Научная статья на тему 'История создания и деятельности обществ трезвости при церквах С.-Петербургской епархии'

История создания и деятельности обществ трезвости при церквах С.-Петербургской епархии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
175
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История создания и деятельности обществ трезвости при церквах С.-Петербургской епархии»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Н.Г. Жукова

История создания и деятельности обществ трезвости при церквах С.-Петербургской епархии

Опубликовано: Христианское чтение. 1995. № 10. С. 25-37

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

Н. Г. Жукова

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВ ТРЕЗВОСТИ ПРИ ЦЕРКВАХ С.-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

Доклад автора, изложенный на конференции, посвященной 250-летию С.-Петербургской епархии, состоявшейся в сентябре 1992 года в СПДА

опрос о необходимости участия духовенства в борьбе за народную трезвость ставился церковью неоднократно. В 1885 году, при введении правил о так называемой «раздробительной питейной продаже», Св. Синод предписывал епархиальным преосвященным не допускать продажи вина на церковных и монастырских землях; в 1889 году призывал духовенство для борьбы с пьянством учреждать общества трезвости, приходские попечительства, братства; отвлекать народ от питейных заведений словом и проповедью, особенно в дни храмовых праздников, при соверешении браков, на общественных сходах.

Призывы церковной власти находили отклик в среде священнослужителей: уже в начале 90-х гг. 19 в. в некоторых приходах С.-Петербургской епархии появляются первые, пока, правда, единичные, общества трезвости. Из наиболее ранних таких обществ можно назвать Общество трезвости при церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Выскатка Гдовского уезда, возникшее в 1890 году.2)

Новым средством привлечения духовенства к борьбе с народным пьянством послужило введение в действие в С.-Петербургской епархии в 1897 году «высочайше утвержденного» устава попечи-тельств о народной трезвости. В состав созданных на основании этого устава губернского и уездного комитетов попечительств о народной трезвости вошли представители духовенства, назначенные епархиальным начальством. Согласно уставу, местные учреждения

духовного ведомства по борьбе с пьянством (общества трезвости) могли обращаться в попечительства за помощью и содействием в их деятельности.

Характер участия духовенства в попечительствах о народной трезвости был определен указом Св. Синода от 31 августа 1896 г., в котором говорилось, что деятельность священнослужителей в попечительствах должна сообразовываться с их пастырским служением и поэтому они не обязаны заниматься не свойственным их положению наблюдением за питейной торговлей и преследованием тайной продажи вина. В этом же указе подчеркивалось, что участие духовенства в деятельности попечительств о народной трезвости вовсе не исключает самостоятельной деятельности различных учреждений духовного ведомства, поставивших своей целью искоренение в народе пьянства.3)

Духовенству рекомендовалось использовать в борьбе с пьянством свои, более свойственные для деятельности священнослужителей, формы: произнесение проповедей, наставления при исполнении треб, внебогослужебные беседы и чтения, распространение печатных изданий антиалкогольного характера; запись трезвенников, давших обеты воздержания от употребления спиртных напитков, создание и организация деятельности обществ, братств, кружков трезвости.4)

Однако вовлечение духовенства в борьбу за народную трезвость происходило медленно, не имело массового характера. Злоупотребление спиртными напитками в народной среде продолжало шириться и развиваться. Это вызывало беспокойство церковных властей, считавших борьбу с пьянством своим долгом и правом, идущим, как указывалось Св. Синодом, «от дней преподобного Феодосия Печерского».5) В связи с этим в 1909 г. Синод одобрил представленный епископом Тамбовским Иннокентием проект распоряжения о приглашении духовенства к борьбе с народным пьянством и указом от 12 июня 1909 г. разослал его епархиальным преосвященным для должного исполнения.6) При этом были даны некоторые рекомендации относительно целесообразных средств этой борьбы. На первом месте в числе этих средств было учреждение в приходах городов, сел и деревень обществ или братств

Трезвости. Указ Св. Синода возымел свою силу, и в 1910-х годах в С.-Петербургской епархии наблюдается рост численности обществ и братств трезвости и активизация их деятельности, особенно заметные в С.-Петербурге, где до этого приходских обществ не было, не считая Александро-Невского общества трезвости при Воскресенской церкви Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Так, в отчете о состоянии Петроградской епархии за 1915 г. отмечалось, что до закрытия казенной винной торговли (в связи с войной) духовенство энергично боролось с недугом пьянства. Почти во всех приходах епархии открыты были записи трезвенников, устроены общества трезвости, раздавались брошюры о вреде пьянства, велись систематические беседы.7)

Таковы, вкратце, основные моменты истории церковного движения за народную трезвость в С.-Петербургской епархии.

