Научная статья на тему 'Ростовская композиторская организация: хроника творческой жизни'

Ростовская композиторская организация: хроника творческой жизни Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
746
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ростовская композиторская организация: хроника творческой жизни»

А. А. Соколова

ростовская композиторская организация: хроника творческой жизни

Анна Антоновна Соколова (р. 1923), как выразился бы журналист старой школы, - старейшина донского музыковедческого цеха1. Выпускница ГМПИ им. Гнесиных по двум специальностям (на фортепианном факультете ее педагогом был А. Л. Иохелес, на историко-теоретическом - К. К. Розеншильд), она затем много лет проработала педагогом Ростовского училища искусств, лектором областной филармонии. Еще в 50-е годы она пришла в Ростовскую организацию Союза композиторов, вначале работником аппарата, затем была принята в члены Союза (1963). Неоднократно избиралась на руководящие должности в РОСК (1966-1969 - член правления и ответственный секретарь, 1969-1974 - член правления, 1974-1984 - заместитель председателя) и центральных органах (1968 - член ревизионной комиссии СК СССР, 1972-1984 - член правления СК СССР, 1980-1984 - член бюро комиссии музыковедения и фольклора РСФСР).

С первых дней работы в РОСК она стала буквально незаменимой в каждой из областей своей деятельности - просветителя, исполнителя, летописца.

Малая толика ее трудов в этом последнем из названных качеств и предлагается вниманию читателей. Обладательница еще одного диплома - педагога-историка, А. А. Соколова прекрасно знает, сколь ценна и необходима письменная фиксация факта. Из 70-ти лет существования Ростовской организации Союза композиторов более 50-ти прошли у нее на глазах. Она лично знала и тесно общалась с музыкантами, которых давно нет с нами, печатала в прессе многочисленные рецензии, обзоры, творческие портреты, активно участвовала в проводимых РОСК мероприятиях. Потом, уже в 80-е годы, когда организация на сравнительно долгий срок обрела достойное помещение, Анна Антоновна самоотверженно разбирала архив. Многие из членов Союза помнят ее, раскладывающую по папкам афиши и буклеты, составляющую каталог или стоящую на высокой лестнице перед огромными стеллажами, где она расставляет немаленькую нотную библиотеку.

Не будет преувеличением сказать, что сегодня А. А. Соколова - самый информированный человек по части вопросов, связанных с давним прошлым композиторской организации. В этом году она любезно предоставила в наше распоряжение свои материалы, которые собирала и систематизировала на протяжении нескольких десятилетий, - рабочие дневники, краткие биографические справки2. Эти записи - бесценный материал для будущих историков. Редколлегия считает своим приятным долгом поблагодарить А. А. Соколову за ее бескорыстный дар.

1 Краткий очерк жизни и деятельности А. А. Соколовой (в связи с 85-летием) опубликован в прошлом году (Селицкий А., Гасанова А. Три «красных» диплома и восемь тысяч лекций-концертов // Южно-Российский музыкальный альманах - 2008. Ростов н/Д, 2009).

2 Самые ранние сведения, о тех событиях, свидетелем которых Анна Антоновна не была, вынужденно кратки и неполны. Форма фиксации данных не везде унифицирована; ныне пополнить или уточнить информацию не представляется возможным.

I. декады, смотры, пленумы

1950 год, октябрь

Декада творчества ростовских композиторов. Прослушивание и обсуждение произведений:

1) композиторов - членов СК: А. П. Артамонова, Т. И. Сотникова, И. Е. Готтбейтера, П. Э. Гутина, Л. И. Израйлевича, А. П. Митрофанова, М. А Меркулова, С. А. Заславского;

2) композиторов - актива СК: Г. М. Барсегяна, Л. К. Самаля.

Аннотации музыковеда Я. В. Друскина.

1952 год, октябрь

Смотр творчества композиторов Дона навстречу I съезду СК РСФСР3.

Авторы прозвучавших сочинений:

1) композиторы - члены РОСК: Т. И. Сотников, И. Е. Готтбейтер, А. П. Митрофанов, М. А. Меркулов, Н. Э. Гольм, П. Э. Гутин, З. П. Зиберова;

2) молодые композиторы актива РОСК: Г. М. Бар-сегян, С. Мелконов, Вал. М. Агуненко, Н. Чурилов, Т. Шутенко, М. И. Готтбейтер.

