. Ф. 309. Оп. 1. Д. 850. Л. 95, 96, 108.
40 Ежегодник «Баку и его район», 1912: адрес. и справ. кн. / изд. М. С. Шапсовича. Баку, 1912. С. 97; Ежегодник «Баку и его район», 1913: адрес. и справ. кн. / изд. М. С. Шапсовича. Баку, 1913. С. 101; 20 июня 1906 г. между директором народных училищ Бакинской губернии и Дагестанской области А. С. Тхоржевским и бакинским купцом Гаджи Неймат Сеид оглы был заключен договор об аренде помещения по Шемахинской улице под музей сроком на три года с оплатой 90 рублей. См.: ГИА АР. Ф. 57. Оп. 1. Д. 250. Л. 42.
41 ГИА АР. Ф. 57. Оп. 1. Д. 81. Л. 87.
42 ГИА АР. Ф. 311. Оп. 1. Д. 265. Л. 1,2, 4.
43 ГИА АР. Ф. 57. Оп. 1. Д. 250. Л. 58 об.
44 ГИА АР. Ф. 57. Оп. 1 Д. 250. Л. 9.
42
Вопросы музеологии
1 (11) / 2015
Музей был открыт с 10 часов утра до 2 часов дня, вход был бесплатным 45. Для учеников проводились экскурсии, а для лиц, интересующихся учебно-воспитательным делом, музей был открыт в воскресные и праздничные дни. В 1911 г. музей посетили 8 150 человек, среди них - учителей 652 или 8 %, детей - 4 483 или 55 %, интеллигенция - 814 или 10 %, рабочие, крестьяне и проч. - 2 194 или 24 % 46.
В 1912 г. музей посетило 9 214 человек (5 755 мужчин, 3 459 женщин). На содержание музея было израсходовано 6 750 руб., а в 1913 г. музей посетили 9 296 человек - люди разного возраста, общественного положения, рода занятий и национальности47. Наибольшее посещение было среди учащихся (4 935) и педагогов (1 837). Увеличилось количество учебных пособий - 4 515 предметов и количество книг - 2 363 названия в 3 636 томах48.
Педагогический музей неоднократно хлопотал о выделении ему новых свободных помещений в Баку. В 1912 г. музею был отведен участок в 3 квадратных сажени в Баилове, план постройки, составленный инженером Никулиным, был утвержден Попечителем Кавказского учебного округа и составил 26 000 рублей49. При постройке здания Педагогического музея предусматривалось устройство лекционного зала со сценой, курсов технических знаний, ремесел, телеграфистов, библиотеки-читальни, строительство учительского дома и квартиры для директора народных училищ. А до постройки нового здания музей продолжал оставаться в доме Г аджи Неймата на Шемахинской улице, д. 25 (договор с ним был продлен на два года с арендной платой в 1 000 рублей ежегодно)50.
Принимая во внимание полезность данного музея, Училищная комиссия постановила «просить Думу об ассигновании пособия на постройку данного здания недостающей для постройки суммы - 4 т.р. вместо 8 т.р.»51, о чем говорил директор народных училищ Бакинской губернии и Дагестанской области, обращаясь 8 сентября 1914 г. к городскому голове52.
На заседании городской Училищной комиссии от 19 февраля 1915 г. и в Докладе Бакинской городской управы от 21 апреля 1915 г. (№ 557) вновь была озвучена просьба Дирекции народных училищ Бакинской губернии и Дагестанской области «О пособии на постройку здания Педагогического музея». При этом отмечалось, что музей будет служить ценным просветительным учреждением для жителей Баку, которым пользовалось около 8 000 человек ежегодно.
Педагогический музей обслуживал, главным образом, интересы учителей и учащихся школ Баку, всех горожан, интересующихся школьным делом53. Но его развитие тормозилось недостатком средств: казна отпускала только по 700 рублей ежегодно, а Совет Съезда Бакинских нефтепромышленников - по 500 рублей. Об этом говорилось в письме на имя Председателя Бакинской городской училищной комиссии от 1 декабря 1915 г. за
45 Ежегодник «Баку и его район», 1912. С. 97; Ежегодник «Баку и его район», 1913. С. 101
46 ГИА АР. Ф. 57. Оп. 1. Д. 250. Л. 59.
