Научная статья на тему 'Итальянец в Таганроге: Валериан Гаэтанович Молла (1872-1938)'

Итальянец в Таганроге: Валериан Гаэтанович Молла (1872-1938) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
562
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЕРИАН МОЛЛА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ТАГАНРОГА / ДИРИЖЕР / ПЕДАГОГ / КОМПОЗИТОР / VALERIAN MOLLA / MUSICAL CULTURE OF TAGANROG / CONDUCTOR / PEDAGOGUE / COMPOSER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крупницкая Галина Александровна

Биографический очерк, посвященный дирижеру, композитору, педагогу В. Г. Молла, внесшему бесценный вклад в развитие музыкальной культуры Таганрога первой трети XX века. Прослежены основные этапы творческой и педагогической деятельности музыканта. Уточнены датировки многих фактов из истории семьи Молла. Приведены названия ряда музыкальных сочинений, выявленных на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An Italian in Taganrog: Valerian Gaetanovich Molla (1872-1938)

The given biographical sketch is dedicated to the conductor, composer and pedagogue V. G. Molla who made an invaluable contribution to the development of Taganrog musical culture in the fist third of the 20-th century. The main periods of the musician's creative and pedagogical activity are traced in it. Many dates and facts in the history of the Mollas are defined more exactly. A list of his musical compositions known nowadays is also included.

Текст научной работы на тему «Итальянец в Таганроге: Валериан Гаэтанович Молла (1872-1938)»

музыкальная культура юга россии

MUSIC CULTURE OF THE SOUTH RUSSIA

Г. Крупницкая

итальянец в Таганроге: валериан ГАЭТАНОВИЧ МОЛЛА (1872-1938)

G. Krupnitskaya

AN ITALIAN IN TAGANROG: VALERIAN GAETANOVICH MOLLA (1872-1938)

Биографический очерк, посвященный дирижеру, композитору, педагогу В. Г. Молла, внесшему бесценный вклад в развитие музыкальной культуры Таганрога первой трети XX века. Прослежены основные этапы творческой и педагогической деятельности музыканта. Уточнены датировки многих фактов из истории семьи Молла. Приведены названия ряда музыкальных сочинений, выявленных на сегодняшний день.

Ключевые слова: Валериан Молла, музыкальная культура Таганрога, дирижер, педагог, композитор.

The given biographical sketch is dedicated to the conductor, composer and pedagogue V. G. Molla who made an invaluable contribution to the development of Taganrog musical culture in the fist third of the 20th century. The main periods of the musician's creative and pedagogical activity are traced in it. Many dates and facts in the history of the Mollas are defined more exactly. A list of his musical compositions known nowadays is also included.

Key words: Valerian Molla, musical culture of Taganrog, conductor, pedagogue, composer.

То тихая, то грозная азовская волна, гонимая порывистым ветром степного Приазовья; город, утопающий в ароматах цветов и южных плодов; люди, наполненные жизненной энергией множества народов,

- это Таганрог. И всё, что происходит в нем, создает его музыку.

Поэтому музыка, как вид искусства, всегда была близка и необходима его жителям. Здесь понимают, высоко ценят и хорошо знают ее, а также музыкантов. Жители города воспитывают своих детей в благоговейном почтении к лучшим образцам музыкальной культуры.

Таганрог - родина композитора Ахиллеса Алфераки, скрипачей Михаила Алфераки (обладателя скрипки мастера Маджини), Николая Авьерино, Адольфа Бродского, педагога и композитора Самуила Майкапара... Как писал на рубеже XIX-XX вв. один из первых историков города П. П. Филевский, музыку в Таганроге «любят решительно все». Звуки греческого сиртаки, исполняемого на бузуке, соседствовали с простейшим армянским напевом, то с грустными, то удалыми русскими и украинскими песнями, а также с веселыми

В. Г. Молла (фотоателье Рубанчика в Таганроге), 1901

итальянскими песнями и ариями из популярных итальянских опер.