Документы по истории создания и деятельности обществ и братств трезвости при приходских церквях С.-Петербургской епархии имеются в Центральном государственном историческом архиве С.-Петербурга, в фондах Петроградской духовной консистории, Канцелярии Петроградского губернатора и Канцелярии Петроградского градоначальника. Наибольшая их часть находится в фонде Петроградской духовной консистории. Это подлинные прошения священников митрополиту или в Духовную консисторию о разрешении открыть общество трезвости и утвердить его устав; копии журналов заседаний I экспедиции С.-Петербургской духовной консистории, рассматривавшей прошения и проекты уставов; выписки из журналов заседаний Духовной консистории; копии уставов обществ и братств трезвости; подлинные рапорты священников и благочинных митрополиту и в Духовную консисторию, а также рапорты священников благочинным о создании и деятельности местных обществ трезвости; подлинные и типографские отчеты о деятельности приходских обществ и братств трезвости. Сведения о создании и деятельности обществ трезвости в приходах содержатся также в ежегодных и полугодовых актах обозрения нрврквей благочинными, рапортах благочинных митрополиту о результатах обозрения церквей; в годовых отчетах о состоянии

С.-Петербургской епархии. В фонде Петроградской духовной консистории имеется также список обществ, братств и кружков трезвости, состоящих при церквях С.-Петербургской епархии, от 11 марта 1909 г., составленный в С.-Петербургской духовной консистории по сведениям, полученным от епархиальных благочинных, для представления в Первое Московское общество трезвости на устраиваемую в Москве антиалкогольную выставку.8)

Документы о приходских обществах и братствах трезвости, сохранившиеся в фондах Канцелярии Петроградского губернатора и Канцелярии Петроградского градоначальника немногочисленны. Это подлинные заявления священников и причтов церквей губернатору или градоначальнику об открытии в их приходах обществ трезвости; подлинные рапорты приставов градоначальнику об имеющихся в пределах их участков обществах; типографские уставы обществ и братств трезвости. В фонде Канцелярии Петроградского губернатора имеются также списки частных обществ, существующих в уездах, за 1910 г., в которых упоминаются и общества трезвости.9)

Остановимся, вкратце, на вышеперечисленных документах.

Прошения священников о разрешении открыть общество трезвости и утвердить его устав имеются двух видов: краткие, содержащие только указанную просьбу, и более пространные, содержащие предысторию деятельности священника по созданию общества: проповедь в церкви, беседы с прихожанами в церкви и у них дома, раздача брошюр, объединение желающих вести трезвый образ жизни в неофициальные общества, запись трезвенников, давших обеты.

В журналах заседаний Духовной консистории и выписках из них содержатся сведения о замечаниях и поправках, которые члены консистории считали необходимым внести в представленные священниками проекты уставов обществ трезвости; эти замечания и поправки записывались по пунктам в определения консистории; сведения об утверждении или неутверждении уставов и разрешении открыть общество, резолюции митрополита на определения консистории. Как правило, проекты уставов с учетом внесенных

в них поправок утверждались, и общества официально считались открытыми.

В уставе общества трезвости указывались цель его создания, состав, порядок вступления в члены общества, их обязанности и права, характер деятельности общества, его финансовые средства, порядок управления и условия закрытия. Проекты уставов обществ трезвости составлялись священниками. При этом в качестве основы или образца они брали уставы обществ других приходов, ранее утвержденные епархиальным начальством, внося по необходимости дополнения с учетом местных условий. Так, ряд обществ трезвости за образец брали устав Красносельского Троицкого общества трезвости, а также устав Александро-Невского общества трезвости в С.-Петербурге. Иногда образцом служили уставы обществ трезвости других епархий. 8—11 марта 1910 г. определением С.-Петербургской духовной консистории был утвержден «Нормальный устав приходских братств трезвости». Приходские общества трезвости, взявшие за основу «нормальный устав» могли уже открываться без разрешения епархиального начальства и должны были только доводить до сведения епархиальных и гражданских властей о своем открытии.10) Упоминавшиеся выше заявления священников и причтов церквей губернатору и градоначальнику об открытии обществ трезвости как раз относятся ко времени после принятия «нормального устава».

