Научная статья на тему 'ИТОГИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ДЕСЯТИЛЕТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПИТЬЕВОМУ ВОДОСНАБЖЕНИЮ'

ИТОГИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ДЕСЯТИЛЕТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПИТЬЕВОМУ ВОДОСНАБЖЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИТОГИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ДЕСЯТИЛЕТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПИТЬЕВОМУ ВОДОСНАБЖЕНИЮ»

4. Дмитриев А. С. Физиология высшей нервной деятельности. — М„ 1974.

5. Котляр Б. И. Пластичность нервной системы. — М., 1986.

6. Методические рекомендации по использованию поведенческих реакций животных в токсикологических исследованиях для целей гигиенического нормирования. — Киев, 1980.

7. Правдин И. С. // Вопросы промышленной токсикологии. — М„ 1960.— С. 135—141.

^8. Руденко Л. П. Функциональная организация элемен-

Т тарных и сложных форм условнорефлекторной деятельности.— М., 1974.

9. Селиванова А. Т., Голиков С. //. Холинергические механизмы высшей нервной деятельности. — Л., 1975.

10. Шандала М. Г., Руднев М. И., Навакатикян М. А. // Гиг. и сан. — 1980. — № 6. — С. 43—47.

11. Ahlenius S., Archer Т. // Neurobiol. Curr. Сотр. Approaches. — 1985. — Vol. 50. — P. 329—343.

12. Alexeefi G. V.. Kilgore W. W. // J. Toxicol. Environm. Hlth. — 1983.—Vol. 11. —P. 569—581.

13. Buresova 0., Bures I., Oitzl M. S., Zahalka A. // Physiol. Behav. — 1985. — Vol. 34. — P. 1003—1005.

14. Bushness P. J., Bowman R. E. // Pharmac. Biochem. Behav. — 1979. — Vol. 10. — P. 733—742.

15. Cabe P. A., Tilson H. ¿.//Ibid.— 1978.—Vol. 9. — P. 133—136.

16. Cabe P. A., Eckcrman D. A. // Nervous System Toxicology. — New York, 1982.— P. 133—198.

17. Carter D. E., Eckerman D. A. // Science. — 1975. — Vol.

Щ 187.— P. 662—664.

18. Davis M. // Neural Mechanisms of Startle Behavior.— Baltimore, 1984. — P. 287—351.

19. Hoffman H. S„ Ison /. Я.//Physiol. Rev. — i980. — Vol. 87, —P. 175—189.

20. Hughes J. A.. Sparber S. B. // Pharmacol. Biochem. Behav.— 1978.— Vol. 8. — P. 365—375.

21. Ison J. R. Rosen A. /. // Phychopharmacologia. — 1967. — Vol. 10. — P. 4 17—425.

22. Morris R./l J. Neurosci. Meth. — 1984. — Vol. 11.— P. 47—60.

23. Nelson В. K.. Brightwell W. S. // Environm. Hlth Per-spect. — 1984.— Vol. 57. — P. 43—46.

24. Olton D. S, Samuelson R. /.//J. ezp. Psychol. Anim. Behav. Proc. — 1976. — Vol. 2. — P. 97—116.

25. Oversreet D. H. // Physiol. Psychol. — 1977. — Vol. 5. — P. 230—238.

26. Rech R. H. // Psychopharmacologia. — 1968. — Vol. 12. — P. 371—383.

27. Rice D. C. //Toxicol, appl. Pharmacol.— 1984,— Vol. 75.— P. 337—345.

28. Schiitz R. A., Schiitz M. Т. В.. Orsinger O. A., Inquier-do /.//Psychopharmacology. — 1979.—Vol. 63. — P. 289_292.

29. Shaywitz B. A., Golclenring J. R„ Wool R. S. // Neuro-behav. Toxicol. — 1970. — Vol. 1, —P. 41—47.

30. Stephens D. N.. Weidmann R.. Quartermain D., Sarter M. //Behav. Brain Res. — 1985. — Vol. 17. —P. 193—

202.

31. Tilson H. A., Harry G. /.//Nervous System Toxicology. — New York, 1982.— P. 1—28.

32. Walsh R. N., Cummins R. A. // Psvchol. Bull. — 1976. — Vol. 83. — P. 432—504.

33. tt^eiss G. Т., Davis M // Pharmacol. Biochem. Behav. — 1976.— Vol. 4, —P. 713—720.

