Первое — издание законов, касающихся реализации профилактической функции государства. Это законы об участии граждан в охране общественного порядка, о противодействии преступлениям, о контроле за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, и т.д.
В этом вопросе серьезная роль отводится региональному законодательству, потому что оно является самым ресурсообеспеченным и наиболее близким к реальной жизни. (Так, например, по ЮАО г. Москвы 01.10.2007 г. было создано специальное подразделение по предупреждению и раскрытию преступлений, предусмотренных ст. 1—3, 111 УК РФ, что позволило в 2008 г. сократить эти преступления на 20% и улучшить их раскрываемость на 47,4%.)
Второе направление — поиск оптимальных форм привлечения всех государственных и общественных институтов, а также бизнес-сообществ к этому вопросу.
Третье — разработка и реализация федеральных и региональных программных решений по устранению причин и условий, которые ведут к совершению преступлений.
Активное участие органов государственной власти всех уровней в организации и осуществлении мер предупреждения преступности необходимо рассматривать в качестве одной из форм исполнения конституционной обязанности государства, предусмотренной ст. 2 Конституции РФ.
1 См.: Криминология и профилактика преступлений. Учеб. пособие / Под ред. В.П. Сальникова. — М, 2002. — С. 74—75.
2 См. Криминология учебник/под ред. Кудрявцева В.Н. и Эминова В.Е. - М, 2002. - С 280, Алексеев А.И. Криминология Курс лекций. — М., 2001 — С 114; Токарев А.Ф. Предупреждение преступности как криминологическая инновация Современные проблемы уголовной политики, уголовного права и криминологии: Труды Академии управления МВД России — М. 2002 — С 149, Марченко Р.Н. Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности Учеб пособие — М. 2001 — С. 34
3 Сведения ГИАЦ МВД России, 2003—2008 гг.
4 Ст. С. 2 ФЗ от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
5 А.В. Варданян. Оперативно-розыскные меры по раскрытию тяжких преступлений против личности. Монография. ВНИИ МВД России. М:2004 100 С.
6 Об информационном обеспечении оценки оперативной обстановки см.: Михайлов В.И. информация об оперативной] обстановке: понятие, содержание, правовые основы получения и реализации М, 1997
7 См.: Овчинский А.С. Компьютерное структурно-имитационное моделирование — одно из направлений применения компьютерных технологий в борьбе с организованной преступностью// Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в сфере экономики. — М.: 1995
8 См.: Четыре шага в завтра// Щит и меч. 2006. №13/1029
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННУЮ БАНКОВСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
А.Ж. САРКИСЯН, кандидат юридических наук;
А.И. АНТОШИНА
Аннотация: в статье дается историко-правовой анализ российского законодательства об ответственности за незаконную банковскую деятельность. Автор последовательно рассматривает правовые акты регулирующие ответственность за нарушение порядка осуществления банковской деятельности в дореволюционный период России и дает характеристику их эффективности, по сравнению с нормами действующего законодательства.
Ключевые слова: незаконная банковская деятельность, нарушение банковской тайны, незаконные банковские операции.
История развития банковской системы тесно связана с понятием «банк», которое образовалось от итальянского слова «banco», что означает «стол». Первыми банкирами на Руси считались «менялы», которые основательно знали все монетные системы того времени и в случаях необходимости могли бы давать нужные указания и оценку предложенных монет.
Известно лишь, что еще в Вавилоне имелся банк, принимавший вклады и плативший по ним процен-
ты. Такие банки, как свидетельствуют историки, существовали уже в VIII в. до рождения Христа.
Однако в России до XVIII в. банковская деятельность не складывалась, причиной чему явились продолжительные междоусобицы, нашествие татар.
В 1861 г. в России открылось первое частное кредитное учреждение, «Санкт-Петербургское кредитное общество», которое с 1864 г. было переименованно в «частный коммерческий банк».
К 1 января 1898 г. в России насчитывалось 511 учреждений досрочного и долгосрочного кредита (не считая 461 отделения)1. С увеличением числа банков росло и число так называемых банковских процессов. Так, например, 6 октября 1876 г. в Московской судебной палате рассматривалось уголовное дело о Московском ссудном банке (дело Струсберга). В июле 1887 г. в Тамбовском окружном суде рассматривалось дело о злоупотреблениях в Саратовско-Симбирском земельном банке, а уже через год вскрылись махинации в деятельности Санкт-Петербургского — Тульского банка. Начиная со Средневековья значение деятельности банков для функционирования экономики постоянно возрастало и постепенно приобретало всеобъемлющий характер. Прежде чем появились первые банки и, тем более, банковская система в целом, как вид преступления зародилось мошенничество. Данный вид деяния уходит корнями в прошлое, и в этой связи мы отождествляем это понятие с понятиями стоимости, меры, веса.
