итоги 2011 года и задачи развития сельского хозяйства владимирской области на 2012 год
Доклад В.В. Гусева заместителя губернатора области, директора департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области на областном сельском форуме по теме: «Выполнение долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Владимирской области 2009-2012 годы» и задачи на 2012 год», проведенном 30 марта 2012 г.
Основа для сегодняшнего обсуждения - программная статья главы правительства РФ В.В. Путина по вопросам социально-экономического развития государства, в которой он продекларировал, что «... нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе», а также параметры развития сельского хозяйства, определенные Госпрограммой и доктриной продовольственной безопасности России, а также долгосрочными целевыми программами «Развитие сельского хозяйства Владимирской области» и «Социальное развитие села».
Итоги реализации долгосрочной целевой программы показывают, что за прошедшие годы в сельском хозяйстве Владимирской области: созданы предпосылки для устойчивого наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции; обеспечена доступность финансовых ресурсов для производителей благодаря использованию механизма субсидирования процентной ставки по кредитам; оказана прямая государственная финансовая поддержка отраслям животноводство и растениеводство; нивелированы последствия аномальной жары 2010 года; приняты меры по техническому переоснащению отрасли и введению льготных цен на ГСМ; а также наметилась тенденция улучшения социальной ситуации в сельской местности.
Говоря об итогах выполнения программных мероприятий, хочу напомнить, что к сезону 2011 г. мы подошли с особыми ожиданиями: стояла задача преодолеть последствия засухи в сельском хозяйстве, и она была решена.
Объем производства продукции сельского хозяйства составил
24.4 миллиарда рублей, индекс производства продукции по сравнению с 2010 г. вырос на 29%, в целом по Российской Федерации - на 21%. Производство продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий увеличилось до 163% к уровню прошлого года. Помимо благоприятных погодных условий на это повлияли планомерная работа по внедрению современных ресурсосберегающих технологий выращивания сельскохозяйственных культур и увеличение сортовых посевов.
В 2011 г. во всех категориях хозяйств произведено 164 тыс.т зерна, что больше уровня 2010 г. на 49% при средней урожайности - 19,5 ц/га (на 18,9%). Наивысшая урожайность получена в Суздальском, Юрьев-Польском и Собинском районах.
Производство картофеля составило 372 тыс. т, что в 2,4 раза больше 2010 г., в том числе в сельхозорганизациях -
97.5 тыс. т или в 3,7 раза. Овощей собрано без малого 167 тыс. т (138%), в том числе в сельхозорганизациях -15,3 тыс. т (в 2,2 раза).
Основными производителями картофеля и овощей остаются хозяйства населения, а среди сельхозоргани-заций — хозяйства Меленковского, Гусь - Хрустального и Муромского районов, на долю которых приходится 37,7 и 15,5% от всего картофеля и 58% овощей открытого грунта.
Сельхозтоваропроизводители уделяют большое внимание совершенствованию кормопроизводства - расширению посевов высокоэнергетичных культур, обновлению и увеличению смешанных посевов многолетних трав. Внедрение новых агротехнических приемов выращивания кормовых культур и технологий их заготовки позволяет обеспечивать ежегодный прирост производства грубых и сочных кормов. В 2011 г. средняя кормообеспеченность условной головы КРС зернофуражом составила 30 - 36 ц корм.ед., в 2010 г.
этот показатель не превышал 28. Таким образом, мы видим, что отрасль растениеводства полностью восстановилась после прошлогодней засухи.
Во Владимирской области постепенно происходит изменение структуры севооборота с целью обеспечения качественными кормами отрасли животноводства, которая остается одной из ключевых в агропромышленном комплексе. В 2011 г. показатели животноводства значительно увеличились. Впервые рост индекса производства продукции составил 5%, тогда как в целом по Российской Федерации не превысил полутора процентов.
С 2009 г. стабильно растет численность поголовья скота. К началу 2012 г. поголовье КРС достигло 145 тыс. голов и увеличилось на 3,7%, коров - на 3,4%, свиней - на 19,4%.