34. Whishaw I. Q. 11 Physiol. Behav. — 1985. — Vol. 35. — P. 139—143.

35. Wolff D. L„ Yust A. HZ. Versuchstierk. — 1978. — Bd 20. — S. 88—94.

36. let lick //.//Fed. Proc. — 1982. — Vol. 42. — P. 3191— 3195.

Поступила 30.04.87

УДК 614.777:061.14(100)

10. А. Рахманин, В. В. Вашкова, Б. Б. Карочкин, А. М. Ракчеев

ИТОГИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ДЕСЯТИЛЕТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПИТЬЕВОМУ ВОДОСНАБЖЕНИЮ 1

НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва; ВНИИ со-- циальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко Минздрава СССР,

Ш Москва

Глобальный характер проблемы обеспечения населения, особенно развивающихся стран, безопасным питьевым водоснабжением и адекватными санитарными условиями послужил основанием для провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН периода 1981 —1990 гг. Международным десятилетием питьевого водоснабжения и санитарии (МДПВС).

Этому предшествовала конференция ООН по водным ресурсам в Мар-дель-Плата (Аргентина, 1977 г.), в которой ВОЗ приняла активное участие. План действий, одобренный на этой конференции, был рассмотрен 30-й сессией Ассамблеи авоохранения (1977 г.), генеральному директору ВОЗ предложено сотрудничать с государствами— членами ВОЗ в осуществлении мероприятий по обеспечению всех людей доброкачественной питьевой водой и необходимыми сани-

1 По материалам ВОЗ и работ, проведенных в СССР.

тарными условиями под лозунгом «Вода для всех к 1990 году», а также принять меры для оперативной оценки текущих программ.

С 1978 по 1984 г. ВОЗ наращивала усилия по выполнению намеченных мероприятий. В Программном бюджете организации, начиная с 1984 г., выделена самостоятельная программа «Коммунальное водоснабжение и санитария». Ассамблея здравоохранения и исполком ВОЗ неоднократно возвращались к обсуждению указанной проблемы, анализировали ход выполнения программ и принимали соответствующие резолюции и решения [1, 4, 9]. Так, 34-я сессия Ассамблеи здравоохранения отметила, что обеспечение населения доброкачественной питьевой водой и необходимыми санитарными условиями является такой же важной социальной задачей, как и борьба с голодом, безработицей и неграмотностью, а решение ее в рамках первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) должно спо-

собствовать укреплению здоровья как части глобальной стратегии достижения здоровья для всех к 2000 г. (ЗДВ/2000).

Было также подчеркнуто, что Десятилетие имеет важное значение для решения проблем здравоохранения не только развивающихся, но и развитых стран, с той лишь разницей, что в первых следует использовать менее сложные подходы, например такие, как введение простейших систем очистки и способов обеззараживания воды, а в развитых — методы очистки воды от химических и биологических загрязнений.

Наиболее широко вопрос о ходе выполнения ВОЗ;и государствами — членами ее мероприятий по МДПВС рассматривался 36-й сессией Ассамблеи здравоохранения (1983 г.), где было отмечено, что, несмотря на некоторые успехи и общее признание важности межсекторального сотрудничества, страны сталкиваются с трудностями в достижении целей Десятилетия, многие национальные и международные учреждения не приняли мер по внесению необходимых изменений в используемые ими подходы [7]. Поэтому Ассамблея призвала все заинтересованные стороны предпринять активные усилия для обеспечения прогресса в достижении целей Десятилетия, предложила государствам — Членам ВОЗ укреплять концепцию безопасного питьевого водоснабжения и санитарии в качестве важного компонента ПМСП и рекомендовала региональным комитетам проанализировать на своих сессиях ход работы по выполнению задач Десятилетия в свете региональных стратегий ЗДВ/2000, а также поддержать усилия стран по укреплению их деятельности в рамках Десятилетия.

Вслед за этим Программный комитет исполкома ВОЗ (ПКИ) в 1983 г. рассмотрел методологию проведения обзора и оценки программ организации, связанных с ПМСП, уделив особое внимание питьевому водоснабжению и основным санитарным условиям [2]. На этой основе генеральный директор ВОЗ представил следующему заседанию ПКИ в 1984 г. доклад, в котором были затронуты вопросы политики ВОЗ по осуществлению целей и основных задач Десятилетия, оценки ситуации в мире, роли и функций национальных министерств здравоохранения, а также значения деятельности ВОЗ в реализации национальных и международных программ обеспечения адекватного питьевого водоснабжения и санитарии в контексте выполнения стратегий достижения ЗДВ/2000, включающих основные элементы ПМСП [3].

