1ОТ МЕЙСЕНА И СЕВРА ДО ДЕЛФТА И ЛИМОЖА: ХРУПКАЯ КРАСОТА ФАРФОРА: ВЫСТАВКА ЕВРОПЕЙСКОЙ И ВОСТОЧНОЙ КЕРАМИКИ ИЗ БСИИ ASG
БУЛГАКОВА Алина, директор Международного института антиквариата, к.п.н.
В Выставочном центре Международного института антиквариата готовится новая выставка европейской и восточной керамики. В новую временную экспозицию войдут изделия декоративно-прикладного искусства из фарфора и фаянса: столовые сервизы, вазы, чайные пары, осветительные приборы, предметы личной гигиены и мелкая пластика. Все экспонаты были созданы на самых знаменитых мануфактурах Европы в XVIII - XIX веках, расположенных в Мейсене, Севре, Лиможе, Делфте, Руане, Жьене и Париже. По числу этих центров керамического производства устроителями выставки будет организовано семь отдельных локаций, в которых предметы объединятся по принципу принадлежности к той или иной мануфактуре или стилизации под неё. Кроме того, в экспозицию будут включены изделия, произведенные в это же время в Китае, а в центре Выставочного зала будет установлен стол, сервированный австрийским фарфором, принадлежавшим прежде княжескому роду Ипсиланти
МЕИСЕНСКИИ ФАРФОР (MEISSNER PORZELLAN)
Впервые в Европе фарфор начали изготавливать недалеко от Дрездена в саксонском городе Мейсен, где его производство было налажено в 1710 году. Именно сюда стекались художники и ремесленники со всей страны, чтобы основать здесь одно из самых знаменитых производств фарфора, существующее и по сей день под названием - «Staatliche PorzellanManufaktur Meissen GmbH».
Китайцы освоили производство фарфора задолго до того, как секрет его изготовления стал известен Западу. В XVII столетии фарфор был особенно ценным товаром в торговле с Китаем. В основном его потребность в Европе обеспечивалась за счет голландской Ост-Индской компании, в то время как местные попытки создания фарфора не увенчивались успехом.
История создания европейского фарфора носит довольно авантюрный характер. В самом начале XVIII века алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер (1682 - 1719) объявил о том, что ему удалось создать золото из простых металлов. Узнав об этом, саксон-
ский курфюрст Август Сильный взял его под охрану, чтобы тот производил для него золото. Однако вскоре обман Бёттгера был раскрыт. В это же самое время математик и ученый Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус (1651 - 1708) проводил эксперименты со стеклом, пытаясь одновременно создать и фарфор. Бёттгеру было поручено помогать ученому, и в результате многочисленных опытов фарфор был получен. После смерти Чирнхауса рецепт производства фарфора был известен лишь Бёттгеру, который вместе с опытными голландскими гончарами усовершенствовал его формулу. Полученный твердый саксонский фарфор был схож по характеристикам с китайским, а его основными компонентами были каолин и полевой шпат. В
результате в 1709 году курфюрст учредил первую мейсенскую мануфактуру в замке Альбрехтсбург, а в 1710 году началось официальное производство фарфора.
Первые же предметы, изготовленные в Мейсене, были признаны шедеврами, иметь которые у себя в коллекции почитали за честь знат-
Ваза
Германия (в стиле Мейсена), конец XIX в. Фарфор; полихромная роспись, золочение 50*34 см БСИИ ASG, инв. № 11-2936
Описание: Ваза с крышкой в стиле Мейсена. Покрыта рельефным орнаментом в виде цветов, попугаев и насекомых.
Провенанс: приобретена во Франции на аукционе Cyril Duval, 30.06.2012.
нейшие семьи Европы и России. Среди русских заказчиков мейсен-ского фарфора была императрица Екатерина II, род Строгановых и Юсуповых, а также Карл Фаберже. Более того, в XVIII веке на мануфактуре были отведены специальные дни для производства товаров для России, поскольку в 1770 году 40% всего экспорта саксонского фарфора было ввезено именно в нашу страну.
Секрет производства мейсенско-го фарфора тщательно оберегался. Даже рабочим мануфактуры не был детально известен весь процесс изготовления «белого золота», а лишь та его часть, за которую они отвечали. Таким образом, Мейсен долгое время держал монополию на изготовление твердого фарфора в Европе. Впрочем, в 1717 году конкурирующая фарфоровая мануфактура открылась в Вене, а к 1760 году в Европе работало около 30 фабрик, хотя большинство из них специализировалось на производстве мягкого фарфора.
Первоначально качество мей-сенского фарфора превалировало над уровнем его художественного оформления. Первых успехов здесь удалось добиться в области золочения предметов. Узоры наносили уже на обожженные предметы, прежде чем подвергнуться вторичному обжигу при более низкой температуре. Яркие полихромные росписи стали применяться в Мейсене ее директором Иоганном Грегориусом Хё-рольдом (1696 - 1775) с 1723 года. С этого времени начался «Золотой век» саксонского фарфора.
Вначале росписи имитировали восточные узоры. Пейзажи Китая и Японии, животные, цветы, придворные сцены - послужили вдохновением для мастеров Мейсена. Кроме того, изделия часто украшались изображениями картин Антуана Ватто (1684 - 1721).
В 1720-е годы на мануфактуре начали выпускать первые сервизы. Вначале они были довольно простыми, но вот уже в 1737 - 1743 годах здесь был выпущен один из самых знаменитых фарфоровых сервизов в мире - «Лебединый сер-
Часть чайного сервиза
Чайные пары: Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура, около 1755 г. Чайник: Германия, Хёхст, XVIII в. Фарфор; полихромная роспись, золочение Чашки: высота 4 см, 0 7 см Блюдца: 0 12 см Чайник 11*11,5 см БСИИ ASG, инв. № 11-4003 (1 - 21)
Описание: Часть чайного сервиза, состоящая из десяти чашек и десяти блюдец с полихромным цветочным декором и золочеными кромками.
Клейма Мейсенской фарфоровой мануфактуры в виде скрещенных мечей на основаниях предметов.
Чайные пары дополнены чайником на одну чашку («эгоист»), украшенным цветами. Создан он был в XVIII столетии в городе Хёхст, где фарфоровая мануфактура была основана в 1746 году коммерсантом Иоганном Кристофом Гельтцем и мейсенским художником Адамом Фридрихом фон Лёвенфинком (1714 - 1754).
На основании чайника - клеймо мануфактуры Хёхста в виде колеса.
Провенанс: приобретены во Франции на аукционе Ferri, 31.10.2013.
Экспертное заключение: Jacques BACOT et Hughes de LENCQUESAING, Paris.
Пир ыекуеетБ
№2 (14) 2016
виз» («Schwanenservice»). Созданный по заказу первого министра короля Генриха фон Брюля, он насчитывал около тысячи предметов, а после Второй мировой войны по частям разошелся в музеи и частные собрания.
Не меньшей популярностью пользовался сервиз «Синий лук» или «Синий гиацинт» («Zwiebelmuster»), выпускавшийся мануфактурой на протяжении трех столетий. Впервые он был выпущен в 1739 году, а прототипом для него послужили росписи китайских чаш периода Канси. Популярность данного вида декора стала настолько высока, что его копировали более чем 60 компаний, ставя при этом клеймо Мейсена. В итоге в 1926 году немецкий верхов-
ный суд законодательно разрешил мейсенские клейма на сервизах с данным типом росписи.
Первым, кто начал создавать в Мейсене мелкую пластику, был Иоганн Якоб Киршнер. Особой популярностью пользовались его небольшие изображения барочных святых. В 1733 году главным модельером фабрики становится Иоганн Иоахим Кендлер (1706 - 1775) - один из самых знаменитых скульпторов-миниатюристов Мейсена, существенно повлиявший на развитие европейского художественного фарфора. Кендлер возглавлял мануфактуру на протяжении 44 лет. Мастер работал в стиле Рококо, создавая столовые сервизы и различную скульптуру. Объектами его
творчества становились персонажи итальянских комедий, актеры, служанки, ремесленники, а также библейские события и сцены природы с фигурами птиц и зверей.
