Королевская Наталья Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент, старший научный сотрудник Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова
Korolevskaya Natalia Vladimirovna, PhD (Arts), Assistant Professor, Senior researcher at the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov
E-mail: [email protected]
ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНОГО ФОРУМА «ДИАЛОГ ИСКУССТВ И АРТ-ПАРАДИГМ» «SCIENCEFORUM PAN-ART»
Настоящая статья — краткий обзор материалов Первого Международного научного форума «Диалог искусств и арт-па-радигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART» Центра комплексных художественных исследований Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. По ходу обзора раскрывается диалогическая многомерность представленных на Форуме научных изысканий, отражающих многомерность научных интересов и методологических подходов к художественным явлениям и процессам в многомерном пространстве искусства, культуры, образования и новейших прикладных отраслей.
Ключевые слова: диалог искусств и арт-парадигм, Центр комплексных художественных исследований, форум, всеобщее искусствознание, метанаука.
RESULTS OF THE INTERNATIONAL SCIENTIFIC FORUM «DIALOGUE OF ARTS AND ART PARADIGMS» «SCIENCEFORUM PAN-ART»
This article presents a brief overview of the materials of the First International Scientific Forum «Dialogue of arts and art paradigms» «SCIENCEFORUM PAN-ART» of the Center for integrated art research of the Saratov State L. V. Sobinov Conservatoire. The review reveals the dialogic multidimensional character of the scientific research presented at the Forum, reflecting a wide range of scientific interests and methodological approaches to artistic phenomena and processes in the field of art, culture, education and modern applied industries. Key words: dialogue of arts and art paradigms, Center for complex art research, forum, general art studies, meta science.
Проведение первого Международного научного форума Центра комплексных художественных исследований СГК имени Л. В. Собинова «SCIENCEFORUM PAN-ART» «Диалог искусств и арт-парадигм» — результат длинной цепи шагов и усилий, определяющих главную магистраль научной деятельности Александра Ивановича Демченко — известного российского учёного, доктора искусствоведения, профессора Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского и Тамбовского музыкально-педагогического института имени С. В. Рахманинова.
Путеводной звездой для А. Демченко послужила идея всеобщего искусствознания, объединяющего все отрасли исследования искусства — литературы и музыки, архитектуры и изобразительного искусства, театра и кино — в единую метанауку, которая, используя возможности многомерных комплексных изысканий в области художественных явлений и процессов, могла бы стать основой системных исследований самой истории и человека. Работа в этом направлении, с одной стороны, подвигла А. Демченко взять на себя весь труд по формированию такой интегративной концепции, способной обеспечить «единство подхода, единство осмысления всего объёма основных артефактов и единство манеры изложения» [5, с. 5]. С другой стороны, решение столь глобальной задачи поставило перед необходимостью создания многомерного научного сообщества.
Так в 2009 г. в Саратовской консерватории появился Центр комплексных художественных исследований (ЦКХИ), в составе которого с 2018 г. насчитывается
более 70 штатных и внештатных сотрудников, специализирующихся в различных сферах науки об искусстве. Глобализация современного мироустройства, компьютеризация и Интернет, способствуя преодолению пространственных границ в процессах коммуникации, позволяют участвовать в работе Центра исследователям, находящимся в любой точке не только нашей страны (от Калининграда до Владивостока и от Астрахани до Архангельска), но и всего Земного шара (от Южной Кореи, Израиля до Кубы и США). Сам А. Демченко, говоря о ЦКХИ, определяет пространство его актуального существования как «глобус».
Работа ЦКХИ получила отражение в четырёх томах научных материалов, вышедших в 2018-2019 гг. под общим названием «Диалог искусств и арт-парадигм». Это название было сохранено и для проведения Первого международного форума Центра, который, объединив 70 участников, значительно расширил и международное, и российское пространство научной коммуникации ЦКХИ. Время проведения форума (в Информационном письме было обозначено только одно число: 17 октября 2019 г.) соответствующе возросло, представив участникам шестидневную Программу его работы. Но и «шесть дней», подобно библейским «семи дням творения», — символическая и условная величина, отражающая не столько реальное время «заседаний» и «чтений», сколько виртуальную структуру его материализации в той форме, в которой он доходит до заинтересованного читателя. А это 6 томов, включающих представленные оргкомитету форума 110 научных работ.