Вопрос о вкладе Европейского региона в МДПВС неоднократно рассматривался на сессиях Европейского регионального комитета. При этом подчеркивалось, что решение проблемы сопряжено с трудностями, обусловленными ее масштабами и многопрофильностью, и возможно лишь при хорошо налаженном международном сотрудничестве, в том числе с ВОЗ и другими

международными (ПРООН, ЮНИСЕФ, Международный банк и др.), а также неправительственными организациями, оказывающими поддержку странам в области обеспечения населения доброкачественной питьевой водой и санитарными условиями [5, 6, 11].

На 39-й сессии Ассамблеи здравоохранения (1986 г.) генеральный директор ВОЗ представил доклад, целью которого был анализ хода работу в течение первой половины МДПВС и перепев тив до 1990 г. [8, 10]. Представленный обзор не только позволяет оценить опыт, накопленный за

5 лет работы, и внести необходимые изменения в программу на следующее пятилетие, но и преследует цель повысить внимание к нуждам населения сельских районов и городских окраин,усилить межсекторальное сотрудничество и координацию на международном и национальном уровнях, улучшить планирование служб водоснабжения и санитарии национальными органами здравоохранения, получить дополнительные финансовые средства из внутренних и внешних источников.

В докладе использована информация, полученная в 1980 г. от 87 и в 1983 г. от 94 государств — членов ВОЗ. Численность населения этих стр^ (исключая Китай) составляет более 80 % населения мира; в их число входит 25 государств, относящихся к категории наименее развитых. Состояние на конец 1985 г. основывалось на предположении, что работа будет идти теми же темпами, что и в первые три года Десятилетия.

Начало работ в рамках МДПВС характеризовалось в целом двумя особенностями: водоснабжение и санитарные условия в сельских районах были значительно хуже, чем в городских, а недостатки в области санитарии были более серьезными, чем в водоснабжении.

Намеченные странами цели по обеспечению уровня водоснабжения и санитарных условий дШ сельских и городских районов имеют различия. Так, по имеющимся данным, конечные и промежуточные цели установили 76 развивающихся стран, в том числе 22 наименее развитые, причем разброс охвата варьирует от 100 % к 1990 г. в 4 подсекторах — городского и сельского водоснабжения, городской и сельской санитарии — до менее чем 10 % в отношении только сельской санитарии.

Во многих странах отмечается необходимость корректировки целей с учетом полученных к середине Десятилетия результатов и других обстоятельств. Так, охват населения водоснабжением и необходимыми санитарными условиями в городском секторе вырос соответственно на 5^

6 % и составлял в целом 77 и 60 %, а в сельском — на 4 и 2 % и составлял 36 и 16 %• По оценкам ВОЗ, к середине Десятилетия охват населения развивающихся стран водоснабжением и санитарными условиями увеличился соответственно на 270 и 120 млн человек. Однако осуще-

ствить глобальную оценку достигнутых результатов и сделать выводы о положении в мире в целом оказалось сложно, поскольку некоторые страны не представили соответствующих данных, а имеющиеся сведения (в плане как охвата населения, так и качества обслуживания) значительно различаются в разных странах.

Начало проведения МДПВС совпало с началом экономического спада в мире, который затронул все развивающиеся страны. Однако даже с учетом этих неблагоприятных условий отмечается ряд важных достижений. Так, если в 1981 г. национальные планы по МДПВС были составлены лишь в 9 странах, то на конец 1985 г. более 70 стран разработали национальные планы Десятилетия или были близки к завершению их составления; 76 стран определили цели, а 77 стран сообщили об учреждении национальных комитетов действий или аналогичных механизмов для межведомственной и межсекторальной координации; существенные успехи достигнуты в координации деятельности внешних учреждений, оказывающих поддержку сектору водоснабжения и санитарии, на международном уровне; средства на программы увеличились, но не так, как предполагалось; страны стали отдавать предпочтение технологиям, позволяющим с максимальной рентабельностью использовать имеющиеся средства. К числу факторов, сдерживающих развитие программ, отнесены ограниченность финансовых средств; нехватка и недостаточная квалификация кадров; слабая эксплуатационная и ремонтная база; недостатки в снабжении, недостаточность организационных мероприятий; проблемы, связанные с процессом урбанизации; осуществление программы в условиях ухудшения демографической ситуации, стихийных бедствий и вооруженных конфликтов. . В целом делается вывод о том, что из-за большого числа переменных факторов глобальный прогноз до 1990 г. затруднен. Важнейшими факторами, которые должны быть учтены при определении перспектив на 1990 г., являются экономическое положение в мире и способность государств — членов ВОЗ мобилизовать ресурсы на уровне общин.

