Научная статья на тему 'История становления гласного содействия граждан органам внутренних дел'

История становления гласного содействия граждан органам внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
593
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЛАСНОЕ СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН / ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / МИЛИЦИЯ / ПОЛИЦИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / OPEN ASSISTANCE OF THE CITIZENS / THE HISTORY OF THE FORMATION / REGULATORY-LEGAL ACT / THE POLICE / BODIES OF INTERNAL AFAIRS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шепель И. В., Сухорученко Д. А.

В статье рассматривается история становления гласного содействия граждан с оценкой нормативно-правовых актов, регламентирующих данный вопрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of the Formation of Public Assistance of Citizens to the Bodies of Internal Affairs

The article deals with the history of the formation of public assistance to citizens with the assessment of legal acts regulating this issue.

Текст научной работы на тему «История становления гласного содействия граждан органам внутренних дел»

История становления гласного содействия граждан

органам внутренних дел

И. В. ШЕПЕЛЬ,

слушатель 2 факультета

(подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России)

(Академии управления МВД России) E-mail: schepelilya1983@yandex.ru

Д. А. СУХОРУЧЕНКО,

начальник штаба 1 батальона полка ДПС (ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве) E-mail: dsukhoruchenko2@mvd.ru

History of the Formation of Public Assistance of Citizens to the Bodies of Internal Affairs

I. V. SHEPEL,

Student of the 2nd Faculty

(preparation of managers (heads) of the territorial bodies of the Ministry of the Interior of Russia)

(Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

D. A. SUKHORUCHENKO

Chief of Staff 1 battalion of the regiment DPS (Traffic police Department of Internal Affairs of the Central Administrative District

of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Moscow)

В статье рассматривается история становления гласного содействия граждан с оценкой нормативно-правовых актов, регламентирующих данный вопрос.

Гласное содействие граждан, история становления, нормативно-правовой акт, милиция, полиция, органы внутренних дел.

УДК 351.741:303.822.7

The article deals with the history of the formation of public assistance to citizens with the assessment of legal acts regulating this issue.

Open assistance of the citizens, the history of the formation, regulatory-legal act, the police, the police, bodies of internal Affairs.

Актуальность изучения истории зарождения и становления института гласного содействия граждан в деятельности Российской полиции обусловлено наличием в настоящее время большого количества проблемных вопросов в данном направлении, решению которых может способствовать накопленный исторический опыт. Также принимая во внимание тот факт, что оперативно-розыскная деятельность только двадцать три года назад получила в России законодательную регламентацию, имеется необходимость поиска путей совершенствования деятельности оперативных

подразделений системы МВД России с опорой на отечественный исторический опыт России по организации гласного содействия граждан государственным органам в борьбе с преступностью.

На наш взгляд, для наиболее полного и всестороннего изучения вопросов, касающихся развития и становления института гласного содействия лиц органам внутренних дел (их историческим предшественникам) необходимо провести историко-правовой анализ периодов правового регулирования правоохранительной деятельности и развития полицейской функции в истории Российского государства.

Указанные вопросы поднимались в работах таких специалистов в области оперативно-розыскной деятельности, как: Е. В. Васьков-ской [8], Н. Ф. Гончарова [9], В. И. Елинского [10], Д. И. Лепехина [12], Р. С. Мулукаева [13], И. И. Мушкета [14], В. Ф. Некрасова [15], А. В. Шахматова [16] и А. Ю. Шумилова [18], но они не в полной мере раскрывают этапы становления правового регулирования института гласного содействия граждан. Их труды в большей степени затрагивают вопросы истории органов уголовной полиции в целом или отдельных направлений борьбы с преступностью.

Анализ имеющихся нормативных документов государства российского периода XV— XVII вв. и ряд литературных источников позволяет нам сделать вывод о том, что гласное содействие как форма взаимодействия населения с органами власти, характеризовалась наличием соответствующих государственных органов, наделенных конкретными полномочиями по его использованию, при этом признак добровольности содействия здесь отсутствовал. Переход инициативы розыска преступника от потерпевших к государственным органам правопорядка является отличительным признаком оказания содействия граждан при розыске преступников и раскрытия преступлений в русском централизованном государстве от предшествовавшего ему периода осуществления розыска в Древнерусском государстве.