Огромный вклад в развитие музыкальной культуры города внесло семейство Молла. Гаэтано Варфоломеевич Молла (1845-1894), уроженец Милана1, стоял у истоков профессионального музыкального искусства в Таганроге. Он прибыл в Таганрог в 1868 году по приглашению в качестве хормейстера, концертмейстера и дирижера в Таганрогский театр. Снискал популярность и любовь у горожан. П. П. Филевский вспоминал о нем: «Более всех был известен Таганрогу учитель хора Гаэтано Варфоломеевич Молла. Это был благороднейший и добрейший человек, отплативший сторицею новому отечеству за гостеприимство. Не было случая, чтобы он кому-нибудь отказал в уроках пения, если даже и бесплатно, не было случая, чтобы он отказал какому-нибудь благотворительному обществу в устройстве концерта. Всё это он делала охотно и бесплатно. Он же управлял много лет симфоническим оркестром в городском саду» [21, 463].

В Таганроге он женился на Елизавете Николаевне Драшкович (1849-1911), дочери купца 3-й гильдии. В 30-е годы XIX века ее отец и его наследники держали кирпичный завод, владели домами по ул. Петровской,

70 (94), Греческой, 105 и участком земли на берегу Азовского моря под Таганрогом. В первом браке Елизавета Николаевна была замужем за Куприяновым. В конце 1860-х годов она служила хористкой в городском театре, где познакомилась с Гаэтано Молла. 27 октября 1871 года они венчались в Греческой церкви [4, 374].

13 сентября 1872 года в семье Молла родился сын Валериан, которому суждено было преумножить музыкальную славу отца в городе. Валериан Гаэтанович рано стал заниматься музыкой. После окончания гимназии он поступил в Петербургскую консерваторию в класс профессора Соловьева.

Композицию у него вел Римский-Корсаков, с которым Молла в дальнейшем поддерживал дружеские отношения. Об этом периоде жизни В. Г. Молла есть прекрасные воспоминания

1 Во многих публикациях указывается, что Г. В. Молла родился в Генуе (со ссылками на воспоминания С. Ма-капара), но по данным семьи Молла он родился в Милане.

С. М. Майкапара, выдающегося музыканта, воспитанника Гаэтано Молла. В книге «Годы учения» он пишет: «Как-то на репетиции оркестра, во время которой, как всегда, среди музыкантов находился и маленький Валериан, отец дал ему свою дирижерскую палочку и сказал: „Ну-ка Валя, становись за пульт и продирижируй первую часть симфонии Моцарта".

Это была дивная симфония в соль-миноре. И вот Валериан, который много раз слышал эту симфонию и на репетициях, и на концертах своего отца, впервые взяв в руки палочку, с уверенностью продирижировал это произведение (нотам-то его отец успел научить), и оркестр охотно и послушно шел за ним» [8, 25].

Несмотря на отличные способности к музыке, мальчик был ленив, занимался плохо, чем приводил отца в отчаяние. Неизвестно, как бы сложилась музыкальная судьба Валериана. Но однажды С. М. Майкапар, желая отблагодарить своего первого учителя, сказал Гаэтано Молла: «Отправьте со мной Валю. Я его подготовлю к поступлению в консерваторию. Думаю, что в Петербурге вне дома он научится работать...» [8, 25]

Валериан Гаэтанович окончил консерваторию по двум специальностям - фортепиано и

теории композиции. Кроме того, он прошел еще дирижерский класс и стал отличным дирижером. Во время учебы в консерватории и по ее окончании Валериан Гаэтанович много времени уделял исполнительскому искусству, хотя уже и в эти годы начал сочинять музыку. Он концертировал в Вильно, Кишиневе, Екатеринославле, Харькове.

В. Г. Молла в кругу семьи, 1910-е годы

В Петербурге Валериан Гаэтанович знакомится и впоследствии женится на Анастасии Федоровне Михайловой (1876-1950), сестре своего консерваторского приятеля Николая Федоровича Михайлова, прославленного корнетиста, получившего от императора золотой корнет.

Вернуться в Таганрог его заставила болезнь отца, умершего от онкологического заболевания в поезде 8 февраля 1894 года на руках сына, когда они возвращались из Харькова, куда выезжали на консультацию к врачам.

