Научная статья на тему 'Итоги года. Проблемы и перспективы'

Итоги года. Проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симоненко Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги года. Проблемы и перспективы»

А.В. Симоненко,

доктор юридических наук, профессор

ИТОГИ ГОДА. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Три года назад руководством страны был дан старт реформе МВД. Президентом России была поставлена задача — выстроить действенную, четко работающую систему органов внутренних дел, повысить уровень служебной дисциплины сотрудников и соблюдение ими законности, обеспечить эффективную защиту прав и свобод граждан. Итоги проведенных преобразований подвергнуты тщательному анализу и, по мнению министра внутренних дел Российской Федерации В. А. Коло-кольцева, «пока они не устраивают в полной мере ни наших граждан, ни нас самих. Очевидна необходимость проведения дополнительных организационных мероприятий и доработки нормативной правовой базы».

Сегодня от нас требуется максимальное повышение ответственности, соблюдение законности и служебной дисциплины, без чего качественное решение поставленных задач невозможно. «Ответственность должна быть высокой, персональной и неотвратимой, — подчеркивает министр. — Безопасность граждан, спокойствие их родных и близких зависит от каждого из сотрудников органов внутренних дел, а сильная полиция, немыслима без дисциплины. Если позволим себе “слабину”, то это может иметь самые негативные последствия».

Наша ведомственная образовательная система в последние годы была также подвергнута реформированию, она претерпела существенные изменения. С удовлетворением мы отмечаем положительные результаты реформы для нашего института. Нам удалось сохранить коллектив, укрепить кадровый, методический и научнопрактический потенциал, значительно совершенствовать материальную базу.

В прошедшем 2012 году проделана значительная работа по оптимизации учебновоспитательного процесса, придания ему большей практической направленности, созданию в подразделениях здорового моральнопсихологического климата. Мы смогли достичь положительных результатов в области обучения и воспитания курсантов и сотрудников, соблюдения ими требований служебной дисциплины и законности, формирования у них профессионально-значимых личностных качеств, внедрения в коллективы системы

ценностей, основанных на нравственности, патриотизме и ответственности.

Все это позволило повысить уровень подготовки выпускников. Об этом свидетельствуют отзывы руководителей практических подразделений ОВД. Например, по оценке руководителей ГУ МВД России по Воронежской области, из 83 выпускников института 2011 года уровень подготовленности только одного оценивается как «низкий», всех остальных — как «высокий» и «средний».

В прошлом году мы успешно прошли инспектирование института и проверку КРУ МВД России, на должном организационном уровне провели Всероссийский конкурс профессионального мастерства среди групп задержания подразделений вневедомственной охраны полиции, ряд международных конференций и других научно-практических и методических мероприятий. Построен и введен в эксплуатацию зал борьбы, оснащенный по самым современным технологиям.

У нас состоялся самый большой в истории вуза выпуск. По очной форме обучения дипломированными специалистами стали 480 выпускников.

За этими цифрами и фактами стоит огромный труд каждого преподавателя, доцента и профессора, начальника курса, факультета и командира взвода, инспектора-воспитателя, кадровика и психолога, сотрудника службы арттехвооружения, водителя техчасти, повара и сантехника, которые своим профессионализмом и ответственностью еще раз показали, что нам по плечу самые сложные задачи.

Мы действительно показали хороший результат, несмотря на выявленные комиссией недостатки. Сразу же был сверстан план их устранения, согласован с ДГСК МВД России и утвержден его начальником. Начиная с апреля мы плодотворно поработали над его исполнением и своевременно выполнили все его пункты. Но это не говорит о том, что у нас все идеально. Мы знаем о проблемах, о том, где не дорабатываем, на каких направлениях деятельности следует сосредоточить внимание, решению каких вопросов необходимо уделить больше времени и сил, где проявить большее усердие.

Знаковым событием прошлого года было подписание министром приказа «О профили-зации образовательных учреждений МВД России». Этот приказ весьма продолжительное время проходил согласования в департаментах и главках министерства, не раз возвращался на доработку и в итоге был одобрен. Его содержание говорит о том, что мы стали самым многопрофильным из 16 вузов министерства. Нам удалось добиться признания в министерстве результатов нашей деятельности, мы показали, что по направлениям соответствующих профилей у нас уже очень много сделано, и убедили всех в том, что в состоянии эффективно развивать специфику института. За нашим институтом закреплены 4 приоритетных профиля подготовки: деятельность подразделений вневедомственной охраны; деятельность подразделений информационных техно -логий, связи и защиты информации, информационных центров, центров специальной связи; деятельность подразделений по делам несовершеннолетних; предварительное следствие в органах внутренних дел по делам в отношении несовершеннолетних. Этим же приказом институт наделен функциями учебно^-научных центров по реализации приоритетных профилей подготовки.