Согласно интегративной концепции ЦКХИ, Форум
объединил многообразные направления современного искусствознания: с одной стороны, комплексные исследования, проведённые под эгидой главной идеи форума — диалога (который может быть трактован как со-отношение самого широкого плана), с другой стороны, блок монологических исследований. Совокупность тех и других создаёт полифоническое пространство современных научных изысканий, отражающих многомерность научных интересов и методологических подходов к художественным явлениям и процессам в многомерном пространстве искусства, культуры, образования и новейших прикладных отраслей, подтверждая мысль М. Ю. Лотмана о том, что «диалог является основой всех смыслопорождающих процессов» [3, с. 14].
Камертон прочтению материалов Форума задают очерки по мировой художественной культуре А. Демченко, которыми начинается каждый из шести томов «Диалога искусств...» С Шестого по Десятый том получил продолжение цикл статей «Пропилеи исторические», начатый в Первом томе материалов ЦКХИ, раскрывающий эстетические «портреты» исторических эпох от глубокой древности до современности, в охвате тех идей и тенденций, которыми определяется mainstream художественной культуры своего времени. Работы
A. Демченко являются ярким примером исследования, основанного на единстве подхода к осмыслению большого объёма памятников культуры, объединяемого в одно стройное целое, которое действительно может быть уподоблено ансамблю античных пропилей.
В материалах Форума, занимающих нишу комплексных исследований в пространстве современного искусствознания, при обращении к различным сферам художественной и творческой деятельности многомерное осмысление получило само понятие диалога.
В статье Л. Лабинцевой (ЛНР, 5 том) «Музыкальное искусство и синкретическое воспитание личности» в центре исследования находится феномен синкретизма как одно из ключевых понятий философии культуры и гуманитарных наук со времён античности. В статье Э. Тригеро (Куба) «Современный танец в перспективе диалога искусств» (6 том) диалог понимается как со-общение (взаимообмен элементами, смыслами, аргументами, жестами), подобное оркестровому созвучию тембров. По мнению автора, диалогическая многомерность современного искусства, в котором «текст живет только тогда, когда он находится в контакте с другим текстом (contexto)», является заслугой авангардных течений ХХ в. Эту мысль автор конкретизирует в двух других своих статьях, обращаясь к анализу диалогического со-общения традиций, сформировавших многовекторный образ кубинской танцевальной культуры. В статье Е. Байковой (Москва) «Искусство дирижерской интерпретации
B. Н. Минина» (10 том) диалог получает осмысление в контексте проблемы исполнительской интерпретации, творческого общения дирижёра и хора, как энергия со-понимания, способная обеспечить высокий художественный результат.
Бесспорный интерес в контексте комплексных худо-
жественных исследований вызывают работы, в которых ставится проблема собственно диалога искусств, сближающего родственные и далёкие друг от друга явления.
В статье А. Виниченко (Саратов) «Поп-арт и рок-культура 1960-1970-х гг. Диалог в эпоху глобализации» (7 том) в фокусе внимания автора находится сотрудничество рок-музыкантов и представителей поп-арта, создавших искусство оформления конвертов виниловых дисков на стыке живописи, фотографии, дизайна и привносящего в стилистику поп-арта неповторимый шарм влияния японской живописи, с выраженным уклоном к эстетическому эпатажу. От анализа многомерно организованного художественного стиля поп-арта, в пространстве которого вызревали идеи концептуализма, может быть перекинут мост к статье В. Петрова (Астрахань) «Об эпатажности акционистских произведений искусства» (9 том), где в контексте обозначенной в названии темы исследования получила развитие идея диалога искусства и собственной противоположности с приставкой «анти» («картина синтеза искусства с признаками и приёмами антиискусства»). Неожиданные параллели на пересечении культуры и социума анализирует М. Гендова (Петербург) в статье «Специфика использования балетной тематики на обёртках кондитерской продукции» (8 том), сопрягая в диалоге такие удалённые друг от друга явления, как классический балет и кондитерская продукция.