За годы реализации программы доля племенного скота в молочном стаде выросла с 37,3% в 2008 г. до 50,9% в 2011 г. Благодаря замещению менее продуктивных пород более продуктивными по крупным и средним сельхозорганизациям удалось получить наивысшую (5917 кг) по ЦФО продуктивность коров, а в рейтинге областей Российской Федерации по этому показателю область заняла 4 место.
В хозяйствах всех категорий надоено
333,5 тыс. т молока, и, хотя мы не достигли планового показателя, уровень
2010 г. превышен на 6,9%. На 1,5 процента больше планового показателя произведено мяса - 62,9 тыс.т. Хочу отметить Ковровский, Селиванов-ский, Суздальский, Собинский и Ме-ленковский районы, которые с 2008 г. ежегодно обеспечивали выполнение программных показателей по производству молока. В производстве мяса плановые показатели превысили сельхозтоваропроизводители Александровского, Кольчугинского, Пету-шинского, Суздальского и Собинского районов.
Выполнению необходимого объема сельскохозяйственных работ при меньших затратах материальных и трудовых ресурсов способствует обновление парка техники и технологий.
За последние четыре года сельскохозяйственной техники и оборудования приобретено на сумму более 3 милли-
ардов рублей, закуплено 504 трактора, 77 зерноуборочных, 92 кормоуборочных комбайнов, 1,1 тысяча единиц другой сельскохозяйственной техники и оборудования. В 2011 г. только по областному лизингу поставлено 60 единиц техники на сумму 81,4 млн. рублей. При этом замена устаревшей техники происходит за счет приобретения более энергонасыщенной. Показатель энергообеспеченности в 2011 г. составил 182,7 л.с. на 100 га пашни, в целом по Российской Федерации -168 л.с.
В 2011 г. во всех районах реализовано 32 инвестиционных проекта по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих объектов, из которых вновь построено 4 молочных комплекса и 2 помещения для содержания молодняка КРС (всего на 2,6 тыс. скотомест), 2 свиноводческих объекта на 20,4 тыс. скотомест. Реконструировано 6 тыс. скотомест для КРС,
20.8 тыс. скотомест для свиней, 2 птицеводческих объекта на 0,3 млн. голов.
Индекс физического объема инвестиций в 2011 г. составил 107,1%. Всего за годы реализации программы во всех районах, кроме Киржачского, реализовано 128 инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих объектов, из которых вновь построено 19 молочных комплексов и 5 помещений для содержания молодняка КРС (всего на 19,8 тыс. скотомест), 10 свиноводческих объектов на
51.9 тыс. скотомест. Реконструировано
43,7 тыс. скотомест для КРС, 58,9 тыс. скотомест для свиней, 3 птицеводческих объекта на 1,3 млн. голов и один для содержания овец.
Использование новой техники и технологий в хозяйствах Суздальского, Собинского, Муромского, Селиванов-ского, Юрьев-Польского, Меленковско-го районов дает возможность получать высокие урожаи сельскохозяйственных культур, увеличивать продуктивность животноводства, повышать производительность труда и снижать затраты производства.
По предварительным расчетам в условиях 2011 г. прибыль сельскохозяйственных организаций увеличилась к 2010 г. на 25% и составила 876 млн. руб., рентабельность сельскохозяйственного производства сложилась на уровне 8%, увеличившись к предыдущему году почти на 1%, при этом удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций от их общего количества остается низким, на уровне 75%. Неплохо, на 25% больше уровня 2010 г., выросла
заработная плата, закрепившись выше 15 тыс. руб.
Удержанию тенденции положительного развития отрасли в немалой степени способствовала бюджетная поддержка сельского хозяйства, говоря о которой хочу подчеркнуть, что в последние годы она имеет тенденцию к росту. Если 2008 г. объем выделенных из бюджета средств составил 1200 млн. руб., то в 2011 г. он превысил 1623 млн. руб. Основная часть средств -
1147,7 млн. руб. была направлена на субсидирование части затрат по обслуживанию полученных кредитов, объем которых в 2011 г. достиг 16,5 млрд. руб.
