5. Джексон Ш. Лотерея [Электронный ресурс] / Ширли Джексон; пер. с англ. С. Шкарупо // Журнал небуквального перевода «Лавка языков». — URL: http: //spintongue s .vladivostok.com/ (дата обращения: 03.11.2016).
Галяткина Екатерина Николаевна, студентка 3-го курса направления «Издательское дело» УлГТУ.
Поступила 23.11.2016 г.
УДК 82.312
В. С. МИТРОФАНОВА
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА «ДРАКУЛА» БРЭМА СТОКЕРА
Рассказывается о том, как создавался знаменитый роман Брэма Стокера «Дракула», каковы предпосылки к написанию произведения, а также о прообразах главных героев.
Ключевые слова: роман, вампир, прототип, фольклор, мистика.
«Дракула» - роман ирландского писателя Брэма Стокера, впервые опубликованный в 1897 году. Главный герой - вампир-аристократ граф Дракула.
Стокер начал работать над романом в начале весны 1890 года, когда перед ним возникли первые образы будущей книги: медленно встающий из гроба старик и девушка, которая, обняв любимого, тянется к его горлу. В первоначальной версии главный герой (Дракула) уже был графом, хотя и безымянным. Действие развивалось не в Трансильвании, а в Штирии.
Летом этого же года замысел романа меняется. Отдыхая в местечке Уитби, Стокер брал в местной библиотеке книги по истории и фольклору Восточной Европы; среди них была книга английского консула Уилкинсона о правителях Молдавии и Валахии, откуда он старательно выписал все сведения, касающиеся рода валашского князя Влада Дракулы («дракул» - «сын дракона», «дьявол») [4].
Многие исследователи связывают перемену в замысле романа со встречей Стокера с венгерским учёным-ориенталистом, путешественником и краеведом Арминием Вамбери, который рассказывал Стокеру о различных эпизодах истории Подунавья [4]. Сюжет романа имеет отсылку на имя этого учёного - профессор Ван Хельсинг ссылается на сведения, полученные им от близкого друга, профессора Арминия из Будапешта [3].
© Митрофанова В. С., 2016
Повлияло на Стокера и общение с известным ориенталистом Ричардом Бертоном, переводившим на английский язык сказки «Тысяча и одна ночь» и сборник индийских сказок - в обеих книгах были легенды о вампирах. Также на Стокера большое впечатление произвела и пугающая внешность Бертона, и, прежде всего, его крупные выдающиеся вперед зубы, по словам писателя, настоящие собачьи клыки [7].
Итак, теперь уже действие книги Стокера происходит в Трансильвании. Так как писатель никогда там не был, ему пришлось изучить эту местность, насколько возможно, а остальное выдумать. Большинство его викторианских читателей не заметили разницы, особенно учитывая то, что он выписал из путеводителей расписания поездов, названия отелей и блюдо из курицы под названием «паприка гендл» [1].
«Продвижение» Стокером Дракулы к северу -в Трансильванию - было, видимо, намеренным: у Трансильвании была репутация «земли вампиров». Венгерский фольклор о вампирах был намного богаче румынского.
Стокер также читал «Книгу оборотней» Сабина Бэринг-Гулда, содержавшую описание жизни венгерской «кровавой графини» Елизаветы Батори (1560-1614), знаменитой массовыми убийствами молодых девушек: она считала, что их кровь может вернуть ей молодость.
Вероятно, одна из причин, по которым Стокер выбрал именно Трансильванию местом действия романа, состояла в том, что для большинства западных европейцев это
буквально и символически неведомая «земля за лесами» (таков перевод слова «Трансильвания»), где может быть всё, что угодно, в том числе и вампиры.
Также на смещение Дракулы в Трансиль-ванию оказала влияние и книга Эмили Джерард «Страна за лесами», которая как раз посвящена этому месту. Именно из этой книги Стокер взял румынское слово «носферату», обозначавшее «вампир».
Важно отметить, что именно в Трансиль-вании, согласно поверьям, находилась школа магии Шамбала, в которой верховодил сам Люцифер. На первый взгляд, может показаться, что это не имеет никакого отношения к месту обитания Дракулы в романе. Но на самом деле это очень важная деталь - Дракула, согласно Стокеру, учился в этой школе, то есть был учеником самого Сатаны [6].