Так, с XVII в. начинает действовать знаменитое «Слово и дело», согласно которого «бдительный» гражданин, заподозрив кого-либо в совершении преступления, имел не только право, но и обязанность объявить: «государево слово и дело» и привлечь его к суду. При этом указанное лицо также могло понести ответственность за свои слова, т. е. если человек, объявивший «слово и дело», не мог доказать вину подозреваемого, то его самого ожидало наказание, которое применялось к человеку за вменяемое лиходейство. Поэтому доносить было опасно без веских на то оснований, но и не доносительство также каралось и приравнивалось к соучастию. При недоносительстве на злоумышления против царя, смерти могли подвергнуть жену и детей виновного.

В 1650 г. был учрежден Приказ тайных дел, к которому перешли от Боярской думы полномочия по расследованию преступлений. Таким образом, было положено начало выделению органов политического сыска в самостоятельные специализированные государственные структуры [7]. В это же время государство вводит систему стимулов для лиц, оказывающих содействие в выявлении преступлений. Напри-

мер, Именным указом с боярским приговором от 11 июля 1681 г. предусматривалась такая форма гласного содействия как сообщение об утайке контрабандных товаров, в соответствии с которым четвертая часть скрываемых товаров отдавалась тому, кто сообщал об их утайке [11].

Из приведенного выше следует, что правовая регламентация оказания содействия гражданами государственным органам в борьбе с правонарушениями берет свое начало примерно с XVII в. И по своей сути такое участие граждан в делах государственных по охране правопорядка носило материальный характер и естественно, что отдельные лица могли преследовать и корыстные цели, но в большей мере такое содействие являлось обязательным элементом участия граждан в жизни своего государства.

В период правления Петра Алексеевича (I) в России впервые учреждаются самостоятельные специализированные органы, осуществляющие полицейские функции, — регулярная полиция. С созданием полицейских органов начинает формироваться и правовая основа, регламентирующая деятельность этих органов. В период Петра I было проведено множество реформ, которые сопровождались принятием соответствующих законодательных актов, некоторые коснулись развития розыскной функции и привлечения к этому населения [2]. Таким образом, можно констатировать, что первым из глав государства российского, кто решил создать полицию как регулярный орган охраны правопорядка, стал Петр I, и он продолжил развивать зарожденный ранее институт содействия государственным учреждениям граждан в борьбе с правонарушениями.

При Петре I доносительство получает дальнейшее развитие, и использование доносов считается естественным и необходимым. Даже тайна исповеди не могла освободить от обязанности доноса. Так, принятый при Петре I Духовный регламент устанавливал, что если кто-нибудь на исповеди признается в намерении «совершить измену ли бунт на государя и государство, на власть или здравие государства и на фамилию его величества» [2], то священник должен донести об этом. Устанавливалась не только обязанность доносить, но и обязанность уведомлять о различных фактах. Необходимо отметить, что в указанный исторический период под доносительством понималось не тайное сообщение о чьей-либо деятельности, а подача лицом, чьи права были нарушены преступлением, прошения (жалобы) на такие преступные действия. Доноситель, как лицо, сообщившее о преступлении, если он не являлся потерпевшим, становился свидетелем.

Также при Петре I отдельные полицейские функции выполняли и другие государственные органы, которыми также использовалось гласное содействие населения.

Так, перед чинами воинских команд ставилась задача не только розыска преступников, но и «сыскивать таких людей, через которых можно бы их изымать, и отсылать для проведения об их воровских пристанищах, сысков из тамошних угодных людей, которым за то обещать и давать вознаграждения» [3]. В данном случае, по сути, регламентировалась деятельность по привлечению лиц к содействию и получению от них информации о преступлениях и о лицах, их совершающих.

Следует отметить, что в указанный исторический период государство не только принуждает население оказывать помощь в борьбе с преступностью, обязывая на законодательном уровне предоставлять достоверную и представляющую интерес информацию, но и активно стимулирует такую помощь посредством вознаграждения, что является наиболее важным этапом развития института содействия.

