Курносова Татьяна Игоревна
директор по правовым и кадровым вопросам ЗАО «Юропиан Медикал Сентер» (Европейский медицинский Центр) (e-mail: [email protected])
История закрепления понятий о военных преступлениях и преступлениях против человечности в законодательстве Российской Федерации
В статье анализируется история закрепления понятий о военных преступлениях и преступлениях против человечности в законодательстве Российской Федерации. Дается краткая характеристика нормативно-правовых актов, закрепляющих данные понятия.
Ключевые слова: преступления против человечества, преступления против человечности, история, инициатива, правопреемство.
T.I. Kurnosova, Chief Legal and Human Resourses Officer, ZAO European Medical Center; e-mail: [email protected]
The history of enshrining the definitions of war crimes and crimes against humanity in the legislation of the Russian Federation
The article analyses the history of entrenchment of the definitions of war crimes and crimes against humanity in the legislation of the Russian Federation. Brief characteristics of statutory instruments of the Russian Federation entenching the above-mentioned definitions is given.
Key words: crimes against humanity, crimes against mankind, history, initiation, legal succession.
Основополагающими нормами, закрепляющими понятие, основные элементы и ответственность за военные преступления и преступления против человечности, являются международно-правовые нормы, которые формировались на протяжении веков и включили в себя правовой опыт многих национальных правовых систем. Постепенно национальное законодательство разных стран, развиваясь, в том числе, и под влиянием международных связей, интересов внешней политики и национальной безопасности, стало предусматривать ответственность за преступления, борьба с которыми требовала международного сотрудничества.
В основе зародившихся еще в древности законов войны лежат два фундаментальных принципа: принцип необходимости и принцип гуманности. В соответствии с первым позволительно делать все необходимое в военном отношении для достижения победы над врагом и военных целей. Согласно второму запрещено совершать действия, причиняющие напрасные страдания. О законах и принципах ведения войны писали в своих трудах христианские богословы, такие как Блаженный Августин, Фома
Аквинский, о них было упомянуто и в кодексах рыцарской чести, которые запрещали нападать на больных и раненых, на женщин и детей.
В Древнем Египте и Древней Греции профессиональные воины из других государств составляли боеспособную часть армии феодалов. Первый известный военный трактат «О защите обложенного города» был написан в IV в. до н.э. Энеем Тактиком. Этот трактат содержал много полезных советов для тех, кто ведет войну и обороняется. Так, часть трактата посвящена организации активной борьбы с осадившим город неприятелем - излагаются способы борьбы с разного рода машинами, предназначенными для преодоления стен -таранами, черепахами и др. (гл. ХХХИ-ХХХ^, с огнем (гл. XXXVI), осадными лестницами (гл. XXXVI) и подкопами (гл. XXXVII) [1]. Во времена Киевской Руси, как и в другие периоды истории Российской империи, наемничество занимало немаловажную роль, а участие иностранных профессиональных наемных солдат в военных компаниях было широко распространенно.
В законодательстве России уголовно-правовые нормы, направленные против криминальных проявлений в сфере воинской подчинен-
110
ности и уставных взаимоотношений, впервые появились в Соборном уложении 1649 г. К таким нормам, в частности, относились насильственные действия в отношении воеводы (ст. 21 гл. 2) и оскорбление стрельцами друг друга (ст. 3 гл. 23). В соответствии с Соборным уложением 1649 г. за совершение данных преступлений устанавливались суровые виды наказаний, например батоги и тюрьма [2, с. 293]. К группе воинских преступлений относились самовольное оставление службы (часто -посул), «наезды», потравы посевов ратными людьми, насилие по отношению к мирному населению, кража оружия, уклонение от воинских смотров и прочие. Соборное уложение 1649 г. впервые ввело понятие дезертирства и положило начало систематизации воинских преступлений. Особыми субъектами в этой группе преступлений были сборщики и «окладчики», т.е. лица, ответственные за проведение мобилизации. Тяжесть наказаний за воинские преступления усугублялась в обстановке боевых действий [3].
