Казначейское исполнение
бюджета
ИТОГИ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В 2007 г. И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НА 2008 г.*
19 февраля 2008г. в конференц-зале Минфина России прошло расширенное заседание Коллегии Федерального казначейства с повесткой «Об итогах работы Федерального казначейства в 2007г. и основных задачах на 2008 г.». С основным докладом выступил руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин. В работе Коллегии приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ - министр финансов РФ А. Л. Кудрин, руководящие работники центрального аппарата Федерального казначейства, руководители управлений Федерального казначейства по Самарской, Ивановской, Рязанской, Ростовской, Ульяновской, Тверской областей.
Бюджетный учет и формирование бюджетной отчетности
Формирование отчетности об исполнении федерального бюджета и отчетности об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2007 г. осуществлялось в соответствии с нормативными актами — Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н, и Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от21.01.2005 № 5н.
С этой целью:
а) в части утверждения бюджетной отчетности за 2005 г. Федеральным законом «Об исполнении федерального бюджета за 2005 год» от 09.04.2007 № 41-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 16.03.2007, одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 30.03.2007) был утвержден Отчет об исполнении федерального бюджета за 2005г.;
б) в части формирования бюджетной отчетности за 2006 г.:
• с февраля по апрель 2007 г. Федеральным казначейством проведена работа по принятию,
* Окончание. Начало см. в журнале БИНО, 2008, № 5.
проверке и своду годовой бюджетной отчетности за 2006г., представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, и по составлению на их основе и отчетности Федерального казначейства консолидированной годовой бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2006 г.;
• в соответствии с приказом Минфина России от 08.06.2006 № 87н «Об утверждении форм ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета, представляемой в Правительство Российской Федерации» представлена в Минфин России для последующего представления в Правительство годовая отчетность Российской Федерации, как публично-правового образования отражением информации о кассовом исполнении федерального бюджета и состоянии ее активов и обязательств, а также Пояснительная записка, содержащая анализ исполнения федерального бюджета за 2006 г.;
• сформирована и представлена в Минфин России отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2006г.;
• подготовлено обзорное письмо Федеральным казначейством от 25.12.2006 № 42-7.1-15/2.4517, по результатам анализа представленной
годовой отчетности за 2005 г. и за 9 месяцев
2006 г. главными распорядителями средств федерального бюджета Российской Федерации и рекомендации по устранению выявленных недостатков при предоставлении годовой бухгалтерской отчетности 2006 г.;
• оказывалась консультативная помощь и проводились разъяснения по порядку составления и представления бюджетной отчетности в Центральный банк РФ, а также проведен анализ представления бюджетной отчетности за 2006 г. и по его результату было направлено письмо в Минобороны России (письма Федерального казначейства от 04.04.2007 № 42-2.4-06/43 и от 12.04.2007 № 42-2.4-06/50);
• сформирована и представлена в Минфин России отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2006 г.;
• сформирована и представлена в Международный валютный фонд отчетность по статистике государственных финансов, отражающая показатели кассового исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые показатели о состоянии активов и обязательств сектора государственного управления за2006 г.; подготовлено обзорное письмо Федерального казначейства «О результатах приемки годовой отчетности от финансовых органов субъектов Российской Федерации и органов управления государственными внебюджетными фондов за 2006 год» от 04.07.2007 № 42-7.1-15/2.1-243, содержащее результаты анализа представленной за 2006 г. годовой отчетности финансовыми органами субъектов РФ и органов управления государственными внебюджетными фондами с выявленными типовыми ошибками по отражению в бюджетном учете и отчетности операций по движению активов и обязательств публично-правовых образований и методов их устранения с целью недопущения таковых в бюджетной отчетности
2007 г.;
в) в части методического обеспечения бюджетного учета и отчетности в 2007 г. с целью формирования качественной бюджетной отчетности
Федеральным казначейством:
• организовано и проведено Всероссийское совещание со специалистами управлений Федерального казначейства (далее — УФК) и финансовых органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации бюджетного учета и составления отчетности
(г. Волгоград, УФК по Волгоградской области 3 — 7 сентября 2007 г.);
• подготовлено и направлено в адрес главных распорядителей средств федерального бюджета, управлений федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов совместное письмо Минфина России и Федерального казначейства «О представлении квартальной и месячной бюджетной отчетности в 2007 году в Федеральное казначейство» (письмо Минфина России от 14.02. 2007г. № 02-14-13/336); подготовлены для главных распорядителей средств федерального бюджета:
• приказ Федерального казначейства от 21.12.2006. № 14н «О сроках представления сводной квартальной и годовой бюджетной отчетности главными распорядителями средств федерального бюджета и иными получателями средств федерального бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2007 год»;