Существует предположение, что на вызревание замысла романа повлияло пребывания Стокера в отдалённом шотландском замке Слэйнс. Многие критики считают, что Стокер в качестве дома Дракулы описал именно этот замок. Он много раз отдыхал недалеко от залива Круден и знал окрестности, в том числе и руины замка на холме. Он даже останавливался в замке, написав в книге: «Мы были на дворе обширного, развалившегося замка, высокие окна которого были темны и мрачны, а обломанные зубчатые стены при свете луны вытянулись в зигзагообразную линию» [1].
По утверждению сына писателя, первоначальным зерном романа стало сновидение, в котором Стокер увидел встающего из гроба «короля вампиров» [4]. Из записи самого Стокера ясно, что он часто вспоминал пугающее видение. В марте 1890 года он пишет: «Юноша выходит - видит девушек. Одна пытается поцеловать его, но не в губы, а в шею. Вмешивается Старый Граф - в дьявольском гневе. „Этот человек - мой. Я хочу его"». Неизвестно, что это за отрывок - описание кошмара или набросок к роману, — но Стокер постоянно ссылался на свой сон, пока писал знаменитую книгу [1]. Но несколько позже при написании биографии Стокера Гарри Ладлэном его сын стал говорить, что история про сон - всего лишь семейная шутка [6].
На замысел Стокера могли повлиять как ирландские поверья о кровососущих существах, так и знаменитая повесть Шеридана ле Фаню «Кармилла», написанная в 1872 году. Хотя, в отличие от романа Стокера, главный носитель зла у ле Фаню - неотразимая роковая женщина;
сторонники связи между произведениями указывают на сходство с Кармиллой женских персонажей Стокера (Люси Вестенра, невесты Дракулы).
Другие литературоведы усматривают связь между фабулами «Дракулы» и романа Жюля Верна «Замок в Карпатах» 1892 года, где жуткий, загадочный аристократ преследует девушку, а её возлюбленный пытается пробраться в логово негодяя и освободить любимую от злых чар [4].
Стоит отметить и произведение Джона Полидори «Вампир», которое стало первой историей о вампирах, написанной на английском языке. Оно также повлияло на создание романа. Немалую роль сыграла и история всем известного Франкенштейна Мэри Шелли.
Напомним, что Стокер начал писать «Дракулу» в 1890 году, а за два года до этого Джек-Потрошитель держал в страхе весь Лондон. Жуткая атмосфера, возникшая после тех преступлений, проникла и в роман Стокера, что автор подтвердил в предисловии 1901 года к исландскому изданию «Дракулы». Отсылки Стокера объединяют этих двух пугающих персонажей таким образом, что возникает больше вопросов, чем ответов, но он, безусловно, подтверждает, что ужасные события из реального мира повлияли на мир выдуманный.
Отметим, что изначально рабочим вариантом названия романа было «Восставший из мёртвых», которое позже сократили до «Восставшего». Затем, прямо перед публикацией, Стокер снова сменил название на «Дракулу» [1].
Теперь перейдём к наиболее интересному вопросу: кто же является прототипом графа Дракулы? Существует несколько версий ответа на этот вопрос.
Одним из вариантов, который наиболее известен, является образ валашского князя Влада Цепеша (Дракулы). Причина этого заключается в том, что Цепеш прославился своим пристрастием сажать врагов на кол. Учёные расходятся во мнениях о том, что было известно Стокеру о Владе; некоторые не считают, что персонаж книги имел отношение к кровожадному князю. Из рабочих записей Стокера известно, что он прочёл книгу «Отчёт о княжествах Валахии и Молдавии» Уильяма Уилскинсона (об этом мы говорили выше). В ней упоминаются несколько правителей по имени Дракула, включая Влада Цепеша, и описано нападение одного из них на турецких солдат. Читая эту книгу, Стокер изменил имя «Графа Вампира» на Дракулу, сделав пометку: «В переводе с валашского „ДРАКУЛА" означает „ДЬЯВОЛ"» [1].
