Научная статья на тему 'История становления художественных школ в 60 годы XX века в ТАССР'

История становления художественных школ в 60 годы XX века в ТАССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
965
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНЕШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА / МАЛАЯ АКАДЕМИЯ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФОНД / КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / МАСТЕРСКАЯ / ЖИВОПИСЬ / РИСУНОК / ИСТОРИЯ ИСКУССТВА / PUBLIC EDUCATION / NON-SCHOOL INSTITUTION / EDUCATION / TEACHER / PROFESSION / ART SCHOOL / A SMALL ACADEMY / CURRICULUM / MATERIAL RESOURCES / THE ART FUND / CULTURE / ART / WORKSHOP / PAINTING / DRAWING / ART HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сиразева Лейсан Гамилевна

В статье рассматриваются тенденции развития и становления Детских художественных школ ТАССР. Исследуется проблема учебно-воспитательных и организационных работ. Отмечается огромная роль внешкольных учреждений в эстетическом воспитании подрастающего поколения, указывается важная роль в профессиональной ориентации подростков, юношей и девушек. Описывается неоценимая помощь основателей художественных школ, правительства, городских руководителей, первых директоров, первых учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE FORMATION OF ART SCHOOLS IN THE 60-IES OF XX CENTURY IN THE TASSR

The article considers tendencies of development and the path of the study of Children's art schools of TASSR. It explores the problem of educational and organizational work. The huge role of non-formal education institutions in the aesthetic education of the younger generation is indicated, also an important role in the professional orientation of adolescents, boys and girls. It describes the invaluable help of the founders of art schools, governments, city leaders, first directors, first teachers.

Текст научной работы на тему «История становления художественных школ в 60 годы XX века в ТАССР»

УДК 37

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ

В 60-Е ГОДЫ XX ВЕКА В ТАССР

Л.Г. Сиразева

Аннотация. В статье рассматриваются тенденции развития и становления Детских художественных школ ТАССР. Исследуется проблема учебно -воспитательных и организационных работ. Отмечается огромная роль внешкольных учреждений в эстетическом воспитании подрастающего поколения, указывается важная роль в профессиональной ориентации подростков, юношей и девушек. Описывается неоценимая помощь основателей художественных школ, правительства, городских руководителей, первых директоров, первых учителей.

Ключевые слова: народное образование, внешкольное учреждение, воспитание, педагог, профессия, художественная школа, малая академия, учебный план, материальная база, художественный фонд, культура, искусство, мастерская, живопись, рисунок, история искусства.

THE HISTORY OF THE FORMATION OF ART SCHOOLS

IN THE 60-IES OF XX CENTURY IN THE TASSR

L. Sirazeva

Abstract. The article considers tendencies of development and the path of the study of Children's art schools of TASSR. It explores the problem of educational and organizational work. The huge role of non-formal education institutions in the aesthetic education of the younger generation is indicated, also an important role in the professional orientation of adolescents, boys and girls. It describes the invaluable help of the founders of art schools, governments, city leaders, first directors, first teachers.

Keywords: public education, non-school institution, education, teacher, profession, art school, a small academy, curriculum, material resources, the art fund, culture, art, workshop, painting, drawing, art history.

С первых дней Советской власти в нашей стране вместе с развитием школьного дела впервые в мире начала создаваться система учреждений внешкольного воспитания. Внешкольные учреждения заняли прочное место в системе воспитания детей и подростков; многим тысячам юношей и девушек помогли выбрать любимую профессию, определить свое место в жизни. Значительное развитие получила сеть внешкольных учреждений, окрепла их материальная база.

В тяжелые для Советской республики дни, в условиях хозяйственной разрухи и начавшейся гражданской войны, голода и свирепых эпидемий, Центральный Комитет партии и Советское правительство приняли специальные постановления в защиту прав ребенка. Детям передавались лучшие особняки, помещичьи имения, дворцы.

В Программе партии, принятой VIII съездом РКП (б) в 1919 году, была выдвинута перспективная социальная и педагогическая задача подготовки из подрастающих поколений всесторонне развитых членов коммунистического общества. В стране создавалась новая система народного образования.