47 ГИА АР. Ф. 309. Оп. 1. Д. 850. Л. 67-68; Кавказский календарь на 1910. С. 902.
48 ГИА АР. Ф. 309. Оп. 1. Д. 850. Л. 72.
49 ГИА АР. Ф. 57. Оп. 1. Д. 250. Л. 59 об.
50 ГИА АР. Ф. 309. Оп. 1 . Д. 850. Л. 65-66, 90, 109, 123, 131.
51 Ежегодник «Баку и его район», 1912. С. 97; Ежегодник «Баку и его район», 1913. С. 101
52 Доклад Бакинской городской управы от 21 апреля 1915 г. № 557 по Училищному отделению «О пособии на постройку здания Педагогического музея Дирекции народных училищ Бакинской губернии и Дагестанской области». См.: Известия Бакинской городской думы. Баку, 1915. Часть 3. Статистика за апрель. №№ 5-6, май-июнь. Журнал № 9. Приложение № 1. С. 60-61, 64-65.
53 Баку. 1915. 21 декабря. № 141.
43
Э. Р. Вагабова
Из истории организации первых музеев...
№ 14598. Поэтому директор просил «в интересах школьного дела ходатайствовать перед Городским самоуправлением о выделении им на содержание музея ежегодного пособия в размере 1000 руб.»54. А в другом письме (№ 9889 от 23 августа 1916 г.) на имя Бакинского Городского головы говорилось «о переводе 4 000 руб. на постройку Педагогического
музея»55.
Позже, как следует из архивных материалов, Бакинский Педагогический музей, находившийся в ведении Дирекции народных училищ Бакинской губернии, перейдет в ведение Инспекции народных училищ г. Баку и его районов. При музее в 1919 г. будет открыт психологический кабинет для умственно отсталых детей школ Баку с библиотекой56. После создания музеев при Народном комиссариате просвещения в 1920 г. этот музей был закрыт.
При начальном училище Закавказской учительской семинарии также действовал Педагогический музей, открытый 2 декабря 1911 г. Здесь были представлены учебные пособия Р. Б. Эфендиева, Г. Агаева, рассказы Ю. Чеменземенли на азербайджанском языке.
Существовавшая в Баку Секция естествознания Бакинского отделения Крымско-Кавказского горного клуба решила создать в 1911 г. Каспийский музей, работе которого обещал оказать содействие директор Кавказского музея А. Н. Казнаков57.
Эти события соответствовали общим тенденциям музейного дела Российской империи. На состоявшемся Первом Всероссийском съезде по народному образованию (23 декабря 1913-3января 1914 гг., Санкт-Петербург) также рассматривался вопрос о музеях. Принятая резолюция «О музеях» (п. 66) признала необходимым: а) поощрение всяких индивидуальных попыток учителей в области музейной деятельности; б) открытие краткосрочных курсов по сбору материалов и изготовлению из него коллекций58.
А другая резолюция - «Организация музеев наглядных пособий» (п. 124) - в целях осуществления принципа наглядности обучения в школе предлагала организовать: а) при каждой школе основную коллекцию (минимум) наглядных пособий, охватывающую весь цикл преподавания в школе данного типа; б) организовать сеть районных подвижных музеев, которые должны группироваться около показательных центральных музеев; в) центральные районные музеи должны быть приспособлены к обслуживанию нужд как школьного, так и внешкольного образования; г) центральные и районные педагогические библиотеки желательно поставить в тесную связь с организацией центральных и районных подвижных музеев; д) заведывание музеями должно быть поручено особым лицам с соответствующей подготовкой; е) вопросы организации дела обеспечения обучения наглядными учебными пособиями должно разрешаться при непосредственном участии учащих (учителей)59.
