ЭКОНОМИКА
Н.В. КУЗНЕЦОВА,
доктор экономических наук, ДВГУ
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЯПОНСКОЙ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ
В соответствии с общепринятым подходом к оценке формирования управленческих навыков (о формировании науки пока речь не идет) в Японии, так же как и в любой другой стране, можно выделить несколько этапов до зарождения науки об управлении.
На первом этапе позднего феодализма (эпоха Эдо, 1600-1860 гг.) выделяется «купеческая наука», характеризующаяся купеческой моралью и необходимыми для коммерческих операций навыками чтения, письма и счета.
Второй этап (1868-1889 гг.) связан с внедрением западной системы организации коммерческих предприятий, бухгалтерского учета и образования. На этом этапе переводят на японский язык и издают западные учебники по экономике и управлению, книги с примерами хозяйствования.
Третий этап (1890-903 гг.) является коротким, но самым насыщенным по развитию предпосылок к выделению управления в самостоятельную науку: появляются японские учебники по коммерции; комментарии к коммерческому кодексу; пособия по рекламному делу, например работа С. Хамада «Практические методы рекламы» (1902). Американец В. Скотт опубликовал одну из первых работ в этой области - «Теория рекламы» -именно в 1903 г., а также «Психология рекламы» в 1908 г. Значимость управления на этом этапе проявляется в публикациях большого количества кратких биографий предпринимателей и людей, «которые сами себя сделали».
Начинают систематизироваться разрозненные коммерческие дисциплины, и формируется единая наука о коммерции (например, X. Иида «Основы коммерции», 1902), в рамках которой намечаются две самостоятельные науки: наука о коммерческом управлении и экономика коммерции (С. Миура «Экономика коммерции», 1903). Однако эти работы не направлены на развитие содержания данного процесса.
В Японии появляются курсы практических навыков управления, например «Принципы фабричного управления» (X. Сигэмунэ, 1902) и «Теория промышленного менеджмента» (И. Сато и И. Каваи «Экономика промышленности», 1903). Однако ни один из этих подходов еще не является теори-
ей управления производством или теорией хозяйственного управления в современном смысле.
В это же время публикуются результаты исследования реального положения по проблемам труда (например, исследования Министерства сельского хозяйства и торговли «Положение фабричных рабочих», 1903) и по теории охраны труда (К. Каваками «Охрана труда», 1897; Д. Судзуки «Политика и теория охраны труда в промышленности», 1903). Подробно исследуются картели и концерны (И. Гото «Синдикаты и трасты», 1901; М. Того «Трасты», 1902 г.; Г. Исикава «Монополии и трасты», 1902).
На четвертом этапе (1904-1912 гг.) происходит углубление основных теоретических положений науки о коммерции. В результате этого в самостоятельный раздел выделились основы коммерции (появляются работы «Основы коммерции» таких авторов, как Р. Утиикэ, Т. Сакамото, Т. Сайто, Дз. Ито, Б. Исикава и др.). Намечается тенденция к оформлению менеджмента в отдельную дисциплину в рамках науки о коммерции (Т. Цутия «Принципы коммерческого управления», 1906; «Организация и управление компании», 1910; Т. Сакамото «Основы коммерции и
управление», 1908). Однако об организации и управлении в современном смысле в этих трудах еще не говорится.
В этот период активно критикуют концепцию триединства науки о коммерции, включающую коммерческую политику, экономику коммерции и науку о коммерческом управлении (например, точка зрения С. Миура) и все активнее говорят о необходимости создания методологических основ (Р. Утиикэ «Краткий очерк науки о коммерции,1906; Т. Уэда «Что такое наука о деловом управлении», 1909)1.
В начале XIX в. промышленная революция принесла массовое производство товаров и создала современную промышленную организацию. В новых компаниях с их огромным производственным потенциалом было мало понятного, поэтому скоро стала очевидной необходимость знаний об управлении, его природе и механизмах влияния на производственный процесс.
Возрос интерес к промышленным исследованиям (промышленной политики, экономики промышленности, промышленного управления). В качестве примеров можно привести работы С. Кубота «Практическое промышленное управление», 1908; исследования предприятий Ё.
Саканиси «Предприятие», 1904; X. Цумура «Развитие типов
предприятий», 1905; К.Тода «Объединения (картели и трасты)»,1910; К. Кига «Союзы и объединения предприятий», 1911; Ю. Кобаяси «Компания», 1912.
