УДК 628.11(103-6) СЭВ)
Г. И. Сидоренко, С. А. Селиверстов, В. В. Вашкова, 3. П. Григоревская
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗ
НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
В настоящее время почти во всех развивающихся странах осуществляются обширные программы по улучшению систем водоснабжения как в сельских, так и в городских районах [28]. При этом в деятельности ВОЗ в этой области постоянно отдавался приоритет программе улучшения коммунального водоснабжения, учрежденной еще в 1959 г. [27]. Уже в 1963 г. ВОЗ оказывала содействие в осуществлении мероприятий по этой программе в 82 странах мира.
В 1980 г. на специальном заседании 35-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН [13] было принято решение о проведении Международного десятилетия питьевого водоснабжения и санитарии (1981 —1990 гг.). Контроль за выполнением этой программы взяла на себя ВОЗ.
Как известно, основной задачей десятилетия является обеспечение всех жителей планеты безопасной питьевой водой к концу 1990 г. При этом городское население, которое предстоит охватить питьевым водоснабжением, только в развивающихся странах составляет приблизительно 280—290 млн. человек [16]. Около 750 млн. сельских жителей тоже нужно обеспечить питьевой водой. Следует заметить также, что за годы, оставшиеся до конца десятилетия, около 1000 млн. человек из населения развивающихся стран (не считая Китай) еще не обеспечены в достаточной мере питьевой водой [30]. Только из-за демографического роста нужно до конца 1990 г. обеспечить питьевым водоснабжением новый прирост населения в 250 млн. человек. Для того чтобы цели десятилетия были достигнуты, необходимо до 1990 г. еще 1300 млн. человек обеспечить доступ к питьевой воде (из них 900 млн. — сельские жители).
Анализ первой половины десятилетия показал, что государства — члены ВОЗ продемонстрировали готовность к решению поставленных задач [26]. Однако вследствие неуклонного'роста численности народонаселения, чтобы сохранить существующий уровень охвата населения питьевым водоснабжением (72 % в городах и 32 % в сельских районах), необходимо было обеспечить доступ к системам водоснабжения еще 123 млн. горожан и 38 млн. членам сельских общин. За первую половину десятилетия к безопасной питьевой воде получили доступ дополнительно 270 млн. человек, вследствие чего охват питьевым водоснабжением в городах составил уже 77%, а в сельских местностях — 36%. Несмотря на предпринятые меры, из-за
роста численности населения абсолютное число людей, не охваченных системами водоснабжения, осталось прежним. Кстати, на 39-й сессии ВОЗ также было признано, что если программы питьевого водоснабжения не будут расширяться, то к 1990 г. системами водоснабжения будет охвачено людей не больше, чем в начале десятилетия [19]. Иными словами, если национальные программы будут развиваться нынешними темпами до конца десятилетия, то 31 % населения развивающихся стран (кроме Китая) останутся без питьевой воды в 1990 г. [30]. Причем 75-—80 % населения будут составлять сельские жители.
Сложность выполнения программ десятилетия усугубляется также неодинаковыми природно-климатическими и социально-экономическими условиями в отдельных странах и регионах мира. Это особенно наглядно демонстрируют государства Африканского континента. В связи с засухой в городах и сельских районах Буркина Фасо вода стала редкостью [18]. В 1983 г. лишь 24 % сельского населения имели некоторый доступ к питьевой воде, а в городах этот показатель не превышал 35%. В результате осуществления национальной программы водоснабжения для деревень, начатой в 1984 г., было пробурено 1000 новых колодцев.
Исследования, проведенные в Замбии в 1984 г. [18], показали, что в целом по стране охват системами водоснабжения составляет 48%. При этом городские районы обеспечены этими системами примерно на 70%, а сельские— всего лишь на 30%.
В ИАР [12] доступ к безопасной питьевой воде имеют всего 22 % сельских жителей. В результате деятельности ВОЗ, ПРООН, ЮНИСЕФ и других организаций по плану обеспечения населения безопасной питьевой водой в ЙАР системами водоснабжения будет охвачено еще 1 млн. 350 тыс. жителей. Вместе с тем даже при 100% выполнении плана доступ к питьевой воде получат все же менее 40% членов сельских общин.
