DOI: 10.24412/2618-9461-2024-1-3-6
Барабаш Оксана Сергеевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры дирижирования Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова
Barabash Oksana Sergeevna, PhD (Arts), Associate Professor at the Conducting Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov
E-mail: [email protected]
ПО ИТОГАМ X МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА «ДИАЛОГ ИСКУССТВ И АРТ-ПАРАДИГМ»
Статья представляет краткий обзор материалов одиннадцати томов, изданных Международным Центром комплексных художественных исследований Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова по итогам прошедшего 30 декабря 2022 года X Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» («SCIENCEFORUM PAN-ART IX»), который был посвящён 100-летию образования великой державы: Союза Советских Социалистических республик и 30-летию его распада. Целью настоящей статьи является систематизация многотомного издания, в котором в целое слиты статьи ведущих учёных, преподавателей высших и средних специальных учебных заведений как нашей страны, так и ближнего и дальнего зарубежья, аспирантов, связанные с тематикой форума. В работе анализируется парадигма взглядов авторов статей на музыкальное искусство, литературное творчество, изобразительное искусство, архитектуру, театр, кино, фольклор, формирующих целостную художественную картину мира обозначенного исторического периода.
Ключевые слова: научный форум, художественно-исторический процесс, картина мира, философия музыки, междисциплинарный подход.
BASED ON THE RESULTS OF THE X INTERNATIONAL FORUM «DIALOGUE OF ARTS AND ART PARADIGM»
The article presents a brief overview of materials of eleven volumes published by the International Center for Comprehensive Artistic Research of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov based on the results of the X International Scientific Forum «Dialogue of Arts and Art Paradigms» («SCIENCEFORUM PAN-ART IX») held on December 30, 2022. The Forum was dedicated to the 100th anniversary of the USSR formation and the 30th anniversary of its collapse. The purpose of the article is to systematize a multi-volume publication that comprises articles by leading scientists, teachers of higher and secondary specialized educational institutions both from this country and abroad as well as graduate students. The work analyzes authors' views on music, literature, fine arts, architecture, theater, cinema, folklore, forming a holistic artistic picture of the world of the designated historical period.
Key words: scientific forum, artistic-historical process, picture of the world, philosophy of music, interdisciplinary approach.
Международный Центр комплексных художественных исследований, осуществляющий свою деятельность при Саратовской консерватории, с 2018 года начал систематически проводить международные научные форумы «Диалог искусств и арт-парадигм» («SCIENCEFORUM PAN-ART»), связанные с утверждением принципов всеобщего искусствознания как нового научного направления, единой метанауки, которая, «используя возможности многомерных комплексных изысканий в области художественных явлений и процессов, могла бы стать основой системных исследований самой истории и человека» [8, с. 3]. Это подразумевает различного рода междисциплинарные подходы к изучению всеобъемлющего ареала основных фактов, имен, явлений и тенденций мировой художественной культуры и её интегративное осмысление.
Большинство этих акций нацелено на многостороннее коллективное воссоздание художественной картины мира, что выступает в качестве «сверхзадачи» всеобщего искусствознания — таковы форумы I (с изданием томов 1-10 одноимённого альманаха), III (т. 12), IV (т. 13-15), VI (т. 18-21), VIII (т. 26-35), XI (т. 54-56), XII (т. 63-67).
Ряд форумов был связан с крупными юбилейными датами — II (к 75-летию Победы, т. 11), V (к 250-летию Л. Бетховена, тома 16-17), VII (к 85-летию Е. Гохман,
т. 22-25), IX (к 60-летию «шестидесятничества», т. 3645), XI (к 150-летию С. Рахманинова и Ф. Шаляпина, т. 5762). Среди них особое место занял форум X (т. 46-55), отметивший 100-летие образования СССР — именно ему и посвящён предлагаемый ниже обзор.
Тематика форума и его масштабы поражают: «Грандиозный эксперимент ХХ века: (К 100-летию образования СССР и 30-летию его распада)». На первый взгляд, кажется, что невозможно объять необъятное. Но для руководителя, организатора и основателя форума А. И. Демченко решение подобных задач — дело чести. Более того, выход альманаха приурочен и к другому знаменательному событию: 80-летию его автора.