Прозвучали обработки для скрипки преподавателя класса скрипки в музыкальной школе им. М. М. Ипполитова-Иванова Е. Б. Кагана.

Аннотации музыковеда Я. В. Друскина.

1955 год, апрель

Смотр творчества композиторов Дона, или III Пленум РОСК (применительно к донской музыке термин вошел в употребление впервые).

На смотр, помимо упомянутых членов СК, представили свои произведения композиторы актива СК: Р. А. Крупенин, Вал. М. Агуненко, И. Ипатов, В. Белиц, Л. К. Самаль, Г. М. Барсегян.

1956 год, март

Смотр творчества донских композиторов навстречу II съезду СК РСФСР4, или IV пленум.

Прозвучали произведения всех членов РОСК.

1957 год

V пленум СК. Отчетные концерты всех композиторов Дона (афиши и другие документа не сохранились).

1960 год

VI пленум СК. Прослушивание и обсуждение произведений всех членов РОСК и композиторов актива (И. Л. Горбенко, Д. Иващенко, Вал. М. Агу-ненко, Л. К. Самаля, Н. Шейко, Л. Фомичева).

1962 год, февраль

VII пленум. Звучали произведения композиторов - членов РОСК и композиторского актива Л. Донецкого, Вал. М. Агуненко, Л. К. Самаля.

3 Ошибка: Союз композиторов России (РСФСР) организован в 1960 г. Первый Всесоюзный съезд композиторов состоялся в 1948 г., второй - в 1962 г.

4 См. предыдущее примечание.

Гость пленума - волгоградский композитор В. Беренков.

1964 год

VIII пленум в рамках первой «Донской музыкальной весны».

1966 год

IX пленум в рамках Третьей «Донской музыкальной весны».

1968 год

X пленум в рамках Пятой «Донской музыкальной весны».

1970 год, февраль

XI пленум, посвященный 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Прозвучала музыка членов РОСК и студентов композиторского факультета РГМПИ.

1975 год, февраль

XII пленум. Показ новых крупных сочинений членов РОСК.

1978 год, декабрь

XIII пленум навстречу IV съезду СК РСФСР - неделя отчетных концертов ростовских композиторов.

1979 год

XIV пленум в рамках Шестнадцатой «Донской музыкальной весны».

1981 год, февраль

XV пленум под названием «Воплощение современной темы в творчестве композиторов Дона».

1984 год, февраль

XVI отчетно-выборный пленум навстречу V съезду СК РСФСР.

1985 год

XVII пленум, посвященный 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Проведен силами композиторов РОСК и местных исполнителей.

1986 год

XVIII пленум - Декада музыкального искусства Дона к XXVII съезду КПСС. Проведены отчетные концерты ростовских композиторов.

1987 год

XIX пленум, посвященный 70-летию Октября5. В концертных программах представлены произведения донских композиторов, запечатлевшие образы революции.

1989 год, февраль

XX пленум с девизом «Донская музыка сегодня - путь к слушателям», посвященный 50-летию РОСК.

5 Революции 1917 г.

II. Фестиваль «донская музыкальная весна»

1964 год.

Первая «донская музыкальная весна»

Выступления РОСК проведены с участием и под руководством выездного секретариата СК РСФСР во главе с Д. Шостаковичем.

1965 год.

Вторая «донская музыкальная весна»

(Афиши и другие материалы не сохранились)

1966 год.

третья «донская музыкальная весна»

(Афиши и другие материалы не сохранились)

Отчетные концерты РОСК, выездной секретариат во главе с Г. В. Свиридовым при участии композиторов Москвы, Дагестана, Краснодара (в том числе А. А. Бабаджаняна, В. Г. Фере, М. М. Кажлаева, Г. Ф. Пономаренко).

1967 год.

Четвертая «донская музыкальная весна»

Отчетные концерты композиторов Ростова, Москвы, Ленинграда, Свердловска, Дагестана.