В 1756 году, во время Семилетней войны, прусские войска заняли Мейсен. Король Фридрих II Великий увез с собой в Пруссию многих саксонских мастеров, с помощью которых открыл в Берлине Королевскую фарфоровую мануфактуру.
В период Неоклассицизма, с изменением вкусов общества и ростом популярности севрского фарфора, в 1760-х годах Мейсен решил реорганизовать свое производство. Новым руководителем мануфактуры становится директор Дрезденской академии Христиан
Часть сервиза «Синий лук» («Синий гиацинт»)
Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура, конец XIX в.
Фарфор; роспись кобальтом, золочение
Ваза на подставке: высота 14,5 см, 0 18 см
Глубокое блюдо: высота 6 см, 0 22,5 см
Тарелки: 0 24 см
Малые тарелки в форме рокайлей: 4,5*10*11,5 см БСИИ ASG, инв. № 11-3921 (1 - 8)
Описание: «Синий лук» - одна из самых знаменитых разновидностей декора фарфоровых сервизов, выпускавшихся на Мейсенской мануфактуре с XVIII века. С конца XIX столетия с некоторыми вариациями он копировался и другими крупными фабриками. Так, например, данный тип росписи в Веджвуде именовался «Мейсенским», а в Японии сегодня он называется «Голубой Дунай».
Первоначально его называли просто луковицей («bulb»). Образцом для подражания здесь послу-
жила дальневосточная роспись с преобладанием сине-белого колорита. В 1740 году в Мейсе-не были произведены сервизы, украшенные плодами гранатов, не знакомыми жителям Саксонии. Тогда немецкие мастера начали разрабатывать декор с местной флорой, в результате чего появились головки лука, которые дополнялись причудливыми цветочными композициями из стилизованных пионов и астр в центре, а по краям - развевающийся на ветру бамбук. Влияние искусства
Рококо выражалось здесь в ас-симетрии.
Традиционным цветом для декора данного типа был синий, однако были выпущены и лимитированные серии сервизов, украшенные зелеными, красными, розовыми или черными узорами.
Часть сервиза из Большого собрания изящных искусств ASG состоит из двух маленьких тарелок в форме рокайлей, глубокого блюда, вазы на подставке и четырех тарелок. Все предметы сервиза декорированы узором «Синий лук». Волнообразные кромки обрамлены рельефным трельяжем.
Клейма Мейсенской фарфоровой мануфактуры в виде скрещенных мечей на основаниях предметов.
Провенанс: приобретены во Франции на аукционе Kahn-Dumousset, 23.10.2013.
Экспертное заключение: Cyrille FROISSART, Paris.
Пара ваз
Германия (в стиле Мейсена), конец XIX в. Фарфор; полихромная роспись, золочение 32^21 см
БСИИ ASG, инв. № 11-2885 (1, 2)
Описание: Парные вазы, декорированные полихромными росписями в манере Давида Тенирса Младшего (1610 - 1690) - одного из наиболее значимых художников и граверов фламандской школы XVII века. В данном случае мы видим жанровые сцены с крестьянами, а также изображения цветов и насекомых.
На обратных сторонах клейма: «Auguste Rex (AR)» («Август Рекс (AR)»).
Провенанс: приобретены во Франции на аукционе Claude Aguttes SAS, 26.06.2012.
Экспертное заключение: Vincent l'HERROU, Paris.
Вильгельм Эрнст Дитрих (1712 -1774), а модельером - французский скульптор Мишель-Виктор Асье (1736 - 1799), являющийся прадедом русского композитора Петра Ильича Чайковского. Мастер этот часто работал по заказам русского императорского двора, в частности Екатерины II и ее фаворита Григория Орлова.
В XIX веке модельеры Мейсена переработали дизайн многих своих известных работ предшествующего столетия и запустили в производство их обновленную серию. Особой популярностью пользовались фигурки в стиле Рококо, получившие название «Дрезденский фарфор». Они представляли собой галантных кавалеров и игривых дам,
веселящихся на лоне природы или стыдливо жеманящихся.
Для того чтобы идентифицировать оригинальную продукцию Мейсена, была разработана специальная маркировка, которая вначале наносилась синей краской на поверхность изделия, а позднее была «спрятана» под глазурью. Ранние клейма, такие как вензель короля «AR» (Augustus Rex), «K.P.M.» (Königliche Porzellan-Manufaktur, Королевская фарфоровая мануфактура), «M.P.M.» (Meissener Porzellan-Manufaktur, Мейсен-ский фарфоровый завод) и «K.P.F.» (Königliche Porzellan-Fabrik, Королевская фарфоровая фабрика) в конечном счете были заменены на изображение скрещенных ме-
чей в том виде, в каком их можно встретить на гербе Курфюршества Саксонии. Данный тип клейма использовался с 1720 года вплоть до наших дней.
СЕВРСКАЯ ФАРФОРОВАЯ МАНУФАКТУРА (MANUFACTURE NATIONALE DE SEVRES)
История Севрской фарфоровой мануфактуры, а также предметы, созданные на ней в XVIII веке, уже становились объектами наших публикаций (см. Вестник Международного института антиквариата ASG «Мир искусств» №1 (13) 2016, стр. 140 - 143). А потому в данную статью мы включим сведения лишь о тех предметах Севра, речь о которых ранее не велась.
Пара канделябров-жирандолей
Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, середина XIX в. (период Наполеона III) Фарфор; полихромная роспись, золочение; золоченая бронза, чеканка 65,5x34,5 см БСИИ ASG, инв. №113729 (1,2)
Описание: Пара канделябров-жирандолей на семь свечей. Тулова и розетки подсвечников выполнены из фарфора бело-голубой гаммы с изображениями полихромных цветов и путти. Рожки, изогнутые ручки и основания - из золоченой бронзы с разнообразным растительным декором.
Провенанс: приобретены во Франции на аукционе Versailles Encheres, 16.06.2013.
fflup искусств №2 (14) 2016
Парные бюсты Людовика XVI и
Марии-Антуанетты
По модели Луи-Симона Буазо
Франция, Севрская фарфоровая мануфактура,
1872 г.
Бисквит, фарфор; синее крытьё, золочение Бюст Людовика XVI: 28*19,5 см Бюст Марии-Антуанетты: 32*18,5 см БСИИ ASG, инв. № 11-3762 (1, 2)
Описание: Парные бюсты французского короля и королевы Людовика XVI (1754 - 1793) и Марии-Антуанетты (1755 - 1793) из бисквита. Основания выполнены из фарфора синего крытья с надписями в резервах: «Louis XVI» и «Marie Antoinette».
На основаниях бюстов - клейма Севрской фарфоровой мануфактуры с датой их создания: «1872». Данный тип клейм использовался в Севре с 1848 по 1899 годы. Здесь же - клейма с инициалами мастера. Провенанс: приобретены во Франции на аукционе Claude Aguttes SAS, 18.06.2013. Экспертное заключение: Cabinet Dillee, Paris.
Сведения об авторе: Буазо, Луи-Симона (Boizot, Louis-Simon, 9 октября 1743, Париж - 1809, там же) - французский скульптор и рисовальщик. Сын художника Антуана Буазо. В 1762 года был удостоен Римской премии. В 1773 году вступил в Академию, а в 1778 - получил звание академика. Дебютировал в Салоне в 1773 году [1, с. 483].