В Кении [6] в начале десятилетия проектом развития водных ресурсов в сельских районах предусматривалось обеспечение водой около 1 млн. людей. К середине десятилетия уже действовало более 1 тыс. оборудованных колодцев, снабжающих население чистой водой и ею пользовалось около четверти млн. человек.
В Тунисе [2] американской программой «Во-
доснабжение и санитария в целях охраны здоровья» был разработан национальный план водоснабжения и санитарии для сельских районов. В целом, по сообщению директора Африканского регионального бюро ВОЗ [17], лишь 31 % населения Африки охвачен питьевым водоснабжением. Это, по-видимому, объясняется тем, что в странах этого континента министерства здравоохранения редко занимаются вопросами водоснабжения [2], а ведомства, отвечающие за обеспечение питьевой водой населения сельских районов, не располагают достаточными материальными и техническими средствами.
Регион Юго-Восточной Азии [8, 16, 20, 25], занимая в 1981 г. одно из последних мест по охвату населения питьевым водоснабжением, в результате создания национальных координационных органов, программ и планов к настоящему времени достиг значительных успехов в области питьевого водоснабжения. И хотя имеется очевидный прогресс в деле реализации программы десятилетия, темпы ее практического осуществления все еще довольно медленные, как из-за нехватки внутренних ресурсов, так и вследствие недостаточной внешней помощи. К. 1990 г. системами водоснабжения в регионе будет охвачено лишь 126 млн. городских и 585 млн. сельских жителей.
В регионе Западной части Тихого океана [3, 24], как показал анализ достижений десятилетия, некоторым странам удалось добиться известного успеха в решении поставленных задач декады. Однако программы, осуществляемые в ее рамках, кое-где все же не оправдали ожиданий. В основном это объясняется как и в регионе Юго-Восточной Азии, нехваткой финансовых средств, недостатками в планировании проектов, отставанием развития технологической службы, ростом численности населения и т. д.
В западной Малайзии [1] питьевой водопроводной водой обеспечено лишь 60 % населения, из которого 90 % живут в городах. Больше половины сельских жителей вообще не имеют доступа к питьевой воде. Нехватку воды для питья усугубляют нерациональное использование водных ресурсов, вырубка лесов и мелиорация земель, сокращение водосборных площадей, промышленное загрязнение окружающей среды и т. д.
Сходная с западной Малайзией ситуация наблюдается и на Филиппинах [11], где в 1980 г., т. е. в самом начале десятилетия, 47 % населения не имели доступа к чистой питьевой воде. К 1984 г. питьевым водоснабжением было охвачено 80 % городских и 55,5 % сельских жителей. Следует особо подчеркнуть, что комплексная программа водоснабжения, которая осуществляется государством, основывается на концепции первичной медико-санитарной помощи.
В Американском регионе [14] осуществление совместного проекта ВОЗ/НОТР, в котором при-
няли участие Гаити, Боливия и Парагвай, началось в 1980 г. В 1982 г. к ним присоединился Гондурас. Следует заметить, что перед странами Латинской Америки и Карибского бассейна стоит задача обеспечения службами водоснабжения около 338 млн. горожан и примерно 147 млн. сельских жителей [10]. К концу 1982 г. в первых грех странах работа над проектом была близка к завершению, а в Гондурасе она была закончена в 1983 г. Этот проект с его методологией планирования использовали также Эквадор, Сальвадор и Гватемала.
В 1984 г. только 32% населения Гаити имели. доступ к питьевой воде (54 % в городах и 25% в сельской местности) [7]. Существует не менее 17 приоритетных проектов водоснабжения, предусматривающих улучшение водоснабжения сельских районов страны. В Гватемале [5] создана организация ЗАЯиСН, при содействии которой начато осуществление 14 проектов коммунального водоснабжения. В Гондурасе [14] национальным планом питьевого водоснабжения намечено осуществить 13 проектов. В Парагвае [10] один из проектов водоснабжения осуществляется при участии Национальной службы оздоровления окружающей среды, ПАОЗ, Всемирного банка и с привлечением средств местных жителей.
