Экономика
Н.А. Воробьева,
аспирантка Восточного института ДВГУ
Роль промышленной политики в экономическом росте Японии
Особенности проведения промышленной политики
Важнейшим фактором экономического роста является эффективная промышленная политика, в соответствии с которой правительство направляет ресурсы в приоритетные отрасли экономики.
Сущность промышленной политики наиболее удачно сформулировали японские ученые К. Судзумура и М. Окуно-Фудзивара. Согласно их определению промышленная политика представляет собой «совокупность государственных мер, предпринимаемых для перераспределения ресурсов между отраслями или для изменения организационно-предпринимательской структуры отрасли и имеющих целью усиление экономического могущества страны в том случае, когда рыночный конкурентный механизм оказывается неспособным обеспечить достижение этой цели»[6].
Промышленная политика отражает стремление государства изменить распределение ресурсов с целью ускорения экономического роста. С точки зрения экономической теории межотраслевое перераспределение экономических ресурсов означает приоритетное развитие одних отраслей за счет ущемления других. Чрезвычайно важным при этом является научное обоснование критериев отбора и выделения приоритетных отраслей.
Ключевую роль в процессе перераспределения ресурсов должны играть рыночные механизмы экономического регулирования. Для обоснования вмешательства государства с целью активной поддержки приоритетных отраслей требуется выявить дефекты рыночного регулирования.
Высказываются предположения о том, что одним из направлений увеличения национального дохода страны является повышение доли отраслей с высокой добавленной стоимостью в структуре экономики. Более глубокий анализ позволяет выяснить, почему в одних отраслях экономики добавленная стоимость выше, чем в других. Если бы это были отрасли с более высокой оплатой труда или более высокой нормой прибыли, то механизмы рыночного регулирования способствовали бы перемещению капитала и рабочей силы в отрасли с высокой добавленной стоимостью. При этом дополнительного стимулирования межотраслевого перелива ресурсов вряд ли бы потребовалось.
Эмпирический анализ показывает, что это отрасли с более высокой капиталоемкостью, так как большая добавленная стоимость предполагает использование большого объема ресурсов на одного работающего, как, например, нефтехимическая промышленность. В группе таких отраслей высокая добавленная стоимость на одного работающего компенсируется высокими капитальными затратами. При этом ни размеры заработной платы, ни норма прибыли на фоне других отраслей существенно не выделяются. В ряде отраслей высокая добавленная стоимость обусловлена высокой квалификацией персонала. Это важный фактор, способствующий повышению производительности труда и экономическому росту.
Накопление капитала содействует позитивным структурным сдвигам, когда в структуре экономики начинают преобладать капиталоемкие отрасли в ущерб трудоемким. Правительство в этом случае должно стимулировать сбережения и инвестиции, что будет способствовать накоплению капитала и сдвигу в пользу капиталоемких товаров. Субсидирование капиталоемких отраслей и дополнительное стимулирование их развития в ущерб другим приведет к сокращению численности работающих в этих отраслях. В них будет нанято меньше персонала, чем в трудоемких отраслях. Перелив капитала в капиталоемкие отрасли и расширение их развития приведут к сокращению занятости.
Поддержка отраслей, производящих продукцию промежуточного потребления, вызывает эффект мультипликатора, стимулируя развитие производств, ее потребляющих. Например, инвестиционные субсидии топливно-сырьевым отраслям, производителям черных и цветных металлов позволят сократить издержки промежуточного потребления и дадут импульсы развитию отраслей, потребляющих их продукцию, например, автомобилестроения. Однако такое перераспределение ресурсов могут обеспечить механизмы рынка, для вмешательства государства необходимы свидетельства дефекта рыночного регулирования. Если же дефекты рыночных механизмов не обнаружены, то нет и оснований считать, что ресурсы, которыми распоряжаются производители промежуточной продукции, недостаточны. То есть, без выявления «дефектов» рынка остается непонятным, по каким причинам правительство должно осуществлять инвестиции в топливный комплекс или, например, в производство черных и цветных металлов по сравнению с другими отраслями в большем объеме, чем это обеспечивают механизмы рыночного регулирования.