В 1911 г. происходит популяризация системы Ф. Тейлора , на эту тему появляются статьи С. Ясунари. Также продолжаются исследования трудовых отношений в широком диапазоне: по проблемам заработной платы, промышленной психологии, проблемам сокращения рабочего времени, повышения эффективности труда.
Период появления науки об управлении в Японии (1912-1926) характеризуется серьезными политическими и экономическими событиями: 1912 г.- «свержение клановых клик» первым движением в защиту консти-
6. Зак. 1327
туции, («переворот Тайсё»; победа политических партий и промышленных капиталистов; отправная точка «демократии Тайсё»); 1914 г.- начало первой мировой войны (расширение концессий в Китае; резкий рост экспорта в результате «военного экономического бума»; развитие химической и тяжелой промышленности); 1916 г.- «21 условие Китаю» (расширение концессий в Китае); 1917 г.-революция в России; 1918 г.- «рисовые бунты»; 62% уровня электрификации промышленности (революция перехода от паровой тяги к электричеству); 1919 г. - Парижская мирная
конференция; «движение 4 мая» (Китай); «движение за независимость» 1 марта (Корея); основание «Общества друзей единого трудового союза Великой Японии»; 1920 г. - создание Лиги Наций; рост движения за всеобщие выборы; послевоенный кризис (падение курсов акций, паника банковских вкладчиков; банкротства предприятий, резкое сокращение экспорта, усиление монопольного положения дзайбацу); первая маевка; 1921 г. - Вашингтонская конференция; «Единый трудовой союз Великой Японии» (переименован из «Общества друзей»); 1922 г. -
Вашингтонский договор о сокращении вооружений; 1923 г. - Великое землетрясение Канто, создавшее определенные трудности в экономике; ситуация, которую назвали «кризис землетрясения»; 1925 г. - договор Локарно; закон о поддержании общественного порядка; закон о всеобщих выборах; Японский совет профессиональных союзов (откололся от Единого союза, имеющего коммунистическую ориентацию).
Именно в этот период намечаются тенденции, связанные с зарождением науки об управлении. В 1913 г. издается перевод Н. Хосино книги Ф. Тейлора «Принципы научного менеджмента». Для сравнения стоит сказать, что в Германии эта книга появилась лишь в 20-х гг. Напомним, что Ф. Тейлор написал ее в 1911 г. В ней сформулированы четыре принципа, выходящие за рамки изучения трудовых движений и затрат времени. Стержнем всей концепции Тэйлора стал тезис о том, что дневное задание рабочему и методы выполнения поручаемых ему функций должны быть научно обоснованы. Эти принципы (он их называл законами управления) представляют собой комбинацию механических, концептуальных и философских идей.
1. Разработка научного подхода для каждого элемента рабочих заданий с целью замены эмпирического метода.
2. Научный отбор, обучение, профессиональная подготовка и повыше ние квалификации работника (в прошлом он самостоятельно выбирал себе работу и готовился к ней, как мог).
3. Дружеское сотрудничество с людьми с целью обеспечения работы в соответствии с разработанными. научными принципами.
4. Почти равномерное распределение труда и обязанностей между пер соналом и руководителями. Руководители берут на себя ту часть работы, к которой они подготовлены лучше, чем их персонал (в прошлом почти все функции и большая часть ответственности возлагалась на персонал)3.
Уже в 1920 г. система Тейлора внедряется в компании «Район Хамигаки». В компании «Накаяма Тайёдо» создается отдел фабричной
производительности, на многих предприятиях организуются отделы по урегулированию
трудовых отношений. В 1916 г. в Японии издаются инструкции по применению фабричного законодательства.
Изменяется система экономического образования. Так, в 1917 г. в Коммерческом училище Отару создается кафедра торговопромышленного управления, а в 1919 г. открывается Институт социальных проблем Охара; на экономическом факультете Токийского императорского университета образуется кафедра фабричного менеджмента (Т. Ватанабэ); на коммерческом отделении университета Васэда - кафедра психологии рекламы (Ё. Уэно). В 1920 г. Токийское коммерческое училище преобразуется в Токийский коммерческий институт (в настоящее время - университет Хитоцубаси); открыты кафедры торгово-промышленного управления и научного менеджмента (Ф. Мурамото) в Коммерческом училище Осака (в настоящее время - Осакский городской университет). В 1921 г. в университете Кэйо открыта кафедра фабричного менеджмента (К. Канда), в 1922 г. - в Токийском коммерческом институте - кафедра фабричного менеджмента (Ё. Уэно).
