Первые шаги
«Айтишники» как современная профессиональная группа1
Иван Касьяненко*, Антон Алабин**
В данной статье предпринята попытка составить «в первом приближении» социологический портрет формирующейся в России профессиональной группы ^-специ-алистов. Авторы уточняют границы И-сферы с опорой на предыдущие исследования, анализируют требования, предъявляемые работодателями к соискателям на должности в этой сфере, с последующим выделением характеристик, определяющих положение специалиста на рынке труда. Предпринят анализ самоидентификации самих ^-специ-алистов: анализируются их мнения о самих себе и о коллегах, что позволяет выделить специфические черты, характеризующие их как профессиональную группу и как носителей особой профессиональной идентичности. Авторы соотносят свою исследовательскую позицию с социально-этнографическим подходом, поскольку обращают внимание на позицию самих участников процесса и их мнение о сфере своей занятости.
Ключевые слова: 1Т-специалисты, профессиональная группа, профессиональная самоидентификация
Введение
В современном мире информационные технологии являются неотъемлемой частью сферы работы и досуга. Согласно данным Росстата (Росстат, 2017), количество пользователей компьютеров, имеющих доступ к Интернету, увеличивается каждый год. Подобному росту должно сопутствовать появление отдельной профессиональной группы, специализирующейся в сфере высококвалифицированных услуг в этой сфере, — ^-специалистов, или, говоря обыденным языком, «айтишников».
Парадоксально, но критерии отнесения специалиста к 1Т-сфере остаются неоднозначными. Анализ литературы показывает, что различные исследователи стараются очертить собственные границы 1Т-сферы, которые, в свою очередь, зависят от предмета и объекта исследования. Например, М. Кастельс, изучая макропроцессы, происходящие в обществе в период перехода к постиндустриальной формации, использовал понятие «информациональные работники», подразумевая работников, чьей основной деятельностью является работа с информацией: ее генерирование, обработка и передача (Кастельс, 2000). Но это определение, удобное для осмысления изменений социально-экономической формации, представляется слишком широким для выделения отдельной профессиональной группы. Например, можно ли топ-менеджера крупной корпорации и системного администратора в сельской школе рассматривать в единой группе инфор-мациональных работников? Пытаясь преодолеть данную проблему определения границ
1 Статья подготовлена в рамках проекта «Межпоколенная социальная мобильность от XX века к XXI: четыре генерации российской истории» (грант РНФ 14-28-00217).
* Касьяненко Иван, студент социологического факультета ГАУГН. [email protected].
** Алабин Антон, студент социологического факультета ГАУГН. [email protected].
и выделения специфики данной профессиональной общности работников 1Т-сферы,
Л. Земнухова предложила рассматривать 1Т-работников в терминах сетевого принципа щ
организации, определив, что «аспектом, объединяющим и отличающим 1Т-работников, ^
является квалифицированное, профессиональное отношение к компьютерным устрой- ^
ствам» (Земнухова, 2014: 150). Мы считаем, что такое определение больше подходит ^
для выделения профессиональной группы, но все еще остается недостаточно узким то
и конкретным. -а
то
I
Определение границ 1Т-сферы и 1Т-профессий о
О
Для описания 1Т-специалистов мы используем понятие «айтишник» и производные о от него, заимствованные из повседневного языка. Это связано с тем, что при анализе данной социально-профессиональной группы мы исходим, прежде всего, из обыденных ° представлений в силу отсутствия устоявшихся научных описаний этой группы. Кроме С
являются компьютеры и компьютерные технологии, что подразумевает наличие опре-
есть кто..., 2013). И действительно, программисты входят в понятие «айтишники», так как занимаются созданием софта (software): программ, сайтов, операционных систем —
того, мы считаем, что для изучения новых профессиональных групп одним из наиболее ^ продуктивных является этнографический подход, который допускает использование ^ повседневных определений в научном дискурсе (Ярская-Смирнова, Романов, 2007). ^ В то же время, отметим, что при описании любой профессиональной группы можно ис- ш пользовать различные методологические подходы: структурно-функционалистский, институциональный, и другие. § Определяя границы 1Т и не-1Т, мы сталкиваемся с целым рядом тонкостей, рас- ^ смотрение которых позволяет увидеть границы между «айтишными» навыками и «ай- *>г тишной» профессией. Во-первых, «айтишными» навыками могут обладать и продви- ^ нутые пользователи компьютера, не являющиеся работниками-айтишниками, а также ^ различные специалисты, использующие в трудовой деятельности информационные £ технологии. Бухгалтеры и дизайнеры, брокеры и ученые проводят свой рабочий день, ^ глядя в монитор компьютера. Все они являются информациональными работниками, но не являются айтишниками. В отличие от них, айтишники занимаются вопросами
I
функционирования компьютеров, комплектующих, программного обеспечения, а также компьютерных сетей, то есть обеспечивают стабильность и легкость взаимодей- ^ ствия человека и компьютера, а все остальные пользователи пожинают результаты их св труда. Поэтому, уточняя определение Л. Земнуховой, можно сказать, что айтишни-ки — это работники, чьим основным инструментом для реализации трудовой функции I
I
деленной квалификации и специальных знаний, достаточных для оказания професси- ^
ональных услуг и консультирования в этой области, что закреплено в их профессио- о
нальной идентичности. I
Самой известной ассоциацией со словом «айтишник» является «программист» (Кто ^
К -а о .со
всего, что предоставляет возможности непрофессионалам успешно использовать слож- * ные компьютерные технологии. Но помимо программистов щ
к категории 1Т-специалистов относятся представители многих других профессий. ^ Перечислим некоторых из них.
