УДК 7.071.1 Л. И. Варламова
СТЕПАН АРЕФИН - ХУДОЖНИК РЕАЛИСТ
По первоисточникам уточняется биография Степана Федоровича Арефина (1922-2006), Заслуженного художника РФ, приморского художника реалиста, живописца, художника театра. Исследуется коллекция произведений мастера в собрании Приморской государственной картинной галереи: живопись и театрально-декорационное искусство.
Ключевые слова: Степан Федорович Арефин, реалист, живописец, художник театра, Владивосток, Приморская государственная картинная галерея.
Stepan Arefin - a realist painter. LYUDMILA I. VARLAMOVA (Primorsky State Art Gallery, Vladivostok).
Based on primary sources, the article presents the biography of Stephan Fyodorovich Arefin (19222006), Honoured Artist of the Russian Federation, a realist painter of Primorye and a theatre artist, The author explores the artworks of Arefin (paintings, theatre and stage scenery art) collected by Primorsky State Art Gallery.
Key words: Stepan Fyodorovich Arefin, realist, painter, theatre artist, Vladivostok, Primorsky State Art Gallery.
В 2012 г. исполнилось 90 лет со дня рождения Степана Федоровича Арефина (1922-2006), Заслуженного художника Российской Федерации, избравшего из многих видов творчества живопись и театрально-декорационное искусство. Он был художником высокого класса, талантливым живописцем, старейшиной художников театра Приморского края, мудрым, самостоятельным, неконфликтным человеком, добрым и жизнелюбивым. Такой же светлой и радостной была его палитра.
В 1999 г. Степан Федорович подарил Приморской государственной картинной галерее (ПГКГ) графический «Автопортрет» (1996, см. вклейку). «Глаз смотрит», - сказал он об этой работе, имея в виду, что через взгляд можно передать характер и душевное состояние человека. На портрете изображен пожилой человек, грустный, усталый, но мудрый и сильный духом.
XX век был временем глобальных потрясений: многочисленные революции и две мировые войны изменили судьбы людей и народов. Жизнь Степана Федоровича и его творчество неотделимы от этой сложной, драматической эпохи.
Творенье может пережить творца: Творец уйдет, природой побежденный, Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело Буонарроти
Художник родился в селе Боголюбовка Приморского края в доме, который его родители, переселенцы из Черниговщины, построили своими руками. Отец его, Федор Андреевич, в годы первой мировой войны оказался в плену в Румынии. Там он довольно долго служил у мастера, делавшего музыкальные инструменты, и в совершенстве овладел этим ремеслом [7]. Мать, Федора Алексеевна, была домохозяйкой. Жили Арефины бедно, но дружно. В семье росло трое детей. Все они оказались способными или талантливыми. Старшая сестра Полина стала бухгалтером, младший брат Владимир - виртуозным скрипачом, композитором, автором лучшей песни о Приморье, ставшей позывными Приморского радио, ну а Степан пошел по стезе изобразительного искусства.
В 1930 г. Арефины переехали в Уссурийск, где главе семейства предложили работу модельщика в железнодорожном депо. Сначала жили на частной квартире, потом и здесь Федор Андреевич построил свой дом. В школьные годы Степан посещал художественный кружок Дома пионеров, где настолько полюбил рисовать, что без карандашей и красок
ВАРЛАМОВА Людмила Ивановна, старший научный сотрудник (Приморская государственная картинная галерея, Владивосток). E-mail: lib_primgallery@mail.ru
© Варламова Л.И., 2013
уже не представлял свою жизнь. По окончании восьмого класса средней школы начал работать в Уссурийском Доме Красной Армии сначала учеником художника, а потом художником.
В 1941 г. Степан Федорович был призван в армию на действительную службу, которую проходил в Хабаровске, в студии военных художников Дома офицеров Красной Армии. Эта студия стала для него институтом. В годы Великой Отечественной войны там работали многие известные художники России, офицеры и рядовые, например москвич Василий Завьялов, ленинградцы Михаил Козелл и Николай Баскаков.
