Научная статья на тему 'Феномен «Битлз» в информационно-пропагандистской политике советского государства (1964-1970 гг. )'

Феномен «Битлз» в информационно-пропагандистской политике советского государства (1964-1970 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5046
610
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
«БИТЛЗ» / РОК-МУЗЫКА / «МОЛОДЕЖНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» / «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА» / ИСТЭБЛИШМЕНТ / ПРОПАГАНДА / ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА / АНТИВОЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МАСС-МЕДИА / THE BEATLES / ROCK MUSIC / YOUTH REVOLUTION / PSYCHOLOGICAL WARFARE / ESTABLISHMENT / PROPAGANDA / VIETNAM WAR / ANTI-WAR MOVEMENT / GLOBALIZATION / INFORMATION SOCIETY / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бокарев Владимир Валентинович

В статье анализируются содержание, направления и методы советской пропаганды в освещении феномена группы «Битлз» одного из символов «молодежной революции» и информационной глобализации 60-х гг. ХХ в. В условиях психологической войны Запада и СССР официальные советские оценки группы «Битлз» эволюционировали от негативных к положительным. Автор статьи выделяет основные направления официальной популяризации творчества ливерпульского квартета в СССР: издание нот и текстов песен (на английском, русском, украинском, эстонском и литовском языках) «Битлз» в нотных сборниках и журнале «Ровесник» в 1966-1970 гг.; издание фирмой «Мелодия» песни Girl в исполнении «Битлз» и 26 версий их произведений в исполнении советских и зарубежных артистов (1967-1970 гг.); массовое тиражирование официальными студиями звукозаписи «звуковых писем» с песнями «Битлз»; широкое использование произведений «Битлз» в советском кинематографе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content, directions and methods of the Soviet propaganda in respect of The Beatles phenomenon one of the symbol both of youth revolution and information globalization of the 1960s years are considered in the article. Official Soviet appraisal of The Beatles was transformed from the negative to the positive turn in the period of psychological warfare between the West and the U.S.S.R. The author of the article reveals the main directions of official popularization of The Beatles music in the Soviet Union: publication notes and texts (on English, Russian, Ukrainian Estonian, Lithuanian languages) of The Beatles songs in notebooks and in «Rovesnik» journal in 1966-1970 years; publication The Beatles song «Girl» in 1967 and 26 cover versions of The Beatles’ songs of the Soviet and foreign musicians in 1967-1970 by «Melodia» firm; mass publication of the «sound letters» with The Beatles songs and using The Beatles songs in Soviet cinematograph.

Текст научной работы на тему «Феномен «Битлз» в информационно-пропагандистской политике советского государства (1964-1970 гг. )»

Эссе

БОКАРЕВ Владимир Валентинович -

к.и.н., доцент; доцент кафедры философии и истории МГГУ, главный редактор серий «Антология рок-

музыки» и «Эра»

beatera@yandex.ru

ФЕНОМЕН «БИТЛЗ» В ИНФОРМАЦИОННОПРОПАГАНДИСТСКОЙ ПОЛИТИКЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (1964-1970 гг.)

В статье анализируются содержание, направления и методы советской пропаганды в освещении феномена группы «Битлз» - одного из символов «молодежной революции» и информационной глобализации 60-х гг. ХХ в. В условиях психологической войны Запада и СССР официальные советские оценки группы «Битлз» эволюционировали от негативных к положительным. Автор статьи выделяет основные направления официальной популяризации творчества ливерпульского квартета в СССР: издание нот и текстов песен (на английском, русском, украинском, эстонском и литовском языках) «Битлз» в нотных сборниках и журнале «Ровесник» в 1966-1970 гг.; издание фирмой «Мелодия» песни Girl в исполнении «Битлз» и 26 версий их произведений в исполнении советских и зарубежных артистов (1967-1970 гг.); массовое тиражирование официальными студиями звукозаписи «звуковыхписем» с песнями «Битлз»; широкое использование произведений «Битлз» в советском кинематографе.