Следует особо отметить, что в рамках деятельности ВОЗ 25 стран из 4 регионов по соглашению с Немецкой организацией технического развития (НОТР) и Шведским агентством по международному развитию (СИДА) приняли участие в межрегиональном проекте по составлению планов на десятилетие [14]. Задача проекта заключается в предоставлении помощи странам в составлении национальных планов, определении очередности программ капиталовложений, составлении вспомогательных программ и т. д.
Десятилетие требует реализации широких программ подготовки специалистов, так как нехватка квалифицированных кадров, а также неэффективная их подготовка (формальное обучение) являются главными препятствиями па путях реализации программ питьевого водоснабжения [21]. В связи с этим ВОЗ вынуждена была подготовить «Руководство по развитию людских ресурсов». При этом ряд агенств двусторонней помощи и другие организации уже организовали семинары-брифинги с использованием этого руководства для сотрудников программы, ее консультантов и для национальных специалистов в данной области.
Важная роль принадлежит ВОЗ в подготовке кадров и создании организационной структуры [9]. В частности, достигнуто соглашение о проекте, направленном на укрепление организационных возможностей в области подготовки национальных кадров в Доминиканской Республике, Панаме и Центральной Америке. Согла-
шение было заключено с Межамериканским банком развития и Агентством технического сотрудничества ФРГ. Кроме того, Панамериканский центр санитарной техники и гигиены окружающей среды (СЕПИС) организовал проведение международного семинара в Бразилии по неучтенным потерям в системах водоснабжения. 50 участников из 10 стран Американского региона выработали стратегию предотвращения неоправданного расходования воды и заключили соглашение о межнациональном сотрудничестве в рамках системы центров.
В 1984 г. [23] в Куала-Лумпуре (столица Малайзии) Региональный центр ВОЗ для стран Западной части Тихого океана приступил к выполнению проекта, предусматривающего мобилизацию людских и финансовых ресурсов исключительно в целях поддержки задач десятилетия.
В период серьезных международных экономических затруднений широкое участие населения в мероприятиях десятилетия представляет собой единственную реальную возможность для значительного ускорения развития программ декады, особенно в сельских районах [18, 19]. Интересно упомянуть и такой факт, что, например, региональные комитеты в некоторых случаях уже принимают специальные резолюции, призывающие все страны интенсифицировать усилия по мобилизации населения для обеспечения его участия в разработке и эксплуатации систем водоснабжения, их технического обслуживания и поддержания [3].
Выполнение программ десятилетия [4, 10, 27, 28] требует ежегодных капиталовложений в сумме примерно 30 млн. долларов. Для обеспечения же всего населения земного шара безопасной питьевой водой ежегодно необходимо 60 млрд. долларов. Приблизительно 80 % затрат на реализацию отдельных проектов должно покрываться из национальных источников, а остальные расходы могут быть оплачены международным сообществом, главным образом ООН и ее некоторыми организациями (например, ПРООН, ЮНИСЕФ и др.). В финансировании ряда проектов принимают участие также Всемирный банк. Межамериканский банк развития, Панамериканская организация здравоохранения (ПАОЗ) и другие организации. По данным ПРООН и Всемирного банка, затраты на эксплуатацию сельских систем водоснабжения составляют примерно 30 % от общих годовых расходов.
В целом стоимость осуществления национальных мероприятий в рамках десятилетия оценивается в 200 млрд. долларов и, по имеющимся данным, таких инвестиций вряд ли можно ожидать [30]. Инвестиции должны втрое увеличиться в Африке, вдвое в странах Восточного Средиземноморья и наполовину в Латинской Америке.
Несмотря на значительные усилия, которые прилагает ВОЗ для реализации программ деся-
тилетия, некоторые стороны ее деятельности в области питьевого водоснабжения все же подвергаются критике. Так, на 38-й сессии ВОЗ ряд делегаций (СССР, США, Швейцарии и др.) указали, что ВОЗ не уделяет достаточного внимания развитию медико-санитарных аспектов программы коммунального водоснабжения и санитарии, особенно вопросам оценки качества воды, разработке гигиенических требований к очистке промышленных и сельскохозяйственных сточных вод [18]. Делегаты некоторых стран выразили также разочарование деятельностью ВОЗ по оказанию помощи государствам в оценке эффективности предпринятых усилий в области водоснабжения и санитарии в аспекте здравоохранения, а также в использовании полученной информации для принятия дальнейших ре- ^ шений. Высказывались замечания и по поводу \ финансовой политики ВОЗ, отсутствия общего взгляда ВОЗ на участие населения в реализации задач десятилетия, слишком медленного осуществления программ и т. д.
