ВОПРОСЫ истории
переход к единым учебным планам и программам для всех университетов. Мероприятия середины - второй половины 1948 г. закрепили полное отделение Восточной Германии от Запада.
Росла массовая численность эмигрантов - деятелей культуры, которые хотели жить в Восточной Германии, среди немцев росло число просоветски настроенных людей. Если все они проявляли минимум лояльности, то после этого встречали неизменно радушный прием и материальную поддержку со стороны как СВАГ, так и СЕПГ.
Де-факто еще до осени 1949 г. уже не было единой Германии. На востоке, в советской зоне оккупации, в народном образовании в 1945-1949 гг. произошли преобразования по образцу Советского Союза.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тимофеева Н. П., Фойтцик Я. Политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы, результаты 1945-1949: Комментир. сб. док. - М., РОССПЭН, 2005.
2. Dokumente und Materialien zur Geschichte der deutschen Arbeiterbewegung. - Reihe III. - Bd. I. - Berlin, 1959. - S. 19.
3. Revolutionaere deutsche Parteiprogramme: Vom Kommunistischen Manifest zum Programm des Sozialismus. - Berlin, 1964. - S. 197.
4. Власов В. А. Школа и общество. - Пенза, 1998. - С. 192.
5. Neue Zeit. - 1945. - № 1; Morgen. - 1945. - № 1, 3.
6. Государственный архив Российской Федерации ГАРФ (далее - ГАРФ). - Ф. 7317. - Л. 165-166.
7. Uhlig G. Der Beginn der antifaschistisch-demokratischen Schulreform 1945-1946 // Monumenta Pa-edagogika. - Bd. II. - Berlin, 1965. - S. 36, 264.
8. За антифашистскую демократическую Германию: Сб. док. 1945-1949 гг. - М.: Политиздат, 1969.- С. 143-144, 147, 170-173,248,616.
9. Система образования в Восточной Германии 1945-49 гг. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996.
10. Сборник документов, одобренных СКС и КК Германии за период с 1 по 31 января 1946 г. - Берлин, 1946. - С. 84.
11. Wandel P. Unsere Hochschulen des Volkes - ein Werk der Einheit der Arbeiterklasse // Hochschulwesen. - 1966. - №4. - S. 248, 251.
12. ГАРФ. - Ф. 7317. - Оп. 8. - Д. 14. - Л. 192-193, 205; Ф. 7317. - Оп. 19. - Д. 12. - Л. 123-148.
13. Николаев П. А.. Политика Советского Союза в германском вопросе 1945-1964. - М., 1966. - С. 43.
14. Архив внешней политики РФ (АВП РФ). - Ф. Р-5283.-Оп. 22. - Д. 106. - Л. 17-20.
15. Политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы, результаты. 19451949. Сб.док. - М., 2006.- С. 229-230,231.
ИЗ ИСТОРИИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ДАГЕСТАНА В 1946-1991 гг.
FROM THE HISTORY OF PROVIDING PERSONNEL FOR MANUAL WORK TRAINING AND EDUCATION OF DAGESTAN SCHOOLCHILDREN IN 1946-1991
М. С. Муцалханов, Н. Ш. Мугутдинова
Статья посвящена изучению истории кадрового обеспечения трудового обучения и воспитания школьников Дагестана в 1946-1991 гг. В работе освещена деятельность государственных и партийных органов по подготовке учителей трудового обучения в средних специальных и высших учебных заведениях Дагестана.
M. S. Mutsalkhanov N. S. Mugutdinova
The article examines the history of providing personnel for labor training and education of Dagestan schoolchildren in 1946-1991. The authors dwell upon the activities of the structures involved in the training of labor education teachers in secondary vocational schools and higher educational establishments of Dagestan.
Ключевые слова: послевоенная история Дагестана, общеобразовательная школа, учителя трудового обучения.
Keywords: postwar history of Dagestan, comprehensive school, labor education teachers.
Несмотря на свою актуальность, данная проблема до сих пор не стала предметом специального изучения. Опубликованы только тезисы совместного с профессором Ш. Г. Магидовым доклада, написанного
одним из авторов настоязщей статьи на материале середины 1970-х - первой половины 1980-х годов [1].
Об уровне подготовки будущих учителей со средним специальным педагогическим образованием к ве-
- ВОПРОСЫ
дению трудового обучения и воспитания в школах республики в первые послевоенные годы дают представление паспорта педучилищ, составленные в 1948 г. и обнаруженные нами в фондах Госархива Республики Дагестан [2].