Тема диалога искусств прозвучала в цикле статей Э. Выбыванец (Краснодар), посвящённых многоаспектной визуализации «Болеро» М. Равеля средствами кино и балетного искусства: «Музыкальный фильм Ш. Дютуа как визуальная интерпретация "Болеро" М. Равеля», «О двух содержательных ракурсах интерпретации "Болеро" Мориса Равеля в балете Мориса Бежара», «Ори-ентальность балета "Болеро" Краснодарского музыкального театра», «Осмысление балета "Фанданго" Лара Любовича в ракурсе мифоритуальности» (8 том).
Диалог музыки и живописи получил отражение в статьях И. Новичковой (Москва) «Первый синтезатор АНС Евгения Мурзина: к проблеме синтеза музыки и живописи» и Н. Королевской (Саратов) «Хоровая "живопись" Е. Гохман» (обе в 9 томе), раскрывающих механизм диалогического взаимодействия искусств как превращение живописи — в музыку (АНС) и музыки — в живопись (детская хоровая антология Е. Гохман).
И, наконец, наиболее традиционный вид диалога искусств — поэзии и музыки — нетрадиционно представлен в целом ряде статей. О. Барабаш (Саратов) в работе «Поэтический текст хорового сочинения в парадигме рационально-логического и духовно-эстетического методов анализа» (7 том), сопоставляя структурный и духовный подходы к анализу поэтических произведений, нацеленные на «физику» и «метафизику» текста, соединяет в заочном диалоге представителей структурализма и русской философско-религиозной мысли Х1Х-ХХ вв. В. Петров (Астрахань) в статье «Словесное комментирование в партитуре: история и теория» (9 том) анализирует особенности взаимодействия слова и музыки
в произведениях инструментальных жанров, выстраивая диалог между программностью композиторов-романтиков и авангардистов ХХ в., подробно останавливаясь на рассмотрении неординарных форм соединения слова и музыки в многочастном концептуалистском цикле Ф. Ржевски «Дорога» («Синтез искусств в инструментальной музыке Фредерика Ржевски»). Особенности авангардного мышления в сфере музыкально-поэтического синтеза ярко высвечиваются при сопоставлении последней статьи В. Петрова с работой О. Генебарт (Тамбов) «Вокально-поэтический диптих в сборнике романсов ор. 8 С. В. Рахманинова: к вопросу о циклах и микроциклах в произведениях одного опуса» (8 том), позволяя дополнительно соотнести в диалоге решение проблемы внутренней циклизации многочастной вокальной композиции в зависимости отхарактера литературно-поэтического первоисточника.
Особенное внимание к словесному пласту сочинения, объединяющее все статьи этой рубрики, наиболее выпукло проявилось в трёх очерках А. Демченко под общим названием «Стань музыкою, слово!»: «И. В. Гёте», «А. С. Пушкин», «А. К. Толстой» (завершающих 5, 6 и 7 тома), где доминирует тема поэта и его поэзии, вошедшей в золотой фонд русской и мировой музыкальной культуры.
В многомерном арт-пространстве материалов Форума музыкальное искусство представлено многообразием рубрик и методологических подходов.