Ключевые слова: «Битлз»; рок-музыка; «молодежная революция»; «психологическая война»; истеблишмент; пропаганда; вьетнамская война; антивоенное движение; глобализация; информационное общество; массмедиа.

The content, directions and methods of the Soviet propaganda in respect of The Beatles phenomenon - one of the symbol both of youth revolution and information globalization of the 1960s years - are considered in the article. Official Soviet appraisal of The Beatles was transformed from the negative to the positive turn in the period of psychological warfare between the ^est and the USSR. The author of the article reveals the main directions of official popularization of The Beatles music in the Soviet Union: publication of music and texts (on English, Russian, Ukrainian Estonian, Lithuanian languages) of The Beatles songs in music books and in «Rovesnik» journal in 1966-1970 years; publication of The Beatles song «Girl» in 1967 and 26 cover versions of The Beatles’ songs of the Soviet and foreign musicians in 1967-1970 by «Melodia» firm; mass publication of the «sound letters» with The Beatles songs and using The Beatles songs in Soviet cinematograph.

Keywords: The Beatles; rock music; youth revolution; psychological warfare; establishment; propaganda; Vietnam war; antiwar movement; globalization; information society; mass media.

Группа «Битлз», совершив революцию в популярной музыке, стала частью «молодежной революции» и одним из ярких проявлений информационной глобализации в 60-е гг. ХХ в. [11: 129-133; 2: 201].

В информационно-пропагандистской политике Советского государства 1964— 1970 гг. феномен «Битлз» занимал значительное место и характеризовался идейно-политическим и музыкальнохудожественным противостоянием двух направлений — мифологизированного и реалистичного. Заявление президента РФ В.В. Путина, сделанное им во время встречи с Полом Маккартни в Кремле 24 мая 2003 г., о том, что «Битлз» «не были запрещены в СССР, но рассматривались как проявление чуждой идеологии» [33] относится в основном к 1964—65 гг.

Главными чертами мифологизированных представлений о феномене «Битлз» в данный период являлись: отождествление битломании и творчества «Битлз»; тенденциозная и бездоказательная оценка

музыки квартета как средства оглупления и растления молодежи; абсолютизация развлекательной составляющей битлов-ского творчества, роли рекламы и бизнеса в успехе «Битлз» [36: 17; 39: 4; 16: 30; 20: 9; 8: 4; 7]. В целях дискредитации «Битлз» редакция журнала «Крокодил» использовала в публикации «Жучки-ударники и жук-претендент» в марте 1964 г. политические средства: «У жучков-музыкантов и жука-претендента много общего. И те, и Голдуотер обращаются к самым низменным сторонам человеческой натуры, умеют только вопить и полагаются главным образом на рекламу» [19: 10]. Бездоказательная попытка редакции «Крокодила» отождествить битлов — кумиров западной молодежи и лидера правого крыла республиканской партии США, сенатора от штата Аризона Барри Голдуотера (1909—1998 гг.) носила оскорбительный и антиисторический характер: на самом деле «Битлз» выступили против Голдуотера, расизма и апартеида [43: 3].

Консервативный истеблишмент и в СССР, и на Западе негативно отреагировал на феномен «Битлз», но в ряде случаев с противоположных идейно-политических позиций. Попытка американского проповедника, члена философского общества Д. Нобеля изобразить «Битлз» в качестве секретного оружия советской пропаганды по подрыву базисных принципов и традиций западной христианской цивилизации [51] являлась проявлением антиисторизма вследствие политической ангажированности [10: 12].

Официальная позиция в отношении «Битлз» в СССР не была застывшей, она эволюционировала от негативизма к большей терпимости, симпатии и популяризации [14: 3; 42: 8]. Открытый нигилизм битлов в отношении некоторых традиционных буржуазных ценностей, их антихристианские заявления, критика расизма и агрессии США во Вьетнаме — все это было взято работниками идеологического фронта в СССР на заметку, и потепление по отношению к группе «Битлз» в советской прессе не замедлило сказаться.

