Научная статья на тему 'Из истории исследования скифской религии'

Из истории исследования скифской религии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1798
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКИФЫ / РЕЛИГИЯ / БОЖЕСТВО / ПАНТЕОН / ГЕРОДОТ / SCYTHIANS / RELIGION / DEITY / PANTHEON / HERODOTUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шауб Игорь Юрьевич

Давая обзор исследования скифской религии отечественными и зарубежными учеными, автор основное внимание уделяет критическому разбору реконструкции скифской религии, предложенной Д. С. Раевским. Исходя из состояния наших источников кажутся наиболее плодотворными попытки воссоздания не всей религиозной картины мира скифов (для этого у нас слишком мало данных, и они слишком противоречивы), а лишь отдельных ее аспектов, для чего есть более или менее надежная источниковедческая база. К таким аспектам, наряду с шаманскими практиками, на взгляд автора, в первую очередь относятся почитание верховного женского божества у скифов и тавров, их воинские культы и ритуалы, а также культ фарна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prom the History of Scythian Religion Studies

A critical analysis of the reconstruction of Scythian religion by D. Rayevsky is accompanied by a survey devoted to Russian and foreign studies of Scythian religion. Because of lack and contradictory nature of the data on Scythian religion, the task of its reconstruction should be confined to certain areas or aspects for which there is reliable information from the sources. These aspects, apart from shamanistic practices, include the cult of the Great Goddess of Scythians and Tauri, their military cults and rituals as well as the cult of farn (hvarnah)

Текст научной работы на тему «Из истории исследования скифской религии»

И. Ю. Шауб

ИЗ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СКИФСКОЙ РЕЛИГИИ

Первыми учеными, которые серьезно задумались над вопросами скифской религии, были В. Ф. Миллер1 и Э. Боннэль2. Если Миллер предполагал ее сходство с персидской, обнаруживая черты скифской старины в верованиях и обрядах потомков скифов — осетин, то Боннэль, характеризуя скифскую религию как «природную», в то же время предполагал в ней «духовную» основу, как и в персидской. И. И. Толстой и Н. П. Кондаков3, отмечая важную роль искусства Передней Азии во внешнем оформлении религии скифов, предполагали азиатское происхождение скифских культов. М. И. Ростовцев4, сравнивая скифскую религию с персидской, высказывал предположение даже о прямом заимствовании скифами главных культов персов. В то же время великий русский историк первым обратил внимание на главенствующее значение Великого женского божества в религии местного населения Северного Причерноморья5.

Большое значение для понимания сущности скифской религии имеет работа К. Мейли6, доказавшего существование у скифов ранней формы шаманизма (Familiens-chamanismus), из которой впоследствии развилось профессиональное шаманство. Швейцарский ученый также высказал вполне правдоподобное предположение о существовании у скифов шаманского эпоса. «Шаманская» линия в исследовании скифской религии развивалась также в книге Г. М. Бонгард-Левина и Э. А. Грантовского7 и особенно плодотворно в работах Г. Н. Курочкина8.

В 1927 г. увидела свет статья С. А. Жебелева «Геродот и скифские божества»9, в которой наглядно продемонстрирована рискованность объяснения сущности скифских божеств исходя только из сопоставления скифских богов с греческими. Это сопоставление, по мнению С. А. Жебелева10, принадлежит самому Геродоту, который должен был осмыслить «природу» скифских божеств в первую очередь потому, что он писал не для скифов, а для эллинов, желая «дать им рассказ не только занимательный, но и понятный». Прием сопоставления чужеземных богов с греческими для Геродота как автора весьма характерен (например, в его рассказе о египетском путешествии, в котором он главным образом руководствовался сходством функций того или иного божества или сходством названий). Судя по всему, в отношении к божествам скифским он прибегнул к такому же приему11.

М. И. Артамонов, принимая первую часть положения С. А. Жебелева о том, что рискованно было бы исходить только из сопоставления скифских божеств с греческими, решительно возражает против того, что «скифские религиозные верования в эпоху их сложения вряд ли могли иметь что-либо общее с греческими»12. По мнению Артамонова13, греческий политеизм с его развитым пантеоном божеств не мог идти в сравнение с примитивной религиозной системой скифских верований, но поскольку в свое время греческая религия прошла через эти же примитивные представления о главных обожествленных силах природы, греческие боги, с которыми Геродот сопоставляет скифских, могут дать определенное представление о скифских божествах и их функциях. В. И. Абаев14 также

© И. Ю. Шауб, 2008

отмечает, что интерпретация Геродотом скифских божеств на свой греческий лад может иметь лишь приближенное значение, «поскольку полного типологического тождества между греческой и скифской религией не могло быть», однако, по мнению исследователя, для суждения об общей «структуре» скифского пантеона показания Геродота можно считать вполне надежными.

