ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
ИЗ ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ФАРФОРА
Триста лет назад, в июне 1710 г. произвела свои первые изделия Мейсенская фарфоровая мануфактура. В том же году они были представлены на крупнейшей тогда ярмарке в Лейпциге. Вся Европа убедилась, что секрет фарфора раскрыт и владеет им Саксония.
Если бы не курфюрст саксонский Фридрих Август I, он же король Польши Август II, больше известный под именем Август Сильный, европейские дворы еще долго завозили бы фарфор из Китая и Японии, платя огромные деньги голландцам-перекупщикам. Август был страстным коллекционером - скупал везде, где только мог, разные диковинные вещи: образцы редких минералов, скульптуры, старинное оружие, картины. Именно при Августе расцвела знаменитая Дрезденская картинная галерея. И именно его любви к роскоши мы обязаны появлением европейского фарфора.
В его создании немалую роль сыграла и Пруссия. В 1696 г. в Берлин приехал учиться аптечному делу 15-летний Иоганн Фридрих Бёттгер. Способный юноша много читал, и в основном книги по алхимии - путь к золоту казался ему надежнее приготовления снадобий. А король Пруссии Фридрих I верил в алхимию и очень нуждался в деньгах. Когда в 1701 г. по Берлину пополз слух, что опыты Бёттгера якобы увенчались успехом, прусский король потребовал юношу ко двору. А поскольку незадолго до этого он приказал повесить за шарлатанство очередного придворного алхимика, Бёттгер благоразумно не стал дожидаться высокого назначения и просто сбежал. Прусский король назначил за поимку беглеца награду 1000 талеров (огромные деньги - а вдруг и впрямь добудет золото!). Но Бёттгер бежал в саксонский город Виттенберг, а там его нашел Август, которому тоже
были нужны деньги. Приговор беглецу Бёттгеру звучал однозначно: золото или что-то равноценное. Его переводили из крепости в крепость, иногда смягчая режим заключения, иногда выпуская к людям и даже принимая при дворе под вымышленным именем.
Наблюдать за его работой был поставлен граф Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз, математик, минералог, владелец стекольного завода. У Бёттгера была теория, что на конечной стадии создания философского камня, необходимого для производства золота, температура внутри тигля должна быть выше, чем та, которую в состоянии выдержать обычный глиняный сосуд. И он занялся опытами по созданию керамики, способной выдерживать высокие температуры. В 1705 г. сосуд, изготовленный Бёттгером, увидел Чирнхауз. Постучал по нему и обомлел - керамика Бёттгера по своим свойствам очень напоминала фарфор. Созданный материал впоследствии называли красным, или яшмовым, фарфором. Он был тверд, поддавался шлифовке и гранению.
Отныне все силы были брошены на фарфор. Август Сильный увеличил финансирование. Будучи коллекционером он знал подлинную ценность фарфора.
Однажды в парикмахерской парик Бёттгера посыпали пудрой, которая пошла комками. Мошенник-цирюльник вместо дорогой французской пудры использовал белый порошок из глины, которую когда-то обнаружил купец Шнорр недалеко от Дрездена. Глина оказалась не хуже китайского каолина. Добавляя кварц, алебастр, полевой шпат, Бёттгер и Чирнхауз создали белую фарфоровую массу. В 1708 г. Чирнхауз умер от дизентерии, а год спустя Бёттгер доложил Августу о первых изготовленных фарфоровых изделиях. В начале 1710 г. Август издал указ о создании мануфактуры. Местом для секретного производства стал замок Альбрехтсбург в Мейсене. Администратором был назначен Бёттгер. Август положил ему огромное жалование, но свободы не дал.
Производство было объявлено строжайшей тайной. Все поступающие на фарфоровую мануфактуру давали клятву хранить ее секреты. За разглашение полагалась смертная казнь. Те, кто готовил фарфоровую массу, не знали, как работают печи, а кто занимался обжигом, не имел представления о сырье. Ну а три главных составляющих фарфоровой тайны (белая глина - каолин, добавки для плавкости и температура обжига) знали только три человека: сам Бёттгер и два его помощника. За Бёттгером всегда усиленно следили. И только в
1714 г., после того как мануфактура заработала без перебоев и на рынки Европы стал поступать драгоценный мейсенский фарфор, принося Августу Сильному огромные барыши, Бёттгера освободили, но следили за ним до последнего дня - он умер в 1719 г. 37 лет от роду.
Два великих наследника Бёттгера - скульптор-модельер (кто создает формы будущего изделия) Иоганн Иоахим Кендлер и художник Иоганн Гретор Хёральд - создали реальную славу Мейсену. Сервизы, фигуры, колокола, каминные плитки, даже надгробия - это все придумали они, как и краски для росписи.
До середины XIX в. производство оставалось в Альбрехтсбур-ге. Потом был выстроен отдельный комплекс, который к нашему времени значительно разросся.
На Мейсенской мануфактуре все делается вручную, поэтому изделия уникальны и стоят очень дорого. Есть на мануфактуре мастера-художники и формовщики, которые могут повторить любой из самых прославленных образцов прошлого, например «Лебединый сервиз» Кендлера (а в нем более двух тысяч предметов). На мануфактуре производится около 175 тыс. типов фарфоровых предметов. Всего же в фондах Мейсена находится 800 тыс. моделей фарфора разных периодов. Принятые к производству формы попадают в огромный архив, который занимает большой четырехэтажный корпус. Гипсовые эталоны стоят там на полках, имея свои индексы и номера. И за каждым индексом - мастер, живший на свете сто, сто пятьдесят или двести лет назад.