В 1966 г. оценки творчества и общественно-политических позиций «Битлз» подверглись в ряде публикаций советской прессы радикальному пересмотру. В противовес негативным мнениям о «Битлз» зазвучали положительные оценки, которые привели к творческой и политической реабилитации «Битлз» в СССР.

Одним из первых сигналов перемен стала статья «Бит: две стороны одного течения», опубликованная на страницах еженедельника «Неделя» в феврале 1966 г. А. Дряхлов, впервые в советской битлографии определив музыкальную специализацию «Битлз» первой половины 60-х как бит-музыку, показал, что феноменальная популярность ливерпульского квартета у западной молодежной аудитории — явление закономерное, обусловленное художественными достоинствами разнообразной стилистики музыки бит-лов. Раскрывая эволюцию бит-музыки, А. Дряхлов справедливо отметил, что благодаря «Битлз» бит приобрел международную популярность, указав на взаимосвязь нового феномена с социальными переменами в молодежной среде: «С легкой руки “битлов” бит с молниеносной быстротой распространился по странам западного мира и из манеры исполнения превра-

тился в своего рода социальное явление» [18: 17].

О связи битловской музыки с новыми социальными нормами и традициями в молодежной среде вспомнил в интервью автору настоящей статьи в 2004 г. первый менеджер группы «Битлз» Аллан Уильямс, обративший внимание, что битлы были «не только музыкантами, они стали родоначальниками социально-культурной революции, они несли в массы свои идеи, нарушали многие установленные в обществе традиции и правила, изменили образ жизни молодых людей» [3].

Создатель и руководитель Московского мюзик-холла, заслуженный деятель искусств РСФСР А.П. Конников, посетивший по приглашению продюсера и владельца «Олимпии» Бруно Кокоатри концерт с участием «Битлз» во Дворце спорта в Париже 20 июня 1965 г., первым из представителей официального советского искусства дал положительную оценку творчеству «Битлз» в противовес негативным голословным отзывам композиторов Н.В. Богословского [8: 4] и В.П. Соловьева-Седова о их музыке [6: 4]: «Они музыкальны, артистичны, прекрасно играют на гитарах... У них очень сильный эмоциональный заряд — они все делают в полную меру. Это — в защиту самих битлзов» [21: 31].

Вместе с тем в 1966 г. часть советских журналистов-пропагандистов по-прежнему рассматривали «Битлз» как эффективное средство западного истеблишмента для использования молодежи в политических целях [29: 27]. Аналогичные оценки «Битлз» прозвучали в советских пропагандистских документальных фильмах 1966 г. «Занавес не закрывается» и «Фабрика манекенов».

Известный английский писатель и общественный деятель австралийского происхождения, член компартии Великобритании и «лучший британский друг Советского Союза» Джеймс Олдридж в очерке «Расставаясь с иллюзиями» в восьмом номере журнала «Иностранная литература» за 1966 г. выделил 3 причины «фантастического успеха» битлов: музыкально-поэтические, социальные, политические.

В британской поп-музыке середины 60-х сложилась качественно новая социокультурная ситуация. «Теперь наша молодежь, — писал Дж. Олдридж, — чувствует,

что она сама сочиняет свою музыку» [30: 218]. «Битлз» возглавили исторический прорыв представителей английской молодежи с новой музыкой на ведущие позиции британской поп-сцены. С точки зрения Олдриджа, пальма лидерства принадлежала битлам вполне заслуженно: «Битлз» «талантливы, потому что их исполнение куда оригинальнее, чем у других» [30: 214], их песни «больше всего отвечают настроениям молодежи.» [30: 218], «битлы — лучшие поэты, чем многие из тех молодых англичан, что забираются в абстрактные дебри и называют себя поэтами» [31: 206].

В преклонении английской молодежи перед «Битлз», по мнению Дж. Олдриджа, отразилась «личная борьба рабочей молодежи против капитализма» [30: 216]. «“Битлз” стали миллионерами, но остались чужаками, не подделывались под лицемерный буржуазный стиль. Это достижение битлов расценивается как некая, пусть и сомнительная, но классовая победа» [30: 215]. Во многом благодаря «Битлз» социализация и политизация стали важнейшими чертами рок-музыки во второй половине 60-х — начале 70-х гг. ХХ в.