В соответствии с соглашением, подписанным с Минсельхозом РФ, объем субсидий для АПК области в 2012 г. составит 1678 млн. руб., в том числе на мероприятия по социальному развитию села - около 125 млн. руб. Как и в прошлом году, большее количество средств, в размере 1208 млн. рублей, будет направлено на субсидирование процентных ставок по полученным кредитам. Такая политика, как показывают результаты деятельности, оправдала себя.
В 2012 г. дополнительно разработаны экономически значимые программы: «Развитие производства,
убоя и глубокой переработки свиней во Владимирской области на 20122014 годы», «Развитие мелиоративных систем общего и индивидуального пользования в организациях АПК Владимирской области на 20122014 годы», Долгосрочная целевая программа «Развитие малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве Владимирской области на 2012 -2014 годы», также в соответствии с Постановлением правительства в текущем году будет оказана поддержка на закупку племенного молодняка.
Мы хорошо знаем, как порой трудно живут люди на селе. Наша задача не только обеспечить производство сельскохозяйственной продукции, но и повысить качество жизни, сделать село привлекательным для молодёжи, для ведения собственного бизнеса, для того, чтобы здесь создавались и крепли многодетные семьи. Работа в этом направлении проводится в рамках программы «Социальное развитие села».
За последние 4 года уже более 200 молодых специалистов и молодых семей на селе смогли улучшить свои жилищные условия, ими приобретено и построено свыше 11 тыс. кв. м жилья. Всего с 2008 по 2011 г. в рамках программы построено и приобретено 19,2 тыс. кв.м. Самым активным среди
муниципальных районов в 2011 г. был Меленковский район, где свои жилищные условия улучшили 17 семей, в том числе 10 молодых семей и молодых специалистов. На территорию района привлечено 6,8 млн. руб. средств федерального бюджета, 5,1 млн. руб. -областного, 0,5 млн. руб. - местного. Пять участников приобрели вновь построенные квартиры в домах, которые были построены СПК племзавод «Иль-кино». В Суздальском районе улучшили свои жилищные условия 10 семей, в Ковровском - 9, в Камешковском - 7, Юрьев-Польском и Собинском -по 6 семей.
В 2011 г. проекты по обеспечению сельского населения питьевой водой и газификации домов осуществляли в Гусь-Хрустальном, Камешковском, Ковровском, Меленковском, Муромском, Селивановском, Собинском, Суздальском и Юрьев-Польском районах. В Селивановском - реконструкция зданий школ под фельдшерско-акушерские пункты.
За 2011 г. введено 165 км распределительных газовых сетей и 10 км водопроводных, а также открыто 2 ФАПа. Уровень газификации сельской местности природным газом к концу года достиг 37%, обеспеченность сельского населения питьевой водой - 53,7%.
Значительный вклад в эффективное развитие рынка продуктов питания и укрепление продовольственной безопасности вносит пищевая промышленность, доля которой в структуре обрабатывающих производств составляет 30%. Объем производства отрасли составил 66,7 млрд. руб., превысив показатели 2010 г. на 7,2%.
В 2011г. отмечался рост выпуска колбасных, кондитерских, макаронных изделий, рыбной продукции, плодоовощных консервов, муки, патоки, продуктов из картофеля, комбикормов, премиксов и др.
Развитие предприятий продовольственного комплекса области закономерно. За последние 5 лет инвестиции в основной капитал организаций составили более 16 млрд. руб., в 2011 г. - 1667,2 млн. рублей. Работы по техническому перевооружению проводили ЗАО ХК «Ополье», ЗАО «АБИ Продакт», ОАО «Владимирский хлебокомбинат», ЗАО «Сырзавод», ООО «КПЗ «Новлян-ский», ОАО «Хлебная база № 9», ОАО «Юрьев - Польский мясокомбинат», а также кондитерские предприятия. Это позволило расширить ассортимент и повысить качество выпускаемой продукции. Всего утверждено более 30 собственных рецептур, освоено и внедрено в производство 62 наимено-
вания новых видов изделий. В 2011 г. лауреатами и дипломантами Всероссийского конкурса качества продукции «100 лучших товаров России» стали ЗАО ХК «Ополье», филиал ОАО «Компания «Юнимилк» «Молочный комбинат «Владимирский», ЗАО «Поком», ЗАО «Стародворские колбасы», ООО «Дел-Ко», СПК «Владимирский» (компания «Алонка»).