Следующим традиционным аргументом промышленной политики являются отрасли, обладающие высоким потенциалом экономического роста в будущем. Общеизвестно, что технологический прогресс, изменяя производственный и потребительский спрос, усиливает неравномерность развития отраслей экономики. Должно ли государство дополнительно поддерживать отрасли-лидеры, стимулируя активное перемещение труда и капитала в те производства, которые имеют перспективы роста в будущем? Положительный ответ на этот вопрос означал бы недооценку потенциала роста этих отраслей со стороны рынка. Вопрос о том, требуются ли при этом дополнительные усилия правительства, остается дискуссионным.
Необходимость активной государственной поддержки отдельных отраслей с целью стимулирования экономического роста страны нуждается в теоретическом обосновании, и одним из фундаментальных аргументов является сбой в механизмах рыночного регулирования, или «дефекты рынка».
Исследования, проведенные зарубежными учеными, позволили выделить два основных дефекта внутреннего рыночного регулирования в экономически развитых странах, на основании которых объясняется необходимость проведения активной промышленной политики.
Во-первых, рыночная структура с несовершенной конкуренцией, которая сложилась в отраслях — монополистах, отличающихся высоким уровнем концентрации производства.
Во-вторых, фирмы высокотехнологичных отраслей теряют часть прибыли от создания инноваций, которые активно используются другими фирмами и отраслями бесплатно (эффект экстерналий). Там, где эти внешние выгоды велики, есть основания для субсидирования данной отрасли.
В состав высокотехнологичных отраслей, требующих государственной поддержки, входят аэрокосмическая промышленность, производство электроники, компьютеров и внедрение программного обеспечения. Инвестиции в знания, в информационный сектор рынка услуг для этих отраслей имеют ключевое значение. Осуществляя инновационные разработки в области высоких технологий, такие фирмы несут неоправданные убытки. Проведение пассивной промышленной политики и отсутствие поддержки отраслей, разрабатывающих и использующих высокие технологии, снижают стимулы проведения инновационных работ в достаточных масштабах. С этих позиций правительственная поддержка высокотехнологичных отраслей экономически оправдана. Однако важно правильно определить приоритеты и объемы финансирования.
В этой связи большой интерес представляет Япония, которая является примером проведения активной и обоснованной промышленной политики. Опыт промышленной политики Японии, которая эволюционировала от «жесткого» государственного контроля над распределением ресурсов в период «экономики дефицита» к гибкой поддержке высокотехнологичных отраслей, позволил сделать прорыв в производстве электроники.
Экономический рост Японии
В качестве наиболее значимых факторов экономического роста принято выделять образование, сбережения и рост населения. Однако ключевыми факторами экономического роста являются: накопление капитала — физического или человеческого в расчете на одного занятого или на душу населения; изменения технологического уровня экономики, выражаемые показателем общей факторной продуктивности. Данные изменения отражают темпы технического прогресса и структурных сдвигов в экономике.
Все остальные факторы, такие как политика государства, предпочтения населения, уровень развития инфраструктуры и др. оказывают позитивное или негативное влияние на темпы экономического роста
через эти два процесса. Темпы роста в годы «экономического чуда» поддерживались высоким уровнем сбережений населения. Норма сбережений создала постоянный избыток капитала при недостатке потребительского спроса. Таким образом, Япония выстраивала свою экономику на основе раздутого спроса. Однако огромные частные денежные средства, хотя и обеспечивают макроэкономическую прочность, не гарантируют социальную стабильность.
Ключевой вопрос заключается в том, что экономический рост оказывается невозможен без снижения потребления в настоящем времени и накопления капитала для будущего использования. Японский опыт показал, что при сдерживании потребления нынешним поколением все последующие поколения воспользовались этими накоплениями, сделанными по Золотому правилу накопления капитала.
