МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЮГА РОССИИ MUSIC CULTURE OF THE SOUTH RUSSIA
■l ч (gggj^) ч I»
М. В. СИКСИМОВА
Комитет по культуре администрации г. Волгограда
ИЗ ИСТОРИИ ХОРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ЦАРИЦЫНА
-■ - q - --■-
Упоминания о хоровой музыке в Царицыне довольно часто встречаются в краеведческой литературе. Но как отдельная проблема - в особенности, музыкального краеведения - процесс зарождения и развития хорового искусства в дореволюционном Царицыне до сих пор не рассматривался. Между тем, названный процесс, безусловно, достоин внимания современных исследователей, поскольку он соотносится как с историческими вехами музыкальной культуры Царицына, так и с преломляемыми в ней богатейшими традициями отечественной музыки, прежде всего - с достижениями национальной хоровой школы.
В существующей литературе наибольшую близость к отмеченной проблематике обнаруживает статья краеведа Г. Н. Андриановой, посвящённая обзору духовно-музыкального искусства в дореволюционном Царицыне [1]. Указанная публикация, содержащая множество интересных сведений о насыщенной событиями музыкальной жизни города и духовных хоровых концертах как её важной составной части, к сожалению, лишена ссылок на конкретные архивные источники.
В данной статье, опираясь на уже известные и привлекая новые материалы, мы попытаемся дать представление о наиболее существенных аспектах хоровой культуры дореволюционного Царицына.
Говоря об истоках хоровых традиций, следует заметить, что в Царицыне, как и в любом другом городе России названного периода, они связаны преимущественно с музыкой православной службы, в частности, с песнопениями Обихода как её основой. Учитывая огромное социальное значение Православной церкви в Российской империи и широкую распро-
странённость «святорусских» храмов в наших «городах и весях», можно сказать: церковная музыка была на слуху у каждого жителя Царицына, воспитанного в «отеческой вере»1. Именно поэтому значительную популярность у городского населения приобрели духовные концерты. Первый из них, данный силами хора певчих Преображенской церкви под управлением регента Федотова, состоялся в клубе Общественного собрания Царицына в 1891 году. Известны некоторые из произведений, исполнявшихся в этом концерте: духовные хоры Д. С. Бортнянского («Чертог Твой») и П. И. Турчанинова («Благообразный Иосиф») [1, с. 78]. Вскоре состоялся и второй аналогичный концерт - с участием церковного хора Скорбященской церкви. В дальнейшем получили распространение также концерты объединённых церковных хоров, в которых, наряду с певчими, выступали и вокалисты-любители [1, с. 78].
В 1908 году в Царицыне возникло Церковно-певческое благотворительное общество, занимавшееся организацией подобных концертов. Духовные концерты проводились, как правило, в дни больших церковных праздников, кроме того, хоровое пение сопровождало общественные молебны по случаю засухи и массового паломничества к святому источнику Девятой пятницы в поселке Городище [1, с. 79]. Организовывались концерты на благотворительной основе; собранные средства отправлялись неимущим и передавались на социально значимые нужды (в частности, на содержание военного кладбища). К примеру, на протяжении марта 1909 года в периодической печати появлялись статьи о нескольких благотворительных концертах в пользу нуждающихся солдатских семей (в том числе о духовном концерте с участием пяти хоров под управлением двух
регентов [1, с. 81]). Известно также, что большие духовные концерты состоялись в 1914 году - в честь 250-летия храма Иоанна Предтечи2 и в связи с приездом в Царицын саратовского губернатора - князя А. А. Ширинского-Шахматова. В последнем из названных концертов, проходившем в церкви Преображения, принимал участие объединённый хор всех православных храмов Царицына (регент П. Сыромятников)3. Косвенным свидетельством высокого исполнительского уровня городских церковных хоров, руководимых образованными музыкантами (многие из них были выпускниками Московского Синодального училища и регентских курсов при Петербургской Певческой капелле), являются программы духовных концертов. В них, наряду с произведениями малоизвестных ныне композиторов, исполнялись концертные циклы Д. С. Бортнянского, духовные сочинения П. Г. Чеснокова, А. Т. Гречанинова, иногда - зарубежных композиторов (в частности, упоминается исполнение оратории Й. Гайдна «Семь слов Спасителя на Кресте» [1, с. 80]).