Непросто складывалась творческая биография Валериана Гаэтановича в Таганроге: из-за постоянного сравнения с отцом всю жизнь ему приходилось отстаивать право на свою индивидуальность в искусстве. П. П. Филевский в связи с этим заметил: «Валериан Гаэтанович пошел по дороге отца, но по своему возрасту еще не смог приобрести такой всеобщей симпатии в городе, как его отец» [21, 463]. Но недаром говорят: «Молодость - это тот недостаток, который быстро проходит». И с годами музыкант во многом превзошел своего родителя. Горожане охотно посещали концерты под его управлением, отдавали ему своих детей для обучения музыке. Когда в Таганроге открылся кинотеатр «Великий немой» - в советское время «Рот-Фронт», - то солисты оркестра сопровождали своей игрой показ фильмов.

Репертуар оркестра был обширным. По воспоминаниям И. К. Мортэнсэна, дирижеру особо удавались произведения Аренского, Глазунова, Каменского, Дворжака, Чайковского. Значительное место в репертуаре оркестра занимали произведения современных авторов. Концерты проходили в зале и в саду Коммерческого клуба (дворец Н. Д. Алфераки) [9, 6].

С 1898 года в периодической печати города упоминаются выступления в Городском саду оркестра, руководимого В. Г. Молла. 2 июля 1907 г. также состоялся юбилейный бенефис Валериана Гаэтановича «По случаю десятилетия музыкальной деятельности в Таганроге». Программа вечера поражает своей разноплановостью и сложностью: Симфония № 5 П. И. Чайковского, симфоническая сюита А. Ильинского «Нур и Анистра», вступление к опере «Хованщина» М. П. Мусоргского и увертюра «Светлый праздник» Римского-Корсакова [18, 2-2].

В 1909 году В. Г. Молла на семь сезонов покидает Таганрог и работает в различных городах России: в 1909-1911 он дирижировал симфоническим оркестром Коммерческого клуба и Общественного собрания в Екатеринославле; в 1912 - в Ставрополе; в 1913 - Кисловодске и Вильно; в 1915 - в Ростове-на-Дону. «Стояло прекрасное лето 1913 г., - вспоминает С. Орлова, -

когда в Вильно были объявлены концерты симфонического оркестра в Бернардинском саду. ... На весь сезон мои родители купили билеты на концерты, которые давались по воскресеньям и средам.

Оркестр настроился и на эстраду вышел дирижер Валериан Гаэтанович Молла, красивый человек в пенсне, с небольшой бородкой. Отдав поклон публике, встретившей его аплодисментами и цветами, он поднял палочку. И с первых же тактов мы следили за каждым движением его рук - благородство и изящество жестов, в нужном месте - сила - оставило большое впечатление на слушателях. Нечего и говорить, что до самого последнего его концерта в Вильно мы слушали все его программы» [11, 1].

Но это не значит, что он не бывал в Таганроге, где его ждало многочисленное семейство: мать, жена и четверо детей. Его младший брат Николай Гаэтанович (1876-1910), к сожалению, прожил короткую, но яркую жизнь. Он был очень талантливым режиссером, блистательно дебютировавшим в Харькове. Его безвременный уход из жизни стал трагедией для всего семейства Молла. Его вдова Мария в 1930-е годы уехала с сыном Николаем за границу в Италию, а дочь Елизавета осталась в Таганроге и вышла замуж за Михаила Псалти. Безвременная смерть брата была не единственной трагедией в семье Молла. Наступило страшное время революций и Гражданской войны. Старший сын Борис Валерианович (1897-1919), подпоручик Дроздовского полка, погиб в 1919 году2. Младший сын Анатолий (1900-1920?) последовал вслед за братом. Внучка Валериана Гаэтановича Марианна пишет о нем: «Анатолий сбежал на войну в 17 лет и тоже погиб». По ее сведениям, он был взят на штыки. Этот факт, однако, никак документально не подтверждается3.

События Октябрьской революции застали В. Г. Молла в Таганроге. Он создает профсоюз оркестрантов и возглавляет его до 1919 года. В период Гражданской войны не прекращает свою музыкальную деятельность. 8-21 августа 1918 года в кинотеатре «Аполло» состоялись концерты, в которых прозвучали произведе-

2 По сведению Марианны Молла-Кулаковой, Валериан Гаэтанович похоронен в одной могиле со своим сыном Борисом.

