Научная статья на тему 'Из истории кадрового обеспечения трудового обучения и воспитания школьников Дагестана в 1946-1991 гг'

Из истории кадрового обеспечения трудового обучения и воспитания школьников Дагестана в 1946-1991 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОСЛЕВОЕННАЯ ИСТОРИЯ ДАГЕСТАНА / POSTWAR HISTORY OF DAGESTAN / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / COMPREHENSIVE SCHOOL / УЧИТЕЛЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ / LABOR EDUCATION TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муцалханов М. С., Мугутдинова Н. Ш.

Статья посвящена изучению истории кадрового обеспечения трудового обучения и воспитания школьников Дагестана в 1946-1991 гг. В работе освещена деятельность государственных и партийных органов по подготовке учителей трудового обучения в средних специальных и высших учебных заведениях Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF PROVIDING PERSONNEL FOR MANUAL WORK TRAINING AND EDUCATION OF DAGESTAN SCHOOLCHILDREN IN 1946-1991

The article examines the history of providing personnel for labor training and education of Dagestan schoolchildren in 1946-1991. The authors dwell upon the activities of the structures involved in the training of labor education teachers in secondary vocational schools and higher educational establishments of Dagestan.

Текст научной работы на тему «Из истории кадрового обеспечения трудового обучения и воспитания школьников Дагестана в 1946-1991 гг»

ВОПРОСЫ истории

переход к единым учебным планам и программам для всех университетов. Мероприятия середины - второй половины 1948 г. закрепили полное отделение Восточной Германии от Запада.

Росла массовая численность эмигрантов - деятелей культуры, которые хотели жить в Восточной Германии, среди немцев росло число просоветски настроенных людей. Если все они проявляли минимум лояльности, то после этого встречали неизменно радушный прием и материальную поддержку со стороны как СВАГ, так и СЕПГ.

Де-факто еще до осени 1949 г. уже не было единой Германии. На востоке, в советской зоне оккупации, в народном образовании в 1945-1949 гг. произошли преобразования по образцу Советского Союза.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тимофеева Н. П., Фойтцик Я. Политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы, результаты 1945-1949: Комментир. сб. док. - М., РОССПЭН, 2005.

2. Dokumente und Materialien zur Geschichte der deutschen Arbeiterbewegung. - Reihe III. - Bd. I. - Berlin, 1959. - S. 19.

3. Revolutionaere deutsche Parteiprogramme: Vom Kommunistischen Manifest zum Programm des Sozialismus. - Berlin, 1964. - S. 197.

4. Власов В. А. Школа и общество. - Пенза, 1998. - С. 192.

5. Neue Zeit. - 1945. - № 1; Morgen. - 1945. - № 1, 3.

6. Государственный архив Российской Федерации ГАРФ (далее - ГАРФ). - Ф. 7317. - Л. 165-166.

7. Uhlig G. Der Beginn der antifaschistisch-demokratischen Schulreform 1945-1946 // Monumenta Pa-edagogika. - Bd. II. - Berlin, 1965. - S. 36, 264.

8. За антифашистскую демократическую Германию: Сб. док. 1945-1949 гг. - М.: Политиздат, 1969.- С. 143-144, 147, 170-173,248,616.

9. Система образования в Восточной Германии 1945-49 гг. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996.

10. Сборник документов, одобренных СКС и КК Германии за период с 1 по 31 января 1946 г. - Берлин, 1946. - С. 84.

11. Wandel P. Unsere Hochschulen des Volkes - ein Werk der Einheit der Arbeiterklasse // Hochschulwesen. - 1966. - №4. - S. 248, 251.

12. ГАРФ. - Ф. 7317. - Оп. 8. - Д. 14. - Л. 192-193, 205; Ф. 7317. - Оп. 19. - Д. 12. - Л. 123-148.

13. Николаев П. А.. Политика Советского Союза в германском вопросе 1945-1964. - М., 1966. - С. 43.

14. Архив внешней политики РФ (АВП РФ). - Ф. Р-5283.-Оп. 22. - Д. 106. - Л. 17-20.

15. Политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы, результаты. 19451949. Сб.док. - М., 2006.- С. 229-230,231.

ИЗ ИСТОРИИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ДАГЕСТАНА В 1946-1991 гг.

FROM THE HISTORY OF PROVIDING PERSONNEL FOR MANUAL WORK TRAINING AND EDUCATION OF DAGESTAN SCHOOLCHILDREN IN 1946-1991

М. С. Муцалханов, Н. Ш. Мугутдинова

Статья посвящена изучению истории кадрового обеспечения трудового обучения и воспитания школьников Дагестана в 1946-1991 гг. В работе освещена деятельность государственных и партийных органов по подготовке учителей трудового обучения в средних специальных и высших учебных заведениях Дагестана.

M. S. Mutsalkhanov N. S. Mugutdinova

The article examines the history of providing personnel for labor training and education of Dagestan schoolchildren in 1946-1991. The authors dwell upon the activities of the structures involved in the training of labor education teachers in secondary vocational schools and higher educational establishments of Dagestan.

Ключевые слова: послевоенная история Дагестана, общеобразовательная школа, учителя трудового обучения.

Keywords: postwar history of Dagestan, comprehensive school, labor education teachers.

Несмотря на свою актуальность, данная проблема до сих пор не стала предметом специального изучения. Опубликованы только тезисы совместного с профессором Ш. Г. Магидовым доклада, написанного

одним из авторов настоязщей статьи на материале середины 1970-х - первой половины 1980-х годов [1].

Об уровне подготовки будущих учителей со средним специальным педагогическим образованием к ве-

- ВОПРОСЫ

дению трудового обучения и воспитания в школах республики в первые послевоенные годы дают представление паспорта педучилищ, составленные в 1948 г. и обнаруженные нами в фондах Госархива Республики Дагестан [2].

Стоит напомнить, что в указанное время в Дагестане функционровало шесть педучилищ. В самом раннем из них, Первом дагестанском, основанном в г. Буйнакске в 1922 г., имелась мастерская, в которой практиковалось изготовление наглядных пособий с привлечением учащихся. Мастерская имела площадь в 30 кв. м и была оборудована десятью рабочими местами. Материально-техническая база мастерской была представлена девятью дрелями, коловоротами, стамесками и долотами, четырьмя молотками, тремя столярными верстаками, двумя рубанками. В единственном числе здесь были представлены фуганок, луковая пила, напильники, тиски слесарные, зубила, бородки, ножницы для металла и бумаги, станок механический. Сырьем и материалами мастерские не были обеспечены. Занятия в мастерских вел заслуженный учитель школы РСФСР А. П. Скрабе, учитель с 40-летним педстажем и преподаватель естествознания по совместительству.

Вторым по дате основания идет Дербентское педучилище (1923 г.), судя по тому, что в документе графа о мастерских пустует, с выработкой навыков физического труда у будущих учителей дела обстояли весьма плачевно.

В 1930 г. в Дагестане было открыты сразу два педучилища - в Сергокале и Казикумухе. В Сергокалинском педучилище трудовое обучение учащихся находилось на точно таком же уровне, что и в Дербентском: здесь тоже не было даже мастерских.

Основанное в том же 1930 г. Казикумухское педучилище имело неплохую материально-техническую базу, даже намного лучше, чем в Первом дагестанском. Училище имело более шестидесяти единиц различных инструментов (в Первом дагестанском их было в два раза меньше). Хоть и не полностью, но все же училище обеспечивалось сырьем и материалами, а занятия с учащимися вел квалифицированный преподаватель труда А. Г. Гайдаев с 15 часами недельной нагрузки. Он вел еще уроки рисования и имел 28 лет педстажа.

Из-за трудностей с помещениями не имело мастерской основанное в 1931 г. Хасавюртовское педучилище. Несмотря на такое положение с материальной базой и протесты педколлектива, у училища в 1947 г. под нужды государственной колхозной школы забрали даже общежитие. Вопрос о его возврате неоднократно ставился перед Минпросом ДАССР, но проблема разрешилась не скоро.

