Итоги Международной туристской выставки «Интурмаркет 2009»
Жеребнова Л.А.,
Руководитель сектора рекламы ИТиГ (филиал РГУТиС),
Мазин Н.К.,
Аспирант РГУТиС
С 21 по 24 марта 2009 года в МВЦ «Крокус Экспо» прошла IV Международная туристическая выставка «Интурмаркет (1ТМ) - 2009», организаторами которой традиционно выступили две российские компании «Экспотур» и «Евроэкспо».
В этом году многое проходило иначе — впервые весенний форум был организован в новом выставочном павильоне № 3, оснащенном всем необходимым для организации крупномасштабных мероприятий на самом высоком уровне. Новый павильон хорошо оснащен: сервис-центры, фудкорты, отделения банков, переговорные комнаты У!Р-класса, комфортабельные конференц-залы с трансформируемыми перегородками, современный конгрессный зал на 6000 мест, оборудованный всем необходимым для проведения полномасштабных международных конгрессов, конференций, концертов и прочих мероприятий.
Кроме наземной, есть и подземная парковка на 3300 машино-мест, дополнительный паркинг на крыше здания на 2700 машиномест.
Все это позволяет участникам значительно увеличить свои экспозиции, сформировать
насыщенную параллельную программу мероприятий, а организаторам расширить спектр предоставляемых услуг. На сегодняшний день это самый современный и вместительный международный выставочный центр в нашей стране.
Как и в предыдущие годы, выставка, ориентированная на профессионалов туристического бизнеса, проводилась при поддержке органов исполнительной власти Российской Федерации, Ассоциации туроператоров России, Российского союза туриндустрии, ведущих российских авиа- и железнодорожных перевозчиков, а также Всемирной туристской организации при ООН — крупнейшей межправительственной организации в сфере туризма.
В этом году страной-партнером выставки стала Республика Кипр, что наглядно демонстрирует взаимный интерес и тесное сотрудничество России и Кипра.
Отличительной особенностью международной туристической выставки «Интурмар-кет» является насыщенная программа параллельных мероприятий на протяжении всех четырех дней, в числе которых конференции и презентации, тематические семинары, кру-
глые столы и встречи на высшем уровне, подписание двусторонних документов о сотрудничестве в области туризма, пресс-конференции и многое другое.
Все дни работа выставка «Интурмаркет (ИТМ)-2009» была ориентирована на интересы профессионалов туристического бизнеса и направлена на установление прямых деловых контактов между российскими участниками и зарубежными экспонентами. Особый акцент делался на развитие внутреннего и въездного туризма.
Кроме того, «Интурмаркет» можно по праву назвать уникальной площадкой для заключения контрактов и поиска партнеров для реализации инвестиционных проектов. Каждый год на выставке презентуются разные туристско-рекреационные зоны России, с целью привлечения не только туристов, но и инвесторов.
В выставке «Интурмаркет (ИТМ)-2009» приняли участие 73 региона Российской Федерации, и это несмотря на трудные кризисные времена.
В целом же, по сравнению с прошлым годом, количество участников сократилось, но, к счастью, незначительно.
Более 40 стран мира представили яркие, красочные и содержательные экспозиции, при этом многие национальные представительства по туризму заметно расширили свое участие в выставке. Так, площадь стенда Болгарии составила 700 кв.м., Кипра — 500 кв.м., а Греция и Турция представили туристские возможности своих стран на площади почти в 600 кв.м.
Впервые в этом году посетители и профессиональные участники выставки получили возможность познакомиться с туристским потенциалом таких стран, как Палестина, Непал и Камбоджа. Также впервые на выставке был представлен объединенный стенд Выше-градской четверки, в которую входят Венгрия, Польша, Словакия и Чехия. В течение всех дней работы форума на этом объединенном стенде выступали музыканты из Словакии, была организована дегустация национальных блюд и напитков.
Иностранные и российские участники, среди которых российские и зарубежные туристские администрации, туроператоры и страховые компании, средства размещения, образовательные учреждения, авиа, морские, железнодорожные перевозчики, достаточно полно и интересно представили практически все сектора индустрии туризма.
Традиционно на выставке был представлен единый образовательный блок из 25-ти высших учебных заведений, ведущих подготовку специалистов для сферы туризма и гостиничного бизнеса. Туристское образование в настоящее время является важным сектором сферы туризма, так как без грамотных и хорошо обученных кадров любая отрасль не может успешно развиваться. Студенты Института туризма и гостеприимства филиала Российского государственного университета туризма и сервиса, одного из ведущих ВУЗов по подготовке кадров для сферы туризма и гостеприимства, был сняли фильм о выставке «Интурмаркет-2009».
Как уже упоминалось, график форума был насыщенным. На церемонии официального открытия выставки, которая проходила 21 марта, выступили официальные лица — представители Правительства Российской Федерации, Министерства иностранных дел, руководители федеральных органов исполнительной власти: Министр спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Виталий Мутко, Руководитель Федерального агентства по туризму Анатолий Яроч-кин, Министр торговли, промышленности и туризма Республики Кипр Антонис Пасхали-дес, Министр туризма Арабской Республики Египет Зохейр Гарана и другие почетные гости. На церемонию было приглашено более 300 У!Р-гостей, в том числе руководители дипломатических миссий участвующих в выставке стран.
