Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН'

СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная хореография / современный танец / история хореографии / танцевальная культура / феномен хореографии

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Ю. В.

В статье рассматривается процесс внедрения современного танца в России в контексте мировой хореографии. Автор отмечает, что хореография в нашей стране развивается по своему уникальному пути, формируясь в историческом, социальном и культурном контексте. Отмечается, что в отличие от классической школы балета, которая является фундаментальной системой, современная хореография в России не имеет академической школы, а значит и фундамента. В данной статье современный танец представляется как сложное и многогранное искусство, отражающее актуальные тенденции общества и развивающееся с использованием новых технологий и экспериментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН»

Формирование критического мышления: Интерактивные занятия требуют от студентов анализа и решения проблем, что развивает их аналитические способности. Практические примеры интерактивных методов

Групповые проекты: Студенты работают в небольших группах, что способствует взаимодействию и обмену идеями. Это помогает им не только усваивать язык, но и развивать навыки командной работы.

Ролевые игры: Использование ролевых игр позволяет студентам применять язык в различных ситуациях, что делает обучение более практическим и живым.

Цифровые ресурсы: Применение онлайн-платформ и мобильных приложений открывает доступ к интерактивным заданиям и играм, что делает процесс обучения более гибким и доступным. Заключение

Интерактивные методы обучения русскому языку как иностранному представляют собой эффективный способ повышения качества образования. Их применение позволяет не только улучшить языковые навыки студентов, но и сделать процесс обучения более увлекательным и продуктивным. Внедрение этих методов в учебный процесс является важным шагом к модернизации преподавания языка. Список использованной литературы:

1. Вигасина, Н.А. (2019). Интерактивные технологии в обучении иностранным языкам. Москва: Издательство МГУ.

2. Петрова, Е.В. (2020). Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному. Санкт-Петербург: Питер.

3. Сидорова, А.Н. (2021). Коммуникативные технологии в преподавании иностранных языков. Казань: Казанский университет.

© Атаева О.Дж., 2024

УДК 37

Белова Ю.В.

Магистрант 1 курса ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» институт филологии и искусств,

г. Абакан, РФ

СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Аннотация

В статье рассматривается процесс внедрения современного танца в России в контексте мировой хореографии. Автор отмечает, что хореография в нашей стране развивается по своему уникальному пути, формируясь в историческом, социальном и культурном контексте. Отмечается, что в отличие от классической школы балета, которая является фундаментальной системой, современная хореография в России не имеет академической школы, а значит и фундамента. В данной статье современный танец представляется как сложное и многогранное искусство, отражающее актуальные тенденции общества и развивающееся с использованием новых технологий и экспериментов.

Ключевые слова

современная хореография, современный танец, история хореографии, танцевальная культура, феномен хореографии

Процесс внедрения современного танца в России в контекст мировой хореографии протекал непросто. Стоит упомянуть что, как и любой вид искусства хореография в России идет своим особенным путем, формируясь в историческом, социальном и культурном контексте. Говоря о современной хореографии, не лишним будет заметить, что как таковую академическую школу современного танца российское культурное сообщество не имеет, в отличие от представленного классического направления, на базовые знания которого опираются в том числе зарубежные страны. Классическая школа балета России - это фундаментальная система, основанная на традициях русского балета, известная во всем мире. Именно она оказала колоссальное влияние на балетное искусство в целом. Кроме того, существует и еще одна проблема - отсутствие определения термина «современный танец», которое существует в любой зарубежной школе хореографии. В России этот термин часто подменяется определением «социальный танец» что, безусловно несет определенные неточности в его сущностном определении [4].

Если сравнивать два определения, то можно прийти к следующим выводам: данные направления имеют разную природу, а также методы исполнения, так как выполняют различные задачи и преследуют разные цели. Социальные танцы выполняют социальные задачи, например развлечение участников мероприятия или установление социальных коммуникаций между партнерами. Данный вид танца не требует профессионализма исполнителей, он прост в исполнении, доступен для широкой аудитории, и может быть связан с культурными или национальными традициями. К таким танцам можно отнести вальс, танго, фокстрот, сальсу и другие.

