ИСТОРИЯ МУЗЕОЛОГИИ И МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
Г. Гафарова
ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ:
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
Произведения азербайджанских мастеров хранятся во многих крупных музеях мира. На территории нашей страны еще в XIX в. начали проводиться археологические раскопки. Инициаторами этих раскопок были иностранные ученые и любители археологии. Наиболее известные раскопки были проведены в Гядже швейцарским ученым-путешественником Дюбуа де Манпери (1830 г.), археолог В. Белк провел исследования в Дашкесане и Кедабеке. Ученые вывезли свои находки во Францию и Г ерманию1.
Во второй половине XIX в. наиболее значительные раскопки были проведены русскими учеными: И. Поляковым в Нахичевани (1879 г.) и Н. Селоса на территории древней Барды2. Одновременно с ними на территории Талыша свои исследования проводил французский ученый Жак де Морган (1880 г.), который передал свои находки в парижский музей Сен Жермен3.
Упомянутые факты, конечно же, способствовали пропаганде культурного наследия Азербайджана и упрочению его положения на археологической карте Европы, но, в то же время, многие находки были вывезены из страны незаконным путем. Академик Р. Эфендиев в своей работе, посвященной коллекциям мировых музеев, писал, что по инициативе кавказского наместника князя Воронцова в Тифлис было вывезено определенное количество материальных ценностей Азербайджана, которые выставлялись в Кавказском музее4. Это было связано, в первую очередь, с отсутствием в Азербайджане грамотных специалистов в данной области и должных структур, в частности музеев. Попытка создания первого музея на территории Азербайджана была предпринята известным азербайджанским писателем и государственным деятелем Дж. Мамедгулизаде в 1890 г. Он организовал в школе села Не-храм (Нахичеванская АР) краеведческий музей, в котором были собраны материалы, рас-
1 Bayramov А. Tarix. Yadda§. lrs. Baki, 2007. S. 7.
2 Там же.
3 Там же.
4 Эфендиев Р. Художественные ремесла Азербайджана в музеях мира. Баку, 1980. С. 8
сказывающие об истории Азербайджана. За свою пропагандистскую деятельность Дж. Мамедгулизаде получил благодарность от руководства Народных школ5.
Архивные документы свидетельствуют о том, что в начале XX в. в Баку, при дирекции народных училищ, имелся педагогический музей, созданный педагогом
А. С. Тхоржевским. Данный музей служил для учебных целей, создавал и демонстрировал методические и наглядные пособия. Он был закрыт в 1920 г., после создания музеев при Наркомпросе. В архивах были обнаружены и документы, в которых говорится, что Всероссийское Техническое Общество при своем Бакинском отделении имело небольшой музей. Он состоял из1500 экспонатов, разделенных по 13 отделам6.
Второй раз попытка создания в Азербайджане музея была предпринята во времена Азербайджанской Демократической Республике (АДР). Музей «Истиглал» («Независимость») был создан 7 декабря 1919 г. В его создании большую роль сыграли Г. Мирзаджамалов и И. М. Агаоглы7. В нем были собраны археологические находки, произведения художников, экземпляры редких книг, предметы нумизматики, ювелирные украшения и т.д. Музей располагался в здании парламента (ныне - здание Института рукописей Национальной Академии Наук Азербайджана). Именно тогда впервые была предпринята и попытка создания правового документа по организации и хранению музейных предметов. К сожалению, данный музей просуществовал всего один год и не смог осуществить всех задуманных планов. Он был ликвидирован в 1920 г., когда в Азербайджане была установлена Советская власть8. Собранные в нем материалы стали основой для фондов «Музэкскурс» и Азгосмузея.
Именно музей «Истиглал» стал примером для дальнейшей организации музейного дела в стране. После установления советской власти на базе Комиссариата Народного Просвещения был организован подотдел под названием «Музэкскурс» (музейно-экскурсионный отдел). Этому событию предшествовало подписанние Совнаркомом России 24 сентября 1918 г. декрета «О сохранении культурных ценностей и запрете на их вывоз». Разрешение на вывоз теперь могла выдавать только Коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины.
«Музэкскурс» был создан 15 июня 1920 г. Его первым руководителем был назначен педагог Е. Станевич, организовавший краеведческо-педагогический кружок. Кружок занимался подготовкой экскурсий, музейных и лабораторных материалов.
Помимо крупных музеев в республике были созданы профильные музеи, которые должны были освещать достижения той или иной области науки, например, музеи социальной гигиены (1920 г.) и сельского хозяйства (1923 г.).