Несомненно, новый импульс в обновление основных фондов предприятий пищевой промышленности внесет разработанная Минсельхозом России Программа развития агропромышленного комплекса России на 2013-2020 гг., которая расширит направления, на которые можно будет получать субсидируемые кредиты.
Уважаемые коллеги, все те положительные моменты, о которых я сказал, в первую очередь - ваша заслуга. В то же время есть вопросы, которые требуют постоянного внимания, и существуют задачи, которые нам необходимо решать ежегодно.
Одна из них - качественное проведение весенней полевой кампании. Важно провести ее в короткие сроки, в запланированных объемах, обеспечив необходимое производство продукции и заготовку грубых и сочных кормов для общественного животноводства на уровне 28 ц. корм. е. Для этого созданы все предпосылки.
Под урожай текущего года озимых культур посеяно на 15,2% больше, чем в 2010 г., общий клин составил
39,5 тыс. га. По предварительным данным посевные площади сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств ожидаются на уровне
339,8 тыс. га, что на 3,8 тыс. га больше
2011 г., в том числе в сельскохозяйственных организациях - 300,9 тыс. га. (2,7 тыс. га). Планируется вовлечь в сельскохозяйственный оборот 9 тыс. га ранее неиспользуемой пашни (2011г.-8,8тыс. га). Увеличить посевные площади планируется в 10 районах области. Глав и руководителей Вязниковского, Гороховецкого и Судогодского районов прошу обратить внимание и по возможности сократить намечаемое снижение посевных площадей
Хозяйства в полной потребности обеспечены семенами яровых зерновых культур, посадочным материалом картофеля. В настоящее время принимаются меры по закупке недостающего количества семян кукурузы, многолетних трав, элитных семян яровых зерновых и картофеля. В то же время вызывает опасение слабая обеспеченность минеральными удобрениями, которая на сегодняшний день не превышает
19%. Соглашения на поставку средств химизации заключены, поэтому необходимо принять все меры по приобретению запланированных объемов минеральных удобрений.
На проведение весеннего сева в текущем году в 2,5 раза увеличатся поставки дизельного топлива по сниженным ценам. Объем поставок на март-июнь составит 5,1 тыс. т, что обеспечит потребность на 85%. Реализация постановления Правительства по вопросам обеспечения сельхозтоваропроизводителей ГСМ по льготным ценам позволит сэкономить более 45 млн. руб.
Все здесь присутствующие понимают, насколько важно выполнить все намеченное в рамках весенней кампании, и я уверен, что вы предпримете для этого все необходимые меры.
Хотел бы обратить внимание на то, что с 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования» и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». В законе в частности говорится о том, что в качестве условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по отдельным направлениям в сфере производства сельскохозяйственной продукции может устанавливаться наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) договоров сельскохозяйственного страхования, отвечающих требованиям законодательства. На сегодняшний день можно застраховать посевы, уплатив только 50 % начисленной по этому договору страховой премии, остальные средства будут перечисляться страховой организации напрямую из бюджета области. Прошу руководителей сельхозпредприятий отнестись к этому с полной серьезностью и по возможности обеспечить страхование посевов.
Следующей задачей, на которую непосредственно влияет качественное проведение весенней полевой кампании текущего года, является успешное завершение реализации Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы, предусматривающей в качестве основных параметров рост объемов производства сельскохозяйственной продукции.
Напомню, что в соответствии с программой к концу 2012 г. необходимо произвести 200 тыс. т зерна, 195 тыс. т овощей, 341 тыс. т молока и 64,5 тыс. т.
мяса. Достигнутые объемы производства в 2011 г. и итоги работы отрасли животноводства в первые два месяца 2012 года говорят о том, что это вполне реально.