Вместе с тем [29] неудачи при осуществлении проектов и программ водоснабжения часто объясняются тремя серьезными причинами: отсутствием взаимопонимания между местным населением и лицами, ответственными за планирование; упором на расширение охвата населения, а не на бесперебойное функционирование и эксплуатацию оборудования; отсутствием эффективной поддержки населения, особенно после завершения проекта.
Основные элементы стратегии ВОЗ при выполнении второй половины десятилетия направлены на улучшение дву- и многостороннего международного сотрудничества, рационализацию оказываемой помощи, согласование развития программ водоснабжения и санитарии. При этом предусматривается их более тесное объеди- -ф. нение как между собой, так и с другими программами здравоохранения на основе интегрированного междисциплинарного подхода с принятием решений на местах. На национальном уровне ВОЗ предлагает ориентировать политику в области водоснабжения и планы действия на необходимость взаимодополняемости систем водоснабжения, санитарно-технических сооружений и удаления сточных вод. Первостепенное значение имеет подготовка кадров, которая должна проводиться с использованием опыта развитых стран. Чтобы добиться успеха при осуществлении проектов, лица, занимающиеся планированием, должны объединять усилия руководства и населения в поиске правильного сочетания технических и организационных аспектов.
При решении стратегических задач десятилетия особое внимание следует уделять сбалансированности программ между городом и' деревней, между водоснабжением и санитарным обеспечением. ВОЗ должна также действовать в направлении дополнительного выявления и моби- ,
лизации внутренних и внешних, финансовых и материальных ресурсов, стремиться к созданию адекватной тарифной системы, сокращению расходов за счет восстановления и усовершенствования имеющихся систем водоснабжения, улучшения их эксплуатации и технического обслуживания. ВОЗ должна предусматривать увеличение доли ресурсов, направляемых в беднейшие и наименее охваченные водоснабжением районы. Стратегия ВОЗ также предполагает контроль качества выполненных работ и эксплуатации уже завершенных систем водоснабжения, всяческое поощрение санитарного просвещения и пропаганды, другие многочисленные мероприятия [14—16, 19, 26, 29].
С момента официального провозглашения декады Советский Союз принял активное участие в выполнении ее программы.
Одним из первых шагов в этом направлении стало издание ВОЗ и распространение в развивающихся странах двух документов, подготовленных советскими специалистами: «Руководство по организации водоснабжения в сельских населенных пунктах» и «Руководство по оценке качества опресненной воды» [22].
Придавая большое значение вопросу подготовки кадров, специализированных в медико-биологических аспектах проблемы обеспечения населения доброкачественной питьевой водой, и имея уникальный опыт в данной области, СССР с 1981 г. начал работу по обучению специалистов из развивающихся стран [22]. Эта деятельность последовательно осуществляется в рамках международных проектов ЮНЕП/ВОЗ/СССР «Санитарный контроль за качеством питьевой воды», «Контроль качества питьевой воды в сельской местности» и «Межрегиональный семинар по гигиеническим проблемам контроля качества питьевой воды». В выполнении названных международных проектов принимают участие ведущие гигиенические учреждения страны, в первую очередь НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР (базовая научная организация по выполнению проектов), а также Центр международных проектов ГКНТ, на который возложены функции координации, организации и проведения всего комплекса мероприятий, предусмотренных программами деятельности проектов.
За период 1981—1982 гг. на территории СССР было проведено пять учебных семинаров, основная цель которых передать слушателям опыт советской гигиенической науки и санитарной практики в области обеспечения населения питьевой водой, безопасной в бактериологическом, безвредной в химическом и благоприятной в ор-ганолептическом отношениях, а также обучить их наиболее простым и эффективным приемам приготовления и контроля качества питьевой воды, соответствующих техническим и экономическим возможностям развивающихся стран.