Среди основных божеств скифского пантеона у Геродота упомянуты три богини — Табити, Апи и Аргимпаса. М. И. Ростовцев15, занимавшийся вопросами религии скифов главным образом в аспекте приобщения верующего к божеству или наделения божеством царской властью, отмечал, что то обстоятельство, что наиболее почитаемым божеством является Табити (Гестия), стоящее во главе скифского пантеона женское божество, явно свидетельствует о некогда существовавшем в скифском обществе матриархате, реминисценцией которого являлись три скифских богини16. С. А. Жебелев17 также считает, что помещение Табити во главе скифского пантеона имеет существенное значение как бесспорное указание на существовавший некогда у скифов матриархат. «В этом вопросе среди исследователей царит редкое в скифологии единодушие», — пишет А. А. Нейхардт18. Это специально отмечают и М. И. Артамонов19, и В. И. Абаев20, и Б. Н. Граков21. (Проблема исторической реальности матриархата как явления социологии для наших целей несущественна; что касается матриархата как религиозного феномена, который обусловлен глубочайшей психической реальностью, то этот факт кажется нам бесспорным.)

Целый ряд отдельных аспектов скифской религии рассматривался в публикациях Л. А. Ельницкого22, Е. Е. Кузьминой23, А. Ю. Алексеева24, И. Ю. Шауба25 и др.

Важной вехой в исследовании скифской религии следует признать появление монографии С. С. Бессоновой26, в которой впервые собраны, обобщены и интерпретированы важнейшие данные, относящиеся к этой теме. В то же время необходимо отметить и известную непоследовательность, характерную для автора этой в целом добротной работы. Так, С. С. Бессонова27 вслед за Л. А. Ельницким28 и В. П. Петровым и М. Л. Макаревичем29 в качестве главной особенности скифской религии времен Геродота выделяет «перерастание родоплеменных культов в союзоплеменной и выделение пантеона верховных богов». В то же время она считает неверным и мнение Л. А. Ельницкого30 об узкоплеменной природе скифских богов и представление В. П. Петрова и М. Л. Макаревича31 о преобладании в религии скифов родовых форм культов.

Вступая в противоречие со своими теоретическими постулатами, С. С. Бессонова32 тут же допускает, что «по своему происхождению они (скифские боги — И. Ш.) вполне могли быть покровителями отдельных племен», с весьма странной оговоркой, что «их имена не обнаруживают связи с племенными названиями, даже при крайнем расширении понятия “скифский”». Кроме того, исследовательница разделяет взгляд М. И. Артамонова33 на скифскую религию как весьма примитивную и только еще подошедшую к антропомор-физации богов и созданию небесной иерархии. И, наконец, она приходит к выводу, что «скифская религия относится... к стадии родоплеменных культов»34.

Совершенно особый взгляд на религию скифов и уровень развития их мировоззрения высказывает в своих работах Д. С. Раевский35. Сознавая всю сложность своей задачи по реконструкции религиозно-мифологической системы скифо-сакских племен, московский исследователь, тем не менее, сумел это сделать, причем остроумно и с блеском.

Опираясь на работы специалистов по иранистике (Ж. Дюмезиля, Э. А. Грантовского и др.), Д. С. Раевский, вопреки очевидности, на основе которой сложилось представление

о примитивности скифских религиозных представлений, создает стройную модель мира, которая якобы была присуща скифам как одному из индоиранских племен. Без сомнения, рассмотрение многих памятников искусства под новым углом зрения позволило Д. С. Раевскому прийти к интересным, оригинальным и зачастую весьма плодотворным выводам. Удачное применение структурно-типологического метода позволило ему в целом ряде случаев довольно убедительно реконструировать отдельные моменты скифской мифологии. (В первую очередь это относится к генеалогической легенде скифов.)