1910-е годы стали кульминационным пунктом в развитии хоровой культуры Царицына. Огромную популярность приобрели концерты различных хоровых коллективов. В частности, газета «Царицынская мысль» от 21 мая 1910 года писала о большом концерте известной в то время Художественной капеллы, руководимой композитором Василием Григорьевичем Завадским. В программу были включены хоровые произведения Н. А. Римского-Корса-кова, А. Г. Рубинштейна, А. П. Бородина, А. Т. Гречанинова, А. С. Аренского, А. Е. Варламова, Ш. Гуно. Наряду с классикой, в концерте звучали песни каторги, записанные В. Г. Завадским во время концертного турне по Сибири и Забайкалью [6]. В газете «Царицынский вестник» от 1 августа 1911 года [7] сообщалось о «больших гуляниях», проходивших в саду «Конкордия» при участии вновь сформированного интернационального ансамбля Дины Гавриловны Красавиной. Это был Русский концертный хор, состоявший из 30 женщин и 5 мужчин под управлением хормейстера Казимира Георгиевича Ланге.
В статье Г. Н. Андриановой приводятся данные об организации патриотических хоровых концертов силами объединённого хора Цер-ковно-певческого общества (в количестве 70 человек) под управлением регента М. П. Денеж-кина в годы Первой мировой войны [1, с. 80]. Аналогичные концерты объединённого хора в указанный период состоялись под управлением Я. С. Яковлева-Стрельцова, председателя Церковно-певческого благотворительного
общества, с 1911 года - преподавателя сольного и хорового пения Царицынских музыкальных классов [3, с. 15].
Помимо этого, имеются свидетельства о существовании в Царицыне полковых хоров. Так, газета «Царицынский вестник» от 26 января 1917 года [11] опубликовала анонс о запланированном 29 января благотворительном концерте в Общественном собрании с участием хора Аварского полка. Собранные денежные средства предполагалось направить в пользу стипендиального фонда при женском высшем начальном училище. В том же «Царицынском вестнике» от 22 марта 1917 года [12] появилось сообщение о том, что 25 марта в зале Общественного собрания состоится Духовный концерт при участии хора 155-го пехотного запасного полка под управлением дирижера П. Аноимова.
В архивных материалах, связанных с музыкальной жизнью Царицына 1900-1910-х годов, неоднократно встречается имя регента Преображенской церкви Ивана Михайловича Пере-гудова, талантливого музыканта, человека удивительной судьбы. Его жизненный путь простирается от хора Вознесенской церкви, где он пел мальчиком вместе со своими родителями, до крупнейших военных оркестров Советского Союза 1930-1940-х годов. В годы Великой Отечественной войны И. М. Перегудов был удостоен ряда правительственных наград - орденов Красного Знамени, Красной Звезды, многочисленных медалей [4, с. 142].
С именем И. М. Перегудова связан ряд весьма примечательных фактов музыкальной жизни, отразившихся в архивных документах. Так, известно, что в 1916 году дирекция Царицынского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) «для хорошей постановки хорового пения учащихся» Музыкальных классов пригласила в качестве преподавателя «бывшего регента Покровской церкви Ивана Михайловича Перегудова» [9]. Вскоре И. М. Перегудов был назначен дирижёром Художественной капеллы, организованной при местном отделении ИРМО. В том же 1916 году под его управлением в зале Городской думы состоялся духовный концерт Художественной капеллы [10].
Большим событием в музыкальной жизни города явился проходивший 28 мая 1917 года концерт всех хоров Царицына (в количестве 100 человек) с участием солиста, известного киевского баритона Я. Камишевского. Интересен и факт исполнения объединённым хором под управлением И. М. Перегудова сочинённого последним «народного гимна» - «Боже, народ храни» [13].
В 1918 году приказом К. Е. Ворошилова, командующего Десятой армией, которая защищала Царицын от белогвардейцев, И. М. Перегудов был назначен дирижёром Пролетарского Красного хора4 и вместе с этим коллективом участвовал в героической обороне города [4, с. 143].