Неплохо решалась рассматриваемая проблема в основанном в 1944 г. Буйнакском женском педагогическом училище [3]. Хотя в паспорте училища и нет сведений о наличии комнаты рукоделия, тем не менее документ свидельствует о том, что, занятия с ученицами велись аккуратно и без срывов. Это стало возвожным бла-

ИСТОРИИ -

годаря усилиям М. К. Поченкиной, имевшей 41 год педагогического стажа. Она вела рукоделие с недельной нагрузкой в 16 часов.

Сказанное позволяет сделать два существенных вывода. Во-первых, в педучилищах Дагестана в первые послевоенные годы имели место разные подходы к проблемам выработки навыков физического труда будущим учителям со средне-специальным образованием. Во-вторых, архивный материал и опубликованные работы позволяют сделать вывод о том, что до середины 1970-х годов ни одно учебное заведение Дагестана не занималось проблемами кадрового обеспечения трудового обучения школьной молодежи республики со специальным образованием.

В полный рост данная проблема стала в Дагестане в первой половине 1970-х годов. Вызвано это было тем, что в эти годы, как и во всей стране, здесь была выполнена важная социальная задача - завершен переход к обязательному среднему образованию молодежи.

В связи с этим часть выпускников средних общеобразовательных школ должна была идти на производство. На этой волне в стране вновь усиливается внимание со стороны общества к вопросам трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации подрастающего поколения.

Переход к всеобщему среднему образованию молодежи потребовал также усиления внимания со стороны общества и государства к вопросам подготовки для школ педагогических кадров с высшим образованием, так как уровень знаний выпускников педучилищ позволял им вести занятия с учащимися начального и среднего звена общеобразовательной школы.

Этот вопрос в Дагестане в середине 1970-х годов был сопряжен с некоторыми трудностями. Например, в ряде регионов республики из-за перепроизводства возникли проблемы с трудоустройством части выпускников педучилищ. Такая ситуация сложилась в южном Дагестане, где в целом ряде школ региона невозможно стало обеспечить педагогической работой часть выпускников Дербентского педучилища. Верно, правда, и то, что в некоторых школах других регионов республики не хватало тех же выпускников педучилищ. Это значит, что в упорядочении нуждались вопросы подготовки специалистов по разным учебным дисциплинам и трудоустройства учителей в системе среднего специального образования Дагестана.

С целью дальнейшего совершенствования обеспечения школ республики учителями различных специальностей в план коллегии Министерства просвещения ДАССР на 1976 г. был специально включен вопрос «О работе отдела кадров Министерства просвещения ДАССР по улучшению качественного состава учительских и руководящих кадров народного образования республики» [4]. Анализ, проведенный Минпросом республики, показал, что в вопросах подготовки учительских кадров для школ через педучилища имеется много проблем. Педучилища республики в массовом порядке готовили учителей начальных

- ВОПРОСЫ

классов, пения, физкультуры и некоторых других дисциплин, а учителей трудового обучения, на которых в школах был массовый спрос, ни одно среднее учебное заведение не готовило.

В результате этого в вопросах обеспечения общеобразовательных школ Дагестана квалифицированными кадрами учителей трудового обучения со средним уровнем образования сложилась следующая ситуация. Согласно исследованиям, в начале 1976/77 учебного года учителя трудового обучения Дагестана имели самый низкий уровень образования среди педкадров общеоразовательных школ республики [1, с. 227]. Учителя труда большинства школ Дагестана имели образование на уровне неполного или завершенного общего среднего образования либо являлись специалистами по другим дисциплинам. В школах республики работали также 183 учителя трудового обучения с общим средним образованием, но все они прошли курсы повышения квалификации при Иниституте усовершенсто-вания учителей Дагестана. Показателен в рассматрива-мом плане пример из жизни школ Хасавюртовского района середины 1970-х годов. По данным на 1976 г., в общеобразовательных школах этого района работали 34 учителя с общим средним образованием, из них 31 вел уроки трудового обучения.

