Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.
Инфекция и иммунитет
ВИЧ-инфекции, туберкулез, венерических болезней (сифилис) в 24 медицинских организациях.
25.01.2010 г. был открыт Единый Миграционный Центр, который работает по принципу единого окна и в силу централизации, комплексности услуги принял основной поток иностранных граждан, желающих получить разрешение на работу в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в том числе и прохождение медицинского освидетельствования.
Это обеспечило достоверность медицинского освидетельствования иностранных граждан и значительное увеличение показателя выявляемости инфекционных болезней, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации. Таким образом, создание подобных центров является примером эффективной организации работы с иностранными гражданами, в том числе и медицинского освидетельствования.
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕДИКО-САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ (2005 г.) В ФОРМАТЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Н.Д. Пакскина1, В.П. Топорков2, А.Е. Шиянова2
1Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Москва; 2ФКУЗ «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» Роспотребнадзора, г. Саратов
Существом Международных медико-санитарных правил (ММСП 2005 г.), к разработке научных основ и новой концепции которых Российская Федерация имеет непосредственное отношение, являются, по данным ВОЗ в сравнении с ММСП (1969 г.), 3 аспекта: от трех инфекционных болезней ко всем угрозам общественному здоровью; от стандартных мер к адаптированным ответным действиям; от контроля границ + сдерживание у источника.
Вступление в силу ММСП (2005 г.) в 2007 г. на территории Российской Федерации сопровождалось этапом глубокой научной проработки и инвентаризации принципиально новых положений ММСП (2005 г.), последовательной замены этими положениями также тщательно дифференцированных утративших актуальность элементов содержания ММСП (1969 г.), в нормативном закреплении данной замены. В результате этих исследований была разработана методология внедрения ММСП (2005 г.) на национальном уровне, учитывающая укрепление организационных, технологических, материально-технических и кадровых ресурс ов при с овершенство-вании санитарной охраны и эпидемиологического надзора. В этой методологии заложены унифицированные основы для оценки полноты внедрения ММСП (2005 г.) в каждой из стран-членов ВОЗ при реализации стратегии ВОЗ по их реализации вплоть до 2016 г. через этапную оценку возможностей стран в 2012 г. При реализации ММСП (2005 г.) на территории Российской Федерации было разработано новых и переработано более 30 нормативно-методических документов федерального уровня.
Разработанная методология была внедрена в сферу санитарной охраны таможенной терри-
тории Таможенного союза. Ее основу составляет Соглашение таможенного союза по санитарным мерам, в целях реализации которого разработаны 4 документа. Обозначены функциональные направления санитарно-карантинного контроля: контроль лиц, транспортных средств, товаров и грузов. Объектами надзора определены как инфекционные (паразитарные) болезни, требующие проведения мероприятий по санитарной охране таможенной территории Таможенного союза (перечень содержит 24 нозологические формы), так и массовые неинфекционные заболевания (отравления), обусловленные потенциально опасной продукцией (товарами). Определены риски возникновения чрезвычайных ситуаций, требующие проведения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через внешнюю границу (9 позиций).
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Е.Ф. Работаев, Н.И. Исаев
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике — Чувашии, г. Чебоксары
Хронология становления и развития санитарно-эпидемиологической службы свидетельствует о том, что ей пришлось пережить немало трудностей в своем становлении и развитии с 1920 г. и по настоящее время.
За эти годы она претерпела многочисленные реорганизации, такие как:
— проведение в 1959 г. реорганизации санитарно-эпидемиологических станций путем сокращения числа санитарно-эпидемиологических станций и организации в районах санэпидотделов при Центральных районных больницах республики.
— реорганизация в 1990 г. — переименование Республиканской санэпидстанции переименована в Чувашское медицинское санитарно-профилактическое объединение;
— организация в 1991 г. в соответствии с законом РФ № 103 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Центра Госсанэпиднадзора в Чувашской Республике;
— завершение в 2003 г. реорганизации сети учреждений службы Чувашской Республики путем присоединения маломощных центров к центрам с более обеспеченным кадровым составом и имеющим аккредитованные лаборатории;
— создание в 2005—2006 гг. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Территориального управления Роспотребнадзо-ра по Чувашской Республике в форме слияния с Территориальным управлением государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по Чувашской Республике;
— создание в 2005 г. ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике — Чувашия», а в 2011 г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике — Чувашии»;
2012, Т. 2, № 1-2
Обеспечение эпидемиологического благополучия
— переименование в 2006 г. Территориального управления в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике — Чувашии;
— переименование в 2011 г. ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике — Чувашия» в ФБУЗ (бюджетное учреждение). Наиболее значимыми событиями явились следующие:
I. Развитие вакцинопрофилактики:
— проведение в начале 40-х годов в республике прививок новорожденным против туберкулеза
— с 1960 г. детей против полиомиелита
— с 1966 г. детей против кори
— с 1993 г. массовой иммунизации взрослого населения против дифтерии
— в настоящее время детей в возрасте 1 года против кори и ОРВИ, вакцинация новорожденных и подлежащего контингента против вирусного гепатита В и др. При этом большой поддержкой для медицинских работников в вопросах успешной иммунизации явилось принятие Региональной программы Чувашской Республики «Вакцино-профилактика на 1994—1998 гг.», а также закона РФ от 17 июля 1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний».
