международный научный журнал «инновационная наука» №3/2016 issn 2410-6070
2. Затонская И. В. Оценка финансовых рисков аграрного предприятия по данным отчетности / А. А. Краскова, С. С. Затонская, И.В. Затонская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 113. С. 90-104.
3. Затонская И. В. Проблемы перехода на МСФО в аграрном секторе экономики: теория и практика / А. А. Краскова, С. С. Затонская, И.В. Затонская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 112. С. 1697-1710.
4. Затонская И.В. Интерактивные задания по дисциплинам «Методы оптимальных решений», «Теория принятия решений» Франциско О., Затонская И.В. методические указания к проведению учебных занятий в интерактивной форме для бакалавров направления «Экономика», «Бизнес информатика», «Прикладная информатика», «Информационные системы и технологии» / Краснодар, 2016.
5. Затонская И. В. Информационные технологии в системе стратегического управления предприятиями АПК / С.С. Затонская, И. В. Затонская // Экономика и социум. 2015. Т. 3. № 3 (16). С. 47-50.
6. Затонская И. В. Монополизация рынка и антимонопольная политика государства / А. С. Троянович, И. В. Затонская // В сборнике: Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 185-187.
© Затонская С. С., Затонская И. В., 2016
УДК 338.46
И.И. Захарова
Старший преподаватель кафедры « Технология продукции общественного питания» ИПТД-филиал ГБОУ ВО НГИЭУ Р.В.Крылова Старший преподаватель кафедры « Технология продукции общественного питания» ИПТД-филиал ГБОУ ВО НГИЭУ г. Нижний Новгород, Российская Федерация
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАВЕДЕНИЙ ФАСТ-ФУДА В РОССИИ
Аннотация
За доступность и быстрое обслуживание заведения «фаст-фуда» пользуются популярностью более чем у половины населения. Развитие «фаст-фуда» происходит за счет увеличения количества точек, расширения меню. Все больше появляется блюд, рассчитанных на потребителей с небольшими доходами. Основными товарными группами являются: бутерброды, пицца, цыпленок, бифштексы. Из начально наиболее динамично на нашем рынке развивались два игрока - иностранный «McDonald's» и отечественный «Ростик'с». Развитие таких сетей очень выгодным делают низкие вложения и быстрая окупаемость.
Ключевые слова Индустрия питания, фаст-фуд, фуд-корт, франчайзинг, «McDonald's».
Стабильными темпами растёт российский рынок индустрии питания. Этот бизнес привлек большое количество инвесторов, как отечественных, так и зарубежных - это связано с возможностью получать значительную прибыль. Последние годы в России наметилась четкая тенденция - россияне меньше питаются дома и всё чаще посещают рестораны, кафе, фаст-фуды. Особенно быстрые темпы роста количества посетителей отмечают среди демократичных предприятий - заведений «фаст-фуд», пиццерий. Эти заведения пользуются популярностью более чем у половины населения за доступность и быстрое обслуживание.
международный научный журнал «инновационная наука» №3/2016 issn 2410-6070
Быстрый рост современного рынка индустрии питания во многом обусловлен развитием фаст-фуда. По оценкам экспертов годовой прирост этого сектора уже в течение нескольких лет составляет до 24 %. Фаст-фуд становится все более востребованным: если раньше основная масса людей питалась в рабочее время на работе бутербродами, то сейчас многие предпочитают куда-то выйти на обед.
Развитие фаст-фуда происходит за счет увеличения количества точек, расширения меню. Все больше появляется блюд, рассчитанных на потребителей с небольшими доходами - около 200 рублей. Основные концептуальные бренды сгруппированы по реализуемым товарным группам: бутерброды, пицца, цыпленок, бифштексы, национальные блюда.
Наиболее динамично на нашем рынке развиваются два игрока - иностранный «McDonald's» и отечественный «Ростик'с». Если транснациональный гигант развивается за счет больших инвестиций, то быстрый рост сети «Ростикс» происходит из-за активного использования франчайзинга. Развитие таких сетей очень выгодным делают низкие вложения и быстрая окупаемость, в основе меню лежит «монопродукт».
В настоящее время наблюдается стремительное расширение сферы фуд-кортов - точек быстрого питания, создаваемых на платформе центров торговли и развлечений. Открытия точек на фуд-кортах даёт возможность активного роста рынка фаст-фуда. Основными арендаторами являются компании «Макдоналдс», «Росинтер» (сети «Ростик'с», «Патио-пицца»), «Ланч» (сеть «Елки-палки»), ЮНТД («Sbarro») и др. Развитию рынка фаст-фудов в России немало способствует создание современной инфрастуктуры - появление торговых центров. По мере увеличения числа современных торгово-развлекательных комплексов, сети быстрого питания стали развиваться в фуд-кортах этих сооружений. Положительно сказывается на рынке и растущий уровень жизни россиян, хотя он ощутимо ниже, чем за рубежом.