Нет сомнений в том, что греческие мастера, работавшие по заказам скифов, не обязательно должны были знать все тонкости скифской мифологии и ощущать все нюансы скифского мировоззрения, поскольку заказчики явно обладали достаточной фантазией, чтобы воспринимать и интерпретировать чужие образы в своем духе. Доказательство того факта, что скифам была присуща тенденция к переосмыслению образов чужого искусства на свой лад, принадлежит к числу несомненных заслуг Д. С. Раевского. Но в то же время нельзя не согласиться с А. А. Нейхардт36 в том, что, «задавшись целью во что бы то ни стало доказать, что скифское общество имело свою сложную, развитую религиозную систему, автор, на наш взгляд, вступает в противоречие с данными источников и с археологическими материалами. Ибо хотя скифский звериный стиль действительно достиг очень высокого уровня развития, все же, как бы его ни трактовать и с каким критерием к нему ни подходить, он свидетельствует в первую очередь о преобладании тотемистических (лучше сказать зооморфных — И. Ш.) представлений в религии скифов, что является более низкой ступенью в развитии идеологических представлений общества, нежели божества антропоморфные. Антропоморфные же изображения, изготовленные самими скифами, явно показывают новизну этого сюжета в их искусстве и беспомощность скифских мастеров в передаче человеческого облика».

Чтобы проиллюстрировать интерпретацию Д. С. Раевским данных письменных источников, рассмотрим, например, сообщение Геродота о количестве скифских богов, которое является одним из краеугольных камней модели, созданной московским исследователем. По словам ученого, «в состав пантеона по данным Геродота входило 7 божеств, что отражает древнюю индоиранскую традицию»37. Уже тот факт, что «согласно Геродоту, самое могущественное и многочисленное из скифских племен — так называемые скифы царские — поклонялись и Посейдону»38, основательно подрывает вывод Д. С. Раевского об отражении индоиранской традиции в скифском якобы «семибожии». Кроме Посейдона-Тагимасада скифы явно почитали и целый ряд других божеств, о чем свидетельствует, к примеру, Лукиан, автор, по общему признанию, независимый от Геродота (ср. также свидетельство Геродота о родственных скифам массагетах, почитающих одно лишь солнце).

Сообщение Геродота о количестве скифских божеств типологически очень схоже с его рассказом о количестве богов, которым поклоняются фракийцы: «богов фракийцы чтут только трех: Ареса, Диониса и Артемиду. А их цари (в отличие от прочего народа) больше всех богов почитают Герм еса...» (Hdt. V, 7). Стоит напомнить, что число семь было священным числом Аполлона (Plutarch. Symp. IX, 3, 1)39. Три считалось у греков совершенным числом (Plutarch. Symp. IX, 3, 2,), а четверка мыслилась числом Гермеса (Ibid).

Что касается Геродота, то несоответствие приводимых им цифровых данных реальности заставляет некоторых авторов не только усомниться в его добросовестности, но и отрицать факт его путешествия в Скифию40. Даже если это отношение к Геродоту является чрезмерно критическим, нельзя забывать, что его числа несут «весьма неоднозначную информацию»41.

В свете вышеуказанного выглядит крайне неубедительным утверждение С. С. Бес-соновой42 о том, что «подлинность сведений Геродота подтверждается и такими деталями, как количество скифских богов. Вряд ли можно сомневаться, что речь идет именно о строго обозначенном количестве богов, божественной седьмице, столь характерной для религиозных систем индоиранских и других индоевропейских народов. Этих семерых богов почитали все скифы, т. е. они составляли официальный пантеон, что подтверждается и его анализом».

Для того чтобы понять, что представляла собой религия скифов, необходимо в первую очередь оценить уровень ее развития. О скифских богах и их функциях приходится судить почти исключительно по их именам, которые, как известно, приводит Геродот и которые он же частично разъясняет, давая греческие аналогии.

Неоднократные попытки идентификации персонажей на предметах греко-скифского искусства с богами скифского пантеона Геродота практически всегда приводят к спорным результатам43.

Еще менее надежен сравнительно-этимологический метод интерпретации имен скифских богов Геродота, поскольку у народов, поддерживавших тесные связи друг с другом, возможны структурные перемещения функций божеств, их проявлений и даже имен44. При том что имена скифских богов у Геродота более или менее эллинизированы, что рукописи Геродота дают целый ряд разночтений имен скифских Афродиты (Аргим-пасы), Аполлона (Гойтосира) и Посейдона (Тагимасада), их имена все-таки не этимоло-

45

гизируются из иранских языков .

Исходя из состояния наших источников для исследования скифской религии кажутся наиболее плодотворными попытки воссоздания не всей религиозной картины мира скифов (для этого у нас слишком мало данных, и они слишком противоречивы), а лишь отдельных ее аспектов, для чего есть более или менее надежная источниковедческая база. К таким аспектам, наряду с шаманскими практиками, на наш взгляд, в первую очередь относятся почитание верховного женского божества у скифов и тавров46, их воинские культы и ритуалы47, а также культ фарна48.