Но есть ряд литературоведов, без каких-либо оговорок называющих имя единственного человека, которого можно считать настоящим прототипом Дракулы. И это имя... Оскар Уайльд! Бесталанный Стокер не просто как патологический графоман завидовал гению этого распутного эстета, он ещё и ужасно ревновал свою жену к Уайльду и не сомневался, что отказ Флоренс делить с ним ложе связан, прежде всего, с её неостывшими чувствами к блистательному денди. Знаменитый суд над Уайльдом состоялся в 1896 году, за год до первой публикации «Дракулы», и стал бальзамом на душу Стокера, что, впрочем, не помешало писателю лишний раз втоптать соперника в грязь доступным только литератору способом.
Это весьма чутко уловили кинематографисты. Если внимательно посмотреть первую экранизацию романа, сделанную в 1931 году, исполнитель роли Дракулы актер Бела Лугаши не только носит экстравагантные костюмы в духе Уайльда, но даже внешне чем-то напоминает писателя. Любопытно, что, вплоть до копполовского «Дракулы Брэма Стокера», уайльдовский стиль в одежде Дракулы во всех кинопостановках, а их насчитывается около ста, соблюдался неукоснительно [3].
Ещё одним прототипом графа Дракулы является Генри Ирвинг, владелец театра «Лицеум» в Лондоне. Стокер был помощником, агентом и секретарем Ирвинга. В рецензии на «Биографию автора Дракулы» Барбары Белфорд про Ирвинга в «Чикаго Трибьюн» Пенелопа Месик написала: «Он, как считает Белфорд, был аристократичной, высокой, яркой и выразительной личностью с горящими глазами и длинными пальцами, чьё самомнение и шарм были перенесены Стокером в сексуально неоднозначный персонаж, который может вытягивать жизнь из окружающих, но, тем не менее, источать обаяние, превращающее разрушительный для души процесс в удовольствие». Вне зависимости от того, был ли персонаж списан с него, «Дракула» не понравился Ирвингу. После того как он посмотрел пьесу по роману, Стокер спросил его мнения, на что тот ответил лишь: «Ужасно!» [1].
Кроме графа Дракулы, прототипы имеет и ещё один герой произведения - профессор оккультных и философских наук Абрахам Ван Хельсинг.
Согласно общепринятому мнению, прообразом первого вампироборца является близкий друг Брэма Стокера венгерский учёный еврейского происхождения Арминий Вамбери.
Сам Стокер никогда не признавался, кто же
стал прототипом его главного вампироборца. И хотя большинство считают таковым вышеупомянутого учёного, поляк Адам Венгловский другого мнения на этот счёт.
В своей книге «Bardzo polska historia wszystkiego», опубликованной в 2015 году, он довольно обоснованно выдвигает теорию о том, что прототипом Ван Хельсинга является польский учёный Ежи Хельвинг. Немаловажно и то, что Хельвинг в 1722 году опубликовал исследование, посвящённое вампирам, в котором описаны распространённые способы уничтожения нежити: отсечение головы, использование света и серебряного оружия. Возможно, Стокер взял на заметку и этот материал.
Не стоит забывать и о вероятности того, что в образе гениального вампироборца писатель изобразил самого себя. В пользу этой версии говорит имя персонажа, ведь «Брэм» — это сокращение от Абрахама. Кроме того, внешность Стокера очень похожа на описанный в романе облик Ван Хельсинга [5].
Все остальные персонажи в романе являются вымышленными. Но обращают на себя внимание и значащие имена в произведении. Например, «Мина», прочитанное наоборот, близка к латинскому «анима» — «душа», а «лорд Годал-минг» можно расшифровать как «Бог всемогущий» или «милостивый».
Остановимся более подробно на образе Мины. Изначально Стокер задумал создать в своём романе образ девушки, обладающей свободой воли и поступков. При помощи этой героини автора даёт своего рода ответ на развернувшуюся в конце XIX века дискуссию о суфражизме, движении женщин за предоставление им гражданских свобод, и в первую очередь избирательного права [6].