• разъяснения «Об особенностях составления и представления годовой отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета за 2007 год» (письмо Федерального казначейства от 18.12.2007. № 42-7.1-15/2.4-418) в целях подготовки и совершенствования бюджетной отчетности по исполнению федерального бюджета за 2007 г.;
подготовлены для финансовых органов субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов:
• разъяснения по порядку составления и представления годовой отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда за 2007 г. (письмо от 17.12.2007 № 42-2.1-06/41, согласовано с Минфином России);
• контрольные соотношения между взаимосвязанными показателями форм к годовой бюджетной отчетности за 2007 г. (письмо от 18.12.2007 № 42-7.1-15/2.1-419); подготовлены для территориальных органов Федерального казначейства:
• письмо о сокращении сроков представления бюджетной отчетности в Федеральное казначейство (от 13.08.2007 № 42-2.6-10/389);
• письмо о представлении ежедневной оперативной информации по возмещению налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (от01.10.2007 № 42-2.6-10/442);
• разъяснения об особенностях составления и представления управлениями Федерального казначейства по субъектам РФ бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в Федеральное казначейство в целях реализации Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 24.08.2007 № 72н (письмо от21.12.2007 № 42-7.1-15/2.6-430);
• измененная форма Отчета об использовании субсидий (субвенций), предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта РФ и местным бюджетам, которая позволяет иметь информацию об остатках субсидий (субвенций), переданных из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ (местный бюджет), контроль за использованием которых возложен на органы Федерального казначейства в соответствии с Федеральным законом о бюджете на соответствующий год (письмо от 12.12.2007 №42-7.1-15/2.6-413);
• совместное письмо с Минфином России о порядке осуществления операций по передаче бюджетного учреждения из одного бюджета в другой и отражение их в бюджетном учете (от 14.09.2007№ 02-14-13/2354 и № 42-7.1-15/2.6352);
• сокращены сроки представления в финансовые органы субъектов РФ и местных бюджетов Отчета о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0521423), формируемого органами Федерального казначейства, до 5-го рабочего дня, вместо 10-го (письмо от 11.04. 2007 № 42-7.115/2.6-135);
• установлено представление в финансовые органы субъектов РФ и местных бюджетов Сводного отчета о кассовых поступлениях и выбытиях органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета ф. 0521455 (письмо от 11.04.2007 № 42-7.1-15/2.6-135). Специалистами Федерального казначейства регулярно подготавливались и направлялись разъяснения, согласованные с Минфином России, на запросы, поступившие в адрес Федерального казначейства по вопросам бюджетного учетаи отчетности, атакже осуществлялись консультации по применению:
Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н;
Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 24.08.2007 № 72н;
бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 08.12.2006 № 168н;
бюджетной отчетности за соответствующие периоды на сайте Федерального казначейства и методические материалы, обеспечивающие ее формирование, а также ответы на запросы;
г) в части бюджетного учета и отчетности средств федерального бюджета в Центральном аппарате Федерального казначейства:
• осуществлялся учет операций со средствами федерального бюджета в российских рублях и иностранных валютах на счетах Центрального аппарата Федерального казначейства в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету от 10.02. 2006 № 25н, в регистрах бюджетного учета (Сводный реестр поступлений и выбытий средств бюджета, Справка для учета внебанковских операций, Журнал по прочим операциям № 8, Главная книга, Ведомость учета невыясненных поступлений);
• осуществлялось ведение аналитического учета нефинансовых (связанных) кредитов по кодам бюджетной классификации Российской Федерации в целях контроля соответствия данных по государственному долгу и государственным финансовым активам в отчетности главных распорядителей средств федерального бюджета и отчетности Минфина России;
• предоставлялись в соответствии с приказом Минфина России от 16.12.2004 № 116н администраторам поступлений в федеральный бюджет в иностранной валюте выписки из Сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета, Извещения о дополнительных поступлениях с приложением копий платежных документов; управлениям Федерального казначейства, Федеральной налоговой службе — уведомления о поступлениях в иностранной валюте (направлено 460 уведомлений);
• в результате неоднократного обращения в Федеральную налоговую службу с целью определения принадлежности плательщиков к субъектам РФ задолженность федерального бюджета в части поступивших налогов в иностранной валюте в 2003 — 2006 гг. перед бюджетами субъектов РФ сократилась с 10 199,4 до 7 799,0тыс. руб.;
• проинвентаризированы все невыясненные поступления за 2005 — 2007 гг.: сумма невыясненных поступлений за 2005 г. сократилась на 16,9 млн руб., за 2006г. — на 33,7 млн руб., за 2007 г. уточнено невыясненных поступлений на сумму 690 млн руб. В результате сумма невыясненных поступлений за 2005 — 2007 гг. на 01.01.2008 составила 42,5 млнруб.;