Аналоги в крупных музеях и на аукционах:
Бюст Людовика XVI Буазо, Луи-Симон Франция, Севр. 1785 - 1789 гг. Твердый фарфор, бисквит 41 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Бюст Марии-Антуанетты Буазо, Луи-Симон Франция, Севр. 1774 - 1782 гг. Твердый фарфор, бисквит 44 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Ссылки: 1. E. Benezit. vol. 2, p. 483.
Набор мелкой пластики «Триумф Бахуса» Выполнен по рисункам Жана-Юга Тараваля Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, конец XIX - начало XX вв. Бисквит, фарфор; синее крытьё, золочение Центральная группа: 52*40*34,5 см Боковая композиция №1 (рог/тарелки): 38*26,5*20,5 см
Боковая композиция №2 (флейта/тамбурин): 40*27,5*22 см
БСИИ ASG, инв. № 11-3555 (1 - 3)
Описание: Впервые данный ансамбль был выпущен на Севрской мануфактуре в 1773 году по рисункам французского живописца Жана-Юга Тараваля (1729 - 1785) для украшения обеденного стола короля и позднее неоднократно тиражировался. Центральная группа представляет собой коронацию Бахуса. Одна из вакханок увенчивает голову молодого бога венком из виноградной лозы, другая - наливает вино в кубок. У ног Бахуса пара амуров, а также атрибуты искусства - театральная маска и музыкальные инструменты. Композиция подписана инициалами мастера «E.C.». Здесь же - фамилия заказчика: «Карлье» (фр. «Cariiez»), дата на бисквите: «1897», а также на синем фарфоре, обрамленном золотой нитью: «1897/1898».
Боковые композиции представляют собой сатира, трубящего в морской рог, и вакханку с музыкальными тарелками, а также сатира с флейтой и вакханку с тамбурином. Обе композиции c инициалами мастеров «CR» и «HR» датированы 1906 годом на бисквите и 1911 - на фарфоре.
Провенанс: приобретены во Франции на аукционе Cyril Duval, 16.03.2013.
Сведения об авторе: Тараваль, Жан-Юг (Taraval, Jean-Hugues, 27 февраля 1729, Париж - 19 октября 1785, там же) - французский живописец. Обучался у отца Гийома Тараваля. С 1732 года работал над оформлением Королевского дворца в Стокгольме. В 1750 году
вернулся в Париж, где обучался у Шарля-Батиста-Мари Пьера (1714 - 1789) и Шарля-Андре ван Лоо (1705 -1765). В 1756 году получил Римскую премию. В Риме был учеником Шарля-Жозефа Натуара (1700 - 1777). В 1765 году принят в Академию живописи и скульптуры. Созданный им в 1769 году плафон «Триумф Бахуса» украшает галерею Аполлона в Лувре [1, с. 470]. Аналоги в крупных музеях и аукционах:
Скульптурная группа «Триумф Бахуса» Жосс-Франсуа Ле Риш, по эскизам Жана-Юга Тараваля для росписи галереи Аполлона в Лувре Франция, Севр, 1773 - 1780 гг. Твердый фарфор, бисквит Высота 35 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Жан-Юг Тараваль Триумф Бахуса 1769 г. Плафон галереи Аполлона в Лувре, Париж
Ссылки:
1. E. Benezit. vol. 13, p. 470.
Пара ваз
Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, конец XIX в.
Фарфор; полихромная роспись, золочение 47*30,5*26 см
БСИИ ASG, инв. № П-2629 (1, 2)
Описание: Парные вазы с крышками декорированы полихромными изображениями цветочных букетов и рельефными гирляндами. Небольшие цветочные гирлянды держат в руках и
фарфоровые путти, венчающие крышки. На основаниях ваз - клейма мастера-декоратора.
Провенанс: приобретены во Франции в Ле-Мане у арт-дилеров, 20.03.2012.
Описание: Ваза-фруктовница в стиле Севра розового крытья. Декорирована по центру сценой с тремя путти и цветочными гирляндами с золоченым растительным орнаментом в резервах по краям. Декор выполнен в синих тонах. У каждого путти в руках предмет - маска, дудочка и кукла-скоморох на палке. Основание из четырех ножек, богато декорированное чеканным растительным орнаментом, боковые ручки и кромка изготовлены из золоченой бронзы.
На основании вазы - клеймо в виде скрещенных букв «L» (вензель короля), являющееся имитацией ранней маркировки, использовавшейся на Севрской мануфактуре с 1740 по 1753 годы.
Провенанс: приобретена во Франции на аукционе Etienne de Baecque, 20.10.2012.
ЛИМОЖСКИЙ ФАРФОР (LA PORCELAINE DE LIMOGES)
Производство керамических изделий из твердого фарфора началось в Лиможе около 1770 года, сразу же после нахождения в его предместьях каолина. Важно понимать, что «лиможский твердый
фарфор» не относится к какому-либо отдельному производителю, а является его разновидностью, производимой в этом французском городе.
Еще со времен Средневековья Лимож славился на всю Европу своими изделиями декоративно-прикладного искусства. В XII
веке здесь уже производили стекловидные или лиможские эмали (Opus de Limogia). С 1730-х годов в небольшом количестве изготавливали фаянсовую посуду. Производство фарфора здесь началось благодаря исследованиям священника иезуита Франсуа Ксавье д'Антре-коля, жившего в китайском Цзин-
Супница
Франция, Лимож, конец XVIII в. Фарфор; полихром-ная роспись, золочение 13*23,5 см БСИИ ASG, инв. № 11-3851
Описание: Супница с крышкой, декорированная полихромным цветочным декором и обрамленная золоченым зубцевидным орнаментом. Боковые ручки украшены рельефным лиственным орнаментом, ручка на
крышке выполнена в виде дубовой веточки с желудями.
Клеймо графа д'Артуа (будущего короля Франции Карла X) на дне с внешней стороны.
Провенанс: приобретена во Франции на аукционе Jean Chenu - Antoine Berard -Francois Peron, 13.10.2013.
дэчжэне и обнаружившего в 1712 году состав и технологию производства порцеллина. Д'Антреколю удалось передать секрет на родину, благодаря чему во Франции началось изготовление фарфора.
В 1767 году неподалеку от Лимо-жа в деревне Сент-Ирьей-ла-Перш
было обнаружено месторождение каолина и китайского камня (полевого шпата), благодаря которым городу суждено было стать столицей фарфора во Франции. По легенде, хирург Жан-Батист Дарне сообщил местному аптекарю о том, что его жена использует при стир-
ке белья грунт белого цвета в качестве стирального порошка. В 1769 году Людовик XV выкупил данное месторождение, сделав производство фарфора исключительно королевской привилегией. В результате было введено право на его изготовление и соответствующие пошлины.
В 1771 году братьями Грелле и Масье-Фурнера была основана первая фарфоровая мануфактура в Лимузене, которая с 1774 года находилась под покровительством будущего короля Франции Карла X. В 1783 году ей был присвоен статус королевской, а в 1794 году мануфактуру присоединили к Севру.
В период французской революции производство Лиможа, как и других крупных центров страны, пришло в упадок. Своему возрождению мануфактура обязана промышленнику Франсуа Аллюо Старшему, ставшему первопроходцем промышленного производства лимузенского фарфора в первой половине XIX столетия. Возглавив в 1800 году фабрику, он занимался совершенствованием технологии производства и внедрением инноваций. Помимо этого, фабрика Аллюо полностью контролировала добычу каолина, месторождения которого целиком находились на
Часть чайного сервиза
Франция, Лимож, XIX в.
Фарфор; золочение
Чайник: 18*24 см
Молочник: 12*14 см
Сахарница: 14*19,5 см
Чашки: высота 4 см, 0 8,5 см
Блюдца: 0 14,5 см
БСИИ ASG, инв. № 11-3732 (1 - 21)
Описание: Часть чайного сервиза, состоящая из чайника, молочника, сахарницы с крышкой, семи чашек и одиннадцати блюдец. Все предметы сервиза украшены мозаичными фризами с вкраплениями синего («дробленый камень») и золочением: ламбрекеновый орнамент и декоративные пояски. Носик чайника и молочника, а также ручки предметов вызолочены.