3 Нина Владимировна Погребцова рассказывала, что Анатолий дружил с сыном племянницы Л. Н. Толстого Т. Денисенко, и что они действительно в период, когда Таганрог был ставкой генерала Деникина, бежали на фронт. Но в конце 1970-х годов человек, который в 20-е годы жил с семьей на подворье Денисенко и хорошо знал как Анатолия, так и Арсения, сообщил автору этих строк, что юноши в те годы якобы ушли за границу, однако позже он встретил Арсения в России.

В. Г. Молла среди музыкантов симфонического оркестра, 1929 г.

ния Сен-Санса, Листа, Чайковского. Продолжалась и его педагогическая работа, так удачно начатая еще до революции, когда помимо частных уроков Валериан Гаэтанович преподавал в гимназии Янович, где, по воспоминаниям Н. В. Погребцовой, в 1909-1910 годы поставил со старшеклассниками оперу Цезаря Кюи «Снежный богатырь». «Прекрасные костюмы и декорации сделал для этого спектакля художник Николай Бенедиктович Кубицкий» [16, 2].

Преподавал он и в устроенной Императорским русским музыкальным обществом музыкальной школе, директором которой был Э. Валек. Эта школа просуществовала до 1920 года, превратившись в музыкальные курсы или, как ее стали называть с 1921 года, «Народной консерваторией», в 1923 году она преобразовалась в музыкальный техникум, в котором В. Г. Молла возглавлял симфонический оркестр, совмещая эту работу с руководством симфоническим оркестром в Городском саду.

В 1931 года музыкант был арестован по статье 38/11, потом замененной на 38/06 - шпионаж в пользу Италии. Он был этапирован из Таганрога в Ленинград, следствие по его делу вел Бейер. Затем был отправлен в Карелию, Лодейное поле на реке Свирь, где начальником лагеря был некто Онегин. В 1934 году совершенно больного Валериана Гаэтановича жена привезла в Таганрог, в маленький флигель в Городском саду, возле оранжереи, в котором семья, лишившаяся родового гнезда на улице Ленина, проживала после ареста Валериана Гаэтановича и конфискации имущества.

Молла начинает преподавать в музыкальном училище, преобразованном из музыкального техникума в том же 1934 году (директор Я. А. Бланк, завуч Е. Ф. Гировский). Ведет он музыкально-теоретические предметы и руководит оркестровым классом. В частности, читает курс гармонии. «Этот очень серьезный и сложный предмет Валериан Гаэтанович интересно и увлекательно преподносил», - вспоминала

О. Гировская [5, 2].

Среди воспитанников В. Г. Молла были будущие известные музыканты, скрипачи М. Стеш-ко, Б. Питум, К. Слученко, Камышева; виолончелисты И. Мортэнсэн, Т. Салтырник; альтист Т. Фомин; певица О. Гировская. Занимался он и с молодыми композиторами: Н. Пархоменко,

Н. Тагриным, де Сюзи.

«Восприятию всех красок симфонического оркестра я обязан Валериану Гаэтановичу,

- вспоминает И. Мортэнсэн, - который специально для меня инструментировал концерт Гальтермана, с которым я впервые в моей жизни выступил. Теперь, когда мне самому приходится выполнять подобные инструментовки для моих учеников, я могу всесторонне оценить, сколько полезного и ценного внес Валериан Гаэ-танович в процесс формирования как музыканта не только меня, но и моих учеников» [9, 2].

Певица Ольга Михайлопуло-Гировская, в судьбе которой и выборе ею будущей профессии огромную роль сыграл Молла, рассказывает: «Когда Валериан Гаэтанович писал задания на дом, он часто говорил: „Это по Римскому-Корсакову". Один раз Валериан Гаэтанович пишет задания молча, я спросила: „Это тоже по Римскому-Корсакову?", он ответил: „Нет! Это по Молла". Все радостно откликнулись, он давал и свои задачи» [5, 2].