Положительная оценка социальных взглядов «Битлз» была дана в СССР в 1966 г. и на страницах газеты «Правда» — органа ЦК КПСС.

2 сентября 1966 г. в статье известного журналиста-международника О.Л. Орестова «Думы и тревоги английской молодежи» был продемонстрирован пример политической активности «Битлз» как важный позитивный фактор влияния на сознание западной молодежи. Собкор «Правды» в Лондоне отметил: «. когда облетела мишура рекламной шумихи, то оказалось, что лучшие молодые эстрадные певцы — это хорошие ребята, часто с передовыми взглядами». Первыми среди них О.Л. Орестов назвал участников группы «Битлз». Он писал: «Джон Леннон заявил, что ему очень нравится Советский Союз. Джордж Харрисон сказал, что американским парням нечего делать во Вьетнаме. “Битлы” — кумир тысяч английских ребят и девушек» [32: 5]. И эти «слова Джона [Леннона] и Джорджа оказывают на них немалое влияние. “Битлы” отказались петь перед аудиторией на юге США, узнав, что туда не пустили негров» [32: 5]. Оценки О.Л. Орестовым политического влияния «Битлз» на западную молодежь опирались

на реальные исторические факты и убедительно опровергали антиисторическое мнение В. Николаева о «Битлз» в журнале «Огонек» [29: 27].

В Советском Союзе официальная пропаганда в рамках психологической войны с Западом использовала антихристианские высказывания Дж. Леннона для проведения контрпропагандистской работы в двух направлениях: как пример постепенного освобождения молодежи Запада от пут «религии — опиума для народа» и как доказательство кризиса буржуазной демократии [38: 31].

Статья С. Горского «Битлы под анафемой», опубликованная в журнале «Наука и религия» в 1967 г., была основана на достоверных фактах и носила контрпропагандистский характер. Заслугой С. Горского стало справедливое указание причин, вызвавших антибитловскую кампанию в США: антихристианство битлов, публичная критика ими расизма в Америке и американской агрессии во Вьетнаме. Все

3 причины имели в статье документальное подтверждение — переводы фрагментов интервью Дж. Леннона, Дж. Харрисона и П. Маккартни [15: 74] и адекватно передавали смысл заявлений битлов.

Важную роль для понимания и признания феномена «Битлз» в СССР сыграла статья музыковеда Л.Б. Переверзева «“Битлз”— лицо и сущность поп-музыки» (1968 г.). Известный специалист по джазовой музыке подверг критике мифологизированный подход советской прессы 1964—1965 гг., когда внимание в основном было сконцентрировано на битломании, критика которой механически переносилась на все творчество «Битлз», причем без попыток анализа, а часто и без прослушивания первоисточника — битловских песен.

Л.Б. Переверзев подчеркнул, что «Битлз» не отказались «от сочинения песен социально-критического содержания (как, например, их недавние куплеты о стремлении британского правительства ввести налоги на землю, на воду и на право дышать)» [34: 22] (имелась в виду песня Дж. Харрисона «Сборщик налогов» 1966 г.), и сделал обоснованный вывод о том, что творчество «Битлз», как и поп-музыка в целом, являются «чувствительным барометром» художественных и социальных изменений. Актуально прозвучало предостережение Л.Б. Переверзева о недопу-

стимости «видеть в “Битлз” пророков, тем более руководителей. духовного перехода» [34: 22]. Это соответствовало и умонастроениям самих битлов, отвергнувших роль молодежных идолов и вождей, которую им навязывали СМИ и значительная часть поклонников.

Публикация статьи Л. Переверзева «“Битлз” — лицо и сущность поп-музыки» на страницах журнала «Музыкальная жизнь» — официального печатного органа Союза композиторов СССР (общественной организации) и Министерства культуры СССР (государственного учреждения) — в 1968 г. вызвала значительный общественный резонанс (тираж десятого номера составил 149 400 экз.). В интервью автору настоящей статьи сотрудник редакции журнала «Музыкальная жизнь»

Н.Ф. Алиханова подтвердила, что «после выхода статьи Переверзева о “Битлз” никаких административно-репрессивных мер со стороны курировавшего журнал идеологического отдела ЦК КПСС не последовало» [4]. Публикацию следует рассматривать как результат эволюции позиции официального советского истеблишмента в отношении «Битлз».