Многопрофильность нашего института обусловлена не только относительно большим количеством реализуемых специальностей и доверием в подготовке и повышении квалификации специалистов, которое нам оказывают различные департаменты и главные управления министерства. Это связано и с высоким уровнем и реальным распределением научнопедагогического потенциала института: наличием нескольких разнопрофильных научных школ и направлений, педагогическим потенциалом профильных кафедр и авторитетом в области узкопрофильного обучения. Многопрофильность вуза — это один из основных факторов стабильного существования в условиях непростой, переменчивой кадровой политики.

В выступлениях министра, материалах так называемой «дорожной карты» второго этапа реформ постоянно прослеживается мысль о том, что сокращение численности ОВД должно компенсироваться повышением эффективности работы, в том числе — за счет технического перевооружения подразделений и служб полиции, качественно нового уровня информационно-аналитического обеспечения их деятельности.

Сегодня значительно повышаются требования к сотруднику полиции в части владения

им информационными и телекоммуникационными технологиями, знания ведомственных информационных ресурсов и умения оперативно извлекать из них информацию, необходимую для решения оперативно'-служебных задач. Наиболее востребованный атрибут современного полицейского — специальный коммуникатор, через который посредством широкополосного мобильного радиодоступа он передает в информационные системы и получает от них актуальную оперативнослужебную информацию.

Столь очевидные тенденции требуют соответствующих новых подходов к подготовке полицейских кадров. Мы надеемся, что в ближайшие годы, как минимум, сохранится спрос на обучение специалистов в области эксплуатации средств связи, автоматизированных информационных систем, технических и программных комплексов защиты информации. Будет востребовано и повышение квалификации по названным направлениям на базе института, чему свидетельство — план повышения квалификации в системе МВД России, согласно которому в этом году нам запланировано повышение квалификации 1191 сотрудника (55 групп) по 28 категориям, что на 180 человек больше, чем в прошлом году.

В последние годы мы усилили так называемую «полицейскую составляющую» в учебных планах инженерных специальностей. Мы значительно увеличили объем часов по административному праву, административной деятельности ОВД, основам ОРД ОВД и другим дисциплинам. Это сделано для того, чтобы выпускники радиотехнического факультета могли эффективно выполнять оперативно-служебные задачи по охране общественного порядка и раскрытию преступлений, не замыкаясь в узкоспециальной инженерной сфере деятельности, где им серьёзную конкуренцию составляют выпускники технических гражданских вузов.

Сегодня нами инициирован вопрос о том, чтобы использовать весь технический и кадровый потенциал нашего вуза для повышения информационно-технических компетенций выпускников юридического факультета. Мы уже сверстали проекты учебных планов по узким профилям подготовки «Оперуполномоченный по раскрытию преступлений в сфере информационных технологий» и «Предварительное следствие по преступлениям в сфере информационных технологий». Планы подготовлены к отправке для рецензирования в ДГСК МВД России. Мы уверены, что спрос на таких специали-

стов будет постоянно расти, что повысит авторитет и востребованность института.

Юрист — выпускник нашего вуза должен быть не только специалистом в области права. В современных условиях охрана общественного порядка и обеспечение безопасности, раскрытие и расследование преступлений требуют включить в перечень профессиональных компетенций специалиста работу с автоматизированными информационными поисковыми системами (АИПС) МВД (причем не только как получателя информации, но и как оператора, пополняющего базы собственной оригинальной информацией), аппаратурой широко -полосного радиодоступа, носимыми и возимыми радиостанциями, умение выбрать тот или иной вид аналоговой или цифровой связи в зависимости от конкретной оперативной обстановки, применение специализированных программных продуктов в оперативнослужебной деятельности, понятие о программных средствах защиты конфиденциальной информации и электронной цифровой подписи, оказание услуг населению в электронном виде. Мы обладаем всем для того, чтобы выпускники юридического факультета 2013 года и последующих лет выгодно отличались от своих сверстников — молодых специалистов технической «подкованностью» на уровне современных требований.

Технологии дистанционного обучения в нашем вузе сейчас переживают второй этап (первым было знакомство с системой «Стел-лус» примерно шесть лет назад). Теперь уже многие осознают, что и обычный учебник можно рассматривать как методическое обеспечение дистанционного обучения, только зачастую с невысокими дидактическими возможностями. В дополнение к конспекту лекции курсанты стремятся заполучить у лектора его электронную презентацию. Учебные фильмы, в том числе анимационные, комплекты видеолекций, компьютерных тестов, презентаций с мультимедийными приложениями, методические пособия в формате HTML — всё это должно в идеале быть в методической копилке каждого преподавателя. Не обязательно всё воспроизводить «с нуля» — большим подспорьем служит Интернет, творческие контакты с коллегами из других вузов. Некоторые интерактивные обучающие программные продукты приобретаю тся институтом для кафедр по их заявкам. В плане редакционно-издательской деятельности появился раздел «Электронные издания», ежегодно проводится конкурс электронных методических разработок.