• осуществлялось взаимодействие со Счетной палатой РФ в рамках Соглашения об информационном взаимодействии по предоставлению банковских выписок и платежных документов на бумажных носителях и в электронном виде, а также по устранению разногласий по актам проверки Отчета об исполнении федерального бюджета за 2007 г.;
• подготовлена на основании отчета об исполнении федерального бюджета за 2007 г. и передана в Минфин России информация о неиспользованных бюджетных ассигнованиях на конец финансового года для расчета и перечисления в Стабилизационный фонд РФ дополнительных доходов федерального бюджета;
• ежемесячно передавались сведения о фактических поступлениях в федеральный бюджет средств вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и налога на добычу полезных ископаемых (нефть) для расчета и перечисления в Стабилизационный фонд РФ дополнительных доходов федерального бюджета;
д) в части формирования бюджетной отчетности в 2007 г. по формированию отчетности об
исполнении федерального бюджета:
• осуществлялись прием, обработка, анализ и формирование ежемесячных отчетов об исполнении федерального бюджета от главных распорядителей средств федерального бюджета в части средств, исполненных через счета, открытые в кредитных организациях, и по некассовым операциям на 25-й день месяца, следующего за отчетным;
• осуществлялись прием, обработка, анализ и формирование ежеквартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета от главных распорядителей средств федерального бюджета на 35-й день месяца, следующего за отчетным;
• осуществлялись прием, проверка и свод квартальных сведений об исполнении судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, а также Пояснительной записки к ним (в соответствии с приказом Минфина России от 07.07.2005 № 84н) и представление в Минфин России;
• осуществлялся ежедневный прием оперативной информации о кассовом исполнении федерального бюджета от территориальных органов Федерального казначейства по субъектам РФ для формирования оперативного ежемесячного Отчета об исполнении федерального бюджета и представления его 4-го числа месяца, следующего за отчетным, в Минфин России;
• осуществлялись прием, обработка и анализ ежемесячной информации о кассовом исполнении федерального бюджета от территориальных органов Федерального казначейства по субъектам РФ для формирования ежемесячного отчета об исполнении федерального бюджета и представления его на 30-й день месяца, следующего за отчетным, в Минфин России;
• осуществлялись прием и анализ ежеквартальной отчетности о кассовом исполнении федерального бюджета от главных распорядителей средств федерального бюджета, от территориальных органов Федерального казначейства по субъектам РФ для формирования отчета об исполнении федерального бюджета, в том числе Пояснительной записки, и представления его на 35-й день месяца, следующего за отчетным, в Минфин России;
• ежемесячно и ежеквартально представлялись сведения об исполнении федерального бюджета, сведения о реализации приоритетных национальных проектов и сведения о реализации демографической программы в сроки — 29-й календарный день и 35-й календарный день соответственно (в соответствии с приказом Минфина России от 16.03.2007 № 268) в Минфин России;
• осуществлялись прием, проверка и свод квартальных сведений об исполнении судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, а также Пояснительной записки к ним (в соответствии с приказом Минфина России от 07.07.2005 № 84н) и представление в Минфин России; по формированию бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации:
• осуществлялись прием, обработка и анализ ежемесячных отчетов от финансовых органов субъектов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами для формирования ежемесячного отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов и представления его в Минфин России на 35-й день месяца, следующего за отчетным;
• осуществлялись прием, обработка и анализ ежеквартальной отчетности от финансовых органов субъектов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами для формирования ежеквартальной отчетности
06 исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов вместе с Пояснительной запиской и представления его в Минфин России на 40-й день месяца, следующего за отчетным.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов
По информации, полученной от управлений Федерального казначейства по субъектам РФ, по состоянию на 1 января 2008 г. на территории Российской Федерации насчитывалось 22 384 муниципальных образований, имеющих самостоятельный бюджет, из них:
13 747 муниципальных образований — 61,42% выбрали вариант с осуществлением органами Федерального казначейства функций кассового обслуживания исполнения местных бюджетов (с открытием и ведением лицевого счета финансового органа (уполномоченного органа) муниципального образования);
8 637 муниципальных образований — 38,58% выбрали вариант с передачей органам Федерального казначейства отдельных функций по исполнению местных бюджетов (с открытием лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и/или получателям средств муниципальных образований), из них:
7 508 муниципальных образований — 33,54% выбрали вариант с доведением до них объемов финансирования расходов (с открытием лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и/или получателям средств бюджетов муниципальных образований);
1 129 муниципальных образований — 5,04% выбрали вариант с доведением лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов (с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и/или получателям средств бюджетов муниципальных образований).
