Научная статья на тему 'Итого деятельности службы ПМСП города Астаны за 2005-2010 годы'

Итого деятельности службы ПМСП города Астаны за 2005-2010 годы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А К. Сегизбаева, А К. Касымова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итого деятельности службы ПМСП города Астаны за 2005-2010 годы»

дением правил группы, сглаживание острых углов во время дискуссии, помощь новичкам в преодолении скованности. Особое место мы отводим крупномасштабным психологическим акциям. Например, в апреле текущего года мы провели акцию на территории МЦЗ «Демеу» на тему: «Жизнь прекрасна». Мероприятие было организовано с целью улучшения эмоционального состояния участников акции, повышение компетентности педагогов и психологов в области профилактики суицидального поведения, повышение компетентности учеников, студентов в области оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной ситуации. Модераторами акции выступили волонтеры, которые прошли специальное обучение и имеют опыт работы по принципу: «Равный равному».

Еще одним действенным методом реабилитации подростков является арт-терапия. Что же это такое? Арт-терапия - метод лечения при помощи художественного творчества. Это один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Важнейшее преимущество арт-терапии заключается в том, что искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную, травмирующую ситуацию и найти ее разрешение. И все благодаря тому, что творчество - одна из трансформирующих сил, направленных на преодоление страха и тревоги - чувств, возникающих в связи с внутренним экзистенциальным конфликтом.

Итак, подведем итог. Сегодня нам удалось обозначить основные факторы, способствующие возникновению суицидальных настроений у подростков, а также обозначить основные методы профилактики данного явления и реабилитации лиц, переживших подобную ситуацию.

В заключение статьи мне бы хотелось сказать следующее: подростки - это люди, которым довольно часто уделяется очень мало внимания, хотя в данный момент жизни им более всего требуется ненавязчивая, дружеская помощь и забота взрослых, а также их поддержка и понимание. Давайте не будем забывать об этом.

Суицид сактандырусындагы жастар денсаульщ орталыктарыныц кызмет

Д.С. Байсеркина

Ма^алада суицидтщ алдын-алудагы Жастар денсаулы^ орталы^тарыньщ ролы жайында айтылган. «Демеу» жастар денсаулыщ орталыгындагы жасeсшрiмдерге элеуметлк-психологиялык кемек керсету ^ызметшщ т8жiрбиесi туралы керсеттген

The role of youth center in the prevention of suicide

D.S. Baiserkina

This article about the role of youth health center in the prevention of suicide. In the youth health center 'Demeu' suggests for teenagers the experience of services of social-psychological help.

ИТОГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ПМСП ГОРОДА АСТАНЫ ЗА 2005-2010 ГОДЫ

А. К. Сегизбаева, А. К. Касымова ГККП « Городская поликлиника №8» г. Астаны

В Казахстане, в Алматы более 30-лет назад состоялась конференция Всемирной организации здравоохранения и Детского фонда ООН ЮНИСЕФ, где 136 стран мира во главе с Министрами здравоохранения подписали Декларацию ВОЗ по ПМСП, благодаря которой, впервые в истории право человека на здоровье получило безусловное признание всеми государствами мира.

В этой связи, роль и значение первичной медико-санитарной помощи, как сферы первого контакта отдельных лиц, семьи и общины с национальной системой здравоохранения становится важной частью непрерывного процесса охраны здоровья народа.

За прошедшие годы деятельность медицинских организаций ПМСП города была направлена на:

• реализацию мероприятий Государственной и региональной программ реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы[1];

• достижение целевых показателей Меморандума, заключенного между Акимом города, Министром здравоохранения РК и Правительством РК;

• реализацию мероприятий Послания Президента, поручений Правительства Республики Казахстан.

Реализация Государственной Программы осуществлялась в Астане на основе комплексной оценке реальной экономической и социальной обстановки города, соответствующей положениям Государственной программы реформирования и развития здравоохранения.