Ведущее место в решении этой задачи принадлежало советской школе. В то же время и

внешкольная работа приобрела исключительно важное политическое значение в борьбе за подрастающее поколение. Огромная роль в разработке проблем внешкольной работы с детьми принадлежала Н.К. Крупской, которая руководила внешкольным отделом Наркомпроса. «Внешкольная работа, - писала Надежда Константиновна, - чрезвычайно важна, так как она может помочь правильному воспитанию детей, создать условия для их всестороннего развития».

20-е и 30-е годы - это период бурного развития сети внешкольных учреждений в стране, охватывающей основные направления внешкольной работы с детьми и подростками. Создавались районные и городские клубы, Дома пионеров, детские библиотеки.

XXV съездом КПСС (Раздел V Внешкольное воспитание. Статья 29. Внешкольные учреждения, 1976 - 1980 годы) была поставлена задача «В целях всестороннего развития способностей и склонностей учащихся, воспитания общественной активности, интереса к труду, науке, технике, искусству, спорту, военному делу, а также для организации культурного отдыха и укрепления их здоровья государственные предприятия, учреждения и организации, колхозы, кооперативные,

профсоюзные, комсомольские и другие общественные организации создают Дворцы и Дома пионеров, станций юных техников, юных натуралистов, юных туристов, детские библиотеки, спортивные, художественные, музыкальные школы, пионерские лагеря и другие внешкольные учреждения» [1, с.98].

Внешкольные учреждения вместе со школой являются надежной гарантией в обеспечении каждому гражданину нашей страны права на образование, развитие своих способностей и интересов, профессиональных намерений, научного, технического и художественного творчества (Конституция СССР, статьи 40, 45, 47) [2, с.221].

С 1918 года в СССР начали открываться художественные студии для детей рабочего класса (Петроград, Путиловский завод, особняк на Рижском проспекте). Дети обучались музыке, рисованию, танцам, занимались в духовном оркестре... В ТАССР такие студии начали формироваться с 1930-х годов, а художественные школы с 1940-х годов.

В 1962 году в г. Альметьевск была открыта первая детская художественная

школа - директором был назначен Стефановский Геннадий Алексеевич, заслуженный работник культуры РТ и России. Из архивной выписки администрации Альметьевского района и города Альметьевска: Решение исполкома

Альметьевского городского Совета депутатов трудящихся от 13.09.1963 года, № 315 о проведении правовой регистрации домовладения города.

На основании инструкции НККХ РСФСР и приказа наркома РСФСР от 23 декабря 1945 года за № 644 «О проведении технического учета и правовой регистрации по всем городам, дачным рабочим и курортным поселкам РСФСР» проведена правовая регистрация и техническая инвентаризация строений города принадлежащих государственным учреждениям и частным лицам. Исполком городского совета решает:

1. Признать владельцами домовладения на право государственной собственности с выдачей регистрационных удостоверений Городской отдел народного образования школы и ясли.

2. Выдачу регистрационных удостоверений поручить бюро технического учета Альметьевского Горкомхоза.

(Председатель исполкома Альметьевского горсовета: К. Габдрахманов. Секретарь исполкома Альметьевского горсовета: Р. Хасанова.Основание: ф.29/28. оп. 1, д. 199, лл. 141 [2]).

В 1962 году Стефановским Г.А. был начат «Дневник ДХШ» и «Книга приказов», где он

подробно описывал все важнейшие моменты из жизни школы. Первая запись от 30 ноября 1962 года, приказ № 1: «С 1 декабря 1962 года бухгалтера Альметьевской городской типографии Новикову Лидию Александровну принять на должность счетовода в школу по совместительству». От 15 декабря этого же года приказом № 2 были приняты на должность преподаватели Вагин Александр Михайлович, Коголапов Алексей Федорович по совместительству. 20 декабря 1962 года в художественной школе прошли первые вступительные экзамены - по живописи (6 часов на группу - руководитель Коголапов А.Ф.); по рисунку (5 часов на группу - руководитель Вагин А.М.); по композиции (5 часов на группу - руководитель Черницына В.А). 14 января 1963 года на основании экзаменов и правил о поступлении в школу было зачислено 60 учащихся. Согласно расписаниям, занятия проводились в двух сменах: 1 смена — №1 - 2 класс и № 2 — 1 класс; 2 смена - № 3 и № 4 — 1 класс.

С 1 сентября 1963 года начинается второй учебный год; было принято 21 учащихся. Постепенно налаживается жизнь школы: работа с родителями, индивидуальные работы с детьми, выставочно-конкурсные работы, творческие вечера, встречи со знаменитыми людьми и т.д.