Стоит напомнить, что в указанное время в Дагестане функционровало шесть педучилищ. В самом раннем из них, Первом дагестанском, основанном в г. Буйнакске в 1922 г., имелась мастерская, в которой практиковалось изготовление наглядных пособий с привлечением учащихся. Мастерская имела площадь в 30 кв. м и была оборудована десятью рабочими местами. Материально-техническая база мастерской была представлена девятью дрелями, коловоротами, стамесками и долотами, четырьмя молотками, тремя столярными верстаками, двумя рубанками. В единственном числе здесь были представлены фуганок, луковая пила, напильники, тиски слесарные, зубила, бородки, ножницы для металла и бумаги, станок механический. Сырьем и материалами мастерские не были обеспечены. Занятия в мастерских вел заслуженный учитель школы РСФСР А. П. Скрабе, учитель с 40-летним педстажем и преподаватель естествознания по совместительству.
Вторым по дате основания идет Дербентское педучилище (1923 г.), судя по тому, что в документе графа о мастерских пустует, с выработкой навыков физического труда у будущих учителей дела обстояли весьма плачевно.
В 1930 г. в Дагестане было открыты сразу два педучилища - в Сергокале и Казикумухе. В Сергокалинском педучилище трудовое обучение учащихся находилось на точно таком же уровне, что и в Дербентском: здесь тоже не было даже мастерских.
Основанное в том же 1930 г. Казикумухское педучилище имело неплохую материально-техническую базу, даже намного лучше, чем в Первом дагестанском. Училище имело более шестидесяти единиц различных инструментов (в Первом дагестанском их было в два раза меньше). Хоть и не полностью, но все же училище обеспечивалось сырьем и материалами, а занятия с учащимися вел квалифицированный преподаватель труда А. Г. Гайдаев с 15 часами недельной нагрузки. Он вел еще уроки рисования и имел 28 лет педстажа.
Из-за трудностей с помещениями не имело мастерской основанное в 1931 г. Хасавюртовское педучилище. Несмотря на такое положение с материальной базой и протесты педколлектива, у училища в 1947 г. под нужды государственной колхозной школы забрали даже общежитие. Вопрос о его возврате неоднократно ставился перед Минпросом ДАССР, но проблема разрешилась не скоро.
Неплохо решалась рассматриваемая проблема в основанном в 1944 г. Буйнакском женском педагогическом училище [3]. Хотя в паспорте училища и нет сведений о наличии комнаты рукоделия, тем не менее документ свидельствует о том, что, занятия с ученицами велись аккуратно и без срывов. Это стало возвожным бла-
ИСТОРИИ -
годаря усилиям М. К. Поченкиной, имевшей 41 год педагогического стажа. Она вела рукоделие с недельной нагрузкой в 16 часов.
Сказанное позволяет сделать два существенных вывода. Во-первых, в педучилищах Дагестана в первые послевоенные годы имели место разные подходы к проблемам выработки навыков физического труда будущим учителям со средне-специальным образованием. Во-вторых, архивный материал и опубликованные работы позволяют сделать вывод о том, что до середины 1970-х годов ни одно учебное заведение Дагестана не занималось проблемами кадрового обеспечения трудового обучения школьной молодежи республики со специальным образованием.
В полный рост данная проблема стала в Дагестане в первой половине 1970-х годов. Вызвано это было тем, что в эти годы, как и во всей стране, здесь была выполнена важная социальная задача - завершен переход к обязательному среднему образованию молодежи.
В связи с этим часть выпускников средних общеобразовательных школ должна была идти на производство. На этой волне в стране вновь усиливается внимание со стороны общества к вопросам трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации подрастающего поколения.
Переход к всеобщему среднему образованию молодежи потребовал также усиления внимания со стороны общества и государства к вопросам подготовки для школ педагогических кадров с высшим образованием, так как уровень знаний выпускников педучилищ позволял им вести занятия с учащимися начального и среднего звена общеобразовательной школы.
Этот вопрос в Дагестане в середине 1970-х годов был сопряжен с некоторыми трудностями. Например, в ряде регионов республики из-за перепроизводства возникли проблемы с трудоустройством части выпускников педучилищ. Такая ситуация сложилась в южном Дагестане, где в целом ряде школ региона невозможно стало обеспечить педагогической работой часть выпускников Дербентского педучилища. Верно, правда, и то, что в некоторых школах других регионов республики не хватало тех же выпускников педучилищ. Это значит, что в упорядочении нуждались вопросы подготовки специалистов по разным учебным дисциплинам и трудоустройства учителей в системе среднего специального образования Дагестана.