На основаниях предметов - клейма Леможской мануфактуры.
Провенанс: приобретены во Франции на аукционе Eric Pillon Enchères Pve, 16.06.2013.
Описание: Часть столового сервиза, состоящая из подноса, салатницы, большой и малой ваз на ножках, блюд на поддонах, соусниц и супницы с крышкой, блюд для рыбы, а также блюд и тарелок разной величины. Все предметы сервиза украшены по-лихромным цветочным декором и рельефным золоченым трельяжем на кромках.
На основаниях - клейма фабрики Haviland & Co.
Провенанс: приобретены во Франции на аукционе Eric Pillon Enchères PVE, 14.10.2014.
Сведения о производителе: Фарфоровые изделия Haviland -одни из самых престижных изделий лиможского фарфора. Дэвид Хевиленд - американский предприниматель, в сфере деловых интересов которого был фарфор. В поисках новых возможностей для бизнеса он приехал в Лимож, и уже в 1842 году им были отправлены первые партии фарфора в США. В 1890 году сын Дэвида, Теодор Хевиленд, построил в Лиможе крупный завод. В наши дни компания Haviland & Co по-прежнему находится в управлении семьи Хевиленд. На сегодняшний день в мире насчитывается около 60 000 фарфоровых изделий Haviland.
Часть столового сервиза Франция, Лимож, Haviland & Со., около 1900 г.
Фарфор; полихромная роспись, золочение
Поднос: 43,5*28 см Салатницы: 11,5*23,5 см Большая ваза на ножке: 15*24 см Малая ваза на ножке: 14*22,5 см Блюда на поддонах: 5*22,5 см Соусницы на поддоне с крышкой (одна крышка утрачена): 11,5*22*13,5 см
Супница с крышкой: 12,5*25,5*19,5 см
Блюда для рыбы: 24*14 см Большое блюдо: 0 32 см Малое блюдо: 0 29 см Столовые тарелки: 0 24 см Десертные тарелки 0 22 см БСИИ ASG, инв. № 11-3336 (1 - 46)
ее землях. Так, уже в 1807 году, в Лиможе насчитывалось пять мануфактур, на которых эксплуатировались семь печей и трудились около 200 рабочих. Причем темпы не переставали снижаться. К 1827 году насчитывалось шестнадцать мануфактур, а к середине века, благодаря деятельности американца Дэвида Хевиленда, можно говорить о более чем 30 фабриках. Именно благодаря деятельности Хевиленда лимузенская фарфоровая продукция покорила не только Европу, но и Америку, куда в 1842 году была осуществлена отправка первой партии товаров.
Всемирную популярность ли-можский фарфор заслужил благодаря своей особой белизне. Здесь
каолин дробили на мельницах на реке Вьенна и поставляли не только на местные фабрики, но в другие крупные центры производства фарфора: Амстердам, Дрезден, Хёхст, Майнц, Лондон, Алькор, а также Санкт-Петербург.
Сегодня Лимож сохраняет достигнутое в XIX столетии положение лидирующего центра производства фарфора во Франции, и любое его изделие маркируется зеленым клеймом из окиси хрома: «Limoges France». Клейма дополняются специальными инициалами, которые позволяют идентифицировать каждого производителя фарфора. На двенадцати основных фабриках работают около 1000 человек, а среди ведущих производи-
телей можно выделить Bernardaud (Бернардо), Haviland (Хевиленд) и Royal Limoges.
ДЕЛФТСКИЙ ФАРФОР И
ФАЯНС (DELFTS BLAUW)
Благородная белоснежная керамика, расписанная вручную синими узорами, уже давно стала символом города Делфт. Хотя наиболее ранние образцы керамики, покрытые оловянной глазурью, были произведены в Антверпене, где в 1500 году обосновался знаменитый итальянский гончар Гвидо да Савино. Из Антверпена производство распространилось в другие города Северных Нидерландов. В 1570-х годах керамические производства были открыты в Мидделбурге и в Харле-
Пара блюд Голландия, Делфт, XVIII в.
Фаянс; роспись кобальтом 0 36,5 и 35,5 см БСИИ ASG, инв. № 11-3953 (1, 2)
Описание: Пара блюд, тонко декорированных стилизованными изображениями из раскрытых павлиньих хвостов, фруктовых плодов и растительных мотивов. Интерес к экзотической флоре и фауне в Голландии этого времени вполне объясним увлечением ввозимыми сюда из других стран «редкостями и диковинами». Здесь, так же как и во многих европейских государствах, появились ботанические сады, зоопарки. Начали издаваться труды ученых, иллюстрированные атласы, посвященные растениям, животным, птицам и насекомым. Именно поэтому мастера, декорировавшие керамические изделия Делфта, столь часто обращались к экзотическим персонажам растительного и животного мира.
На основании одного из блюд клеймо.
Провенанс: приобретены во Франции на аукционе Xavier Binoche & Ghislain de Maredsous, 26.10.2013.
i'i
/
ме, а в 1580-х - в Амстердаме. Керамические предметы повседневного пользования начинают производить в Роттердаме, Гауде и Дордрехте, но особенно тонкие вещи изготавливали в Делфте.
Массовое гончарное производство началось здесь в XVII веке. На это же столетие пришелся и «Золотой век» искусства Нидерландов. В это время делфтская контора Голландской Ост-Индской компании занималась ввозом в страну по-лихромного и сине-белого дальневосточного фарфора, отличавшегося большим изяществом и тонким полупрозрачным черепком. Его доставка из Китая была сопряжена со многими трудностями и финансовыми затратами, что обеспечивало рост популярности изделий местных предприимчивых гончаров, быстро наладивших собственное производство. К тому же в 1647 году из-за гражданской войны Голландия прекратила торговлю с Китаем.
Если сначала делфтский фарфор был грубоватой копией китайского, и даже роспись имитировала рисунки мастеров Поднебесной эпохи династии Мин (1368 - 1644), то достаточно скоро местные изделия достигли прекрасного качества, а на вазах и изразцах появились типичные голландские пейзажи. Отныне мастера Делфта имели право вступать в гильдию Святого Луки. Так, в период между 1610 и 1640
годами в гильдию были приняты десять гончаров, а с 1651 по 1660 годы - двадцать. Также после 1650 года делфтские мастера получили разрешение ставить на изделиях не только клейма с фабричной маркой, но и собственные.
Подъем производства керамики был обусловлен и ухудшением качества речной воды, использовавшейся на пивоварнях, что привело к их закрытию и возникновению на их месте гончарных мастерских. Способствовал этому процессу и
Три вазы
Голландия, Делфт, ваза меньшего размера - XVIII в., пара ваз - XIX в.
Фаянс; роспись кобальтом Ваза XVIII века 28*13,5 см Вазы XIX века 30/31*15, 5 см БСИИ ASG, инв. № 11-2889 (1-3)
Описание: Три вазы восьмигранной формы с узким горлышком и с расширением в форме луковицы вверху. Украшены цветочными узорами и завитками, выполненными синим кобальтом по белому фону. На основании вазы XVIII века - клеймо с инициалами мастера. Провенанс: приобретены во Франции на аукционе Claude Aguttes SAS, 26.06.2012. Экспертное заключение: Vincent l'HERROU, Paris.
большой взрыв пороха в 1654 году, который уничтожил многие пивоварни. В результате пивоваренная отрасль пришла в упадок, а большие помещения были переоборудованы в гончарные мастерские. Причем многие сохраняли старые названия знаменитых пивоварен, например «Двойная кружка», «Голова юного мавра» или «Три колокола».