Кроме них на места сегодня претендуют и некоторые передвижные сети - «Стоп-Топ», «Крошка-картошка», «Теремок - Русские блины». К этому их подстегивает и конкуренция, которая в быстроразвивающемся передвижном фаст-фуде значительно сильнее, чем среди стационарных заведений, и серьезное давление со стороны городских санитарных служб: согласно санитарным нормам все объекты индустрии питания должны быть подключены к канализации и воде.
Значительную часть потребителей, прежде всего более низкими ценами, оттягивают на себя одиночные предприятия - блинные и пельменные. Сюда же относятся торговые точки по продаже «быстрой» еды - кур гриль, шаурмы, картошки фри, хот-догов, сосисок в тесте. Эти предприятия чаще всего работают без торгового зала, но в силу своей доступности и дешевизны имеют большой оборот (до 500 человек в день).
Первый McDonald's открылся в 1989 году в Москве. До перестройки в Москве функционировало примерно 6 тыс. закусочных. С распадом СССР их число сократилось вдвое. Западные игроки рынка, а также нарождающиеся местные сети быстрого питания поспешили занять пустующую нишу. В 1998 году 80 % посетителей заведений фаст-фуда обслуживались в четырех сетях - McDonald s, «Русское бистро», «Ростик'с» и «Маркон-Экспресс». В 2005 году глава корпорации McDonalds не скрывал, что приоритетными направлениями экспансии компании являются Россия и Китай. К началу 2010 года ежегодные темпы роста российского рынка быстрого питания составляли более 32 %. К декабрю 2010 года объем рынка достиг 46 млрд. рублей. McDonald's решился на рефранчайзинг - продажу корпоративных точек действующим партнерам. Собственные точки McDonald's, формируют эффективную базу для развития сети с проверенными поставками и подготовленным персоналом. Прогнозируется, что к 2019-2021 году доля ресторанов McDonald's, работающих по франшизе, составит 20% от общего количества точек в России. Такой шаг необходим для сокращения трат компании в регионах и получения капитала, необходимого для развития. Согласно информации, представленной на одном из сайтов американских каталогов франшиз, именно франчайзинг позволил McDonald's стать одним из мировых лидеров в сегменте фастфуд-ресторанов. В России же стратегия развития сети быстрого питания по франчайзингу начала разрабатываться лишь в 2015 году, хотя первый договор о сотрудничестве был заключен еще в 2012 году с компанией «Развитие Рост» холдинга «Росинтер». Рестораны американкой сети в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях
международный научный журнал «инновационная наука» №3/2016 issn 2410-6070
и Алтайском крае появились благодаря второму договору, который был подписан в 2015 году с сибирским предпринимателем Александром Говором. На данный момент в России работает 543 ресторана McDonald's. В 2015 году американский фаст-фуд открыл 59 ресторанов в России, в 2016 году планируется открыть еще 60 ресторанов сети быстрого питания, в том числе в тех городах, где McDonald's ранее не был представлен.
Лидерами рынка по объему продаж по состоянию на 2014 год являлись сети быстрого питания: McDonald's, Ростик'с — KFC, Крошка-картошка, Теремок, Subway. Успех сети фастфуда зависит от потока посетителей и темпов роста сети. По мнению экспертов, чтобы выйти на рентабельность, сеть должна состоять не менее чем из 10-15 ресторанов.
«McDonald's» - лидер мировой отрасли фаст-фуда. Имеет 31 тысячу ресторанов в 120 странах мира. Основные глобальные конкуренты - Burger King, Yum!Brands. Занимает 6-е место в рейтинге «Топ-100 самых дорогих брендов мира». В основе маркетинговой стратегии - реклама, разнообразие ценовых категорий, смена ассортиментного ряда. Первая глобальная рекламная кампания McDonald's началась 2003 году под девизом I'm loving it (в России - «Вот что я люблю!»). В 1995 году компания открыла в Подмосковье завод «Маккомплекс», для производства полуфабрикатов.