Арефин настойчиво учился у них, постоянно участвовал в городских выставках. В 1944 г. на выставку произведений художников Дальневосточного военного округа он представил пейзажи, портреты и тематическую картину «Возвращение героя». Его этюд «Белая сирень», исполненный тепло и лирично, с хорошим знанием натуры, прямо с выставки приобрел Дальневосточный художественный музей (1944, х., м., 40,5 х 50)1. А затем произошло беспрецедентное - двадцатидвухлетний студент был назначен начальником студии военных художников Хабаровского Дома офицеров.
В августе 1945-го Степан Арефин стал участником войны с Японией и знаменитого маньчжурского похода в Китай. В г. Цзямусы - интендантском центре японской армии, который взяли советские войска, он был начальником агитбригады, а в свободное время писал портреты, пейзажи, делал жанровые зарисовки китайского быта.
После окончания войны сотрудников Хабаровского Дома офицеров отправили в Южно-Сахалинск, весь выгоревший от японских диверсий. На Сахалине главное место в творчестве Арефина занимали зимние пейзажи. Картины «Сахалинские сопки», «После бурана», «В сугробах», «Нахмурило», решенные несколько декоративно, но с большим художественным чутьем, несмотря на живописность, вызвали споры на окружных художественных выставках. Их называли «впечатлениями» (из-за отсутствия темы человека и труда), но это не помешало военному совету Дальневосточного округа наградить красноармейца Арефина за пейзаж «Сахалинские сопки» премией в тысячу рублей и творческой командировкой на Всесоюзную художественную выставку в Москву.
В 1947 г. Степан Федорович вернулся в Уссурийск, где в 1950-е был уже ведущим живописцем, создавшим творческую группу уссурийских худож-
1 Письмо научного сотрудника отдела учета и хранения Даль-
невосточного художественного музея Н.М. Белошицкой от 23 ноября 1999 г. (Архив ПГКГ. № 111).
ников и художественную мастерскую. В 1948-м -стал членом Приморского отделения Союза художников РСФСР, участником сначала краевых, а затем зональных, республиканских и всесоюзных выставок [1].
В 1950-е годы полотна «На прогулке», «Утро в приморском поселке», «Пржевальский в Уссурийском крае», «Приморская рожь», «Портрет врача Малышева», экспонировавшиеся на всероссийских художественных выставках в Москве, сделали Степана Арефина одним из популярнейших живописцев Приморского края. В 1963-м он начал работать сначала художником, потом главным художником Уссурийского драматического театра, а в 1972-м, будучи уже известным живописцем и художником театра, переехал на постоянное жительство во Владивосток.
Художники - удивительные люди. Они способны выражать свои чувства и отношение к миру линией, цветом, образом. Возможно, поэтому их называют глазами человечества, а живопись -страстным молчанием.
В мае 2000 г. в выставочном зале ПГКГ впервые экспонировалась персональная выставка Степана Арефина, представившая вниманию зрителей более 90 произведений [3]. 14 работ были из фондов галереи, остальные - из мастерской автора и частных коллекций. К выставке впервые был издан буклет «Степан Арефин. Живопись. Театрально-декорационное искусство». Его макет художник сделал сам [1]. Он лично контролировал качество печати цветных репродукций. Тираж был невелик - всего 150 экземпляров.
Сегодня в ПГКГ хранится 26 произведений мастера, созданных с 1949 по 2000 г. Это 14 живописных работ, 10 графических и 2 произведения декоративно-прикладного искусства. Часть их была закуплена для галереи управлением культуры Примкрайисполкома, часть - подарена автором.