Использование делфтскими мастерами мергеля (тип глины, богатый соединениями кальция) обусловило возможность усовершенствования технологии и создания более тонких деталей. Обычно гончарами использовалась смесь из трех сортов глины: местная, из Турне и с берегов Рейна. Примерно с 1700 года для росписей начинают использовать эмалевые краски и позолоту поверх оловянной глазури, что требовало третьего обжига в печи при более низкой температуре.
Основной выпускаемой продукцией Делфта были изразцы для облицовки стен и кафельных печей, а также столовая и декоративная посуда (вазы, тарелки). Делфтские мастера имитировали декор популярного в Европе сине-белого китайского фарфора. Помимо китайских рисунков, мастера украшали свои изделия традиционными голландскими пейзажами с мельницами, рыбацкими лодками, сценами охоты, библейскими сюжетами и цветочными композициями. Производили даже тарелки, декорированные текстами и словами песен.
Со временем делфтская керамика стала настолько популярна, что экспортировалась не только в европейские страны, но также в Китай и Японию, где местные мастера начинают производить продукцию в подражание Делфту и, в свою очередь, экспортировать ее в Европу.
Производство керамики в Делфте к концу XVIII века пришло в упадок, не выдержав конкуренции с кремовой английской продукцией из Стаффордшира. Именно здесь был изобретен рецепт белой глины, посуда из которой была более прочной. Сами изделия покрывались прозрачной глазурью, отчего рисунок получался более ярким и чет-
Пара ваз
Голландия, Делфт, XIX в. Фаянс; роспись кобальтом 60*24,5 см
БСИИ ASG, инв. № П-3803 (1, 2)
Описание: Парные вазы восьмигранной формы с узким горлышком и с расширением в форме луковицы вверху. Украшены цветочными узорами и завитками, выполненными синим кобальтом по белому фону. Провенанс: приобретены во Франции на аукционе 0.^. Chevau-Legeгs Епс1ле^ Saгl, 23.06.2013.
Ваза в стиле Делфта, XIX в. Фаянс; роспись кобальтом Высота 40 см
БСИИ ASG, инв. № 11-3556
Описание: Ваза восьмигранной формы с узким горлышком и с расширением в форме луковицы вверху. Украшена цветочными узорами и завитками, выполненными синим кобальтом по белому фону.
Клеймо мастера на основании: «HL. Egrenures».
Провенанс: приобретена во Франции на аукционе Cyril Duval, 16.03.2013.
Ваза
Голландия, Делфт, XIX в. (ваза выполнена в стиле XVII в.) Фаянс; роспись кобальтом Высота 65 см БСИИ ASG, инв. №11-4932
Описание: Ваза с крышкой, оформленная в традиционном для Делфта колористическом сочетании синего и белого. Украшена пейзажем с водоемом и разнообразным растительным орнаментом. Крышка увенчана собачкой, поднимающей переднюю лапу.
Провенанс: приобретена во Франции на аукционе Herve Tailliez, 26.10.2014.
Описание: Пара ваз восьмигранной формы. Декорированы голубым цветочным орнаментом по белому фону. Крышки увенчаны кошками.
На основаниях ваз -клейма с инициалами мастера.
Провенанс: приобретены во Франции на аукционе Cyril Duval, 30.06.2012.
Пара ваз
Голландия, Делфт, XIX в.
Фаянс; роспись кобальтом
44*22 см
БСИИ ASG,
инв. № 11-2934 (1, 2)
ким. По качеству английский фаянс уступал делфтскому - он был более грубым и менее аккуратным, глазурь же легко трескалась, но благодаря тому, что рисунок наносился не вручную, а печатным способом, был гораздо дешевле.
Не имея возможностей конкурировать, гончарные мастерские Делф-та одна за другой закрывались. В 1794 году в городе насчитывался всего десяток мастерских. Дольше всех продержались фабрики «Royal Tichelaar Makkum» (основана в 1594 году) и «The Koninklijke Porceleyne Fles» (основана в 1653 году). Однако в 1870-х годах два голландских предпринимателя купили фабрику с целью возродить старинное производство. В 1884 году они изобрели белую глину, превосходящую по прочности английские изделия, полностью изменили технологию и начали производить фарфор, который в скором времени приобрел мировую известность. В 1919 году торговая марка Делфт получила наименование Королевской (Royal) за заслуги по возрождению традиций искусства керамики.
РУАНСКИЙ ФАЯНС (FAÏENCE DE ROUEN)
В Руане первые керамические производства зародились в середине XVI века, когда там работал мастер из Италии Массео Абакен и другие гончары, изготавливавшие
для замков Луары изразцы, напоминающие итальянский фаянс. Затем, вплоть до 1644 года, в Руане не возобновлялось сколько-нибудь значительное производство, пока Никола Пуарель, Сир де Гранваль, не получил привилегии на изготовление фаянса для всей Нормандии. Он продал эту привилегию Эдме Потра и его сыну Луи, которые превратили Руан в новый центр производства замечательного французского фаянса.
Производство фаянса в Руане развивалось с невероятной быстротой. В 1722 году здесь уже работало одиннадцать фаянсовых мануфактур, а к 1786 году их число увеличилось до восемнадцати, на которых трудились около 1200 рабочих. В результате руанское производство затмило даже Париж. Немалому его успеху способствовало и то, что в 1709 году Людовик XIV приказал конфисковать все столовое серебро, поскольку в
■Î it '
жардиньерки, кувшина и
Описание: Набор из жардиньерки, кувшина для воды с крышкой и небольшого круглого сосуда с углублением на бортике (стакан или маленькое ведерко). Декор совмещает в себе восточные и рокайльные мотивы. Яркий полихромный орнамент с причудливыми растительными мотивами в виде гирлянд покрывает поверхность изделий.
Ручки и кромка жардиньерки, установленной на трех ножках,
украшены синими штрихами-насечками. На дне - изображение веточки с ягодами. Ручки стакана выполнены в виде маскаронов мальчиков.
Провенанс: приобретены во Франции на аукционе Kahn-Dumousset, 23.10.2013.
Экспертное заключение: Cyrille FROISSART, Paris.
Набор из стакана
Франция, Руан, XVIII в. Фаянс; полихромная роспись Кувшин 23,5*12*15,5 см Стакан 11 см, 0 12 см Жардиньерка 10*32*15, 5 см БСИИ ASG, инв. № 11-3919 (1-3)
Настенный умывальник Франция, Руан, XVIII в. Фаянс; полихромная роспись Умывальник 50,5*26*16,5 см Резервуар 12*39,5*25 см БСИИ ASG, инв. № 11-3920 (1,2)
Описание: Настенный закрытый умывальник в форме балясины с резервуаром. Декор совмещает в себе восточные и рокайльные мотивы. Полихромный орнамент с причудливыми растительными мотивами в виде гирлянд покрывает практически всю поверхность умывальника и резервуара. Навершие умывальника выполнено в форме раковины, обрамленной дельфинами, слив - в виде маскарона, навеянного образом т.н. «Океана» или «Зеленого человека» - олицетворением бога морей Нептуна, чье изображение было популярно еще в орнаментальном искусстве Ренессанса.
Провенанс: приобретен во Франции на аукционе Kahn-Dumousset, 23.10.2013.
Экспертное заключение: Cyrille FROISSART, Paris.
результате разорительной войны за Испанское наследство казна пустовала, а страна страдала от голода и нищеты. Вследствие этого фаянсовые сервизы стали пользоваться огромным спросом, и было налажено производство продукции со стереотипным декором.