Теперь обратим внимание на сцену смерти Люси. В романе «Дракула» вампирша Люси была убита собственным женихом, когда тот вскрыл гроб и пронзил её сердце. Стокер мог для этой сцены использовать пережитый опыт своего соседа, поэта и художника Данте Габриэля Россетти. Когда его жена, Элизабет Сиддал, умерла в 1862 году, Россетти вложил в гроб её тетрадь с лирикой, оплетя вокруг неё рыжие волосы покойной. Затем, в 1869 году, он передумал, и для того чтобы поэт мог забрать тетрадь, однажды ночью гроб извлекли из земли. Чудовищная эксгумация (пряди волос Сиддал остались в руках у Россетти) могла прийти Стокеру на ум, когда он описывал печальную кончину Люси [1].
Напомним, что в романе вампиры, в том числе и Дракула, боятся распятий, святых даров
и других символов христианства. Таким образом, мы наблюдаем противостояние Иисуса Христа и Дракулы. Если смерть Христа стала началом его возрождения, то для вампира быть пронзённым, «распятым» колом означает окончательную смерть и забвение. И, возможно, одна из целей романа - утвердить существование Бога в век, когда ослабление христианской веры вызвало споры, что же ждёт человека после смерти [6].
И перейдём к последнему вопросу, который может представлять для нас интерес. Каковы же причины написания романа?
Во-первых, на тот момент «вампиризм» был очень популярной темой, но произведения, написанные до Стокера, не пробуждали интереса у широкой публики. В связи с этим у писателя возник соблазн написать что-то новое, что перевернёт весь мир, но что-то, что было бы при этом связано с вампиризмом. Другими словами, произвести «культурный бум» в Европе и во всём мире.
Во-вторых, Брэм Стокер не скрывал, что хочет написать роман о вампире и что намерен сделать его частично историческим. В числе первых узнали об этом члены «Ордена Золотой Зари», в который входил и сам Стокер (по некоторым сведениям, он был к этой организации непричастен). Предполагают, что масоны «Ордена» предложили своему рядовому члену Брэму Стокеру написать роман о православном князе-вампире в обмен на всемирную славу [3].
В-третьих, напомним, что Стокеру снился сон о восставшем из мёртвых вампире. Возможно, писатель хотел избавиться от этих сновидений на психическом уровне, описав все события достаточно подробно в своём романе.
В-четвёртых, после провала своей первой книги Стокер жил достаточно бедно. И чтобы заработать себе на кусок хлеба, он был вынужден снова взяться за литературу. Пожалуй, эту версию можно назвать наиболее вероятной.
В связи с вышесказанным напрашивается вывод, что до Дракулы Стокера у вампиров не было такого чётко проработанного мифа, их не ассоциировали с летучими мышами и драконами. Образ графа - яркий, драматичный и противоречивый. С одной стороны, он был доблестным полководцем, борцом за свободу своего народа против турецкой экспансии, национальным героем; а с другой, он превратился в чудовище, несущее ужас и смерть всему живому [2].
Дракула, а вместе с ним и сам роман обретают предупреждающе-пророческое звучание в преддверии ХХ века с его ярко выраженными некрофильскими устремлениями, то есть
тягой к смерти, разрушению, подавлению живого.
В романе происходит столкновение ограниченного рацио человека, бесконечно стремящее-гося к познанию, с таинственным, мистическим, паранормальным, с Природой. Произведение напоминает о том, что так и остаётся неразгаданной главная загадка - смерть и то, что после неё [6].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. 10 леденящих фактов о «Дракуле» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.livelib.ru/blog/translations/post/16725-10-ledenyaschih-krov-faktov-o-drakule. - Заглавие с экрана (дата обращения: 23.11.2016).
2. «Граф Дракула (вампир)» Брэма Стокера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hellsing-ultimate.com/publ/stati/6-1-0-26. -Заглавие с экрана (дата обращения: 23.11.2016).
3. «Дракула». Брэм Стокер. Комментарий к образу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bonvoyage.kh.ua/index.php?id=689. - Заглавие с экрана (дата обращения: 23.11.2016).
4. «Дракула» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://т .wikipedia.org/wiki/ %®0%94%® 1 %80%®0%В0%®0%ВА0/с® 1 %83% D0%BB%D0%B0J%D 1 %80%D0%BE%D0%BC %D0%B0%D0%BD). - Заглавие с экрана (дата обращения: 23.11.2016).