Специалист по технической поддержке. Это тот, кто разбирается в компьютерной технике (принтер, монитор, системный блок), а также знает, как настроить программы, чтобы они работали (Кто есть кто..., 2013).
Системный администратор. Специалист, который поддерживает правильную работу компьютерной техники и программного обеспечения, а также отвечает за информационную безопасность клиентской организации (Проект «ВиСидиги», 2017).
Специалист по обеспечению безопасности. Задача такого специалиста — обезопасить информацию в компании от утечек, потерь, злоумышленников и шпионов. Он разрабатывает стратегию, устанавливает специальные программы, объясняет сотрудникам правила безопасности, анализирует уже случившиеся утечки (Центр профориентации «Профгид», 2017).
Администратор базы данных. Специалист, занимающийся серверными базами данных, в которых информация собрана с разных компьютеров и может быть просмотрена с любого из них. Администратор базы данных вырабатывает требования к базе данных, проектирует ее и сам осуществляет проект. Он обеспечивает постоянное функционирование базы данных и доступ пользователей к работе сервера. Поддерживает целостность системы, а также ведает вопросами ее безопасности. Кроме того, в целях защиты информации этот специалист выполняет резервное копирование данных, составляя и выполняя его график. Оно должно быть проведено так, чтобы потом в экстренном случае была возможность быстрого восстановления данных (Центр профориентации «Профгид», 2017).
Системный аналитик. Организует и курирует автоматизацию деятельности предприятия в целом или одного из его отделов. Разрабатывает IT-систему, включающую в себя комплекс компьютерных программ, работающих на повышение эффективности бизнеса. Может выступать в качестве консультанта по системному анализу и автоматизации. Основным продуктом системного аналитика являются организационно-технические решения, оформляемые как техническое задание на программное обеспечение. В основе всей его работы лежит методика системного анализа, а итогом должно стать стабильное функционирование техники и соответствие ее технических свойств запросам заказчика (Проект «Buduguru», 2017).
Тестировщик программного обеспечения. Работник, занимающийся проверкой программ, которые только вышли «из-под пера», а такие программы могут содержать ошибки. Многие из них можно обнаружить только во время тестового использования программы, чем и занимается тестировщик (Кто есть кто..., 2013).
Мнения работодателей о требованиях к IT-специалистам
Как можно заметить, вышеперечисленные специальности перекликаются друг с другом в плане решения определенных задач, а основные различия между ними связаны с уровнем ответственности за проект и востребованностью их услуг на разных стадиях развития проекта2. Поэтому, говоря об айтишниках как о профессиональной группе, необходимо рассмотреть мнения крупных представителей IT-индустрии о том, каким образованием, компетенциями и навыками должен обладать айтишник. Мы проанализировали экспертные мнения участников дискуссии «Высшее образование и ИТ — текущие реалии и перспективы, мнения и опыт экспертов» (Гринштейн, 2017), которая состоялась на площадке крупнейшего в Европе сообщества IT-специалистов «Хабрахабр». Ответы экспертов (среди них — директора отделов по разработке, технические директора, руководители кадровых служб профильных компаний) можно представить в виде таблицы (табл. 1).
2 Наш респондент Владислав Теут, 1С-программист и автор профессионально-ориентированного блога, упоминал о неизбежных сложностях, возникающих в ходе взаимодействия между техническими специалистами, программистами и пользователями: «Нам (программистам) нужно одно, а им (техническим специалистам) нужно другое. Им нужно, чтобы все это работало, запускалось — и все. А нам нужно, чтобы это все "летало", работало быстро — как и нашим клиентам». По его словам, такие же противоречия возникают в паре «программист-пользователь».