Мощным импульсом для более серьезной разработки военно-уголовного законодательства России в конце XVII - начале XVIII в. стало создание русской профессиональной армии. Российской державе под руководством Петра I были нужны законы, «служившие для урегулирования как отношений войск к народонаселению, так равно и для приложения принципов военного искусства, чтобы упрочить в войсках дисциплину вообще, а в частности: подчиненность, повиновение воле начальника и т.д.» [4, с. 58]. Первым самостоятельным и достаточно полным российским военно-уголовным кодексом стало подготовленное фельдмаршалом Б. Шереметьевым Уложение 1702 г. о поведении генеральных, средних и низших чинов и рядовых солдат [5, с. 61-73], а первым систематизированным военно-уголовным законом в России стали Воинские артикулы 1715 г. [6, с. 330-335], утвержденные Петром I, в которых впервые была сформирована система преступлений в сфере уставных взаимоотношений между военнослужащими [6, с. 335].
Принятое в 1649 г. Соборное уложение вошло в Полное собрание законов Российской империи 1830 г. и было в значительной мере использовано при составлении XV тома Свода законов Российской империи (в этом томе были собраны уголовные законы) и Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. [7]. Несмотря на то, что Соборное уло-
жение 1649 г. и Воинские артикулы 1715 г. были посвящены воинским преступлениям, они, тем не менее, предусматривали ответственность за «наезды», «насилие по отношению к мирному населению» во время вооруженных конфликтов, т.е. закрепляли те противоправные деяния, которые в XX в. были отнесены международно-правовыми нормами к категории военных преступлений и преступлений против человечности.
По инициативе России в 1868 г. в Санкт-Петербурге была принята декларация об отмене употребления взрывчатых веществ и зажигательных пуль [8], а также по инициативе выдающегося российского юриста-международника и дипломата Ф.Ф. Мартенса в ходе Первой и Второй Конференций мира были приняты Гаагские конвенции 1899 г. (Конвенция о мирном решении международных столкновений от 29 июля 1899 г.; Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 29 июля 1899 г.; Конвенция о применении к морской войне начал Женевской конвенции 10 августа 1864 г. от 29 июля 1899 г.; Декларация о запрещении на пятилетний срок метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов от 29 июля 1899 г.; Декларация о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы от 29 июля 1899 г.; Декларация о неупотреблении пуль, легко разворачивающихся или сплющивающихся в человеческом теле от 29 июля 1899 г.) и Гаагские конвенции 1907 г. (Конвенция о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров от 18 октября 1907 г., Конвенция о мирном решении международных столкновений от 18 октября 1907 г.; Конвенция об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам от 18 октября 1907 г.; Конвенция об открытии военных действий от 18 октября 1907 г.; Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 г.; Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны от 18 октября 1907 г.; Конвенция о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий от 18 октября 1907 г.; Конвенция об обращении торговых судов в суда военные от 18 октября 1907 г.; Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин от 18 октября 1907 г.; Конвенция о бомбардировании мор-
111
скими силами во время войны от 18 октября 1907 г.; Конвенция о применении к морской войне начал Женевской конвенции (впоследствии заменена Женевской конвенцией 1949 г.) от 18 октября 1907 г.; Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне от 18 октября 1907 г.; Конвенция об учреждении Международной призовой палаты (не вступила в силу) от 18 октября 1907 г.; Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны от 18 октября 1907 г.). Итак, в докладе от 29 октября 1907 г. на имя управляющего МИД К.А. Губастова о значении Конференции и достигнутых на ней результатах глава российской делегации А.И. Нелидов писал: «Из всех тринадцати Конвенций и одной Декларации, составивших плод трудов Конференции, кроме заключительного акта, в котором они перечислены, императорская делегация подписала десять конвенций, оставив неподписанными, впредь до разрешения императорского правительства, три конвенции: о постановке мин, о правах захвата в морской войне (где упоминается об освобождении от захвата неприятельской почты) и об установлении Призового Суда, а также и возобновленную Декларацию о запрещении метания разрывных снарядов с воздушных шаров. Смотря на все эти решения, с точки зрения наших интересов, нельзя не признать, что все вожделения наших морских и военных властей получили на Второй Гаагской Конференции полное удовлетворение» [9].
Наряду с развитием и принятием новых основополагающих документов о международных преступлениях и ответственности за их совершение происходило совершенствование и национального законодательства стран. Так, в 1917 г. Советское государство в Декрете о мире впервые закрепило, что агрессия является преступлением против человечества [10, с. 136-138].
В Декларации правительств России, Великобритании и Франции, опубликованной одновременно 24 мая 1915 г., действия Турции -державы, выступавшей в союзе с Германией во время Первой мировой войны, - по отношению к армянам в 1915 г. были квалифицированы как «преступления против законов человечности» [11].
