Эссе
БОКАРЕВ Владимир Валентинович -
к.и.н., доцент; доцент кафедры философии и истории МГГУ, главный редактор серий «Антология рок-
музыки» и «Эра»
beatera@yandex.ru
ФЕНОМЕН «БИТЛЗ» В ИНФОРМАЦИОННОПРОПАГАНДИСТСКОЙ ПОЛИТИКЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (1964-1970 гг.)
В статье анализируются содержание, направления и методы советской пропаганды в освещении феномена группы «Битлз» - одного из символов «молодежной революции» и информационной глобализации 60-х гг. ХХ в. В условиях психологической войны Запада и СССР официальные советские оценки группы «Битлз» эволюционировали от негативных к положительным. Автор статьи выделяет основные направления официальной популяризации творчества ливерпульского квартета в СССР: издание нот и текстов песен (на английском, русском, украинском, эстонском и литовском языках) «Битлз» в нотных сборниках и журнале «Ровесник» в 1966-1970 гг.; издание фирмой «Мелодия» песни Girl в исполнении «Битлз» и 26 версий их произведений в исполнении советских и зарубежных артистов (1967-1970 гг.); массовое тиражирование официальными студиями звукозаписи «звуковыхписем» с песнями «Битлз»; широкое использование произведений «Битлз» в советском кинематографе.
Ключевые слова: «Битлз»; рок-музыка; «молодежная революция»; «психологическая война»; истеблишмент; пропаганда; вьетнамская война; антивоенное движение; глобализация; информационное общество; массмедиа.
The content, directions and methods of the Soviet propaganda in respect of The Beatles phenomenon - one of the symbol both of youth revolution and information globalization of the 1960s years - are considered in the article. Official Soviet appraisal of The Beatles was transformed from the negative to the positive turn in the period of psychological warfare between the ^est and the USSR. The author of the article reveals the main directions of official popularization of The Beatles music in the Soviet Union: publication of music and texts (on English, Russian, Ukrainian Estonian, Lithuanian languages) of The Beatles songs in music books and in «Rovesnik» journal in 1966-1970 years; publication of The Beatles song «Girl» in 1967 and 26 cover versions of The Beatles’ songs of the Soviet and foreign musicians in 1967-1970 by «Melodia» firm; mass publication of the «sound letters» with The Beatles songs and using The Beatles songs in Soviet cinematograph.
Keywords: The Beatles; rock music; youth revolution; psychological warfare; establishment; propaganda; Vietnam war; antiwar movement; globalization; information society; mass media.
Группа «Битлз», совершив революцию в популярной музыке, стала частью «молодежной революции» и одним из ярких проявлений информационной глобализации в 60-е гг. ХХ в. [11: 129-133; 2: 201].
В информационно-пропагандистской политике Советского государства 1964— 1970 гг. феномен «Битлз» занимал значительное место и характеризовался идейно-политическим и музыкальнохудожественным противостоянием двух направлений — мифологизированного и реалистичного. Заявление президента РФ В.В. Путина, сделанное им во время встречи с Полом Маккартни в Кремле 24 мая 2003 г., о том, что «Битлз» «не были запрещены в СССР, но рассматривались как проявление чуждой идеологии» [33] относится в основном к 1964—65 гг.
Главными чертами мифологизированных представлений о феномене «Битлз» в данный период являлись: отождествление битломании и творчества «Битлз»; тенденциозная и бездоказательная оценка
музыки квартета как средства оглупления и растления молодежи; абсолютизация развлекательной составляющей битлов-ского творчества, роли рекламы и бизнеса в успехе «Битлз» [36: 17; 39: 4; 16: 30; 20: 9; 8: 4; 7]. В целях дискредитации «Битлз» редакция журнала «Крокодил» использовала в публикации «Жучки-ударники и жук-претендент» в марте 1964 г. политические средства: «У жучков-музыкантов и жука-претендента много общего. И те, и Голдуотер обращаются к самым низменным сторонам человеческой натуры, умеют только вопить и полагаются главным образом на рекламу» [19: 10]. Бездоказательная попытка редакции «Крокодила» отождествить битлов — кумиров западной молодежи и лидера правого крыла республиканской партии США, сенатора от штата Аризона Барри Голдуотера (1909—1998 гг.) носила оскорбительный и антиисторический характер: на самом деле «Битлз» выступили против Голдуотера, расизма и апартеида [43: 3].