В 1920 г. выходит в свет первый номер «Вестника социальной политики» общества Кётёкай; в 1923 г. создается Японская ассоциация производительности, открывается первое в Японии консалтинговое агентство по менеджменту (Т. Араки); в 1923 г. создается городской музей в Осака «Исследования производительности»; в 1925 г. - Японский институт производительности в промышленности (Ё. Уэно) и японское отделение общества Тейлора (Ё. Уэно); в 1926 г. - Японское научное общество менеджмента.
Напомним, что Общество совершенствования управления (SAM) (в некоторых переведенных на русский язык работах это общество названо Обществом по улучшению методов управления) возникло в 1911 г. как Общество улучшения организации производства. Одним из его основателей был Ф. Тейлор; после его смерти оно было переименовано в Общество Тейлора4. В 1924 г. создан Международный институт административных наук и Международный Совет по научной организации управления.
Резкие изменения происходили и в производственной организации. В1924 г. корпорация «Форд» создает в Японии дочернее предприятие и начинает сборку автомобилей серии «Т»; в 1926 г. в компании «Хаякава Киндзоку» (в настоящее время компания «Шарп») внедряется производство под музыку.
Именно на этот период приходится перевод на японский язык работ Ф.Тейлора, Ф. Гилбрета, Скотта, X. Мюнстерберга, Ф. Аткинсона, П. Нистро-ма, Г. Ли, Г. Гантта, Н. Бриско, Г. Эмерсона, Дж. Раунтри и др. Предпочтение отдается практикам менеджмента, идет активное внедрение американских методов управления. Силами ученых, выезжавших в заграничные командировки, осуществляются переводы на японский и немецкий языки литературы по менеджменту (работы Р. Лифмана, Г. Шмоллера, Е. Шмаленбаха и др).
Наблюдается резкий рост исследований японских ученых в области принципов научного и фабричного менеджмента, методов повышения производительности на производстве, стандартизации и упрощения операций (К. Канда «Фабричный менеджмент на практике», 1912, «Исследование
производительности труда», 1922, «Фабричный менеджмент», 1926; Дз. Исэки «Комментарии к новым принципам фабричного менеджмента», 1916; К. Судзуки «Практическая наука о фабричном менеджменте», 1916; X. Кацуда «Фабричное оборудование для повышения производительности», 1918; Ю. Кунимацу «Система принципов научного менеджмента», 1926; Т. Икэда «Принципы научного менеджмента для повышения производительности», 1923; М. Танака «Научный
промышленный менеджмент», 1924; Т. Ватанабэ «Фабричное управление», 1926).
Начинают выделяться школы научного управления, так, например, к немецкой школе можно отнести работы Т. Ватанабэ «Коммерческое управление», 1922, а также Ё. Масути «Введение в экономику управления», 1926 (первая японская книга, названная «экономика управления». К англо-саксонской школе можно отнести работы Ф. Мурамото «Управление в торговле и промышленности», 1925 и Кэйдзи Баба «Функциональные обязанности в промышленном менеджменте и их разделение», 1926. Прослеживается и влияние американской теории управления. Основными темами исследований этой школы были вопросы форм оплаты труда, распределения прибылей, консультаций между управляющими и рабочими, фабричных комитетов, фабричной гигиены, промышленной психологии и пр.5
В исследованиях заметно влияние принципов научного менеджмента на сферу сбыта, развиваются теории коммерческого менеджмента, рекламы, принципов повышения производительности сбыта (Т. Цутия «Коммерческое управление» ,1912; С. Хамада «Управление современным магазином», 1916; Дз. Сасаки «Принципы управления образцовым магазином розничной торговли», 1916; А. Ватанабэ «Коммерческое управление в последнее время», 1925; Дз. Исэки «Современная реклама», 1914, «Психология рекламы»; С. Накао «Современная наука о рекламе», 1915; М. Симидзу «Принципы рекламы в магазинах розничной торговли, 1916; С. Мацумия «Введение в науку о рекламе», 1924; К. Эндзёдзи «Меры по повышению возможностей сбыта», 1917; Т. Оно «Психология в коммерции», 1922; Общество промышленных исследований Тюгай «Принципы управления эффективным сбытом, 1924; Я. Исивата «Взгляд на проблему
универсальных магазинов», 1925; М. Симидзу «Принципы управления магазинами для среднего класса: контрмеры универсальным магазинам и рынку», 1924).