При этом по кассовому обслуживанию исполнения операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, бюджетными учреждениями субъектов РФ и муниципальных образований, в порядке, установленном приказом
Федерального казначейства от 30.12.2005 № 19н, подписано по состоянию на 1 января 2008 г.:
26 соглашений о проведении и учете операций со средствами, полученными из внебюджетных источников бюджетными учреждениями субъекта РФ;
4 593 соглашения о проведении и учете операций со средствами, полученными из внебюджетных источников бюджетными учреждениями муниципального образования.
Кроме того, органы Федерального казначейства осуществляют контроль за операциями с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субсидий и субвенций, в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), которые учитываются на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) в территориальных органах Федерального казначейства, в соответствии со ст. 52 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год».
В 2007 г. Федеральным казначейством организованы работы по внедрению прикладного программного обеспечения системы электронного документооборота (далее — СЭД) территориальных органов Федерального казначейства с другими участниками бюджетного процесса. В рамках указанных работ в 2007 г. было обеспечено внедрение автоматизированных рабочих мест (далее — АРМ) СЭД у следующих участников:
350 распорядителей и главных распорядителей средств бюджетов субъектов РФ;
5 770 получателей средств бюджетов субъектов
РФ;
710 администраторов поступлений бюджетов субъектов РФ;
2 050 финансовых органов местных бюджетов;
990 распорядителей и главных распорядителей средств местных бюджетов;
11 600 получателей средств местных бюджетов;
4 770 администраторов поступлений местных бюджетов.
Внутренний контроль и аудит
Одной их актуальных задач в рамках реализации системы мер по реформированию сектора государственного управления является совершенствование ведомственного контроля. В Федеральном казначействе этот процесс осуществляется на основе Концепции развития внутреннего контроля и аудита, утвержденной Федеральным казначейством в 2005 г.
Наличие в Федеральном казначействе функционирующей системы ведомственного контроля обусловлено необходимостью удовлетворения ряда основных потребностей:
• в бесперебойном и сбалансированном функционировании всех элементов трехуровневой организационной структуры ведомства для обеспечения задач и функций в установленной сфере деятельности;
• в своевременном выявлении и предупреждении рисков различной природы, возникающих в процессе функционирования Федерального казначейства, с целью осуществления необходимых превентивных мероприятий по минимизации вероятности наступления связанных с ними негативных последствий для деятельности ведомства и т. д.
Контрольные мероприятия осуществлялись Управлением внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства, отделами внутреннего контроля управлений Федерального казначейства по субъектам РФ, отделами внутреннего контроля отделений управлений Федерального казначейства по субъектам РФ в соответствии с утвержденными планами.
В ходе их выполнения в 2007 г. было осуществлено 1 198 комплексных контрольных мероприятий (в том числе Управлением внутреннего контроля и аудита — 28 комплексных проверок деятельности управлений Федерального казначейства по субъектам РФ, 24 проверки деятельности подведомственных им отделений и 3 тематические проверки в структурных подразделениях центрального аппарата Федерального казначейства).
Объектами проверок являлись все технологические процессы, осуществляемые в Федеральном казначействе, в том числе организация системы кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, исполнение смет доходов и расходов по гл. 100 «Федеральное казначейство», проведение мероприятий по защите конфиденциальной информации и т. п.
Важной задачей при осуществлении контрольной деятельности Федерального казначейства является обеспечение обратной связи с руководством проверенного субъекта, а также открытости результатов контрольной работы для заинтересованных лиц.