Обязанность доносить была закреплена и в наиболее крупном значимом нормативном документе XVII в., устанавливающем права и обязанности органов полиции с регламентацией их деятельности, получившем название «Устав благочиния или полицейский», который был подписан 8 апреля 1782 г. Екатериной II. В соответствии со ст. 100 этого законодательного акта устанавливалось: «Буде учинилось уголовное преступление, и кто кем в какой части города найден в уголовном преступлении, то должен уголовного преступника отсылать частному приставу. Буде же, кто уголовного преступника не тронет, ибо не отдаст, или об уголовном преступлении, или уголовном преступнике не уведомит частного пристава, о том частный пристав предложит управе благочиния. Да исследует, его ли виною не представил или не уведомил частного пристава» [3].

В целом в Х^П—ХТХ вв. преступность была на низком уровне — не вызывала озабоченности ни у населения, ни у властей. Поэтому и должностные лица не особо выделяли деньги из государственной казны на охрану общественного порядка. Вся правоохранительная система во многом основывалась именно на том, что государство экономило на профессиональном полицейском аппарате, перекладывая часть его функций на население. В указанный период сторожа, караульные, десятские и сотские фактически выполняли роли низших полицейских чинов, т. е можно, проводя аналогию, сказать,

что они несли патрульно-постовую службу, при этом совершенно безвозмездно.

К числу других «натуральных повинностей», которые приходилось нести гражданам, можно отнести также и обязанность по содержанию, окарауливанию и конвоированию арестованных. Особенно ярко данная ситуация проявлялась в сельской местности, где вообще не имелось штатной полиции, ее подменяли выборные десятские (на 10—20 дворов) и сотские (на 100—200 дворов). Инструкцией от 19 декабря 1771 г. сотским предписывалось «ведать местное благочиние, арестовывать нарушителей закона и представлять их в канцелярию». При обнаружении трупа сотский должен был «описать бой и раны», поставить караул и употребить все средства к поиску преступников. Таким образом, можно констатировать, что сотский являлся представителем общины сельской местности и своими действиями оказывал государству гласное содействие в борьбе с преступностью и даже проводил первоначальные действия, внешне сходные с современными оперативно-розыскными мероприятиями (например: опрос, наблюдение, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, отождествление личности).

Сохранились соответствующие нормы и в российских законодательных актах XIX в. Кроме того, по-прежнему предусматривалась уголовная ответственность за недонесение о преступлении, также законодатель предусмотрел уголовное наказание за отказ содействовать государственным органам в борьбе с преступностью.

Указом от 3 июля 1826 г. создается как орган, имеющий полицейские функции, — III отделение Собственной его Императорского Величества канцелярии, в состав которого включается особая канцелярия МВД. Следует отметить, что именно с деятельностью III отделения связано развитие в России института негласного содействия — одного из эффективных видов содействия населения органам, осуществляющим розыск.

XX в. ознаменовался активизацией политической борьбы в России, которая всколыхнула и уголовную сферу. По стране прокатилась волна терактов в отношении должностных лиц и экспроприаций, проводимых боевиками различных партий. В сложнейших условиях перед полицией встала задача сократить время реагирования на такие преступления. В 1913 г. в России были организованы народные дружины, и впервые были определены основные принципы добровольности вступления в ряды

таких формирований и их подчиненности органам государственной власти. Следовательно, можно сказать, что принцип добровольности содействия, как самостоятельного волеизъявления лица на оказание помощи государственным органам в борьбе с преступностью, впервые появляется и закрепляется на законодательном уровне лишь в начале XX в.

После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. произошла ликвидация существовавших ранее государственных органов, которые осуществляли уголовный и политический сыски. В своей работе Е. В. Вась-ковская указала, что «без специальных служб, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью, новому государству не преодолеть возникшие в то время внутренние внешние угрозы. В связи с этим коммунисты были вынуждены заимствовать у прежней власти методы использования содействия отдельных лиц, в том числе и гласного» [8].

Однако милиционеры — коммунисты также внесли свою лепту в порядок привлечения граждан к оказанию содействия в борьбе с преступностью, предложив свои новые ее формы:

— среди трудящихся сотрудниками оперативных подразделений проводились встречи, на которых велась агитация и популяризация деятельности милиции, при этом работа милиции широко освещалась в различных журналах в том числе «Административный вестник» [16];

— при оперативных подразделениях стали создаваться специальные общественные институты, участники которых непосредственно привлекались к проводимым органами милиции мероприятиям для решения задач по борьбе преступностью;

— привлечение граждан к выполнению разовых поручений оперативного характера.