На одном из заседаний первого Всероссийского съезда по образованию женщин, проходившего в Петербурге (26 декабря 1912 - 4 января 1913гг.), отмечалось, что «необходимо к музейному делу вызвать усиленный интерес путем печати, выставок, докладов и т. п.;
54 ГИА АР. Ф. 57. Оп. 1. Д. 250. Л. 116-116 об.
55 Там же. Л. 121.
56 Там же. Л. 142-143.
57 Кавказский календарь на 1910. С. 902.
58 Народный учитель. Профессиональный и общественно-педагогический еженедельный журнал. 1914. № 8 (февраль). С. 12; 1914. № 12 (март). С.13.
59 Архив политических документов Управления делами Аппарата Президента Азербайджанской Республики (Далее - АПД УДАПАР). Ф. 57. Оп. 1. Д. 75. Л. 17.
44
Вопросы музеологии
1 (11) / 2015
необходимо, чтобы учительские семинарии давали учителю достаточную подготовку по музееведению, необходимо поднять вопрос о музеях. Ни педагогические съезды, ни публичные собрания, ни печать почти не занимались музейным вопросом. Специальной литературы по вопросу о музеях нет. На музейное дело смотрят обычно, как на мертвое, не жизненное дело»60.
На съезде говорилось о необходимости объединения усилий музея и школы в общеобразовательной работе, для чего учитель должен быть подготовлен к такой работе, т.к. музей, как хранитель наглядных предметов, может прийти на помощь школе в борьбе со схоластическими приемами преподавания61. Также были высказаны пожелания об обращении к городским самоуправлениям и училищным комиссиям «открывать больше городских подвижных музеев, ввести в курс учительских семинарий и других соответствующих учреждений особый курс музееведения»62. Естественно, что все это находило отклик при открытии того или иного музея, поскольку материалы съездов по образованию направлялись во все городские самоуправления Российской империи как руководство к действию.
При Бакинском Техническом училище на Станиславской улице (ныне - проспект Азыдлыг) был создан Промышленный музей63, преследующий научно-образовательную цель. Руководство училища обратилось ко всем фирмам, желающим экспонировать свои товары и изделия в музее, присылать в распоряжение училища все те товары и изделия, пропаганда и ознакомление с которыми потребителей и учащихся-техников, по их мнению, могли быть полезными для фирм. На просьбу директора Технического училища откликнулось Товарищество нефтяного производства братьев Нобель (письмо от 28 июля 1909 г. № 2273). Были направлены коллекция образцов нефтяных продуктов, изданные Товариществом братьев Нобель, две брошюры - «Описание нефтяных продуктов Товарищества и способы их применения» и «Качество нефтяных продуктов». Одновременно «выражалось сожаление о невозможности выслать каталоги и прейскуранты»64.
Материалы, присланные для музея бесплатно, размещались в специальных шкафах с соответствующей надписью. Музей работал во все праздничные дни с 11 до 4 часов.
При Бакинском отделении Русского Императорского Технического общества на улице Милютинской (ныне - Т. Алиярбекова) и Торговой (ныне - Низами) располагался Технический музей, состоящий из 13 отделов различной тематики. Так, наряду с отделами «Нефть и ее производные», «Механическое производство» имели место и отделы «Предохранительные очки для рабочих», «Шемахинское землетрясение. Виды» и др.65
А в ряде городов Северного Азербайджана таких, как Баку, Елисаветполь, Нахичевань существовали и частные собрания (хотя и не ставшие затем музеями), например: оружия, ковров, предметов национального прикладного искусства.
60 Резолюция, принятая на Секции внешкольного образования // Труды 1-го Всероссийского съезда по образованию женщин, организованного Российской лигой равноправия женщин в Петрограде. Пг., 1915.Т 2. С. 295, 394, 667-668.
61 Там же.
62 Там же.
63 Ежегодник «Баку и его район», 1909: адрес.и справ. кн. / изд. М. С. Шапсовича. Баку, 1909; Каталог Музея Бакинского отделения Императорского Русского Технического общества. Баку, 1912; Баку. 1915. 21 декабря.