Однако повышение эффективности сельскохозяйственного производства невозможно без продолжения освоения новейших технологий и строительства (реконструкции) животноводческих объектов. В настоящее время продолжается строительство 9 животноводческих комплексов по производству молока, свинокомплексов в ООО «Фирма Мортадель» и ИП КФХ Авакян Б.Р., реконструкция в ЗАО по свиноводству «Владимирское», птицефабрики «Центральная» и комбикормового завода ООО «Неокорм». Кроме того, реконструируют животноводческие помещения в СПК «Илькино», ЗАО «Рассвет», ООО «Мечта» и ООО «УПХ «Ставровское» и других. Проведенное в этом году совещание руководителей хозяйств, желающих продолжить работу в этом направлении, продемонстрировало заинтересованность значительного количества сельскохозяйственных организаций. Необходимо ускорить предоставление в департамент соответствующих пакетов документов.
Занимаясь строительством и модернизацией молочных животноводческих комплексов, создавая комфортные условия содержания животных, крайне важно продолжить работу по развитию и мясного животноводства. Это одна из важнейших, но в то же время наиболее проблемная отрасль агропромышленного комплекса. Реализация начатых и планируемых проектов по строительству и реконструкции животноводческих и птицеводческих комплексов, мясоперерабатывающих предприятий, развитие транспортно-логистической системы позволит обеспечить население области мясом птицы и свининой собственного производства в пределах рациональных норм. Необходимо усилить работу и по направлению мясного скотоводства.
Говоря об отрасли животноводства, хотел бы заострить ваше внимание еще на одном вопросе, а именно на ситуации по чуме свиней. В 2011 г. на территории Владимирской области было зарегистрировано 7 случаев классической чумы свиней, из них 4 в малых формах хозяйствования и 3 КЧС кабанов. Как показывает расследование и анализ изучения вспышек данного заболевания у домашних свиней, главной причиной возникновения болезни на территории области было отсутствие надлежащего учёта поголовья животных в личных подсобных хо-
зяйствах и несоблюдение требований содержания и кормления (скармливание непроваренных пищевых отходов). Напряжённая ситуация в Российской Федерации остаётся и по Африканской чуме свиней, причём зона распространения заболевания охватывает уже
5 Федеральных округов (Южный, Северо-Кавказский, Северо-Западный, Приволжский и Центральный), экономический ущерб от заболевания очень большой.
В целях недопущения заноса вируса Африканской чумы свиней на территорию Владимирской области и возникновения новых вспышек классической чумы свиней необходимо всем руководителям предприятий и малым формам хозяйствования, имеющим свинопоголовье, обеспечить выполнение ветеринарно-санитарных правил. Необходимо рассматривать вопросы о возможности перевода свиноводства на альтернативные подотрасли животноводства (скотоводство, овцеводство, кролиководство, птицеводство).
Ветеринарной службе области необходимо регулярно проводить разъяснительную работу среди населения
06 опасности заболеваний и мерах его предупреждения, усилить контроль за выполнением мероприятий по предотвращению распространения и ликвидации очага классической чумы свиней.
Следующая задача, которая стоит перед нами - это решение вопроса использования сельскохозяйственных угодий. Она не теряет своей актуальности. Я говорю об обеспечении эффективного использования пашни как основного средства производства сельскохозяйственной продукции. За годы земельной реформы из сельскохозяйственного оборота изъято около 200 тыс. га пашни. Произошло это по разным причинам, но в большей степени из-за того, что появились новые собственники земель сельхозназначения - физические лица. По состоянию на 01.01.2012 в собственности граждан находилось 179,8 тыс. га или 32% от всей пашни (2005г. - 41,1 тыс. га), из них используется только 17,5%. В отдельных районах (Судогодский, Александровский, Гусь-Хрустальный, Киржачский, Камешковский, Ковров-ский, Кольчугинский) не используется в сельскохозяйственном производстве от 53 до 70 %. В соответствии со статьей 12.1. федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» органы местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой
собственности, обязаны организовать работу по признанию права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными, с тем, чтобы получить возможность оформления таких земельных участков в муниципальную собственность для передачи в аренду эффективно работающим сельхозтоваропроизводителям. ОМС необходимо организовать работу по проведению инвентаризации сельскохозяйственных угодий.