В 1940-е годы Арефин начинал свой творческий путь не как художник театра, а как живописец. Великий труженик в искусстве, он полагал, что вдохновение - редкая гостья, и поэтому работал каждый день, чтобы вдохновение могло застать его во время работы. Степан Федорович трижды ездил на Академическую дачу художников в Вышний Волочок в Подмосковье, где, следуя традициям реалистической живописи художников-передвижников, совершенствовал мастерство и писал картины для республиканских выставок. Академическая дача и сегодня является высшей школой живописи, а в то время - тем более.
Этюд «На лошадке» (1949, см. вклейку) - самая ранняя работа Арефина в собрании Приморской
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
картинной галереи. Он создан зимой на «Акаде-мичке». Это была обычная постановка. Тогдашний руководитель дачи Александр Васильевич Волков поставил во дворе лошадь, запряженную в сани-розвальни, посадил в них старика-натурщика в тулупе и предложил живописцам творческого заезда, приехавшим со всех концов СССР, написать этюд. Но Арефин решил усложнить себе задачу. Он закомпо-новал постановку как сюжетную картину: вечереет, крестьянин по зимнему полю порожняком едет в село, мерцает снег, небо низкое, пасмурное, серое, впереди перелески и деревенька. Художник здесь не просто точно взял отношения в тоне и цвете да композицию сочинил, он нашел такую точку зрения, что сани у него пошли. В постановке есть движение.
Этюд «Оля» (1960, см. вклейку) тоже был написан на «Академичке». Портрет выполнен в красивой светло-сиреневой гамме, хорошо угаданы его цветовые отношения. Натурщицу Степан Федорович попросил улыбнуться [6].
Тема созидательного труда и человека труда была ведущей в советском изобразительном искусстве. В портрете-картине «Точная деталь» (1960. Х., м., 101 х 76. Ж-536), экспонировавшейся на республиканской выставке произведений художников РСФСР в Москве, художник создал образ юной девушки, освоившей мужскую рабочую профессию токаря. Хрупкая фигурка работницы изображена в движении, на первом плане. В заводском цеху на станке она уверенно делает точную деталь.
В картине «У границы» (1950, х., м., 122 х 85. Ж-129) Арефин запечатлел пограничный наряд 1950-х годов, который на горной тропе, с высокого обзорного места, просматривает панораму приморских сопок и долин. Главное здесь - пейзаж.
Чтобы получить возможность писать полотна, посвященные труду пограничников, Степан Федорович ходил на прием к генералу Зырянову, командовавшему тогда погранвойсками края. Показав карту, генерал сказал: «Выбирайте». Художник смутился: «Мне надо только горную речку и места красивые, таежные». Зырянов ответил: «Тогда это застава Краева в Ханкайском районе. Места изумительные»2. Степан Федорович полгода работал на этой горной заставе: писал натурные этюды места, пограничников, лошадей, собак. Начальник заставы, по приказу генерала, дал ему солдата-ав-томатчика, чтобы тот охранял художника (вдруг появится нарушитель?). Но тогда на границе было спокойно, китайцы вели себя дружелюбно.
2 Варламова Л.И. Интервью С.Ф. Арефина об истории создания некоторых его произведений, взятое для подготовки экскурсии по выставке «Степан Арефин. Живопись. Театрально-декорационное искусство» // Архив ПГКГ Рукопись «С.Ф. Арефин», 1999. С. 1-4.
В 1950-1960-е годы приморские живописцы часто ездили в сельские районы края в творческие командировки, организованные комитетом по изобразительному искусству управления культуры Примкрайисполкома. Там по государственному заказу они писали портреты лучших тружеников села для Галереи передовиков сельского хозяйства, создававшейся в Приморском краеведческом музее им. В.К. Арсеньева. Потом управление культуры эти портреты у художников покупало.
