Научная статья на тему 'История развития ювелирного искусства в Узбекистане'

История развития ювелирного искусства в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
512
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ДРЕВНЕЙШАЯ / НАХОДКА / СЕРЕБРО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бородина Марина Ростиславовна, Гилазова Камила Ринат Қизи

И скусство создания прекрасных украшений из драгоценных металлов и камней передается ювелирами Узбекистана из поколения в поколение уже тысячелетиями. Это одно из древнейших ремесел на земле, которое всегда вызывало восхищение и благоговение. Самые ранние ювелирные изделия, найденные на территории Узбекистана, относят к XII веку до нашей эры, когда еще не было ни Бухары, ни Ташкента, ни Самарканда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История развития ювелирного искусства в Узбекистане»

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА В УЗБЕКИСТАНЕ Бородина М.Р.1, Гилазова К.Р.2

1Бородина Марина Ростиславовна - академик;

2Гилазова Камила Ринат цизи - магистрант, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: искусство создания прекрасных украшений из драгоценных металлов и камней передается ювелирами Узбекистана из поколения в поколение уже тысячелетиями. Это одно из древнейших ремесел на земле, которое всегда вызывало восхищение и благоговение. Самые ранние ювелирные изделия, найденные на территории Узбекистана, относят к XII веку до нашей эры, когда еще не было ни Бухары, ни Ташкента, ни Самарканда. Ключевые слова: искусство, древнейшая, находка, серебро.

Древнейшая находка была обнаружена у истоков реки Чирчик. В могильнике находились браслеты из бронзы, на которых изображались космологические спирали. Не менее интересен Амударьинский клад, который был найден у истоков реки Амударьи, и представляет собой уникальные изделия бактрийских ювелиров, живших в V веке до нашей эры. А поистине сенсационной находкой является клад из городища Дальверзинтепе в Сурхандарьинской области: здесь было найдено огромное количество украшений из золота и серебра, инкрустированных драгоценными камнями, общий вес которых составил 32 килограмма.

С самого начала ювелирные изделия были не только украшением, но и магическим талисманом, который оберегал своего хозяина от смерти, болезней, яда, порчи, а также приносил удачу, богатство и счастье. Так, серебро является символом чистоты, оберегом от яда и злых духов. Камень сердолик, узбеки называют его хакик, дарует здоровье и счастье. Бирюза - приносит удачу в бою, а также улучшает зрение. Жемчуг исцеляет. Многие другие камни и металлы были также наделены магическими свойствами.

Рис. 1. Тиллякош - женское налобное украшение

Ювелиры Узбекистана всегда работали индивидуально, или же в пределах семьи, где секреты мастерства передавались от отца к сыну. Обычно в маленькой мастерской располагались глиняный горн для плавки металла, маленькая наковальня и небольшой набор инструментов, достаточный для создания ювелирных шедевров.

Мастера ювелирного искусства владели целым рядом навыков: плавка металлов, литье, ковка, гравировка, тиснение, создание черни, ажура и эмали. Хотя были и относительно узконаправленные специалисты. Так выделялись мастера по работе с серебром, которых называли кумуш-усто.

Серебро издревле было самым популярным металлом для ювелиров Узбекистана.

Рис. 2. Национальная подвеска

Его использовали не только для женских украшений, но и для украшения оружия, одежды, и предметов быта. К тому же, очень часто в сочетании с серебром использовались драгоценные камни. Но в отличие от западных ювелиров, узбекские мастера не гранили, а шлифовали камни, придавая им округлую форму. Золото использовалось значительно реже. Лишь бухарские мастера чаще создавали золотые украшения, так как неподалеку, в долине реки Зарафшан, шла добыча этого драгоценного металла.