Хозяйствующим субъектам в свою очередь необходимо активизировать работу по оформлению прав на землю согласно действующему законодательству, включающую в себя образование земельных участков с целью осуществления их государственного кадастрового учета и регистрации в соответствии с Федеральным законодательством. И работу эту надо завершить до 1 июля 2012 г.
Повышение эффективности и конкурентоспособности сельского хозяйства невозможно в условиях дефицита квалифицированных кадров. В 2011 г. наметились первые положительные тенденции в кадровом обеспечении АПК области - приостановлено сокращение численности работающих в сельском хозяйстве. Их количество увеличилось на 260 человек и составило 13,3 тыс. В результате потребность в кадрах сократилась на 10%, но сложность в решении кадрового голода осталась.
Важный аспект в обеспечении кадрами - закрепление молодых специалистов на селе. В 2011 г. в сельскохозяйственное производство пришло 30 молодых специалистов. Это количество явно не восполняет имеющуюся потребность. Поправить положение может только обучение специалистов за счет средств сельхозорганизаций. К сожалению, в последние годы многие руководители не ведут профориентационную работу среди учащихся школ, не практикуют целевого направления в учебные заведения за счет средств хозяйств, не привлекают студентов высших, средних и начальных образовательных учреждений для прохождения производственной и преддипломной практики. Вместе с тем возможности для работы в этом направлении есть. Ежегодно 3 аграрных вуза ведут прием абитуриентов по целевому набору. В случае заявок от организаций АПК с
2012 г. можно будет заключить договор на целевой прием и с Московским государственным университетом пищевых производств. Кроме того, в области ведут подготовку кадров для АПК филиал РГАЗУ, 3 средних и 4 начальных
профессиональных образовательных учреждения.
В целях притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе в Закон «О развитии сельского хозяйства на территории Владимирской области» включена статья «Государственная поддержка кадровой политики в сельском хозяйстве Владимирской области», которая вступает в силу с 1 мая т.г., предусматривающая единовременную денежную выплату молодым специалистам, получившим высшее, среднее или начальное профессиональное образование на условиях софинансирования с хозяйствами.
Развитие в регионе крестьянских фермерских хозяйств - также важный вопрос. В развитии АПК Владимирской области в 2011 г. увеличилась доля КФХ в общем объеме продукции сельского хозяйства с 1,3 до 2,2%. В этой категории хозяйств возросло поголовье крупного рогатого скота, свиней, увеличилось производство мяса, молока и яиц.
И хотя крестьянские фермерские хозяйства не являются определяющими в формировании продовольственного баланса области, они выполняют другие не менее значимые, в том числе и социальные функции. Стимулирование развития КФХ способствует освоению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, снятию социального напряжения в обществе, улучшению демографического положения и повышению качества жизни на селе, решению вопросов самозанятости, сохранения многоукладности сельской жизни в удаленных населенных пунктах, на территории которых не функционируют сельскохозяйственные организации.
В целях увеличения роли КФХ в области разработана долгосрочная целевая программ «Развитие малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве Владимирской области на 20122014 годы». В рамках программы в дополнение к уже имеющейся поддержке планируется реализация мер, направленных на расширение возможностей использования земли в качестве залога, поддержку начинающих фермеров и строительство семейных животноводческих ферм.
Наша стратегическая задача - сформировать на селе сильный класс собственников и развивать предпринимательство для устойчивого развития сельских территорий.
И в завершение хотел бы вернуться к программе развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг., проект которой разработан в Минсельхозе России и
сейчас идет согласование в Правительстве. Новая программа предусматривает за счет средств федерального бюджета помимо уже существующих мер поддержки следующее: приобретение быков-производителей организациями по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных; приобретение семени быков-произво-дителей, которые улучшают качество потомства; приобретение племенного молодняка; субсидирование производства 1 литра реализованного (товарного) молока в осенне-зимний период (с октября по апрель); поддержку кредитования переработки продукции животноводства и растениеводства; компенсацию части затрат на известкование и фосфоритование кислых почв, агрохимическое и эколого-ток-сикологическое обследование земель сельскохозяйственного назначения; субсидирование затрат на вовлечение неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот; возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых
премий в отрасли животноводства.