Нередко Валериан Гаэтанович вступался за своих учеников перед чиновниками. Так, когда у будущего известного музыканта Горбенко попытались отобрать пианино, Молла обратился к власти со следующим письмом: «У Горбенко, который вчера отлично сдал зачет, отбирают пианино. Лишая способного мальчика продолжать учиться. Кстати, это пианино, как он говорит, принадлежит их брату, проживающему в Москве, на что имеется документ. Нельзя ли через ДОНО или другую какую-либо организацию, имеющую влияние, помочь им, чтобы пианино не отбирали. Если можно, то сделайте что-либо - дети совсем растерялись, а отец почти труп. Жаль детей - дети способные» [7, 2].

Со студенческих лет Валериан Гаэтанович серьезно занимался композиторством; к сожалению, только маленькая часть написанного им сохранилась. Возможно, большинство его произведений находились в его личной библиотеке, и здесь, забегая вперед, необходимо рассказать о ее судьбе. В конце 1930-х годов ему неодно-

кратно предлагали продать ее, но он заявил, что пока «Молла жив, библиотека не продается» [6, 2]. Когда в 1943 году члены семьи Молла покинули родину, библиотека оставалась у его племянницы Елизаветы, вышедшей замуж за М. Псалти. Волею судьбы они после войны оказались в Волгограде. Внучка В. Г. Молла Марианна Молла-Кулакова все годы разыскивала эту библиотеку, и вот в 2001 году ей по электронной почте пришло сообщение из Волгограда, в котором говорилось, что 15 лет назад Волгоградский симфонический оркестр приобрел нотную библиотеку Молла, но в настоящее время она находится в удручающем состоянии. Фотографии, предоставленные М. Молла-Кулаковой, присланные ей из Волгограда, мы приводим здесь.

Даже на основании сохранившихся произведений В. Г. Молла (в большинстве своем произведения 20-30-х годов) можно представить себе масштабность и жанровое разнообразие его творчества: увертюра, кантаты, этюды, оперы, марши, романсы.

Одним из наиболее ранних произведений является Кантата в честь 200-летия Таганрога (1898). Затем на протяжении ряда лет появляется ряд «юбилейных» сочинений: «Слово» для хора к 50-летию со дня рождения А. П. Чехова (1910), Кантата к 100-летию Таганрогского театра (1927), Увертюра, посвященная памяти Франца Шуберта (1928). Пишет Молла и для детей - сохранились ноты детской оперы «Луковый городок», своему племяннику Николаю он посвятил квартет «Весенняя мелодия» для скрипки, кларнета, баритона и фортепиано. Интересен его этюд для трех труб и фортепиано.

Особое место в его творчестве занимали песни и романсы. В их числе «Если жизнь тебя обманет» на стихи А. С. Пушкина, «Предание» на слова Е. Дощенко, «Душа моя мрачна» («Еврейская мелодия») на стихи М. Ю. Лермонтова, «Распустилась черемуха», «Молчи, молчи». Романс «Острой секирой ранена береза» на слова

А. Толстого он посвятил своей жене, «Красота в уютных грезах» на слова Т. Щепкиной-Куперник

- Марии Александровне Чикилевой, «Пусть смятенье и грома полны небеса» на стихи С. Надсо-на - Ольге Гировской. Вот как она вспоминает об этом: «На один из следующих уроков Валерьян Гаэтанович приносит рукописные ноты и говорит: „Вот, Олечка, я написал для Вас романс, Вы его, конечно, споете?" (что может быть приятнее и ценнее для исполнителя написанного для него произведения), и, сев за инструмент, проиграл его, напевая». Судьба и этого произведения была трагичной, ноты романса, по утверждению Гировской, погибли в блокадном Ленинграде [5, 4-5]. Младшая дочь Валериана

Афиша бенефиса В. Г. Молла в саду Коммерческого собрания, 1913-1929 гг.

Гаэтановича Валентина вспоминала: «У папы было много романсов. Они часто исполнялись. Особенно в прекрасном исполнении Валентины Ивановны Аренской (Захаровой). Может быть, ее помнят в Таганроге» [13, 2].