Если темпы работ по МДПВС сохранятся на прежнем уровне, то к концу Десятилетия адекватным снабжением питьевой водой будут обеспечены еще примерно 542 млн человек в развивающихся странах (исключая Китай), а санитарными условиями — 357 млн. Общая численность людей, охваченных водоснабжением, достигнет

^523 млн, при этом примерно 1236 млн по-преж-^му не будут иметь доступа к доброкачественной питьевой воде. Общая численность населения, располагающего необходимыми санитарными условиями, достигнет 950 млн человек, в то же время приблизительно 1809 млн человек все еще не будут иметь таких условий. В городских и сельских районах водоснабжением будут охва-

чены соответственно 55 и 45 %, а санитарными условиями — 69 и 31 % населения.

Эти данные показывают, что, несмотря на увеличение численности населения, охваченного водоснабжением, в 1990 г. такое же количество людей, что и в 1980 г., не будет иметь безопасной воды, а численность населения, не имеющего необходимых санитарных условий, даже увеличится. Диспропорция между охватом городского и сельского населения водоснабжением и санитарией сохранится.' В том же случае, если будут найдены средства для достижения целёй МДПВС, водоснабжением и санитарными условиями будут охвачены соответственно 1150 и 635 млн. человек, а 350 и 1340 млн останутся неохваченными.

Таким образом, на основе представленных данных делается вывод, что, если даже удастся привести осуществление национальных программ в соответствие с поставленными целями, не всё население планеты к 1990 г. будет иметь доступ к адекватному водоснабжению и санитарии, а следовательно, эта работа должна быть продолжена и после окончания Десятилетия.

Стратегией ВОЗ на Десятилетие определены следующие 6 основных областей деятельности: содействие осуществлению целей МДПВС; развитие национальных учреждений и людских ресурсов; обмен информацией и развитие технологий; мобилизация финансовых ресурсов; координация деятельности с другими учреждениями. В соответствии с этими направлениями региональные бюро ВОЗ проводят работу по приведению программы в большее соответствие с принципами ПМСП. При этом отмечается прогресс в таких секторах, как организация, руководство, финансирование и законодательство, контроль качества питьевой воды, мониторинг и выявление проблем. Однако темпы осуществления проектов оказались ниже ожидавшихся.

ВОЗ оказывала помощь государствам-членам всех регионов в подготовке кадров. Была разработана стратегия в области развития людски.Ч ресурсов и издано руководство по ее реализации.

Достигнуты успехи в области обмена информацией и развития технологий. Во всех регионах (кроме Африканского) созданы или специально выделены национальные учреждения для обработки информации и документации и (или) развития технологий. Штаб-квартира ВОЗ продолжает оказывать содействие Международному справочному центру по коммунальному водоснабжению и санитарии (Нидерланды) и удалению отходов (Швейцария). Руководящие принципы оценки работы и использования систем водоснабжения и санитарных сооружений были разработаны и уже используются в 15 странах.

ВОЗ установила тесное сотрудничество с рядом внешних учреждений по развитию для получения информации об их деятельности и мобиди-

зации дополнительных ресурсов на проведение мероприятий в рамках МДПВС. В 1983 г. был распространен «Каталог внешней помощи», содержащий информацию об учреждениях, оказывающих финансовую поддержку выполнению программы. По оценкам они ежегодно выделяют около 2500 млн долларов США на национальные мероприятия в рамках Десятилетия.

Ассигнования из регулярного бюджета ВОЗ на эту программу возросли за период с 1980—1981 по 1984—1985 г. более чем на 39 %, а запланированные расходы из регулярного бюджета на 1986—1987 гг. увеличились еще почти на 10 %. В 1980—1981 гг. 81 % всех ассигнований был направлен в регионы, а в 1986—1987 гг. процент их составил 87.