Феномену «Битлз» уделил внимание в книге «Тигр в гитаре» (1969 г.) и главный редактор журнала «Спутник»

О.А. Феофанов. В книге констатировалось, что в конце 60-х «битлы по-прежнему популярны» [41: 38] (этот исторический факт отрицался в ряде публикаций советской прессы конца 60-х гг.); воспроизводилась позитивная оценка популярности «Битлз» среди рабочей молодежи Дж. Олдриджем (правда, фамилия писателя не была названа) [41: 36]; отмечался альтруизм участников группы: «часть своих гонораров битлы регулярно отдают в фонд помощи начинающим певцам», «они помогли многим начинающим певцам и певицам» [41: 38]; приводились примеры публичного протеста битлов против агрессии США во Вьетнаме, их антивоенные высказывания [41: 37].

Говоря об общественно-политическом аспекте феномена «Битлз», О.А. Феофанов допустил немало ошибок. Вопреки реальным фактам второй половины 60-х гг., журналист утверждал, что «Битлз» в итоге отошли от политики, «они переселились в мир бизнеса» [41: 38], им были проигнорированы битловские песни социальной и политической направленности «Леди

Мадонна», «Революция», «Хрюшки», антирасистские заявления «Битлз», отказ битлов от выступлений перед сегрегированной публикой в США и от концертов в ЮАР.

Во второй половине 60-х советская пропаганда использовала музыку «Битлз» в художественном кинематографе и телевизионных программах. Фрагмент песни «Битлз» «Любовь купить нельзя» (1964 г.) в течение ряда лет служил музыкальной заставкой пропагандистской телепрограммы «В объективе Америка» (автор и ведущий — политический обозреватель профессор В. Зорин).

В статье М. Александровой в журнале «Ровесник» (1969 г.) прозвучала положительная оценка мультипликационного фильма «Желтая субмарина», снятого на музыку «Битлз»; в нем битлы представлены в качестве рисованных персонажей. М. Александрова акцентировала внимание читателей на способности искусства «Битлз» не только развлекать людей, но и выступать в роли катализатора значимых общественных изменений: «Лорд-мэр Пепперленда просит “Битлз” выступить в “Клубе одиноких сердец сержанта Пеппера”, чтобы песнями поднять в отчаявшемся народе дух сопротивления.» [1: 17].

Одним из положительных примеров использования песен «Битлз» советской контрпропагандой был выпуск фирмой грамзаписи «Мелодия» пластинки с записью версии битловской песни «Леди Мадонна» на русском языке в исполнении популярного советского эстрадного певца Эмиля Горовца [27]. Русский текст песни «Леди Мадонна», написанный музыковедом и композитором М. Подберезским, был напечатан на внутренней стороне конверта пластинки.

Ноты, оригинальный и русский текст песни «Леди Мадонна» были опубликованы в 1969 г. тиражом 550 тыс. экз. в общественно-политическом и литературно-художественном журнале «Ровесник» [23: 25] (гл. редактор Г.А. Кашоян) — органе ЦК ВЛКСМ и Комитета молодежных организаций СССР, который ранее, в 1965—1966 гг., печатал о «Битлз» преимущественно критические материалы [37: 16-17]. В редакционном комментарии отмечались музыкально-художественные достоинства песни, социальная направленность ее текста: «Песня “Леди Мадонна”, написанная

в конце 1967 года, быстро стала популярной у молодежи. В нашей стране ее исполняли многие зарубежные артисты. “Леди Мадонна” — не только красивое музыкальное произведение. Авторы песни коснулись острой социальной проблемы — проблемы нищеты в капиталистическом обществе» [23: 25].