Портрет «Доярка Нина Болотина» (1951, см. вклейку) - социальный заказ. В 1966 г. он был передан из Приморского краеведческого музея им. В.К. Арсеньева Приморской картинной галерее. Арефин изобразил Болотину в движении, за работой на ферме, где ухоженные коровы одной породы содержатся в чистоте, где все механизировано. Характер крепкой, молодой деревенской женщины можно уловить во взгляде. «Я писал ее в 1951 году, в селе Поповка Ханкайского района. Тогда там существовал знаменитый колхоз, председателем которого был Герой Социалистического Труда Само-хатко. Его колхозники как при коммунизме жили: в хороших домах, на асфальтированных улицах. Такой был руководитель», - рассказывал Степан Федорович3.
На окраине села Ново-Михайловка он увидел рубленый домик-кузницу, где ковал подкову деревенский кузнец. Колоритный такой мужичок: небольшого росточка, седой, да еще и левша. Мастер не удержался и в три сеанса написал с него этюд «Сельский кузнец»4 (1951, см. вклейку).
Арефин остро чувствовал красоту окружающего мира, воспринимал его как живописное зрелище. Работая над заказными картинами, он получал творческий импульс не от заданной свыше программы, а от художественного образа, найденного в натуре.
«Портрет В.В. Любарского» (1991, см. вклейку), выполненный в спокойной серебристо-серой гамме, был подарен им Приморской государственной картинной галерее в 1999 г. Художник очень обрадовался, когда Владимир Владимирович Любарский согласился позировать 5-6 коротких сеансов. Они были хорошо знакомы: сначала жили в одном доме, потом - рядом. Мастеру давно хотелось написать портрет знаменитого адвоката, широко известного своими защитными речами, знавшего на память стихи многих русских и зарубежных поэтов, посещавшего во Владивостоке все театральные премьеры, которые оформлял Арефин5.
3 Указ. интервью С.Ф. Арефина.
4 Указ. интервью С.Ф. Арефина.
5 Указ. интервью С.Ф. Арефина.
Степан Федорович редко говорил о борьбе двух своих главных привязанностей - живописи и театра: «Эта сладкая каторга - театр, никак не могу расстаться с ним...». С 1963 по 1999 г. он работал художником и главным художником сначала в драматическом театре Уссурийска, потом в Театре юного зрителя и в Приморском государственном академическом театре драмы им. М. Горького во Владивостоке [8]. С 1964 - участвовал во всех всесоюзных выставках и фестивалях театрально-декорационного искусства. За 35 лет работы в театрах Уссурийска, Владивостока и Магадана он оформил более 150 спектаклей. Ежегодно ему приходилось создавать по меньшей мере две «картины» величиной со сцену, а иногда пять или шесть. Времени для занятий станковой живописью уже не оставалось.
В собрании ПГКГ хранятся макеты и эскизы декораций к пяти спектаклям, которые в разные годы оформлял Арефин: «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Ревизор» Н.В. Гоголя (см. вклейку), «Чайка» А.П. Чехова, «Ромул Великий» Ф. Дюрренматта, «На изломе» В. Винокурова.
Благодаря высокой живописной культуре Аре-фин смело решал любые театральные декорации и костюмы. Не боялся он и технических новшеств. В макете оформления спектакля «Ревизор» по пьесе Н.В. Гоголя, поставленном в Приморском академическом театре драмы им. М. Горького, художник нашел точный, но неожиданный зрительный образ. Огромный мундир городничего, накрывший почти всю театральную сцену сверху, вызывал у зрителей ассоциативно-философские размышления по поводу бесконтрольной власти коррумпированных российских чиновников не только в далекие гоголевские времена.
В 1977 г. в Доме художника Владивостока проходила ретроспективная выставка театрально-декорационного искусства Дальнего Востока. Управление культуры Примкрайисполкома закупило с нее для Приморской картинной галереи 11 работ Степана Арефина: эскизы костюмов и макет декораций к спектаклю «Недоросль» по пьесе Д.И. Фонвизина.