В краеведческих источниках запечатлелись также имена концертмейстеров церковных хоров Царицына; среди них - А. А. Серебряков, талантливый пианист и певец, выпускник Московской консерватории, отец Павла Серебрякова; музыкант-любитель Л. И. Вальтер, открывший в 1903 году одну из первых городских частных музыкальных школ («Музыкально-вокальные классы»), и другие.
Помимо церковно-певческого искусства, претворение традиций хоровой культуры в Царицыне было связано с деятельностью музыкального театра. Первая оперная антреприза появилась в Царицыне в 1902 году: труппа Н. И. Собольщикова-Самарина представила публике «Евгения Онегина» П. И. Чайковского, «Демона» и «Купца Калашникова» А. Г. Рубинштейна. В дальнейшем оперные постановки русской и зарубежной классики осуществлялись труппой антрепренёра и крупного промышленника Владимира Михайловича Миллера; в её состав входили певцы, выступавшие на сценах музыкальных театров Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова. Тогдашний репертуар, наряду с упомянутыми выше операми, включал «Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Пиковую даму» П. И. Чайковского, «Гугеноты» и «Африканку» Дж. Мейербера, «Аиду» и «Травиату» Дж. Верди, «Лакме» Л. Делиба и «Паяцев» Р. Леонкавал-ло. Несомненно, исполнение хоровых партий в оперной (особенно русской) классике, шедшей на сценах царицынских театров, требовало от вокалистов высокого профессионализма. Это, в свою очередь, положительно сказывалось на воспитании художественного вкуса местной публики.
Кроме того, весьма примечательно, что на протяжении дооктябрьских лет пение было представлено в учебных программах ремесленных и земских училищ, - последнее свидетельствовало в пользу «правильной постановки» вопроса о гармоничном развитии подростков из рабочей среды. Так, в Отчёте по училищам инспекции Царицынского уезда за 1912 год5 сообщалось о преподавании названной дисциплины в 39 училищах. «Правильные» занятия по пению были организованы в начальных классах
училищ города Царицына, в Солодчинском двухклассном, Сарептинском двухклассном железнодорожном, Гумракском железнодорожном, Балыклейском, Александровском, Ольховском земских училищах и в школах при заводе «Урал-Волга». Пение преподавалось в соответствии с программой для начальных училищ, обнародованной Министерством народного просвещения 7 февраля 1897 года.
Далее в Отчёте приводились статистические данные о том, что в Царицыне обучались пению 5736 человек, или 47,5% от суммарного числа учащихся ремесленных и земских училищ. Отдельных церковно-школьных хоров не было, однако 83 школьника (1,4%), обучавшихся пению, являлись участниками хоров при городских храмах. В 30 школах Царицына пение преподавалось «учителями и одним регентом за плату по 60 руб. в год с каждой школы».
Наконец, нельзя не упомянуть о роли специального образования в развитии и укреплении хоровых традиций на царицынской «музыкальной ниве». Речь идёт о воспитании профессиональных музыкантов. К примеру, в Музыкальных классах ИРМО, функционировавших с 1911 года (и преобразованных в 1917 году в Царицынское музыкальное училище), обязательными дисциплинами были классы хорового и сольного пения [2, с. 30]. Кроме того, уже в начальный период деятельности Музыкальных классов на их основе (по инициативе одного из крупнейших царицынских благотворителей - купца-мецената А. А. Реп-никова) удалось организовать хор в составе 25 человек под руководством «артиста русской и итальянской оперы» Я. С. Яковлева-Стрельцова [8]. Известно, что учащиеся Музыкальных классов вместе с преподавателями выступали в театрах города (преимущественно в «Кон-кордии») с постановками оперных сцен (так, в 1912 году демонстрировались фрагменты из «Фауста» Ш. Гуно, «Демона» А. Г. Рубинштейна, «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» П. И. Чайковского [3]). Наряду с этим, указанный хор участвовал в открытых «музыкальных собра-ниях»6 с исполнением хоровых произведений, обнаруживая достаточно высокую профессиональную оснащённость.
1917 год, ознаменованный бурными революционными событиями, стал рубежным моментом для хоровой культуры Царицына, которая вскоре обрела новые импульсы и векторы дальнейшего плодотворного развития.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Интересны данные о национальном составе населения Царицына в 1908 году, приводимые в статье волгоградского музыканта-просветителя М. Н. Рубцова: русских насчитывалось 89329 человек, татар - 3040, немцев - 2835, евреев - 2144, поляков - 1448, персиян - 436, армян - 332, калмыков -132, французов - 95, англичан - 15 (см.: [5]).