Таблица 1
Штрихи к портрету айтишников: мнения экспертов 1Т-индустрии
Особенности отбора при приеме на работу Требуемый уровень образования Требуемые профессиональные компетенции Требуемые человеческие качества Реплика эксперта
Результаты тестового задания приоритетнее диплома Без высшего Знание компьютерных языков Человек, с которым можно работать «При приеме на работу мы смотрим на то, как кандидаты выполняют тестовые задания. Образование имеет второстепенный характер» (эксперт 1), «Принципиальное значение наличие высшего образования не имеет, но, как показывает опыт, с высшим образованием люди обладают более широким кругозором, более комплексно подходят к проблеме» (эксперт 2)
Высшее образование необязательно должно быть профильным Высшее (без требований к конкретной специальности) Знания в области математики и архитектуры ИТ-систем,навыки объектно-ориентиро-ванного проектирования, умение программировать, наличие опыта работы Умение учиться, творческое и критическое мышление, усидчивость, внимательность, стрессоустойчи-вость «В институте студента должны научить не столько сумме конкретных знаний, сколько умению учиться самостоятельно, все время находиться в поисках знаний,нестандартных решений, навыкам критического мышления» (эксперт 3). «Мы требуем наличие высшего образования, но нам все равно, по какой специальности и какой вуз» (эксперт 4). «Не важно, имеет ли разработчик или системный администратор профильное образование. Большее значение имеет опыт кандидата: компании, в которых он работал, задачи, которые выполнял, релевантность его опыта для нашей сферы» (эксперт 5)
Профильное высшее образование необходимо,диплом престижного ВУЗа является преференцией Высшее (по специальности) Знание алгоритмов, умение работать с базами данных, знание экономики, понимание технологических процессов Фундаментальные знания и широкий кругозор «Профильное высшее образование однозначно нужно. Причем важно, чтобы программист имел высшее образование качественного вуза, который ему дает фундаментальные знания и широкий кругозор» (эксперт 6)
Иван Касьяненко, Антон Алабин. «Айтишники» как современная профессиональная группа
Из данных, приведенных в таблице 1, можно сделать следующий вывод: в IT-отрасли требования к будущим сотрудникам варьируются, многим работодателям опыт работы соискателя важнее высшего образования. Однако есть и такой сегмент работодателей, для которых критично наличие именно профильного высшего образования, наличие фундаментальных университетских знаний.
Самоидентификация работников IT-отрасли
По данным портала HeadHunter, если в 2004 г. в России было 12 тыс. вакансий в IT-сфере, то в 2013 г. — уже 213 тыс. (IT-сфера..., 2014). В 2012 г. сайт CAREER.ru провел опрос 2000 российских первокурсников, поступивших на IT-специальность, и 30% отметили, что поступили, привлеченные «перспективностью» и «инновационностью» этой сферы (Самые популярные специальности в ВУЗах, 2012). Таким образом, из узкоспециализированной сферы, привлекавшей усидчивых и увлеченных людей, IT за 10 лет превратились в одно из самых популярных образовательных направлений в стране. Профессиональная группа IT-специалистов расширяется, вбирая в себя предприимчивых и целеустремленных людей, небезосновательно полагающих, что в ближайшие годы эта сфера будет становиться все более прибыльной и перспективной. Исходя из этого, особенно интересно проанализировать мнения работающих айтишников о том, какие компетенции, навыки и черты характера они считают типичными для себя и коллег.
В рамках проекта «Межпоколенная социальная мобильность от XX века к XXI: четыре генерации российской истории» было проведено 75 интервью с работниками сферы IT. В числе прочего респондентам был задан вопрос: «Можете ли Вы сказать, что айтишни-ки — это особая, не похожая на других группа людей?», а также предлагалось описать «типичного айтишника». Предварительный анализ данных показывает, что многие «типично айтишные черты» ассоциируются с флегматичным темпераментом: медлительность, уравновешенность, высокий интеллект, рассудительность и лень: «Они думают системно. Они думают всегда, простраивая алгоритм вперед» (м, 28 лет), «Ленивый, спокойный, воспитанный» (м, 31 год). Большинство респондентов указывали на высокую дифференцированность своей профессиональной группы, но после этой оговорки все-таки называли черты из вышеприведенного списка. Любопытно, что в качестве носителей наиболее ярко выраженных «айтишных» черт приводились в пример программисты:
«Ну, вот, конкретно программисты — это да, своеобразные люди, которые вот именно сидят в коде. Они обычно говорят чуть тише, ну и задумчивые. Кого ни встречал — все такие» (м, 28 лет).
«Среди айтишников очень много интровертов, особенно среди программистов» (м, 31 год).
«Чтобы именно быть хорошим программистом, надо иметь именно определенный склад ума. <...> Айтишники, скажем так, более, скажем так, разные такие, разнообразные бывают и по характерам, и по увлечениям» (м, 34 года).