По традиции на выставке «Интурмаркет-2009» прошли Дни стран — почетных гостей — и Дни российских регионов. В холле выставочного павильона с успехом были проведены многочисленные пресс-конференции и презентации, выступали национальные
НОВОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
фольклорные ансамбли из России и стран-участниц весеннего туристического форума.
Впервые у программы «Профессиональный покупатель/Hosted Buyers», реализуемой с первого года проведения форума, появился генеральный партнер — Арабская Республика Египет.
Первый день выставочного календаря был ознаменован также официальным приемом в Большом Петровском зале «Президент-отеля» по случаю открытия IV Международной туристской выставки «Интурмаркет (ИТМ)-2009». Во время торжественной части приема Руководитель Федерального агентства по туризму Анатолий Ярочкин и Министр торговли, промышленности и туризма Республики Кипр Антонис Пасхалидес наградили участников выставки почетными дипломами.
Во второй день выставки, объявленный Днем Малайзии, на сцене, расположенной в холле выставочного павильона, перед посетителями и экспонентами с красочным представлением выступил национальный танцевальный коллектив Малайзии. В этот же день Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по образованию, Ассоциация вузов туризма и сервиса, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» провели XI международную научнопрактическую конференцию «Туризм и сервис: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития». В ходе конференции были представлены презентации, посвященные последним тенденциям развития системы подготовки кадров в России и за рубежом.
23 марта, в третий день работы, выставку посетил ВрИО Генерального секретаря Всемирной туристской организации (ЮНВТО) Талеб Рифай, который также принял участие в церемонии открытия ежегодного совместного обучающего семинара Всемирной туристской организации и Федерального агентства по туризму.
Тема семинара в этом году определялась с учетом мирового экономического кризиса, последствия которого отразились и на развитии туристической индустрии. В семинаре «Продвижение внутреннего туризма и совре-
менные маркетинговые инструменты» приняли участие более 130 представителей из 7 стран мира и 55 российских регионов, среди которых были руководители туристических компаний, региональных туристических администраций и профильных учебных заведений. На стенде Всемирной туристической организации посетители и экспоненты выставки смогли получить информацию о деятельности ЮНВТО, ее проектах и возможностях сотрудничества.
Третий день работы выставки был объявлен Днем Арабской Республики Египет. Вечером после окончания работы организаторы выставки и Министерство туризма Египта устроили праздничную встречу в национальном стиле с выступлением популярных египетских и российских артистов и розыгрышем призов. В этот же день устраивались мероприятия для профессионалов турбизнеса, в частности, они были приглашены на презентацию новых разработок компании «Sabre Travel Network».
В последний день работы выставки - 24 марта, проходила конференция на тему: «Проблемы обеспечения безопасности при организации детского отдыха в России и за рубежом», которая была организована при содействии Ассоциации туроператоров России (АТОР) и туроператоров, работающих в данном туристском секторе.
Кроме традиционных и плановых мероприятий, в рамках выставки была организована насыщенная параллельная программа выставки. Она включала практические семинары, круглые столы, форумы, презентации и конференции. Так, усилиями АТОР были организованы юридический и бухгалтерский семинары, Ассоциация содействия туристическим технологиям (АСТТ) провела мероприятия, посвященные современным он-лайн инструментам работы компаний туристической индустрии.
Внимание посетителей и участников неизменно привлекали и мероприятия на стендах, в том числе выступления российских и зарубежных фольклорных и танцевальных коллективов, покорение настоящего скалодрома,
а также выставки изделий народных промыслов, розыгрыши призов и викторины.
С первого года проведения выставки «Интурмаркет» ее отличительной особенностью является бесплатный вход на выставку для посетителей, что, несомненно, поднимает планку этого форума, придавая ему статус культурного события.
В течение четырех дней работы «Интур-маркета» от ближайших станций метро «Тушинская» и «Строгино» до МВЦ «Крокус Экспо» для участников и гостей выставки было организовано движение бесплатных автобусов. На выставке экспонентам предоставлялись услуги бесплатного Интернет-центра и почтовой службы по льготным тарифам.
Кроме того, впервые на выставке на совместном стенде, организованном одним
из лучших онлайновых ресурсов для поиска работы и найма персонала «HeadHunter» и туристическим порталом газеты «Туринфо», работала ярмарка вакансий в туризме, проводились индивидуальные консультации и групповые семинары.
Проведение масштабных параллельных мероприятий на выставке способствовало установлению новых деловых контактов, продвижению новых туристических продуктов, обмену опытом и расширению сотрудничества в сфере туризма.
V Юбилейная Международная туристическая выставка «Интурмаркет (ИТМ)-2010» уже приняла эстафету: она пройдет с 13 по 16 марта 2010 года в МВЦ «Крокус Экспо».