Экономический рост и экономическое развитие являются двумя тесно связанными понятиями. В самом общем виде принято определять экономический рост как увеличение ВВП в целом или на душу населения. Говоря об экономическом росте, обычно подчеркивают количественные экономические составляющие национальной экономики. Под экономическим развитием понимается комплекс структурных изменений экономической системы, включая и экономический рост. Другими словами, экономическое развитие отражает качественные изменения экономики.
В последнее время в зарубежных исследованиях анализируется успех экономического развития стран Восточной Азии с точки зрения политических, культурных и институциональных характеристик развития. Однако в этих исследованиях не делается конкретных выводов о том, сочетание каких факторов приводит к экономическому росту. Опираясь на проведенные исследования, можно представить механизм достижения высокого экономического роста (рис.1)[4].
Факторы развития Механизм развития Модель развития
Рис. 1. Взаимосвязь механизма и модели развития в Японии*
Если обозначить эффективность стратегии государства символом «е» (где 1>е>0), то традиционная формула экономического роста Дж.Ми-да у = f (K, L, N, t) принимает вид:
* Юрков П. Японская экономика 90-х годов: уроки антикризисных мер // Мировая экономика и международные отношения. 2000. №4. С. 89.
у = f (е, K, L, N, t), где у — показатель ВВП; K — объем национального капитала; L — количество рабочей силы в стране; N — количество земли; t — показатель научно-технического прогресса. В данной формуле величину «е» можно сравнить с физической величиной коэффициента полезного действия. Не столь важно, сколько капитала, рабочей силы, техники задействовано обществом, главное — правильную ли стратегию экономического развития выбрало это общество.
В ХХ в. Японии, Китаю и Южной Корее удалось стать мировыми экономическими лидерами. И существенную роль в этом сыграло то, что государство в этих трех странах избрало адекватную экономическую политику.
Япония первой среди стран АТР вышла на путь экономических реформ, став примером успешной реализации новой модели развития. Когда экономические успехи этой страны стали очевидными, исследователи начали обращать внимание на методы управления, структуру японской фирмы и особенности японской промышленной структуры. Многие исследователи Страны восходящего солнца соглашаются в том, что специфическая структура её экономики сложилась под влиянием особых черт восточной культуры, традиций, особенностей исторического развития и географического положения.
Экономический прорыв Японии был сделан в несколько этапов. В середине XIX в. к власти в стране пришли самураи, которые поставили задачу превратить Японию в супердержаву. Она начала перенимать новейшие технологии у Запада и с активной помощью государства создавать мощную экономику. Однако довоенная стратегия Японии базировалась на милитаризации, которая привела страну к военному краху.
Процесс реформирования в Японии начался после окончания второй мировой войны. Перед страной стоял ряд нерешенных проблем, которые являлись причинами низкой производительности труда и, следовательно, неконкурентоспособности продукции японской промышленности на мировых рынках.
По данным статистики, после войны объем промышленного производства составил в 1946 г. 20% по сравнению с 1937 г., а темпы инфляции превышали 40% в месяц[3].
Характеризуя начальный этап развития промышленной политики Японии, следует отметить, что он имел свои характерные особенности: регулирование развития промышленности основывалось главным образом на административных методах, поддержка оказывалась всем предприятиям выделенных отраслей.
После второй мировой войны Япония пережила годы американской оккупации. Японская экономика подвергалась «шоковой терапии» (линия Доджа), под давлением оккупационных властей политика экономической стабилизации сделала невозможным дальнейшее использование широкомасштабного государственного субсидирования приоритетных отраслей, так как одним из ее требований была ликвидация дефицита бюджета[2].
Но после начала войны в Корее американцы ослабили влияние на Японию. Японские власти принялись реформировать экономику, исходя из национальных интересов.