Рестораны «Макдоналдс» развиваются как отдельно стоящие предприятия в оживленных местах и на больших магистралях города, а также на фуд-кортах в торговых центрах. Ежедневно рестораны «Макдоналдс» в России обслуживают более 500000 посетителей. Компания «Макдоналдс» ставит перед собой одну цель - полностью удовлетворить потребности посетителей. Один из основных конкурентов McDonald's на российском и мировом рынке является международная сеть «Subway». Принципом работы «Subway» является франчайзинг. Компания опирается исключительно на местных игроков, что отразилось на концепции заведений: закусочные «Subway», по сравнению с ресторанами McDonald's, имеют небольшую площадь, что требует от покупателей франшизы меньших вложений при открытии новых точек. Первое заведение «Subway» появилось в Санкт-Петербурге на Невском проспекте в 1994 году - по франчайзингу с российскими партнерами. Стратегический план второго оператора быстрого питания в мире по выручке после McDonald"s предполагает увеличение сети в России до 1 тыс. ресторанов к 2016 году.
«Ростик ^ KFC» - потомок русских и испанских эмигрантов, создатель ресторанной компании «Росинтер», пришел к мысли о создании в СССР сети ресторанов быстрого питания еще в 1984 году. Первым проектом в Москве стал «Испанский уголок», открытый в 1990 году рядом с Красной площадью. В 2005 году «Ростик групп» получила от компании Yum!Brands, входящей в международную сеть KFC (Kentucky Fried Chicken) и владеющей марками Taco Bell и Pizza Hut, предложение о развитии в России совместного бренда «Ростик'с-KFC». Сеть KFC в то время объединяла 34 тыс. ресторанов в мире. Основу ее ассортимента составляют закуски из куриного мяса в панировке. Политика торговой марки «Ростик'с-KFC» предполагает обеспечение своего присутствия на главной улице каждого крупного города.
«Sbarro» - популярное заведение в мире фаст-фуда представляющее китайскую кухню. Необходимо отметить, что большинство китайских ресторанов работает в высоких ценовых сегментах. Бренд Sbarro, появивился в канун кризиса 1998 года. У российского «Sbarro» амбициозные планы. Компания получила от итальянских партнеров право на развитие сети «Sbarro» в 30 странах мира. В 2014 году компания открыла более 30 ресторанов.
На российском рынке фаст-фуда вслед за зарубежными брендами быстро начали развиваться и отечественные операторы.
«Стардог^» - направление хот-догов в России с 1993 года развивает компания «Маркон». Сначала она работала с датскими поставщиками сосисок и ее киоски работали под вывеской «Стефф». После безуспешных переговоров об организации производства полуфабрикатов в России партнеры расстались, а сеть «Маркона» стала работать сначала под брендом «Стоп-Топ», а затем получила название «Стардог^», которое является собственной разработкой компании. Как и другие владельцы сетевых брендов, «Стардог^» активно продает франшизу, которая пользуется спросом у мелкорозничных торговцев, располагающих киосками возле станций метрополитена.
С точки зрения заполнения зоны фуд-корта, часть мест отдается обычно известным и раскрученным брендам, для которых ставки аренды будут ниже, чем для остальных операторов. К таким «якорным»
международный научный журнал «инновационная наука»
№3/2016
issn 2410-6070
брендам чаще всего относятся такие заведения как McDonald's, Теремок, Ростик'с-KFC, Крошка-Картошка. На рис. 1 видно, что больше всего точек в 2014 г было открыто у компаний Крошка-Картошка.
Рисунок 1 - Количество новых точек крупнейших операторов фаст-фуда в России 2014году.
Многие из тех, кто ходит в фаст-фуд, делают это не потому, что там весело и вкусно, а просто потому, что у них нет достаточно денег на посещение более дорогих ресторанов. Эти люди первыми начали экономить на еде вне дома. Следует отметить, что многие офисные работники теперь предпочитают обед в фаст-фуде за 150-200 руб. бизнес-ланчу за 250 руб. в предприятии среднего ценового сегмента. Кстати, у последних, с начала кризиса выручка снизилась на 20-30 %. У дорогих заведений - и вовсе на 30-50%. У дешевых - лишь на 10-15%. Примерно на столько, по оценкам участников рынка, уменьшился средний чек. Как отмечают аналитики компании Praedium Oncor International, за последний год операторы фуд-кортов по большей части не испытали снижения потока посетителей. В то же время увеличивается число посетителей качественных торговых центров, для которых характерна схема «сначала еда - потом покупки», а не наоборот. Как правило, большинство классических концепций торговых центров предполагает, что посетитель будет сначала делать покупки, а потом уже перейдет в зону фуд-корта, однако в последнее время зачастую наблюдается противоположная картина. Все это свидетельствует о возрастающем значении зоны фуд-корта как одного из основных якорей, формирующего значительную часть потоков.