С учетом такой ситуации Совет Министров ДАССР после анализа состояния подготовки педагогических кадров в учебных заведениях республики выступил с ходатайством перед Министерством просвещения РСФСР о закрытии двух педучилищ республики. В связи с этим и по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования СССР в 1976 г. Министерство просвещения РСФСР издало приказ «О педагогических училищах Дагестанской АССР» [5]. Согласно этому приказу, с 1 сентября 1976 г. в республике вместо шести остались четыре педучилища. Одновременно состояние подготовки учителей было приведено в соответствие с потребностями школ республики в специалистах такого звена. В училищах помимо учителей начальных классов, рисования, черчения и музыки стали готовить специалистов по трудовому обучению. Учителей труда и черчения начали готовить Буйнакское и Избербашское педучилища.

Однако возрастающие потребности в квалифицированных учителях трудового обучения не удовлетворялись выпускниками указанных педучилищ. Не решал проблему и начавшийся с 1976 г. выпуск учителей труда и черчения на художественно-графическом факультете (ХГФ) пединститута. С учетом этого и во исполнение решений постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе 1977 г., бюро Дагестанского обкома КПСС на своем заседании 1 марта 1978 г. постановило ходатайствовать перед Министерством просвещения РСФСР о рассмотрении вопроса открытия в Дагестанском педагогическом институте индустриально-педагогического факультета для подготовки учителей трудового обучения высшей квалификации [6]. Данное обращение

1

ИСТОРИИ -

было удовлетворено, и уже со следующего учебного года в институте был проведен первый набор на новый факультет. Насколько своевременным было открытие этого факультета, свидетельствует тот факт, что в начале 1979/80 учебного года в школах республики работало всего 6% учителей труда со специальным высшим образованием [7]. Это были выпускники вузов других регионов страны.

В течение четырех лет в стенах института будущие учителя труда изучали, наряду с педагогическими, также общеинженерные, технические и естественные дисциплины. Большое внимание на факультете уделялось выработке у студентов основательных навыков по эксплуатации и ремонту сельскохозяйственной техники, ознакомлению их с экономикой сельскохозяйственного производства, основами агрономии и животноводства. Кроме того, студенты здесь получали хорошую подготовку по методике трудового обучения, педагогике, психологии и по другим дисциплинам. Первый выпуск на ИПФ пединститута состоялся в 1983 г. [8]. В том же году 49 выпускников факультета пополнили ряды учителей труда школ республики. Интересно отметить, среди выпускников факультета была только одна девушка.

Благодаря указанным выше мерам и тому, что при Дагестанском институте усовершенствования учителей были открыты четырехмесячные курсы учителей труда, школы Дагестана получали все больше квалифицированных кадров учителей трудового обучения. Это привело к количественному и качественному росту учителей школ республики, занятых трудовым обучением, воспитанием и профориентацией учащихся. Если на 1 сентября 1979 г. учителями труда в школах Дагестана работало 850 педагогов, имеющих высшее и среднее специальное образование [9], то к началу 1982/83 учебного года их число составило уже 1212 человек, из них 281 учитель имел высшее образование [10].

Важную роль в деле дальнейшего совершенствования подготовки учительских кадров для школ сыграли решения апрельских (1984 и 1985 гг.) пленумов ЦК КПСС, которые наметили конкретные задачи совершенствования системы народного образования страны, обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки юношей и девушек, вступающих в жизнь, к жизни и труду. В соответствии с требованиями реформы общеобразовательной и профессиональной школы и с учетом потребностей школ республики в квалифицированных учителях труда с 1985/86 учебного года на индустриально-педагогическом факультете контингент студентов на первом курсе был доведен до 75 человек по очной форме обучения. Столько же составил набор первокурсников-заочников.

Кроме того, с указанного учебного года обучение студентов в стационаре было переведено на 5-летний, а на заочном отделении - на 6-летний сроки обучения. В учебном процессе значительно пополнился перечень дисциплин по направлениям трудовой подготовки будущих учителей труда. Учебными планами предусма-

ВОПРОСЫ истории

тривалось изучение студентами основ строительного дела, технического черчения, обслуживающего труда, методики трудового и профессионального обучения и т. д. Это позволило готовить учителей труда с большим объемом знаний по профилирующим дисциплинам. Поэтому выпускники 1990 г. получили дипломы по специальности «Учитель трудового обучения», а не «Учитель труда».