На этом фоне непонятна позиция кафедры информационной безопасности. На недавнем Ученом совете мы рассматривали результаты ее проверки. Комиссией отмечено, что технические средства защиты информации, поступившие на кафедру в 2011—2012 гг., методически не обеспечены, занятия с ними проводятся «с листа». Аналогичная ситуация с недавно полученными техническими средствами на кафедрах ИКСиТ, криминалистики, ОРД.

В прошлом 2012 году было приобретено и получено для кафедр современное лабораторное оборудование и приборы на сумму свыше 15 миллионов рублей. Это стало возможным благодаря определенной работе, проводимой в департаментах министерства. Необходимо, чтобы в кратчайший срок кафедры ввели оборудование в эксплуатацию и обеспечили его методическими материалами.

Чем дальше мы продвигаемся в реализации ФГОС 3-го поколения, тем важнее становится роль самостоятельной работы обучаемых и ее методического обеспечения. Курсант должен прихо дить на занятия подготовленным — это аксиома. Как этого добиться преподавателю? Ответ простой: педагогическое мастерство, требовательность плюс создание условий для подготовки. Недорабатывая во втором компоненте, мы снижаем планку требований, ломаем систему обучения, которую пытаемся выстроить с первых дней пребывания курсантов в институте.

Проблема актуальности содержания обучения наиболее четко проявилась в связи с реформированием ОВД. Фактически получается, что мы начинаем обучение первокурсников по одним учебным программам, а непосредственно учим уже по другим. Прошедший 2012 год в этом плане является показательным : принятие Концепции создания ИСОД МВД России, регламентов по оказанию услуг населению в электронном виде, введение новой системы оценки эффективности деятельности ОВД существенно повлияли не только на содержание отдельных специальных курсов, но и на расстановку приоритетов. Особое беспокойство здесь вызывает отставание методического обеспечения от изменений нормативной базы. Ведомственное нормотворчество очень быстро «старит» многие методические разработки. Неприятно выслушивать, а тем более — самому произносить объяснения по поводу того, что в «методичке» написано одно, а делать следует по-другому (в соответствии с новым приказом, инструкцией, наставлением). Здесь есть два выхода: первый —

оперативно использовать возможности нашей полиграфической базы и быстро переиздавать материалы в авторской редакции; второй — разрабатывать электронные учебные курсы с регулярным обновлением содержания.

В своем ежегодном послании Федеральному собранию президент В. В. Путин много внимания уделил возрождению духовных основ общества, духовно-нравственному воспитанию. Вопросам формирования нравственности в числе первоочередных задач отведено достойное место и в «дорожной карте». Становится понятным, что сотрудник полиции, даже вооруженный и экипированный по последнему слову техники, без устойчивых морально'-нравственных основ выступает для общества скорее угрозой, чем гарантом безопасности. В то же время вопросы профессионализма сотрудников ОВД не становятся второстепенными, в контексте нравственного воспитания будущих сотрудников полиции их звучание приобретает новый оттенок. Непрофессионализм сотрудника полиции, как и любого государственного служащего, — это фактор риска, причина и отправная точка морально-нравственной деградации. Неспособность качественно и в полном объеме выполнять оперативно-служебные задачи превращает сотрудника в специалиста по «решению скользких вопросов», заставляет его прибегать к недозволенным методам работы, что в конечном счёте приводит в лучшем случае к его позорному увольнению.

Сейчас в министерстве остро стоит вопрос об ответственности вуза за выпускника в течение первых лет его профессиональной деятельности. Не только за раскрываемость преступлений или показатели работы ПЦО, но и за управление автотранспортом в нетрезвом виде, коррупционную стойкость и внешний вид. А уже завтра за деятельность выпускника будет отвечать не только руководство вуза, но и конкретный преподаватель, который обучал нерадивого выпускника и ставил ему незаслуженные положительные оценки. И командир взвода, который кое о чем знал, догадывался, но не доглядел, не проверил, не доложил руководству.

Пройдёт еще немало времени до того, как под профессионализмом сотрудника полиции в нашей стране будут понимать только сформированные профессиональные компетенции. Сейчас же сюда добавляется и стандарт антикоррупционного поведения, и кодекс профессиональной этики, и методы разрешения конфликта интересов, и многое другое, напрямую

не относящееся к оперативно-служебной деятельности. В связи с этим вуз сегодня — это не только учреждение, готовящее специалистов, но, главным образом, — образовательная среда, в которой осуществляется непрерывный процесс обучения и воспитания.