Выделяются исследования по теории предприятия и развитию концентрации предприятий: Т. Уэда «Экономика акционерного общества, 1913; Дз. Сано и К. Какиути «Союзы и объединения японских предпринимателей», 1914; О. Мацуо «Концентрация предприятий», 1920; К. Иномата «Сущность акционерного общества», 1921; Ю. Сато
«Акционерное общество», 1925; Т. Уэда «Перестройка общества и предприятия», 1921.
Таким образом, мы видим, что в 1912-1926 гг. в среде практиков стали популярными и были внедрены американские принципы научного менеджмента. Это привнесло элементы менеджмента в такие области, как наука о коммерции, экономика коммерции, теория промышленного управления, в которых ранее слабо были отражены вопросы управленческого контроля.
Объекты изучения также сместились: от описания в основном деятельности на торговом производстве - к управленческому контролю на промышленном производстве. Более того, под влиянием принципов научного менеджмента бурно развивались исследования в области управления трудом и сбытом. В то же время отмечается влияние немецкой науки об управлении и теории предприятия.
В результате перехода от изучения торговли к изучению промышленности, от организации работы к изучению управленческого контроля, к развитию теории предприятия .типичным объектом стал промышленный капитал (промышленные предприятия), на повестке дня оказались вопросы, имеющие предметом исследования производство, контроль, и, наконец, была открыта дорога к современной науке об управлении.
Период зарождения науки об управлении определяется с момента выхода книги К. Канда «Фабричный менеджмент на практике» - 1912 г. и по 1920 г. Последующие годы до создания Японского общества менеджмента (1926 г.) происходит дальнейшее закрепление наметившихся тенденций. Школа научного управления (1880- 1924 гг.) и рождение японской науки управления (1912-1926 гг.) практически совпадают.
1926-1944 гг. -это период кризиса и военного времени, но также и период рационализации промышленности (1926-1934 гг.). Он сопровождался кризисом на финансовом рынке (1927 г.), в результате чего возобновился вывоз золота (1930 г.). В это время происходят также кризис Сева (1930-1931 гг.); Маньчжурский инцидент (1931 г.) и, как следствие, -выход из Лиги наций (1933 г.), что обострило необходимость поиска путей реорганизации предприятий. Создается Совет по рационализации промышленности (1929 г.), вводится Закон о регулировании и контроле в наиболее важных отраслях промышленности (1931 г.)6.
Продолжает прослеживаться влияние немецкой науки об управлении. В свет выходят ряд изданий по экономике управления. Эти работы уже отличает более глубокий теоретический анализ (Ё. Масути «Экономика управления»,1929; Н. Икэути «Сущность экономики управления», 1929; К. Сасаки «Становление экономики управления», 1930).
В работах по теории концентрации предприятия, государственного регулирования и контроля отражается появление режима государственной мобилизации экономики (С. Кодзима «Концентрация предприятий», 1929, «Регулирование и контроль предприятий», 1930; Ё. Ухара «Регулирование и контроль промышленности Японии», 1931)7
В науке об управлении усиливается поддержка режима военного времени. Следует отметить в работах этого периода сильное немецкое влияние. Наблюдается массовый выход в свет изданий по общим вопросам экономики управления и менеджмента (С. Мукаи «Общие вопросы экономики управления», 1934; Я. Хираи «Основы науки об управлении», 1935; К. Муротани «Введение в экономику управления», 1935; Т. Уэда «Общие вопросы экономики управления», 1937; Т. Мацуи «Начала экономики управления»,1937; Ф. Мурамото «Введение в науку об управлении», 1938; Т. Сасаки «Общие
вопросы экономики управления», 1938; Н. Икэути «Введение в экономику управления, 1940; Э. Икэда «Экономика управления», 1942)8.