1968 год.

Пятая «донская музыкальная весна»

Отчетные концерты композиторов Дона.

1969 год.

Шестая «донская музыкальная весна»

Отчетные концерты композиторов Ростова и Ленинграда.

1970 год.

седьмая «донская музыкальная весна»

Отчетные концерты композиторов Ростова, Москвы, Свердловска.

1971 год.

Восьмая «донская музыкальная весна» (Афиши и другие материалы не сохранились)

1972 год.

девятая «донская музыкальная весна»

С участием композиторов Северного Кавказа. Выездной секретариат во главе с С. А. Баласаня-ном.

1973 год.

десятая «донская музыкальная весна»

Отчетные концерты композиторов Ростова, Москвы, Ставрополя, Краснодара.

1974 год.

одиннадцатая «донская музыкальная весна»

В концертных программах, наряду с музыкой ростовчан, прозвучали произведения гостей из Ленинграда (А. П. Петрова, В. Е. Баснера).

1975 год.

двенадцатая «донская музыкальная весна»

(Афиши и другие материалы не сохранились)

1976 год.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тринадцатая «донская музыкальная весна»

В концертах прозвучала музыка ростовчан и гостей фестиваля (в том числе Л. В. Афанасьева, С. А. Баласаняна, Е. Н. Птичкина, А. Г. Флярковского).

1977 год.

Четырнадцатая «донская музыкальная весна»

Посвящена 60-летию Октября.

В концертах прозвучали сочинения композиторов Ростова, Ленинграда, Москвы (в том числе А. П. Петрова, С. М. Слонимского, С. И. Пожлако-ва, Г. А. Дмитриева).

1978 год.

Пятнадцатая «донская музыкальная весна»

Выездной секретариат СК России (в его составе вошли: А. С. Матуков, Л. А. Лядова, Б. М. Терентьев, С. С. Туликов, Е. Э. Жарковский, В. И. Казенин).

1979 год.

Шестнадцатая «донская музыкальная весна»

Посвящена труженикам села.

Ряд концертов проходил в дворцах культуры и клубах области. В числе участников В. И. Казенин, Л. В. Афанасьев, П. К. Аедоницкий, Гр. Ф. Пономаренко.

1980 год.

семнадцатая «донская музыкальная весна»

Посвящена 35-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В концертах участвовали композиторы Ростова и гости: В. И. Казенин, Л. В. Афанасьев, М. М. Каж-лаев, А. А. Николаев, М. Л. Таривердиев, М. Г. Фрадкин, О. Б. Фельцман, Б. С. Фиготин.

1982 год. Восемнадцатая «донская музыкальная весна»

Посвящена 60-летию образования СССР.

В концертах фестиваля участвовали ростовские и ленинградские композиторы.

1984 год. девятнадцатая «донская музыкальная весна»

В концертных программах прозвучала музыка композиторов Ростова и Ленинграда.

1987 год.

двадцатая «донская музыкальная весна»

Посвящена 70-летию Октября.

В концертах, охвативших все районы города и ряд сел области, выступили коллективы художественной самодеятельности учебных заведений и клубов.

1990 год.

Двадцать первая «Донская музыкальная весна»

Провозглашена «Шолоховской». Вошла в историю музыкальной культуры Ростова также как фестиваль шотландско-советской дружбы. Кроме произведений ростовских композиторов, прозвучали сочинения Геддеса, Уайльда, москвичей В. И. Казенина, О. Б. Галахова.

1991 год.

Двадцать вторая «Донская музыкальная весна»

Как и предыдущая, носила международный характер: наряду с ростовчанами, приняли участие немецкие композиторы Гоффман, Вольф, Хейнке.

1993 год.

Двадцать третья «Донская музыкальная весна» 1995 год.

Двадцать четвертая «Донская музыкальная весна»

1997 год. Двадцать пятый фестиваль

Как и последующие, проводился как Фестиваль искусств.