Среда — это ценностные ориентации, структура управления, люди, взаимосвязи и взаимоотношения, морально-психологическая атмосфера, материальные и бытовые условия. Если среда нормальная, здоровая, эффективно функционирующая — она с большой вероятностью сформирует нормального специалиста, и наоборот.

И в нашей среде есть конфликты интересов, и самая подверженная им категория — преподаватель. С одной стороны — интересные планы и перспективы в научной и методической работе, педагогическое творчество, романтика профессии, а с другой — слабо обученный в школе курсант, с трудом усваивающий самые элементарные понятия, которому даже «двойку» ставить не за что. А ещё у преподавателя есть семья, домашние дела, общение с коллегами, налаживание профессиональных связей...

Пожертвовать всем этим ради того, чтобы ценой огромных усилий, дополнительных занятий преодоления непонимания руководства курса «вытащить» отстающего курсанта на уровень «правильной» тройки, на худой конец — настоять на его отчислении, когда все мыслимые и немыслимые способы исчерпаны или пойти по лёгкому пути? Этот нравственный выбор каждый преподаватель делает по многу раз даже не за год — за семестр. И его личный пример воспитывает будущих сотрудников полиции, откладывается на подсознательном уровне: в подобной ситуации они поступят так же.

Еще одна проблема, требующая незамедлительного решения, — это языковая компетентность нашего среднестатистического курсанта и выпускника. Значительную часть профессиональной деятельности сотрудника полиции занимает общение с гражданами, коллегами, руководством, подчиненными, должностными лицами. Возможны контакты с представителями СМИ и общественных организаций. Наши выпускники ведут диалог с преступниками, подозреваемыми и потерпевшими. Следует признать, что многие наши воспитанники не имеют навыков публичных выступлений, не умеют грамотным литературным языком излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию, адаптироваться к собеседникам в соответствии с их

возрастной, национальной, социальной, гендерной принадлежностью. Большие затруднения испытываю т они и в общении с нарушителями общественного порядка, проведении опросов, допросов и т. д.

Данная проблема усугубляется низкой речевой культурой выпускников общеобразовательных школ, низкими стандартами повседневного общения молодежи и интернет-сообщества. Очевидно, что она должна решаться в течение всего периода обучения специалиста: в рамках специальных курсов, факультативов, в активных формах проведения занятий: тренингах, деловых играх, но в основном — в рамках внеаудиторных форм работы: кружков, дополнительных занятий, консультаций, культурно-массовых и научных мероприятий. Формированию правильной речевой культуры курсантов, навыков публичного общения и грамотного изложения мыслей в документах необходимо уделять значительное внимание и в методиках проведения семинаров, круглых столов, практических занятий. Следует шире практиковать видеосъемку групповых занятий с последующим разбором не только действий курсантов, но и культуры их речи, а также изучение лучших образцов языковой культуры на примерах театральной классики, выступлений деятелей искусства, ученых, политиков, руководителей министерства.

Одним из решений обозначенной проблемы будет разработка кафедрами СГЭД, иностранных языков, ОРД, уголовного процесса программы формирования языковых компетенций выпускника института в течение всего периода его обучения.

Если непредвзято и заинтересованно посмотреть на учебно^-воспитательный процесс, то подобных проблем мы увидим немало. Их надо решать — может быть, не одновременно все сразу, но ежедневно, ежечасно работать над их преодолением. К сожалению, при всем богатстве мирового и отечественного педагогического наследия готовых рецептов нет. Есть только общий руководящий принцип: ответственность перед коллегами, начальниками, подразделениями ОВД, департаментом и министерством за результаты своего труда, престиж подразделения, кафедры, института.

Известно, что педагог — это призвание, и качество его труда не определяется размером вознаграждения. Хочется верить, что подавляющее большинство из нас работает, руководствуясь призванием, хотя и на вознаграждение, и на условия труда в последнее время грех

жаловаться. Страна доверила нам свое главное достояние — будущее правопорядка, завтрашний день безопасности своих граждан, подготовку тех, кто будет охранять наш дом. Это доверие мы обязаны оправдать своим трудом, усердием, талантом и профессионализмом.

Впереди 2013 год. Он ставит перед нами новые сложные и масштабные задачи.

В наступившем году на базе института проводится Всероссийское совещание руководителей УВО МВД, ГУ, У по субъектам РФ, соревнования по стрельбе вузов МВД России и другие важные мероприятия. Нам предстоит основательно поработать над совершенствованием учебно-воспитательного процесса, поднять на качественно новый уровень работу по профильным направлениям подготовки специалистов и научной деятельности вуза, определенным МВД России.

Только эффективная, слаженная совместная работа, направленная на освоение новых знаний, технологий, реализацию перспектив -ных идей, обеспечит нам успешное движение вперед, позволит стабильно развиваться и укреплять авторитет вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.