Реализации этой задачи способствуют созданные в центральном аппарате Федерального казначейства и во всех Управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации контрольные советы. На заседаниях соответствующих контрольных советов обсуждались результаты
проверок, вырабатывались практические меры, направленные на минимизацию рисков повторного возникновения выявленных нарушений.
В течение года, по мере проведения проверок деятельности территориальных органов Федерального казначейства, анализа результатов проверок Счетной палаты РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по вопросам деятельности Федерального казначейства, Управлением внутреннего контроля и аудита вносились необходимые дополнения в Программу комплексных проверок деятельности территориальных органов Федерального казначейства на 2007 г.
По результатам проведения контрольных мероприятий, проведенных управлениями Федерального казначейства по субъектам РФ в структурных подразделениях управлений и находящихся в их подчинении отделениях по вопросам соблюдения требований законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе, а также размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, осуществлен анализ представленной информации, на основании которого было подготовлено и направлено в территориальные органы Федерального казначейства соответствующее поручение о принятии исчерпывающих мер, направленных на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации.
В рамках Протокола о взаимодействии Счетной палаты РФ и Федерального казначейства по вопросам организации и проведения Счетной палатой РФ в Федеральном казначействе комплекса проверок исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год», а также отчета Правительства РФ об исполнении федерального бюджета по исполнению бюджета за 2006 г. Управлением внутреннего контроля и аудита была организована работа по рассмотрению Заключения Счетной палаты РФ по данному вопросу.
Важной составляющей в процессе реализации мероприятий ведомственного контроля является наличие высококвалифицированного персонала.
Федеральным казначейством, в рамках организации дистанционного обучения работников контрольных подразделений Федерального казначейства, была разработана учебная программа, охватывающая круг вопросов, связанных с их непосредственной деятельностью.
В 2007 г. в рамках обеспечения организации и развития системы внутреннего контроля и аудита, а также подготовки нормативных и методических документов Федеральным казначейством:
• подготовлено и проведено Всероссийское совещание территориальных органов Федерального казначейства на тему: «Проведение внутреннего контроля и аудита в территориальных органах Федерального казначейства» на базе УФК по Ленинградской области. На совещании были обсуждены вопросы методики анализа основных рисков в деятельности территориальных органов Федерального казначейства. Анализ материалов контрольных мероприятий позволил определить наиболее подверженные рискам направления деятельности территориальных органов Федерального казначейства и начать работу по выработке необходимого комплекса мер, направленных на их минимизацию;
• подготовлено и утверждено Положение об осуществлении технологического контроля проведения и учета операций по кассовым поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, рекомендуемое при проведении проверок деятельности территориального органа Федерального казначейства. Его применение позволяет сократить продолжительность проверки вышеуказанных аспектов деятельности, а также может быть использовано территориальными органами Федерального казначейства в текущем контроле;
• подготовлен проект Перечня возможных (основных) нарушений при осуществлении деятельности органа Федерального казначейства. Предполагается, что создание унифицированной и систематизированной аналитической базы нарушений, выявленных в результате проведения как внутреннего, так и внешнего контроля, повлияет на своевременное и качественное устранение причин возникновения нарушений;
• подготовлен и утвержден приказ Федерального казначейства «Об установлении форм и сроков представления отчетности о работе подразделений внутреннего контроля территориальных органов Федерального казначейства»;
• осуществлены мероприятия по совершенствованию прикладного программного обеспечения «Внутренний контроль и аудит Федерального казначейства»;
• подготовлена и утверждена Программа проверки деятельности территориального органа Федерального казначейства по обеспечению исполнения федерального бюджета и кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ (местных бюджетов) на 2008 г.
В 2008 г. Федеральным казначейством наряду с организацией и осуществлением контрольной деятельности будет продолжена работа по формированию нормативно-методической базы системы ведомственного контроля. Предстоит согласовать и утвердить следующие нормативные акты:
• Положение об организации и осуществлении внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах;
• Правила проведения внутреннего аудита в Федеральном казначействе и его территориальных органах.
Планируется разработать Перечень возможных (основных) нарушений при осуществлении деятельности органа Федерального казначейства и на его основе сформировать соответствующую электронную базу данных. Это позволит расширить аналитическую базу, характеризующую состояние реализации функций, выполняемых Федеральным казначейством в целом.
