УДК 793.3
Вулих М.Я.
магистрант кафедры хореографического искусства Санкт-Петербургский университет профсоюзов (г. Санкт-Петербург, Россия)
ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТАНЦА БАЧАТА И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ
Аннотация: в статье пойдет речь об национальном танце Доминиканской Республики - бачате. Его историческом развитии, культурном значение и современной популяризации в России. Основная мысль статьи заключается в том, что бачата, как музыкальный и танцевальный жанр, прошла через значительные изменения и эволюцию, в низших слоях общества Доминиканской Республики до глобального признания и популярности. Текст подробно иллюстрирует, как социальный и политический контекст сыграл важную роль в восприятии и распространении этой музыки. Особое внимание уделяется распространению бачаты в России, где танец попал в страну благодаря латиноамериканским студентам в конце 1990 годов. Также упоминается, о том, как обучение танцоров и участие в фестивалях способствовало росту популярности бачаты и созданию сообщества танцоров, что демонстрирует культурную интеграцию и социализацию. Таким образом, статья представляет бачату не только как танец, но и как важный культурный феномен.
Ключевые слова: бачата, история танца, Доминиканская Республика.
Национальный танец Доминиканской Республики - бачата. Танец существует уже очень долгое время. Изначально он назывался «Амарге», что означает «душевная боль», «разбитое сердце». Музыка была очень грустной, в ней звучали песни о печали и разбитых сердцах.
В период, когда в Доминиканской Республике зарождалась музыка бачаты, у власти находился диктатор по имени Rafael Trujillo. Ему не нравилась
данного рода музыка. По его мнению, это была музыка для бедняков, поэтому её играли преимущественно в сельской местности. Жители столицы и крупных городов не интересовались бачатой. Они считали её недостойной их внимания. Бачата считалась музыкой из низшего общества.
После того как Trujillo убили, бачата стала открыто развиваться. Первый, кто записал музыку бачаты, был Jose Manuel Calderon, в 1961 году. Это была первая бачата, которую слышали люди, традиционная и оригинальная. Песня - Jose Manuel Calderon - Que Sera De Mi. Бачата звучала раньше в стиле «Болеро».
Эту музыку играли в барах, борделях. Песни были в основном о душевной печали, разбитом сердце, сексе и преступности. Музыканты тех лет, которые играли данную музыку на гитаре, говорили, что этот инструмент всегда ассоциировался с алкоголем и продажной любовью. Это было характерно для всей Латинской Америки.
В 1980-х годах жили два главных исполнителя бачаты. Это Luis Vargas и Antony Santos. Они играли вместе и придали бачате новое звучание. Antony Santos добавил в музыку электрогитару. И если бы спросили бачатерос, которые жили в 1960 или 1970 годах, то они бы сказали, что они играют не настоящую бачату. Но они играли бачату, просто она изменилась.
Antony Santos стал одним из самых значимых музыкантов в истории бачаты, появившись в нужное время и в нужном месте. Его песня Voy Pa'lla стала настоящим хитом.
В 1992 году, до того, как появились известные группы, играющие музыку бачаты, Juan Luis Guerra, исполнитель бачаты, выпустил песню Bachata Rosa, которая была номинирована на премию «Грэмми». Благодаря этой песне и творчеству музыканта, бачата вышла за пределы Доминиканской Республики и стала известна во всём мире. В песне Bachata Rosa есть элементы Болеро, которые объединяют в себе старое и новое звучание. Эта песня стала популярной и помогла познакомить мир с бачатой.
В 1993 году Lenny Santos и его брат Max Santos организовали небольшую группу, назвав её Banda Sueño. Они играли в основном для развлечения. Тогда они решили найти нового вокалиста, который мог бы помочь им более серьёзно относиться к своей музыкальной карьере. Вскоре Lenny познакомился с Anthony «Romeo» Santos и они достаточно быстро нашли общий язык и начали вместе работать над песнями.
Anthony «Romeo» был певцом и композитором, который пел со своим двоюродным братом Henry Santos в местном церковном хоре. Позже Anthony «Romeo» познакомил Lenny со своим двоюродным братом Henry, который тоже присоединился к группе. Эти четверо создали группу Los Tinellers, что означает «тинейджеры».
В 1996 году под руководством нового менеджера Julio César García коллектив кардинально изменил свой образ. Он сделал группу похожей на популярные американские бойз-бэнды. Группа получила новое название — Aventura, что в переводе с испанского означает «приключение».
Группа стала одной из первых, кто начал экспериментировать с жанрами, смешивая бачату с R&B, поп-музыкой, хип-хопом, рэпом, регги и роком. Они были одними из первых, кто исполнял бачату на испанском и английском языках. Она сыграла важную роль в эволюции музыки бачата и стала первопроходцем в области современного звучания этого жанра.
В России же бачата изначально появилась благодаря латиноамериканским студентами, обучавшимся во множестве университетов России в конце 1990 годов.
«Появление бачаты в стране началось с вечеринок в латиноамериканских клубах, где танцевали бачату, сальсу и другие латиноамериканские танцы, студенты из института дружбы народов, «черные» ребята» [4], - так рассказывал в своей статье Александр Костенко, человек, который стал основателем русской бачаты. Он стал родоначальником движения.