5. Абрахам Ван Хельсинг: история прообраза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fb.ru/article/263375/abraham-van-helsing-istoriya-proobraza. - Заглавие с экрана (дата обращения: 23.11.2016).
6. Брэм Стокер и его романы: «Дракула» и «Сокровище семи звёзд» [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/ ?url=http%3A%2F%2Fstatic.my-shop.ru%2 Fproduct%2Fpdf%2F 190%2 F 1896854.pdf&name= 1896854.pdf&lang=ru&c=58440eba7aca&page=1.
- Заглавие с экрана (дата обращения: 23.11.2016).
7. Гопман В. Носферату: судьба мифа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.upyr.net/blog/gopman-2007. - Заглавие с экрана (дата обращения: 23.11.2016).
8. Дурная кровь: 10 мифов о Дракуле [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hist-etnol.livejournal.com/3916317.html. - Заглавие с экрана (дата обращения: 23.11.2016).
9. Стокер Б. Дракула / Б. Стокер; пер. Т. Кра-савченко. - СПб. : Азбука : Азбука-Аттикус, 2016. - 448 с.
Митрофанова Виктория Сергеевна, студентка 3-го курса гуманитарного факультета УлГТУ, специальности «Издательское дело и редактирование».
Научный руководитель - заведующий кафедрой
«Филология, издательское дело и редактирование» УлГТУ, доктор филологических наук, профессор Александр Александрович Дырдин.
Поступила 08.12.2016 г.
УДК 316.343.652 Ю. В. УШКОВА
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ МОЛОДЁЖИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Анализируется влияние капитала родительской семьи на социальную успешность молодого поколения. В работе используются материалы авторского социологического исследования, проведённого в Ульяновской и Самарской областях. На основе анализа теоретических источников и результатов опроса молодёжи автор выделяет факторы социальной успешности молодого поколения.
Ключевые слова: семья, социальная успешность молодёжи, социальная мобильность молодёжи.
В результате коренных социальных преобразований последних двух десятилетий изменилась социальная структура российского общества, а вместе с ней алгоритмы достижения социально-профессиональных статусов молодыми людьми. В условиях трансформации социально-экономического развития России и карьерных траекторий выходцев из различных слоёв увеличивается значение вклада семьи в воспроизводство человеческих, культурных, социальных ресурсов молодёжи. Семья как социальный институт, с одной стороны, обеспечивает стабильность общества и эволюционирует вместе с ним, а, с другой стороны, выступает как социальное пространство, в котором происходит личностное становление человека и от которого зависит его будущее. Именно семья создаёт базовые условия для формирования жизненных стратегий детей, находит оптимальное согласование перспектив образовательного и профессионального развития, реализации собственных возможностей.
Социологический интерес представляет проблема использования ресурсов родительской семьи в контексте стимулирования социальной мобильности молодых людей. Целью статьи является определение степени влияния капитала семьи родителей на социальную успешность молодого человека.
© Ушкова Ю. В., 2016
С середины ХХ века социологи начали активно изучать вопросы влияния института семьи на социальную мобильность молодёжи. П. Блау и О. Данкэн пришли к выводу, что социальный статус родителей молодого человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его успешность. В основном влияние родительского статуса имеет косвенный характер, сказываясь на уровне образования, а образование оказывает в свою очередь наибольшее влияние на профессиональную подготовку.
Иной точки зрения придерживался французский социолог Пьер Бурдье. Он доказал, что родители с высоким уровнем капитала способны использовать свои ресурсы, чтобы дать детям хорошее образование, что, в свою очередь, помогает молодым людям занять престижные рабочие места в дальнейшим. Теория капитала Бурдье описывает влияние на перемещения индивидов социального, культурного, символического и экономического капиталов. Социолог подчёркивает, что «одним из определяющих факторов полноценного развития индивида является обладание каждой из форм капитала в определённом объёме, не ниже минимально допустимого показателя» [2, с. 201]. Практически все капиталы обладают способностью конвертироваться друг в друга, кроме культурного; даже имея большой объём экономических ресурсов родителей, не просто обрести