Заглавной песней на двойном альбоме «The Beatles» (1968 г.) битлы поставили песню Back In The U.S.S.R. («Снова в СССР»). Выраженный в песне битловский месседж: пора перестать видеть в русских врагов [35: 121] разрушал десятилетиями создававшийся на Западе образ СССР как врага, который «Битлз» отвергли, соединив контркультурный и политический бунт. Жест доброй воли со стороны «Битлз» в адрес СССР был услышан в стране Советов не только поклонниками ливерпульского квартета. В августе 1969 г. Back In The U.S.S.R. прозвучала в исполнении «Битлз» по всесоюзному радио [5].

В 1970 г. в рамках пропагандистской кампании, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, вышли 3 публикации нот и русского текста песни «Снова в СССР» в ведущих нотных издательствах «Музыка» [24: 23-26] (тираж 55 тыс. экз.) и «Советский композитор» [26: 29-31] (50 тыс. экз.) и в журнале «Ровесник» [25: 24] (тираж 560 тыс. экз.). Автор русского текста М. Подберезский создал пропагандистский рекламный образ достижений Советского Союза, прозвучавший, в отличие от оригинала, не иронично, а пафосно. Совокупный тираж 3 публикаций нот и русского текста Back In The U.S.S.R. в 1970 г. составил 665 тыс. экземпляров, хотя ранее рок-н-ролл в Советском Союзе не приветствовался, подвергался критике, но и не запрещался. 24 мая 2003 г. автор Back In The U.S.S.R. Пол Маккартни дважды исполнил песню во время концерта на Красной площади. Песня «Снова в СССР» имела наибольший успех у российской публики.

Известный журналист-международник и писатель Г. Боровик оперативно проинформировал советских читателей о превращении сольной песни Джона Леннона «Дайте миру шанс» (1969 г.) в неофициальный гимн антивоенного движения на Западе. «Это случилось [15 ноября 1969 г. во время антивоенного марша в Вашингтоне], когда на платформе запел Пит Сигер [40: 20], — писал на страницах

«Литературной газеты» Г. Боровик. — Он запел замечательную песню, написанную одним из четверки биттлов (так в тексте статьи. — В.Б.) — Джоном Ленноном. “Мы говорим одно — дайте миру шанс!”» [12: 9]. В ноябре 1970 г. журнал «Ровесник» опубликовал ноты, английский и русский текст песни Леннона «Дайте миру шанс». (В английском и русском тексте, правда, отсутствовал заключительный куплет [22: 25], в котором упоминались персоналии [48: 9-11].)

Советская пресса положительно оценила возврат Дж. Ленноном 25 ноября 1969 г. королевской награды — ордена MBE (член Британской империи) в Букингемский дворец [13]: «Леннон заявил королеве, что, возвращая орден, он протестует против поддержки Англией американской агрессии во Вьетнаме, против вмешательства его страны во внутренние дела Нигерии. Такое же письмо Джон Леннон направил премьер-министру Гарольду Вильсону»

[17].

В целом творчество и социальнополитические взгляды «Битлз» использовались в информационнопропагандистской политике советского государства в качестве яркого контрпропагандистского средства, наглядного доказательства кризиса буржуазной идеологии и демократии, как пример политизации сознания и бунта западной молодежи, в котором антибуржуазная направленность сочеталась с увлечением модными восточными учениями, наркотиками, идеями сексуальной революции.

В отношении «Битлз» так и не была выработана четкая позиция официального советского истеблишмента, что и обусловило существование в СССР плюрализма в оценках феномена «Битлз» как в 60-е гг., так и позднее — в период 70-х—80-х гг. ХХ в. Эволюцию позиции советского истеблишмента по отношению к феномену «Битлз» продемонстрировала возможность диалога власти с молодежью. Творчество «Битлз» положительно оценили видные представители советского истеблишмента — театральный режиссер А.П. Конников, журналист-международник О.Л. Орестов, историк И.А. Федосов, музыковеды М.П. Подберезский и Л.Б. Переверзев, редактор эстрадного отдела ВФГ «Мелодия» В.Д. Рыжиков.