Здесь выделяется свой пласт диалогических исканий и соотнесений. Г. Горбулич (ЛНР) заостряет проблему смысловой диалогичности музыкального образа как катарсического объекта при сопоставлении двух авторских версий «Детского альбома» Чайковского («Музыкальный образ "Детского альбома" П. И. Чайковского в контексте катарсической интерпретации», 5 том). Е. Безрядина (Оренбург) соотносит культурологический и искусствоведческий взгляды на понятие «стиль» («В поисках стиля», 6 том). А. Виниченко и И. Хрулькова (Саратов) исследуют диалог традиций европейской академической музыки и рок-культуры в симфонических произведениях А. Козаренко, Т. Пеко, Дж. Кулиева, А. Тертеряна («О некоторых пунктах взаимодействия академической музыки и рок-культуры в эпоху глобализации и постглобализации», 7 том). О. Немкова (Тамбов) на примере анализа Концерта Г. Шютца затрагивает проблему соотношения эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном творчестве и восприятии («Маленький священный концерт Генриха Шютца в аспекте межконфессионального взаимодействия», 9 том). О диалоге методов хронотопического анализа с позиции структурного и содержательного подходов к музыкальному произведению можно говорить в связи с работами О. Астаховой (Москва) («Методологические аспекты анализа музыкального произведения на примере Прелюдии ор. 32 № 4 ми минор С. В. Рахманинова», «"Жаворонок" Глинки в фортепианной версии Балакирева: опыт сравнительного хронотопического анализа», 7 том) и Н. Королевской («"Прощание с Петербургом"
М. И. Глинки: хронотоп альбома», 9 том).
Пространство диалогических взаимодействий шеститомника Форума, оставаясь привилегией сферы художественного творчества, расширяется далеко за её пределы. В этом плане привлекает внимание статья А. Лугининой (Краснодар) «Визуальность как опыт рефлексии: к вопросу о профессиональном самосознании» (9 том), в которой получил освещение эксперимент по использованию креативных «технологий» в юридической образовательной деятельности, актуализирующий диалог противоположных полюсов сознания (рационально-логического и образного мышления) как способ «переосмысления современных проблем в координатах вечных ценностей». Аналогичный диалог обнаруживает себя в статье Е. Парусовой (Украина), где поднимаются вопросы экологического самосознания, соотношения экологического знания и искусства («Аудиоэкология как перспективная учебная дисциплина для подготовки музыкантов-исполнителей и музыковедов», 5 том).
Ряд статей посвящён исследованию музыкальной интонации: цикл работ В. Колоней (ДНР) представляет авторскую концепцию многокомпонентности музыкальной интонации («О музыкальной интонации», «Тон в музыке», «Творческие возможности музыкального темпа», 5 том); Т. Резницкая (Оренбург) выявляет особенности интонационного словаря Г. Малера («Интонационный фонд камерно-вокальных сочинений Густава Малера», 10 том). Проблеме стиля, стилевого моделирования и стилевой эволюции посвящены статьи Е. Безрядиной (Оренбург) «В поисках стиля» (6 том), И. Воробьёва (Петербург) «Черты стиля фортепианной музыки Владимира Щербачёва» (7 том), М. Аплечеевой (Петербург) «IndustriaHsazюne Алексея Животова» (7 том).
Содержательные аспекты музыкальных произведений рассматриваются в статьях О. Москвиной (Москва) «Особенности трактовки философских тем в симфонических поэмах Р. Штрауса ("Смерть и просветление", "Так говорил Заратустра")» (9 том), Г. Домбраускене (Владивосток) «Смыслообразующие стимулы в "Немецком реквиеме" И. Брамса: к вопросу об идеологических и музыкальных скрепах немецкой культуры» (8 том), И. Свиридовой (Москва) «Нравственно-философская тематика в хоровом творчестве С. И. Танеева» (10 том), Г. Грушко (Воронеж) «"Жизни спутанные нити": колокол и судьба» (8 том), О. Немковой (Тамбов) «Маленький священный концерт Генриха Шютца в аспекте межконфессионального взаимодействия» (9 том), Т. Гершбейн (Израиль) «Композитор и его творчество: некоторые аспекты взаимодействия с позиций аналитической психологии» (5 том), И. Свиридовой (Москва) «К проблеме исследования духовного творчества Г. В. Свиридова» (10 том).
Широкие жанровые и стилевые обзоры развития отечественного музыкального искусства представлены в работе И. Свиридовой (Москва) «Русский духовный концерт последней трети XX века» (10 том) и цикле из трёх очерков А. Демченко «ХХ век в зеркале историко-революционной темы» (завершающих 8, 9 и 10 тома).