С целью дальнейшего совершенствования обеспечения школ республики учителями различных специальностей в план коллегии Министерства просвещения ДАССР на 1976 г. был специально включен вопрос «О работе отдела кадров Министерства просвещения ДАССР по улучшению качественного состава учительских и руководящих кадров народного образования республики» [4]. Анализ, проведенный Минпросом республики, показал, что в вопросах подготовки учительских кадров для школ через педучилища имеется много проблем. Педучилища республики в массовом порядке готовили учителей начальных
- ВОПРОСЫ
классов, пения, физкультуры и некоторых других дисциплин, а учителей трудового обучения, на которых в школах был массовый спрос, ни одно среднее учебное заведение не готовило.
В результате этого в вопросах обеспечения общеобразовательных школ Дагестана квалифицированными кадрами учителей трудового обучения со средним уровнем образования сложилась следующая ситуация. Согласно исследованиям, в начале 1976/77 учебного года учителя трудового обучения Дагестана имели самый низкий уровень образования среди педкадров общеоразовательных школ республики [1, с. 227]. Учителя труда большинства школ Дагестана имели образование на уровне неполного или завершенного общего среднего образования либо являлись специалистами по другим дисциплинам. В школах республики работали также 183 учителя трудового обучения с общим средним образованием, но все они прошли курсы повышения квалификации при Иниституте усовершенсто-вания учителей Дагестана. Показателен в рассматрива-мом плане пример из жизни школ Хасавюртовского района середины 1970-х годов. По данным на 1976 г., в общеобразовательных школах этого района работали 34 учителя с общим средним образованием, из них 31 вел уроки трудового обучения.
С учетом такой ситуации Совет Министров ДАССР после анализа состояния подготовки педагогических кадров в учебных заведениях республики выступил с ходатайством перед Министерством просвещения РСФСР о закрытии двух педучилищ республики. В связи с этим и по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования СССР в 1976 г. Министерство просвещения РСФСР издало приказ «О педагогических училищах Дагестанской АССР» [5]. Согласно этому приказу, с 1 сентября 1976 г. в республике вместо шести остались четыре педучилища. Одновременно состояние подготовки учителей было приведено в соответствие с потребностями школ республики в специалистах такого звена. В училищах помимо учителей начальных классов, рисования, черчения и музыки стали готовить специалистов по трудовому обучению. Учителей труда и черчения начали готовить Буйнакское и Избербашское педучилища.
Однако возрастающие потребности в квалифицированных учителях трудового обучения не удовлетворялись выпускниками указанных педучилищ. Не решал проблему и начавшийся с 1976 г. выпуск учителей труда и черчения на художественно-графическом факультете (ХГФ) пединститута. С учетом этого и во исполнение решений постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе 1977 г., бюро Дагестанского обкома КПСС на своем заседании 1 марта 1978 г. постановило ходатайствовать перед Министерством просвещения РСФСР о рассмотрении вопроса открытия в Дагестанском педагогическом институте индустриально-педагогического факультета для подготовки учителей трудового обучения высшей квалификации [6]. Данное обращение
1
ИСТОРИИ -
было удовлетворено, и уже со следующего учебного года в институте был проведен первый набор на новый факультет. Насколько своевременным было открытие этого факультета, свидетельствует тот факт, что в начале 1979/80 учебного года в школах республики работало всего 6% учителей труда со специальным высшим образованием [7]. Это были выпускники вузов других регионов страны.
В течение четырех лет в стенах института будущие учителя труда изучали, наряду с педагогическими, также общеинженерные, технические и естественные дисциплины. Большое внимание на факультете уделялось выработке у студентов основательных навыков по эксплуатации и ремонту сельскохозяйственной техники, ознакомлению их с экономикой сельскохозяйственного производства, основами агрономии и животноводства. Кроме того, студенты здесь получали хорошую подготовку по методике трудового обучения, педагогике, психологии и по другим дисциплинам. Первый выпуск на ИПФ пединститута состоялся в 1983 г. [8]. В том же году 49 выпускников факультета пополнили ряды учителей труда школ республики. Интересно отметить, среди выпускников факультета была только одна девушка.
Благодаря указанным выше мерам и тому, что при Дагестанском институте усовершенствования учителей были открыты четырехмесячные курсы учителей труда, школы Дагестана получали все больше квалифицированных кадров учителей трудового обучения. Это привело к количественному и качественному росту учителей школ республики, занятых трудовым обучением, воспитанием и профориентацией учащихся. Если на 1 сентября 1979 г. учителями труда в школах Дагестана работало 850 педагогов, имеющих высшее и среднее специальное образование [9], то к началу 1982/83 учебного года их число составило уже 1212 человек, из них 281 учитель имел высшее образование [10].
Важную роль в деле дальнейшего совершенствования подготовки учительских кадров для школ сыграли решения апрельских (1984 и 1985 гг.) пленумов ЦК КПСС, которые наметили конкретные задачи совершенствования системы народного образования страны, обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки юношей и девушек, вступающих в жизнь, к жизни и труду. В соответствии с требованиями реформы общеобразовательной и профессиональной школы и с учетом потребностей школ республики в квалифицированных учителях труда с 1985/86 учебного года на индустриально-педагогическом факультете контингент студентов на первом курсе был доведен до 75 человек по очной форме обучения. Столько же составил набор первокурсников-заочников.