Первая инструкция по оперативной работе для подразделений уголовного розыска была разработана 2 ноября 1921 г. Она касалась привлечения к содействию граждан в целом и практически ничем не ограничивала отбор привлекаемых лиц. Основное требование — эффективность деятельности милиции в борьбе с преступностью. В начале 30-х г. появилось добровольные общества содействия милиции [6], которые в дальнейшем были преобразованы в бригады содействия милиции [1]. Указанные бригады работали по различным направлениям, в том числе и по борьбе с мошенничествами и карманными кражами, при этом их представители принимали участие при проведении различных оперативных мероприятий. Это содействие населения органам власти в борьбе с преступностью, на наш взгляд, является ви-

дом гласного содействия, но выражалась в форме сотрудничества. Можно констатировать, что в 1920—1930 гг. гласное содействие граждан милиции начинает обретать организационные формы, а в годы Великой отечественной войны 1941—1945 гг. в правовом регулировании гласного содействия никаких изменений не происходило.

В 1958—1960 гг. широкое распространение получают добровольные народные дружины, первые из них были созданы в 1958 г. по инициативе трудящихся Ленинграда. Уже к 1985 г. в СССР функционировало 282 тыс. дружин, объединявших в своих рядах более 13 млн добровольцев [6]. В то время оперативно-розыскная деятельность органов милиции осуществлялась в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 г. «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью» [4]. Данный указ не содержал положений, регламентирующих использование содействия отдельных лиц при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также вопросы правовой и социальной защиты таких лиц.

В советское время в стране присутствовал дух патриотизма, сформированный на фоне деятельности коммунистической партии и продвигаемой идеологии борьбы с врагами. Немалую роль играла сформированная партией идеология, поощряющая граждан, участвующих в обеспечении охраны общественного порядка в противодействии преступности, а также нетерпимостью к противоправному поведению и негативному проявлению преступного элемента [1].

В конце 80—90 гг. XX в. в стране началась перестройка, своего рода переход от коммунизма и его принципов на путь демократии и свободных рыночных отношений. Смена власти и курса государства не могло не отразится на ситуации в стране в целом, в том числе на уровне преступности и отношения граждан к власти и правоохранительным органам. Общество было «выброшено» в свободное плавание, государство перестало в полном объеме выполнять возложенные на нее социальные обязательства, «советский» человек, ранее имевший четкое представление о своем будущем и уверенность в завтрашнем дне, оказался в полном непонимании происходящих изменений. Государство переложило свои обязательства перед народом на плечи самих граждан. Свою лепту внесла тяжелая экономическая ситуация, рост безработицы, социальная незащищенность, что привело к росту преступности. Ранее законопослушные

граждане на данном этапе были вынуждены порой сами нарушать закон. При этом ярко прослеживалось негативное внешнее воздействие «запада». В определенных кругах общества, в том числе среди молодежи стала популярна «воровская романтика», которая предполагала негативное отношение к содействию граждан правоохранительных органам. Нормативно-правовая база бывшего союза перестала работать и не имела своей практической значимости, что определенным образом создавало сложности для правоохранительной системы. При этом в ней образовался кадровый голод, «профессионалы своего дела», не выдерживая новых веяний государства, уходили, возложив тем самым выполнение задач оперативно-розыскной деятельности на сотрудников, имеющих незначительный опыт работы в оперативных подразделениях. Соответственно в указанный период положительный опыт деятельности граждан, содействующих правоохранительным органам, был в значительной мере ограничен.

После принятия 12 июня 1990 г. Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете РСФСР [5], началось формирование законодательства об оперативно-розыскной деятельности в современной России. В ст. 12 Закона СССР от 6 марта 1991 г. № 200Ы «О советской милиции» было указано, что для выполнения возложенных на милицию обязанностей последней предоставляется право на проведение гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий [8].

Первым общедоступным нормативным актом по вопросам оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации стал Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026-! «О милиции» [3]. В этом законе было закреплено за милицией право осуществлять в соответствии с законодательством оперативно-розыскные меры, в том числе привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших; поощрять граждан, оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей.