Кроме того, в 2008 г. будут разработаны проекты методических рекомендаций по осуществлению контроля по следующим направлениям деятельности:
• исполнение расходной части федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства;
• ведение бюджетного учета и составления бюджетной отчетности по исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ (местных бюджетов);
• указания по планированию деятельности структурных подразделений, осуществляющих функцию внутреннего контроля.
Будет продолжена практика повышения квалификации сотрудников контрольного аппарата ведомства не только по широкому кругу вопросов, связанных с их непосредственной деятельностью, но и анализу проблем развития сектора государственного управления, процессного моделирования, системы БОР. Составной частью этой работы будет организация и проведение ряда межрегиональных совещаний по вопросам внутреннего контроля.
Совершенствование нормативно-правового обеспечения процесса кассового обслуживания бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
В рамках совершенствования нормативно-правового обеспечения процесса кассового обслуживания бюджетов бюджетной системы РФ Федеральное казначейство принимало активное участие
в разработке Федерального закона от 26.04.2007 № 63-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 63-Ф3).
На основании изменений, внесенных Законом № 63-Ф3 в течение 2007 г., были разработаны проекты ряда нормативных правовых актов Минфина России:
• от 12.11.2007 № 101н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2002 № 142 «Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета»;
• от 12.11.2007 № 106н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.06.2001 № 46н «О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов»;
• от 12.11.2007 № 102н «О внесении изменений в приказ Минфина России от 10.06.2003 № 50н «Об утверждении порядка организации работы по доведению через территориальные органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета»;
• от 12.11.2007 № 103н «О внесении изменений в Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н»;
• от 12.11.2007 № 107н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.06.2004 № 57н «Об утверждении положения о порядке осуществления операций за счет средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное Федеральное казначейство бюджетным учреждениям, име-
ющим право на дополнительное бюджетное финансирование»;
• от 10.12.2007 № 124н «Об утверждении положения о порядке организации исполнения расходов федерального бюджета на оперативно-розыскную деятельность»;
• от 18.10.2007 № 91н «О внесении изменений в правила осуществления операций по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от21.09.2004 № 85н «О порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Федеральное казначейство приняло непосредственное участие в рассмотрении и согласовании следующих приказов Министерства финансов
Российской Федерации:
• от 12.11.2007 № 104н «Об общих требованиях взыскания остатков непогашенных кредитов, предоставленных из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов»;
• от 12.11.2007 №105н «О порядке приостановления (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в случае несоблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий их предоставления»;
• от 22.11.2007 № 114н «Об утверждении порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета)»;
• от20.11.2007№ 112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений»;
• от 30.10.2007 № 95н «Об утверждении порядка завершения исполнения федерального бюджета за 2007 год по расходам федерального бюджета и по погашению источников финансирования дефицита федерального бюджета»;
• от 26.11.2007 № 115н/314-П Минфина России и Центрального банка РФ «Положение о порядке завершения операций по счетам федерального бюджета 2007 года, открытым в подразделениях расчетной сети Банка России и кредитных организациях (филиалах)»;
• проекта приказа Минфина России «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление
налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации». Также были разработаны и утверждены приказы Федерального казначейства:
• от 26.09.2007 № 5н «О порядке ведения учета и осуществления хранения документов по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам получателей бюджетных средств»;
• от 09.11.2007 № 6н «О внесении изменений в приказ Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. № 1н «Об утверждении Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства». Федеральное казначейство в течение 2007 г.
приняло активное участие в разработке следующих
нормативных правовых актов:
• Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»;
• Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» и проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О фе-
деральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и2010 годов»; • постановление Правительства РФ от 14.11.2007 № 778 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Большая работа произведена по рассмотрению нормативных правовых актов Правительства РФ, разработанных в целях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» (в рамках реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» Федеральным казначейством принято участие в разработке 98 нормативных правовых актов (постановлений Правительства РФ, отраслевых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти), вся информация по данным актам нашла отражение на сайте Федерального казначейства и постоянно обновлялась в течение 2007 г.
Кроме того, сотрудники Федерального казначейства в течение 2007 г. регулярно принимали участие в селекторных совещаниях Федерального казначейства с руководителями управлений Федерального казначейства по субъектам РФ, разъясняя возникающие вопросы, а также межрегиональных семинарах-совещаниях.
В течение 2007 г. в рамках реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» были рассмотрены и даны заключения на 124 проекта постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также указов Президента РФ.