Ряд перечисленных направлений уже субсидируют за счет областного бюджета по нашей действующей программе, другие потребуется добавить.
Нам предстоит в ближайшие месяцы проделать серьезный объем работы: разработать областную и муниципальные программы, согласовать и заключить соглашение с Минсельхо-зом и с каждым муниципальным районом, разработать и принять областной и муниципальные порядки реализации программ, обеспечить все программы финансированием. Конечно, при разработке программы мы будем учитывать мнение сельхозтоваропроизводителей и всех заинтересованных лиц в ее реализации.
Итоги текущего года показывают, что сельское хозяйство области становится более устойчивым и гораздо более сбалансированным, а значит, открываются новые перспективы и для людей, которые живут и работают на селе.
Главная задача - обеспечить нормальную жизнь населению в сельской местности, а жителей области — продовольствием собственного производства по доступным ценам. Эта работа будет продолжена и при реализации мероприятий новой Госпрограммы, что позволит не только решить основные задачи Доктрины продовольственной безопасности, обеспечить устойчивый рост производства сельскохозяйственной продукции, но и изменить к лучшему настроение людей на селе, их социальное самочувствие, несмотря на сложности, с которыми все мы часто сталкиваемся. Не думаю, что нам станет проще и при вступлении России во Всемирную Торговую Организацию. А это значит, что необходимо настроиться на работу в еще более жесткой конкурентной среде, занимаясь снижением неэффективных расходов, повышая производительность труда, отстаивая свои каналы сбыта.
состояние государственной поддержки сельского хозяйства курской области
Жахов Н.В. — Курская ГСХА им.проф. И.И.Иванова
E-mail: [email protected]
Целевой вектор развития сельского хозяйства предопределен политическими устремлениями страны: сделать Россию не только энергетической, но и ведущей мировой продовольственной державой.
Потребности сельского хозяйства в государственной поддержке определяются целями аграрной политики. Генеральная цель экономической политики государства - создание соответствующих условий для экономической и социальной стабильности и адаптации к этим изменениям; создание благоприятных условий для функционирования рыночных отношений; расширенное воспроизводство в сельском хозяйстве. Задача безопасности и социальная цель преобразований в агрокомплексе включает освобождение страны от продовольственной импортозависимости и стабилизацию продуктовых цен.
Бюджетная поддержка сельхозпроизводителей включает финансирование программ, направленных на решение отдельных задач в агропро-довольственном секторе. В настоящее время поддержка АПК осуществля-
ется в следующих основных формах: бюджетные субсидии на сельскохозяйственное производство и материально-технические ресурсы, льготное кредитование предприятий АПК, лизинг сельскохозяйственной техники и племенных животных с использованием бюджетных средств; государственные закупки сельхозпродукции и продовольствия; поддержка страхования урожая сельскохозяйственных культур, финансирование инвестиционной деятельности, также сюда относятся субсидии из бюджета на поддержку растениеводства и животноводства и другие программы.
Государственная поддержка программ и мероприятий по развитию растениеводства включает субсидии на поддержку элитного семеноводства, субсидии на уплату части страхового взноса при страховании урожая сельскохозяйственных культур, субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями и другие субсидии на поддержку растениеводства.
К государственной поддержке программ и мероприятий по развитию жи-
вотноводства относятся: субсидии на поддержку племенного животноводства, то есть на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, на содержание племенных быков-производителей и на реализуемое сельхозтоваропроизводителями семяплеменных производителей, субсидии на приобретение племенных животных, прочие субсидии по развитию селекции и племенного дела в животноводстве [1].
Рассмотрим величину и структуру расходов консолидированного бюджета на поддержку сельхозтоваропроизводителя Курской области в 2005 -2010 гг. [2]
Государственная поддержка за анализируемый период увеличилась в
6,8 раза. В 2005 г. фактически получено 217,202 млн. руб., а в 2010 г. - уже 1491,590 млн. руб. Увеличилась более чем в 13 раз с 2005 г. по 2010 г. государственная поддержка на одного среднегодового работника, занятого в сельскохозяйственном производстве, с 5 до 67 тыс. руб.
Поддержке сельскохозяйственных