Консервативный истеблишмент и в СССР, и на Западе негативно отреагировал на феномен «Битлз», но в ряде случаев с противоположных идейно-политических позиций. Попытка американского проповедника, члена философского общества Д. Нобеля изобразить «Битлз» в качестве секретного оружия советской пропаганды по подрыву базисных принципов и традиций западной христианской цивилизации [51] являлась проявлением антиисторизма вследствие политической ангажированности [10: 12].
Официальная позиция в отношении «Битлз» в СССР не была застывшей, она эволюционировала от негативизма к большей терпимости, симпатии и популяризации [14: 3; 42: 8]. Открытый нигилизм битлов в отношении некоторых традиционных буржуазных ценностей, их антихристианские заявления, критика расизма и агрессии США во Вьетнаме — все это было взято работниками идеологического фронта в СССР на заметку, и потепление по отношению к группе «Битлз» в советской прессе не замедлило сказаться.
В 1966 г. оценки творчества и общественно-политических позиций «Битлз» подверглись в ряде публикаций советской прессы радикальному пересмотру. В противовес негативным мнениям о «Битлз» зазвучали положительные оценки, которые привели к творческой и политической реабилитации «Битлз» в СССР.
Одним из первых сигналов перемен стала статья «Бит: две стороны одного течения», опубликованная на страницах еженедельника «Неделя» в феврале 1966 г. А. Дряхлов, впервые в советской битлографии определив музыкальную специализацию «Битлз» первой половины 60-х как бит-музыку, показал, что феноменальная популярность ливерпульского квартета у западной молодежной аудитории — явление закономерное, обусловленное художественными достоинствами разнообразной стилистики музыки бит-лов. Раскрывая эволюцию бит-музыки, А. Дряхлов справедливо отметил, что благодаря «Битлз» бит приобрел международную популярность, указав на взаимосвязь нового феномена с социальными переменами в молодежной среде: «С легкой руки “битлов” бит с молниеносной быстротой распространился по странам западного мира и из манеры исполнения превра-
тился в своего рода социальное явление» [18: 17].
О связи битловской музыки с новыми социальными нормами и традициями в молодежной среде вспомнил в интервью автору настоящей статьи в 2004 г. первый менеджер группы «Битлз» Аллан Уильямс, обративший внимание, что битлы были «не только музыкантами, они стали родоначальниками социально-культурной революции, они несли в массы свои идеи, нарушали многие установленные в обществе традиции и правила, изменили образ жизни молодых людей» [3].
Создатель и руководитель Московского мюзик-холла, заслуженный деятель искусств РСФСР А.П. Конников, посетивший по приглашению продюсера и владельца «Олимпии» Бруно Кокоатри концерт с участием «Битлз» во Дворце спорта в Париже 20 июня 1965 г., первым из представителей официального советского искусства дал положительную оценку творчеству «Битлз» в противовес негативным голословным отзывам композиторов Н.В. Богословского [8: 4] и В.П. Соловьева-Седова о их музыке [6: 4]: «Они музыкальны, артистичны, прекрасно играют на гитарах... У них очень сильный эмоциональный заряд — они все делают в полную меру. Это — в защиту самих битлзов» [21: 31].
Вместе с тем в 1966 г. часть советских журналистов-пропагандистов по-прежнему рассматривали «Битлз» как эффективное средство западного истеблишмента для использования молодежи в политических целях [29: 27]. Аналогичные оценки «Битлз» прозвучали в советских пропагандистских документальных фильмах 1966 г. «Занавес не закрывается» и «Фабрика манекенов».
Известный английский писатель и общественный деятель австралийского происхождения, член компартии Великобритании и «лучший британский друг Советского Союза» Джеймс Олдридж в очерке «Расставаясь с иллюзиями» в восьмом номере журнала «Иностранная литература» за 1966 г. выделил 3 причины «фантастического успеха» битлов: музыкально-поэтические, социальные, политические.