Современный же танец является сложным и неоднозначным видом искусства, который требует профессионализма, уникального взгляда на феномен танцевального искусства, а также жажды постановщика и исполнителя экспериментировать, проявлять себя через телесный символизм и язык движений. Кроме того, современный танец синтезирует в себе не только различные виды искусства (музыку, литературу, театральное искусство, живопись и др.), но и может объединять в одной композиции различные стили. Современная хореография все больше отступает от канонов, делая акцент на уникальности танцора, который, в свою очередь, является носителем мыслей и чувств [2].

Однако особенность современного танца в России кроется не только в определении. В отличие от зарубежных стран, где политические условия и исторический опыт позволили современному танцу развиваться более интенсивно, Россия вступила на этот пусть свободной экспериментальной хореографии значительно позже [5].

Как одна из форм общения танец сформировался еще в глубокой древности, задолго до появления речи и письменности и его предназначение сильно отличалось от современного. Танец прочно связывался с ритуалами и религией, однако было в нем кое-что общее с современной хореографией. Как и нынешние виды экспериментальной хореографии первобытные танцы служили способом передачи эмоций и человеческих переживаний. Однако с течением времени ритуальный контекст перестал быть актуальным, следом за этим уходят и народные танцы. Взамен этому приходят танцы салонные и сценические. Так в XVII веке в Европе появляются первые балетные школы, а XVIII век приносит нам всеми известные вальсы, кадрили и другие танцы. В это же время закрепляется понятие профессии хореографа.

Однако перечисленные выше танцы мы уже не называем современными. В ХХ-ХХ! веке продолжают развиваться бальные и историко-бытовые танцы, а также зарождаются новые танцевальные жанры такие как степ, хип-хоп, брейк-данс, хаус и др. [1].

На сегодняшний день хореография находится, пожалуй, на самом интересном этапе своего развития. Она формируется под влиянием множества факторов, таких как культурные и социальные изменения, развитие технологий, межкультурное взаимодействие, творческие эксперименты, а также под влиянием личности хореографа-постановщика и самого танцора. Так как одним из аспектов жизни современного человека является существование в постоянно меняющемся временном потоке, это

отражается и во всех видах искусства, в том числе в хореографии. Танцор, являясь инструментом в своем танце проявляется «здесь и сейчас». Он должен быть максимально включен в процесс, однако не только находиться с своем состоянии, но и позволять ему проявляться для зрителя. Одной из составляющих современного танца является процесс импровизации. Однако, как отмечал Стив Пэкстон американский танцовщик и хореограф, «импровизации нельзя научить, но ей можно научиться». Импровизация является одним из важных аспектов любого современного искусства, делая его самобытным и уникальным, так как она требует от артиста индивидуальности и глубокой внутренней работы. Кроме того, импровизация в танце - это всегда беседа с собственным телом, которое может активно откликаться на эмоциональные одномоментные импульсы. Именно в момент импровизации творец создает нечто новое [3].

Развитие современных направлений хореографии в России идет в разрез с развитием хореографии в других странах. В процессе общекультурной модернизации, когда началась переоценка эстетических ценностей, на сцену вышли смелые и скандальные имена деятелей искусства - Айседора Дункан, Марта Грэм, Рут Сен Дени и др. Именно они определили вектор развития хореографического искусства и оказали значительное влияние на распространение новой идеи.