Для наиболее развитых из развивающихся стран подчеркнута необходимость изыскания дополнительных фондов, в основном из внутренних источников. Для менее развитых стран доля фондов, поступающих из внешних источников, будет по-прежнему иметь важное значение. Здесь перед ВОЗ . стоит проблема поддержания уровней капиталовложений и правильного их размещения.

В числе первоочередных задач последующего периода МДПВС отмечена необходимость усиления охраны источников питьевого водоснабжения и обеспечения соответствующих санитарных условий, а также улучшения санитарного просвещения с целью борьбы с распространением инфекционных болезней водного происхождения, расширения обслуживания населения городских окраин и сельских районов, развития межсекторального сотрудничества с усилением медицинских аспектов в национальных программах. Органы здравоохранения с учетом подходов ПМСП должны взять на себя ответственность за активное вовлечение населения в работу по осуществлению этих программ.

В заключение необходимо подчеркнуть, что ВОЗ на основе большого фактического материала проведен достаточно полный анализ и дана объективная оценка результатов работы организации и государств-членов за первое пятилетие МДПВС (1980—1985 гг.). Указанные выше трудности в решении проблемы питьевого водоснабжения и улучшения санитарных условий связаны не только с ее масштабами и много-профильностью, но и с ограниченными финансовыми средствами, нехваткой кадров и их недостаточной квалификацией, слабой эксплуатационной и ремонтной базой,-недостатками в снабжении, а также с ухудшением демографической ситуации, стихийными бедствиями и вооруженными конфликтами.

Отмечаются значительные различия в охвате населения и развитии служб водоснабжения и санитарии между странами с различным уровнем экономического развития, а также между городскими и сельскими районами в пределах

отдельных стран. Намечены перспективы развития программы по основным видам деятельности до 1990 г. и определены первоочередные задачи. Для успешного выполнения программ в наиболее развитых из развивающихся стран предлагается усилить мобилизацию средств из внутренних источников; в менее развитых странах стоит задача поддержания уровней капиталовложений из внешних источников и правилу ного их размещения.

В то же время анализ существующего положения показывает, что слабыми местами программы по-прежнему остаются межсекторальная координация и деятельность национальных органов здравоохранения, особенно на периферии. Недостаточное внимание уделяется также медико-санитарным аспектам программы, в частности развитию научных исследований в области гигиены водоснабжения, охраны водоисточников и санитарной очистки населенных мест; совершенствованию обмена информацией. Указанные выше трудности и недостатки могут серьезно осложнить выполнение планов МДПВС к 1990 г.

При рассмотрении хода работы по МДПВС на уставных форумах ВОЗ советская делегация всегда подчеркивала большое значение решента проблемы питьевого водоснабжения и улучшения основных санитарных условий для охраны здоровья населения и выполнения стратегии достижения ЗДВ/2000; обращала внимание на трудности, с которыми сталкивалась ВОЗ при решении стоящих перед ней задач, отмечала важность усиления медико-санитарных аспектов программы, дальнейшего развития научных исследований в этой области и совершенствования процесса обмена информацией.

В СССР в области хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствии с целями и задачами Десятилетия проводилась большая работа Л5 трех основных направлениях: 1) улучшение ^ ловий водоснабжения населенных мест и качества питьевой воды; 2) совершенствование санитарного законодательства и методических основ исследований по гигиеническому нормированию и санитарному контролю качества питьевой воды; 3) международное сотрудничество по оказанию помощи развивающимся странам в вопросах улучшения условий водоснабжения, гигиенической оценки и контроля качества питьевой воды, подготовки кадров, а также в направлении экспертной работы, двустороннего и многостороннего сотрудничества с развитыми странами по программам научных исследований, рекомендованных ВОЗ. ф

Благодаря постоянно принимаемым усилия^ -по улучшению водоснабжения населенных мест в настоящее время число водопроводов в стране приближается к 100 тыс., из них примерно в 97 % используются подземные водоисточники. Вместе с тем все еще имеет место ряд недостатков, из которых основными являются следующие: а) зна-