Основные и наиболее подробные сведения о создании и деятельности обществ и братств трезвости содержатся в рапортах священников и благочинных, отчетах о деятельности обществ, составленных как за отдельные годы, так и за несколько лет. В них имеются данные о численном, возрастном и социальном составе членов общества; сообщается об основных формах и результатах деятельности, об отношении прихожан к обществу, трудностях, «С которыми сталкиваются члены общества, его финансовом поло-жжении.

$ В качестве примера можно привести данные из печатного ответа церковно-приходского Свято-Никольского общества в Красном Селе Царскосельского уезда за 10 лет его существования '■'(с 1900 по 1910 г.). К концу первого года существования об-

Щёстйа е^о численность составила 411 человек, затем она ежегодно увеличивалась и в 1910 г. составила 827 человек. Всего же за 10 лет, считая выбывших из общества и снова записавшихся, в обществе состояло 6298 человек. Из них 2 почетных члена (учредитель общества священник Н. И. Успенский и председатель Красносельского попечительства о народной трезвости инженер-технолог П. М. Горбунов), 12 действительных членов и 6284 члена трезвенника (6192 мужского и 92 женского пола). В основном это прихожане Красносельской Троицкой церкви, но много и пришлого населения из внутренних губерний, прибывающего в летнее время в Красное Село и его окрестности на заработки: плотники, землекопы, маляры, каменщики и прочий рабочий люд; есть трезвенники из военного сословия и иноприходные — из с. Тайц, с. Высоцкого, г. Гатчины и других мест. По вероисповеданию, члены общества по преимуществу православные, но записывались и католики, и лютеране. Возраст трезвенников колебался от 16 до 75 лет, из них большая часть — от 25 до 40 лет. Делами общества заведовал особый комитет, избираемый на три года, под председательством руководителя общества, священника приходской церкви. Общих собраний трезвенников за 10 лет было 21, собраний комитета — 39. При вступлении в общество каждый трезвенник в присутствии руководителя давал обет воздержания от хмельных трезвенник записывался в особую шнуровую книгу членов обще-трехвенник записывался в особую шнуровую книгу членов общества с указанием имени, отчества и фамилии; звания, возраста, адреса проживания, суммы членского взноса, затем получал удостоверение о членстве, св. икону святителя Николая Чудотворца, или же шейный образок или крестик, св. Евангелие или книжку о вреде пьянства. На средства общества выписываливь журналы: «Трезвая жизнь», «Вестник трезвости», «Сельский вестник», «Нива», «Родина», «Кормчий» и «Воскресный день». Руководитель общества и другие священники проводили беседы и устраивали чтения с туманными картинами по различным вопросам веры и нравственности, но, главным образом, о вреде пьянства. Количество слушателей на этих чтениях колебалось от 30 до 300 человек. Ежегодно, 6 декабря и 9 мая, а также при начале и окончании

каждого отчётного года совершались молебны св. Николаю Чудотворцу с особой торжественностью, с провозглашением многолетий, а также вечной памяти усопшим трезвенникам.

Каждое лето общество устраивало крестный ход из Красного Села в Сергиеву пустынь, где архиерейским служением совершались Божественная литургия и молебствие. Всего за 10 лет было совершено Ы крестных ходов. Общество трезвости оказывало нуждающимся своим членам материальную помощь в виде пособий и беспроцентной ссуды. Пособий было выдано 107 рублей 75 копеек, ссуды — 435 рублей. Кроме того, общество в 1904—1906 гг. оказало пособие крестьянам деревни Михайловской в размере 305 рублей 3 копеек и Николаевской—150 рублей на устройство и обзаведение земских школ. Результатом деятельности общества было привлечение 6284 членов-трезвенников, из них не употребляли хмельных напитков до 3-х месяцев 2937 человек, от 3-х до 6-ти месяцев — 1892 человека, от 6-ти месяцев до 1 года — 1411 человек, и свыше года, считая 12 человек, давших обет не пить до конца жизни, — 44 человека. Многие давали обеты неоднократно, некоторые до 10—15 раз.