В концертах фестиваля «Донская музыкальная весна», пленумах РОСК, в творческих встречах принимали участие композиторы из Москвы, Ленинграда, других городов:

Аедоницкий Павел Кузьмич Афанасьев Леонид Викторович Бабаджанян Арно Арутюнович Баласанян Сергей Артемьевич Баснер Вениамин Ефимович Галахов Олег Борисович Дмитриев Владимир Валентинович Жарковский Евгений Эммануилович Кажлаев Мурад Магометович Казенин Вячеслав Игоревич Лядова Людмила Алексеевна Матуков Алексей Сергеевич Николаев Алексей Александрович Петров Андрей Павлович Пожлаков Станислав Иванович Пономаренко Григорий Федорович Птичкин Евгений Николаевич Родыгин Евгений Павлович Свиридов Георгий Васильевич Слонимский Сергей Михайлович Таривердиев Михаэл Леонович Терентьев Борис Михайлович Туликов Серафим Сергеевич Фельцман Оскар Борисович Фиготин Борис Семенович Флярковский Александр Георгиевич Фрадкин Марк Григорьевич Шостакович Дмитрий Дмитриевич

III. Из истории РОСК. Персоналии

1. У истоков организации. Старшее поколение композиторов - основателей РОСК: Н. Э. Гольм, И. К. Шапошников, И. Е. Готтбейтер, С. А. Заславский (в Ростове пробыл недолго, переехал в Москву), А. П. Артамонов, Т. И. Сотников, А. П. Митрофанов, П. Э. Гутин, Я. В. Друскин, З. П. Зиберова, Г. Х. Ка-панаков.

С начала 50-х годов к ним присоединились:

В. В. Алексеев - москвич, воспитанник Московского синодального хорового училища и хоровой академии; Л. И. Израйлевич, вернувшийся в Ростов после многих лет работы в национальных республиках.

Таков был творческий состав организации первого периода ее истории РОСК, просуществовавший без изменений около четверти века.

Весь этот период при РОСК существовал творческий актив, в который входили профессиональные музыканты-педагоги и исполнители, не бывшие членами Союза, но занимавшиеся сочинением музыки. Они присутствовали на рабочих собраниях СК, их произведения исполнялись наряду с музыкой композиторов - членов Союза на отчетных концертах; их песни печатались в сборниках Союза.

В их числе:

Педагоги-теоретики училища Леонид Кузьмич Самаль и Георгий Михайлович Барсегян (ученик Т. И. Сотникова, передавшего ему руководство теоретическим отделением, которое продолжалось в течение 22 лет, вплоть до его кончины).

Студенты-теоретики 50-х годов Дмитрий Ива-щенко и Петр Фомичев.

Пианисты Вадим Алексеевич Амплиев, Иван Леонидович Горбенко (Таганрог).

Скрипачи Роман Абрамович Крупенин и М. Меркулов.

Дирижеры-симфонисты Павел Ильич Гринберг, И. Ипатов и В. Белиц.

Педагоги отделения народных инструментов Валентин Михайлович Агуненко, Семен Ильич Шуть-ко (руководитель Т. И. Сотников)

Макс Иосифович Готтбейтер, ученик своего отца.

Таисия Шутенко (Новочеркасск) -- довольно известный детский композитор.

В Союз постоянно приходили письма из разных районов Ростовской области с сочинениями самодеятельных авторов песен, и композиторы старшего поколения считали своей обязанностью помогать любителям: просматривали песни, вносили поправки, давали советы.

2. Ростовские композиторы - члены Союза

Готтбейтер Иосиф Ефимович (1877-1952)

- ученик Римского-Корсакова, один из ведущих педагогов-теоретиков Дона.

Митрофанов Адриан Павлович (1895-1955) -композитор, фольклорист.

Сочинения: Для симфонического оркестра: «Донская казачья сюита», «Горские эскизы»; инструментальные концерты и др.

Фольклорные сборники «Собрание песен горских народов Северного Кавказа», «Инструментальная музыка и песенное творчество народов Северного Кавказа», «66 донских казачьих песен».

Шапошников Илья калустович (1896-1953).

Работал главным дирижером симфонического оркестра Ростовской филармонии, в 1948-1953 -председатель Правления РОСК.

