Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 38 (176). История. Вып. 37. С. 110-113.
А. в. власова
деятельность уральских епархий и приходов русской православной церкви по противодействию злоупотреблению алкоголем в дореволюционный период
Статья посвящена осмыслению роли социальной и духовной деятельности Русской Православной Церкви на Урале в дореволюционный период в борьбе за трезвенническое движение. Автор приходит к выводу, что благодаря активной пастырской и епархиальной социальной работе трезвенническое движение получило организационное и теоретическое оформление.
Ключевые слова: Урал, Русская Православная Церковь, дореволюционный период, благотворительность, алкоголизм, противодействии.
Длительное время история церкви оставалась малоисследованной проблемой, в том числе культурно-просветительский и духовно-нравственный аспект ее деятельности. Сегодня появилась возможность объективно оценить роль и влияние церкви в решении социальных проблем.
Цель работы заключается в исследовании системы профилактики и борьбы уральских епархий и приходов с основной исторической формой деструктивного де-виантного поведения - алкоголизмом в дореволюционный период. Начало исследованиям в области социальных патологий и истории социально-церковной помощи положили труды дореволюционных ученых (В. Бензин, А. Горовцев, Н. И. Григорьев, В. Межов, Я. О. Михайловский, А. Папкова, И. Г. Прыжов, С. Рункевич, А. Стог и др.). Для дореволюционной историографии характерен преимущественно описательно-повествовательный характер изложения материала, отсутствие критического и аналитического начал. В трудах советских ученых, ангажированных идеологическими установками, социальная деятельность Церкви оценивалась, как правило, критически. В ряде диссертационных работ современными авторами исследуются такие проблемы, как идеологическая и благотворительная деятельность церкви, ее роль в духовной жизни российского общества, государственно-церковные отношения, и это свидетельствует о том большом влиянии, которое оказывала РПЦ на все процессы, происходившиие в дореволюционной России (А. П. Афиногенов, Е. Ю. Колебакина, Э. А. Николаев, Д. А. Пашенцев, И. А. Тарасова,
Л. А. Темникова, М. В. Фирсов и др.). Анализ состояния исследования показывает, что тема церковного социального служения хотя и обозначена рядом авторов, однако не нашла узкоспециального освещения, в частности, служения трезвенническому делу.
В конце XIX - начале XX в. значительную часть забот о духовно-нравственном воспитании населения России взяла на себя Русская Православная Церковь. Фактически со второй половины XIX в. пьянство было признано бедой государственного масштаба. В. Ф. Дерюжинский в учебнике полицейского права отмечал в 1903 г., что пьянство в России являлось причиной 40 % психических заболеваний. «Пьянство является одним из значительных факторов смертности. По сведениям за 1879-1884 гг. среднее годичное число умерших от опоя в России составляло 5603 случая, или около 2 смертей на 1000 общей годичной смертности. В общем количестве так называемых "случайных смертей" пьянство занимает у нас первенствующее место. Особенно заметно это в центральной и восточной полосах России: в центральной на долю пьянства приходится от 20 % до 34 %, а в восточной - даже до 40 % общего числа случайных смертей»1. Неоднократно в церковной печати обсуждался вопрос о народном пьянстве, и горечью пронизаны слова одного из священников, что «пьянство - бич многих и многих крестьянских семей»2.
Высший церковный орган 10 августа 1889 г. постановил: возложить на российское духовенство всю ответственность по «искоренению в народе пьянства». С этого момента начинается неуклонный рост числа
обществ трезвости и разных форм социально-педагогической работы3. В 1902 г. во всей Российской империи насчитывалось свыше 19 тысяч учреждений, оказывающих помощь нуждающимся, включая церковноприходские попечительства и попечительства о народной трезвости4. Из Правительствующего Синода в епархии рассылались указы: «О проведении священниками церковных бесед и о борьбе с употреблением вина», «Об устройстве религиозно-нравственных чтений», «О возможных со стороны духовенства мерах по искоренению в народе пьянства», «О принятии мер к прекращению проституции», «Об учреждении благочинных обществ трезвости» и т. д.5
В конце XIX в. стали активно появляться в уральских приходах общества трезвости. Во главе их стояли священники, которым приходилось проводить частые беседы на нравственные темы, дабы привлечь в ряды общества прихожан и, что было еще сложнее, чтобы удержать их там. Численность членов обществ трезвости могла исчисляться от двух-трех десятков человек до четырех и более тысяч (так, в Верх-Исетском обществе трезвости к 1913 г. было записано 4,5 тыс. человек). Общества имели свои правила, достаточно типовые, которые утверждали епархиальные архиереи. Средства обществ трезвости составлялись только из добровольных пожертвований, членских взносов не было. Вступающие в общество обещались вести трезвенную жизнь 3, 6 месяцев, год или несколько лет. К невыполнившим это обещание применялись меры религиозно-нравственного увещевания и епитимии. Для удержания народа от пьянства организации пытались закрывать пивные лавки, организовывали религиозные чтения с показом «туманных картин», музыкальные вечера, Певческие общества, устраивали праздники трезвости, покупали религиозные и антиалкогольные журналы и брошюры. К религиозным праздникам беднейшим членам обществ трезвости выдавалась материальная помощь. Для увеличения средств этих обществ некоторые энтузиасты-священники передавали часть церковной земли для посева в пользу организации6.