В данного рода заведениях собирались танцоры бальных танцев, а также люди, которые хотели подвигаться в ритме танца. Они пытались копировать движения истинных мастеров бачаты.
Чтобы бачата прочно укоренилась в стране, потребовалось время. Некоторые студенты оставались в России, стремясь обосноваться в крупных городах. Поэтому первыми центрами бачаты стали Москва, Санкт-Петербург, Урал и другие регионы.
В последнее время распространение данного вида танца наблюдается на территории России и несет масштабный характер. Это происходит вследствие активной деятельности выдающихся мировых танцоров, таких как:
Атака и Алемана (Ataca & Alemana).
Сделали много для популяризации бачаты. Их знаменитый танцевальный ролик Te Extrano собрал почти 100 млн просмотров, Даниэль и Дэзире (Daniel & Desire).
Выиграли престижный конкурс Bachata Stars в 2010 году и стали самой популярной парой в то время, Корке и Юдит (Korke & Judith).
Преподаватели и исполнители, которые вдохновили многих танцоров по всему миру. Главная заслуга пары — создание и популяризация стиля Bachata Sensual.
А также происходит благодаря проведению крупных фестивалей мирового значения и фестивалей в рамках страны (таких, как: Shine Bachata Festival, Bachata Piter Festival, Dance Ural Fest, Corazon Bachata Fest, Passion Sochi Fest) в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Сочи ставшими крупными российскими мероприятиями, продвигающими латиноамериканскую социальную культуру.
Популярность танца бачата растет по следующим причинам:
- проведение досуга,
- возможность быстрого обучения,
- эмоциональная - чувственная составляющая танца,
- разнообразное смешивание стилей,
- взаимодействие с противоположным полом,
- развитие телесных навыков,
- обучение в разных городах страны и возможность путешествовать,
- изучение культуры Испании.
Для дальнейшего развития и популяризации социальных танцев в России, чтоб выйти на новый уровень и увеличить масштаб, в 2019 году была создана структура, занимающаяся развитием социальных танцев, находящаяся в тесном контакте с министерством спорта Российской Федерации.
Именно такой структурой является Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация «Всероссийская федерация социальных танцев», созданная Владимиром Штотландом.
Люди при помощи бачаты общаются на уровне тела, обмениваясь положительными эмоциями и получая удовольствие от танца. Те, кто увлечен бачатой, совместно с руководством школ, занимаются организацией совместных мероприятий, таких как: танцевальные вечеринки в клубах города, выездной отдых на пляж, домашние вечеринки, в рамках школы, open-air (танцевальное мероприятие, проводимое на открытом воздухе).
События развлекательного формата позволяют людям активно отдыхать и расслабляться, ведь большую часть времени они проводят на работе. Такой вид досуга помогает им отдохнуть, получить новые положительные эмоции и завести новые знакомства.
Таким образом, бачата превращается в уникальный опыт, приносящий радость и новые знакомства, реализуя тем самым коммуникативную, эмоциональную, социализирующую функции позволяя каждому шире взглянуть на мир и на самих себя, что способствует развитию коммуникативной сферы личности. С каждым шагом, с каждым поворотом танцор прикасается к глубоким истинам взаимодействия и гармонии, создавая пространство, где царят доверие и взаимопонимание [1].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Никитин В.Ю. Танец как социокультурный феномен. Три лика Терпсихоры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). - С. 292-298;
2. Клепников А.Н. Социальные танцы в современной культуре на примере хастла, бачаты и сальсы: автореф. маг. раб. ... маг: 51.04.02 / Клепников Александр Николаевич. Саратов, 2017. - С. 2;
3. Козадаева О.В. Социальный танец / О. В. Козадаева, И. Н. Мордовина, М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина". - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2014. - 171 с.;
4. Кучеренко М.В. Проект о социальных танцах [Электронный ресурс]. -2019. - Режим доступа: https://dancewithsmile.ru/tancovshhiki-prepodavateli-shkoly-tancev/aleksandr-kostenko/
Vulikh M.Ya.
Master's student of the Department of Choreographic Art St. Petersburg University of Trade Unions (St. Petersburg, Russia)
HISTORY OF SOCIAL DANCE BACHATA AND ITS FORMATION IN CHOREOGRAPHIC CULTURE OF RUSSIA
Abstract: the article will focus on the national dance of the Dominican Republic -bachata. Its historical development, cultural significance and modern popularization in Russia. The main idea of the article is that bachata, as a musical and dance genre, has gone through significant changes and evolution in the lower strata of society in the Dominican Republic to global recognition and popularity. The text illustrates in detail how the social and political context played an important role in the perception and dissemination of this music. Special attention is paid to the spread of bachata in Russia, where the dance entered the country thanks to Latin American students in the late 1990s. It is also mentioned how the training of dancers and participation in festivals contributed to the growth of the popularity of bachata and the creation of a community of dancers, which demonstrates cultural integration and socialization. Thus, the article presents bachata not only as a dance, but also as an important cultural phenomenon.
Keywords: bachata, dance history, Dominican Republic.