В результате исследования установлено, что творческая и политическая

реабилитация «Битлз» в советских СМИ создала благоприятные условия для официальной популяризации творчества группы в СССР в 1966—1970 гг.: 32 публикации нот и текстов (на английском, русском, украинском, эстонском и литовском языках) 14 битловских песен общим тиражом 3 664 150 экз.; издание фирмой «Мелодия» песни Girl на пластинке «Музыкальный калейдоскоп (8-я серия)» в 1967 г., выпуск 26 версий битловских произведений в исполнении советских и зарубежных артистов в 1967—1970 гг.; тиражирование «звуковых писем» с песнями ансамбля на студиях звукозаписи; широкое использование произведений из репертуара «Битлз» в советском кинематографе в качестве музыкальнохудожественного символа «молодежной революции».

Основными недостатками советской информационно-пропагандистской политики в освещении феномена «Битлз» в 1964—1970 гг. являлись слабый уровень работы с первоисточниками, вторичность информации, некритичное ее восприятие. Ряд этапных произведений «Битлз» социально-политической направленности — «Элинор Ригби», «Революция», «Хрюшки», «Черный дрозд» [47; 50; 44; 46] оказались вне поля зрения советской пропаганды. Отсутствие специалистов по рок-музыке привело к распространению ошибочных фактов и стереотипов в массовом общественном сознании [9]. Часть из них до сих пор присутствует в информационном поле, воспроизводится и тиражируется некоторыми СМИ, в популярных и научных изданиях как в России, так и за рубежом [52; 53; 54; 56].

Источники

I. Александрова М. 1969. Желтая субмарина. — Ровесник, № 7. С. 17.

3. Аудиозапись интервью автора статьи с первым менеджером «Битлз» А. Уильямсом (Англия). 08.09.2004.

4. Аудиозапись интервью автора статьи и Ю.В. Митрофанова с Н.Ф. Алихановой 17.11.2009.

5. Аудиозапись воспоминаний коллекционера А. Шелеста (Украина). 2013.

6. Белов Ю. 2007. Великий Соловей. — Отечественные записки. Вып. 128. 24 апреля. С. 4.

8. Богословский Н. 1964. А теперь о жуках. — Литературная газета. 3 марта. С. 4.

9. Бокарев В.В. 2010. АНТИЮЛДМАН. Критика фальсификаций жизни, творчества и общественно-политической деятельности Джона Леннона. М.: Роликс, 232 с.

10. Бокарев В.В. 2009. Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность Дж. Леннона в период «молодежной революции» на Западе (1966—1973 гг.). Автореф. дис. ... к.и. н. М. Московский государственный областной университет, 287 с.

II. Бокарев В.В. 2010. Джон Леннон. Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность в период «молодежнойреволюции» на Западе (1966—1973 гг.). М.: Роликс. С. 129-133.

12. Боровик Г. 1969. «Мы говорим одно — дайте миру шанс!». — Литературная газета. 19 ноября. С. 9.

13. Вернул орден. 1970. — Советская эстрада и цирк, № 5. С. 23.

14. Гурнов Б. Битлз и кампания. 1964. — Комсомольская правда, 5 сентября. С. 3.

15. Горский С. 1967. Битлы под анафемой. — Наука и религия, № 6. С. 74.

17. Джон Леннон. 1969. - Литературная газета, 24 декабря.

18. Дряхлов А. 1966. «Бит»: две стороны одного течения. — Неделя, № 8. С. 17.

19. Жучки-ударники и жук-претендент. 1964. — Крокодил, № 8. С. 10.

21. Конников А. 1966. Идолы и идолопоклонники. — Советская эстрада и цирк, № 4. С. 30-31.

22. Леннон Д., Маккартни П. Дадим миру шанс! (рус. текст М. Подберезского, обр. для гитары Ю. Ерофеева). 1970. — Ровесник, № 11. С. 25.

23. Леннон Дж., Маккартни П. 1969. Леди Мадонна (рус. текст М. Подберезского. — Ровесник, № 7. С. 25.