Тогдашний режиссер краевого Театра юных зрителей Юрий Александрович Котов увидел у Фонвизина нищую, лапотную Русь, где коровы с крыш сено съедают, где учителей Цыфиркина и Кутейкина томит голод, элементарный голод и унизительная бедность. Арефин хорошо чувствовал индивидуальность молодого режиссера и сумел настроиться с ним на одну волну, поддержать его своим искусством. В оформлении спектакля «Недоросль» он сделал «дерюжное небо», а на переднем плане перед белым господским домом с фронтоном и колоннами поместил лужу, возле которой акте-
ры по ходу действия умывались и делали зарядку. Костюмы действующих лиц: Софьи, Милона, Ско-тинина, Тришки, Еремеевны, Простаковой, Митрофанушки, Цифиркина и Кутейкина (см. вклейку) -были историческими. Они решались через цвет и силуэт в расчете на воображение публики, а фактурно были связаны с материалом декораций.
После распада СССР и официальной отмены власти Советов советское изобразительное искусство прекратило свое существование. Началась модернизация всех областей жизни российского общества, в том числе художественной культуры, по западному образцу. Рушились не только идеалы, олицетворяемые социалистическим реализмом, но и централизованные формы жизни местных отделений Союза художников России, прекратилась их поддержка со стороны государства.
В этих условиях часть живописцев, графиков и скульпторов, внезапно оказавшихся в условиях рыночной экономики, на волне новизны модернистской конъюнктуры, стала негативно относиться не только к социалистическому реализму, но и к реалистическому искусству вообще, вплоть до его полного отрицания.
В середине 1990-х годов Приморское отделение Союза художников России, членом которого был Степан Арефин [5], оказалось на грани раскола на две противостоящие части. Единство организации приморских художников удалось сохранить благодаря победе художников реалистов на общем собрании.
Но и после этого бурные идейно-эстетические споры в коридорах владивостокского Дома художника продолжались. Ответом старого мастера на выпады оппонентов стала простая и активная красота его живописных картин, в которых он не словом, а делом доказал: классика вечна, она всегда современна.
В 1999 г. художник оставляет работу в театре, всю ее спешку, всю ее ежедневную неотложную карусель, и полностью возвращается к той своей жизни в искусстве, к которой был призван изначально: к станковой живописи. Но как же трудно было ему решиться на этот шаг! Ведь целых 25 лет были, по существу, потеряны у него для живописи.
Степан Федорович всегда мечтал о ярком цвете, но колорит его ранних произведений (1940-1960-е годы) был довольно сдержанным. Там преобладала тональная живопись, доминировали портрет и пейзаж. В последние пятнадцать лет жизни мастера (1990-2006) ведущим жанром его живописи стал натюрморт, камерный по тематике и экспериментальный по природе. Он вдохнул в него новые силы, дал свободу фантазии, возможность долго находиться с любимыми предметами и осязаемо сохранить их красоту для вечности.
ИСкУССтВОВЕдЕнИЕ
Темы жизнерадостных, обаятельных натюрмортов Арефина традиционны: фрукты, овощи, букеты полевых цветов, посуда, вещи из домашнего обихода, иногда закуски или маленькие завтраки [2]. Их колорит - царство ярких, звонких красок. Композиции лаконичны, точно выверены и никогда не повторяются. В них есть что-то от театральной постановки, где все работает на замысел. В натюрморте «Овощи» (1995, см. вклейку) мастер не просто любуется красотой цвета и формы предметов, но и философски обыгрывает их контрастность расположением в крестообразной композиции. В этюде «Палитра» (1991. Х., м., 34 х 35. Ж-1378) на краю стола лежит палитра с красками, выдавленными по краям (каждая на своем месте), и вычищенной до дерева серединой. Краски, еще не засохшие, написаны так, что их, кажется, можно снять с картины мастихином. Пространство натюрморта строится за счет композиции - расположения предметов на столе. Кисти лежат по диагонали палитры, рядом -тюбики и бутылочка с растворителем. Все готово к работе - можно начинать писать.