чительный процент проб воды, не отвечающих требованиям ГОСТа 2874—82 по бактериологическим (коли-индекс, общее число микробов) и физико-химическим (в основном общее солесо-держание и жесткость, рН, мутность, цветность, содержание хлоридов, сульфатов, железа, фтора) показателям, — соответственно 12 и 9%; б) неудовлетворительное санитарно-техническое состояние водопроводных сетей и сооружений: в Отдельных городах до 50 % водопроводных труб требуют замены, 13 % водопроводов не в полной мере удовлетворяют необходимым санитар-но-техническим требованиям, из них около 10 % не имеют зон санитарной охраны, 3 % — обеззараживающих установок, 1,7% — полного комплекса очистных сооружений; в) недостаточное использование современных эффективных методов обработки воды (например, сорбционно-окис-лительиых), а также приемов специальной обработки (фторирование, обезфторивание, обезже-лезивание, опреснение и др.); г) недостаточная обеспеченность водопроводами населенных мест, в результате чего эксплуатируется около 1 млн местных источников водоснабжения, имеющих более низкие показатели качества воды (количе-Лво нестандартных проб по бактериологическим показателям 24%, по физико-химическим — 20 %).

Таким образом, несмотря на значительные успехи в деле водоснабжения, проблема достаточного обеспечения населения доброкачественной питьевой водой, улучшения условий централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных мест так же, как и во многих других развитых странах, продолжает оставаться весьма актуальной и требующей дальнейших усилий по ее решению в соответствии с целью и задачами Десятилетия.

^По второму направлению прежде всего следует отметить подготовку (в 1984 г.) при участии советских специалистов трехтомника ВОЗ «Руководство по санитарному контролю качества питьевой воды» [12] и распространение среди стран-членов подготовленного в СССР и утвержденного ВОЗ (ЕТ/80.4) «Руководства по гигиеническим аспектам опреснения воды» [13]. Эти два международных документа содержат не только современные представления по организации водоснабжения населенных мест, но и ряд новых требований к качеству природных и получаемых искусственно (опресненных) питьевых вод.

Кроме того, в пашей стране за истекший период Десятилетия в ходе теоретических и методологических исследований впервые разработает научные основы гигиенической оценки и применения в практике водоснабжения различных реагентов (антинакипинов, антикоррозионных веществ), минерализующих и полимерных материалов; подходы к изучению влияния микробного, а также макро- и микроэлементного состава питьевой воды на здоровье населения, правил

выбора источников водоснабжения, ускоренных методов гигиенического нормирования содержания вредных веществ в воде. В работу санэпид-службы страны внедрено несколько десятков новых документов, в том числе такие, как ГОСТ 2874—82 «Вода питьевая» и ГОСТ 2761—84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора», Методические указания по применению и санитарному контролю за эксплуатацией электродиализных № 4044—85), обратноосмотических (№ 2261 — 80), ионообменных (№ 4045—85) опреснительных установок; гигиенической оценке полимерных материалов в водоснабжении (№ 2349—81); эпидемиологической оценке санитарно-гигиенических условий в целях профилактики кишечных инфекций (№ 28-6/20—86); проведению санитарно-бактериологического анализа воды с использованием индикаторных бумажных систем (№ 38— 87); изучению мутагенного (№ 4110—86), эмб-риотоксического (№ 2926—83) воздействия химических веществ, поступающих в организм с водой; Методические рекомендации по изучению роли водного фактора в заболеваемости населения вирусным гепатитом А (№ 28-6/17—86), гигиенической регламентации микробного загрязнения воды (№ 4116—86), использованию оро-сительно-обводнительных систем в качестве хозяйственно-питьевых водоисточников (№ 4101 — 86); «Положение о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения» (№ 2640—83) и др.

Отдельные из указанных выше научных разработок были внедрены на международном уровне по линии многостороннего сотрудничества стран—членов СЭВ. Разработано более 20 различных документов, наиболее важными из которых являются Методические рекомендации по гигиенической оценке полимерных материалов, предназначенных для применения в практике хо-зяйственно-питьевого водоснабжения (1986 г.), оценке аллергенного (1986 г.), гонадотоксическо-го (1986 г.), кожно-резорбтивного действия (1986 г.), химических загрязнений воды; методам этапного выбора приоритетных веществ в области гигиены воды и санитарной охраны водоемов (1986 г.), критериям ориентировочного выбора потенциально опасных химических загрязнений воды (1983 г.), общим требованиям к физическим и химическим методам анализа воды (1983 г.), методическим подходам к научному обоснованию допустимого уровня микробного загрязнения воды различных видов водопользования (1985 г.).