По целям своей деятельности такие общества были социальными, а не религиозными, однако именно Православная Церковь выступила в первых рядах борцов против укоренившегося народного недуга. Членами
обществ трезвости прежде всего становились члены советов приходских попечительства и обществ ревнителей Православия. Одним из средств отвращения от пьянства считалось широкое развитие приходских церковных хоров: в этом был педагогический прием отвлечения от порока путем включения в иную коллективную форму деятельности, к тому же привлекающую человека в храм на богослужение. Но хотя епархиальная пресса, начиная с 1911 г., была переполнена сообщениями о массовом появлении таких обществ чуть ли не в каждом приходе, на Урале, как впрочем, и в других регионах, это зло победить так и не удалось. Столь же удручающий результат имела и аналогичная деятельность губернских и уездных Попечительств о народной трезвости, созданных параллельно с православными обществами трезвости7.
Следует отметить полезную деятельность Пермского попечительства о народной трезвости, направленную на повышение культуры населения и на борьбу с пьянством. Бывший пермский губернатор П. Г. Погодин, являвшийся сторонником организации народно-певческих хоров в губернии, писал: «Изыскивая средства к достижению поставленной попечительству о народной трезвости задачи, я прихожу к заключению, что одним из средств к отвлечению народа от пьянства могло бы служить устройство по возможности повсеместно хороших хоров, которые пели бы в церкви в воскресные и праздничные дни и от времени до времени давали бы духовные и светские концерты». С 1896 г. губернский комитет попечительства стал организовывать курсы хорового пения. Пермская духовная консистория и дирекция народных училищ командировали на них представителей духовенства и учителей земских и министерских училищ (всего 109 человек)8.
Пермское губернское попечительство о народной трезвости расходовало значительные средства на ежегодные курсы певческой грамоты, снабжение хоров нотами и музыкальными инструментами и на содержание руководителя по устройству хоров. Оно выдавало хорам пособия в размере от 25 до 80 р. Численность хоров в Пермской губернии благодаря усилиям попечительства быстро росла. Местное духовенство и организаторы народных чтений отмечали, что участие хоров при богослужениях и на народных чтениях привлекали большое число молящихся и слушателей.
112
А. В. Власова
Кружки и общества трезвенников существовали и в других городских приходах на Среднем Урале. Например, в ноябре 1910 г. на собрании Симеоновского церковноприходского попечительства в Екатеринбурге по предложению его председателя был положительно решен вопрос об открытии общества трезвости. Первоначально желающих записаться в новое общество было немного, а сама деятельность общества «далее записи в книгу трезвенников и дачи ими пред иконой Св. Праведного Симеона обета воздержания от спиртных напитков не шла». В октябре 1911 г. в общество входило всего 40 человек. Организовывались чтение духовной литературы и «молебное пение». К январю 1912 г. их насчитывалось уже 152 человека, а к 1 марта этого года - 323 (в том числе 43женщины и 280 мужчин). Средства общества формировались за счет членских взносов. «Стройное пение, торжественная обстановка богослужения производят сильное впечатление на собравшихся и с радостью приходится наблюдать, с каким усердием люди, десятками лет не бывшие в церкви, ставят свечи перед Образом Св. Пр. Симеона и как горячо ему молятся...»9.
В Екатеринбургской епархии работа православной церкви по пропаганде трезвого образа жизни наиболее активно велась в период пребывания на кафедре епископа Митрофана, с 1910 по 1914 г. По всей епархии при его поддержке открывались общества трезвости. По имеющимся данным, только за 1912 г. было утверждено 30 уставов новых обществ трезвости, среди них: Верхне-Тагильское, Каслинское, Висимо-Шайтанское, Уктусское. В тот год общества открылись также в Надеждинске, Кушве, в Полевском заводе и многих других местах10. 21 октября 1912 г. в Екатеринбурге состоялось организационное собрание Епархиального комитета по делам обществ трезвости, который вскоре начал свою работу11.
Для выяснения характера деятельности церковно-приходских обществ трезвости на Урале подробнее остановимся на работе одного из них, а именно - Александро-Невского в Верх-Исетском заводе. Общество было создано 17 октября 1910 г. Руководил им приходской батюшка - о. Иоанн Антонинов. Вступление в ряды трезвенников всегда проходило торжественно и благостно: человек произносил обет, а все присутствующие мо-
лились об избавлении его «от пьянственной страсти». Пел хор, священник говорил «увещательную речь», затем вновь вступившие окроплялись святой водой и получали образок Александра Невского. Обет трезвости можно было давать на определенный срок, по истечении которого принять его снова, повторив весь обряд и молебен. Ответственность за нарушение обета, данного перед Богом, многих удерживала от пьянства накрепко. Три раза в неделю, а на святках и Пасхе - ежедневно, в обществе устраивались народные чтения с выступлением хора. Александро-Невское общество трезвости вело непримиримую борьбу с виноторговлей и сумело добиться того, что 26 января 1914 г. на сходе населения завода было решено закрыть все винные и пивные лавки12.