На рубеже 2000-х годов у Арефина сложился свой, ни на кого не похожий, живописный почерк. Объем, форму, цвет - главные компоненты живописи - он создавал теперь свободным пастозным мазком, яркими, точно взятыми цветовыми и тональными отношениями. Ему была важна не натуральность, а правда вещей. Передать чувство правды, не натуралистической, а живой, было главной творческой задачей мастера [4].
В своих «Заметках о живописи» Степан Федорович пишет: «К сожалению, часть художников, в поисках нового, пренебрежительно относится к преемственности в изобразительном искусстве, старается сдать в архив то, чего не сумели достичь сами. Наши великие реалисты Федотов, Суриков, Репин, Левитан знали и понимали одну из величайших истин художника - необходимость близости к народу, поэтому их произведения были близки и понятны народу. В какой из европейских школ всех времен мы сможем с такой силой увидеть это? И еще. Мы знаем из истории, что каждое произведение художников-передвижников создавалось в величайшем творческом труде. Фотография сейчас такая, что может сделать картину не хуже художника. Но от фотографии идет не жизнь, а подобие жизни, а живопись - это жизнь живая.. ,»6.
Сегодня советское изобразительное искусство, уникальное явление мировой истории и культуры, вызывает огромный интерес у знатоков и любителей художественного творчества во многих странах мира.
6 Арефин С.Ф. Записки о живописи. 1999 г.: рукопись из личного архива С.Ф. Арефина. С. 1.
С середины 1990-х годов китайские, корейские, японские и американские владельцы художественных музеев и картинных галерей целенаправленно скупают и вывозят за границу произведения приморских художников, созданные в 1940-1980-е годы.
Двадцать лет спустя после начала «перестройки» и мы смотрим на феномен советского реалистического искусства уже не с позиции идейного противостояния Западу, а с позиции истории нашей Родины и ее культуры, верности советских художников не только коммунистическим идеалам, но и художественному творчеству высочайшего уровня.
Заслуженный художник Российской Федерации Степан Федорович Арефин более шестидесяти лет твердо стоял на позициях реализма в советском и русском изобразительном искусстве, не изменяя их основополагающим принципам: гуманизму, высокой нравственности, служению красоте.
Лучшие живописные и театрально-декорационные произведения мастера, хранящиеся в Музее театрально-декорационного искусства им. А.А. Бахрушина в Москве, в Приморской государственной картинной галерее и в Приморском государственном объединенном краеведческом музее им. В.К. Арсеньева во Владивостоке, в Дальневосточном художественном музее в Хабаровске, в Сахалинском областном художественном музее в Южно-Сахалинске, в Камчатском областном художественном музее в Петропавловске-на-Камчатке, в Пермской государственной картинной галерее стали национальным достоянием России, вкладом в мировую художественную культуру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Варламова Л. Заслуженный художник России Степан Арефин. Живопись. Театрально-декорационное искусство: буклет. Владивосток: Прим-Информ. 2000. 10 с.
2. Варламова Л., Хон Чжу Кил. Степан Арефин: альбом репродукций живописных работ, экспонированных в октябре 2003 года в выставочном зале Приморской гимназии № 1. Владивосток: Феникс. 2003. 49 с.: ил.
3. Гусейнова Р. Вдохновленный классикой // Новости. 2000.
2 февр. С. 5.
4. Зотова О. В плену традиции // Владивосток. 2004. 2 апр. С. 19.
5. Кандыба В. Художники Приморья. Л.: Художник РСФСР. 1990. 128 с: ил.
6. Кац Л. Свет большого таланта // Картинная галерея. 2005. № 2, февр.
7. Киселев С. Когда клен поет. (Уссурийский скрипичный мастер Ф.А. Арефин) // Красное знамя. 1971. 20 апр.
8. Попова М. Портрет его работы висел в кабинете Сталина: главному художнику театра им. Горького 75 лет // Владивосток. 1997. 19 дек. С. 5.