В британской поп-музыке середины 60-х сложилась качественно новая социокультурная ситуация. «Теперь наша молодежь, — писал Дж. Олдридж, — чувствует,
что она сама сочиняет свою музыку» [30: 218]. «Битлз» возглавили исторический прорыв представителей английской молодежи с новой музыкой на ведущие позиции британской поп-сцены. С точки зрения Олдриджа, пальма лидерства принадлежала битлам вполне заслуженно: «Битлз» «талантливы, потому что их исполнение куда оригинальнее, чем у других» [30: 214], их песни «больше всего отвечают настроениям молодежи.» [30: 218], «битлы — лучшие поэты, чем многие из тех молодых англичан, что забираются в абстрактные дебри и называют себя поэтами» [31: 206].
В преклонении английской молодежи перед «Битлз», по мнению Дж. Олдриджа, отразилась «личная борьба рабочей молодежи против капитализма» [30: 216]. «“Битлз” стали миллионерами, но остались чужаками, не подделывались под лицемерный буржуазный стиль. Это достижение битлов расценивается как некая, пусть и сомнительная, но классовая победа» [30: 215]. Во многом благодаря «Битлз» социализация и политизация стали важнейшими чертами рок-музыки во второй половине 60-х — начале 70-х гг. ХХ в.
Положительная оценка социальных взглядов «Битлз» была дана в СССР в 1966 г. и на страницах газеты «Правда» — органа ЦК КПСС.
2 сентября 1966 г. в статье известного журналиста-международника О.Л. Орестова «Думы и тревоги английской молодежи» был продемонстрирован пример политической активности «Битлз» как важный позитивный фактор влияния на сознание западной молодежи. Собкор «Правды» в Лондоне отметил: «. когда облетела мишура рекламной шумихи, то оказалось, что лучшие молодые эстрадные певцы — это хорошие ребята, часто с передовыми взглядами». Первыми среди них О.Л. Орестов назвал участников группы «Битлз». Он писал: «Джон Леннон заявил, что ему очень нравится Советский Союз. Джордж Харрисон сказал, что американским парням нечего делать во Вьетнаме. “Битлы” — кумир тысяч английских ребят и девушек» [32: 5]. И эти «слова Джона [Леннона] и Джорджа оказывают на них немалое влияние. “Битлы” отказались петь перед аудиторией на юге США, узнав, что туда не пустили негров» [32: 5]. Оценки О.Л. Орестовым политического влияния «Битлз» на западную молодежь опирались
на реальные исторические факты и убедительно опровергали антиисторическое мнение В. Николаева о «Битлз» в журнале «Огонек» [29: 27].
В Советском Союзе официальная пропаганда в рамках психологической войны с Западом использовала антихристианские высказывания Дж. Леннона для проведения контрпропагандистской работы в двух направлениях: как пример постепенного освобождения молодежи Запада от пут «религии — опиума для народа» и как доказательство кризиса буржуазной демократии [38: 31].
Статья С. Горского «Битлы под анафемой», опубликованная в журнале «Наука и религия» в 1967 г., была основана на достоверных фактах и носила контрпропагандистский характер. Заслугой С. Горского стало справедливое указание причин, вызвавших антибитловскую кампанию в США: антихристианство битлов, публичная критика ими расизма в Америке и американской агрессии во Вьетнаме. Все
3 причины имели в статье документальное подтверждение — переводы фрагментов интервью Дж. Леннона, Дж. Харрисона и П. Маккартни [15: 74] и адекватно передавали смысл заявлений битлов.
Важную роль для понимания и признания феномена «Битлз» в СССР сыграла статья музыковеда Л.Б. Переверзева «“Битлз”— лицо и сущность поп-музыки» (1968 г.). Известный специалист по джазовой музыке подверг критике мифологизированный подход советской прессы 1964—1965 гг., когда внимание в основном было сконцентрировано на битломании, критика которой механически переносилась на все творчество «Битлз», причем без попыток анализа, а часто и без прослушивания первоисточника — битловских песен.
Л.Б. Переверзев подчеркнул, что «Битлз» не отказались «от сочинения песен социально-критического содержания (как, например, их недавние куплеты о стремлении британского правительства ввести налоги на землю, на воду и на право дышать)» [34: 22] (имелась в виду песня Дж. Харрисона «Сборщик налогов» 1966 г.), и сделал обоснованный вывод о том, что творчество «Битлз», как и поп-музыка в целом, являются «чувствительным барометром» художественных и социальных изменений. Актуально прозвучало предостережение Л.Б. Переверзева о недопу-
стимости «видеть в “Битлз” пророков, тем более руководителей. духовного перехода» [34: 22]. Это соответствовало и умонастроениям самих битлов, отвергнувших роль молодежных идолов и вождей, которую им навязывали СМИ и значительная часть поклонников.