1 Миллер В. Ф. Черты старины в сказаниях и быте осетин // Журнал министерства народного просвещения. 1882. Июль; Миллер В. Ф. Осетинские этюды: В 3 т. М., 1887. Т. 3.

2BonnellE. Beitrage zur Altertumskunde Russlands. St-Petersburg, 1882. Bd. 1. S. 329.

3 Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. Классические древности южной России. СПб., 1889. С. 44.

4Ростовцев М. И. Представления о монархической власти в Скифии и на Боспоре // ИАК. 1913. Вып. 49. С. 1-62; Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на Юге России: В 2 т. Пг., 1914; Ростовцев М. И. Эллинство и иранство на юге России. Пг., 1918.

5 Rostovtzeff M. Le culte de la Grande Deesse dans la Russie meridionale // Revue des etudes grecques. Paris, 1921. T. 32. P. 462^8.

6MeuliK. Scythica // Hermes. 1935. Bd. 70. S. 121-176.

7Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. М., 1983.

8 Курочкин Г. Н. К вопросу о переднеазиатском этапе в развитии скифского искусства // Конференция «Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана»: Тезисы докладов. Л., 1975. С. 65-67; Курочкин Г. Н. Индоиранские элементы в искусстве Древнего Востока и исторические корни скифо-сибирского искусства // Конференция «Скифо-сибирский мир»: Тезисы докладов. Кемерово, 1984. С. 37-39; Курочкин Г. Н. Богиня с зеркалом и герой с секирой // Скифия и Боспор. Новочеркасск, 1993. С. 68-79. Разнообразные аспекты скифского шаманизма рассматривались и в ряде других докладов конференции, специально посвященной данному вопросу (Шаманизм и жречество в скифскую эпоху. СПб., 1996); см. также: MetzlerD. Die politisch-religiose Bedeutung des Vlieses auf dem skythischen Pektorale aus der Tolstaja Mogila // EIKON. 1987. Bd. 4.

9 См.: Жебелев С. А. Северное Причерноморье. М.; Л., 1953. С. 29 сл.

10 Жебелев С. А. Северное Причерноморье. М.; Л., 1953. С. 31.

11 Нейхардт А. А. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. Л., 1982. С. 182-186.

12 Жебелев С. А. Северное Причерноморье. М.; Л., 1953. С. 36.

13 Артамонов М. И. Антропоморфные божества в религии скифов // АСГЭ. 1961. Вып. 2. С. 58.

14Абаев В. И. Культ «семи богов» у скифов // Древний мир: Сб. статей, посвященный акад. В. В. Струве. М., 1962. С. 448.

15 Ростовцев М. И. Представления о монархической власти в Скифии и на Боспоре // ИАК. 1913. Вып. 49; Ростов-цевМ. И. Античная декоративная живопись на Юге России: В 2 т. Пг., 1914.

16Ростовцев М. И. Эллинство и иранство на юге России. Пг., 1918. С. 73, 124, 170.

17 Жебелев С. А. Северное Причерноморье. М.; Л., 1953. С. 34.

18Нейхардт А. А. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. Л., 1982. С. 187-188.

19 Артамонов М. И. Антропоморфные божества в религии скифов // АСГЭ,. 1961. Вып. 2. С. 87.

20Абаев В. И. Культ «семи богов» у скифов // Древний мир: Сб. статей, посвященный акад. В. В. Струве. М., 1962. С. 448.

21 Граков Б. Н. Пережитки матриархата у сарматов // ВДИ. 1947. № 3. С. 100 сл.; ср.: Маринович Л. П., Кошеленко Г. А. О структуре скифского пантеона // История и культура античного мира. М., 1977;Мачинский Д. А. Пектораль из Толстой Могилы и великие женские божества Скифии // Культура Востока. Л., 1978. С. 131-150.

22 Ельницкий Л. А. Из истории древнескифских культов // СА. 1960. № 4. С. 46-55. Ельницкий Л. А. Скифские легенды как культурно-исторический материал // СА. 1970. № 2. С. 64-74.

23 Кузьмина Е. Е. О семантике изображений на Чертомлыцкой вазе // СА. 1976. № 3. С. 68-75; Кузьмина Е. Е. Скифское искусство как отражение одной из групп индоиранцев // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976. С. 52-65; КузьминаЕ. Е. Конь в религии и искусстве саков и скифов // Скифы и сарматы. Киев, 1977. С. 96-120.