В системе здравоохранения г. Астаны за последние годы прореживаются положительные

демографические тенденции. Численность населения столицы с 2005 года выросла на 143000 человек и составила 693500 человек, в том числе мужчин 48,7% (332873), женщин 51,3% (351066), женщин фертильного возраста 33,1 (226384), детей до 14 лет - 22,4% (153071). [3],[4]

За период с 2005 года показатель рождаемости вырос в 1,5 раза и по итогам 2010 года составил 25,02%о (2005 г. - 16,8%о)(2008 г. РК - 22,75%о). Более чем на 30% снизилась общая смертность (6,7%о в 2005 году до 5,1% в 2010 году) (2008 г. РК - 9,74%). Соответственно, почти в 2 раза вырос показатель естественного прироста (2005 год - 10,1%; 2010 год - 19,2%)(2008 г. РК - 13,01%). [3],[4]

Одним из основных показателей конкурентоспособности страны является уровень средней продолжительности жизни, который в Астане по сравнению с другими регионами Республики Казахстан самый высокий. За последние 5 лет показатель поднялся с 70,7 до 72,8 лет (2008 г. РК - 67,1).

В своем ежегодном Послании Президент Республики обращает внимание на проблему улучшения здоровья женщин и детей и на улучшение репродуктивного здоровья, как будущего нашей страны.

За последние 5 лет показатель материнской смертности снизился в 7 раз (в 2005 году 43,6), а по итогам 2010 года составил 6,1 на 100 тысяч родившихся живыми против ожидаемого показателя 41,0 по Меморандуму. [3],[4]

За 2005-2010 гг. отмечается снижение показателя младенческой смертности с 15,2 до 8,9 на 1000 родившихся живыми при ожидаемом показателе младенческой смертности по Меморандуму 20,0 [3][4].

Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) является основным звеном здравоохранения столицы. На сегодня в Астане первичную медико-санитарную помощь населению оказывают 13 организаций ПМСП, которые в основном осуществляют деятельность в государственной форме собственности.

Первичная медико-санитарная помощь на сегодня оказывается участковыми терапевтами и педиатрами, врачами общей практики, штатная численность которых составляет более 380, в том числе более 90 врачей общей практики, а также медицинскими сестрами участковой службы и общей практики. При этом укомплектованность физическим лицами составляет всего 76%, что естественно создает дополнительные нагрузки на специалистов ПМСП и влияет на качество предоставляемых медицинских услуг.

Реализация Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы позволила провести целенаправленные мероприятия по развитию и реформированию первичной медико-санитарной помощи:

1) укреплена материально-техническая база организаций ПМСП, уровень оснащенности составляет- 82 %, введено в строй 4 новых объекта ПМСП;

2) на сегодняшний день реализован первый этап работы по повсеместному внедрению общей врачебной практики. В городе функционирует 90 участков ВОП. Удельный вес жителей, обслуживаемых на таких участках, увеличился в 1,5 раза и составил 25% от общей численности населения.

3) с вводом в строй в 2007 году 4 новых АПК, все поликлиники города работают по смешанному принципу обслуживания взрослого и детского населения, что позволило увеличить доступность ПМСП [2]

На сегодня самой большой проблемой в организации оказания ПМСП в городе Астане остается несоответствие мощности данных организаций фактическим потребностям населения в амбулаторно-поликлинических услугах. Суммарная проектная мощность имеющихся амбулаторно-поликлинических организаций (поликлиники и ЦПМСП) составляет 3623 посещения в смену и расчитана на численность населения 370000. Фактически все они работают с перегрузкой в 1,8 раза.

Дефицит мощностей составляет 4855 посещений в смену, т.е. к имеющимся 8 требуется еще 7 поликлиник. В 2012 году запланирован ввод 3-х поликлиник общей мощностью 1500 посещений в смену.

2012г. Поликлиника в районе левобережья на 500 посещений в смену

Поликлиника м-не Юго-Восток мощностью на 500 посещений в смену

2012г. Поликлиника в районе улиц Алматинская-Жамбыла-Сейфуллина на 500 посещений в смену

Всего Суммарная мощность вводимых поликлиник 1500 посещений в смену

Дальнейшей реформирование и развитие ПМСП получило свое логическое продолжение в утвержденной Указом Президента РК Государственной программе «Саламаты ^аза^стан» на 20112015 годы, предусматривающей формирование эффективной системы здравоохранения, основанной на приоритетном развитии социально ориентированной модели ПМСП [2].