Следующим правовым актом стал Закон Российской Федерации от 13 марта 1992 г. № 25064 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» хотя и регламентировал гласное содействие граждан органам внутренних дел, но не конкретизировал основных положений рассматриваемого вида деятельности [3]. Данный закон являлся первым правовым актом, ставшим единым для всех правоохранительных органов и служб, который регламен-

тировал осуществление оперативно-розыскной деятельности и порядок привлечения к ее осуществлению отдельных лиц, заботясь о соблюдении прав и свобод человека и гражданина.

Вступление в силу 12 августа 1995 г. Федерального закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ «Об ОРД»), как открытого комплексного нормативно-правового акта федерального значения, по нашему мнению, можно считать важным событием в правоохранительной сфере. Бесспорно, ФЗ «Об ОРД» 1995 г. стал отправной точкой Российского законодательства, регламентирующего оперативно-розыскную деятельность и содействие граждан оперативным подразделениям. В своих трудах Е. В. Васьковская справедливо отмечает о невозможности полноценно бороться с преступностью без активного участия в этом процессе граждан, оказывающих содействие государственным органам на гласной основе [8].

Конец 90-х начало 2000 гг. ситуация в стране стабилизировалась, граждане стали все более активно участвовать в деятельности правоохранительных органов. Помимо этого граждане стали объединяться в общественные (волонтерские) организации, цель которых заключается в оказании помощи ОВД в охране правопорядка, и тем самым проявлять свою активную гражданскую позицию в деле борьбы с правона-рушительством. В это же время кадровый состав милиции адаптировался к современным реалиям, вновь стал пополняться опытными специалистами, в том числе и в сфере ОРД.

Так, в данный период стали появляться движения по борьбе с наркотиками, алкоголизмом, педофилией, охраны природных богатств, охраны общественного порядка, дорожной безопасности. Они выявляли неблагонадежных лиц, документировали их противоправную, в том числе и преступную, деятельность, чем оказывали существенную помощь ОВД в реализации принципа неотвратимости наказания, т. е. привлечения правонарушителей к соответствующей ответственности. Это говорит о том, что обычные граждане, понимая свою социальную значимость в борьбе с преступностью, стали активно оказывать содействие ОВД в целом и оперативным подразделениям системы МВД России в частности. Однако правовая основа и социальная сторона указанного содействия оставалась не отрегулированной должным образом.

В настоящее время в области нормативного правового регулирования вопросов содействия граждан органам внутренних дел совершен поистине значимый прорыв. Так, был издан

приказ МВД России от 6 июня 2018 г. № 356, который утвердил Положение о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших. Указанное Положение содержит правовую регламентацию отдельных направлений организации гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел. В нем определено, что выплата за оказание содействия органам внутренних дел предусмотрена как гражданам Российской Федерации, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства, без указания их должностного статуса, что позволяет получить выплату неограниченному кругу лиц. Также суммы выплат по нынешним меркам являются довольно высокими. Например, согласно п. 8.2 указанного Положения сумма вознаграждения может превышать 3 000 000 рублей.

Однако, по нашему мнению, материальное стимулирование может вызвать как положительные моменты, так и негативные последствия как для самих граждан, так и для правоохранительной системы в целом, породив такие негативные социальные явления, как коррупция, мошенничество и злоупотребление должностными полномочиями. Мы полагаем, что в целях недопущения деструктивных проявлений в указанной сфере, необходимо учитывать и использовать исторический опыт правоохранительных органов эпохи СССР. Помимо материального стимулирования граждан, необходима активная пропагандистская работа по воспитанию у граждан правосознания, направленного на борьбу с общим внутренним врагом — преступностью. А помощь правоохранительным органам в выявлении антиобщественного элемента является не просто долгом человека, а самым настоящим благородным делом гражданина Российской Федерации.

В ходе ретроспективного анализа исторического развития института гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел мы пришли к следующим выводам.