Самым пиком совершенства ювелирного искусства Узбекистана стал период XIX - начала ХХ века. Ювелиры, которых называли «заргар», украшали буквально все что можно: филигранная отделка оружия, удивительные узоры уздечек и другого конного снаряжения, гравировка серебряной посуды и многое -многое другое, не считая традиционных женских украшений. К тому же, в это время в культуру Узбекистана были привнесены традиции и искусство других народов. В страну приезжали работать ювелиры из Индии, Персии, Кавказа, и других стран. Негативным фактором был завоз из России готовых штампованных золотых ювелирных изделий, которые были значительно дешевле местных. Постепенно ювелиры Узбекистана не выдержали конкуренции.

Сегодня ювелирные традиции Узбекистана возрождаются благодаря семьям мастеров, которые, несмотря на низкий спрос на свою продукцию в ХХ веке, продолжали работу. В ювелирных магазинах вновь можно увидеть золотые и серебряные изделия, выполненные в классическом стиле узбекской ювелирной школы. Мастера стали объединяться в союзы ремесленников, а их работы все чаще появляются на специализированных ювелирных выставках. Интерес к уникальному стилю узбекских ювелиров с каждым годом растет, причем даже за пределами страны. Ювелирное искусство Узбекистана - это богатая самобытная культура, которая начинает возрождаться, сохраняя знания и секреты мастерства, накопленные предками за тысячелетия.

Развитие орнаментального кода ювелирии в регионах Узбекистана от Авесты до исламского периода в культуре Узбекистана.

Ремесло ювелира - одно из древнейших на земле. Изначально ювелирные изделия служили не только украшениями, но и были оберегами, наделялись магическими

свойствами. Наиболее ранние находки таких украшений в Узбекистане относятся к XII веку до нашей эры.

В верховьях реки Чирчик из могильника были извлечены бронзовые браслеты с треугольными насечками и орнаментом в виде космологических спиралей. Особую историко-культурную ценность представляют золотые и серебряные культовые предметы, а также браслеты, перстни и ожерелья из так называемого Амударьинского клада, обнаруженного в 1877 году в верхнем течении реки Амударьи. Они свидетельствуют, что еще в V веке до нашей эры мастерство бактрийских ремесленников достигло высот подлинного искусства.

Рис. 3. Серьги

Настоящей сенсацией в научном мире стала находка в Сурхандарьинской области на юге Узбекистана на археологических раскопках городища Дальверзинтепе клада весом 32 килограмма, состоящего из высокохудожественных предметов и украшений из золота, серебра и драгоценных камней, относящихся к эпохе Кушанского царства. А близ города Термеза в руинах дворца на городище Балалык-тепе сохранилась настенная роспись VI века со сценами пиршества. На знатных дамах были изображены золотые кольца, перстни и серьги с подвесками, напоминающие традиционные украшения современных узбекских женщин.

Роскошные изделия создавали ювелиры по заказам придворных дам в эпоху Темуридов.

Подлинного расцвета ювелирное искусство достигло в XIX - начале XX веков. Украшения, выполненные ювелирами Бухары, Хивы, Самарканда, Ташкента, Ферганской долины, пользовались спросом на Востоке и Западе. Особенно ценились изделия мастеров Бухары и Ташкента. Ювелирные изделия узбекских мастеров отличает богатство форм, изящество отделки и проработанность деталей.

Рис. 4. 1916г. Фотооткрытка из Ташкента. Подпись "Дети, девочки. Сартовский Ташкент"

Излюбленным материалом для ювелирных украшений в Узбекистане всегда было серебро, но бухарские мастера большую часть изделий традиционно выполняли из золота. Ведь недаром Бухара расположена в долине "золотоносной" реки Зарафшан, где с древнейших времен добывался драгоценный металл.

Список литературы

1. Joser M. Garrofe. Structural packaging - Index book. 476 p.

2. Eder W. Ernst, Hosnedl Stanislav. DESIGN ENGINEERINGA Manual for Enhanced Creativity, London - New York CRC, 2008. 558 p.

3. Бородина М.Р. «Художественное конструирование». Учебное пособие. Ташкент: ТАСИ, 2013. 134 с.

4. Фахретдинова Д. Ювелирное искусство Узбекистана. Т., 1988. 204 с.

5. Сычева Н. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана. М., 1984. 179 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.