Благодаря распоряжению Азревкома о запрете вывоза произведений старины, зподписанному председателем Н. Наримановым и Наркомпросом Д. Буниатзаде, фонды музеев на территории Азербайджана значительно пополнились9. Музеи создавались не
5 Bayramov А. Tarix. Yadda§. lrs. S. 7.
6 Каталог музея Бакинского Отделения Императорского Русского Технического Общества. Баку, 1912. С. 16.
7 Бахшиева А. Из истории музейного дела в Азербайджане. Баку, 2005. С. 10.
8 Там же. С. 11.
9 Там же. С. 24.
только в Баку, но и в других крупных городах Азербайджана. Подобные музеи были созданы в Шеки, Нахичевани, Гяндже, Ленкорани, Xанларе. По типу они были историкокраеведческими. Наиболее интенсивный период создания музеев такого типа относится к 1920 - 1928 гг.
В этот же период была создана комиссия по охране памятников старины и искусства, которая функционировала на базе «Музэкскурса». Ее председателем стал известный ученый Е. Пахомов. Комиссия выезжала в районы и вела учет имевшихся там памятников культуры.
В создании бакинских и региональных музеев в тот период принимали участие видные общественные деятели и ученые. Следует отметить имена С. Савельева, Е. Пахомова, М. Меликова, Д. Шарифзаде, А. Челабизаде, А. Эфенди, М. Алиева, И. Асадуллаева, Ю. Джалилова и других10.
На базе «Музэкскурса» в 1920 г. был создан Азербайджанский Государственный музей (Далее - Азгосмузей). Это было уже самостоятельное учреждение с научноисследовательской и учебно-просветительской базой. Музей организовывал не только учет и хранение произведений искусства, но старался ознакомить с собранным материалом народные массы. Просвещение народных масс в этот период являлось важнейшей задачей музеев. В этом музее стали формироваться первые фонды: историко-этнографический, гео-лого-минералогический, зоолого-биологический. Окончательно он сформировался к 1924 г.
В сентябре 1924 г. в Баку был проведен Первый Всеазербайджанский Краеведческий съезд, который способствовал дальнейшему развитию музейного дела в республике. В 1925 г. Коллегия Наркомпроса приняла решение обратиться в Совнарком с просьбой о возвращении Азгосмузею культурных ценностей. Обращение было направлено в Россию и Грузию. Просьба частично была удовлетворена.
3 мая 1925 г. было принято «Положение о Азгомузее», которое определило краеведческий характер его деятельности. Здесь были также зафиксированы и основные требования, предъявляемые при назначении на руководящую должность в указанном учреждении. В первую очередь кандидат должен был иметь высшее образование и владеть тюркским языком, во-вторых, должен был иметь научные труды, связанные с изучением Азербайджана. Также согласно данному документу музей имел право организовывать экспедиции в разные регионы республики с научно-исследовательской целью, что способствовало пополнению музейных фондов. Подобные экспедиции проводились студентом С. Л. Барцелиус-Налчагаровым (Гянджа), ленинградским профессором И. Н. Мещаниновым (Xоджалы, Нахичевань), Е. Пахомовым (Баку) и другими исследователями.
Согласно еще одному пункту положения музеи должны были быть организованы и в регионах. Подобные музеи были созданы в Шеки, Нахичевани, Гяндже, Ленкорани, Xан-ларе. По типу они также были историко-краеведческими.
В 1925 г. в Азгосмузее был создан отдельный фонд произведений искусства, куда вошли творения европейских и русских художников, а также народных мастеров. Материа-
10 Там же. С. 12.
лы данного фонда способствовали открытию в 1927 г. картинной галереи западного искусства.
1 октября 1928 г. Азгосмузей был закрыт на реорганизацию и вновь открылся лишь в мае 1931 г. В результате данной реорганизации многие сотрудники были уволены по причине классовой непригодности. Их обвиняли в том, что они не достаточно хорошо и полно представляют историю молодой республики. Среди ученых, не соответствовавших требованиям новой власти, оказались профессор В. С. Елпатьев, А. Р. Зифельд-Симуняга, В. М. Зуммер11. После кадровых реформ в музее из старого состава осталось всего лишь 7 человек: Е. А.Пахомов, Р. Джафаров, М. Фабри, М. Кулиева, И. Джафарзаде,
В. Оболенский, А. Шарифов. Позднее привлечение местных кадров было возобновлено и в музей были приглашены И. Меджидова и С. Ашурбейли, ставшие впоследствии известными историками. Работы по реорганизации Азгосмузея велись еще продолжительное время, в результате чего появился музей узкого профиля - Исторический12.