Общество трезвости принесло пользу не только одним своим членам, но имело благотворное влияние и на окружающую среду. Своим действием оно будило сознание к трезвой жизни, заставляло вдумываться в то зло, какое приносит пьянство, приучало с уважением относиться к трезвой жизни, воспитывало в понятиях трезвой жизни. Были и такие члены, которые не исполняли данных обетов. Но их было немного, не более 100 человек. п>

Мы привели здесь данные из наиболее подробного отчета о деятельности общества трезвости, большинство же отчетов и рапортов содержит меньше информации, иногда она сводится лишь 'к констатации факта существования в той или иной местности общества трезвости. Особенно скудными являются сведения об Обществах трезвости в актах обозрения церквей благочинными. !В отчетах о состоянии епархии суммированы сведения, содержащиеся в рапортах благочинных по результатам обозрения ими Церквей их благочиний. Но все имеющиеся документы, взятые в совокупности, дают достаточно подробную и выразительную картину

возникновения и развития церковного движения за народную трезвость в приходах С.-Петербургской епархии.

Важное место в борьбе с народным пьянством занимали общества и братства трезвости, возникшие при Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви.

Общество распространения религиозно-нравственного просвещения было создано в 1881 г. в С.-Петербурге. Оно ставило своей целью, как говорилось в его уставе, распространение во всех слоях столичного населения истин православной веры и нравственности. Основными средствами достижения этой цели были: 1. религиозно-нравственные чтения, беседы, лекции, которые велись в церквях, помещениях разных общественных учреждений, больницах, богадельнях, фабриках, ночлежных приютах, частных домах; 2. печатание и распространение религиозно-нравственных сочинений, издание периодического органа общества; 3. открытие библиотек и читален; 4. устройство школ, воскресных или вечерних классов для детей и взрослых.12)

Десятилетие спустя, как естественный плод развития деятельности Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, при нем появляются общества трезвости: первые общества открываются в 1892 г. в местах ведения духовных бесед на фабрике братьев Варгуниных на Шлиссельбургском тракте и при Сампсониевской церкви на Выборгской стороне.13) В последующие годы такие же общества и братства трезвости возникают на других фабриках и заводах, в ночлежном доме, при приходских церквях и монастырских подворьях. В 1902 г. при Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения существовало уже более десятка обществ и братств трезвости. В основном они располагались на городских окранинах, в рабочих районах: на Выборгской стороне, за Невской и Нарвской заставами, в Кол-пино.14)

Находясь в ведении Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, общества трезвости руководствовались в своей деятельности специальными правилами, выработанными Советом Общества распространения и руководителями об-

ществ трезвости и утвержденными 17 марта 1903 г. Согласно правилам, руководителями обществ трезвости были священники, утверждаемые Советом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. Общества трезвости представляли в Совет Общества распространения ежегодные отчеты о своей деятельности, которые публиковались в общем ежегодном отчете Общества распространения.15) По ним можно судить о многолетнем, успешном существовании обществ трезвости, их численности, основных формах деятельности.

В ЦГИА С.-Петербурга имеются печатные отчеты о деятельности Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1899, 1902, 1903, 1906, |907, 1911 и 1912 гг. Сведения из этих отчетов помещены также В ежегодные отчеты о состоянии С.-Петербургской епархии, сохранившиеся в фонде Петроградской духовной консистории.

Среди обществ и братств трезвости Общества распространения религиозно-нравственного просвещения одно общество занимало особое место. Это Александро-Невское общество трезвости при Воскресенской церкви Общества распространения.