Наряду с развитием международно-правовых норм, происходило и совершенствование норм национальных правовых систем. Так, в УК РСФСР 1922 г. [12, с. 153] учитывались по-
ложения Женевских и Гаагских конвенций и деклараций 1899 и 1907 гг. и устанавливалась уголовная ответственность за изготовление, приобретение, хранение или сбыт взрывчатых веществ или снарядов без соответственного разрешения, если не доказана преступная цель учинения этих деяний, а также за мародерство.
Под мародерством в соответствии со ст. 214 Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. понималось противозаконное отобрание при боевой обстановке у гражданского населения принадлежащего последнему имущества, с употреблением угрозы военным оружием и под предлогом необходимости сего отобрания для военных целей, а также снятие с корыстной целью с убитых и раненых находящихся у них вещей, что каралось высшей мерой наказания и конфискацией всего имущества, с допущением по смягчающим обстоятельствам понижения наказания до лишения свободы на срок не ниже трех лет со строгой изоляцией и конфискацией имущества. Стоит отметить, что в Уголовном кодексе РФ 1996 г. данный состав преступления отсутствует.
Статьей 94 УК РСФСР 1926 г. [13] предусматривалась ответственность за «пользование со стороны лиц, не имеющих на то права, установленной международной конвенцией 1906 г. в Женеве эмблемой и отличительным знаком санитарной службы армии (Красный Крест и Красный Полумесяц), а равно наименованием "Красного Креста'' и "Красного Полумесяца" в коммерческих целях, посредством фабричных и торговых знаков или, вообще, для получения от сего тех или иных личных выгод», в форме «лишения свободы на срок до одного года с конфискацией части имущества или штрафа до одной тысячи рублей» (данный состав преступления отсутствует в УК РФ 1996 г.). Согласно ст. 193.18 Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. «противозаконное насилие над гражданским населением, учиненное военнослужащими в военное время или при боевой обстановке, влечет за собой применение мер социальной защиты в виде лишения свободы со строгой изоляцией не ниже трех лет, а при отягчающих обстоятельствах - высшую меру социальной защиты» (данный состав преступления отсутствует в УК РФ 1996 г.).
В нотах Народного комиссара иностранных Дел В.М. Молотова от 25 ноября 1941 г. «О возмутительных зверствах германских властей в отношении советских военнопленных», от
112
6 января 1942 г. «О повсеместных грабежах, разорении населения и чудовищных зверствах германских властей на захваченных ими советских территориях» и от 27 апреля 1942 г. «О чудовищных злодеяниях, зверствах и насилиях немецко-фашистских захватчиков в оккупированных ими советских районах и об ответственности германского правительства и командования за эти преступления», направленных всем правительствам, с которыми Советский Союз поддерживает дипломатические отношения, советское правительство возложило «всю ответственность за бесчеловечные и разбойничьи действия немецких войск на преступное гитлеровское правительство Германии» и заявило, что «гитлеровское правительство и его пособники не уйдут от суровой ответственности и от заслуженного наказания за все их неслыханные злодеяния, совершенные против народов СССР и против всех свободолюбивых народов». Советское правительство сообщило также, что его органы «ведут подробный учет всех этих злодейских преступлений гитлеровской армии, за которые негодующий советский народ справедливо требует и добьется возмездия» [14, с. 3]. В декларации «О наказании за преступления, совершенные против войны», подписанной 13 января 1942 г. правительствами Чехословакии, Польши, Югославии, Норвегии, Греции, Бельгии, Голландии, Люксембурга и Франции, устанавливалось наказание для тех, «кто виновен и ответственен за преступления, независимо от того, совершены ли последние по их приказу, или лично, или при их соучастии в любой форме» [14, с. 2].