Это мнение поддерживают и сами программисты. По характеру ответов некоторых из них можно сделать вывод о практически полной отчужденности информантов от «реального» и социального миров, поскольку все их интересы лежат в области виртуального. Отметим, что такие интервью получались существенно короче обычных биографических интервью. Конечно, в ходе исследования нам встретились и общительные программисты, но и они признают наличие неких специфических особенностей, присущих их коллегам:
«Есть такие айтишники, по ним сразу видно, что он программист. У них длинные волосы, они в очках и в футболке. <...> Есть такие ребята, а так... вот если взять меня и мужа... Ну, наверное, так-то мы ничем не отличаемся от обычных людей» (ж, 24 года).
Можно предположить, что столь высокая степень погруженности в цифровую среду в ущерб остальным составляющим человеческой жизни, а также набор навыков, позво- св ляющих эту среду понимать и конструировать, формируют совершенно особое чувство ^ общности, искать которое нужно в виртуальном пространстве, за пределы которого оно ^ распространяется крайне редко. Как следует из полученных данных, наши «немного- ^ словные» респонденты тратят не один час в день на общение в сети посредством текс- св товых мессенджеров и видеосвязи, и, вероятно, там они оказываются совсем не такими, -а какими представляются нам при личном общении. Там они чувствуют себя более сво- щ бодно и уверенно, все вокруг им понятно и знакомо, они являются хозяевами положе- § ния. В связи с этим их нежелание взаимодействовать с реальным миром, который нель- § зя «просчитать», «перезапустить» или «удалить», становится по-человечески понятно, ^ и определенно является сильнейшим основанием для возникновения даже не профес- -©■ сиональной, но некой «виртуальной» идентичности.
С
Заключение св
I
I
В целом, как следует из анализа экспертной дискуссии и проведенных нами интер- ^
вью, 1Т-профессии очень востребованы на рынке труда. Среди них есть как очень про- ф
СХ щ
о о
Литература
Гринштейн Г. Высшее образование и ИТ — текущие реалии и перспективы, мнения и опыт
стые в освоении специальности, так и требующие длительного изучения, причем их все возможно освоить самостоятельно и затем трудоустроиться, не имея профильного образования. Наличие высшего образования существенно расширяет возможности тру- ^ доустройства, но для большинства работодателей значит меньше, чем реальные компе- ^ тенции и опыт работы. Айтишник должен быть готов постоянно учиться — и не для того, чтобы повышать квалификацию: его знания быстро устаревают, он вынужден изучать ^ новые программы и технологии, чтобы на фоне всеобщего роста эффективности сохра- ^ нять стабильно высокий уровень профессиональной ценности. §■ Специфика работы айтишников предполагает наличие у каждого представите- ^ ля группы некоторого объема общих для всех знаний и умений, что должно приводить к формированию сильной профессиональной идентичности. Но высокая степень диф- ^ ференциации приводит к тому, что те общие знания и умения, которыми должен обла- ^ дать каждый айтишник, мало отличаются от знаний рядового пользователя. С таким же св успехом можно попытаться выделить идентичность «всех людей» или «всех ученых». Можно предположить, что постоянное взаимодействие с техникой или кодом форми- I рует специфическую структуру мышления, развивает логику и дисциплинирует ум. Это к не означает, что исследования в этом направлении бесперспективны, но для получения ^ полезных результатов группу следует сегментировать, различать системных админис- о траторов и программистов — точно так же, как мы различаем работников завода и его £ директоров. ££
К -а о
3
г
экспертов // Хабрахабр: интернет-ресурс для IT-специапистов. 12 января 2017. URL: https:// св
habrahabr.ru/post/319342 (дата обращения: 13.06.2017).
Земнухова Л. В. Профессиональная общность работников сферы информационных технологий: сетевой аспект // Социологические исследования. 2014. № 1. С. 146-150.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. Кто есть кто в информационных технологиях // Форум «Профессия и карьера». 2013. URL: http://proactiveclub.ru/index. php/forum. html?func=view&id=2521&catid=49 (дата обращения: 13.06.2017).
Проект «Buduguru». 2017. URL: http://buduguru.org/profession/16 (дата обращения: 13.06.2017).
Росстат. Итоги федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/fed_ nabl-croc/index.html (дата обращения: 13.06.2017).
Самые популярные специальности в вузах // Сайт «CAREER.ru». 2012. URL: https://career.ru/ article/12650 (дата обращения: 12.06.2017).
Центр профориентации «Профгид». 2017. URL: http://www.profguide.ru/professions (дата обращения: 13.06.2017).
Ярская-Смирнова Е., Романов П. Этнография как профессия: между управлением, рынком и «чистой» наукой // Профессии.doc. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри / Под редакцией Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007. С. 382-404.
IT-сфера: что изменилось за 10 лет? // HeadHunter: онлайновый ресурс для поиска работы и найма персонала. 2014. URL: https://hh.ru/article/14828 (дата обращения: 13.06.2017).