Кроме того, с указанного учебного года обучение студентов в стационаре было переведено на 5-летний, а на заочном отделении - на 6-летний сроки обучения. В учебном процессе значительно пополнился перечень дисциплин по направлениям трудовой подготовки будущих учителей труда. Учебными планами предусма-
ВОПРОСЫ истории
тривалось изучение студентами основ строительного дела, технического черчения, обслуживающего труда, методики трудового и профессионального обучения и т. д. Это позволило готовить учителей труда с большим объемом знаний по профилирующим дисциплинам. Поэтому выпускники 1990 г. получили дипломы по специальности «Учитель трудового обучения», а не «Учитель труда».
Таким образом, изучаемые годы в плане организации обеспечения школ Дагестана квалифицированными учителями труда за счет подготовки их в учебных заведениях республики были весьма плодотворными. И если в начале рассматриваемого периода учителей труда не выпускало ни одно учебное заведение республики, то к его концу трудовым обучением юношей и девушек занимались выпускники двух отделений двух педучилищ и двух факультетов пединститута. Это несколько смягчило остроту проблемы обеспечения школ республики учителями трудового обучения, хотя сама проблема еще оставалась.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Магидов Ш. Г., Муцалханов М. С. Подготовка квалифицированных кадров и повышение педагогического мастерства учителей трудового обучения Дагестана: достижения и нереализованные возможности // Концепция непрерывного образования и совершенствование учебного процесса: Тез. науч. конф. - Махачкала, 1991. -С.226-227.
2. Центральный государственный архив республики Дагестан (далее - ЦГАРД). - Ф. 34-р. -Оп.30. - Л. 1-57.
3. ЦГАРД. - Ф. 34-р. - Оп. 30. - Л. 21-24.
4. ЦГАРД. - Ф. 1. - Оп. 162. - Д. 208. - Л. 106.
5. ЦГАРД. - Ф. 1. - Оп. 162. - Д. 208. - Л. 113.
6. ЦГАРД. - Ф. 1. - Оп. 164. - Д. 29. - Л. 75.
7. Дагестанская правда. - 1980. - 23 мая.
8. Комсомолец Дагестана. - 1983. - 14 июля.
9. Дагестанская правда. - 1980. - 26 ноября.
10. Дагестанская правда. - 1983. - 19 августа.
ОТНОШЕНИЯ ФРГ С ЕВРОСОЮЗОМ, НАТО И РОССИЕЙ В 1990-1998 гг.
RELATIONS OF GERMANY WITH THE EUROPEAN UNION, NATO AND RUSSIA IN 1990-1998
А. Н. Матков
В статье анализируется внешняя политика ФРГ в 1990-1998 гг.
Ключевые слова: внешняя политика, НАТО, Россия, Германия, Г. Коль.
A. N. Matkov
The article analyzes Germany foreign policy in 1990-1998.
Keywords: foreign policy, NATO, Russia, Germany, G. Kohl.
После того, как Германия в 1990 г. вновь восстановила свое государственное единство, приобретенный ранее Западной Германией авторитет перешел на новую Федеративную республику. Этот перенос международного авторитета от Боннской республики к Берлинской имел свои предпосылки. В расширенном составе ФРГ в конце XX в. использовала свою новую величину не ради гегемонистских устремлений, а на благо европейского единства, выступая в качестве поборника присоединения к Европейскому сообществу других государств. Остальные государства, сотрудничая с Германией в таких групповых союзах, как НАТО, или же в таких организациях, как ООН, тоже ожидали в начале 1990-х гг. от ФРГ, что после восстановления нормального национально-государственного состояния она больше не станет отговариваться ссылками на германскую историю, и
особенно на раздел Германии. При этом, в соответствии со своим экономическим потенциалом, примет на себя международные обязательства и в военном обеспечении мира. Большинство государств ожидало от Федеративной республики больше международного доверия к собственным силам, и только в некоторых странах (Великобритания, Голландия) отмечались в начале 1990-х гг. характерные для них опасения насчет возможной новой германской надменности.
При этом международное сообщество в 1990-е гг. в целом было озабочено тем, чтобы единая ФРГ сохранила те традиции терпимости по отношению к иммигрантам и иностранцам, которые приобрели немцы после преступлений нацистского периода. До ухода в отставку канцлера Г. Коля в 1998 г. международный ответ на вопрос, пользуется ли Германия и далее доверием к ней, был преимущественно положительным. Но доверие - ценность весь-