Многотомное издание, в которое вошли статьи российских и зарубежных участников форума — гигантская фреска, которая обладает эффектом, близким монументальной живописи, когда издалека видится целое, но при приближении различимыми становятся детали. А. И. Демченко удаётся невероятное: объединение глубоких по содержанию, различных по тематике работ единой идеей, идеально найденной формой, сопоставимой с романом-эпопеей. Большое количество действующих лиц, изображение людских судеб в связи с важнейшими историческими событиями, охват временного промежутка и создание широкой панорамы
жизни общества — отличительные черты жанра. Близость известным романам «Война и мир» Л. Н. Толстого и «Тихий Дон» М. А. Шолохова в главном принципе подхода к идее повествования: единство масштаба в изображении разных персонажей. Приёмы, которыми пользуется А. И. Демченко, объединяя в единое целое (11 томов) статьи, органично вытекают из его основной темы, продиктованы смыслом изображаемого и служат уяснению генеральной мысли и содержания. В этом «романе-эпопее» нет искусственного, придуманного заранее; авторы вступают в диалог и органично вписывают свои мысли в единое произведение о рождении, жизни и падении государства, имя которому — Союз Советских Социалистических республик.
Хронология повествования охватывает широкий временной промежуток от предыстории Октябрьской революции (т. 46), через послеоктябрьское пятнадцатилетие (т. 47) и период 1930-1940-х годов (т. 48-49) до периода 1960-1980-х (т. 50-51) и постсоветского времени рубежа XXI века, начиная с 1990-х годов (т. 52-53). Итогом эпопеи (т. 54-55) становятся статьи, формирующие смысловое пространство, посвящён-ное изучению художественной культуры во всех её ипостасях. Целостная художественная картина мира образуется благодаря выстроенной парадигме взглядов авторов на литературное творчество, изобразительное искусство, архитектуру, музыкальное искусство, театр, кино, фольклор. Временную арку, связанную с историей России, образуют завершающие материалы 54 тома, обозначенные как «Эпоха Петра Великого» и посвященные 350-летию со дня рождения выдающегося государственного деятеля, который начал «коренное реформирование всех сторон жизни России, включая её художественную культуру» [6, с. 302]. Преамбулами к каждому из периодов становятся статьи А. И. Демченко, в которых дан краткий обзор (на материале музыкального искусства) развёртывания историко-революционной тематики, поскольку именно она, по мнению автора, всегда находилась на переднем крае «идеологически выстроенной художественной культуры советского времени» [3, с. 4].
Органично в тематический контур форума вписывается последний, 56 том, посвящённый жизненной судьбе юбиляра. Творческий облик А. И. Демченко раскрывается через портретные зарисовки, интервью разных лет, рецензии на его книги и публикации, а также на материалы созданного им Центра. Многостороннее пространство научных исканий участников форума дополнено сводом краеведческих заметок «Саратовский меридиан».
Объединяющими задачами становятся следующие: создание целостной панорамы развития данного тематического русла; изучение эволюции трактовки темы с изменениями, которые происходили в её художественной интерпретации и выяснение закономерностей, обнаруживающихся в её в трактовках. Анализ литературы позволяет автору сделать вывод, что развитие музыки протекало в неразрывном взаимодействии с общехудожественными и общественно-историческими
процессами.
А. И. Демченко отмечает, что основным методом исследования становится исторический, предполагающий разделение художественного процесса на отдельные этапы, отличные по тем или иным параметрам, определение ведущих тенденций и связанных с ними идейно-стилевых направлений. При более близком рассмотрении внимание концентрируется на признаках объявленных тенденций, а «через динамику взаимодействия и смены основных тенденций прослеживается общая эволюция рассматриваемой сферы творчества в её сопоставлении с развитием музыкально-художественного и общеисторического контекста» [4, с. 14].
Автор отмечает, что на современном этапе осве-щённая тема часто рассматривается с негативным оттенком. В негласном запрете на всё советское теряется внимание к шедеврам искусства. Риторический вопрос возникает сам собой: «Если семь с лишним десятилетий отечественной истории XX века считать сплошным недоразумением, значит, нужно вычеркнуть из неё и жизнь нескольких поколений, а с ней и огромные усилия целой плеяды мастеров художественного творчества. Не "большевизм" ли это новейшего образца и не пора судить о нашем наследии по мере его эвристической ценности?» [5, с. 19].