Происходит популяризация управленческого контроля в условиях нацистского режима, а также нацистской науки об управлении (например, в работах Т. Такасэ «Регулирование и контроль акций национал-социалистами в условиях военного времени», 1943; Ф. Шируп (в переводе Т. Кида) «Развитие национал-социалистической политики распределения труда», 1943). В центре внимания находятся проблемы отраслевой организации, принципов руководства, работа хозяйственных объединений, политика заработной платы и трудовая политика, регулирование и контроль капитала и прибыли, системы распределения, розничная торговля, финансовый контроль. Появляются издания по менеджменту хозяйственных отношений при мобилизации экономики9.
В работах, касающихся теории предприятия, обсуждаются вопросы организации и регулирования картелей, трастов и концернов, дзайбацу, особых компаний, специальных государственных компаний, коммерческих корпораций и других организационных форм, а также вопросы развития предприятий для усиления военного потенциала (Я.(Ясудзиро) Ямамото «Государственные предприятия и современная наука об управлении», 1941; Т.(Тацуо) Такэнака «Компаративистско-системное исследование коммерческих корпораций», 1944; А. Ямасиро «Теория предприятий нового типа», 1943).
Ученых продолжает волновать проблема увеличения производственного потенциала, отсюда в работах наблюдается интерес к вопросам рационализации и фабричного менеджмента, производительности и технологии (Ф. Мурамото «Производственный менеджмент», 1937; Я. Андо «Совершенствование
фабрики», 1 940; С. Симмэ «Фабричный менеджмент в условиях нового режима», 1941; Ё Масути (ред.) «Увеличение производственного потенциала и рационализация управления», 1943; М. Кагава «Повышение
производительности на фабриках в период решающих боев», 1943).
Интерес к вопросам управления трудом никогда не ослабевал в работах японских ученых (Ё. Кобаяси «Теория управления и труда»,1936; Э. Авадзи «Менеджмент кадров», 1938; С. Кирихара «Менеджмент труда в военное время», 1942; Т. Норитоми «Менеджмент мобилизованного труда», 1942; Ё. Кобаяси «Труд и управление в военное время», 1943; А. Кусакабэ «Менеджмент рабочих в период решающих боев» (1944 г.); Р. Маитани «Теория «предприятие - одна семья», 1944).
Напомним, что школа «человеческих отношений» была развита группой ученых из Гарвардского университета, которые проводили с 1927 по 1932 гг. изучение группы женщин, работающих на хоторнском заводе в «Вестерн Электрик», Чикаго под руководством Э. Мэйо, профессора Гарвардского
Университета10.
Период послевоенного восстановления (1945-1954 гг.) характеризуется политикой оккупационных властей (демилитаризация, демократия, развитие мирной промышленности); политикой демократизации; аграрной реформой, роспуском дзайбацу, развитием рабочего движения; мерами по
перестройке экономики (Постановление о мерах по чрезвычайному финансированию; система приоритетных производств; 9 принципов
стабилизации экономики, «линия Доджа», «рекомендации Шоупа»);
появлением военных заказов в период Корейской войны («бум спецзаказов»); восстановлением суверенитета; зависимостью от США.
Именно в этот период начинается пересмотр отношения к системе немецкой науки и наблюдаются проникновение и более активная популяризация американского менеджмента. Работы таких ученых, как Ф. Тейлор, Г. Форд, Ч. Бернард, Г. Саймон, А.Берл, Г. Минз; Дж. Бурнхам, Р. Г ордон, П. Холден, Л. Фиш и X. Смит приобретают большую популярность в Японии. Внедрение американских теорий организации и управления наблюдается в работах Э. Фурукава «Американский менеджмент», 1948, «Управлен-ческий контроль», 1951; Кэйдзи Баба «Проблемы менеджмента и человеческой организации», 1954; К. Одака «Наука о человеческих отношениях в промышленности», 1953.
Появляются теории демократизации предприятий, теории внутренней организации предприятий. Они отражают соответствующую политику в условиях оккупации. Исследовательская группа общества Кэйдзай Доюкай разрабатывает «Предложения по демократизации предприятий» (1947 г.). Известны также работы М. Окамура «Демократизация акционерных обществ», 1947; А. Ямасиро «Теория развития системы предприятий», 1947; С. Курита «Концепция новой теории управления: критика менеджмента капиталистов», 1948; С. Такамия «Советы по совместному управлению», 1948; Г. Мори «Советы по совместному управлению», 1948).