Данью времени и житейским обстоятельствам являются в творчестве В. Г. Молла произведения революционно-социалистической направленности. В их числе - песня-марш «Красная армия», или, как его еще называли, «Ворошиловский марш» (написан к десятилетию Красной армии, посвящен «пред. рев. воен. совета товарищу Ворошилову»). Марш имел колоссальный успех у слушателей и исполнялся неоднократно. Д. Васильев в газетной статье «Автор Ворошиловского марша» писал: «Особой популярностью пользовался его Ворошиловский марш, удостоенный Всесоюзной премии. Этот торжественный, замечательно ритмичный марш заражал своей бодростью и энергией. Он настолько воодушевлял слушателей, что в каждом концерте под управлением В. Г. Молла бисировался по два-три раза. Публика устраивала овацию» [3, 2]. Валентина Валериановна в письме к Н. Михайловой рассказывает: «Много лет тому назад, живя в Вене, я вдруг услыхала по радио этот марш, была еще

--[ - і " і> Г С ІЕЩ

(°Є/г?цг і4уіу*іГ*Уе*'£е»і //ае/»* щ'*

Г 3 % т-р- г щт Г Г Г VI И Ь

1» / и іірр |--Г Іср- і

ї' -1М*-Г Г

Романс «Если жизнь тебя обманет», 1931 г. жива мама. Она сказала, что кто-то его присвоил, выдал за свой» [13, 1].

Сюда же относятся Марш памяти Ф. Дзержинского на слова Бухтанда и романс «А стужа над Москвой такая сильная была, как будто бы он взял частичку тепла» на слова Веры Ин-бер, посвященный смерти Ленина. Краеведы сообщают, что после возвращения из лагерей Молла написал произведение, посвященное рабочему-стахановцу Бусыгину. По данному поводу П. Филевский заметил: «Неужели он думает, что кто-нибудь поверит искренности посвящения?» [21, 75].

Все, кто сталкивался с Валерияном Гаэта-новичем, отмечали его великолепные человеческие качества - доброту, порядочность, ответственность, джентльменское отношение к женщине. «Отличительной чертой Молла была его исключительная тактичность, а также желание и умение всех объединить. Он полезно сочетал старые и новые кадры, всегда выдвигая молодежь, но при этом зорко оберегал авторитет старых опытных музыкантов», - пишет Игорь Мортэнсэн [9, 4]. «Валериан Гаэтанович был человек высокой культуры, тактичен, уважителен к людям и очень человечен. В его взгляде всегда была приветливость и радостная улыбка», - вспоминает Ольга Гировская. Она же рассказывает о

случае, происшедшем на одном из концертов симфонического оркестра в Городском парке, когда она выразила пожелание услышать некоторые произведения, и во втором отделении они, незаявленные в программе, были исполнены: «Я была поражена и глубоко благодарна. Какая уважительность со стороны Валериана Гаэтановича к желанию слушателя!» [5, 7].

«Молла был очень отзывчив и поощрял выступления молодых музыкантов. Если у пианиста не было оркестровок, то он сам оркестровал партию второго фортепиано. Так было и со мной, когда я исполняла фантазию Чайковского для фортепиано и оркестра, то он сделал оркестровку (1929 г.)», - пишет Нина Владимировна Погребцова [16, 3].

В 1936 году возобновились концерты симфонического оркестра в Городском саду, называвшемся теперь «Парком культуры и отдыха им. Горького». Концерты эти стали столь же популярны, как и до революции. Репертуар этого времени свидетельствует о больших творческих возможностях оркестра. Вот ряд произведений, исполненных оркестром, которые были отмечены в местной прессе: П. И. Чайковский - Патетическая симфония, Серенада, Сюита из балета «Щелкунчик», Вагнер - вступление к III акту оперы «Лоэнгрин», Лист - Рапсодия, Римский-Корсаков - Испанское каприччио и много других произведений тех же Чайковского, Римского-Корсакова, а также Мусоргского, Глазунова.

Осенью 1936 года в недавно открывшемся клубе завода им. Сталина (комбайновый завод), в зале, обладавшем прекрасной акустикой (недаром в послевоенный годы здесь существовал народный оперный театр), состоялся концерт. Он был организован Таганрогской городской филармонией, директором которой в то время была личность легендарная для Таганрогского мира культуры - Александр Михайлович Бер-тем. В афише «1-го симфонического концерта под управлением В. Г. Молла при участии Л. М. Гундаревой (меццо-сопрано)» значилось, что в первом отделении будет исполнена Первая симфония Калинникова, а во втором прозвучат романсы Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова. В завершении же должен прозвучать фрагмент из оперы «Снегурочка», симфоническая картина «Садко» и Испанское каприччио [1, 1].