В этот же период Азгосмузей был включен в список наиболее значимых музеев страны, которые наладили контакты с Американской Ассоциацией музеев (Вашингтон). Они должны были способствовать профессиональному росту сотрудников музея, но, к сожалению, во второй половине 1930-х гг. эти связи были прерваны.
В эти годы Наркомпрос РСФСР издал распоряжение, по которому в коллекцию Аз-госмузея должны были быть переданы определенные произведения из крупных музеев Москвы и Ленинграда, но данное распоряжение было выполнено не полностью. Материальные ценности Азербайджана, вывезенные в царское время, не были возвращены, к ним относятся материалы по археологии и этнографии. Подобная же ситуация сложилась и с Грузинским музеем.
1 - 5 декабря 1930 г. в Москве был проведен Всероссийский музейный съезд. С этого времени музеи стали не только пропагандировать и демонстрировать экспонаты, но и заниматься научно-исследовательской работой, привлекать в свои ряды квалифицированных специалистов и ученых. Музеи стали проводить республиканские и всесоюзные выставки, издавать каталоги и буклеты, организовывались лекции и семинары, встречи с деятелями культуры и искусства. Все эти нововведения способствовали профессиональному росту музея и его сотрудников, а так же увеличили поток посетителей в музеи.
В 1930-е гг. рост фондов и преобразования в музейной сфере способствовали созданию на базе Азгосмузея нескольких самостоятельных музеев. Именно они на сегодняшний день составляют основу современной музейной сети страны. В 1934 г. был создан Азербайджанский Государственный музей театра, в 1936 г. Азербайджанский Государственный природно-исторический музей, в 1936 г. Азербайджанский Государственный музей искусств, а Азгосмузей стал именоваться Азербайджанским историческим музеем. В 1936 -1939 гг. в Баку и Гяндже были открыты музеи по истории религии и атеизма. К юбилею великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами в 1939 г. было также решено от-
11 Там же. С. 9.
12 Там же. С. 17
крыть музей, но начало Великой Отечественной войны помешало этим планам. Музей открыли уже после победы в 1945 г.
Из числа музеев, созданных в 1930-е гг., на сегодняшний день два носят статус национальных и находятся непосредственно под патронажем президента Азербайджанской республики: это Национальный Музей истории Азербайджанской Республики и Азербайджанский Национальный Музей языка и литературы. Здания этих музеев были полностью отреставрированы, экспозиции организованы в соответствии с современными требованиями, а научно-техническая база соответствует современным стандартам.
В 1960-х гг. в республике появился музей нового типа - Xудожественный салон галерея, который позднее был переименован в Азербайджанскую Государственную Картинную галерею.
Именно, в эти годы в Баку впервые стали открываться дома-музеи и квартиры-музеи. Флагманом в этой области стал музей-квартира народного художника Азербайджана Азима Азимзаде, открытый в 1965 г.
Еще в 1940-е гг. в Шеки был открыт мемориальный музей М. Ф. Ахундова. Музеи подобного типа были организованы также в Шуше, Казахе, Ордубаде, Ленкорани. Среди них следует упомянуть мемориальные музеи Н. Нариманова (Баку), Уз. Гаджибекова, Бюль-Бюля (Шуша), М. П. Вагифа и М. В. Видади (Казах), А. Асланова (Ленкорань), М. С. Ордубади, Ю. Мамедалиева, Б. Кенгерли (Ордубад). Развитие культурного наследия в регионах способствовало приезду в эти края туристов и жителей других регионов Азербайджана. Там проводились различные мероприятия, конференции и семинары.
Декоративно-прикладное искусство нашей страны имеет глубокие корни и всегда привлекало внимание не только исследователей, но и купцов из разных стран. Его лучшие образцы запечатлены на картинах Питера Анредта «Шесть регентов и хозяин приюта для бездомных бедняков» (Исторический музей, Амстердам) и Михеля Ван Мустера «Томас Xис со своими племянниками и слугой-негром» (Музей Рикс, Амстердам), Караваджо «Ужин в Эммаусе», Питера Пауля Рубенса «Римский триумф», а так же хранятся в лучших музеях мира13.
Для организации систематического сбора, хранения и изучения истории азербайджанских ковров и ковровых изделий в 1967 г. было принято решение о создании Государственного Музея ковра и декоративно-прикладного искусства. Одним из инициаторов создания подобного музея был народный художник Азербайджана Л. Керимов. Он провел огромную исследовательскую работу в области изучения и пропаганды азербайджанских ковров. Благодаря его усилиям было издано трехтомное исследование «Азербайджанский ко-вер»14. В стенах музея проводились международные конференции, посвященные коврам и ковровым изделиям, выездные выставки организовывались не только на территории бывшего СССР, но и далеко за его пределами15.