Непосредственное отношение к сотрудничеству по программе Десятилетия имеют международные проекты ВОЗ/ЮНЕП «Профилактика болезней путем санитарного контроля качества питьевой воды» и «Санитарный контроль каче-

ства питьевой воды», выполняемые для оказания помощи специалистам развивающихся стран в повышении их квалификации на основе использования неконвертируемой части добровольного взноса СССР в фонд программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). За истекший период базовой организацией данных проектов — НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сыси-на АМН СССР при активном участии Минздрава СССР, минздравов ряда союзных республик и ведущих гигиенических и медицинских учреждений страны проведено 5 семинаров (в Ереване— 1981, 1987 гг., Алма-Ате—1982 г., Ташкенте— 1985 г., Киеве— 1985 г.), в которых приняло участие около 100 специалистов из 50 развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки.

Значительные работы проведены и по такой форме международного сотрудничества, как рецензирование подготавливаемых ВОЗ документов. В этом плане в рамках Десятилетия в СССР подготовлены рецензии и предложения по 45 материалам, в том числе таким, как монография «Оценка канцерогенного риска химических препаратов. Галогенсодержащие углеводороды», Критерий-документ по ускоренному тестированию химических веществ, Международный доклад по гигиене воды, Руководство ВОЗ по контролю качества питьевой воды и др.

Получает развитие и такая форма международного сотрудничества, как оказание научно-технической помощи ряду развивающихся стран в улучшении условии водоснабжения, изучении и всесторонней гигиенической оценке источников и систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Так, например, сотрудниками НИИОКГ им. А. Н. Сысина АМН СССР в 1981 — 1985 гг. дана гигиеническая оценка подземных водоисточников в Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии и Народной Демократической Республике Йемен, изучена эффективность опреснения морской воды на обратноосмотической и дистилляционной установках; проведена гигиеническая оценка местных минерализующих материалов (известняков) месторождений Хатат, Ха-рава, Мукала, Коуз (НДРЙ), предназначенных для коррекции солевого состава питьевой опресненной воды; разработана стратегия улучшения водоснабжения столицы НДРЙ г. Адена на пер-

спективу до 2000 г. на основе подземных водоисточников и дистиллята мощных опреснительных установок, строящихся при техническом содействии Советского Союза на побережье Аденского залива Индийского океана.

Таким образом, советские специалисты придают большое значение осуществлению целей и задач Десятилетия ВОЗ по улучшению питьевого водоснабжения и санитарных условий жизн^ населения не только у себя в стране, но и в других странах в порядке оказания им помощи. Вместе с тем, несмотря на достигнутые успехи, развитие работ по улучшению водоснабжения и санитарных условий жизни населения требует дальнейших больших усилий, наиболее полная реализация которых позволит приблизиться к осуществлению цели ВОЗ—достижению здоровья для всех к 2000 г.

Литература

1. Документ ЕВ 72/6. "

2. Документ ЕВ 73/PC/WR/4.

3. Документ ЕВ 75/PC/WR/2.

4. Конференция ООН по водным ресурсам: выполнение Плана действий, принятого на конференции в Ма* дель-Плата. Документ EB63.R32.

5. Международное десятилетие питьевого водоснабжения и санитарии: Отчет о проделанной в Регионе работе: Документ EUR/RC31/9.

6. Международное десятилетие питьевого водоснабжения и санитарии: прогресс и препятствия: Документ EUR/ RC35/10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Международное десятилетие питьевого водоснабжения и санитарии. Доклад Генерального директора ВОЗ: Документ А36/5.

8. Международное десятилетие питьевого водоснабжения и санитарии. Обзор результатов пятилетней деятельности: Документ А39/11.

9. Сборник резолюций и решений Всемирной ассамблеи здравоохранения и Исполнительного комитета ВОЗ. — Женева, 1982. — Т. 2. Резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения 30.33; 31.11; 31.40; 33.17; 34.25; ЗбМ; 39.20.

10. Седьмой обзор состояния здравоохранения в мире: Документ А39/3.

11. Стратегия ВОЗ по достижению целей в рамках Международного десятилетия питьевого водоснабжения и санитарни в Европейском регионе ВОЗ: Документ EUR/RC33/13.

12. Guidelines for Drinking Water Quality: WHO. — Geneva, 1984.

13. Guidelines on Health Aspects of Water Desalination: WHO. — Geneva, ETS/80.4.

Поступила 22.02.88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.