Публикация статьи Л. Переверзева «“Битлз” — лицо и сущность поп-музыки» на страницах журнала «Музыкальная жизнь» — официального печатного органа Союза композиторов СССР (общественной организации) и Министерства культуры СССР (государственного учреждения) — в 1968 г. вызвала значительный общественный резонанс (тираж десятого номера составил 149 400 экз.). В интервью автору настоящей статьи сотрудник редакции журнала «Музыкальная жизнь»
Н.Ф. Алиханова подтвердила, что «после выхода статьи Переверзева о “Битлз” никаких административно-репрессивных мер со стороны курировавшего журнал идеологического отдела ЦК КПСС не последовало» [4]. Публикацию следует рассматривать как результат эволюции позиции официального советского истеблишмента в отношении «Битлз».
Феномену «Битлз» уделил внимание в книге «Тигр в гитаре» (1969 г.) и главный редактор журнала «Спутник»
О.А. Феофанов. В книге констатировалось, что в конце 60-х «битлы по-прежнему популярны» [41: 38] (этот исторический факт отрицался в ряде публикаций советской прессы конца 60-х гг.); воспроизводилась позитивная оценка популярности «Битлз» среди рабочей молодежи Дж. Олдриджем (правда, фамилия писателя не была названа) [41: 36]; отмечался альтруизм участников группы: «часть своих гонораров битлы регулярно отдают в фонд помощи начинающим певцам», «они помогли многим начинающим певцам и певицам» [41: 38]; приводились примеры публичного протеста битлов против агрессии США во Вьетнаме, их антивоенные высказывания [41: 37].
Говоря об общественно-политическом аспекте феномена «Битлз», О.А. Феофанов допустил немало ошибок. Вопреки реальным фактам второй половины 60-х гг., журналист утверждал, что «Битлз» в итоге отошли от политики, «они переселились в мир бизнеса» [41: 38], им были проигнорированы битловские песни социальной и политической направленности «Леди
Мадонна», «Революция», «Хрюшки», антирасистские заявления «Битлз», отказ битлов от выступлений перед сегрегированной публикой в США и от концертов в ЮАР.
Во второй половине 60-х советская пропаганда использовала музыку «Битлз» в художественном кинематографе и телевизионных программах. Фрагмент песни «Битлз» «Любовь купить нельзя» (1964 г.) в течение ряда лет служил музыкальной заставкой пропагандистской телепрограммы «В объективе Америка» (автор и ведущий — политический обозреватель профессор В. Зорин).
В статье М. Александровой в журнале «Ровесник» (1969 г.) прозвучала положительная оценка мультипликационного фильма «Желтая субмарина», снятого на музыку «Битлз»; в нем битлы представлены в качестве рисованных персонажей. М. Александрова акцентировала внимание читателей на способности искусства «Битлз» не только развлекать людей, но и выступать в роли катализатора значимых общественных изменений: «Лорд-мэр Пепперленда просит “Битлз” выступить в “Клубе одиноких сердец сержанта Пеппера”, чтобы песнями поднять в отчаявшемся народе дух сопротивления.» [1: 17].
Одним из положительных примеров использования песен «Битлз» советской контрпропагандой был выпуск фирмой грамзаписи «Мелодия» пластинки с записью версии битловской песни «Леди Мадонна» на русском языке в исполнении популярного советского эстрадного певца Эмиля Горовца [27]. Русский текст песни «Леди Мадонна», написанный музыковедом и композитором М. Подберезским, был напечатан на внутренней стороне конверта пластинки.