13 Алиева К. Тебризская ковровая школа XVI - XVII вв. Баку, 1999. С. 16-17.
14 Там же. С. 6.
15 Там же.
Последние 20 лет данный музей возглавляет доктора искусствоведения, профессор Р. Тагиева, которая долгие годы проработала в музее. Указом президента Азербайджанской республике музею было выделен участок в Национальном парке (бывший Бакинский бульвар), где для музея строится новое здание. Оно будет иметь форму разворачивающегося ковра и будет оснащен современным техническим оборудованием.
Как мы уже отмечали, произведения национальных мастеров украшают коллекции и экспозиции многих музеев, но атрибуция данных произведений не всегда проведена правильно. Произведения азербайджанских мастеров декоративно-прикладного искусства нередко приписываются иранским, кавказским и армянским мастерам, но при этом указываются географические территории, которые и сегодня принадлежат Азербайджанской рес-публике16. Например: Куба, Ширван, Казах, Карабах и т.д.
Последние годы усилия председателя Азербайджанского национального Совета музеев, директора Государственного музея Азербайджанского ковра и декоративноприкладного искусства Р. Тагиевой направлены на разрешение этой проблемы. В качестве примера можно привести переговоры, связанные с атрибуцией азербайджанских ковров, хранящихся в Лувре.
В 1970 - 1980-х гг. было принято решение об организации ряда мемориальных музеев в Баку, так как многие видные государственные деятели, мастера культуры, исторические личности большую часть своей жизни прожили именно в этом городе. Их дома-музеи представляли большой интерес для гостей нашего города и его жителей. Помимо этого во многих музеях подобного типа имелись прекрасные личные архивы, которые становились незаменимым источником при исследовании деятельности и творчества того или иного деятеля. Примером могут служить музеи-квартиры Уз. Гаджибекова, С. Вургуна, Дж. Джабарлы, Бюля-Бюля, Г. Джавида.
Помимо музеев в этот период в Баку и регионах открывались художественные галереи, что способствовало выявлению на местах талантливой молодежи. Примером могут служить галереи в Шеки, Ордубаде, Гяндже. Следует отметить, что они функционируют и сегодня.
Наравне с развитием музейного сектора развивалась и административноуправленческая система музеев. Руководство Азербайджанской республики в январе 1980 г. приняло решение о создании при Министерстве культуры Управления музеями, так же был создан Научно-методический отдел по работе музеев. Этот отдел был призван развивать и контролировать музейную сеть республики. В связи с увеличением количества музеев, что привело к естественному увеличению музейных предметов, которым время от времени требовалась реставрация, было принято решение о создании Научно-Реставрационного центра. Долгие годы одним из самых известных художников-реставраторов республики был Ф. Гаджиев, возглавлявший центр в 1981 - 1987 гг. Ф. Гаджиев воспитал целое поколение современных азербайджанских реставраторов - Г. Гаджиеву, Н. Сафарова, А. Алиева, Р. Алиеву и других.
16 Там же.
Организация сотрудничала со всеми музеями, галереями, и художественными салонами. Следует отметить, что Управление музеями, Научно-методический отдел и Реставрационный центр функционируют до сих пор. Они принимают активное участие в развитии музейного дела в Азербайджане.
Тогда же возрос и интерес к историко-краеведческим музеям, которые некоторое время оставались как бы в тени. Им были выделены новые помещения, созданы новые экспозиции. Естественно, что такой культурный рост в регионах привел к новым рабочим местам и росту интереса к истории своего региона. Примером могут служить историкокраеведческие музеи в Ширване (Али Байрамлы), Шуше, Агдаме, Зангелане, Габале, Гахе, Исмаилы, Джалалабаде, Гяндже, Казахе и т.д.
С 1982 г. в республике стали вручать звание «заслуженного деятеля культуры». Почетное звание было вручено многим сотрудникам музеев и деятелям культуры. Среди них можно назвать имена Т. Джавида, Р. Тагиевой, Г. Агаевой. С. Дадашова и других. В это же время Министерство культуры приняло решение о создании на базе крупных республиканских музеев экспертной комиссии, которая бы занималась оценкой музейных ценностей и их экспертизой. Подобная комиссия функционировала при крупных российских и зарубежных музеях. Экспертные комиссии были созданы на базе Азербайджанского Г осударствен-ного музея искусств имени Р. Мустафаева, Азербайджанского Музея ковра и коврового искусства, Музея музыкальной культуры Азербайджана, последние годы к уже существующим экспертным комиссиям добавилась еще одна - при Национальной Библиотеке Азербайджана, которая занимается оценкой старинных книг и рукописей. Деятельность указанных комиссий способствовала обогащению музейных коллекций и предотвратила незаконный вывоз многих культурных ценностей за пределы страны.