Главным объектом государственной промышленной политики в Японии и основным приоритетом считается структурная политика и ее воздействие на макроэкономические пропорции. Суть японской экономической стратегии заключается в следующем: создание органа, который бы осуществлял планирование и разрабатывал как общую стратегию экономического развития, так и отраслевую, региональную, внешнеэкономическую и т.д. Этим органом стало Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), при котором успешно действует Совет по промышленной структуре, имеющий официальный статус, также в состав МВТП входят горизонтальные отделения: бюро международной торговли; бюро промышленной политики; бюро торговли и развития; исследовательские лаборатории; различные виды инспекций. Помимо горизонтальных бюро в состав МВТП входят вертикальные отделения: бюро тяжелой промышленности; бюро минеральных ресурсов, нефти и угля; бюро химической промышленности и т.д.
Бюро дают советы различным отраслям по вопросам динамики спроса, производительности труда, условий конкуренции, использования мощностей и т.д. Кроме этого, японское государство уделяет большое внимание отношениям с бизнесом. Для координирования экономической политики создана специальная экономическая организация «Кэйданрэн». Это федерация более 110 ведущих промышленных ассоциаций. В составе этой организации действуют комитеты, которые проводят исследования по вопросам развития бизнеса. Господствующей идеологией «Кэйданрэн» является свободное предпринимательство, однако в своих действиях она исходит из интересов не только частного сектора, но и государства.
В 1963 г. Совет по промышленной структуре при МВТП разработал единую концепцию структурной политики, которая получила официальный статус в качестве комплексной системы мер государственного регулирования экономики и промышленности. Среди механизмов регулирования были как прямые административные, так и экономические меры. Из бюджета стали компенсироваться убытки нерентабельных отраслей при их свертывании, например, выплата увольнительных пособий рабочим при закрытии нерентабельных угольных шахт, покрытие убытков в «отсталых» отраслях, попавших под действие Специального чрезвычайного закона о структурно-депрессивных отраслях (1978 г.) и Временного закона для структурной перестройки ряда отраслей 1983 г. Неформальные, доверительно-партнерские отношения между государственной администрацией и предпринимателями позволяют значительно повысить эффективность по сути дела «косвенной и индикативной» промышленной политики.
Приоритеты государственной промышленной политики динамично менялись:
— развитие базовых отраслей и рационализация производства (трех-пятилетние программы развития и технического обновления производственного аппарата приоритетных отраслей);
— план экономического развития на 1958 — 1962 гг.; форсирование темпов экономического роста и структурная перестройка промышленного производства в целом (60-е годы);
— перенос центра тяжести в государственной промышленной политике с регулирования отраслей и товарных рынков на регулирование высоких технологий, которые превращаются в решающий фактор экономического роста и сохранения инвестиционного потенциала, создание блока наукоемких отраслей промышленности (1970— 1980-е гг.);
— первые признаки старения модели японского экономического чуда, в том числе по причине избыточно жесткого экономического и промышленного регулирования хозяйства административными методами, расстыковки финансовых потоков в реальный сектор экономики и в рынок ценных бумаг, носящий сверх-рисковый и даже спекулятивный характер, что привело к серии банкротств финансовых организаций, банков (90-е г., финансовый кризис в Юго-Восточной Азии).
В конце 1990-х гг. японское правительство одобрило план либерализации национальной экономики, включивший в себя в итоге 917 позиций, по которым предполагалось понизить или полностью снять существующие регламентации. Они были распространены на 15 секторов хозяйства. Увеличение числа видов деятельности, где государство намерено в той или иной степени ослабить бюрократический контроль, было мотивировано необходимостью создать новые места для предпринимательства и стимулировать конкуренцию в целях повышения эффективности как на микро-, так и на макроуровне.
Все это позволило говорить о проявлении в Японии заметных сдвигов от классической экспансионистской промышленной политики к более либеральной, близкой по своему духу к американской. Но полного перехода к англо-саксонской бизнес-этике в ближайшем будущем не следует ожидать, тем более что в стране сильна критика либеральной политики правительства. Либерализацию в стране государственных контактов с промышленной деятельностью следует рассматривать как неизбежное следствие объективного процесса глобализации.
