КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА УЗБЕКИСТАНА Умарова Д.З.
Умарова Дилмура Закировна — старший преподаватель русского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье говорится о разновидностях декоративно-прикладного искусства Узбекистана. О самобытности и эксклюзивном творчестве народных мастеров, ремесленников, передающих свое умение из поколения в поколение, вкладывающих в каждую вещь частичку души и на протяжении веков создающих уникальные образцы изделий, будь то утварь для дома, или украшения жилища, или особая посуда. Ключевые слова: искусство, керамика, резьба по ганчу, золотошвеи.
Историю художественных промыслов Узбекистана можно сравнить с течением центральноазиатских рек Сырдарьи и Амударьи. Истоки их лежат высоко в горах, в царстве ледников и туманов. Ниже воды сливаются воедино, образуя стремительные реки, которые на равнинах замедляют свой бег, орошая поля и питая водоемы. Так история ремесел берет свое начало в глубине веков, развиваясь то стремительно, то медлительно и плавно, но один этап следовал за другим, сохраняя традиции и преемственность развития. В течение многих веков узбекским народом создавались его технические и художественные традиции. С древности особое место среди многочисленных видов народного искусства занимает художественная керамика. Обнаруженные археологами блюда-лаганы, пиалы и косы выглядят так, словно их создали только вчера [1, с. 249]. Отдельно стоит выделить именно Риштанскую школу гончарного искусства, изюминкой которой всегда была голубая керамика. Признанными мастерами и продолжателями керамической школы можем назвать Усто Умара Джуракулова из Самарканда, Усто Раимберды Марчанова из ханкинского кишлака Мадыр. Он использовал каракумские пустынные травы, из которых изготавливал глазурь для росписи. Его изделия не боятся солнечных лучей и хранятся длительное время. С течением веков отчетливо определились и получили известность центры ремесла: Самарканд, Гиждуван, Риштан, Шахрисабз, Ташкент, Хорезм. Каждый центр керамики также имеет свой неповторимый орнаментальный почерк. Сегодня резьба по ганчу очень популярна как украшение интерьера. Разновидности алебастра (ганча), дерева, камня составляют прочную основу этого древнего искусства. Добрую память оставил о себе мастер резьбы по ганчу из Бухары Усто Ширин Мурадов. Узоры, выполненные им, настолько совершенны, что кажется, сама Природа сделала тёплыми, живыми геометрические орнаменты. В художественном оформлении мечетей, медресе, а также дверей издавна широко использовалась резьба по дереву. Изделия узбекских резчиков украшают не только музеи и достопримечательности республики, но и далеко за её пределами. Хорезмские резчики, братья Джуманиязовы, сделали резную дверь для бывшего президента Франции Франсуа Миттерана. Их считают продолжателями традиций умелого резчика по дереву Ата Палвана. Это он в 1937 году на Всемирной выставке в Париже поразил Францию колонной с тончайшими кружевными узорами, получив за неё золотую медаль [1, с. 269]. Медночеканные изделия также издавна пользовались успехом у местного населения. Торевтика - искусство рельефной обработки художественных изделий из металла. По
| 83 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 5 (16). 2017
древности происхождения она уступает лишь художественной керамике. Чеканка - тонкая ручная работа. Местные мастера создавали свои произведения из различных металлов - золота, серебра, меди, бронзы и латуни. Чеканная медная посуда выставлялась на полках, словно она являлась произведением искусства. К числу наиболее развитых видов народного искусства, которые сумели сохраниться до наших дней, относится ювелирное искусство. Мастера-заргары создавали перстни, серьги, браслеты, ожерелья из бус, предназначенные для повседневной носки, но многие из этих изделий можно считать уникальными произведениями. В щедром изобилии видов прикладного искусства Узбекистана золотое шитьё - чудо особое. С XVII века страницы истории этого вида искусства неразрывно связаны с Бухарой. Золотое шитьё широко применяется для отделки подарочных халатов, поясов и тюбетеек. Прекрасные образцы народного творчества славят золотые руки талантливых узбекских мастеров золотого шва и их вдохновенный труд [1, с. 258]. Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство после обретения Узбекистаном независимости получило второе рождение.
Список литературы
1. Джураева З.Р. Русский язык. Учебное пособие для учащихся национальных групп академических лицеев. Ташкент, 2002.
2. Умарова Д.З. Народно-прикладное искусство Узбекистана. Методическое пособие по русскому языку. Фергана. ФерПИ, 2009. 40 с.
3. Умарова Д.З. Степень участия женщины в социализации личности подрастающего поколения // Вопросы науки и образования. № 3 (4), 2017. С. 83-84.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 5 (16). 2017 | 84 |