Но силы маэстро были подорваны, и часто давать концерты он уже не мог, однако много времени он по-прежнему уделял своим ученикам.

Большим горем для всех явилась его тяжелая болезнь и смерть - сказались лагерные лишения и нервный стресс, перенесенный после потери сыновей. Лето 1938 года Валериан Гаэтано-

вич провел, в основном, дома, а 14 декабря его не стало. Валентина Валерьяновна вспоминает: «Умирая, уже в коме, стучал в стену, и кричал: „Откройте камеру, воздуха!". Мы его одели, хотели вывести на воздух, а он подошел к роялю, сел и положил руки и голову на него и долго так сидел».

В газете было напечатано траурное объявление: «Партгруппа, местком, дирекция, студ-профком, педагоги, сотрудники, студенты и учащиеся Музыкального училища и школы с глубокой скорбью сообщают о смерти старейшего педагога, дирижера и композитора Валериана Гаэтановича Молла и выражают свое соболезнование семье покойного. Вынос тела 16 декабря в 3 часа дня из здания Музучилища, находящегося по Лермонтовскому пер. 4» [10].

Марианна Молла-Кулакова пишет со слов матери Валентины Валериановны: «Довольно грустный рассказ про похороны. Гаэтано Мол-ла хоронил весь город. Валериана Гаэтановича

- не совсем, НКВД не разрешило. Для студентов было устроено комсомольское собрание, чтобы они не пошли на похороны; Техникум, где стоял гроб для прощания, был закрыт; инструменты оркестра тоже. Но клуб кожевников со своим оркестром провожал деда. Покойника хотели усадить в экипаж, чтоб было незаметно и вести так на кладбище, и не хотели останавливаться перед нашим домом, где родился, так как напротив находилось здание НКВД, но моя мать настояла» [14, 1]4.

Долгое время за могилой В. Г. Молла ухаживали его бывшие ученицы Н. В. Погребцова и О. И. Гировская, а также подруга Валентины Валерьяновны - Ольга Степановна Хилкова. Так, Нина Владимировна, поздравляя Ольгу Ильиничну, заболевшую и не смогшую пойти на кладбище, пишет 5 ноября 1980 г.: «Сегодня с мужской помощью мы установили табличку Валериану Гаэтановичу. Вбили крепко и прочно. Так что Вы можете быть покойны. Все сделано. Я смела листья, а цветы еще совсем свежие» [12].

Рассказ о Валериане Гаэтановиче был бы не полным без упоминаний о судьбе его семьи, которая после его смерти состояла из его жены Анастасии Федоровны (1876-1950), двух его дочерей - Ольги (1905-1944) и Валентины (19072007), мужа Валентины Валериановны А. И. Соколова и их дочери Марианны.

Ольга и Валентина в свое время учились в гимназии. Валентине окончить ее не удалось. В 1927 году она поступила в Ленинградскую первую театральную государственную студию, в ко-

4 В 1938 году НКВД располагалось в здании бывшей гостиницы «Европейской». Родовой дом находился на месте сквера между театром и библиотекой.

торой обучалась до 1930 года в мастерской заслуженного артиста Н. Н. Ходотова. По окончании учебы несколько месяцев проработала в Ленинградском Современном театре, из которого ей пришлось уйти. В это время она вышла замуж за сотрудника Наркоминдел, которого вскоре отправили в загранкомандировку, а жену взять не разрешили из-за ее непролетарского происхождения; больше они никогда не виделись. Во второй раз Валентина Валериановна вышла замуж за ростовчанина Александра Николаевича Соколова. 8 августа 1937 года у них родилась дочь Марианна.