Ранние руанские изделия выдержаны в синем цвете и еще напоминают итальянские фаянсы Невера, но очень скоро эти итальянские реминисценции исчезнут, и их место займет полный своеобразия «руан-ский стиль», ставший постепенно предметом подражания не только во Франции, но и за границей. В основу руанского орнамента положены завитки, из которых формируются целые букеты. Кажущиеся богатыми и сложными бордюры в виде орнаментации гирлянд, кружевных узоров, ламбрекенов и фестонов составлены только из одного или двух чередующихся мотивов, острия которых выдвигаются радиально к центру блюда, занятому орнаментом в виде розеток, головок, корзинок с цветами и т.п. Подобные композиции часто называют лучистыми. Склонность руанских мастеров к симметрии сказывается в занимающих центр корзинках с цветами, в которых цветы расположены, обыкновенно, в строгом порядке. Около 1700 года появились замечательные украшения, напоминающие кованые железные решетки («decor a la
feгonneгie»). Часто встречающиеся на руанских фаянсах гербы доказывают, что они исполнялись для аристократии и высшего класса.
В последние годы XVII столетия на предметах руанского фаянса появился красный цвет, который долгое время оставался секретом местных мастеров. Особую, типичную для Руана группу составляют блюда и тарелки с ярко-желтым фоном, на котором чрезвычайно эффектно выделяются темно-синие, почти черные, тонкие арабески, обрамляющие центральный медальон с амурами. В середине XVIII века на продукции Руана сказалось влияние стиля Рококо, оживившего прежнюю строгую симметрию декоративного орнамента. Из орнаментальных мотивов особенно часто стали применяться факелы,
стрелы и колчаны, из которых составлялся так называемый «колчанный узор» («decor au carquois»). Последним декоративным изобретением руанских мастеров был «decor a la согпе», состоящий из рогов изобилия, наполненных чудесными цветами. Кроме того, цветы «разбрасывались» по всей поверхности предмета, а между ними изображались бабочки и насекомые.
Что касается качественных характеристик материала, то руан-ский фаянс довольно тяжел и имеет полный звон, а слегка синеватая или зеленоватая глазурь покрыта сетью мелких трещин. Стенки сосудов здесь толстые и значительно плотнее чем, например, в Делфте.
Поражает богатство форм ру-анской продукции. Здесь производили столовые сервизы, чашки,
Резервуар биде Франция, Руан, XVIII в. Фаянс; роспись кобальтом 24,5*40,5 см
БСИИ ASG, инв. № П-4071
Описание: Резервуар биде, декорированный кобальтом с изображениями растительных орнаментальных мотивов по кромке и цветочной композицией.
Провенанс: приобретен во Франции на аукционе Sarl Vassy & Philippe Jalenques, 09.11.2013.
Блюдо под супницу
Франция, Жьен, вторая половина XIX в. Фаянс; полихромная роспись 48*36 см
БСИИ ASG, инв. № 11-3138
Описание: Фигурное белое блюдо под супницу, декорированное в стиле итальянской майолики эпохи Возрождения. Борта изделия обрамлены зубчатым голубым орнаментом с добавлением растительных мотивов. Блюдо украшено медальонами с античными персонажами, крылатыми существами, морскими обитателями, птицами и бабочками.
Подобный декор весьма характерен для жьенского фаянса, вдохновленного итальянской майоликой, по белому, темно-синему, черному и коричневому фону. Изделия данного типа богато декорировались медальонами с амурами, нагромождениями арабесок, гротесками и химерами. Итальянское Возрождение с центрами в Урбино, Фаэнце и Савоне - вот источник вдохновения этого обильного и красочного декора.
Клеймо на обороте - изображение замка и надпись «GIEN FRANCE décoré à la main» роспись»).
Провенанс: приобретено во Франции на аукционе Jean Claude Renard, 08.07.2012.
(«Жьен Франция ручная
кружки, умывальники и предметы гигиены, бутылки, солонки, сахарницы, флаконы, ароматницы, лампы, подсвечники, фонари, табуреты, рамы для картин и зеркал, доски для шахмат, весы, глобусы, циферблаты для солнечных часов, грелки для ног и рук, терки для табака, статуи, бюсты, садовую скульптуру и многое другое.
Большинство руанских фаянсовых изделий маркировано клеймами, однако далеко не все они идентифицированы. Так как европейские мануфактуры подражали руанским изделиям, то отличить подлинный руанский фаянс от его имитаций, нередко высокого художественного достоинства, довольно трудно. Большинство клейм относится ко второй половине XVIII века, а лучшие изделия раннего периода анонимны.
В конце XVIII столетия фаянсовое производство Руана погасло в непосильной борьбе с фарфором, а также английскими керамическими изделиями. Так, к 1807 году здесь остались лишь четыре фабрики, подражавшие английским образцам.
ЖЬЕНСКИЙ ФАЯНС (FAÏENCERIE DE GIEN)
История производства и продукция Жьенской мануфактуры, где производство фаянса началось в XIX столетии, также как и изделия Севра, рассматривались нами в прежних публикациях (см.
Вестник Международного института антиквариата ASG «Мир искусств» №4 (08) 2014, стр. 188 - 193). Однако мы включили описания двух предметов, созданных в Жьене в XIX столетии, и дополнили их изображениями клейм мануфактуры.
Подставка
Франция, Жьен, вторая половина XIX в.
Фаянс; полихромная роспись 25*25 см
БСИИ ASG, инв. № 11-4137
Описание: Подставка на четырех ножках. Украшена ренессансными мотивами в стиле урбинской майолики по темно-синему фону: амурами, тритонами и рогами изобилия. Подобный гротесковый орнамент ввел в майоличную живопись Орацио Фонтана - один из самых влиятельных мастеров гончарного искусства в Италии XVI столетия.
Клеймо на обороте: схематизированный герб города Жьен - замок и картуш с надписью
Провенанс приобретена во Франции на аукционе Feггi, 07.11.2013.
МАНУФАКТУРА ЖАКОБА ПЕТИ (JACOB PETIT)
Мануфактура была основана в XIX веке Жакобом Мардоше (18 июня 1797, Париж - 5 декабря 1868), прозванным «Жакоб Пети» («Jacob Petit»). В среде современников Пети продукция его мануфактуры не пользовалась большой популярностью, считаясь образцом плохого вкуса. Сегодня этот фарфор ценится особенно высоко за его самобытность и богатую
полихромию. Жакоб обучался рисунку в мастерской Антуана Жана Гро (1771 - 1835). Со временем он начинает увлекаться фарфором и в 1822 году поступает работать на Севрскую фарфоровую мануфактуру. Далее он совершает путешествие по Европе (Италия, Швейцария, Германия, Голландия и Англия), дабы усовершенствовать свое мастерство и обучиться новым технологиям в сфере фарфорового производства. Вернувшись во Францию в 1830 - 1831 годах ,он опубликовал сборник образцов
декора интерьеров с иллюстрациями мебели, ваз, канделябров, люстр, каминов, часов, зеркал и т.д. Сборник этот имел большой успех. В это же время Пети открывает фарфоровое производство в Фонтенбло, где работали 80 рабочих, и мастерскую в Париже в 1863 году (улица, на которой находилась мастерская, теперь называется Пара-ди). Однако их коммерческий успех был недолог, и в 1848 году Пети обанкротился.
За короткий период своего существования мануфактура произвела большое количество предметов фарфора самого разнообразного назначения: посуда, вазы, чашки, флаконы для духов, курильницы, чернильницы, пресс-папье, чаши, часы, предметы освещения, облицовки для каминов и многое другое. Их декор, выполненный в традициях искусства Историзма, обращается практически ко всем большим стилям прошлого: готика, ренессанс, барокко, неоклассицизм и даже к экзотическому
арабскому и китайскому искусству. Однако самым популярным стилем на протяжении всего времени оставалось Рококо, а также имитации саксонского фарфора с превалированием голубого, ярко-зеленого, розового и желтого цветов. И если в XIX веке колорит Пети считался излишне ярким и броским, то теперь он рассматривается как образец тонкого вкуса и свидетельствует о жизнерадостности их создателя. Здесь чистые оттенки и редкие по красоте цвета откровенно противостоят друг другу в бесконечных комбинациях. Их матовая или глянцевая фактура, переливаясь, создает изысканное мерцание, и при этом имитация тканей, драгоценных камней, шкур животных, листьев, лепестков цветов и коры деревьев выглядит очень реалистично.