В 1972 году в городе Елабуге открылась еще одна художественная школа. Из архивной выписки администрации Елабужского района и города Елабуги: Решение исполкома Елабужского городского совета депутатов трудящихся от 26 сентября 1972 года, № 393 об открытии в городе детской спортивной школы, межрайонной фильмотеки и детской художественной школы. Заслушав информацию и.о. заведующего ГОРОНО тов. Лапшина Н.П. об открытии в городе детской спортивной школы и межрайонной фильмотеки и детской художественной школы, исполком городского Совета депутатов трудящихся решил:

1. Открыть детскую художественную школу на 25 учащихся с 1 -го сентября на базе музыкальной школы [7].

(Зам. председателя Елабужского горсовета: Л. Соколова. Секретарь исполкома Елабужского горсовета: В. Селеванова. Основание: фонд № 13, опись № 1, арх.431, лл.23, 24 [3]).

На окраине исторической части города, рядом с городским парком, находится интересное архитектурное сооружение, посередине которого на уровне третьего этажа выделяется эркер с шатровым завершением, на шпиле которого восседает бессмертная сказочная птица Феникс из Райского Сада, символ неиссякаемого творчества.

Переступив порог заведения, попадаешь в особый мир искусства. Каждого вошедшего приветливо встречает с большого портрета самый известный елабужанин Иван Иванович Шишкин (1832 -1898), своими живописными полотнами прославивший на весь мир окрестности родного города. У юных елабужан есть возможность получить азы художественного образования, не выезжая из родного города.

Первым ее директором стал молодой выпускник Казанского художественного училища им. Н.И. Фешина Миннахметов Зиннур Миннахметович. В архиве сохранилась «Книга приказов отдела культуры исполкома Елабужского Райсовета депутатов трудящихся» — фонд 175, опись № 3, ед. хр. № 23. Приказ № 52 по Елабужскому отделу культуры от 23 августа 1972 года: 52-1 принять на должность директора художественной школы Миннахметова Зиннура Миннахметовича с месячным окладом по тарифу; 52-2: командировать Миннахметова в город Казань для приобретения оборудования для художественной школы с 24 августа по 26 августа 1972 года. ГОРОНО выделил ему одну комнату при музыкальной школе № 1, где проводились занятия в двух группах - в первую и во вторую смену. Миннахметов З.М. был и директором, и единственным педагогом этой школы.

В 1973 году школа переехала в неприспособленное старинное здание по улице Карла Маркса (ныне Казанской) в здание городской больницы первой половины XIX века, являющимся на сегодняшний день памятником архитектуры республиканского значения. Поначалу помещения, где отсутствовали все удобства, приходилось делить с санэпидемстанцией. Создание базы школы, микроклимата — все когда-то начиналось с нуля.

В этом же году в школу пришла еще один педагог - Нелюбина Тамара Владимировна. В «Книге приказов отдела культуры исполкома Елабужского Райсовета депутатов трудящихся» есть запись: приказ № 31, 31-3 принять на должность педагога Елабужской детской художественной школы тов. Нелюбину Тамару Владимировну с 10 августа 1973 года с месячным окладом по тарификации. Оплатить подъемные в сумме 60 рублей (основание удостоверения № 2 Министерства культуры ТАССР. Зав. отделом культуры М. Шаронова).

С каждым годом преподавательский состав пополняется новыми педагогами. Приказом № 6, от 13 августа 1975 года был принят на работу в детскую художественную школу Иванов Вячеслав Дмитриевич, выпускник

Лениногорского педагогического училища. Приказом № 15 от 18 августа 1976 года был

принят в школу Хлебников Павел Александрович, выпускник Лениногорского педагогического училища. Приказом № 24, от 19 августа 1977 года был принят на работу Рожин Иван Леонидович. В 1972 году контингент учащихся вырос с 10 до 330 человек.

В 1973 году по приказу Министерства культуры Татарской АССР была открыта художественная школа № 1 в городе Набережные Челны. Приказ от 13 августа 1973 года № 49-л, город Казань, Кремль: В соответствии с народнохозяйственным планом и планом развития сети государственных учреждений на 1973 год приказываю:

1. Открыть с 1 сентября 1973 года детскую художественную школу № 1 в городе Набережные Челны с контингентом учащихся 55 человек.