В 1990-х гг. в Азербайджане стали проводиться определенные изменения в музейной системе, некоторые из учреждений были ликвидированы или включены в состав других музеев, близких им по профилю. Примерами могут служить музей В. И. Ленина и музей атеизма. В эти же годы был организован Музейный центр, в котором разместились четыре музея - Азербайджанский Музей ковра и коврового искусства, Азербайджанский Музей театра, музей Истиглал и Музей истории религии. Сегодня Музейный центр принимает активное участие в организации республиканских и международных выставок, семинаров, конференций. Центр применяет все новые технологические и профессиональные методы для привлечения посетителей и специалистов.
Музеи нашей республики в основном находятся в подчинении Министерства Культуры и Туризма, но следует отметить, что существует ряд музеев, которые находятся на балансе Национальной Академии Наук Азербайджанской Республики (бывшая Академия Наук Азербайджанской Республики). К этой группе музеев относятся Национальный Музей истории Азербайджана, Национальный Музей литературы и языка, дом-музей Г. Джавида и Музей истории природы имени Г. Зардаби.
В эти же годы была проведена республиканская конференция по вопросам развития музеев Азербайджана, и обсуждался вопрос о вхождении в состав ИКОМ. Результатом, стало создание национального комитета ИКОМ, в который вошли директора всех крупных музеев республики.
С приобретением Азербайджаном независимости количество музеев в стране увеличилось, были открыты музеи Дж. Мамедкулизаде, основателя журнала «Молла Насред-дина», Гусейна Джавида, драматурга, репрессированного в 1937 г., Ниязи, известного дирижера и композитора, В. Мустафаева, всемирного известного джазмена, М. Л. Ростроповича.
В Нахичеванской Автономной Республике также был открыт ряд музеев, которые отражают историю данного края и его известных представителей. Это Азербайджанский Музей ковра, мемориальные музеи Г. Алиева, Дж. Мамедкулизаде, Ю. Мамедалиева, Б. Кенгерли.
Известные на весь мир Ичери шехер и Гобустан получили статус национальных заповедников, став музеями под открытым небом. Дворец Ширваншахов был полностью отреставрирован, реконструирован Xрам Огнепоклонников в селении Сураханы.
В последние годы в Азербайджане появился новый тип музея - этнографический. Примером может служить открытый в 2008 г. этнографический музей под открытым небом в селении Гала. Здесь собраны артефакты археологических раскопок, восстановлены история и быт села, помимо этого составлен маршрут по самым известным памятникам данного района.
В марте 2000 г. был принят Закон о музеях, который являлся составной частью Закона о культуре. Позднее он был дополнен, но сам факт принятия данного закона способствовал развитию музейного сектора. Особое внимание в нем было уделено правовой и экономической сторонам жизни музеев.
В 2009 г. в Баку был открыт Музей современного искусства, в котором нашло свое отражение творчество среднего и молодого поколений азербайджанских художников и скульпторов. Открытие подобного музея вызвало большой интерес у населения.
Помимо, мемориальных и художественных музеев в стране создаются музеи при различных организациях: при Медицинском Университете, при Военном Министерстве и т.д. Во всех крупных организациях и районах Азербайджана открываются музеи Г. Алиева, которые отражают жизнь и деятельность видного главы государства. Примером может служить музей, созданный при Фонде им. Г. Алиева.
С развитием туристического сектора и, в частности, экотуризма Министерство культуры и туризма стало уделять особое внимание регионам, где можно было бы одновременно развивать и туризм и музеи. Примером могут служить Шеки, Лахыч, Исмаилы, Куба, Габала. В связи с этим в Барде был открыт Этнографический музей края, где выставлены интересные экспонаты, отражающие историю культуры одного из старейших городов Азербайджана.
Указом Президента республики И. Алиева в Азербайджане бы основан Национальный Этнографический музей, для которого будет построено новое здание.
В заключении хотелось бы отметить, что развитие музейной инфраструктуры в стране ведется на основании государственной программы «Целенаправленное развитие музейного дела», реализацию которой планируется завершить к 2011 г. Руководителем данной программы является Министр культуры и туризма Азербайджанской республики А. Караев.