Возникнув в 1898 г., как многие другие общества в рабочем районе, на Обводном канале у Варшавского вокзала, Александро-Невское общество в очень короткий срок развернуло такую грандиозную деятельность, что, благодаря ей, превратилось в центр борьбы за народную трезвость не только в С.-Петербурге, но и во всей России. Об этом свидетельствуют следующие данные. Ежегодно происходил значительный рост численности членов-трезг Ванников общества. Если в 1899 г. их было немногим более 4,5 тысяч, то к 1908 г. — более 70 тысяч человек.16) Александро-Нбвское общество имело свои отделения как в С.-Петербурге, так И в С.-Петербургской губернии. В 1903 г. их было 5, в том числе, в губернии (в селе Мартышкино Петергофского уезда); В 1907 г.—10 отделений, в том числе 4 — в губернии, а в 1910 г. Появилось одно отделение в Костромской губернии.17) Общество сумело развернуть широкую издательскую деятельность: к 1913 г. ежегодно издавалось более миллиона (1 мил. 90 тыс. 700) -отдельных .книг, брошюр, ^истков и воззваний; а также журналы «От-

дых христианина», «Известия» по С.-(Петербургской епархии», «Воскресный благовест», «Трезвая жизнь», находившие своих подписчиков в самых отдаленных уголках России. Издания общества печатались в собственной типографии.18)

Александро-Невское общество использовало многообразные формы деятельности в борьбе за народную трезвость. Прежде всего, это богослужения и проповеди. В одном из отчетов общества говорилось: «Понимая под трезвостью не одну какую-либо частичную добродетель в виде только воздержания от спиртных напитков, а целостное, христиански-органическое начало жизни, приводящее в гармоническое сочетание все творческие силы человека и предохраняющее его от пьянящего подавления одной силы другою, ... Общество видело задачи своей деятельности в том, чтобы заложить в основу народного миросозерцания и вообще в основу взглядов народных на жизнь евангельское сознание. С этой целью внимание Общества было главным образом направлено на то, чтобы возможно лучше поставить христианскую проповедь...»19) Проповедь звучала во время церковных служб, прием трезвенников в общество совершался каждый раз после молебствия св. кн. Александру Невскому как покровителю Общества; во множестве проводились внебогослужебные беседы и чтения. Другими формами деятельности общества было проведение собраний, крестных ходов и паломничеств трезвенников, организация школ, трезвенных кружков подростков, библиотек-читален, народно-певческих хоров, бесплатных детских столовых; оказание помощи в подыскании работы безработным трезвенникам; оказание материальной помощи.

Деятельность Александро-Невского общества трезвости получила как всероссийскую, так и международную известность и признание. В 1911 г. обществу за его антиалкогольную и культурно-просветительскую деятельность были присуждены награды сразу на нескольких выставках: на Дрезденской международной гигиенической выставке — высшая награда—почетный диплом; на Туринской международной выставке — Diplôme d'honneur (выше золотой медали) ; на С.-Летербургской выставке по борьбе с пьянством в 1910 г. — золотая медаль; на Царскосельской юбилейной

выставке в 1011 г.— золотая медаль; на 1-й Западно-Сибирской выставке в г. Омске — малая золотая медаль.20)

В 1912 г. по инициативе и при непосредственном участии Александро-Невского общества трезвости в Москве был созван Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом под почетным председательством и покровительством митрополита Московского и Коломенского Владимира (позднее С.-Петербургского и Ладожского). Съезд единогласно признал необходимым учредить Всероссийское братство трезвости и выразил пожелание, чтобы в это Всероссийское братство было преобразовано Алек-сандро-Невское общество трезвости. 21> Это преобразование осуществилось в 1914 г., когда 19 сентября Св. Синодом был утвержден устав Всероссийского Александро-Невского братства трезвости. 22)

В ЦГИА С.-Петербурга, кроме уже упоминавшихся отчетов Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, включающих в себя и отчеты Александро-Невского общества трезвости, имеются: в фонде Петроградской духовной консистории — печатные «Правила для выборных членов, заведующих помещениями отделений Александро-Невского общества трезвости»23); личное дело основателя и первого руководителя общества о. Александра Васильевича Рождественского, некрологи о его смерти, опубликованные в «Известиях по С.-Петербургской епархии»24); в фонде Канцелярии Петроградского губернатора — дело о разрешении членам Александро-Невского общества трезвости и его отделении совершить крестный ход в Сергиеву пустынь в июне 1905 г.25); в фонде Канцелярии Петроградского градоначальника — печатный устав Всероссийского Александро-Невского братства трезвости 26> и подлинный лотерейный билет в пользу Сестрорецкого отдела Александро-Невского общества трезвости.27)