Ответом на поставленный вопрос становятся труды учёных, искусствоведов, философов, бережно собранные А. И. Демченко в глобальном научно-публицистическом труде по итогам форума.
Это беседа с доктором философских наук Н. А. Хреновым о смыслах и назначении культуры в мире [14, с. 30]; письма и диалоги А. И. Демченко с доктором богословия Иоанном Богомилом, которые затрагивают тему современного состояния мира [1, с. 86-91].
Своеобразным приношением мастерам музыкального искусства становится раздел «Из анналов историко-революционной музыки», в котором собраны аналитические статьи А. И. Демченко, посвящённые конкретным музыкальным сочинениям.
В серии вступительных очерков к 54 и 55 томам автором представлен большой обзор, посвящённый художественной картине мира XX века, который выполнен на материале отечественного музыкального искусства.
О богатстве и полноте обзора музыкальных произведений в вышедших томах альманаха можно судить по широте охвата жанров, стилей, которые дополняют замысел автора и талантливо осуществляют и достигают его.
«Искусство становится своеобразной формой философствования, когда его образы наполнены идейным содержанием, концептуальны и обретают символическое значение», — пишет доктор философских наук, кандидат филологических наук И. В. Кондаков [7, с. 56]. Константные образы музыки конца XX века (70-е годы XX века — 10-е годы XXI столетия), обусловленные событиями, которые наполняют её эстетическую и бытийную сущность, рассматриваются в статье доктора искусствоведения В. О. Петрова [11, с. 79].
Диалоги о философии музыки, откровения мыслителя ХХ века, философа, литературоведа, культуролога и искусствоведа М. М. Бахтина и пианистки М. В. Юдиной запечатлены в этюдах доктора философских наук Н. И. Ворониной [2, с. 174]. О традиции смыслового анализа музыки и его сути в российском музыковедении пишет доктор искусствоведения В. Н. Холопова [13, с. 198].
Проводя параллели с романом-эпопеей Л. Н. Толстого, вспомним о легенде, согласно которой писатель якобы использовал в названии слово <^ръ», значение которого «Вселенная. Общество». Аналогично разным слоям общества, представленным в романе, в альманахе А. И. Демченко представлены самые различные виды искусства. «Именно оттого, что автор потратил много времени, труда и любви на изучение и изображение эпохи и ее представителей, именно поэтому созданные им образы живут своею собственною жизнью. <...> Это правда, бьющая ключом из самих фактов, особенно драгоценна по своей неотразимой убедительности» [12, с. 208].
Музыкальное искусство, кроме статей, напрямую связанных с историко-революционной тематикой, представлено различными жанрами. Целый ряд аналитических очерков посвящён театру, кино, живописи, графике, литературе.
Смещая фокус внимания на детали, отметим, что главным героем романа-эпопеи Л. Н. Толстого стал народ. В аспекте рассматриваемого многотомного издания логично к такой группе образов отнести ту многонациональную среду, в которой формировалось, жило и развивалось искусство XX столетия, и культура которого широко представлена в статьях участников форума. Героями раздела «Саратовский меридиан» стали простые люди из провинции, горячо любившие и прославившие родной край.
Искусство — это синтез традиций, которые составляют базовую каноническую основу обучения, и инновационных нововведений, которые её рационально трансформируют. Роль педагога в подобном процессе
сложно оценить. Целый ряд статей форума посвящён вопросу наставничества, традициям и инновациям в образовательном процессе.
Философским итогом данному блоку работ становится статья доктора искусствоведения В. В. Медушевско-го [9, с. 65], в которой учёный рассуждает о призвании человека, проблеме выбора бытия — фундаментальной педагогике человечества и категориях «вечность», «любовь», «красота», вписанных в синергию времени.
