17. Центральный государственный архив республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-Алания). Ф. 15. Оп. 1. Д. 269.
Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv respubliki Severnaia Osetiia-Alaniia (TsGA RSO-Alaniia). F. 15. Op. 1. D. 269.
Конышева Ю.Е. (Орёл)
УДК 947.07 (093)
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РПЦ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ «РУССКОГО КАТОЛИЦИЗМА» В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX ВЕКЕ
В статье анализируется смысловая составляющая термина «русский католицизм», истоки и ключевые моменты развития данного явления в русской истории. Автор делает попытку проследить общую логику развития «русского католицизма» в исторической динамике, дать характеристику многоплановости этого сложного явления, исследовать причины расцвета филокатолических настроений в российском обществе в XIX веке. Проблема взаимоотношения и взаимовлияния православия и католичества имеет давнюю историю. Раскол произошел в 1054 году, и богословы до сих пор спорят, патриарх ли Керулларий увел византийскую церковь в сторону от истины, или Рим отпал от православия. Трещина постепенно превратилась в пропасть, вместе с церквами разделив и народы.
К середине XIX века Россия сталкивается со странным феноменом - часть русских аристократов начинает переходить в лоно римско-католической церкви. Как же стало это возможным в стране, где православные традиции так строго охранялись? Если переход православного в католицизм рассматривался как государственное преступление?
Примером настороженно-враждебного отношения к католицизму можно считать творчество Ф. М. Достоевского. Так, герой одного из его произведений князь Мышкин решительно объявлял католичество нехристианской верой.
Феномен «русского католицизма», видимо, берет свое начало еще в середине XVIII века, когда императрица Екатерина II приютила в России орден иезуитов. Пансионы, колледжи, предлагавшие опытных учителей и прекрасное образование, вызвали интерес у русской знати. И значительное количество молодых представителей аристократических семейств получило образование именно в этих учебных заведениях.
Ключевые слова: русский католицизм, конфессиональная либерализация, русская католическая церковь византийского обряда, католическая церковь.
In article the semantic component of the term "Russian Catholicism", sources and the key moments of development of this phenomenon in the Russian history is analyzed. The author does attempt to track the general logic of development of "the Russian Catholicism" in historical dynamics, to give the characteristic of diversity of this difficult phenomenon, to investigate the reasons of blossoming of phylocatholic moods in the Russian society in the XIX century. The problem of relationship and interference of Orthodoxy and Catholicism has an old story. Split has taken place in 1054 and theologians still argue whether the patriarch Kerullary has taken away the Byzantine church from truth aside, or Rome has disappeared from Orthodoxy. The crack has gradually turned into an abyss, together with tserkva having divided also the people.
To the middle of H1H of a century Russia faces a strange phenomenon - the part of the Russian aristocrats begins to pass into a bosom of the Roman Catholic Church. How it has become
possible in the country where orthodox traditions were so strictly protected? If transition of the Orthodox Christian to Catholicism was considered as a high treason?
As example watchfully - the hostile relation to Catholicism it is possible to consider F.M. Dostoyevsky's creativity. So, the hero of one of his works prince Myshkin resolutely declared Catholicism non-Christian belief.
The phenomenon of "the Russian Catholicism", probably, originates in the middle of the XVIII century when the empress Catherine II has sheltered in Russia an award of Jesuits. The boards, colleges offering skilled teachers and fine education have caused interest in the Russian nobility. And a significant amount of young representatives of aristocratic families has got an education in these educational institutions.
Key words: Russian Catholicism, confessional liberalization, Russian Catholic church of the Byzantine Rite, Catholic church.
Проблема взаимоотношения и взаимовлияния православия и католичества имеет давнюю историю. Раскол произошел в 1054 году, и богословы до сих пор спорят, патриарх ли Керулларий увел византийскую церковь в сторону от истины, или Рим отпал от православия. Трещина постепенно превратилась в пропасть, вместе с церквами разделив и народы.
Церковный историк, протоиерей Александр Имеман отмечал, что «...разделение превратилось в стихийную ненависть, в которой верность своей вере, обиды за поругание своих святынь смешивались с элементами отталкивания от всего чужого без различения в нем хорошего плохого» [1].