Проблематику психологии музыкально-творческого процесса затрагивают М. Стреначикова Младшая (Словакия), развивающая мысль о роли критического мышления в творческом процессе («Творчество и навыки критического мышления в музыке», 6 том),
A. Алябьева (Москва), исследующая феномен синестезии как звуко-цветовых соответствий («О коммуникативных возможностях тембра», 7 том), Л. Саввина (Астрахань), разрабатывающая методологию «казусного мышления» применительно к музыке ХХ в. («Проблема казусного мышления в музыке ХХ века», том 10).
Отдельную рубрику образуют материалы по музыкальному театру, обращённые к анализу балетных и оперных партитур: работа А. Груцыновой (Москва) «Комедия deП'arte по-французски: балет Андре Мессаже и Жоржа Стрита "Скарамуш" (1891)» (8 том), и работа
B. Павлиновой (Москва) «Музыкальная драма М. П. Мусоргского и античная трагедия» (9 том).
Большой блок статей может быть объединён под рубрикой «Исполнительство — Интерпретация».
Вопросы исполнительства как диалога в цепи «композитор — исполнитель — слушатель», психологической подготовки к концертному выступлению и эмоционального поведения во время концерта, поиска новых форм и методов совершенствования исполнительского мастерства музыкантов и пр. поднимают И. Коломойцев (ЛНР) («Артистический универсум музыканта-инструменталиста», 5 том), Л. Лабинцева (ЛНР) («Теория и практика концертного исполнительства», 5 том), Л. Лабинцева и В. Харченко (ЛНР) («Концертная деятельность как фактор исполнительского мастерства музыкантов», 5 том), Л. Назаренко (ЛНР) («Основные принципы решения проблемы построения импровизационной линии на основе мелизматики в высокой певческой позиции», 5 том), А. Сонтаг (Словакия) («Музыкально-теоретические и эмоциональные аспекты, влияющие на интерпретацию игры на трубе», 5 том), М. Стреначикова М. (Словакия) («Стресс в жизни студентов консерватории», том 6), У И (Китай) («Фортепианное исполнительство в Китае на рубеже ХХ-ХХ1 веков», 6 том), А. Фёдорова (ДНР) («Теоретико-методологические основы применения арт-технологий в процессе профессиональной подготовки актёров музыкального театра», 6 том), И. Дабаева (Ростов-на-Дону) («Становление профессии дирижёра хора в России: от регента к хормейстеру», 8 том), Е. Мстиславская (Саратов) («Изменение содержания сценической подготовки современного музыканта-исполнителя», «Сценическая подготовка музыканта-исполнителя как психолого-педагогическая категория», «О подходах к научному осмыслению сценической подготовки музыканта-исполнителя», «О методологии исследования сценической подготовки музыканта-исполнителя», 9 том).
Пространство темы интерпретации разделено на две сферы. С одной стороны выделяются статьи методологической направленности, раскрывающие исторические и теоретические аспекты дисциплины: Г. Демченко (Саратов) прослеживает историю становления гер-
меневтики как науки о понимании и интерпретации текстов («Герменевтика как принципиально важная парадигма музыкознания», 8 том); А. Лебедев (Саратов) с позиции структурного подхода к исполнительству фокусирует внимание на принципе драматургической парности, соотношении ratio и emotio в исполнительской деятельности музыканта-инструменталиста («Музыкально-исполнительская интерпретация и современная музыкальная практика», 9 том).
С другой стороны объединяются работы, связанные проблемой исполнительского истолкования произведений и анализа исполнительских стилей: Л. Стецкая (ДНР) — «Художественно-смысловая сущность исполнительской интерпретации (на примере Фортепианной сонаты № 7 Сергея Прокофьева)» (6 том), И. Егорова (Саратов) — «Феномен трагического в песенном творчестве Л. А. Руслановой» (8 том), Е. Байкова (Москва) — «Искусство дирижерской интерпретации В. Н. Минина» (10 том), Т. Сафонова и З. Фомина (Саратов) — «Некоторые вопросы интерпретации фортепианных сочинений С. Прокофьева» (10 том), Н. Смирнова (Саратов) — «Кла-вишно-инструментальные образы Моцарта» (10 том).