24 Алексеев А. Ю. О скифском Аресе // АСГЭ. 1980. Вып. 21. С. 39-47.

25 ШаубИ. Ю. К вопросу о культе великого женского божества у меотов и скифов // Конференция «Религиозные представления в первобытном обществе»: Тезисы докладов. М., 1987. С. 215-217; Шауб И. Ю. К вопросу о культе отрубленной человеческой головы у варваров Северного Причерноморья и Приазовья // Античная цивилизация и варварский мир в Подонье-Приазовье: Тезисы докладов. Новочеркасск, 1987. С. 16; Шауб И. Ю. Италия — Скифия (Иконография и семантика одного сюжета) // Итальянский сборник. 1999. Вып. 3. С. 5-10; Шауб И. Ю. Культ Великой богини у местного населения Северного Причерноморья // Stratum plus. 1999. № 3. С. 207-224; Шауб И. Ю. «Буйный Арес номадов» (Воинские культы скифов) // Новый часовой. 2000. № 10; Шауб И. Ю. Образ барана в религии Скифии и Боспора (по материалам изобразительного искусства) // Боспорский феномен. 2001. Ч. 2; Шауб И. Ю. Причерноморско-италийские этюды I. «Гуси-лебеди» и их семантика // Итальянский сборник. 2001. Вып. 5. С. 4-15; Шауб И. Ю. Причерноморско-италийские этюды III. Геракл в Италии и Скифии // Итальянский сборник. 2003. Вып. 7. С. 12-28; и др.

26 Бессонова С. С. Религиозные представления скифов. Киев, 1983.

27 Бессонова С. С. Религиозные представления скифов. Киев, 1983. С. 26.

28Ельницкий Л. А. Из истории древнескифских культов // СА. 1960. № 4. С. 46.

29Петров В. П., Макаревич М. Л. Скифская генеалогическая легенда // СА. 1963. № 4. С. 19 сл.

30Ельницкий Л. А. Из истории древнескифских культов // СА. 1960. № 4. С. 51.

31 Петров В. П., Макаревич М. Л. Скифская генеалогическая легенда // СА. 1963. № 1. С. 22-23.

32 Бессонова С. С. Религиозные представления скифов. Киев, 1983. С. 26.

33 Артамонов М. И. Антропоморфные божества в религии скифов // АСГЭ. 1961. Вып. 2. С. 83.

34 Бессонова С. С. Религиозные представления скифов. Киев, 1983. С. 26.

35 Прежде всего: Раевский Д. С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опыт реконструкции скифской мифологии. М., 1977; Раевский Д. С. Скифо-сарматская мифология // Мифы народов мира: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 445-450; Раевский Д. С. Модель мира скифской культуры. М., 1985. Раевский Д. С. Скифский пантеон: семантика структуры // Историко-этнографические исследования по фольклору: Сб. статей памяти С. А. Токарева. М., 1994; и др.

36 Нейхардт А. А. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. Л., 1982. С. 213.

37 Раевский Д. С. Скифо-сарматская мифология // Мифы народов мира: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 446.

38 Раевский Д. С. Скифо-сарматская мифология // Мифы народов мира: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 446.

39 Как известно, семь вообще было и является до сих пор священным «магическим» числом у многих народов; см: Топоров В. Н. Числа // Мифы народов мира. М., 1982. С. 630 (там же и о числе три как образе абсолютного совершенства и о числе четыре как образе статической целостности).

40 Armayor O.K. Did Herodotus Ever Go to the Black Sea? // Harvard Studies in Classical Philology. 1978. Vol. 82. P. 45-62.

41 СкржинскаяМ. В. Скифия глазами эллинов. СПб., 2001. С. 122.

42 Бессонова С. С. Религиозные представления скифов. Киев, 1983. С. 26.

43 См., например: Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. М., 1982. Комм. 378, 381-386.

44 Абаев В. И. Культ «семи богов» у скифов // Древний мир: Сб. статей, посвященный акад. В. В. Струве. М., 1962. С. 92.

45 См.: VasmerM. Schriften zur salvischen Altertumskunde und Namenkunde. Berlin, 1971; Трубачев О. Н. Indoarica в Северном Причерноморье. М., 1999.

46 Шауб И. Ю. Культ Великой богини у местного населения Северного Причерноморья // Stratum plus. 1999. № 3.

47 Шауб И. Ю. «Буйный Арес номадов» (Воинские культы скифов) // Новый часовой. 2000. № 10.

48 Шауб И. Ю. Культ фарна у скифов // Вестник ПСТБИ. 2004. Вып. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.