ИТОГИ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА ПРОГРАММ РАЗВИТИя ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
А. Ю. Казаков, заведующий лабораторией социального партнерства ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово
В целях анализа, обобщения и распространения передового практического опыта по взаимодействию профессиональных образовательных организаций с организациями реального сектора экономики, направленного на совершенствование подготовки рабочих кадров и специалистов, в октябре 2015 г. — феврале 2016 г. проводился конкурс программ развития профессиональных образовательных организаций «Государственно-частное партнерство в профессиональном образовании».
Организаторами конкурса являются департамент образования и науки Кемеровской области, ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования».
Задачи конкурса:
- анализ существующего практического опыта взаимодействия профессиональных образовательных организаций с организациями реального сектора экономики;
- определение на основе экспертной оценки лучших программ развития профессиональных образовательных организаций «Государственно-частное партнерство в профессиональном образовании»;
- формирование фонда лучших программ и их распространение.
Для участия в конкурсе подали заявки и представили программы 20 профессиональных образовательных организаций Кемеровской области.
В состав жюри конкурса вошли представители департамента образования и науки Кемеровской области, ГБУ ДПО «КРИРПО», Кузбасской торгово-промышленной палаты.
Члены жюри отметили высокий уровень содержания программ развития профессиональных образовательных организаций «Государственно-частное партнерство в профессиональном образовании», представленных:
- ГПОУ «Кемеровский аграрный техникум» имени Г. П. Левина;
- ГПОУ «Новокузнецкий техникум пищевой промышленности»;
- ГПОУ «Сибирский политехнический техникум»;
- ГПОУ «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг».
Участники конкурса в программах старались отразить опыт и перспективы развития государственно-частного партнерства в профессиональном образовании по следующим основным направлениям:
- реализация профессиональных образовательных программ с участием социальных партнеров;
- обеспечение реализации образовательных программ квалифицированными педагогическими кадрами;
- развитие институтов общественного управления;
- развитие материально-технической и учебно-методической базы профессиональной образовательной организации;
- развитие целевого обучения;
- развитие системы независимой оценки качества подготовки выпускников;
- содействие трудоустройству выпускников и развитие профессиональной карьеры.
Представители Кузбасской торгово-промышленной палаты в ходе экспертизы программ, участвующих в конкурсе, акцентировали внимание на существующих механизмах, формах и методах, направленных на развитие системы независимой оценки качества подготовки выпускников с участием организаций-работодателей, а также на процедуре внешней оценки качества образовательных программ (в т. ч. на процедуре профессионально-общественной аккредитации).
Итоги конкурса были подведены и проанализированы на Международной научно-практической конференции «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект)», ко-
торая состоялась 17 марта 2016 г. в ГБУ ДПО «КРИРПО», в ходе работы круглого стола «Проблемы занятости молодежи».
По решению жюри победителями и призерами конкурса стали:
- ГПОУ «Березовский политехнический техникум» (директор — Наталья Борисовна Витрен-ко), занявшее 1-е место;
- ГПОУ «Новокузнецкий транспортно-техно-логический техникум» (директор — Александр Андреевич Косенков), занявшее 2-е место;
- ГКПОУ Томь-Усинский энерготранспортный техникум (директор — Анатолий Алексеевич Герниченко), занявшее 3-е место.
Программы, занявшие призовые места, будут включены в методические рекомендации «Разработка программ развития социального партнерства в профессиональных образовательных организациях» с целью распространения положительного опыта в системе профессионального образования Кемеровской области.
КОНКУРС «ЛУЧШИЙ СТАРОСТА» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИя ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСя
М. Н. Селиванова, преподаватель ГПОУ «Анжеро-Судженский политехнический колледж»
Современное время характеризуется на политическом уровне как время конфликтов, в промышленности — как время поиска эффективных технологий, а в социальной сфере — как время дефицита лидеров. В организации образовательного процесса большое значение придается конкурсам, развивающим как профессиональные, так и творческие качества обучающихся. Но нет такого конкурса, который бы помог поверить в свои организаторские силы, воспитать лидера. А ведь производству нужны думающие специалисты, имеющие свою точку зрения, умеющие реализовать свои идеи, представить результаты своего труда.
Одним из таких конкурсов является конкурс «Лучший староста», который проводится в нашем учебном заведении уже не первый год. Задачи конкурса созвучны с основными задачами современного образования: 1) научить жить и работать в команде; 2) уметь презентовать результаты своего труда; 3) уметь планировать и творчески выполнять поставленные задачи. Данный конкурс создает оптимальные условия для творческой самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации.
Цель конкурса — повышение ответственности, самоконтроля, уверенности в себе. Важно заметить, не пропустить задатки лидерских качеств. Только там, где тебя ценят, уважают, замечают, ты хочешь быть лучше, и ты станешь лучшим!
Обычно староста — человек исполнительный, дисциплинированный, но неуверенный в себе, «очень удобный» для классного руководителя, так как работает по его указаниям. Ор-
ганизовать коллектив группы, выступить перед аудиторией — для среднестатистического старосты весьма сложно. Научить, поверить в себя, помочь преодолеть психологические барьеры по общению с одногруппника-ми — задача не только классного руководителя и образовательной организации, но и в целом современного образования. Мы выпускаем специалиста, который должен хорошо знать не только производственные процессы и технологии, но и быть готовым организовать работу бригады, не допустить конфликтных ситуаций в коллективе, самостоятельно принимать решения и выполнять их.
Одна из задач конкурса — помочь участнику добиться признания, преодолеть чувство неуверенности, справиться с психоэмоциональным волнением. Решить эту задачу возможно, если в процессе подготовки мероприятия не возникает эмоционального дискомфорта, даже когда участник конкурса с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться от нежелательных психологических барьеров
Также необходимо создать условия сопереживания, взаимоподдержки. Если члены конкурсной команды искренне радуются успехам соперников, значит подготовительная рабо-