2. Назначить с 1 августа с.г. директором вновь открываемой детской художественной школы т. Гирфанова Фирдуса Гильмутдиновича.

Зам. министра культуры Татарской АССР: М. Низамов. [4].

Все началось с дома 28/11, с общежития. Здесь им выделили 1, 3 и 4 комнатные квартиры для открытия 1-ой художественной школы. Принятый в августе на работу Фирдус Гирфанов за 15 дней смог подготовить школу к началу учебного года. 55 детей, успешно прошедшие отборочный конкурс, с красками, кисточками и бумагами в руках, пришли 1 сентября в художественную школу. Их встретили преподаватели Гирфанов Фирдус

Гильмутдинович, Атласов Павел Канонович и Зорина Алевтина Сергеевна. Дети были приняты на 4-летний срок обучения и стали изучать историю искусства, заниматься лепкой, рисованием и живописью. Программа, для всех одна, была прислана из Москвы и утверждена Министерством науки и образования СССР. Натурный фонд копили вместе: дети, родители, учащиеся вечерней школы, помогали жители близлежащих деревень. Преподаватели особо благодарны жителям селу Боровецк, которые безвозмездно приносили в школу все, что представляло художественную и музейную ценность.

Художественная школа недолго находилась в этой общежитии. Благодаря помощи первого руководителя отдела культуры города Ризаевой Людмилы Ильиничны и сотрудника исполкома Хакимовой Гульсабиры Махмутовны в 1975 году она переехала в 17-ую школу и заняла 1 блок рекреации на первом этаже, всего 6 классов. Через год (1976 год) школа вновь поменяла свое местоположение. В этот раз в 26 школе заняли 6 классов в 1 -м блоке. Здесь пришлось задержаться

надолго. Количество учащихся с 75 поднялось на 250, затем на - 550. Там же по решению министерства была организована вечерняя школа рабочей молодежи. Школа работала плодотворно, не зря ее называли «малой академией». Желающих учиться было очень много - конкурс 6 человек на 1 место. В 1976 году в школу пришли молодые учителя; коллектив расширялся. Это Аглетдинов Гайнулла Аглетдинович, Хазиев Мадияр Шарипович, Панова Наталья Петровна (история искусства), Шаймарданов Рашид Хазиевич.

В 1975 году в молодом городе Татарских нефтяников Лениногорске открылась первая детская художественная школа. Город выделили в распоряжение детей прекрасное светлое помещение с оборудованием для нужд юных художников. Архивная справка администрации Лениногорского района и города Лениногорска: в архивном фонде исполкома Лениногорского городского Совета имеется решение № 13 от 10 января 1969 года «О выделении земельного участка под строительство детской художественной школы». В решении указано о выделении земельного участка площадью 0,1 га в квартале 16а для ДХТТТ Имеется также решение исполкома № 487 от 12 декабря 1975 года «Об утверждении акта Госкомиссии» и приеме в эксплуатацию здания детской художественной школы. (Основание: ф. 789, оп. 1, д. 159, л. 31, оп. 2, д. 19, л. 61.)

Заведующая архивным отделом

администрации: Л.Н. Благодарова [5].

Школа занимала помещение общежития нефтяного техникума, где было всего три класса, с общим количеством 80 учащихся. Адрес общежития: проспект Ленина, д. 2А. Инициатором открытия этого островка культуры в городе и первым директором был профессиональный художник, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Хаертдинов Маснави Хаертдинович. Первыми учителями школы был сам директор, Сатретдинов Д.К., Серова С.В., Ветрещах В.С., Рунов Н.М., Зайкова Т.П., Хабибуллин С.Т., Гафарова Р.Г., Зубкова Л.Д., Трофанчук Р.Т. Через пять лет школа перешла в новое четырехэтажное светлое здание по проспекту Ленина, д. 4. Здесь появилась возможность заниматься любимым делом у 280 учащихся. Постепенно контингент учащихся вырос до 450 человек.