Государственная программа, стратегический План развития Министерства на 2011-2015 годы здравоохранения ставит целью увеличить количество услуг оказываемых врачами общей практики путем достижения к 2015 году 50 -ти % замещения врачей участковой службы врачами общей практики.

Поэтапно будут реализовываться меры по развитию конкуренции путем предоставления возможности изменения статуса государственных организаций и реорганизации их в государственные

предприятия на праве хозяйственного ведения, что позволит усилить их самостоятельность в принятии управленческих решений, финансирования, решении вопросов кадрового обеспечения и в целом повысить экономическую эффективность деятельности медицинских организаций.

Совершенствуется нормативная правовая база:

1) пересмотрено положение о деятельности организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь с совершенствованием организационной структуры поликлиники, функциональных обязанностей средних медицинских работников, социальных работников психологов (приказ МЗРК от 5 января 2011 года № 7);

2) усовершенствованы штатные нормативы амбулаторно-поликлинических организаций, предусматривающие внедрение социального работника, психолога в организациях ПМСП (приказ МЗРК от 5 января 2011 года № 10);

3) штатными нормативами амбулаторно-поликлинических организаций пересмотрено соотношение врачей и среднего медицинского персонала.

В целях развития общей врачебной практики и делегирования части полномочий от врача к медицинским сестрам, соотношений врачей ПМСП и медицинских сестер будет доведено до соотношения 1:3 для службы общей практики и 1:2 для участковой службы;

4) приняты нормативные правовые акты по внедрению механизмов повышения мотивации медицинского персонала через обучение и выплату «стимулирующей» части за конечные результаты труда путем внедрения дополнительного компонента к тарифу ПМСП (приказ МЗРК от 6 января 2011 года № 14 «О внедрении дополнительного компонента к тарифу ПМСП»)

В 2010 году Единая Национальная система здравоохранения реализовалась в амбулаторно-поликлиническом секторе через оказание стационарозамещающей медицинской помощи в условиях дневных стационаров и стационаров на дому.

Функционирование дневных стационаров в организациях ПМСП позволяет перенести акцент со стационарного лечения отдельных групп больных на лечение в условиях поликлиник в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. В 2010 году общее количество коек в дневных стационарах ПМСП составило - 148, на которых пролечено более 20 тысяч больных, что выше в 10 раз, чем в 2005 году (2069 больных).

В рамках ЕНСЗ свое дальнейшее развитие и совершенствование получает ЕИСЗ, в виде «Регистра прикрепленного населения» (РПН). Преимуществами создания системы «Регистра прикрепленного населения» являются прозрачность процесса, достоверность и оперативность обработки данных.

Приоритетное развитие организаций ПМСП невозможно без соответствующего подкрепления соответствующим финансированием. Необходимо отметить, что выделение бюджетных средств на здравоохранение по годам растет преимущественно за счет местного бюджета. С 2005 года объем выделенных финансовых средств вырос в 6 раз: с 372 млн.тенге до 2 млрд. 205 млн. тенге в 2011 году. [3],[4]

С 2005 года по настоящее время, в оплате медицинских услуг используется подушевое финансирование. За последние 5 лет стоимость подушевого норматива увеличилась в 4,5 раза. С целью повышения качества оказания лечебно - профилактической помощи населению на первичном уровне в 2011 году амбулаторно-поликлиническом секторе в рамках ЕНСЗ за счет средств республиканского бюджета произведено выравнивание размеров подушевого норматива и внедрение стимулирующей части подушевого норматива на уровне ПМСП.

Увеличение тарифа подушевого норматива реально обозначает приоритет ПМСП и позволяет усилить профилактическую направленность и социальную ориентированность ПМСП, за счет введения дополнительных должностей (участковые медицинские сестры, социальные работники, психологи). Важной особенностью расходования средств, полученных за счет стимулирующего компонента, является то, что они направляются на стимулирование труда работника и повышение его квалификации. Кроме того, включение стимулирующего компонента подушевого норматива, ориентированного на достижение конечных результатов - индикаторов задач, позволит обеспечить мотивированный труд всех медицинских работников, вовлеченных в ПМСП. По итогам первого квартала 2011 года каждый специалист ПМСП в зависимости от достигнутых целевых индикаторов дополнительно получил надбавку к заработной плате в среднем до 100 тысяч тенге.