Ноты, оригинальный и русский текст песни «Леди Мадонна» были опубликованы в 1969 г. тиражом 550 тыс. экз. в общественно-политическом и литературно-художественном журнале «Ровесник» [23: 25] (гл. редактор Г.А. Кашоян) — органе ЦК ВЛКСМ и Комитета молодежных организаций СССР, который ранее, в 1965—1966 гг., печатал о «Битлз» преимущественно критические материалы [37: 16-17]. В редакционном комментарии отмечались музыкально-художественные достоинства песни, социальная направленность ее текста: «Песня “Леди Мадонна”, написанная
в конце 1967 года, быстро стала популярной у молодежи. В нашей стране ее исполняли многие зарубежные артисты. “Леди Мадонна” — не только красивое музыкальное произведение. Авторы песни коснулись острой социальной проблемы — проблемы нищеты в капиталистическом обществе» [23: 25].
Заглавной песней на двойном альбоме «The Beatles» (1968 г.) битлы поставили песню Back In The U.S.S.R. («Снова в СССР»). Выраженный в песне битловский месседж: пора перестать видеть в русских врагов [35: 121] разрушал десятилетиями создававшийся на Западе образ СССР как врага, который «Битлз» отвергли, соединив контркультурный и политический бунт. Жест доброй воли со стороны «Битлз» в адрес СССР был услышан в стране Советов не только поклонниками ливерпульского квартета. В августе 1969 г. Back In The U.S.S.R. прозвучала в исполнении «Битлз» по всесоюзному радио [5].
В 1970 г. в рамках пропагандистской кампании, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, вышли 3 публикации нот и русского текста песни «Снова в СССР» в ведущих нотных издательствах «Музыка» [24: 23-26] (тираж 55 тыс. экз.) и «Советский композитор» [26: 29-31] (50 тыс. экз.) и в журнале «Ровесник» [25: 24] (тираж 560 тыс. экз.). Автор русского текста М. Подберезский создал пропагандистский рекламный образ достижений Советского Союза, прозвучавший, в отличие от оригинала, не иронично, а пафосно. Совокупный тираж 3 публикаций нот и русского текста Back In The U.S.S.R. в 1970 г. составил 665 тыс. экземпляров, хотя ранее рок-н-ролл в Советском Союзе не приветствовался, подвергался критике, но и не запрещался. 24 мая 2003 г. автор Back In The U.S.S.R. Пол Маккартни дважды исполнил песню во время концерта на Красной площади. Песня «Снова в СССР» имела наибольший успех у российской публики.
Известный журналист-международник и писатель Г. Боровик оперативно проинформировал советских читателей о превращении сольной песни Джона Леннона «Дайте миру шанс» (1969 г.) в неофициальный гимн антивоенного движения на Западе. «Это случилось [15 ноября 1969 г. во время антивоенного марша в Вашингтоне], когда на платформе запел Пит Сигер [40: 20], — писал на страницах
«Литературной газеты» Г. Боровик. — Он запел замечательную песню, написанную одним из четверки биттлов (так в тексте статьи. — В.Б.) — Джоном Ленноном. “Мы говорим одно — дайте миру шанс!”» [12: 9]. В ноябре 1970 г. журнал «Ровесник» опубликовал ноты, английский и русский текст песни Леннона «Дайте миру шанс». (В английском и русском тексте, правда, отсутствовал заключительный куплет [22: 25], в котором упоминались персоналии [48: 9-11].)
Советская пресса положительно оценила возврат Дж. Ленноном 25 ноября 1969 г. королевской награды — ордена MBE (член Британской империи) в Букингемский дворец [13]: «Леннон заявил королеве, что, возвращая орден, он протестует против поддержки Англией американской агрессии во Вьетнаме, против вмешательства его страны во внутренние дела Нигерии. Такое же письмо Джон Леннон направил премьер-министру Гарольду Вильсону»
[17].
В целом творчество и социальнополитические взгляды «Битлз» использовались в информационнопропагандистской политике советского государства в качестве яркого контрпропагандистского средства, наглядного доказательства кризиса буржуазной идеологии и демократии, как пример политизации сознания и бунта западной молодежи, в котором антибуржуазная направленность сочеталась с увлечением модными восточными учениями, наркотиками, идеями сексуальной революции.