Принятые международным сообществом Женевские конвенции 1949 г., а также положения, которые были закреплены в Уставе и Решении Нюрнбергского трибунала, нашли свое отражение в нормах национального законодательства. Так, УК РСФСР 1960 г., сохранявший свое действие до 1996 г., трансформировал ряд основных норм международного уголовного права во внутригосударственное законодательство (на момент принятия Уголовного кодекса в 1960 г. РСФСР подписала и ратифицировала четыре Женевские конвенции 1949 г., а также являлась стороной обвинения при проведении Нюрнбергского и Токийского трибуналов, а соответственно, одним из «разработчиков» Нюрнбергских и Токийских Уставов и решений). Согласно ст. 268 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. дурное обращение с военнопленными наказывалось лишением свободы
на срок до трех лет. Грабеж и мародерство на поле сражения, а также насилие в отношении населения в районе военных действий могли привести к лишению свободы на срок от трех до десяти лет или даже смертной казни (ст. 266 и ст. 267 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г.). Незаконное пользование знаком красного креста могло наказываться лишением свободы на срок до одного года (ст. 202 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г.) (данный состав преступления отсутствует в УК РФ). Статьей 66 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. за совершение террористического акта (под которым в то время подразумевалось «убийство государственного или общественного деятеля или представителя власти, совершенное в связи с его государственной или общественной деятельностью, с целью подрыва или ослабления Советской власти») предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или смертной казнью с конфискацией имущества.
Все документы, принятые ООН после Второй мировой войны, закрепляют принцип неотвратимости наказания за военные преступления и преступления против человечества, а также обязательство государств выработать систему уголовной ответственности за совершение военных преступлений и преступлений против человечности и претворить эту систему в жизнь. Особое значение при этом имеют нормы, согласно которым на военных преступников не распространяются сроки давности и им не может быть предоставлено право убежища в какой-либо стране. Президиум Верховного Совета СССР 4 марта 1965 г. принял Указ «О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступлений» [15], которым было установлено, что военные «преступники, виновные в тягчайших злодеяниях против мира и человечности и военных преступлениях, подлежат суду и наказанию независимо от времени, истекшего после совершения преступления».
Председательствовавший на заседании Совета Безопасности ООН 25 мая 1993 г. постоянный представитель России Юлий Воронцов заявил: «Виновные в массовых преступлениях... в нарушениях законов и обычаев войны, в преступлениях геноцида, а также против человечности, должны понести заслуженное наказание. Особенно важным представляется тот факт, что впервые в истории не победи-
113
тель судит побежденного, а все международное сообщество в лице Трибунала вынесет свой вердикт тем, кто грубо попирает не только международно-правовые нормы, но и просто человеческие представления о нравственности и гуманности» [16].
В УК РФ 1996 г. предусмотрены следующие составы преступлений, частично охватывающие понятие военных преступлений и преступлений против человечности по международному праву: разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения (ст. 355 УК РФ);
применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК РФ); геноцид (ст. 357 УК РФ); экоцид (ст. 358 УК РФ); наемничество (ст. 359 УК РФ). Анализ основных международно-правовых источников норм о военных преступлениях и преступлениях против человечности показывает, что по мере развития цивилизаций, научно-технического прогресса, совершенствования вооружений, появления новых типов и видов оружия, которые способствовали совершению все более чудовищных зверств и жестокостей во время вооруженных кон-
1. Маринович Л. С. Социально-политическая борьба и наемничество в Греции IV в. до н.э. в трактате Энея Тактика [Электронный ресурс]. URL: // http://www.xlegio.ru/ sources/aeneas-tacticus/greek-sociopolitical-struggle-and-mercenary-soldiering.html (дата обращения: 15.01.2015).
2. Тихомиров М.Н., Епифанов П. П. Соборное уложение 1649 года. М., 1961.
3. URL: http://www.bibliotekar.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava/ 19.html (дата обращения: 28.08.2014).
4. Бобровский П. О. Зачатки реформ в военно-уголовном законодательстве России. СПб., 1882.
5. Розенгейм М.П. Очерк истории военно-судных учреждений в России до кончины Петра Великого. СПб., 1878.
6. Российское законодательство Х-ХХвв.: в 9 т. Т. 4: Законодательство периода становления абсолютизма / отв. ред. А.Х. Мань-ков. М., 1986.
7. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1996.
фликтов международного и немеждународного характера, такими же темпами развивалось и законодательство. Автор отмечает, что постоянно вспыхивающие вооруженные конфликты побудили государства искать не только политические, экономические пути их предотвращения, но и правовые пути регулирования ведения вооруженных конфликтов. Основными вехами развития международно-правовых норм стали события Первой и Второй мировых войн, которые побудили мировое сообщество к принятию ряда правовых мер, которые выразились в формулировании основных норм, запрещающих совершение тех или иных действий, в том числе применение различного типа вооружений во время вооруженных конфликтов. Немалую роль в формировании международно-правовых норм сыграли российские ученые и правоведы. СССР и в дальнейшем Российская Федерация часто выступали инициаторами принятия тех или иных международно-правовых норм, хотя принятые по инициативе СССР или Российской Федерации международно-правовые нормы далеко не всегда находили отражение в национальном законодательстве Российской Федерации.