Сочинения: опера «Бахчисарайский фонтан» (1940); 2 симфонии, программные оркестровые сочинения, в их числе «Донцы под Сталинградом» (1949), сюита «Дон», многочисленные пьесы для симфонического оркестра («Тюркский марш», «На-хичеванские эскизы», «Татарская рапсодия», «Дагестанская лезгинка» и др.).

сотников тихон Иванович (1901-1975) - композитор, фольклорист.

Сочинения: опера «Русский характер» по рассказу А. Толстого; 3 симфонии; 2 концерта для баяна с оркестром; инструментальные пьесы; хоры.

«Собрание донских и кубанских казачьих песен» (отмечено премией на Всесоюзном конкурсе фольклорных работ, 1950).

Артамонов Алексей Павлович (1906-1994) окончил Ростовский музыкально-практический институт по классам теории музыки и композиции (Н. З. Хейфец), фортепиано (В. В. Шауб). Преподаватель в музыкальном училище, дирижер и музыкальный руководитель в драматических театрах, дирижер, художественный руководитель филармонии. Председатель правления РОСК в 1953-1975, секретарь СК СССР.

Сочинения: 5 опер, 5 оперетт, 13 симфоний, камерно-инструментальные и вокальные произведения, музыка к более 100 драматичеким спектаклям.

гольм (псевдоним серебряный) Ииколай Эмильевич (1907-1982). Первый председатель правления РОСК (1939-1941).

Сочинения: опера «Сорок первый» по мотивам рассказа Б. Лавренева; концерт для фортепиано с оркестром на таджикские темы; концерт для скрипки с оркестром; цикл картин для чтеца, солистов и симфонического оркестра под общим названием «Донской край»; песни.

гутин Павел Эммануилович (1906-1983) - известный в стране композитор-песенник. Среди около 300 песен - «Россия» (ст. А. Шаповалова), «Вот какая история» (ст. С. Гершановой), «Баллада о стреляной гильзе» (ст. Р. Харченко). Другие сочинения: песенная сюита «Главная улица России» (ст. Алферова); «Русская фантазия» для оркестра народных инструментов (1955); концерт для скрипки с оркестром; скрипичные миниатюры; «Казачья сюита» для фортепиано.

капанаков Григорий Христофорович (19121963) - известный ростовский композитор-песенник, автор популярной песни о Ростове «У самого Тихого Дона» (ст. А. Худякова), песни «Яблонька» для

женского хора и многих других лирических песен. Инструментальные пьесы, в том числе «Армянский танец» для трио (фортепиано, скрипка, виолончель), Элегия для виолончели и др.

Зиберова Зинаида Петровна (1909-1988). В 1943-1945 возглавляла организацию.

Сочинения: музыка для детей и юношества - песни, музыка к многочисленным спектаклям ростовского Театра юного зрителя и ростовского Театра кукол. Балет «Буратино» (1959); опера «Терем-теремок» по стихотворной сказке С. Маршака (1977).

друскин Яков Владимирович (1901-1987) -музыковед, педагог, пианист. Выступал с многочисленными лекциями, лекциями-концертами о музыкальном искусстве, о творчестве ростовских композиторов. Автор ряда исследовательских работ, в том числе «История музыкального образования на Дону», «Проблемы музыкального воспитания», «Очерки по истории музыкальной жизни города Ростова-на-Дону».

Заславский семен Аронович (1910-1978).

Сочинения: 15 оперетт, среди которых наиболее широкую известность приобрели «Искатели сокровищ» и «Соловьиный сад», написанные в Ростове; свыше 200 песен.

Алексеев Василий Васильевич (1903-1975).

Сочинения: в основном, вокально-симфонический, хоровой и песенный жанры. Среди них: «Солдатский реквием» (ст. А. Недогонова), «Кантата о счастье» для солиста, женского хора и симфонического оркестра (ст. Н. Жарской). Песни «Ты поешь о России» (ст. И. Дремова), «Моя любовь -родная Дон-река» (ст. Д. Долинского), «Я - ростовчанин и этим горжусь» (ст. Н. Костарева), многочисленные солдатские песни, возникшие в связи с долголетней работой в качестве руководителя военных ансамблей песни и пляски.

Израйлевич Леонид Иосифович (1909-1993).