2 Этот храм находился в районе современной Центральной набережной.
3 Помимо упомянутых выше, отметим и другие царицынские церкви: Вознесенскую, Никитскую, Покровскую, Сергиевскую, Успенскую, Никольскую.
4 Участником Пролетарского Красного хора под руководством И. М. Перегудова был юный Павел Серебряков, пианист, будущий студент Царицынского музыкального училища (техникума), впоследствии - народный артист СССР, ректор Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова [4, с. 143].
5 Государственный архив Саратовской области. Ф. 13, оп. 1, ед. хр. 3685, л. 1-73. Дирекция народных училищ Саратовской губернии.
6 Так именовались тогда просветительские концерты, предназначавшиеся для культурной общественности города.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрианова Г. Духовная музыка в дореволюционном Царицыне // Вопросы краеведения: материалы краеведческих чтений. Волгоград: Волгоградский ЦНТИ, 1991. Вып. 1. С. 78-83.
2. Из Царицынского отделения Императорского Русского музыкального общества // Хроника журнала «Музыкальный современник». 1916. № 20. С. 30-31.
3. Отчёт Царицынского отделения Императорского Русского музыкального общества и учреждённых при нем Музыкальных классов (1911-1912 гг.) // Весь Царицын: справочник-календарь. Царицын: Изд. Ф. А. Виноградов и М. З. Пушкарёв, 1912. С. 67.
4. Родина В. Руководитель Красного хора // Исто-рико-краеведческие записки: сб. ст. Волгоград: Нижне-Волжское книжное изд-во, 1973. Вып. 1. С. 139-143.
5. Рубцов М. Город трёх историй // Областные вести. 2007. № 50 (14 декабря).
6. Царицынская мысль. 1910. 21 мая.
7. Царицынский вестник. 1911. 1 августа.
8. Царицынский вестник. 1911. 11 августа.
9. Царицынский вестник. 1916. 8 марта.
10. Царицынский вестник. 1916. 2 апреля.
11. Царицынский вестник. 1917. 26 января.
12. Царицынский вестник. 1917. 22 марта.
13. Царицынский вестник. 1917. 28 мая.
=» REFERENCES ««=
1. Andrianova G. Dukhovnaya muzyka v dorevolyu-tsionnom Tsaritsyne [Sacred Music in Pre-revo-lutionary Tsaritsyn]. Voprosy kraevedeniya: [Problems of Regional Studies]: papers of local-lore readings. Volgograd: Volgograd Centre of Scientific-Technical Information, 1991. Issue 1. P. 78-83.
2. Iz Tsaritsynskogo otdeleniya Imperatorsko-go Russkogo muzykal'nogo obschestva [From Tsaritsyn Branch of Imperial Russian Musical Society]. Khronika zhurnala «Muzykal'nyj sovremennik» [Chronicle of the Journal «Musical Contemporary»]. 1916. No. 20. P. 30-31.
3. Otchyot Tsaritsynskogo otdeleniya Impera-torskogo Russkogo muzykal'nogo obschestva i uchrezhdyonnykh pri nyom Muzykal'nykh klassov (1911-1912 gg.) [Report of Tsaritsyn Branch of Imperial Russian Musical Society and Tsaritsyn Music Classes Founded to it (19111912)]. Ves' Tsaritsyn [The Whole of Tsaritsyn]: reference book-calendar. Tsaritsyn: Edition by F. Vinogradov and M. Pushkaryov, 1912. P. 67.
4. Rodina V Rukovoditel' Krasnogo khora [Red Choir Master]. Istoriko-kraevedcheskie zapiski
[Local History Transactions]: selected articles. Volgograd: Nizhne-Volzhskoe Book Press, 1973. Issue 1. P. 139-143.
5. Rubtsov M. Gorod tryokh istoriy [City of Three Histories]. Oblastnye vesti [Regional News]. 2007. No. 50 (14 December).