Тем не менее, не смотря на рост рынка фаст-фуда, по-прежнему наблюдается тенденция сложности захода в крупные качественные торговые объекты операторам с малоизвестным и не раскрученным брендом. Как отмечается в исследовании российского рынка ресторанов быстрого питания, проведенного аналитиками РБК.research, наиболее часто заведения быстрого питания посещают респонденты, проживающие в Москве и в Нижнем Новгороде (4 раза в месяц). Существенно реже, а именно 2 раза в месяц в фаст-фуд рестораны посещают опрошенные жители городов с численностью населения менее 500 тыс. человек. Опрошенные россияне при посещении фаст-фуд ресторанов тратят в среднем 220 руб.
К словосочетанию «фаст-фуд» мы привыкли относительно недавно, но заведения подобного рода уже прочно вошли в наш быт. Перекусить можно буквально на каждом шагу. Правда, в отличие от прогрессивного человечества нижегородцы по-прежнему предпочитают гамбургеры, жареные пирожки и хот-доги - эту еду, сторонники здорового питания окрестили «пластмассовой». Плюс шаурма, канадская слойка, да пицца. А ведь то, что мы сейчас считаем едва ли не международной едой, не имеет в других странах такой популярности. Так, в Германии на улицах охотно едят жареные сосиски, в Чехии, например, популярны жареные каштаны, а особенно привлекателен пример итальянцев: их традиционная пицца стала одним из популярнейших вариантов фаст-фуда и в России в том числе. Наряду с позитивными факторами в отрасли остро стоят вопросы качества и культуры обслуживания. На российском рынке появляются новые местные игроки и новые форматы. Изменился и состав меню, перечень услуг для посетителей.
В заключение можно отметить, что время разгара кризисных ситуаций у зон фуд-корта была наименьшая доля вакантных площадей среди остальных арендаторов торговых центров. Практика показывает, что за последние несколько лет для операторов фуд-корта характерна более низкая ротация по
международный научный журнал «инновационная наука» №3/2016 issn 2410-6070
сравнению с другими арендаторов. Спрос на продукцию и услуги фаст-фуда непрерывно изменяется и растёт. С каждым годом фаст-фуд все больше внедряется в быт широких масс населения, позволяет эффективно использовать свободное время. Список использованной литературы
1. ГОСТ Р 50762-2007 Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания
2. ГОСТ Р 50647-2010 Услуги общественного питания. Термины и определения.
3. Ершов А.Н., Юрченко А.Ф. - Справочник руководителя предприятия общественного питания. М. 2011.
4.Кучер Л.С., Лифанова Р.Ф. - Организация производства и управление предприятием общественного питания. М. 2012.
© Захарова И.И., Крылова Р.В., 2016
УДК 338.45
Т.С. Захарова
аспирант 2 курс экономический факультет Оренбургский государственный университет г. Оренбург, Российская Федерация
СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ
Аннотация
В статье, на основе статистической информации, рассмотрена динамика и структура показателей, характеризующих машиностроение в России за период 2005-2014 гг. Вскрыты сложившиеся закономерности, оценены перспективы дальнейшего развития в свете политики импортозамещения. В заключении приводятся направления дальнейшего исследования экономики машиностроения в РФ.
Ключевые слова
промышленность, машиностроение, динамика, структура, состояние, импортозамещение.
Развитие машиностроения в России в период 1990-2014 гг. является показательным и отражает все перипетии, связанные с приватизацией, упадком экономики 1990-х годов, чередой финансовых кризисов и наращиванием объемов производства в последние периоды времени (2010-2014 гг.). Все это привело к утрате конкурентных позиций на мировом рынке и росту импорта по категории «машины, оборудование и транспортные средства». В настоящее время предприятия рассматриваемой отрасли, испытывают значительное давление извне, связанное с экономическими санкциями со стороны Европейского Союза и США. Также обесценение национальной валюты накладывает дополнительные ограничения на развитие рассматриваемого сектора. Сложившиеся условия с одной страны можно расценивать как угрозы существования машиностроения в нашей стране, с другой стороны возникают дополнительные возможности и конкурентные преимущества по сравнению с западными товаропроизводителями.
Все вышесказанное обуславливают актуальность изучения состояния и основных закономерностей развития машиностроения в России. Актуальность выбранной темы исследования также подтверждается большим количеством работ, посвященных состоянию и перспективам развития машиностроения в нашей стране, среди авторов, занимавшихся этой проблематикой можно выделить: Абрамян С.И. [1], Бодрунов С.Д. [2], Воронина В.М. [3], Дубровина Н.А. [4], Коростелева Е. М. [5], Муханова И.В. [6], Соловенко И.С. [7], Тимофеев Д.Н. [8] и др.