Окончил Ростовский музыкальный техникум по классам трубы, композиции (Н. З. Хейфец), Ленинградскую консерваторию по классам дирижирования (профессор Л. В. Васильев6) и трубы (А. Н. Шмидт). В 1940-х - начале 1950-х гг. работал в Туве (композитор и дирижер военного оркестра), Киргизии (художественный руководитель филармонии), Бурятии (руководитель ансамбля песни и пляски). Изучал фольклор названных территорий, на основе которого создал ряд сочинений, приобретших широкую популярность: фантазии, марши, сюиты для духового оркестра, песня «Тулчушкун-че», которую в Туве пели как народную, Тувинский танец с тарелочками для симфонического оркестра (1949), «Киргизская увертюра» для оркестра народных инструментов (1949), фантазия для оркестра народных инструментов «Бурят-Монголия». После встречи со Степаном Щипачевым создал на его стихи о Зое Космодемьянской балладу «Партизанка». Заслуженный деятель искусств ТувАССР (1969).

6 По другим данным - проф. Н. В. Михайлов. - Ред.

С 1953 г. жил и работал в Ростове, но сочинения, связанные с музыкой этих народов, писал до конца жизни. В их числе: Киргизская симфоническая поэма «Праздник в колхозе, в горах Тянь-Шаня» (1955), романс «Ты, как роза, душист» (ст. Саянова) на мотив киргизского манаса; «Песня гордой девушки» (ст. Мамбетова); «Саянская рапсодия» для скрипки и фортепиано (на две бурятских и одну тувинскую темы, начало 60-х гг.); Тувинская симфоническая поэма «Страна голубой реки (1970); Тувинская праздничная кантата (1974); фортепианный цикл «Тувинские акварели»; симфония «Саянские кедры» (о восстании в Туве 886 г. против феодалов); Тувинский вокальный цикл, в котором 6 старинных напевов (был в постоянном репертуаре Надежды Красной); детская опера «Охотник Кудер и Лис Стоун».

В 70-80-е годы обращается к фольклору Калмыкии и Чувашии и пишет на его основе два вокальных цикла.

В течение около 40 лет важное место в творчестве занимала донская тема, связанная с Великой Отечественной и гражданской войнами, петровскими походами на Азов: вокально-симфоническая сюита «Песни Тихого Дона» (закончена в 1967 г.), вокально-симфоническая поэма «Бессмертник» для солистов, хора и симфонического оркестра (ст. А. Софронова) о ратных подвигах казаков в Великой Отечественной войне (1956), Хоровая легенда «Трубачи Первой конной» (ст. Саянова) (1957), вокально-симфоническая поэма «Ты кормилец

наш, славный Тихий Дон» (1967), кантата для тенора и симфонического оркестра «Казачья слава» (ст. А. Софронова, 1984), Симфонический сказ «Азов-град», цикл симфонических поэм: «Сказ о Федоре Подтелкове», «Дума о Доне», «Родина». Из других сочинений: Концертино для кларнета с оркестром, Триптих для трех труб с литаврами, 2 концерта для трубы с оркестром (первый, 1949, вошел в исполнительскую и педагогическую практику в разных городах страны и мира, издан в США).

3. Творческий актив 30-х годов

Шауб Василий Васильевич (1890-?) - выдающийся музыкант, профессор-пианист первой Ростовской консерватории и Донского музыкального техникума (переименование произошло в 1927 году), ленинградец.

Сочинения: 7 сонат для фортепиано; 3 фортепианных концерта; циклы фортепианных пьес (прелюдии, эскизы, танцы); симфония; Симфоническая сюита, Симфоническая поэма; музыка к драматическим спектаклям.

Меркулов Михаил Александрович (1894-?) -скрипач. В довоенные годы - дирижер и композитор театра Красной Армии, преподаватель музыкальной школы им. М. М. Ипполитова-Иванова.

Сочинения: наибольшей известностью пользовались Скрипичный и Виолончельный концерты (играли старшеклассники музыкальных школ).

Интересовался кавказским фольклором («Кабардинские танцы» для симфонического оркестра).

Предисловие и примечания - А. Селицкий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.