Главной задачей обучения школы ставит эстетическое воспитание детей, а также обучение профессиональным навыкам изобразительной деятельности. Коллектив преподавателей и учащихся ведет большую работу по пропаганде

изобразительного искусства в городе - экскурсии, беседы, практикумы, мастер-классы. Школой накоплен богатый материал по методике преподавания декоративно-прикладной

композиции, который во многом определяет лицо, историю и традиции школы. В архиве школы сохранились документы:

1. Заявление: «Начальнику лабораторий и мастерских Академии Художеств СССР тов. Брилиантову Л.Н. Лениногорская детская художественная школа Татарской АССР просит Вас помочь изготовить через Вашу фотолабораторию фоторепродукции с картин и рисунков размером 40 см по большой стороне, согласно прилагаемому списку. Наш расчетный счет № 1513048 в Лениногорском отделении Госбанка ТАССР. Директор ДХШ: М. Хаертдинов, гл. бухгалтер: Е. Адельшина».

2. Заявление Лениногорского городского комитета ТАССР от 10 марта 1977 года: «Президенту Академии художеств СССР Николаю Васильевичу Томскому, народному художнику СССР... мы обращаемся к Вам, уважаемый Николай Васильевич, с просьбой помочь приобрести через гипсоформовочную мастерскую Академии художеств гипсовые слепки античной скульптуры и учебно-наглядные пособия для уроков рисования. Кроме того, просим выделить нам из фондов Института имени И.Е. Репина учебные постановки студентов по рисунку и живописи, как методическое пособие. С глубоким уважением к Вам первый секретарь Лениногорского горкома КПСС: - Л. Смагин, председатель исполкома городского Совета депутатов трудящихся: М. Моряков».

3. Письмо из Академии художеств СССР от 20 апреля 1977 года: «Лениногорск Татарской АССР, секретарю Горкома КПСС тов. Смагину. На ваше письмо Президенту Ордена Ленина Академии художеств СССР т. Томскому Н.В. сообщаем, что гипсоформовочная мастерская Академии художеств СССР приложит возможные усилия в оказании помощи детской художественной школе. Вам следует поручить ответственным товарищам выслать нам конкретный заказ на гипсовые учебные пособия согласно прилагаемого прейскуранта. С уважением начальник управления мастерских и лабораторий: Охварин Е.М [6].

Обязательными дисциплинами в школе являются рисунок, живопись, станковая композиция и история изобразительного искусства. Педагогический коллектив школы постоянно сотрудничает со всеми общеобразовательными учреждениями города. Это способствует повышению интереса жителей

города к детскому творчеству и художественной школе.

С самых ранних лет ребенок, знакомясь с гармонией звуков и слов, выразительностью красок и форм, стремится применить их в жизни - в меру возрастных и индивидуальных возможностей. Художественная деятельность содействует развитию вкуса, воображения и фантазии, таких важных качеств личности как самостоятельность, наблюдательность, выдержка и др., столь необходимых для выработки активной жизненной позиции.

Внешкольные учреждения - прекрасная база для организации досуга детей и молодежи, для практического обеспечения права на отдых, охрану здоровья граждан нашей страны,

предусмотренных Конституцией СССР (статьи 41, 42).

Задача формирования всесторонне развитой личности человека современного общества решается всей системой воспитания, включающей деятельность учебно-

воспитательных и культурно-просветительных учреждений, общественно-политических

организаций; воздействие литературы и искусства, средств массовой информации и коммуникации. Огромная роль в воспитании детей и подростков, юношей и девушек принадлежит внешкольным детским

учреждениям. Ни одно государство мира не имеет столь широко развитой системы внешкольных учреждений, какой располагает наша страна.

Литература:

1. Абакумов А.А. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа / А.А. Абакумов // Сборник документов 1917 - 1973 г.г. - Москва: «Педагогика», 1974. - 560 с.

2. Материалы XXV съезда КПСС. - Москва: Политиздат, 1976. - 256 с.

3. Архивные документы администрации Альметьевского района и города Альметьевска.

4. Архивные документы администрации Елабужского района и города Елабуги.

5. Архивные документы администрации города Набережные Челны.

6. Архивные документы администрации Лениногорского района и города Лениногорска.

7. Архивные документы Детской художественной школы им. М.Х. Хаертдинова.

Сведения об авторе:

Сиразева Лейсан Гамилевна (г. Набережные Челны, Россия), соискатель ФБГОУ ВО Набережночелнинский педагогический университет, e-mail: leisan.sirazeva@yandex.ru

Data about the author:

L. Sirazeva (Naberezhnye Chelny, Russia), the applicant, Naberezhnye Chelny pedagogical University, e-mail: leisan.sirazeva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.