В отношении «Битлз» так и не была выработана четкая позиция официального советского истеблишмента, что и обусловило существование в СССР плюрализма в оценках феномена «Битлз» как в 60-е гг., так и позднее — в период 70-х—80-х гг. ХХ в. Эволюцию позиции советского истеблишмента по отношению к феномену «Битлз» продемонстрировала возможность диалога власти с молодежью. Творчество «Битлз» положительно оценили видные представители советского истеблишмента — театральный режиссер А.П. Конников, журналист-международник О.Л. Орестов, историк И.А. Федосов, музыковеды М.П. Подберезский и Л.Б. Переверзев, редактор эстрадного отдела ВФГ «Мелодия» В.Д. Рыжиков.
В результате исследования установлено, что творческая и политическая
реабилитация «Битлз» в советских СМИ создала благоприятные условия для официальной популяризации творчества группы в СССР в 1966—1970 гг.: 32 публикации нот и текстов (на английском, русском, украинском, эстонском и литовском языках) 14 битловских песен общим тиражом 3 664 150 экз.; издание фирмой «Мелодия» песни Girl на пластинке «Музыкальный калейдоскоп (8-я серия)» в 1967 г., выпуск 26 версий битловских произведений в исполнении советских и зарубежных артистов в 1967—1970 гг.; тиражирование «звуковых писем» с песнями ансамбля на студиях звукозаписи; широкое использование произведений из репертуара «Битлз» в советском кинематографе в качестве музыкальнохудожественного символа «молодежной революции».
Основными недостатками советской информационно-пропагандистской политики в освещении феномена «Битлз» в 1964—1970 гг. являлись слабый уровень работы с первоисточниками, вторичность информации, некритичное ее восприятие. Ряд этапных произведений «Битлз» социально-политической направленности — «Элинор Ригби», «Революция», «Хрюшки», «Черный дрозд» [47; 50; 44; 46] оказались вне поля зрения советской пропаганды. Отсутствие специалистов по рок-музыке привело к распространению ошибочных фактов и стереотипов в массовом общественном сознании [9]. Часть из них до сих пор присутствует в информационном поле, воспроизводится и тиражируется некоторыми СМИ, в популярных и научных изданиях как в России, так и за рубежом [52; 53; 54; 56].
Источники
I. Александрова М. 1969. Желтая субмарина. — Ровесник, № 7. С. 17.
3. Аудиозапись интервью автора статьи с первым менеджером «Битлз» А. Уильямсом (Англия). 08.09.2004.
4. Аудиозапись интервью автора статьи и Ю.В. Митрофанова с Н.Ф. Алихановой 17.11.2009.
5. Аудиозапись воспоминаний коллекционера А. Шелеста (Украина). 2013.
6. Белов Ю. 2007. Великий Соловей. — Отечественные записки. Вып. 128. 24 апреля. С. 4.
8. Богословский Н. 1964. А теперь о жуках. — Литературная газета. 3 марта. С. 4.
9. Бокарев В.В. 2010. АНТИЮЛДМАН. Критика фальсификаций жизни, творчества и общественно-политической деятельности Джона Леннона. М.: Роликс, 232 с.
10. Бокарев В.В. 2009. Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность Дж. Леннона в период «молодежной революции» на Западе (1966—1973 гг.). Автореф. дис. ... к.и. н. М. Московский государственный областной университет, 287 с.
II. Бокарев В.В. 2010. Джон Леннон. Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность в период «молодежнойреволюции» на Западе (1966—1973 гг.). М.: Роликс. С. 129-133.
12. Боровик Г. 1969. «Мы говорим одно — дайте миру шанс!». — Литературная газета. 19 ноября. С. 9.
13. Вернул орден. 1970. — Советская эстрада и цирк, № 5. С. 23.
14. Гурнов Б. Битлз и кампания. 1964. — Комсомольская правда, 5 сентября. С. 3.
15. Горский С. 1967. Битлы под анафемой. — Наука и религия, № 6. С. 74.
17. Джон Леннон. 1969. - Литературная газета, 24 декабря.
18. Дряхлов А. 1966. «Бит»: две стороны одного течения. — Неделя, № 8. С. 17.
19. Жучки-ударники и жук-претендент. 1964. — Крокодил, № 8. С. 10.
21. Конников А. 1966. Идолы и идолопоклонники. — Советская эстрада и цирк, № 4. С. 30-31.
22. Леннон Д., Маккартни П. Дадим миру шанс! (рус. текст М. Подберезского, обр. для гитары Ю. Ерофеева). 1970. — Ровесник, № 11. С. 25.