Отражением политики демократизации экономики стала полемика о «новых менеджерах», в которой приняли активное участие А. Ямасиро «Разделение капитала и управления», 1947; Э. Фурукава «Новые
менеджеры»,1948; С. Мори «Акционерное общество и управляющие», 1948; С. Сакаи «Теория и структура общества менеджеров», 1948 .
Разворачивается дискуссия о том, должен ли менеджмент быть наукой об экономике управления или наукой об организации управления. В этот период находится на закате классическая, или административная, школа управления.
В начале 50-х гг. в Японию пригласили д-ра Деминга11 для консультирования руководителей в сфере бизнеса по вопросам качества. Он учил японских бизнесменов, как использовать статистику для того, чтобы знать, что сделает та или иная система, и затем разработать усовершенствования, для того чтобы прогнозировать ее работу и заставить действовать более эффективно. Основные составляющие метода Деминга заключаются в списке целей, который он называл «14 пунктов» успеха. Это можно считать отправной точкой движения за качество в Японии, которое ознаменовало послевоенное оздоровление страны и ее экономический подъем на мировых рынках. Сегодня во всем мире знают, что японцы считают высокое качество ключевым моментом для повышения производительности и увеличения прибыли.
Возрождается критика науки об управлении. Работы такого рода написаны с марксистских позиций и отражают послевоенную демократиза-
цию и рост рабочего движения (например С. Китагава «Критика науки об управлении», 1946, «Исследование методологии науки об управлении», 1947; С. Усио «Критика современной науки об управлении», 1949; К. Баба «Управление предприятий и проблемы труда», 1947; Ё. Кобаяси «Экономика управления», 1950, «Формы оплаты труда», 1953).
В период высоких темпов экономического роста и открытой экономики (1955-1973 гг.)12 происходят переход к экономической системе, интегрированной в мировую экономику (либерализация внешней торговли, переход к статусу «страны 8 статьи Соглашения МВФ», вступление в ОЭСР); крупные слияния компаний, возрождение концернов; наблюдаются перегибы в политике высоких темпов экономического роста. Именно в эти годы наблюдается бум менеджмента.
Исследования американского менеджмента становятся уже не просто популяризацией, а теоретическими и систематическими исследованиями, серьезным развитием теории менеджмента в количественном и качественном отношении. (К. Урабэ «Современный управленческий
контроль», 1961, «Процесс принятия решений», 1968, «Наука о поведении предприятий», 1968; Ё. Кумодзима «Формирование науки об
управленческом контроле», 1964; Э. Фурукава «Управленческий контроль», 1948; С. Фудзиёси «Управленческий контроль», 1948; Т. Тёкки
«Управленческий контроль», 1969; М. Моримото «Структура управления», 1970; Т. Фурихата «Новое развитие теории процесса управленческого контроля», 1970; С. Уэмура «Современные предприятия и теория
организации», 1971; С. Мори «Исследование концепции управление
Друккера», 1959; Т. Китано «Новые течения в американском менеджменте», 1962; Я. Окамото «Наука об управлении Друккера», 1972; Я. Ямамото и К Тасуги (ред.) «Теория управления Бернарда», 1972). Уже сами названия работ свидетельствуют о периоде развития школы человеческих отношений.
Однако параллельно с интересом к американскому менеджменту наблюдается возврат внимания к немецкой науке об управлении. Внимание это связано с «чудом» экономического восстановления Западной Германии13.
Наблюдаются также попытки систематизации японского опыта управления и развития управленческой науки (X. Хадзама «Исследование истории японского управления трудом», 1964; К. Отака «Японское управление», 1965; А. Ямасиро «Управление через
согласования и система ринги», 1966; Ё. Кобаяси «История японской науки об управлении», 1971; Т.(Тасуку) Ногути и др. «Современные японские акционерные общества», 1973; Э. Фурукава «Эмпирический анализ роста японских предприятий», 1973). Отправной точкой данных исследований стала книга Дж. Абегглена «Японский менеджмент» (пер. под ред. К. Урабэ, 1958).