На семинарах, организованных на территориях Казахской ССР (Алма-Ата, 1982), Узбекской ССР (Ташкент, 1985 г.), Украинской ССР (Киев, 1985 г.), Армянской ССР (Ереван, 1981, 1987 гг.), прошло обучение около 100 специалистов более чем из 50 стран Азии, Африки, Латинской Америки, Тихоокеанского региона и т.д.
К участию в работе семинаров были привлечены наиболее компетентные ученые Алма-Атинского медицинского института, Института эпидемиологии, микробиологии и инфекционных болезней Минздрава Казахской ССР, НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний Минздрава Узбекской ССР, НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева Минздрава Украинской ССР, НИИ общей гигиены и профзаболеваний им. Н. Б. Акопяна Минздрава Армянской ССР, Ереванского института усовершенствования врачей, ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимеров и пластических масс Минздрава СССР, I ММИ им. И. М. Сеченова, НИИ коммунального водоснабжения Академии коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова, Института водных проблем АН СССР, Байкальского института экологической токсикологии, а также представители практической санитарной службы из городских и областных санитарно-эпидемиологических станций республик.
С целью более широкого распространения советского опыта в развивающиеся страны теоретический курс семинаров, по инициативе ВОЗ, положен в основу коллективной монографии «Гигиенические критерии качества питьевой воды», которая к настоящему времени издана на английском и французском языках и разослана в страны, в которых проблема обеспечения населения питьевой водой, соответствующей медицинским критериям, остается нерешенной. Проектными соглашениями предусмотрено также издание монографии на испанском и русском языках.
Семинары, проведенные в СССР, получил» высокую оценку как со стороны слушателей из развивающихся стран, так и официальных представителей штаб-квартиры ВОЗ, принимавших в них участие.
Активно развивая медико-биологический компонент Международной декады ООН по водоснабжению и санитарии, Советский Союз содействует достижению ее главной цели — каждому жителю планеты к концу десятилетия доброкачественную воду в достаточном количестве.
Литература
1. Абрахам М. // Здоровье мира. — 1984. — № 11. — С. 6—7.
2. Айзли Раймонд Б. // Всемирный форум здравоохранения. — 1986. — Т. 6, № 3. — С. 16—22.
3. Анализ достижений Международного десятилетия питьевого водоснабжения и санитарии//Хроника ВОЗ.— 1986, —Т. 40. —№ 2, —С. 31—32.
4. Бануб Самир М. // Всемирный форум здравоохранения. — 1987. — Т. 7, № 1, —С. 79—80.
5. Берхорст К. //Там же,—1985.— Т. 5, № 4. — С. 76— 83.
6. Вуори Т. //Здоровье мира. — 1986. — № 12.— С. 22— 24.
7. Гаспар С. //Там же. — С. 10—12.
8. Гигиена окружающей среды//Хроника ВОЗ.— 1986.— Т. 40, № 2. — С. 26.
9. Доброкачественное водоснабжение и основная санитария.//Сессия ВОЗ, 38-я: Резолюции и решения.— Женева, 1986. —С. 159—160.
10. Дурак Хулио К. // Здоровье мира. — 1984. — № 11. — С. 8-9.
11. Империо Пабло Р. //Там же. — 1986. — № 12. — С. 9.
12. Козинский Ю. //Там же. — С. 13—15.
13. Литвинов И. И.. Вашкова В. В., Байбаков С. Н., Гри-горевская 3. П. // Гиг. и сан. — 1985. — № 3. — С. 50— 53.
14. Межгосударственная деятельность в рамках Десятилетия питьевого водоснабжения и санитария//Хроника ВОЗ,— 1984.— Т. 38, № 2. — С. 40—41.
15. Международное Десятилетне питьевого водоснабжения и санитарии//Там же.— 1986.— Т. 40, № 1, —С. 35— 36.
16. Международное Десятилетие питьевого водоснабжения и санитарии в странах Юго-Восточной Азии//Хроника ВОЗ,— 1984,—Т. 38, № 3. — С. 18—22; 25; 33.
17. Монекоссо Готлиб Л. //Здоровье мира. — 1986. — № 8. — С. 3-6.