64 ГИА АР. Ф. 314. Оп. 1. Д. 247. Л. 27, 87.
65 Ежегодник «Баку и его район», 1912: адрес. и справ. кн. С. 97; Ежегодник «Баку и его район», 1913: адрес. и справ. кн. С. 101; Баку. 1915. 21 декабря; Каталог Музея Бакинского отделения Императорского Русского Технического общества. Баку, 1912.
45
Э. Р. Вагабова
Из истории организации первых музеев...
Стремление бакинской общественности использовать памятник средневековой архитектуры Дворец Ширваншахов как музей натолкнулось на нежелание военных, поскольку, как следует из письма военного инженера, генерал-майора Тарканова (29 июня 1914 г. за № 11544), «свободные здания в г. Баку под названием «Ханский дворец» не могут быть переданы Бакинской учебной дирекции для удовлетворения нужд Музея, потому что здания эти в настоящее время предназначаются для размещения войскового имущества, ожидаемого к концу текущего года»66. Вот так одним решением решалась судьба национального достояния!
Как правило, в музеях организовывались чтения, выставки, презентации художественных и научных изданий. А познавательная, исследовательская и педагогическая направленность музеев Северного Азербайджана способствовала как просвещению масс, так и развитию культуры в целом. При музеях открывались библиотеки по различным отраслям художественной промышленности 67.
В январе 1915 г. в Баку в помещении Городской управы под председательством В. Н. Соболева состоялось совещание по вопросу об организации учреждения для сбора исторических материалов и вещественных памятников по истории Первой мировой войны. Аналогичной тематикой занималась Императорская публичная библиотека и Главный штаб в Санкт-Петербурге; в Москве такую работу вел Комитет грамотности. Поэтому при городском общественном управлении решено было создать такое общество, которое «занялось бы собиранием всякого рода печатных и рукописных материалов по истории войны - писем, дневников, записей, рассказов участников боев и газетных статей, а также предметов, имеющих отношение к войне»68.
Председатель Императорского общества ревнителей старины обратился в Городскую управу Баку с просьбой о передаче «печатных воззваний, исходивших от Думы за время войны, журналов ее заседаний, посвященных вопросам беженцев, борьбе с дороговизной, значков, марок, открытых писем и вообще всего того, что имело отношение к переживаемым историческим событиям»69.
Нельзя не отметить и факт существования в Баку такого своеобразного музея, как Музей народных болезней. Это был подвижной музей, разработанный и частично осуществленный по инициативе и под личным руководством главного городского врача -доктора С. И. Слоневского. Задачей музея являлась «широкая популяризация сущности наиболее распространенных среди местного населения болезней и медицинских средств борьбы с ними70. В музее организовывались лекции и народные чтения, что способствовало популяризации медицинских знаний среди населения.
Существовавший Музей Всероссийского союза городов для пополнения своих коллекций обратился к городскому голове Л. Л. Бычу. В обращении была выражена просьба о «предоставлении в распоряжение музея в собственность или на время (для снятия копий), имеющихся в Бакинском Комитете документов официального и полуофициального характера, фотографических коллекций и всяких иных материалов, характеризую-
66 ГИА АР. Ф. 57. Оп. 1. Д. 250. Л. 91.
67 Ежегодник «Баку и его район», 1913: адрес. и справ. кн. С. 101; Закс А. Б. Из истории экспозиционной мысли советских музеев ... С. 129.
68 Бакинские известия. 1916. 18 июля.
69 Там же.
70 ГАПДУДАПАР. Ф. 57. Оп. 1. Д. 75. Л. 17.
46
Вопросы музеологии
1 (11) / 2015
щих деятельность Союза городов, условия и обстановку этой деятельности и отношение к нему различных представителей армии, правительственной власти и населения, а также о передаче в Музей для составления соответствующих альбомов личной фотографии и автографа»71.