Растет количество изданий по общим вопросам науки об управлении с широкомасштабным включением американского менеджмента (ЩНобуо) Нода «Наука об управлении», 1955; К. Урабэ «Современная наука об управлении», 1955; Э. Фурукава «Общие вопросы науки об управлении», 1956; С. Мори «Основы науки об управлении», 1956; Ф.(Фудзиёси) Сакамото «Современная наука об управлении», 1959; А. Ямасиро «Практическая наука об управлении»,
196G; Я. Ямамото «Краткий курс науки об управлении», 1964; Н.(Нобуюки) Сакураи «Современная наука об управлении», 1967). Все эти работы очень отличаются от «пронемецких» довоенных изданий по общетеоретическим вопросам. Растет число исследований в области критики науки об управлении14. Рассматриваются вопросы о собственности и контроле на предприятиях, объединении предприятий, менеджменте связанных компаний, производственных комплексах предприятий, развитии кэйрэцу и пр.
Период окончания высоких темпов экономического роста, агрессивного экспорта и выхода на зарубежные рынки (с 1974 г.) характеризуется переходом к плавающему обменному курсу иены, первым и вторым нефтяными шоками, низкими темпами экономического роста. Все это сопровождается спадом «сильной иены», крушением финансового бума; усилением экспорта и превращением в крупную экономическую державу, расширением внутреннего спроса и структурной перестройкой промышленности; вывозом лишнего капитала в виде зарубежных инвестиций (происходит выход предприятий на внешние рынки).
Уже в конце 7G^ гг. многие ученые стали уделять особое внимание системному и сравнительному анализу принципов менеджмента. Они сконцентрировали свое внимание на японских предприятиях за рубежом, в частности в США. Исследования показали, что для того, чтобы приспособиться к западной среде, японские фирмы вынуждены бьши приложить все усилия по видоизменению собственных принципов менеджмента. Однако эти фирмы в целом оставались характерно японскими, приспосабливая свои принципы за рубежом, придерживаясь определенных особенностей японского стиля менеджмента. Другими словами, национальная культура в значительной степени повлияла на принципы менеджмента, но культура страны-устроительницы, казалось, преобладала..
Технологическая революция (информатизация) востребовала теории, учитывающие приспособление к изменяющимся условиям (contingency theory), системная и ситуационная школы заняли решающие позиции в методологии управленческих исследований: подвижные структуры,
открытые системы, стратегия управления; теории, отвечающие за интернационализацию предприятий (появляются работы по теории ТНК, посвященные международному менеджменту, международным
сопоставлениям в области менеджмента).
В этот период, по мере продвижения японских предприятий на внешние рынки, японский стиль управления (а именно изменения в оценках японского стиля управления в стране и за рубежом) становится все более и более привлекательным. Возникла необходимость выделения универсальных и особенных черт японского стиля управления. Все эти изменения сопровождались участием (рабочих) в управлении, «гуманизацией» труда, деятельностью небольших коллективов, аргументируемой и специфической мотивацией, и лидерством. Внимание также было привлечено к таким аспектам, как корпоративный капитализм, собственность и управление на современных предприятиях (X. Окумура), переход от компаний с центром на отношениях собственности к компаниям с центром на внутренней организации (Т. Мито), теории «самодостаточности» компаний и «отсутствия капитализма в Японии» (Т. Нисияма) и др.
История японской науки об управлении и схема взаимосвязей основных ее представителей
Мы очень часто говорим, что японцы многое заимствовали из западных теорий, правильно и органично положив все это на свою социокультурную среду, однако анализ истоков возникновения и последовательности этапов развития науки управления в Японии дает все основания говорить, что она шла своим путем и достаточно успешным.
Примечания
1 Краткий курс науки об управлении / Под ред. Синей Катаока. Токио: Бунсиндо, 1994. 319-320 с.
2Frederick W. Taylor, The principles of Scientific Management (New York: Harper&Bros., 1911).
Гвишиани Д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1972. С.250-251.
4 В 1936 г. оно слилось с Обществом инженеров по организации производства и получило свое нынешнее название. В 1948 г. в него вошли Общество промышленных методов, а также Институт наук об управлении (TIMS) (создан 1 декабря 1953 г.).
5 В качестве примера можно привести следующие работы: X. Такаминэ «Трудовая психология», 1919; К. Канда «Японское фабричное законодательство и охрана труда», 1919; К. Хаяси «Система распределения прибыли», 1919, «Патерналистские институты», 1919; К. Сано «Фабрика и труд, сокращающие время и усталость», 1919; Р. Уно «Принципы найма фабричных рабочих», 1922; Я. Андо «Принципы проверки на психологическую при годность», 1922; М. Мацумото «Психологическое исследование производительности», 1924; Министерство сельского хозяйства и торговли «Усталость и производительность труда», 1924; К. Масуда «Основные принципы оценки пригодности», 1925; О. Исихара «Г игиена тру да», 1923; И. Мурата «Рабочий травматизм», 1922; Т. Нагаи «Конституционность промыш ленности и промышленное благосостояние», 1922; С. Такимото «Принципы распределения прибыли», 1920; Научное общество социальной политики (ред.) «Система заработной платы и система распределения прибылей», 1922; Т. Итахаси «Система фабричных комитетов», 1920, Я. Фудзии и К. Мимура «Система фабричных комитетов», 1922.