18. Оздоровление окружающей среды. // Сессия ВОЗ, 38-я, протоколы Комитетов. — Женева, 1986. — С. 91—103; 112—127.
19. Питьевое водоснабжение и санитария — обзор результатов работы за 5 лет//Хроника ВОЗ.— 1986. — Т. 40, № 4.— С. 17—18.
20. Проблемы гигиены окружающей среды//Там же.— 1985. — Т. 39, № 2. — С. 33.
21. Руководство по управлению, планированию и подготовке кадров в области водоснабжения и санитарии // Там же, —№ 4. — С. 30—31.
22. Сидоренко Г. И. // Гиг. и сан. — 1982. — № 5. — С. 4—8.
23. Содействие оздоровлению окружающей среды//Хроника ВОЗ. — 1986. — Т. 40, № "2. — С. 42—43.
24. Стандарты питьевой воды//Там же.— 1985. — Т. 39.— № 2. — С. 37—38.
25. Стратегии выполнения Десятилетня водоснабжения в Юго-Восточной Азии // Здоровье мира. — 1984. — № 1.—
q 30_з]
26. Уоттерс Г. //Там же. — 1986. — № 12.— С. 27—29.
27. Хромов С. С. Проблема окружающей среды в деятельности ООН. — М„ 1984 — С. 154—163.
28. Эзри С. А., Фичем Р. Г., Хыоз Дж. М. //Ъюл. ВОЗ.—
1985. — Т. 63. — № 4. - С. 82—98.
29. Chandter С. Achieving success in Community waler supply and sanitation projette // Хроника ВОЗ. —
1986.— T. 40, № 5. —С. 41.
30. La decennie internationale de l'eau potable et de l'assainissement//Информ. бюл. ВОЗ. — 1987. — №47.
Поступила 08.09.87
УДК 614.774:5471-074
Я. М. Шевцов
ВНУТРИПОЧВЕННАЯ УТИЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ОТХОДОВ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
НИИ сельского хозяйства Центральных районов Нечерноземной зоны РСФСР НПО
«Подмосковье», Московская обл.
Продовольственной программой страны предусмотрено максимальное вовлечение в земледелие органических отходов, богатых биогенными элементами (С, N. Р, К, Са и др.), для воспроизводства плодородия и увеличения урожайности сельскохозяйственных культур.
По подсчетам автора, в стране ежегодно от животноводства и птицеводства образуется около 2425 млн. т органических отходов (50 % из них в полужидком и жидком виде), в которых содержится около 1200 млн. т углерода, 14 млн. т азота, 7,6 млн. т фосфора и 13,6 млн. т калия. Около 655 млн. т органических отходов ежегодно накапливается от населения и производств, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, с выходом углерода 250 млн. т, азота 4,3 млн. т, фосфора 3,2 млн. т и калия 3,1 млн. т.
Однако из этого огромного богатства органических веществ только малая доля биогенных элементов возвращается в почву. Например, по азоту возврат в почву с органическими удобрениями составляет 29%, а по фосфору — всего 35% [10]. Остальная часть (65—70 %) биогенных элементов теряется при очистке и обезвреживании отходов на очистных сооружениях,
вокруг ферм и комплексов, на мусорных свалках, а также при сбросе сточных вод в водоисточники после их очистки и смыве поверхностным стоком с полей, вызывая эвтрофика-цию воды и ее загрязнение.
Продовольственной программой страны предусмотрено к 1990 г. использовать 1,5 млрд. т органических удобрений, которые в какой-то мере покроют дефицит биогенных элементов и гумуса в пахотных почвах. Современная биологическая очистка малоэффективна. В результате ее применения в биологических очистных сооружениях большая часть биогенных элементов теряется и не возвращается в почву, остальная часть сбрасывается в водоемы, загрязняя их и окружающую среду, при этом полного обезвреживания от патогенной микрофлоры и тяжелых металлов не достигается [6]. Почва загрязняется промышленными, животноводческими и хо-зяйственно-бытовыми отходами. Ей наносится ощутимый экологический вред, создающий угрозу для жизни и здоровья человека. Загрязненная вода и воздух оказывают вредное воздействие на организм человека, животных и растения. Внесенные в почву органические отходы вредных произзодств изменяют почвенную сре-