6. Tsaritsynskaya mysl' [Tsaritsyn Reflections]. 1910.
21 May.
7. Tsaritsynskiy vestnik [Tsaritsyn Bulletin]. 1911.
1 August.
8. Tsaritsynskiy vestnik [Tsaritsyn Bulletin]. 1911. 11 August.
9. Tsaritsynskiy vestnik [Tsaritsyn Bulletin]. 1916. 8 March.
10. Tsaritsynskiy vestnik [Tsaritsyn Bulletin]. 1916.
2 April.
11. Tsaritsynskiy vestnik [Tsaritsyn Bulletin]. 1917. 26 January.
12. Tsaritsynskiy vestnik [Tsaritsyn Bulletin].1917.
22 March.
13. Tsaritsynskiy vestnik [Tsaritsyn Bulletin]. 1917. 28 May.
ИЗ ИСТОРИИ ХОРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ЦАРИЦЫНА
Автором статьи рассматриваются малоизученные исторические факты, связанные с формированием и развитием хоровой культуры в Царицыне на рубеже Х1Х-ХХ веков. Обращаясь к новым архивным материалам, до сих пор не привлекавшим внимания краеведов, исследователь освещает неизвестные страницы творческой деятельности местных хоровых коллективов, в частности, выступления объединённого хора Церковно-певческого благотворительного общества, Художественной капеллы под управлением В. Г. Завадского, И. М. Перегу-дова, Русского концертного хора (хормейстер К. Г. Ланге). Автор указывает на художественно-просветительскую функцию духовных хоровых концертов применительно к избранному региону. Особый интерес вызывает традиция выступлений сводных царицынских церковных хоров. Исследователем характеризуются соответствующие концертные программы, обо-
значается роль полковых хоровых коллективов в указанных выступлениях. Наряду с этим, в статье рассматривается процесс формирования основных элементов системы профессионального музыкального образования в городе. По мнению автора, этому процессу активно способствовали Царицынское отделение Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) и открытые при нём Музыкальные классы. В данном контексте исследователь обращается к педагогической деятельности Я. С. Яковлева-Стрельцова - председателя Церков-но-певческого благотворительного общества, преподавателя сольного и хорового пения Царицынских музыкальных классов.
Ключевые слова: Царицынское церковно-певческое благотворительное общество, духовный концерт, В. Г. Завадский, И. М. Перегудов, Музыкальные классы Царицынского отделения ИРМО, Я. С. Яковлев-Стрельцов.
FROM THE HISTORY OF THE PRE-REVOLUTIONARY TSARITSYN CHORAL CULTURE
The author of the article examines insufficiently known explored facts connected with formation and development of choral culture in Tsaritsyn on the boundary of the XIX-XXth centuries. Researcher appeals to new archive materials which didn't attract local-lore specialists' attention to this day. The unknown pages of local choir collectives' creative activities - for example, performances of the United choir of Tsaritsyn Chant Charitable Society, the Artistic Chapel under V. G. Zavadsky's and I. M. Peregudov's baton, the Russian Concert Choir (choirmaster K. Lange) etc. - deal by the researcher. She points out the artistic-enlightening function of the sacred choir concerts in conformity with the selected region. The tradition of composite Tsaritsyn sacred performances excites a particular interest. The researcher characterizes
theirs concert programs and bring out the role of regiment choirs in the named performances. At the same time, a process of formation with respect to the basic elements of the music professional education system in Tsaritsyn is considered in the article. In the author's opinion, the Tsaritsyn branch of Imperial Russian Music Society and the Music Classes founded to the latter actively promoted this process. In this context, the pedagogical activity by J. Yakovlev-Strel'tsov, the chairman of the Chant charitable society and the teacher of solo and choral singing in Tsaritsyn music classes, is drawn by the researcher.
Key words: Tsaritsyn Chant Charitable Society, sacred concert, V. G. Zavadskiy, I. M. Peregudov, Music classes to the Tsaritsyn branch of Imperial Russian Music Society, J. Yakovlev-Strel'tsov.
Сиксимова Марина Васильевна
консультант отдела искусства и художественного образования Комитет по культуре администрации г. Волгограда Россия, 400005, Волгоград e-mail: marinasix@rambler.ru
Siksimova Marina V.
consultant at the Department of Art and Artistic Education The Board of Cultural Affairs of Volgograd Municipal Administration
Russia, 400005, Volgograd e-mail: marinasix@rambler.ru