24. Леннон Дж., Маккартни П. 1970. Снова в СССР (рус. текст М. Подберезского). — Песни радио и кино. Вып. 143. М.: Музыка. С. 23-26.

25. Леннон Д., Маккартни П. 1970.Снова в СССР (рус. текст М. Подберезского). — Ровесник, № 8. С. 24.

26. Леннон Дж., Маккартни П. (так в тексте. — В.Б.) Снова в СССР (рус. текст М. Подберезского). — Песня-70. Песни для голоса в сопровождении фп. (баяна, гитары). 1970. Апрель. Вып. 4. М.: Советский композитор. С. 29-31.

27. Мадонна (правильное название — «Леди Мадонна». — В.Б.). 1969. Музыка Д. Леннона (на самом деле автором песни является П. Маккартни. — В.Б.). Русский текст М. Подберезского. — Мелодия. 33 ГД- 0001471. Моно. Гибкий диск (односторонний).

29. Николаев В. 1966. Моды, напалм и безлобые. — Огонек. C. 27.

30. Олдридж Дж. 1966. Расставаясь с иллюзиями (пер. с англ.). — Иностранная литература, № 8. С. 211-227.

31. ОлдриджДж. 1969. Личность и классовое самосознание (пер. с англ.). — Иностранная литература, № 2. С. 199-211.

32. Орестов О. 1966. Думы и тревоги английской молодежи. — Правда. 2 сентября. С. 5.

33. Новости и главная тема за 24.05.2003. — Официальный cайт президента России. Доступ: www. kremlin. ru

34. Переверзев Л. 1968. «Битлз» — лицо и сущность поп-музыки. — Музыкальная жизнь, № 10. С. 22-23.

35. «Привьет, ребьята!». 2004. Пресс-конференция Пола Маккартни. Москва. Красная площадь 24 мая 2003 г. 17 часов 15 минут. (Стенограмма). (Запись, пер. с англ. и ком-мент. — В.В. Бокарев). — Одиссея Пола Маккартни (подред. В.В. Бокарева). 4-е изд. М.: Ветеран ВИФ, С. 120-127.

36. Попрыгунчики. 1964. — Смена, № 2. С. 17.

37. Прошунина Д., 3вягин В. 1965. О бунтарях и Синей птице. — Ровесник, № 10. C. 16-17.

38. Руссо Ф. 1966. Популярней господа бога. — За рубежом. 23-29 сентября. С. 31.

40. Сигер П. 1970. Песни над Вашингтоном. — Музыкальная жизнь, № 12. С. 20.

41. Феофанов О. 1969. Тигр в гитаре. М., С. 36-39.

43. Flower J. 1980. Give Peace a Chance, Said John. — Morning Star. Dec. 10. P. 3.

47. Lennon J., McCartney P. 1981. Eleanor Rigby. — The Complete Beatles. Vol. 2. N.Y., Toronto, Р. 86-87.

48. Lennon J. & McCartney P Give Peace A Chance. — Lennon. The Solo Years. L. (S.a.). Р. 9-11.

51. Noebel D.A. 1965. Communism, Hypnotism and The Beatles: An Analysis of the Communist Use of Music, The Communist Master Music Plan. 4th ed. Tulsa (Okla.), 26 p.; Rhythm, Riots, and Revolution: An Analysis of the Communist Use of Music, The Communist Master Music Plan. 1966, 352 р.; The Beatles: A Study in Drugs, Sex, & Revolution. 1969, 64 p.

52. Pelyushonok Y 1999. Stringsfor a Beatle Bass: The Beatles Generation in the USSR. Ottawa: Ply Publisher.

53. Ryback T.W 1990. Rock Around the Bloc: A History of Rock Music in Eastern Europe and the Soviet Union. Oxford: Oxford University Press.

54. Safonov M. 2003. You Say You Want a Revolution. — History Today. Vol. 53. Issue 8. August. P 46-51.

56. Woodhead L. 2013. How Beatles Rocked The Kremlin. The Untold Story of a Noisy Revolution. Bloomsbury, 312 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.