Во второй половине XIX в. особенно после отмены крепостного права (1861 г.), в России произошел стремительный процесс развития капиталистических отношений. Основными источниками уголовных законоположений вплоть до октября 1917 г. оставались Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г., а также Уголовное уложение 1903 г., которое так и не было полностью введено в действие. В частности, не вступили в силу нормы, детально регламентировавшие ответственность за различные правонарушения экономического характера.
В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных не было особого раздела (главы), содержащего статьи с описанием составов преступлений в сфере экономической деятельности.
Наибольшее количество норм, регламентировавших ответственность за нарушение порядка осуществления банковской деятельности в дореволюционной России второй половины Х1Х—ХХ в., сосредоточивалось в главах 12 и 13 раздела 8 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, называвшегося «О преступлениях и поступках против общественного благоустройства и благочиния».
В частности, к преступлениям в сфере банковской деятельности, на наш взгляд, относятся ст. 1152, 1155, 1156, 1157, 11742 - 11746 Уложения 1845 г.
В ст.1152 говорится, что за открытие частного банка без дозволения правительства или без соблюдения предписанных законов для его правил виновные кроме закрытия заведения подвергались денежному взысканию не свыше 500 рублей.
Исключительно важное значение имели положения главы 7 «О нарушении постановлений о кредите». Предусматривалась ответственность за открытие частного банка без дозволения правительства или без соблюдения установленных законом правил. За банковские злоупотребления несли одинаковую ответственность как чиновники и должностные лица государственных кредитных установлений, так и должностные лица общественных и частных банков.
При этом кассационная практика Правительствующего сената понимала под должностными лицами всех лиц, исполняющих в общественных и частных банках служебные обязанности, относящиеся к деятельности банка по денежным его оборотам и по заведованию принадлежащим ему имуществом. Дела о злоупотреблениях должностных лиц частных обществ и акционерных собраний возбуждались на общем основании независимо от постановлений общих собраний этих обществ.
Для состава преступления, предусмотренного ст. 1155 Уложения 1845 года требуется:
Ф чтобы банковская операция была совершена служащим в кредитном учреждении с нарушением правил действующих в этом учреждении;
Ф чтобы она влекла за собой ущерб для его установления;
Ф чтобы ущерб был причинен служащим злонамеренно, т.е. с умыслом доставить кому-нибудь незаконную выгоду.
Также в кредитных учреждениях лица, ответственные за хранение бланков, приготовленных для выдачи билетов на вклады, подвергались денежному взысканию не свыше 50 рублей за каждый утерянный бланк и отрешались от должности, за небрежность (ст. 1156 Уложения 1845 г.).
Особо предусматривалась ответственность чиновников и должностных лиц государственных кредитных установлений, общественных и частных банков за нарушение банковской тайны (ст. 1157 Уложения 1845 г.); при разглашении банковской тайны виновный мог понести одно из следующих видов наказания:
Ф отрешение от должности;
Ф при намеренном разглашении банковской тайны, касающейся частного лица, — заключение в тюрьму на срок от 4 месяцев до 1 года 4 месяцев.
В эту же главу включены уголовно-правовые нормы, по которым ответственность наступала за подделку билетов государственных кредитных установлений (ст. 1149), общественных и частных банков (ст. 1150), подлоги и другие злоупотребления с векселями (ст. 1160). Из материалов опубликованной практики уголовного кассационного департамента Правительствующего сената видно, что злоупотребления с такой ценной бумагой, как вексель, были в дореволюционной России весьма распространенным преступлением.
Статьи 1163—1168 разрешали вопросы ответственности за различные злоупотребления, связанные с банкротством.
Одним из первых правил регулирования банковских операций является «Правило по банковским операциям казначейств», находящимся в городах, где нет учреждений государственного банка. В главе 4 этих Правил подробно расписываются виды банковских операций, к которым относятся:
Ф обмен денег;
Ф покупка и продажа процентных бумаг;
Ф оплата купонов, вышедших в тираж процентных бумаг и билетов государственного казначейства истекших сроков;
Ф уплата процентов по личным вкладам;
Ф выдача ссуд под залог ценных бумаг;
Ф перевод денежных сумм;
Ф получение государственных платежей по векселям;
Ф текущие счеты;
Ф срочные и бессрочные вклады;
Ф вклады на хранение;
Ф операции сберегательных касс;
Ф реализация конверсии государственных займов, обмен процентных бумаг и продажа билетов государственного казначейства новых выпусков;
Ф прием и выдача сумм за учреждения государственного банка.