Примером настороженно-враждебного отношения к католицизму можно считать творчество Ф.М. Достоевского. Так, князь Мышкин решительно объявлял католичество нехристианской верой. Великий Инквизитор признается Христу, что римская церковь уже не с ним, а с дьяволом.
Сам Достоевский утверждал, что все губительные заблуждения человека: и атеизм, и революция - произрастают, по его мнению, из католичества, одержимого идеей собрать любыми средствами весь мир под властью папы.
Но, тем не менее, к середине XIX века Россия сталкивается со странным феноменом -часть русских аристократов начинает переходить в лоно римско-католической церкви. Как же стало это возможным в стране, где православные традиции так строго охранялись? Если переход православного в католицизм рассматривался как государственное преступление?
Феномен «русского католицизма», видимо, берет свое начало еще в середине XVIII века, когда императрица Екатерина II приютила в России орден иезуитов. Пансионы, колледжи, предлагавшие опытных учителей и прекрасное образование, вызвали интерес у русской знати. И значительное количество молодых представителей аристократических семейств получило образование именно в этих учебных заведениях.
Питательной средой для католических настроений служили и многочисленные эмигранты времен Великой Французской революции.
Кроме того, в начале XIX века участие офицерства в европейских походах русской армии и реформаторские идеи молодого императора Александра I обусловили некоторый период относительной конфессиональной либерализации и филокатолических настроений.
Высшая знать тщательно копировала европейский стиль жизни: французский язык заменил русский, в моду вошли французская литература и философия, манеры и образование.
Разумеется, что часть дворянства восприняла европейскую культуру чисто внешне, на подражательском уровне «смеси французского с нижегородским», но были и те, кто действительно ощутил себя людьми иной, европейской культуры. Стержнем же европейской ци-
вилизации «русские католики» не без основания считали католическую религию. И переход из православия в католическую религию для них был очень логичен.
Князь Гагарин, видя в католицизме будущее России, в мемуарной записке, написанной в 1850-е гг., отмечал, что: «...в основе всех споров и различий лежит главный вопрос:... остальные европейские народы, .имеют нечто общее .... идейная сущность .европейская цивилизация... почему эта основа не существует в России.?». Его идеал церкви: «1. духовная; 2. единая; 3. всемирная; 4. независимая от народов». Ведь «в первые века христианства Церковь была одна на Востоке и Западе, несмотря на различия внешних обрядов». Причина бед возникает: «Когда начало народности превозмогает в Церкви над началом всемирным, .оно потрясает начало всемирное... Образованность и все высокие потребности человеческой природы находятся под хранением единства и всемирности Церкви» [2, с. 58].
Во своих трудах, из которых наиболее известны «Станет ли Россия католической» (1856 г.), «Католические тенденции в русском обществе» (1860 г.), Гагарин доказал склонность россиян к принятию католицизма, во что искренне верил, разбирал богословские вопросы, в свое время разделившие церкви, обосновывая истинность их толкования католической церковью, призывал русскую церковь к признанию главенства папы как единственного способа вернуть себе былую независимость, утраченную в борьбе с абсолютной монархией. Князь убеждал своих читателей в необходимости и возможности объединения церквей на условиях сохранения прежних ритуалов по типу униатской церкви.
Период религиозного становления князя Гагарина (1834-1842 гг.) хронологически совпадает с послевоенным (Отечественная война 1812 г.) стремлением русского общества к всестороннему обновлению. Соответственно, на данном отрезке времени для многих общественных деятелей (князь П. Козловский, декабрист М.С. Лунин, философ П.Я. Чаадаев) в России прокатолические симпатии без перехода в латинский обряд явились идеалом нравственного становления.
Н.Я. Данилевский видит истоки «Русского католицизма» в «смотрении на явления внутренней и внешней жизни России с европейской точки зрения и сквозь европейские очки. Этот взгляд, во что бы то не стало старающийся подводить явления русской жизни под нормы жизни европейской, делая это бессознательно (вследствие иссякновения самобытного родника русской мысли), или даже сознательно...» [3, с. 288].
Следует отметить, что аристократическая интеллигенция в России была достаточно противоречива. Она возникла в стране, где сравнительно быстро сложился европейский образованный слой. А социальная почва, социальная структура развивалась на много медленнее. Интеллигент как бы выпадал из социальной структуры, становился «лишним». Герцен так писал об этом: «Все мы Онегины, если не предпочитаем быть чиновниками или помещиками» [4, с. 262].