Таким образом, изучаемые годы в плане организации обеспечения школ Дагестана квалифицированными учителями труда за счет подготовки их в учебных заведениях республики были весьма плодотворными. И если в начале рассматриваемого периода учителей труда не выпускало ни одно учебное заведение республики, то к его концу трудовым обучением юношей и девушек занимались выпускники двух отделений двух педучилищ и двух факультетов пединститута. Это несколько смягчило остроту проблемы обеспечения школ республики учителями трудового обучения, хотя сама проблема еще оставалась.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Магидов Ш. Г., Муцалханов М. С. Подготовка квалифицированных кадров и повышение педагогического мастерства учителей трудового обучения Дагестана: достижения и нереализованные возможности // Концепция непрерывного образования и совершенствование учебного процесса: Тез. науч. конф. - Махачкала, 1991. -С.226-227.

2. Центральный государственный архив республики Дагестан (далее - ЦГАРД). - Ф. 34-р. -Оп.30. - Л. 1-57.

3. ЦГАРД. - Ф. 34-р. - Оп. 30. - Л. 21-24.

4. ЦГАРД. - Ф. 1. - Оп. 162. - Д. 208. - Л. 106.

5. ЦГАРД. - Ф. 1. - Оп. 162. - Д. 208. - Л. 113.

6. ЦГАРД. - Ф. 1. - Оп. 164. - Д. 29. - Л. 75.

7. Дагестанская правда. - 1980. - 23 мая.

8. Комсомолец Дагестана. - 1983. - 14 июля.

9. Дагестанская правда. - 1980. - 26 ноября.

10. Дагестанская правда. - 1983. - 19 августа.

ОТНОШЕНИЯ ФРГ С ЕВРОСОЮЗОМ, НАТО И РОССИЕЙ В 1990-1998 гг.

RELATIONS OF GERMANY WITH THE EUROPEAN UNION, NATO AND RUSSIA IN 1990-1998

А. Н. Матков

В статье анализируется внешняя политика ФРГ в 1990-1998 гг.

Ключевые слова: внешняя политика, НАТО, Россия, Германия, Г. Коль.

A. N. Matkov

The article analyzes Germany foreign policy in 1990-1998.

Keywords: foreign policy, NATO, Russia, Germany, G. Kohl.

После того, как Германия в 1990 г. вновь восстановила свое государственное единство, приобретенный ранее Западной Германией авторитет перешел на новую Федеративную республику. Этот перенос международного авторитета от Боннской республики к Берлинской имел свои предпосылки. В расширенном составе ФРГ в конце XX в. использовала свою новую величину не ради гегемонистских устремлений, а на благо европейского единства, выступая в качестве поборника присоединения к Европейскому сообществу других государств. Остальные государства, сотрудничая с Германией в таких групповых союзах, как НАТО, или же в таких организациях, как ООН, тоже ожидали в начале 1990-х гг. от ФРГ, что после восстановления нормального национально-государственного состояния она больше не станет отговариваться ссылками на германскую историю, и

особенно на раздел Германии. При этом, в соответствии со своим экономическим потенциалом, примет на себя международные обязательства и в военном обеспечении мира. Большинство государств ожидало от Федеративной республики больше международного доверия к собственным силам, и только в некоторых странах (Великобритания, Голландия) отмечались в начале 1990-х гг. характерные для них опасения насчет возможной новой германской надменности.

При этом международное сообщество в 1990-е гг. в целом было озабочено тем, чтобы единая ФРГ сохранила те традиции терпимости по отношению к иммигрантам и иностранцам, которые приобрели немцы после преступлений нацистского периода. До ухода в отставку канцлера Г. Коля в 1998 г. международный ответ на вопрос, пользуется ли Германия и далее доверием к ней, был преимущественно положительным. Но доверие - ценность весь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.