В главе 10 Правил перечислены лица, имеющие право производить ревизию банков, к ним относятся губернаторы, чиновники, командируемые Министерством финансов и Государственным банком госконтроля.
28 марта 1906 г. был принят приказ «О порядке открытия учреждений мелкого кредита», где также перечислены условия открытия учреждений мелкого кредита.
В 1906 г. глава 8 Уложения 1845 г. было дополнена блоком норм об ответственности содержателей банкирских заведений и меняльных лавок за производство запрещенных операций, совершение запрещенных законом сделок по покупке и продаже золотой валюты и тому подобных ценностей в золотой валюте (ст. 11744—11746 ).
Так, например, если в банковских конторах и меняльных лавках хранятся купоны и не начисляются проценты отдельно от правительственных и частных процентных бумаг или от листов, в состав которых эти купоны выделены, то содержатели банковских контор и меняльных лавок, подвергаются ответственности по ст. 11742. На лица, виновные в совершении такого деяния, судом возлагалась обязанность уплатить сумму в размере от 100 до 500 рублей, за повторное нарушение — от 200 до 1000 рублей, за третий раз — от 300 до 1500 рублей и закрытие учреждения.
За банковские операции с отдельными видами бумаг, в частности, с «правительственными» или «частными» процентными бумагами, не имеющими всех принадлежащих им купонов, а также за выдачу по таким бумагам ссуды, принятие этих бумаг на хранение и т.д., наступала уголовная ответственность по ст. 11743 Уложения (штраф, взыскание от 50 до 300 рублей).
Если содержатели банковских заведений и меняльных лавок занимались операциями, не лицензированными правительством, они привлекались к уголовной ответственности по ст. 11744 Уложения и подвергались денежному взысканию в сумме от 100 до 1000 рублей за первый раз — от 200 до 2000 — за второй раз и от 300 до 3000 рублей — за третий раз, заключению в тюрьму на срок от 2 до 8 месяцев и закрытию принадлежащего им банка.
В 1903 г. был принят устав «Кредитный». В главе 4 «О банковских заведениях и меняльных лавках» к ст. 11744 Уложения говорилось, что Министерство финансов имеет право требовать от банковских заве-
дений и меняльных лавок любые сведения и объяснения о производимых ими операциях в назначенный срок. Также Минфину предоставляется право командировать уполномоченных лиц для внезапного осмотра и проверки книг и делопроизводства в банковских заведениях и меняльных лавках в тех случаях, когда имеется информация о «беспорядке» и «злоупотреблениях». Минфин может запретить банковским заведениям и меняльным лавкам «относительно кому это будет признано необходимым»: продажу билетов, выигрышных займов с рассрочкой платежа; перезалог процентных бумаг, под которые выданы ссуды, в сумме выше против размеров выданных ссуд; прием вкладов на хранение на текущий счет и на обращения из процентов, а также открытие кредитов под обеспечение, под каким бы видом и наименованием эти операции ни производились.
В случае запрещения какому-либо банковскому заведению или меняльной лавке вышеуказанных операций, Минфин определяет порядок ликвидации сделок по всем операциям и назначает окончательный для нее срок.
Помимо того что от содержателей банковских заведений и меняльных лавок требуется выполение распоряжения правительства (ст. 11744), они еще должны были заявлять губернатору или градоначальнику о производстве операций, которые ими совершаются (ст. 11746). Лица, виновные в производстве операций, о которых ими не было заявлено, подвергались денежному взысканию. Но тут, в отличие от ст. 11744, наказание смягченное — денежное взыскание не свыше 100 рублей, а повторное взыскание — не свыше 300 рублей.
Санкция ст. 11745 Уложения отличается от иных уголовно-правовых норм тем, что за совершение запрещенных законом сделок по покупке и продаже золотой валюты и тому подобных ценных металлов виновные подвергаются денежному взысканию в размере от 5 до 10% с суммы, на которую сделка была заключена. В отличие от других норм, рассматриваемых нами выше, санкция этой нормы выделена в процентной ставке от суммы, на которую была заключена сделка.