Тот, кто не желал быть просто помещиком или чиновником, сталкивался с потерей внутренней опоры. Очень характерным, в этом смысле является пример В. Печерина, который в поиске утерянной опоры объездил всю Европу, был социалистом и утопистом и лишь под конец своей непростой жизни смог найти душевный покой в католическом монастыре в Дублине.
Для Гагарина первостепенный вопрос - освобождение духовенства из-под власти правительства. В работе «Католические тенденции в русском обществе» он поясняет: «Первая из свобод есть свобода религиозная.. Более того, главное препятствие воссоединения римской и русской церквей лежит в зависимости последней от государства. Следовательно, люди, которые борются в России за свободу, борются одновременно за католическую веру. А те, кто борются за католицизм, борются за свободу». Гагарин, противопоставляя католицизм и революцию, рассчитывал что независимые православные священники восстановят авторитет в народе и уведут его от увлечения мятежами [5, с. 58].
«Русские католики» полагали, что все беды России происходят от того, что восточная церковь в свое время повела Россию по неверному пути. И единственно возможным путем
спасения они видели в возвращении России в единую семью европейских народов через принятие католической веры.
На рубеже Х1Х-ХХ веков для русского католицизма приходит время серьезных перемен. На территории России появляются католические общины этнических русских. С 1907 года начинают формироваться структуры русской католической церкви византийского обряда. Фактическими основателями Греко-католической церкви стали православные А. Зерча-нинов и Л. Федоров и старообрядческий священник Е. Сусалев [6, с. 127].
К началу ХХ века сформировалась тенденция к тому, что латинский обряд сохранится для польских и немецких католиков, в то время как русские будут преимущественно обращаться в католицизм восточного обряда.
Подводя итоги, следует отметить, что смысл самого термина «русский католицизм» очень широк, что позволяет современным исследователям понимать его по-разному. Часть исследователей склонны относить к этому явлению присутствие всех представителей католической церкви на территории современной им России, определяя «русский католицизм» как целостное направление российской общественной и религиозной мысли на всем протяжении его истории: от истоков в начале XIX века и расцвета к его середине до заката в предреволюционные годы. Другие подразумевают под термином «русский католицизм» принадлежность к данному вероисповеданию исключительно людей, русских по национальности и гражданству.
Список литературы
1. Нежный А. Католики в «Третьем Риме» // Московские новости. - 1991. - № 26.
Nezhnyj A. Katoliki v «Tret'em Rime» // Moskovskie novosti. - 1991. - № 26.
2. Гагарин И.С. О примирении русской церкви с римскою / Пер. И.М. Мартынова. -Париж, 1858.
Gagarin I.S. O primirenii russkoj cerkvi s rimskoju / Per. I.M. Martynova. - Parizh, 1858.
3. Данилевский Н.Я. Европа и Россия. - М., 1991.
Danilevskij N.Ja. Evropa i Rossija. - M., 1991.
4. Цит. по: Померанц Г. Выход из транса. - М., 1995.
Cit. po: Pomeranc G. Vyhod iz transa. - M., 1995.
5. Филонов В.И. Идея всеединства В.С. Соловьева. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2011. - № 3 (17).
Filonov V.I. Ideja vseedinstva V.S. Solov'eva. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Novye gumanitarnye issledovanija. - 2011. - № 3 (17).
6. Филонов В.И. Формирование отношения русских мыслителей к идее католического экуменизма конца XIX начало XX века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2015. - № 1 (42).
Filonov V.I. Formirovanie otnoshenija russkih myslitelej k idee katolicheskogo jekumenizma konca 19 nachalo 20 veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Novye gumanitarnye issledovanija. - 2015. - № 1 (42).
Косинцев Ю.Г. (Липецк)
УДК 94(4!0)"16/18"
В.Л. ДОЛГОРУКОВ И ПРОБЛЕМЫ РУССКО-ДАТСКОГО СОЮЗА В УСЛОВИЯХ «ТУРЕЦКОГО КРИЗИСА» В КОНЦЕ 1710-1711 ГГ.
В статье рассматриваются проблемы взаимодействия русской дипломатии с датскими союзниками в первые послеполтавские годы Северной войны. Показан вклад русского
110