В завершение хочется отметить, что русская история — это история особой цивилизации Русского мира, создание которой стало ответом на многообразные исторические вызовы. «Любовь к своей земле, к своему Отечеству — также стала непреходящей ценностью, сформированной в русском сознании историей» [10, с. 41]. Разговор об образе будущего, по мнению доктора исторических наук С. В. Перевезенцева, — это разговор об идеалах, ценностях, важнейшими из которых являются нравственная чистота, социальная справедливость («правда»), духовно-политическое единство народа.
X Международный научный форум «Диалог искусств и арт-парадигм» стал подтверждением сказанному. Итоговый том, собравший в себя статьи об организаторе и вдохновителе форума А. И. Демченко, и предыдущие сборники в совокупности продемонстрировали главную мысль «романа-эпопеи». Несмотря на сложность процесса, неоднозначность оценок, полемичность мнений, становится очевидным тот факт, что ядром и центром культуры, цивилизации является государство, которое объединяет как в себе, так и вокруг себя многие народы, принадлежащие к различным религиям и культурам. Об этом свидетельствует история, труды русских и отечественных философов, учёных, деятелей культуры и искусства, педагогов.
«Российская идентичность будущего — это ключ к решению задачи по формированию нового миропорядка многополярного мира в результате творческого трудового подъема у себя дома при взаимодействии со всеми заинтересованными государствами планеты» [10, с. 56].
Литература
1. Богомил И. Земле вернётся образ райского сада вертограда // Диалог искусств и арт-парадигм. Т. 53 / Ред.-сост. А. И. Демченко. Саратов: СГК, 2023.
2. Воронина Н. И. Три этюда о дружбе М. М. Бахтина и М. В. Юдиной // Диалог искусств и арт-парадигм. Т. 48 / Ред.-сост. А. И. Демченко. Саратов: СГК, 2023.
3. Демченко А. И. От редактора-составителя // Диалог искусств и арт-парадигм. Т. 46 / Ред.-сост. А. И. Демченко. Саратов: СГК, 2023.
4. Демченко А. И. Преамбула I. Введение // Диалог искусств и арт-парадигм. Т. 46 / Ред.-сост. А. И. Демченко. Саратов: СГК, 2023.
5. Демченко А. И. Преабмула VII. Заключение // Диалог искусств и арт-парадигм. Т. 52 / Ред.-сост. А. И. Демченко. Саратов: СГК, 2023.
6. Демченко А. И. Эпоха Петра Великого // Диалог искусств и арт-парадигм. Т. 54 / Ред.-сост. А. И. Демченко. Саратов: СГК, 2023.
7. Кондаков И. В. О глубинах музыкального искусства // Диалог искусств и арт-парадигм. Т. 51 / Ред.-сост. А. И. Демченко. Саратов: СГК, 2023.
8. Королевская Н. В. Итоги Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART» // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2020. № 1 (7). С. 3-7.
9. Медушевский В. В. Триада раздумий // Диалог искусств и арт-парадигм. Т. 53 / Ред.-сост. А. И. Демченко. Саратов: СГК, 2023.
10. Перевезенцев С. В. России пора возвращаться домой. «К вопросу об идеологическом осмыслении будущего Русского
мира» // Диалог искусств и арт-парадигм. Т. 52 / Ред.-сост. А. И. Демченко. Саратов: СГК, 2023.
11. Петров В. О. Константные образы музыки конца XX века // Диалог искусств и арт-парадигм. Т. 49 / Ред.-сост. А. И. Демченко. Саратов: СГК, 2023.
12. Писарев Д. И. Литературная критика в трех томах. Т. 3. Статьи 1865-1868. Л.: «Художественная литература», 1981.
13. Холопова В. Н. Традиция смыслового анализа музыки в российском музыковедении // Диалог искусств и арт-па-радигм. Т. 48 / Ред.-сост. А. И. Демченко. Саратов: СГК 2023.
14. Хренов Н. А. Культура в эпоху социальной турбулентности // Диалог искусств и арт-парадигм. Т. 53 / Ред.-сост. А. И. Демченко. Саратов: СГК, 2023.
References
1. Bogomil I. Zemle vernyotsya obraz rajskogo sada vertograda [The image of the Garden of Eden will return to the Earth] // Dialog iskusstv i art-paradigm [Dialogue of arts and art paradigms]. T. 53 / Red.-sost. A. I. Demchenko. Saratov: SGK, 2023.