Однако в последнее время есть много противников проведения промышленной политики, при этом рассматривается другая сторона деятельности МВТП Японии. Исследователи, проведя детальный анализ развития японской экономики, динамики роста добавленной стоимости, структуры экспорта и создания рабочих мест, позволили развеять популярный миф о всемогуществе и праведности Японского государства. Япония стала богатой не благодаря, а вопреки деятельности чиновников МВТП.
В начале 50-х гг. японское правительство хотело ликвидировать все автомобильные компании кроме «Тойоты» и «Ниссана». В министерстве были убеждены, что стране невыгодно иметь больше двух автомобильных заводов. Если бы рекомендации МВТП стали законами и заблокировали частный рынок, Япония лишилась бы миллионов рабочих мест и одного из самых динамичных промышленных секторов.
Показателен случай взаимоотношений государства с компанией «Сони». В начале 50-х МВТП отказало ей в импорте транзисторной технологии. Собственники и менеджеры компании вынуждены были два года вести переговоры, прежде чем решение удалось изменить. Некоему
клерку показалось, что «Сони» не в состоянии освоить новую технологию. Вместо этого государственная поддержка была оказана производителям вакуумных ламп, которые вскоре вышли из употребления.
Гарвардский институт экономических исследований внимательно изучил все крупные проекты промышленной политики Японии. Вывод потрясает своей категоричностью: «Госсубсидии не оказали никакого влиянии на успех или провал этих проектов»[5]. В начале XXI в. МВТП рассматривается как несостоятельное учреждение, которое должно либо пройти полномасштабную реорганизацию, либо прекратить свое существование.
Заключение
Для послевоенного периода было характерно активное вмешательство государства в распределение ресурсов между отраслями и в организацию отраслей с целью формирования определенной структуры промышленности. Важнейшим инструментом промышленной политики была система валютных квот на оплату необходимого импорта, то есть практически карточное распределение валютных ресурсов и разрешение доступа для иностранных инвесторов только на индивидуальной основе. Тем самым сводилась к минимуму иностранная конкуренция на внутреннем рынке. Протекционизм был главной составляющей промышленной политики того периода. Другими составляющими были налоговые льготы приоритетным отраслям. Это было объективной необходимостью для вывода экономики страны на конкурентоспособный мировой уровень.
Протекционизм представляет собой наиболее распространенную форму вмешательства государства в экономику. Благодаря таможенным барьерам и нетарифному регулированию Япония защищает свой внутренний рынок от иностранных товаров. Правительство в тесном взаимодействии с предпринимателями определяет отрасли промышленности, нуждающиеся в поддержке и защите государства.
Вследствие этого среднегодовой прирост промышленной продукции в 1951-1970 гг. составлял 15,2%, в то время как в США — 4%, во Франции — 6,2%. В 1961-1970 гг. среднегодовые темпы прироста ВНП в Японии составляли 11%, во Франции и Италии — 5,6%, в США — 4,1%. Страна восходящего солнца превзошла всех по уровню накопленного капитала[7].
Вся мировая экономическая наука старается проанализировать сложившиеся реалии, определить возможные пути использования японского опыта в других странах.
Одной из основных заслуг в бурном экономическом развитии Японии принято считать ее экономическую науку, вывод которой заключается в том, что современная рыночная экономика не может эффективно функционировать без государственного регулирования. Проблема заключается в том, каким оно должно быть.
В 50-80-е годы японская экономика пережила кейнсианский период и «консервативный сдвиг» (70-80-е гг.). Кейнсианцы ориентировали экономическую политику 60-х гг. на стимулирование накопления с последующим инвестированием через механизм регулирования цен и невысоких процентных ставок, т.е. они пропагандировали политику
низкого процента. Поскольку Япония должна была догонять промышленно развитые страны, мощнейшее влияние на применяемые ею методы решения проблем ускоренного развития оказал протекционизм.