Примечательным типом продукции мануфактуры Жакоба Пети являются флаконы для духов, рассчитанные на семейные пары. Флаконы эти выполнялись в виде фигур мужчины и женщины в костюмах разных эпох и национальностей (шотландцы, испанцы, средневековые дамы и кавалеры, турки, китайцы, индейцы и проч.).
Использовались здесь и сложные необычные технологии золочения, а также создание тонких фарфоровых имитаций корзинного плетения из прутьев. Продукция мануфактуры маркировалась монограммой «|Р».
В 1834 году Пети участвовал в многочисленных выставках, где был не единожды награжден. В 1839 году его продукция была удостоена бронзовой награды с формулировкой «за неисчерпаемую фантазию и высокую квалификацию рабочих».
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФАРФОР
Приблизительно в IV—VII веках н.э. в Китае, в результате постепенного развития керамического производства, впервые произвели фарфор - твердый, прочный, белый и прозрачный материал. Основными ингредиентами его были - каолин и петунсе — местная разновидность
Ваза на постаменте
Франция, Авон, Мануфактура
Жакоба Пети, XIX в.
Фарфор; зеленое крытьё, по-
лихромная роспись, золочение
54*28,5*18,5 см
БСИИ ASG, инв. № 11-2352
Описание: Ваза на постаменте с богатым растительным декором. По-лихромные росписи и золоченые рельефные части в рокайльном стиле покрывают всю поверхность вазы и постамента. В центре — медальон с галантной сценой.
На основании вазы — клеймо с инициалами владельца мануфактуры Жа-коба Пети: «]Р».
Провенанс: приобретена во Франции на аукционе
Vincent Wapler, 12.10.2011.
Кружка с крышкой Китай (колониальное производство), XVIII в. Фарфор; полихромная роспись, золочение Высота 17 см, 0 9 см БСИИ ASG, инв. № 11-3325 (24)
Описание: Кружка с крышкой, украшенная полихромными жанровыми сценами с китайцами на фоне пейзажа. Сцены обрамлены золочеными узорами с завитками.
Провенанс: приобретена во Франции на аукционе Fraysse & Associes, 10.10.2012.
Экспертное заключение: Denis DERVIEUX, Paris.
полевого шпата. Эти виды сырья долгое время были известны как китайская глина и китайский камень. И сегодня на многих языках мира слово «фарфор» звучит как «China» («Китай»). Тугоплавкий каолин сохранял форму изделия во время обжига, а полевой шпат обеспечивал естественное глазурование.
Самые древние предметы из фарфора не декорировались, исключая довольно редкие случаи насечного орнамента, - так высоко ценились чистые формы фарфора. В начале эпохи династии Мин (1368 - 1644) в моду вошла посуда с росписью из окиси кобальта. Глазури для фарфора создавались на основе окислов металлов. Синий цвет давала после обжига окись кобальта, красный - окись железа, белый - окислы сурьмы, мышьяка или олова, цинка, черный - окислы иридия, серый - платины, желтый - двуокись титана или окись марганца, зеленый - окись хрома или меди. Закрепляли глазурь по-
вторным обжигом изделий в так называемой муфельной печи при температуре около +900°, так как краски (кроме кобальта) при более высокой температуре выгорают. Роспись кобальтом наносилась по сырой глине, после чего изделие
обжигалось и глазуровалось одновременно.
На протяжении многих веков китайский фарфор служил предметом вывоза в страны Дальнего и Ближнего Востока. Старинный фарфор, который можно встретить в Сиаме,
Пара ваз Китай, XIX в.
Кантонский фарфор; полихромная роспись «famille rose»; золоченая бронза, чеканка 42*29,5 см
БСИИ ASG, инв. № П-3696 (1, 2)
Описание: Пара ваз из кантонского фарфора с полихромным декором в виде батальных и дворцовых сцен в резервах, обрамленных цветочным и ветвевидным орнаментом. Основания в виде сплетенных растительных элементов и ручки в форме драконов выполнены из золоченой бронзы.
Кантонским фарфором называют керамику, производившуюся в Китае на экспорт в XVIII -ХХ столетиях. Как правило, изделия изготавливались и обжигались в Цзиндэчжэне, а декорировались в Кантоне (Гуанчжоу).
Парные вазы из Большого собрания изящных искусств ASG относятся к так называемому кантонскому «розовому семейству», легко узнаваемому направлению росписи фарфора, появившемуся в XIX веке в городе Кантон.
«Розовое семейство» (фр. «Famille rose») - одна из разновидностей полихромных китайских росписей, появившаяся в XVIII веке. Во многом распространение гаммы «розового семейства» было вызвано «европеизацией» вкусов китайской знати и императорского двора. Контакты с европейцами к XVIII веку привели как к восприятию китайцами европейской эстетики, так и к моде на «китайщину» в Европе. Работая на западный рынок, китайские гончары стали использовать многоцветные расписные техники с преобладанием розового цвета. В целом гамма строилась на сочетании ярко-розового, желтого и зеленого цветов. Основными темами росписи были классические сцены из китайской литературы и отвлеченные фантазийные композиции, изображающие жизнь при дворе, орнаменты с цветами, фруктами, растениями и т.д.
Провенанс: приобретены во Франции на аукционе Versailles Encheres, 6.06.2013.
Пара ваз
Китай, начало XIX в.
Кантонский фарфор; полихромная роспись «famille verte»; золоченая бронза, чеканка 72,5*28 см
БСИИ ASG, инв. № 11-4119 (1, 2)
Описание: Пара ваз из кантонского фарфора с полихромным декором в виде пейзажей и дворцовых сцен. Боковые ручки выполнены в виде стилизованных ящериц, основания с растительным декором - из золоченой бронзы.
Провенанс: приобретены во Франции на аукционе Hotel Des Ventes Harmonie Patrimoine, 12.11.2013.
Персии и Индии, — исключительно китайского происхождения.
Каждый год в Китае на нужды императорского дворца производили десятки тысяч тарелок, блюд и чашек. Из фарфора изготовлялись столы, скамьи, беседки и музыкальные инструменты. В первой четверти XV столетия в Нанкине была построена т.н. Фарфоровая башня — восьмигранная 78-метровая пагода храма Баоэнь из белого «фарфорового» кирпича (храм уничтожен тайпинами в 1856 году).
Единичные предметы китайского фарфора попадали в Европу с купцами и крестоносцами, но первыми массово ввозить фарфор стали португальцы, которые открыли и освоили морской путь в Индию и
Юго-Восточную Азию (в 1508 году на португальских кораблях прибыла первая крупная партия фарфора). Название фарфора — рогсе11ап — было дано этому материалу вследствие его сходства с блестящей внутренностью морской раковины. Итальянские рыбаки называли бело-розовые раковины «рогсе11о» («свинка», «поросенок»). Впоследствии, в своих опытах по изготовлению фарфора итальянцы пытались (неудачно) использовать раковины, измельчая их и смешивая с водой.
В начале XVII века китайский фарфор в Европу стала ввозить голландская Ост-Индская компания. Падение династии Мин сопровождалось восстанием, охватившим всю страну, и в начале
правления династии Цинь (1644 -1912) голландцам пришлось возить основные партии фарфора из Японии. Производство было налажено вновь и пережило расцвет во время правления императоров Канси (1662 - 1722), Юнчжэна (1723 - 1735) и Цяньлуна (1736 -1795). Из Цзиндэчжэня, который за этот период вырос в несколько раз, фарфор отправлялся в Кантон, где художники украшали готовые изделия цветной росписью.
