УДК 78.03
Бледнова Е.А.
студент магистратуры Институт современного искусства (г. Москва, Россия)
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ THE BEATLES
Аннотация: в работе представлена история британской рок-группы The Beatles, рассмотрены основные этапы зарождения, существования и распада группы. Обозначен вклад рок-группы в мировое музыкальное наследие.
Ключевые слова: Битлз, музыканты, рок-н-ролл, творчество, история.
История британской рок-группы The Beatles является, безусловным феноменом в мировой культуре, а музыканты - революционерами, чье влияние на ритмы и мелодии ощущается и по сей день. Подобный статус «ливерпульской четверки» подтверждается тем, что 16 января, в соответствии с решением ЮНЕСКО, стал Всемирным днем группы. Дата была приурочена к дню открытия в 1957 г. культового ливерпульского клуба «The Cavern» («Пещера»), где спустя четыре года впервые выступила группа The Beatles.
«Пещера» представляла собой музыкальное пространство, переделанное из бывшего бомбоубежища времени Второй мировой войны в промышленном районе Ливерпуля. Владельцы клуба ставили перед собой очень амбициозную задачу - сделать «Пещеру» и Ливерпуль центром джазовой музыки и городом с самым лучшим джазовым клубом. Заметим, что «Пещере» эта задумка в полной мере удалась.
На тот момент в 1961 году The Beatles включали в себя следующих музыкантов: гитара и вокал от Джона Леннона, Джорджа Харрисона, Пола Маккартни, ударник Пита Беста и бас-гитарист Стюарта Сатклифа. Именно
таким составом 9 февраля группа и выступала в легендарном клубе «Пещера». Вскоре The Beatles стали постоянными участниками выступления в Cavern и обзавелись первыми поклонниками.
Спустя полгода музыкантов заметил крупный предприниматель Брайан Эпстайн, Оценив перспективность и несомненный талант молодых музыкантов, Эпстайн предложил стать менеджером групп и в июле 1962 г. организовал первую звукозапись в компании Parlophone Records.
С этого момента начинает история грандиозного успеха The Beatles, хотя рождение коллектива произошло в 1956 г., когда Джон Леннон под большим впечатлением от творчества Элвиса Пресли, а именно от песни «Heartbreak Hotel», начал учиться игре на гитаре. Чуть позже образовалась и его первая музыкальная группа «Quarrymen».
Путь к имени группы именно The Beatles был долгим. После «Quarrymen» появлялись самые разные варианты названий - даже Johnny and the Moondogs и The Silver Beetles. Ставшее легендой и классикой название The Beatles Джон Леннон придумал с отсылкой на американских рок-музыкантов из группы The Crickets и, используя английские слова «beat» (ритм) и «beetls» (жуки) [1].
К сожалению, исследователи творчества и истории становления группы The Beatles зачастую не уделяют должного внимания «гамбургскому» периоду творчества музыкантов. Между тем, переезд в 1960 г. в Германию дал коллективу огромный опыт и стал решающим периодом его становления [3]. Именно в Гамбурге был выработан узнаваемый уникальный стиль The Beatles, многочасовые концерты дали возможность сформировать легкий стиль поведения на сцене, максимальную слаженность и сценическую энергетику.
Всего с 9 февраля 1961 по 3 августа 1963 г. The Beatles провели в культовом ливерпульском клубе «Пещера» 292 концерта. В это же время немного изменился состав группы - в нее вошел Ринго Старра (вокал и ударные). Остальными участниками коллектива до момента распада в 1970 г. оставались Джон Леннон (ритм-гитара, вокал и фортепиано), Джордж Харрис
(вокал, бас-гитара и фортепьяно) и Пол Маккартни (вокал, бас-гитара и фортепиано).
В 1964 г. The Beatles покорили Америку и было положено начало уникальному феномену «битломания». Выступление музыкантов из ливерпульской четверки на знаменитом шоу Эда Салливана одновременно посмотрело не менее 73 миллионов человек, что только усилило темп роста всемирной славы [5].