В СССР 60-х годов пришло время «оттепели», именно тогда начали зарождаться первые театры-студии, студии современного танца и другие творческие формирования. Идею того, что за пределами нашей Родины существует совершенно иное современное искусство в умы молодых сограждан заложил Московский фестиваль молодежи, который утолил культурный и информационный голод, открыв ворота для огромного потока информации. К концу 80-х началу 90-х годов у российской творческой молодежи возник интерес к танцевальному направлению модерн и постмодерн. Ознакомиться с такой хореографией было практически невозможно, так как не было возможности прикоснуться к жанру лично, а носители информации, такие как кассеты были представлены на иностранном языке и не отличались хорошим качеством. Именно поэтому перед хореографами-постановщиками того времени стояла сложная задача создать новый продукт, вдохновляясь обрывочными воспоминаниями зарубежного образца [6].

Современная хореография является сложным и многогранным культурным феноменом, который отражает актуальные тенденции и проблемы общества. Она представляет собой способ самовыражения, коммуникации и развития личности через танец. Современная хореография активно взаимодействует с другими видами искусства, использует новые технологии и экспериментирует с различными стилями и техниками. Это позволяет ей оставаться актуальной и востребованной в современном обществе.

Перспективы развития современной хореографии связаны с дальнейшим расширением её выразительных возможностей, интеграцией с новыми технологиями и поиском новых форм взаимодействия с аудиторией. Современная хореография продолжает развиваться и адаптироваться к изменяющимся условиям, сохраняя при этом свою уникальность и значимость как культурный феномен.

Qj ПЕРЕМЕСТИТЬ ^ УДАЛИТЬ (Г) ИСТОРИЯ ОТЧЕТОВ ПРОВЕРИТЬ ПРАВОПИСАНИЕ И ОФОРМИТЬ БИБЛИОГРАФИЮ

Список использованной литературы:

1. Голубчина А.А. История танца от древности до современности // Вестник магистратуры. - 2022. - №11. - С. 56-57.

2. Козадаева, О.В. Социальный танец: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01, 050100.62 - Педагогическое образование, 52.03.01, 071200.62 - Хореографическое искусство / О.В. Козадаева, И.Н. Мордовина; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина». - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2014. - 171 с.

3. Курников Д. В. Современная хореография как средство саморазвития личности // Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета». - 2012. - №2. - С. 87-91.

4. Никитин В. Ю. Современный танец в России: тенденции и перспективы // VII Международный симпозиум «ВУЗЫ культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: евразийские традиции межкультурных коммуникаций и современность». - М.: Вестник МГУКИ, 2013. - С. 232-238.

5. Никитин, В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце : учебное пособие / В. Ю. Никитин. - 5-е изд., стер. - Санкт-Петербург: Планета музыки, 2019. - 520 с. - ISBN 978-5-8114-1960-9. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https://eJanbook.com/book/112744 (дата обращения: 15.07.2024). - Режим доступа: для авториз. пользователей.

6. Сорокина О. А. Модерн и «модерн». Становление современной хореографии в России XX века // Вестник АРБ. - 2008. - №2. - С. 241-257.

© Белова Ю.В., 2024

УДК 378.147

Бердникова К.Э.

Аспирант, ФГБОУ ВО ННГАСУ г. Нижний Новгород, РФ

РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЯГКИХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация

В статье уточняется понятие и сущность мягких навыков у студентов вуза, анализируются подходы к их формированию. Реализация образовательного пространства, обеспечивающего формирование мягких навыков, предполагает использование инновационных методик и технологий, развитие сотрудничества между обучающимися. В связи с этим, современные педагоги должны осуществлять качественный поиск инновационных приемов, техник, подходов в предметной области.

Ключевые слова:

мягкие навыки, взаимодействие, цифровое общество, инновационные технологии,

критическое мышление.

Berdnikova K.E.

Postgraduate student,

Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering

Nizhny Novgorod, Russian Federation

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF SOFT SKILLS AMONG UNIVERSITY STUDENTS

Abstract

The article clarifies the essence of the formation of soft skills among university students, describes approaches to their formation. The implementation of an educational space that ensures the formation of soft skills involves the use of innovative techniques and technologies, the development of cooperation between

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.