В эпоху императора Канси сложилась своеобразная цветовая палитра для росписи фарфора, в которой главенствующее положение занимал густой и насыщенный зеленый цвет; другие использовавшиеся цвета - красный, желтый, фиолетовый и прозрачный голубой - были значительно тоньше и легче. Такое цветовое сочетание в Европе получило название «famille verte», «зеленое семейство». Существовали также изделия палитры «famille noire» - с сияющим черным фоном, «famille jaune» - с желтым. Для внутреннего рынка производился фарфор с монохромной росписью темно-красной краской на медной основе - такая глазурь называлась «sang-de-boeuf» («бычья кровь»). Характерной палитрой двух последующих правлений была «famille rose» («розовое семейство») с доминированием розового цвета, очень ценившаяся в Европе.
Идя навстречу пожеланиям иностранных заказчиков, китайские
Кашпо или аквариум для комнатных рыбок Китай, начало ХХ в. Фарфор; роспись кобальтом; дерево
Высота 35,5 см (без подставки
31 см), 0 36,5 см
БСИИ ASG, инв. № 11-4121
Описание: Кашпо (аквариум для комнатных рыбок) на резной деревянной подставке, украшенное изображениями собак фо (небесных львов из китайской мифологии) и четырехлистников.
Провенанс: приобретено во Франции на аукционе Hotel des Ventes Harmonie Patrimoine, 12.11.2013.
Парные вазы Франция, Лимож, конец XIX в.
Фарфор, полихромная роспись, золочение 26^13,5 см
БСИИ ASG, инв. № 113284 (1, 2)
«
Описание: Парные вазы с крышками, украшенные изображениями павлинов и цветочных гирлянд в японском стиле КаИетоп по белому фону. На туловах по персиковому фону - золоченые рисунки и стилизованные иероглифы.
На основании клеймо Лиможской мануфактуры.
Провенанс: приобретены во Франции на аукционе Вауеих Епс1ле^ Saгl, 15.07.2012.
Керосиновая лампа Франция, Байе (Нормандия), XIX в. Фарфор; полихромная роспись; металл, чеканка 28хЮ см
БСИИ ASG, инв. № П-3925
Описание: Керосиновая лампа. Тулово украшено цветочным декором в стиле имари в красно-сине-белой гамме. Имари (арита) - род японской керамики, отличающийся ярким, сочным и контрастным колоритом.
Провенанс: приобретена во Франции на аукционе Kahn-Dumousset, 23.10.2013. Экспертное заключение: Cyrille Froissart, Paris.
художники вводят в роспись фарфора новые цвета, используют в качестве основы изображений гравюры, присланные из Европы. Заказы принимаются и из стран Ближнего Востока, Средней Азии, Монголии, Тибета. Однако в XIX веке Китай теряет занимавшееся им ранее положение главного поставщика фарфора на мировой рынок. К этому времени фарфоровая продукция других государств свободно конкурировала по качеству с китайской.
В соседней с Китаем Японии производство фарфора было налажено сравнительно поздно - в конце XVI - начале XVII веков. К этому времени среди японской знати распространилась мода на изысканные чайные церемонии. В 1592 году в связи с вторжением японских войск в Корею, являвшуюся вассалом империи Мин, Китай прекратил официальную торговлю с Японией. Но в ходе войны японскими самураями были угнаны в плен целые поселения корейских гончаров, которые сыграли важную роль в развитии керамического производства Японии. В 1616 году на острове Кюсю в районе селения Арита были открыты залежи каолиновой глины. Через несколько лет Арита стала центром изготовления фарфора на экспорт.
Готовая продукция вывозилась в Нагасаки через порт Имари, название которого со временем стало обозначать сами фарфоровые изделия. Первые известные образцы в стиле какиэмон попали в Европу не позднее 1696 года.
Мастер Сакайда Кидзайэмон (1596 - 1666) работал в Арита с 1644 года. Считается, что он придумал новый для росписи фарфора мотив с изображением парных плодов хурмы ярко-красного цвета (каки), отчего сам мастер и его потомки получили родовое прозвание «Какиэмон». Сакайда Какиэмон и его два сына (всего насчитывается двенадцать поколений мастеров этой семьи) выработали стиль по-лихромной росписи, рассчитанной на вкусы европейских потребителей. Экспорт этих изделий особенно возрос во второй четверти XVIII
века, когда цинский Китай временно приостановил торговлю с европейскими странами. Новый подъем поставок фарфора имари в Европу случился после того, как Китай потерпел поражение в Опиумных войнах и вступил в затяжной период гражданских войн.
Стиль японского экспортного фарфора оказал значительное влияние на декор европейских изделий. В Большом собрании изящных искусств ASG нет вещей из Японии, но представлены стилизованные под продукцию имари изделия французских фарфоровых заводов. В частности, парные вазы из Лимо-
жа украшены персиковым фоном с условными золочеными иероглифами. Резервы с золотыми обводками расписаны цветочными гирляндами и павлинами. Изображения довольно условны и декоративны, что соответствует духу восточной росписи: павлин едва превосходит по размеру раскрывшийся бутон розы, на одной ветке растут цветы разных видов, цветочные стебли причудливо извиваются. В подражании японскому декору была выполнена и красно-сине-белая цветочная композиция на керосиновой лампе, созданной вдали от востока на северо-западе Франции.
Сервировка на одну персону Австрия, мануфактура Пиркенхам-мер, конец XIX в.
Фарфор; полихромная роспись, золочение
Супница с крышкой: 27,5*32 см Поддон супницы: 0 26 см Большая ваза на ножке: 15,5*25 см Малая ваза на ножке: 7,5*23 см Чаши для бульона 6*8 см Тарелки 0 21,5 см Тарелки для салата 11,5*21,5 см Тарелки 0 20,5 см Большие тарелки 0 24,5 см Суповые тарелки 0 24,5 см Чаши для овощей: 9,5*22,5 см Овальные блюда: 15*24,5 см, Блюдца под бульонницы: 0 15,5 см БСИИ ASG, инв. № 11-3448 (1- 128)
МАНУФАКТУРА ПИРКЕНХАММЕР (PIRKENHAMMER)
На выставке будет представлена и сервировка на одну персону австрийским фарфором, произведенным на мануфактуре Пиркенхам-мер в конце XIX века.
Пиркенхаммер — одна из известнейших европейских фабрик по изготовлению фарфора, созданная в Богемии, провинции Австро-Венгерской империи в 1803 году. Данная мануфактура снабжала столовыми сервизами и личными туалетными принадлежностями императора Франца Иосифа I. Все они ныне хранятся в Музее императрицы Сиси в Вене. На Венской ярмарке 1835 года мануфактура получи-
ла бронзовую медаль за качество продукции и золотую медаль в 1839 году. Фабрика, в основном, специализировалась на изготовлении столовых сервизов, а наиболее популярными декоративными мотивами здесь были пейзажи, городские виды и цветочные мотивы. Клейма в виде двух скрещенных молотов на изделиях фабрики Пир-кенхаммер ставились лишь в период с 1945 по 1990 годы.
Сервиз из Большого собрания изящных искусств ASG состоит из 128 предметов — это супницы, вазы, чаши для овощей, тарелки и бульоницы. На чашах стоит герб бывших владельцев сервиза семьи Ипсиланти с княжеской короной и
девизом: «Борьба за твою Веру и твою Родину» («Combats pour ta Foi et ta Patrie»).
Княгиня Елизавета Ипсиланти (1834 - 1898) являлась племянницей героев войны за независимость в Греции и родственницей князей Молдавии и Валахии. Фарфоровый сервиз, созданный по ее заказу, вполне соответствовал вкусам императорского двора Вены эпохи правления Елизаветы, больше известной как Сиси. В первую очередь, это выражается через строгие и лаконичные золотые обрамления предметов сервиза на белом фоне, прекрасно сочетающиеся с изображениями полихромно-го герба с короной.