Это отражается в многочисленных работах по вопросам повышения производитель ности и рационализации промышленности (X. Кацута «Фабричный менеджмент для по вышения производительности», 1927; Ё. Уэно «Производительность в промышленности», 1929; Т.(Тоёсаку) Минакава «Фабричное управление для повышения производительности», 1929; Ю. Кунимацу «Фабричное управление», 1931; С.(Синдзо) Уно «Основные принципы фабричного менеджмента», 1931; Я.(Ясутаро) Хираи «Рационализация промышленности (в диаграммах)», 1932).
7Это период власти военных и системы военного времени (1935-1944 гг. «инцидент 26 февраля» (1936 г.), война в Китае (с 1937 г.); система тотальной военизации (контроль экономики и мобилизация населения в промышленность), развитие химической и тяжелой промышленности, появление новых дзайбацу (Мори, Ниссан, Ниттицу, Накадзима и др.).
8 Краткий курс науки об управлении / Под ред. Синей Катаока. Токио: Вунсиндо, 1994. 330 с.
9X. Оки «Мобилизация экономики и холдинговые компании», 1940; А. Ямасиро «Исследование регулирования цен», 1940, «Расширение производства и регулирование прибыли», 1942; Ё. Масути «Наука об управлении в условиях мобилизации экономики», 1941; Я. Хираи «Регулируемая экономика и предпринимательская экономика», 1942.
0 Elton Mayo.The human Problems of an Industrial Civilization (Cambridge: Harvard University Press, 1933) and F.J. Roethlisberger and William J. Dickson, Management and the Worker Civilization (Cambridge: Harvard University Press, 1939).
1 Ведущий представитель управления качеством и первооткрыватель статистического анализа Деминг обучал американские компании во время второй мировой войны с целью усовершенствования производства высококачественных товаров и услуг.
2 Он обусловлен сохранением зависимости от США, вступлением в ООН, продлением договора безопасности с США, высокими темпами экономического роста, периодами бумов Дзимму, Иватэ, Олимпиады, Идзанаги.
3 Работы К. Итихара «Немецкая наука об управлении», 1954, «Немецкая управленче ская политика», 1957, «Западногерманская управленческая социология», 1965; X. Судзуки «Методы немецкой науки об управлении», 1964; К. Такада «Оценка кадров в Г ермании», 1965; С. Охаси «История немецкой теории управленческих сообществ», 1966; К. Ёсида «Немецкая наука об управлении предприятиями», 1968; С. Кайдо и К. Ёсида «История немецких кон цепций управления», 1968.
4 С. Имаи «Теория управления и труда», 1955; Я. Ивао «Исследование управленче ских технологий», 1958; Т. Ногути «Современная система управления предприятиями», 1958; Т. Камбаяси «Капитал, управление и технология на современных предприятиях», 1958, «Экономика управления», 1961; С. Кайдо «Исследование экономики социалистиче ских предприятий», 1958; Т. Мито «Введение в теорию индивидуального капитала», 1959, «Критика американской управленческой мысли», 1966; X. Хасэгава «Менеджмент труда», 1960; Кацудзо Баба «Экономика управления», 1966, «Методология науки об управлении», 1968; Ё. Кобаяси «Введение в теорию управленческого труда», 1967; Т. Сумия «Основы эко номики управления», 1968; И. Такэмура «Управление как наука», 1969; Т. Гон «Развитие теории организации управления», 1970; С. Кимото «Менеджмент труда», 1972; С. Катаока «Теоретические основы экономики управления», 1973.
Natalia V. Kuznetsova
A History of the Development of Japan’s Management
The article surveys general stages of the development of the Japan management as basic science. Main contributors and their works are identified which are concerned with various aspects of management research.
The article attempts to trace a correlation between the development of the Japan management and that of other countries.
ЗЗ