23. Леннон Дж., Маккартни П. 1969. Леди Мадонна (рус. текст М. Подберезского. — Ровесник, № 7. С. 25.
24. Леннон Дж., Маккартни П. 1970. Снова в СССР (рус. текст М. Подберезского). — Песни радио и кино. Вып. 143. М.: Музыка. С. 23-26.
25. Леннон Д., Маккартни П. 1970.Снова в СССР (рус. текст М. Подберезского). — Ровесник, № 8. С. 24.
26. Леннон Дж., Маккартни П. (так в тексте. — В.Б.) Снова в СССР (рус. текст М. Подберезского). — Песня-70. Песни для голоса в сопровождении фп. (баяна, гитары). 1970. Апрель. Вып. 4. М.: Советский композитор. С. 29-31.
27. Мадонна (правильное название — «Леди Мадонна». — В.Б.). 1969. Музыка Д. Леннона (на самом деле автором песни является П. Маккартни. — В.Б.). Русский текст М. Подберезского. — Мелодия. 33 ГД- 0001471. Моно. Гибкий диск (односторонний).
29. Николаев В. 1966. Моды, напалм и безлобые. — Огонек. C. 27.
30. Олдридж Дж. 1966. Расставаясь с иллюзиями (пер. с англ.). — Иностранная литература, № 8. С. 211-227.
31. ОлдриджДж. 1969. Личность и классовое самосознание (пер. с англ.). — Иностранная литература, № 2. С. 199-211.
32. Орестов О. 1966. Думы и тревоги английской молодежи. — Правда. 2 сентября. С. 5.
33. Новости и главная тема за 24.05.2003. — Официальный cайт президента России. Доступ: www. kremlin. ru
34. Переверзев Л. 1968. «Битлз» — лицо и сущность поп-музыки. — Музыкальная жизнь, № 10. С. 22-23.
35. «Привьет, ребьята!». 2004. Пресс-конференция Пола Маккартни. Москва. Красная площадь 24 мая 2003 г. 17 часов 15 минут. (Стенограмма). (Запись, пер. с англ. и ком-мент. — В.В. Бокарев). — Одиссея Пола Маккартни (подред. В.В. Бокарева). 4-е изд. М.: Ветеран ВИФ, С. 120-127.
36. Попрыгунчики. 1964. — Смена, № 2. С. 17.
37. Прошунина Д., 3вягин В. 1965. О бунтарях и Синей птице. — Ровесник, № 10. C. 16-17.
38. Руссо Ф. 1966. Популярней господа бога. — За рубежом. 23-29 сентября. С. 31.
40. Сигер П. 1970. Песни над Вашингтоном. — Музыкальная жизнь, № 12. С. 20.
41. Феофанов О. 1969. Тигр в гитаре. М., С. 36-39.
43. Flower J. 1980. Give Peace a Chance, Said John. — Morning Star. Dec. 10. P. 3.
47. Lennon J., McCartney P. 1981. Eleanor Rigby. — The Complete Beatles. Vol. 2. N.Y., Toronto, Р. 86-87.
48. Lennon J. & McCartney P Give Peace A Chance. — Lennon. The Solo Years. L. (S.a.). Р. 9-11.
51. Noebel D.A. 1965. Communism, Hypnotism and The Beatles: An Analysis of the Communist Use of Music, The Communist Master Music Plan. 4th ed. Tulsa (Okla.), 26 p.; Rhythm, Riots, and Revolution: An Analysis of the Communist Use of Music, The Communist Master Music Plan. 1966, 352 р.; The Beatles: A Study in Drugs, Sex, & Revolution. 1969, 64 p.
52. Pelyushonok Y 1999. Stringsfor a Beatle Bass: The Beatles Generation in the USSR. Ottawa: Ply Publisher.
53. Ryback T.W 1990. Rock Around the Bloc: A History of Rock Music in Eastern Europe and the Soviet Union. Oxford: Oxford University Press.
54. Safonov M. 2003. You Say You Want a Revolution. — History Today. Vol. 53. Issue 8. August. P 46-51.
56. Woodhead L. 2013. How Beatles Rocked The Kremlin. The Untold Story of a Noisy Revolution. Bloomsbury, 312 р.