II. Большое развитие с 1921 г. получило лабораторное дело Службы. В частности:
— в 1960 г. в Республиканской санэпидстанции была создана вирусологическая лаборатория;
— в 1961 г. в Республиканской санэпидстанции в отделе особо-опасных инфекций была создана лаборатория особо-опасных инфекций;
— с 1969 г. началось дальнейшее развитие санитарной бактериологии;
— в 80-е годы начали успешно внедряться методы изучения условно-патогенной микрофлоры. Одновременно продолжалось создание и развитие лабораторий санитарно-гигиенического профиля.
В настоящее время функционируют в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике — Чувашия»:
— лаборатория физико-химических исследований;
— лаборатория радиационного контроля, токсикологическая лаборатория.
Освоены современные методы диагностики вирусных инфекций: иммуноферментного анализа, полимеразной цепной реакции, которые используются в диагностике вирусных гепатитов, клещевого энцефалита, атипичной пневмонии (SARS), птичьего гриппа и др.
III. В связи с регистрацией в стране заболеваний СПИДом в 1983 г. на базе Республиканской санэпидстанции и ряде других учреждений здравоохранения стали проводится лабораторные исследования на выявление данной опасной инфекции.
IV. В октябре 1991 г. на базе ОАСУ Центра госсанэпиднадзора в Чувашской Республике был создан отдел анализа здоровья населения и состояния среды его обитания (ОАЗ и СС), который в 1995 г. был преобразован в отдел социально-гигиенического мониторинга (ОСГМ).
При этом внедрение в практику работы Службы интернет-сайта повысить оперативность и увеличить объем санитарно-гигиенического информиро-
вания населения, улучшить его качество, поддерживать тесную связь с населением.
В 2003 г. ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике» издан приказ № 30 от 10.02.2003 г. «О проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз видов деятельности, работ, услуг и объектов их осуществления центрами Госсанэпиднадзора в Чувашской республике», приказ № 41 от 28.02.2003 г. «О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции), в которых определен порядок и организация проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и выдаче по ее результатам санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
V. Несомненно, что успешной реализации задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения способствовало развитие материально-технической базы учреждений Службы.
Так, только за 1991—2010 гг. были построены, выведены из ветхих приспособленных зданий, реконструированы и расширены площади в учреждениях службы в городах Новочебоксарске, Алатыре, Канаше, Чебоксары, в Марпосадском, Канашском, Комсомольском, Шемуршинском, Янтиковском, Яльчиковском районах, а также завершено строительство административного лабораторного корпуса Центра госсанэпиднадзора в Чувашской Республике и реконструкция ранее существовавшего 2-этажного корпуса.
Кроме того в 2007—2008 гг. проведены капитальные ремонты всех территориальных отделов Управления и в филиалах ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике — Чувашия».
Одновременно активно обновлялась приборная база, расширялась номенклатура лабораторных исследований. В учреждениях госсанэпидслужбы на должном уровне стала поддерживаться постоянная готовность для работы в чрезвычайных ситуациях.
Соответственно, что все имеющиеся силы и средства Службы будут и далее направлены на выполнение приоритетных задач способствующих охране здоровья населения. Обеспечение прав граждан на безопасную среду обитания, основным гарантом которых остается Служба Роспотребнадзора.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УПРАВЛЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) С РЕФЕРЕНС-ЦЕНТРАМИ
И.Ю. Самойлова, Р.И. Степанова
Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия), г. Якутск
В рамках реализации приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 88 от 17.03.2008 г. «О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней» Управлением Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) осуществляется сотрудничество с 10 Референс-центрами Роспотребнадзора.
Референс-центрами оказывается практическая и консультативно-методическая помощь в проведении эпидемиологического надзора за инфекцион-