Музыкальный блок Форума дополняют работы музыкально-социологической направленности, с характерными для неё опросами и таблицами, анализом данных анкетирования, исследованием контактов искусства и социума, выявляющие актуальные проблемы «положения людей искусства в обществе» (по Ф. Листу): М. Стреначикова М. (Словакия) «Карьера профессиональных музыкантов» (6 том), И. Сергеева (Саратов) «Идея — проект — воплощение: студенческие арт-проек-ты в свете современной культурной политики» (10 том). Исследование положения самого музыкального искусства в системе ценностей современного мироустройства содержат статьи М. Стреначиковой М. «Словацкий слушатель: предпочтения классической/популярной музыки» (6 том) и Д. Попова (Саратов) «Эвристические возможности функционального анализа искусства» (10 том).
Исследования в смежных сферах искусствознания не столь многочисленны, по сравнению с музыкальным искусством, но именно благодаря им создаётся та полифония научных изысканий, которая формирует многомерное научное сообщество ЦКХИ, отличающее его от других научных объединений.
Искусство живописи в материалах Форума представлено работами, для которых показателен широкий временной охват традиций и школ: Т. Котович (Беларусь) «Супрематический канон в творчестве наследников Казимира Малевича в Витебске» (5 том), О. Алиева (Екатеринбург) «Уральская камнерезная школа: к вопросу о развитии отечественного художественного образования» (7 том).
Работы Е. Скоробогачёвой (Москва) «Истоки, синтез и значение интерпретации традиций в искусстве В. М. Васнецова», «Росписи М. В. Нестерова в Марфо-Ма-риинской обители — новые грани междисциплинарного исследования» (10 том) посвящены творчеству двух
ярчайших представителей русского художественного модерна. В диалогическом контексте Форума нельзя не отметить поэтические и живописные аналогии в сфере трактовки религиозных сюжетов и образов в отечественном искусстве рубежа Х1Х-ХХ вв., раскрывающие «многовекторность искусства» М. В. Нестерова, его созвучие идеям выдающихся отечественных философов, богословов, публицистов, писателей и поэтов (А. Блока, Ф. Достоевского, И. Ильина, П. Мельникова-Печерского, Ф. Тютчева, Н. Федорова, П. Флоренского, И. Шмелева...)
Работы литературоведческой направленности не менее диалогичны. Г. Вербицкая (Уфа), сопоставляя творчество Н. Коляды и А. Чехова как художников рубежных эпох, находит общность, обусловленную «эпохой "промежутка"», с её «общим героем», что создаёт возможность прочтения Коляды сквозь призму чеховской поэтики и постижение Чехова сквозь призму поэтики Коляды («Гносеологические ресурсы сопоставительно-типологического подхода в изучении литературы в вузе (творчество Н. В. Коляды в чеховском контексте)», 7 том). Статья С. Шлыковой (Саратов) «Интерпретация образа Иуды в культурном пространстве прошлого века» (10 том) представляет собой аналитическое размышление в русле апокрифических и инверсионных интерпретаций образа Иуды писателями, поэтами и кинематографистами ХХ в.
Рубрика «Театр» объединяет работы, посвящённые современному режиссёрскому театру. В. Левиновский (США) представил на Форум статью В. Рыжовой «Режиссура Бориса Покровского в Камерном музыкальном» (из архива журнала «Вопросы театра»), в которой сконцентрированы основные принципы режиссуры Б. Покровского («Возвращаясь к прошлому», 5 том). О. Астахова (Москва), исследуя проблему концептуализации и хронотопирования художественного времени в опере и балете, приходит к заключению об имплицитном существовании «диалога времён» в современном музыкальном театре («Время как феномен художественного смысла в оперных и балетных спектаклях», 7 том).