Что касается особенностей экономического роста, то основные из
них:
— высокоэффективное использование иностранной экономической помощи; массовое обновление основного капитала; расширение внутреннего рынка (в том числе за счет аграрной реформы);
— широкое использование иностранных научно-технических достижений;
— высококвалифицированная рабочая сила;
— инициативность японских предпринимателей всех уровней;
— традиционно сложившаяся система наемного труда;
— высокая норма накопления капитала;
Характеристику процесса экономического развития Японии можно представить в виде таблицы:
Таблица 1
Основные показатели экономического развития Японии5
Показатели
Экономические - преимущественное развитие тяжелых и инфраструктурных отраслей промышленности; - высокий уровень развития финансовой сферы; - высокий уровень сбережений населения; - хорошо развитые крупные торговые организации.
Политические - высокая политическая стабильность и поддержка правительства со стороны населения; - высокая степень вмешательства государства в экономику.
Институцио- нальные - иерархическая вертикальная структура межличностных взаимоотношений; - сочетание традиций частной собственности с престижностью труда в крупной фирме; - низкий уровень трансакционных издержек на рынке промежуточных товаров
Социально- экономические - высокий уровень развития социальной сферы; - дефицит квалификационных кадров; - низкий коэффициент этнического разнообразия; - высокий уровень урбанизации.
С повышением размытости межгосударственных экономических границ, интенсификацией международных финансовых потоков уследить за всем, что происходит в экономическом пространстве, стало сложнее. Япония, как и другие страны, приспосабливается к этому явлению.
Общий вектор промышленной политики Японии на ближайшую перспективу наметился: своими силами на микроэкономическом поле государство будет пытаться создавать такую среду на микроуровне, в которой национальные представители промышленности могли бы в наибольшей мере проявить свою конкурентоспособность на глобализирующихся рынках.
Подводя итоги, следует отметить, что сторонники активной промышленной политики доказывают необходимость государственного вмешательства и финансовой поддержки, используя аргумент приоритетности отраслей с высокой добавленной стоимостью, высоким потенциалом роста в перспективе и отраслей, обеспечивающих промежуточное потребление, то есть играющих роль «связующего звена». Однако следует учитывать наличие более глубоких критериев, применяемых при анализе промышленной политики, основанных на существовании дефектов внутреннего регулирования. С этих позиций правительство должно поддерживать прежде всего те отрасли, которые, создавая технологические нововведения, приносят внешние выгоды другим отраслям.
Таким образом, переход к новому качеству экономического роста, в основе которого высокие технологии, является одним из важнейших приоритетов развития страны на ближайшую перспективу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузнецова Н.В. Проблемы модели экономического роста Японии / / Россия и Япония: гуманитарные исследования. Материалы российско-японских науч. конф. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2005. С.171 —191.
2. Лебедева И.П. Промышленная политика Японии / / Япония 1997 — 1998. Ежегодник. М.: 1998. С. 5—25.
3. Минакир П.А. Системные трансформации в экономике. Владивосток.: Даль-наука, 2001. 122 с.
4. Industrial policy in East Asia, Edited by R. Inoue, H. Kohama, S. Urata, JETRO, Tokyo, Japan. 1993. P. 11—25.
5. Lonny E. Carlile, Mark C. Tilton. Is Japan Really Changing Its Ways?: Regulatory Reform and the Japanese Economy. — Oxford. 1999. 320p.
6. Okuno-Fujiwara M., Suzumura K. Economic Analysis of Industrial Policy: A Conceptual Framework through the Japanese Experience, Tokyo, 1985, P 35 — 41.
7. ’ Японский альманах газеты «Асахи» 2001 г.
Natalia A. Vorobyeva
The role of industrial policy in the economic growth of Japan
The article is devoted to the problems of industrial policy in Japan and its impact to the economic development of the country. Asian countries have a great experience of using industrial policy. Japan is one of the successful examples of the state regulation. There are a number of advantages and disadvantages of this policy in Japan. The influence of the industrial policy on the economic growth is analyzed in this article. The article proves that Japan has specific factors, which provided economic growth, and one of the instruments of this growth was state industrial policy of the government. But this policy had some negative impacts and for the future development Japan should examine its previous industrial policy.