В то время как в ряде городов Российской империи исторические музеи создавались уже в конце XIX в., в Баку исторический музей широкого профиля «Истиглал» («Независимость») будет создан лишь 7 декабря 1919 г. правительством Азербайджанской Демократической Республики. Он располагался в здании русско-азербайджанской женской школы, построенной и открытой миллионером и меценатом Г. З. Тагиевым (1901 г.). За время существования музея, его работникам удалось собрать несколько археологических коллекций, произведения художников, экземпляры редких книг, предметы нумизматики, ювелирные украшения и т. д. К сожалению, музей просуществовал только один год и был ликвидирован в 1920 г. с установлением в Азербайджане советской власти.
Основы краеведения и музейного дела на территории нынешнего Северного Азербайджана были заложены представителями азербайджанской, русской и других национальных интеллигенций, принимавших активное участие в культурной жизни страны. Древние исторические и культурные ценности Азербайджана вывозились за его пределы. Они становились украшением музеев мира - Санкт-Петербурга, Москвы, Лондона, Парижа, Нью-Йорка, Рима, Берлина, Вены, Тегерана, Стамбула и т.д.72
Таким образом, исследованные нами материалы позволяют сделать вывод о том, что хотя в конце XIX - начале XX вв. на территории Северного Азербайджана не существовало разветвленной сети музеев в современном понимании этого слова, тем не менее, основа, традиция музейного дела была заложена именно рассмотренными выше музеями. В этом немалая заслуга выдающихся представителей российской и азербайджанской передовой демократической и либеральной интеллигенции, осознававшей воспитательное, просветительное значение музеев, являвшихся подлинными хранителями культурного национального достояния. Именно музеи способствовали и способствуют развитию и сохранению культурного наследия народа, о чем постоянно говорили выдающиеся азербайджанские деятели культуры, науки и искусства, общественные деятели.
Музеи Северного Азербайджана изучаемого периода служили для познавательной, исследовательской и педагогической цели. Они оказывали активное влияние на развитие культуры и просвещение масс. Все коллекции, которые были сосредоточены в рассмотренных нами музеях, были впоследствии переданы в различные музеи, созданные уже после установления советской власти.
Информация о статье
Автор: Вагабова Эсмира Рагимгызы - Ph.D. (in History), ведущий научный сотрудник, Азербайджан, Институт истории имени А. А. Бакиханова Национальной Академии Наук Азербайджана, Баку, esmira.vahabova@mail.ru.
Заглавие: Из истории организации первых музеев в Северном Азербайджане в конце XIX - начале XX вв.
Абстракт: В статье на основе широкого пласта архивных и иных источников освещается организация первых музеев в Северном Азербайджане, значение съездов по образованию для развития музейного дела. Автор рассматривает вопросы подготовки кадров по музееведению, устройство при
71 Баку. 1916. 16 ноября. № 254.
72 Эфендиев Р. С. Xудожественные ремесла Азербайджана в музеях мира. Баку, 1980.
47
Э. Р. Вагабова
Из истории организации первых музеев...
музеях выставок, конкурсов, публичных чтений, а также роль и влияние музеев на развитие культуры и просвещение масс.
Ключевые слова: Азербайджан, Баку, выставка, коллекция, музей.
Information on article
Author: Vahabova Esmira Ragimgyzy - Ph.D. (in History), Leading Research Fellow, Azerbaijan, Institute of History named after A. A. Bakikhanov by Azerbaijani National Academy of Sciences, Baku, esmira. vahabova@mail.ru.
Title: From the history of the organization of the first museums in the Northern Azerbaijan in the end of XIX - the beginning of XX centuries.
Abstract: On the basis of a broad stratum of archival and other sources author describes the organization of the first museums in Northern Azerbaijan, the role of Congresses on Education for the development of museums. The author examines the problems of training in museum studies, the organizations of the exhibitions, public lectures, and the role and impact of museums in the development of culture and education of the masses.
Key words: Azerbaijan, Baku, collection, exhibition, museum.
48