В период Великой Отечественной войны все члены семьи оказались в Таганроге на оккупированной территории. Они познакомились с неким Москетти, представителем Италии при немецкой администрации. Позже, как вспоминает Марианна Молла, Валентина Валериановна встречала этого человека в Риме. Зимой 1943 года семья Молла решила эмигрировать, и при помощи Москетти они отправились в Вену. В 1944 года Ольга Валериановна умерла там от рака, и скоропостижно скончался муж Валентины Валериановны. Анастасия Федоровна, Валентина Валериановна и маленькая Марианна остались одни, попытались наладить отношения с двоюродным братом Николаем, но это им не удалось. В 1950 года сконачлась Анастасия Федоровна, и Валентина Валериановна с Марианной переезжают в Рим. В 1970-е годы они неоднократно бывали в России. Марианна вышла замуж за талантливого художника, яркого представителя советского авангарда Михаила Кулакова, работы которого входят в коллекцию известных музеев мира, в том числе и Таганрогского художественного музея. Валентина Валериановна Молла прожила долгую жизнь и умерла в 2007 года на хуторе Таганрог в Умбрии. Марианна похоронила мать вместе с тетей и бабушкой на Венском кладбище.

Достойной памятью замечательной музыкальной семьи Молла в Таганроге стало не воздвижение какого-либо монумента из гранита и бронзы (хотя и это было бы не лишнее), а существование в городе большого количество музыкальных учебных заведений: школ, колледжа, музыкального факультета ТГПИ; муниципальных музыкальных коллективов: Таганрогского камерного оркестра, камерного хора «Лик», ансамбля народных инструментов «Диво». И самое главное: наследие Молла - неугасающаяся, передающаяся из поколения в поколение любовь жителей Таганрога к музыке.

Хочется выразить глубокую признательность внучке и правнучке замечательных музыкантов Марианне Мола-Кулаковой за помощь в подготовке данного очерка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афиша Таганрогской городской филармонии. ТГЛИАМЗ ФПИ кп-15678.

2. Афиша. Сад Коммерческого собрания. Бенефис оркестра. Август 1913 г. ТГЛИ-АМЗ ФПИ кп-14449/8.

3. Васильев Д. Автор «Ворошиловского марша» // Таганрогская правда. - 1957.- 12 марта. -№ 51.

4. Гаврюшкин О. Вдоль по Питерской. Таганрог: БАННЭРплюс, 2000.

5. Гировская О. Встречи и общение с моим учителем Валерианом Гаэтановичем Молла. ТГЛИАМЗ ФПИ кп-14449/52.

6. Гировская О. Уроки маэстро // Таганрогская правда. - 1989. - 12 января.

7. Записка В. Молла в Таганрогский отдел народного образования. ТГЛИАМЗ ТГЛИАМЗ ФПИ н/в-6881/41.

8. Майкапар С. Годы учения. М.: Л., Искусство, 1938.

9. Мортэнсэн И. Некоторые воспоминания о В. Г. Молла. ТГЛИАМЗ ФПИ кп-14449/58.

10. Некролог В. Г. Мола // Таганрогская правда. ТГЛИАМЗ ФПИ н/в-4567.

11. Орлова С. Памяти Валерианы Гаэтано-вича Молла. 1965. ТГЛИАМЗ ФПИ кп-14449/59.

12. Открытка Н. В. Погребцовой к О. И. Ги-ровской. 5.11.1980. ТГЛИАМЗ ФПИ н/в-6881/40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Письмо В. В. Молла Н. Г. Михайловой. ТГЛИАМЗ ФПИ н/в-6881/37.

14. Письмо М. Молла-Кулаковой к А. И. Николаенко. 13.11.1996. ТГЛИАМЗ ФПИ н/в-6881/39.

15. Письмо Марианны Молла к Е. П. Коноплевой от 8.11.1995 г. ТГЛИАМЗ н/в-6881/34.

16. Погребцова Н. О Валериане Гаэтановиче Молла. ТГЛИАМЗ ФПИ кп-14449/53.

17. Программа. Первый симфонический концерт. 1936. ТГЛИАМЗ ФПИ н/в-6881/15.

18. Программа. Юбилейный бенефис

В. Г. Молла. 1907. ТГЛИАМЗ ФПИ кп-5336.

19. Справка Левандовского, выданная Таганрогским техникумом. 1928. ТГЛИАМЗ ФПИ н/в-6881/43.

20. Таганрог. Энциклопедия. Таганрог: Антон, 2008.

21. Филевский П. История Таганрога. Ч. 2. ТГЛИАМЗ ФПИ кп-16251.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.