Музыкальная миссия группы на всем протяжении ее существования определялась мощным авторским дуэтом Леннона и Маккартни.
Многожанровость и максимальное стилевое разнообразие The Beatles поясняются их феноменальным музыкальным чутьем, отказом от шаблонов и существовавших стандартов, экспериментами с коллажами и тональностями. При этом в творчестве ливерпульской четверки никто не найдет самолюбования или хвастовства, что делает вклад в развитие музыкальных жанров и технологий неоценимым.
Коллектив на протяжении всего своего периода существования осуществлял непрерывные и очень талантливые эксперименты с классическим рок-н-роллом. Обогащая рок-н-ролл принципиально новыми музыкальными формами и ранее неизвестными авторскими выразительными приемами и средствами. При этом творческое новаторство The Beatles, зачастую, входило в противоречие с традиционными приемами и канонами поп-музыки. Главное творческое кредо The Beatles заключалось в постоянном поиске прогресса и движении вперед.
К сожалению, музыканты The Beatles не справились с накопившимися внутренними разногласиями, личными конфликтами, усталостью и 17 апреля 1970 г. официально перестала существовать [4].
Последним концертом, который стал таким же эпохальным и легендарным, как и сам коллектив, считается выступление 30 января1969 г. на крыше компании звукозаписи. Музыканты разместили здесь гитары, ударную установку и вынесли усилители звука. Над зимним Лондоном поплыли
знаменитые аккорды ливерпульской четверки, что моментально остановило движение на ближайших улицах - на соседних крышах стали собираться люди, у здания студии толпились прохожие и продавцы из соседних магазинов. Музыканты исполнили, в том числе, свои совершенно новые композиции «Dig A Pony» и «Get Back». Первая песня была настолько новая, что до конца текст не знал даже Джон Леннон и ассистенту пришлось все время исполнения держать перед ним лист бумаги со словами. Вторая композиция была сверхпопулярной и в рамках концерта исполнялась дважды. Именно во время «Get Back» прибыла полиция, которую вызвали скандальные соседи звукозаписывающей студии, для восстановления общественного порядка.
Таким образом, The Beatles - это феномен и уникальное явление, которое не просто определяло музыкальные тенденции своего времени, но и оказало решающее влияния на музыкантов будущих поколений. Ливерпульская четверка как явление перестала быть строго музыкальным феноменом и захватили другими области искусствам - кинематограф, субкультуру, феномен «битломании» в обществе в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Швабский, Г. А. История и наследие британской рок-группы The Beatles // Юный ученый. — 2023. — № 3 (66). — С. 237-243;
2. Сыров В. Музыка «Beatles» и расширение жанрово-стилевой системы рока // Нижегородский вестник Российского общества историков- архивистов. -2023. - 15 июля. - URL: https://opentextnn.ru/music/muzykalnye-jepohi/xx-v/syrov-muzyka-beatles/;
3. Хороших П.П. Социальные мотивы в творчестве британской группы «Битлз» // Человек и культура. - 2017. - №6. - С. 26-33;
4. Акимов В 7 ключевых жанров, в которых работали The Beatles // Электронная энциклопедия музыки РОККУЛЬТ. - URL: https://rockcult.ru/po/beatles-genres/;
5. Троицкий Артемий «Битлз» вчера, сегодня, навсегда?» Артемий Троицкий // Журналы «Time», НьюЙорк, США и газеты «Morning Star», Лондон, Англия -URL: https://w.beatles.ru/books/paper.asp?id=2041
Blednova E.A.
Institute of Contemporary Art (Moscow, Russia)
HISTORY OF CREATION AND CREATIVE LEGACY OF THE BEATLES
Abstract: the paper presents the history of the British rock band The Beatles, examines the main stages of the origin, existence and disintegration of the group. The contribution of the rock band to the world musical heritage is outlined.
Keywords: Beatles, musicians, rock and roll, creativity, history.