На территории Оренбургской епархии также большое значение в формировании морального облика паствы играли пастыри церкви. Законом от 14 мая 1885 г. в пределах Оренбургской епархии были созданы при храмах общества трезвости, приходские попечительства, небольшие братства, церковные советы, целью которых явилось утверждение трезвого образа жизни, организация досуга и духовное просвещение населения. О своей деятельности общества, по определению Священного Синода, должны были сообщать епархиальным преосвященным13.
В одном из таких рапортов на имя преосвященного Макария, епископа Оренбургского и Уральского благочинный г. Верхнеуральска Николаевского собора протоиерей Павел Шенотин докладывал о мерах, принятых против недуга пьянства в своем благочинии, среди которых наиболее благотворными считал распространение брошюр о пьянстве, проведение внебогослужебных бесед14. Священник поселка Жилой Косы Казанско-Богородицкой церкви Алексей Николаев для этой же цели устроил в поселке церковно-приходскую школу15. В благочинии 32 округа духовенство открыло бесплатную библиотеку-читальню, где для простого народа выставлялись книги, журналы, брошюры религиозно-нравственного содержания16. Предметом внебогослужебных собеседований было раскрытие как догматических истин православно-христианской веры (объяснение богослужений, заповедей Божиих, Символа Веры и т. д.), так и нравственных христианских правил в приложении их к практической жизни.
Большую роль играли духовные пастыри в организации борьбы с усиливающимся в рядах казачьего сословия пьянством, разорительным для домашнего хозяйства и ведущим к семейным раздорам. С этой целью священники вместе со станичным начальством устраивали в приходах общества трезвости, добивались от властей закрытия винных лавок, увещевали прихожан, чтобы они на своих сходах не допускали принятия решений об открытии питейных заведений17, противодействовали избранию на станичные поселковые должности лиц нетрезвого поведения, подающих дурной пример станичникам18.
Рассмотренный материал позволяет заключить, что в борьбе с «народным пороком» на Урале во второй половине XIX - начале XX в. большую роль играли православные сообщества различного типа: церковноприходские попечительства, православные церковные братства, благотворительные религиозные общества, общества трезвости и др. Благодаря активной деятельности Русской Православной Церкви в дореволюционный период на Урале, способной противостоять негативным социальным явлениям, трезвенническое движение получило организационное и теоретическое оформление.
В свете вышесказанного считаем уместным процитировать фрагмент выступления митрополита Солнечногорского Сергия на юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 г., на тот момент занимавшего должность Управляющего делами Московской Патриархии: «Сегодня назрела острая необходимость вернуться к методам и опыту церковного врачевания социальных недугов общества. Имеющийся опыт борьбы за народную трезвость и воздержание, накопленный прежде в лоне Русской Православной Церкви, становится сегодня как никогда актуален».
Примечания
www.allpravo.ru/library/doc76p/instrum3732/ item3906.html.
2 Моск. церков. ведомости. 1907. № 26.
3 Софронов, В. «Русская болезнь» : Как в России во второй половине XIX века шла борьба с народным пороком // Родина. 2006. № 5. С. 87-92.
4 Благотворительность в России. СПб., 1907. Т. 1. С. 5.
5 ГАОО. Ф. 173. Оп. 3.
6 См., например: Екатериносл. епарх. ведомости. 1913. № 48. Отд. неофиц. С. 1155-1156; № 49. Отд. неофиц. С. 1188-1189; № 50. Отд. неофиц. С. 1220-1222; 1903. № 15. Отд. офиц. С. 380; 1905. № 13. Отд. офиц. С. 289-302.
7 Нечаева, М. Ю. Единение во имя Христа : Православные общественные организации Среднего Урала середины XIX - начала XX века. Екатеринбург : Изд-во Екатеринбург. епархии, 2008.194 с. С. 163-164.
8 Журналы Временного комитета по сооружению в г. Перми часовни в память 500-летия проповеди св. Стефана Пермского // Перм. епарх. ведомости. 1881. № 38. Отд. офиц. С. 475-476.
9 Екатериносл. епарх. ведомости. 1912. 9 сент. № 37. С. 879-881.
10 ГАСО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 336. Л. 13, 30, 33, 132.
11 Там же. Л. 143.
12 Екатеринбург. епарх. ведомости. 1914. № 49. С.1077-1085.
13 ГАОО. Ф. 173. Д. 4746. Оп. 3. Л. 2.
14 Там же. Л. 5.
15 Там же. Л. 23.
16 ГАОО. Ф. 173. Д. 5739. Оп. 3. Л. 5
17 ОГАЧО. Ф. И-11. Оп. 1. Д. 241. Л. 1-2; Д. 242. Л. 1-1 об.
18 Оренбург. епарх. ведомости. 1873. № 12. С. 451.
1 Дерюжинский, В. Ф. Полицейское право : пособие для студентов. СПб., 1903. URL : http://