В целях смещения акцента с затратной стационарной медицинской помощи на уровень ПМСП с 2005 года за счет средств республиканского и местного бюджета осуществляются мероприятия по бесплатному лекарственному обеспечению отдельных категорий населения на уровне ПМСП в соответствии с утвержденными перечнями заболеваний. Ежегодно нарастает выделение финансовых средств на лекарственное обеспечение. Только за прошедший год гарантированный объем оказания лекарственной помощи составил 1,3 млрд. тенге за счет местного бюджета. Обеспеченность населения лекарственными средствами на бесплатной и льготной основе составляет 93%.

Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, и лишь на 10% - от состояния системы здравоохранения в стране. Каждый чело-

век, ответственно относящийся к своему здоровью и своему будущему, должен знать и принимать активное участие в прохождении профилактических осмотров.

Скрининг-исследования являются одним из основополагающих принципов раннего выявления заболеваний. Одной из целей скрининг-исследований является выявление факторов риска возникновения социально значимых заболеваний, с проведением последующего динамического наблюдения и оздоровления групп риска, что позволит снизить первичную заболеваемость.

Скрининги на раннее выявление болезней системы кровообращения (артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца), составляющие в структуре смертности населения Казахстана более 50%, а также предопухолевых и опухолевых заболеваний молочной железы, шейки матки, занимающие 2 и 3 ранговые места в структуре злокачественных новообразований среди женского населения были внедрены с 2008 года.

Проведение скрининговых осмотров позволило выявить у каждого десятого обследованного первичную патологию сердечно-сосудистой системы, у каждого девятого старше 35 лет - недиагно-стированный ранее повышенный уровень сахара крови.

Маммографический скрининг позволил добиться выявления рака молочной железы 1-11 стадии в 70,7% случаев.

Значительно расширился перечень заболеваний, по которым проводятся исследования населения на раннее выявление болезней. Так, помимо осмотров на раннее выявление онкопатологии и болезней системы кровообращения с 1 января 2011 года проводятся скрининговые осмотры на раннее выявление заболеваний слуха и гепатитов В и С среди детей, сахарного диабета и глаукомы среди взрослого населения. Международный опыт показывает, что внедрение долгосрочных скрининговых программ и, в первую очередь - на уровне первичной медицинской помощи, позволяют добиться в течение 15-20 лет снижения смертности от данных заболеваний почти в 2 раза.

С целью повышения доступности медицинской помощи для населения, проживающего на окраинах города, до конца года будут функционировать 2 передвижных медицинских комплекса, оснащенных необходимым медицинским оборудованием и укомплектованные бригадами врачей.

Вместе с тем, реализация поставленных целей и задач Государственной программы невозможна без:

1) увеличения количества врачей по специальности «Общая врачебная практика»;

2) усиления роли и потенциала среднего медицинского персонала, что позволит освободить врача от несвойственных ему функций;

3) создания позитивного профессионального имиджа и улучшения качества медицинских услуг в соответствии с международными требованиями;

4) организации и внедрения института социальных работников в систему здравоохранения;

5) совершенствования протоколов и стандартов оказания ПМСП на основе принципов доказательной медицины;

5) внедрения системы управления качеством медицинской помощи;

6)укрепления материально-технической базы амбулаторно-поликлинических организаций, оказывающих ПМСП;

7)совершенствования механизмов амбулаторного лекарственного обеспечения.

Данные меры позволят уделить больше внимания решению медико-социальных проблем астан-чан и повысить качество предоставляемых медицинских услуг.

Литература

1. Государственная и региональная программа реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы, г. Астана,2004 г. стр. 4

2. Государственная программа развития здравоохранения РК «Саламаты ^аза^стан» на 2011-2015 годы, г. Астана,2010г. стр. 6

3. Здоровье населения и деятельность организаций здравоохранения г. Астаны в 2005-2006 годах (статистический сборник) г. Астана,2007г. стр. 2-4. Здоровье населения и деятельность организаций здравоохранения г. Астаны в 2007-2008 годах (статистический сборник) г. Астана,2009г. стр 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.