1. Впервые правовое регулирование на государственном уровне гласного содействия берет свое начало в XVII в., с момента учреждения Приказа тайных дел, именно в этот исторический период на законодательном уровне закрепляется порядок привлечения населения к розыску преступников. На наш взгляд, это связано с тем, что данный исторический период развития русского централизованного государства характеризуется переходом инициативы розыска преступников к государственным органам, но при этом граждане оказывали содействие,

хоть и на добровольном начале, но под угрозой наказания за укрытие отдельных видов преступления или за неправомерное обвинение.

2. В связи с изменившейся в XX в. обстановкой в российском государстве, которая требовала усиления политического сыска, придания ему наступательного характера, правовая регламентация содействия населения органам власти в деле противодействия криминалу в Российской империи в большей части смещается в сторону негласного. Однако гласное содействие в рассматриваемый период также присутствует, в частности в начале XX в. впервые на законодательном уровне закрепляется признак добровольности как самостоятельного волеизъявления лица на оказание помощи государственным органам в борьбе с преступностью.

3. В период с 1917 по 1991 гг. гласное содействие населения государственным органам, в том числе и органам внутренних дел, было обусловлено в первую очередь потребностями самого общества и Советского государства в защите от внутренних и внешних угроз. В СССР пропагандировалось и поощрялось идеология активного участия граждан в борьбе с преступностью, что несомненно имело много положительных моментов и приводило к улучшению оперативной обстановке и снижению уровня преступности.

4. Постперестроечный период был сложным для правоохранительной системы и государства в целом, что негативно отразилось на качестве организации содействия граждан оперативным подразделениям ОВД, которое привело к утрате отдельных оперативных позиций, выстроенных за многие годы функционирования рассматриваемого направления оперативно-розыскной деятельности.

5. С середины 90-х гг. по настоящее время в России сложилась определенная нормативная правовая база, позволяющая населению активно оказывать содействие государственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, в том числе принимать непосредственное участие в оперативно-розыскной деятельности на гласной основе. В 2018 г. на ведомственном уровне руководство МВД России приняло Положение о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших (приказ МВД России от 6 июня 2018 г. № 356), которое содержит предписания о материальном стимулировании граждан, оказывающих содействие ОВД, однако об эффективности и практической реализации указанного нормативно-правового акта говорить пока рано.

6. Анализ становления гласного содействия граждан свидетельствует о наличии устойчивой закономерности, заключающейся в том, что должностные лица, проходящие службу в оперативных подразделениях, всегда стре-

мились иметь в своем распоряжении специальные общественные институты, способные решать задачи, стоящие перед органами внутренних дел в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Список литературы:

1. Инструкция по работе бригад содействия милиции, утвержденная приказом МВД СССР от 14 ноября 1953 г. № 195.

2. Законодательство Петра I / Клеандро-ва В. М., Колобов Б. В., Кутьина Г. А., Новицкая Т. Е. и др.; отв. ред.: Новицкая Т. Е., Преображенский А. А. М., 1997.

3. Российское законодательство Х—ХХ веков. Т. 5: Законодательство периода расцвета абсолютизма. М., 1987.

4. Ведомости Верховного Совета СССР. 1973. № 24. Ст. 309.

5. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 2.

6. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996.

7. Развитие русского права второй половины XVII-XVIII вв. М., 1992.

8. Васьковская Е. В. Гласное содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность: дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2005.

9. Гончаров Н. Ф. История розыскного процесса в России (законодательство и практика): монография. М.,1997.

10. Елинский В. И. История уголовного сыска в России (Х — начало ХХ вв.): учеб. пособие. М., 2004.

11. Кислицкий Ю. Г. Контрабанда: история и современность. М., 1996.

12. Лепехин Д. И., Кардашев А. А. К вопросу кадрового обеспечения подразделений уголовного розыска // Труды Академии МВД России. 2014. № 1.

13. Мулукаев Р. С. Полиция России (К— ХХ вв.): монография. Н. Новгород, 1993.

14. Мушкет И. И., Хохлов Е. Б. Полицейское право России: проблемы теории / под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб., 1998.

15. Некрасов В. Ф. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996.

16. Николаевский Н. Привлечение населения к работе уголовного розыска. «Административный вестник»: НКВД СССР. 1928. № 4.

17. Шахматов А. В. Правовое регулирование содействия граждан органам, осуществляющим ОРД: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1999.

18. Шумилов А. Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России: монография. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.