1 Marinovich L.S. Social-political struggle and mercenary activities in Greece in IV B.C. in Aeneas Tacticus tractatum [Electronic resource]. URL: http://www.xlegio.ru/sources/aeneas-tacticus/greek-sociopolitical-struggle-and-mercenary-soldiering.html (date of access: 15.01.2015).
2. Tikhomirov M.N., Epifanov PP. Council code of 1649. Moscow, 1961.
3. URL: http://www.bibliotekar.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava/19.html. (date of access: 28.08.2014).
4. Bobrovsky P.O. Rudiments of reforms in war criminal legislation of the Russian Federation. St. Petersburg, 1882.
5. Rosengame M.N. Essay of history judicial military courts of Russia before death of Peter the Great. St. Petersburg, 1878.
6. Russian legislation of Хth-ХХth centuries: in 9 vol. Vol. 4: The legislations of the period of absolutism formation / resp. ed. A.K. Mankov. Moscow, 1986.
7. Isaev I.A. The history of state and law of Russia. Moscow, 1996.
8. The Declaration Renouncing the Use, in Time of War, of Explosive Projectiles Under 400
114
8. Декларация об отмене употребления взрывчатых веществ и зажигательных пуль [Электронный ресурс]. URL: http://www.memo. ru/prawo/hum/spb-1868.htm (дата обращения: 25.08.2014).
9. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-arch.nsf (дата обращения: 18.05.2012).
10. Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1.
11. Декларация правительств России, Великобритании и Франции 1915 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.idd.mid.ru/ pervaya_mirovaya_voyna_i_diplomatiya_rossii. html (дата обращения: 10.10.2014).
12. О введении в действие Уголовного кодекса РСФСР: постановление ВЦИК от 1 июня 1922 г. // СУ РСФСР 1922. № 15.
13. О введении в действие Уголовного кодекса РСФСР редакции 1926 г.: постановление ВЦИК от 22 нояб. 1926 г. // СУ РСФСР. 1926. № 80. Ст. 600.
14. Нюрнбергский процесс: сб. материалов / под ред. К. П. Горшенина (гл. ред.), Р. А. Руденко и И. Т. Никитченко. изд. 2-е, испр. и доп. М., 1954.
15. О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени их совершения преступлений: указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1965 г. [Электронный ресурс]. URL: http://7408083.ru/ zischitadetey/statizakona021927.html (дата обращения: 10.10.2012).
16. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/ UNDOC/GEN/N93/858/68/IMG/N9385868.pdf (дата обращения: 18.05.2012).
Grams Weight [Electronic resource]. URL: http:// www.memo.ru/prawo/hum/spb-1868.htm (date of access: 25.08.2014).
9. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-arch.nsf (date of access: 18.05.2012).
10 Decrees of Soviet Power. Moscow, 1957. Vol. 1.
11 France, Great Britain and Russia Joint Declaration d.d. 1915 [Electronic resource]. URL: http://www.idd.mid.ru/pervaya_mirovaya_ voyna_i_diplomatiya_rossii.html (date of access: 10.10.2014).
12. On enforcement of the Criminal code of the RSFSR: declaration of All-Russian Central Executive Committee d.d. July 1, 1922 // CA RSFSR. 1922. № 15.
13. On enforcement of Criminal Code of the RSFSR as in force of 1926: declaration of the All-Russian Central Executive Committee d.d. Nov. 26, 1926 // CA RSFSR. 1926. № 80. Art. 600.
14. Nurmberg trial: coll. of materials / ed. by K.P. Gorshenin (chief editor), R.A. Rudenko and I.T. Nikitchenko. 2nd ed., rev. and add. Moscow, 1954.
15. On punishment of persons guilty in commission of war crimes and crimes against humanity independence of the time of their commission: order of The Presidium of the Supreme Soviet of the USSR d.d. March 4, 1965 [Electronic resource]. URL: http://7408083.ru/ zischitadetey/statizakona021927. html (date of access: 10.10.2012).
16. http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ GEN/N93/858/68/IMG/N9385868.pdf (date of access: 18.05.2012).
115