Проблематика современного драматического театра в измерении парадигмы «постдрамы», её теория и практика — предмет исследования В. Алесенковой
(Саратов): «"Драма" и "постдрама": смена парадигмы», «Краеугольные камни постдраматической теории Лемана», «Предпосылки для развития когнитивного театроведения как метода анализа постдраматического театра» (7 том). В статье А. Зыкова (Саратов) «Театральные эксперименты: спектакли "без слов" в театре Слова (направления изучения)» (9 том) исследуется пространство пластической выразительности и основные модели её функционирования в современном драматическом спектакле. В работе М. Гендовой (Петербург) «Историческая память как значимая деталь в искусствоведческом анализе социокультурной роли балетного спектакля для современного общества. Очерк второй» (8 том) спектакль «Болт» — образец «производственного театра» эпохи соцреализма — получает осмысление с точки зрения культурно-исторического познания Времени и Человека.
Многоохватность явлений искусства в шеститомнике Форума дополняет рубрика «Краеведение», раскрывающая яркие страницы и аспекты художественной культуры отдельных регионов: Т. Котович (Беларусь) «Культовый кинотеатр "Спартак" в Витебске: история и личности, 1920-е годы» (5 том), И. Похазникова (Саратов) «"Конец золотому дню": саратовский период в творчестве братьев Зенкевичей» (10 том), И. Куровская (Ялта) «А. Ф. Нырко — выдающийся исследователь народно-инструментального искусства Крыма и Кубани» (9 том), два очерка Н. Чанба (Абхазия/Франция) «Героические песни абхазов».
Подводя итоги работе Первого международного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART», отметим, что вышеприведённый дайджест не в состоянии обобщить всего многообразия диалогических отношений, отражающих формы коммуникации искусств, идей, исследовательских методологий, включённых в интеллектуальное пространство форума. Последний уровень диалогической коммуникации, который в принципе не может быть учтён в подобном аналитическом обзоре, остаётся за читателем, ибо, как писал, Ю. Лотман, «текст ведёт себя как собеседник в диалоге» [4, с. 219] — соприкосновение двух интеллектов неизбежно рождает диалог.
Литература
1. Буш Г. Я. Диалогика и творчество. Рига: Авотс, 1985. 318 с.
2. Диалог и коммуникация — философские проблемы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1989. № 7. С. 3-27.
3. Лотман Ю. М. О семиосфере // Труды по знаковым системам. Вып. 17. ТГУ: учёные записки. Вып. 641. Тарту: ТГУ, 1984. С. 5- 23.
4. Лотман Ю. М. Текст в процессе движения: автор — аудитория, замысел — текст // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство СПБ, 2000. С. 219.
5. Маркелова Е. Е. Центру Комплексных художественных исследований — 10 лет (Интервью с А. И. Демченко) // Новости Шнитке-центра. 2019. № 10. Июнь. С. 3-5.
References
1. Bush G. Ya. Dialogika i tvorchestvo [Dialogics and creativity]. «kruglogo stola») [Dialogues and communication — philosophical Riga: Avots, 1985. 318 p. problems (materials of the «round table»)] // Voprosy filosofii
2. Dialog i kommunikatsiya — filosofskie problemy (materialy [Issues of philosophy]. 1989. № 7. P. 3-27.
3. Lotman Yu. M. O semiosfere [On semiosphere] // Trudy po znakovym sistemam. Vyp. 17. TGU: uchyonye zapiski. Vy'p. 641. [Works on sign systems. Vol. 17. TSU: scientific notes. Vol. 641]. Tartu: TGU, 1984. P. 5-23
4. Lotman Yu. M. Tekst v processe dvizheniya: avtor — au-ditoriya, zamysel — tekst [Text in motion: author — audience, intent — text] // Lotman Yu. M. Semiosfera [Semiosphere]. SPb.:
Iskusstvo SPB, 2000. P. 219.
5. Markelova E. E. Centru Kompleksnyh hudozhestvennyh issledovanij — 10 let (Intervyu s A. I. Demchenko) [The Center for Comprehensive art research is 10 (Interview with A. I. Demchenko)] // Novosti Shnitke-tsentra [Schnittke center news]. 2019. № 10. June. P. 3-5.
Информация об авторе
Наталья Владимировна Королевская E-mail: [email protected]
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1
Information about the author
Natalia Vladimirovna Korolevskaya E-mail: [email protected]
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1, Kirov Av.