2. Voronina N. I. Tri etyuda o druzhbe M. M. Bahtina i M. V. Yudi-noj [Three studies about friendship of M. M. Bakhtin and M. V. Yu-dina] // Dialog iskusstv i art-paradigm [Dialogue of arts and art paradigms]. T. 48 / Red.-sost. A. I. Demchenko. Saratov: SGK, 2023.
3. Demchenko A. I. Ot redaktora-sostavitelya [From the editor-compiler] // Dialog iskusstv i art-paradigm [Dialogue of arts and art paradigms]. T. 46 / Red.-sost. A. I. Demchenko. Saratov: SGK, 2023.
4. Demchenko A. I. Preambula I. Vvedenie [Preamble I. Introduction] // Dialog iskusstv i art-paradigm [Dialogue of arts and art paradigms]. T. 46 / Red.-sost. A. I. Demchenko. Saratov: SGK, 2023.
5. Demchenko A. I. Preabmula VII. Zaklyuchenie [Preamble VII. Conclusion] // Dialog iskusstv i art-paradigm [Dialogue of arts and art paradigms]. T. 52 / Red.-sost. A. I. Demchenko. Saratov: SGK, 2023.
6. Demchenko A. I. Epoha Petra Velikogo [The era of Peter the Great] // Dialog iskusstv i art-paradigm [Dialogue of arts and art paradigms]. T. 54 / Red.-sost. A. I. Demchenko Saratov: SGK, 2023.
7. Kondakov I. V. O glubinah muzykalnogo iskusstva [About the depths of musical art] // Dialog iskusstv i art-paradigm [Dialogue of arts and art paradigms]. T. 51 / Red.-sost. A. I. Demchenko. Saratov: SGK, 2023.
8. Korolevskaya N. V. Itogi Mezhdunarodnogo nauchnogo foru-ma «Dialog iskusstv i art-paradigm» «SCIENCEFORUM PAN-ART» [Results of the International Scientific Forum «Dialogue of Arts
and Art Paradigms» «SCIENCEFORUM PAN-ART»] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2020. № 1 (7). P. 3-7.
9. Medushevskij V. V. Triada razdumij [Triad of Thoughts] // Dialog iskusstv i art-paradigm [Dialogue of arts and art paradigms]. T. 53 / Red.-sost. A. I. Demchenko. Saratov: SGK, 2023.
10. Perevezentsev S. V. Rossii pora vozvrashhatsya domoj. «K voprosu ob ideologicheskom osmyslenii budushchego Russkogo mira» [It's time for Russia to return home. «On the issue of ideological understanding of the future of the Russian world»] // Dialog iskusstv i art-paradigm [Dialogue of arts and art paradigms]. T. 52 / Red.-sost. A. I. Demchenko. Saratov: SGK, 2023.
11. Petrov V. O. Konstantnye obrazy muzyki kontsa XX veka [Constant images of music of the late 20th century] // Dialog iskusstv i art-paradigm [Dialogue of arts and art paradigms]. T. 49 / Red.-sost. A. I. Demchenko Saratov: SGK, 2023.
12. Pisarev D. I. Literaturnaya kritika v treh toma. T. 3. StatM 1865-1868 [Literary criticism in three volumes. Vol. 3. Articles 1865-1868]. L.: «Hudozhestvennaya literatura», 1981.
13. Holopova V. N. Traditsiya smyslovogo analiza muzyki v rossijskom muzykovedenii [The tradition of semantic analysis of music in Russian musicology] // Dialog iskusstv i art-paradigm [Dialogue of arts and art paradigms]. T. 48 / Red.-sost. A. I. Demchenko. Saratov: SGK, 2023.
14. Hrenov N. A. KuFtura v epohu socialnoj turbulentnosti [Culture in an era of social turbulence] // Dialog iskusstv i art-paradigm [Dialogue of arts and art paradigms]. T. 53 / Red.-sost. A. I. Demchenko Saratov: SGK, 2023.
Информация об авторе
Оксана Сергеевна Барабаш E-mail: [email protected]
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, пр-кт им. Петра Столыпина, д. 1
Information about the author
Oksana Sergeevna Barabash E-mail: [email protected]
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Avenue