За нарушение правил банковских операций по Уложению уголовная ответственность наступает по уголовно-правовым нормам, которые были помещены в различных статьях, а то и в различных главах. Это проявляется в какой-то мере и в нынешнем УК РФ. Некоторые банковские операции регулируются ст. 172 УК РФ, некоторые — 185 УК РФ. В связи с этим возникла необходимость разработать новое Уложение.
В 1881 г. началась работа над проектом нового Уголовного уложения, которое было готово в 1903 г. В Особенной части Уложения 1903 г. самостоятельными разделами регулировалась ответственность за изготовление фальшивых денег, ценных бумаг или знаков, осуществление предпринимательской деятельности без необходимого разрешения либо с нарушением установленных законами отдельных видов деятельности. Особое внимание придавалось торговле спиртными напитками, операциям с ценными бумагами, сделкам с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
В отличие от Уложения 1845 г. в Уложении 1903 г. особых существенных новелл в области уголовно-правовой охраны банковской деятельности не содержалось.
Уголовное уложение 1903 г. практически полностью сохранило рассматриваемые выше нормы, внеся в них незначительные изменения.
Так, например, ст. 318 Уголовного уложения предусматривала ответственность за открытие без соблюдения установленных правил или без надлежащего разрешения:
Ф торгового или промышленного общества или товарищества;
Ф частного или общественного кредитного установления, банковского заведения или меняльной лавки;
Ф комиссионерской или справочной конторы для дел частных;
Ф ссудной кассы.
Данный вид преступления наказывался арестом или денежным штрафом не свыше 500 рублей.
Статья 321 Уголовного уложения гласит, что лица, содержащие банковские заведения или меняльные лавки, заведующие ими или состоящие на службе, виновные:
Ф в недозволенной покупке или продаже правительственной или частной процентной бумаги, не имеющей всех принадлежащих ей купонов, течение процентов которых еще не началось;
Ф в недозволенной выдаче ссуды под бумагу в п. 1 этой статьи или в открытии текущего счета, обеспеченного такой бумагой;
Ф в производстве какой-либо сделки, предметом которой служит бумага, названная в п. 1 этой статьи, наказываются денежным штрафом не свыше 300 рублей (ст. 11743 Уложения 1845 г.).
Эти действия, перечисленные в ст. 321 Уголовного уложения, являются своего рода банковскими операциями, о чем свидетельствуют «Правила по банковским операциям казначейств» 1900 г.
Статья 322 Уголовного уложения также гласит, что содержатели банковских заведений или меняльных лавок, служащие, виновные в производстве воспре-
щенной законом или обязательным постановлением сделки, наказываются денежной пенью не свыше 2000 рублей, за повторное нарушение виновный наказывается заключением в тюрьму на срок не свыше 6 месяцев и денежным взысканием не свыше 3000 рублей. Сверх того, суду предоставляется право лишить виновного возможности содержать банковские заведения или меняльные лавки на срок от 1 года до 5 лет, а в случае повторения такого поступка — навсегда (ст. 11744 Уложения 1845 г.).
Правила ст. 322 следует понимать в том смысле, что содержатели банковских заведений и меняльных лавок подлежат ответственности не только за производство воспрещенных сделок, но и за совершение дозволенных и согласных с установленными для них правилами, ибо подобные сделки, в сущности, являются сделками воспрещенными.
По ст. 323 подвергаются наказанию в виде денежной пени не свыше 200 рублей (ст. 11746 Уложения 1845 г.) за производство операций, о которых им не заявлено губернатору.
Статья 575 Уголовного уложения предусматривала ответственность за принятие чужого имущества на хранение и при этом присвоение этого имущества наказание в виде заключения в исправительный дом.
Рассмотренные статьи, регламентирующие ответственность за незаконную банковскую деятельность, так и не были введены в действие, так как Уголовное уложение 1903 г. вводилось поэтапно, начиная с июня 1904 г. Поэтому в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. неоднократно вносились изменения и дополнения и в таком виде при нарушении правил банковской деятельности оно применялось вплоть до 1917 г.
При анализе вышерассмотренных норм Уложения 1845 г. можно прийти к выводу, что в отличие от Уголовного кодекса РФ большинство наказаний выражается в штрафных формах, т.е. в виде взыскания денежной суммы. Только в отдельных случаях применялась мера наказания в виде лишения свободы, не превышавшая 1 года.
1 См.: Энциклопедический словарь. — Л., 1991. — С. 337.