Как уже упоминалось выше, с 1897 г. в СнПетербургской епархии начали создаваться попечительства о народной трезвости. Уставом попечительств предусматривалось их взаимодействие с другими учреждениями, борющимися против пьянства, в том чис-

ле с церковными обществами трезвости, которые могли обращаться в попечительства за помощью и содействием.

В ЦГИА С.-Петербурга имеются фонды Петроградского губернского комитета о народной трезвости и Петергофского уездного комитета о народной трезвости, в документах которых содержатся сведения о взаимоотношениях попечительств и обществ трезвости. В фонде губернского комитета такие сведения можно обнаружить в журналах заседаний городских, уездных и губернского комитетов попечительств и ежегодных отчетах городских и уездных комитетов, присылавшихся в губернский комитет; а в фонде Петергофского уездного комитета — в журналах заседаний этого комитета. Следует заметить, что сведений о взаимодействии попечительств о народной трезвости и обществ трезвости немного, так как, по-видимому, это взаимодействие существовало далеко не везде и носило эпизодический характер. Общества трезвости иногда обращались в попечительства за материальной (денежной) помощью или просили предоставить им помещение для проведения чтений или бесед с трезвенниками. Эти обращения обсуждались на заседаниях комитетов попечительств и, как правило, помощь предоставлялась. В свою очередь, комитеты привлекали священников к чтению лекций, и духовенство всегда охотно принимало участие в этом виде деятельности попечительств. Таким образом, взаимодействие попечительств о народной трезвости и обществ трезвости было полезным для обеих сторон. Но в С.-Петербургской епархии значительного развития оно не получило.

ИСТОЧНИКИ:

1). Ф. 19, Петроградская духовная консистория, оп. 101, д. 2, л. 2.

2). Ф. 19, оп. 100, д. 16, л. 37.

3). Ф. 19, оп. 88, д. 7, лл. 1—Зоб.

4). Ф. 19, оп. 101, д. 2, лл. 3—Зоб.

5). Там же, л. 2об.

6). Там же, л. 1.

7). Ф. 19, оп. 107, д. 63, л. 92об.

8). Ф. 19, оп. 100, д. 16, лл. 343—347.

9). Ф. 253, Канцелярия Петроградского губернатора, оп. 3, д. 4022.

10). Ф. 19, оп. 101, д. 2, лл. 216об.—217.

11). Ф. 19, оп. 102, д. 34, лл. 314—325.

12). Устав Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви». Приложение к отчету о деятельности общества за 1899 г. С.-Пб., 1900, сс. 330—331.

13). Отчет «Общества религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви» за 1906 и 1907 гг. С.-Пб., 1908, с. 18; то же за 1902 г. С.-Пб., 1903, с. 109.

14). То же за 1902 г., с. 43.

15). То же, сс. 44, 188—190.

16). То же за 1899 г., с. 120; то же за 1906 и 1907 гг., с. 75.

17). То же за 1903 г., С.-Пб., 1904, с. 73; то же за 1906 и 1907 гг., с. 76; то же за 1911 г., С.-Пб., 1912, с. 79.

18). То же за 1912 г., С.-Пб., 1913, сс. 81, 83, 95.

19). То же за 1906 и 1907 гг., с. 74.

20). То же за 1911 г., с. 34.

21). То же за 1912 г., сс. 52, 56.

22). Ф. 569, Канцелярия Петроградского градоначальника, оп. 13, д. 1223, л. 13.

23). Ф. 19, оп. 102, д. 34, лл. 44—50об.

24). Ф. 19, оп. 115, д. 1544; оп. 97, д. 39, лл. 177—182об.

25). Ф. 253, оп. 3, д. 3866.

26). Ф. 569, оп. 13, д. 1223, лл. 11-19.

27). Ф. 569, оп. 13, д. 875, л. 40.

37

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.