Наряду с мейсенским фарфором сегодня английский фарфор считается одним из лучших в мире. Но еще каких-нибудь двести пятьдесят лет назад британцы пользовались чашками и тарелками из обычной грубой глины, подходящей разве что для кирпичей.
В то время гончарное производство было распространено главным образом в деревнях и городках графства Стаффордшир. Одним из местечек, где жили гончары, была деревня Бэрслем. Этот район славился хорошей глиной, и поэтому вся земля вокруг была изрыта ямами и оврагами. Одно из местных семейств, занимавшихся гончарным делом, пользовалось особо высокой репутацией. Это были Веджвуды. Их посуда всегда выгодно отличалась от изделий конкурентов.
В 1730 г. в этой семье родился мальчик, которого назвали Джозайя. Он с детства полюбил ремесло гончара и научился делать оригинальную посуду. Но в 11 лет мальчик заболел оспой и превра-138
тился в калеку - его правая нога не сгибалась. Работать стало крайне трудно, и даже собственный брат отказался быть его партнером по ремеслу. Со временем, однако, молодой Веджвуд нашел помощника и начал изучать различные сорта глины, экспериментировать с новыми составами, красками и химическими веществами, пытаясь определить, какой эффект произведет на них нагрев и обжиг в печах.
Джозайя был настоящим виртуозом своего дела и не раз поражал своим умением знатоков. Поэтому он с полным правом требовал от своих мастеров, чтобы каждое изделие было образцом совершенства: не только красивым внешне, но и практичным, легким и прочным.
Веджвуд не только экспериментировал с различными сортами глины и химикатами, но и тратил значительные суммы денег на получение образцов глины из других стран мира и на совершенствование методов производства. Кроме того он стал задумываться над тем, как с наименьшими затратами доставлять изделия в другие районы страны. Одной из его идей было строительство канала, который связал бы Бэрслем с Ливерпулем, что позволило бы доставлять через этот порт различные сорта глины, а также перевозить готовые изделия. Веджвуд сумел заинтересовать этой идеей знакомых бизнесменов и аристократов, и они выделили средства на строительство канала. Результаты превзошли ожидания. Бэрслем быстро рос, создавались все новые мастерские, и заказы приходили из самых дальних уголков Англии. Веджвудский фарфор стал популярен в богатых домах. Слава его росла, и вскоре появились заказчики из самой Америки.
Благодаря поддержке друзей и своего компаньона Бентли Веджвуд построил на берегу канала новый завод, назвав его «Этрурия». Здесь работали новые цеха по производству самых различных видов посуды, только что изобретенные высокоэффективные печи для обжига, цеха для производства красителей и покрытий, а также мастерские художников и дизайнеров. А первую вазу на новом заводе сделал сам Джозайя. В те времена стали популярны фарфоровые вазы с древнегреческим орнаментом, и завод Веджвуда подхватил модную эстафету. Чтобы его вазы не отличались от старинных подлинников, Джозайя использовал самые редкие виды глины и порошки-красители. Эскизы для новых ваз выполняли лучшие художники того времени. Вскоре элегантно оформленный салон изделий Веджвуда открылся в Лондоне и тут же завоевал расположение столичной элиты.
Словом, дела шли в гору, и лишь здоровье Джозайи день ото дня ухудшалось. Болезнь колена прогрессировала, и ногу пришлось отнять. Но едва Веджвуд снова смог передвигаться, он вернулся на свой любимый завод. Он уже был знаменит во всем мире. Не только английские короли, но и монархи других стран покупали его изделия. Триумфом для Веджвуда стал заказ Екатерины II на изготовление специального обеденного сервиза, на предметах которого были бы изображены наиболее интересные места и пейзажи Англии. Веджвуд нашел известных художников, которые ездили с мольбертами по городам и весям Англии в поисках живописных уголков и выразительных сценок из жизни простого люда. Целый год ушел на изготовление удивительного сервиза из 1300 предметов. Он обошелся императрице в 3000 фунтов - огромные деньги по тем временам. Но Екатерина была в таком восторге от творения Веджвуда, что запретила пользоваться сервизом из страха, что хотя бы один предмет будет разбит, и держала его в специальной витрине, которую с гордостью показывала гостям.
Еще одним шедевром Веджвуда стала копия знаменитой Портландской вазы, находящейся ныне в Британском музее. Этот уникальный памятник древнеримского искусства был найден в Греции и привезен в Англию герцогом Портландом. Сейчас уже известно, что ваза была отлита из темно-синего стекла и облита белым стеклом, из которого древний мастер вырезал тончайшей работы фигуры. Но тогда полагали, что это редкий мрамор или вообще неизвестный науке материал. Веджвуд уговорил герцога одолжить ему вазу, и после долгих месяцев работы и нескольких неудачных попыток была выполнена идеальная копия из фарфора. Сходство было так велико, что сам герцог не смог отличить копию от подлинника. И нынешние посетители Британского музея нередко спрашивают, увидев Портландскую вазу: «Это случайно не изделие завода Веджвуда?»
Замечательный мастер умер в 1795 г. в возрасте 65 лет, прожив жизнь, полную творческих достижений.
Список литературы
1. Джозайя Веджвуд // British style. - М., 2010. - № 26. - С. 44-55.
2. Славин А. Хрупкая драгоценность // The new times. - М., 2010. - № 20. - С. 60-63.
Э.Ж.