Научная статья на тему 'История развития дирижирования как вида музыкального исполнительства'

История развития дирижирования как вида музыкального исполнительства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10003
827
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ДИРИЖИРОВАНИЕ / МАНУАЛЬНАЯ ТЕХНИКА / СХЕМЫ ТАКТИРОВАНИЯ / ДИРИЖЕРСКИЙ ЖЕСТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Савадерова Анна Витальевна

Статья посвящена историческому аспекту становления дирижерского искусства как самостоятельной музыкально-исполнительской специальности, а также вопросы генезиса профессии дирижера. В статье рассматриваются предпосылки формирования дирижерско-исполнительской технологии и ее исторической эволюции в процессе многовековой музыкальной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История развития дирижирования как вида музыкального исполнительства»

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х____________________

предпосылкой быстрого и естественного приобретения и вхождения в его музыкальное сознание тех или иных формах академического хорового исполнительства. Общеизвестно и то, что хоровая музыка тесно связана с национальным коллективным сознанием, утверждением единых национальных обычаев и, естественно, отражает существенные признаки жизнедеятельности единого народа.

А. Г. Васильев - композитор глубоко лирического склада дарования, а потому какие-то движения в развитии духовного в народе он воплощает через определенно конкретное явление и индивидуальновыстраданное переживание. Композитор передает эти личные чувства героев через хор, через многообразные, многосложные средства выразительности, доступные только хору. В последние тридцать лет он целеустремленно, неустанно изучал выразительные возможности хора, и сейчас можно утверждать, что он блестяще знает их и совершенно потрясающе использует в своих партитурах.

Хор Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца уже свыше двух десятилетий интенсивно работает с хоровыми произведениями А.Г. Васильева. Были здесь и миниатюры, и крупные хоровые циклы (кантата, поэма, сюита, многочастные циклы). Примеры произведений в программе Государственного академического ансамбля песни и танца: «Юрлап кана юрлап, мен парар?» («Спою, а что за песнь дадите?»), «Ике салтак юрри» («Две чувашские рекрутские песни»), «£урхи уяв» (Весенние хороводы), «Тухъя лирчене таканче» (Осыпались с тухйи кораллы), «Тари»

(Жаворонок). «Сама утти» (Шаги эпохи), «Вайа карти юррисем» (Песенные игры), «Аталпа тинес хушшинче» (Обретение земли), «Эс ?ук та - юррам та савак мар» (Без тебя песнь моя печальна).

Среди перечисленных произведений четко выделяются две группы: одна связана с театральносценической обрядностью, что, естественно, свойственно ансамблю народного начала в условиях концертной эстрады («Весенние хороводы», «Шаги эпохи», «Песенные игры»), а другая - с концертноакадемической формой («Жаворонок», «Обретение земли», «Без тебя песнь моя печальна»). А потому, некоторые исполняются как вокально-хореографические действия, а другие - в сугубо концертной форме.

Необходимо отметить, что композитор использует подлинный историзм, владеет культурным наследием своего народа. Если душа исполнителя не наполнена всем этим комплексом чувств, то он не сможет донести до слушателя глубокое содержание, заложенное в творчестве А. Г. Васильева.

Список используемой литературы:

1. Илюхин Ю. А. Композиторы Советской Чувашии : - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1982 - 320 с.

2. Кондратьев М. Г. О ритме чувашской народной песни : - М. : Чуваш. кн. изд-во, 1990 - 144 с.

3. Шахназарова Н. Г. Национальная традиция и композиторское творчество : - М. : Чуваш. кн. изд-во, 1992 - 187 с.

© С.В. Владимирова, 2015

УДК 78

Савадерова Анна Витальевна

профессор, заведующая кафедрой хорового дирижирования и народного пения Чувашского

государственного института культуры и искусств,

г. Чебоксары, РФ E-mail: [email protected]

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДИРИЖИРОВАНИЯ КАК ВИДА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

Аннотация

Статья посвящена историческому аспекту становления дирижерского искусства как самостоятельной музыкально-исполнительской специальности, а также вопросы генезиса профессии дирижера. В статье

163

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х__________________

рассматриваются предпосылки формирования дирижерско-исполнительской технологии и ее исторической эволюции в процессе многовековой музыкальной практики.

Ключевые слова

Музыкальное исполнительство, дирижирование, мануальная техника, схемы тактирования,

дирижерский жест.

Дирижирование, суть которого заключается в организации коллективного исполнения музыки и обеспечении художественного ансамбля, не без оснований считается весьма сложной музыкальной специальностью, так как требует целого комплекса знаний, умений, личностных качеств и отличается широким «ролевым набором» в структуре профессиональной деятельности.

Самостоятельная роль дирижерско-исполнительского искусства утвердилась в процессе его длительной исторической эволюции. Несмотря на то, что дирижирование стало рассматриваться как самостоятельный вид музыкального исполнительства лишь во второй четверти XIX века, истоки его уходят в глубокую древность. Это связано с тем, что сама суть дирижирования - выражение музыки через жест -«коренится в психофизиологических особенностях человеческой природы» [1, с. 26], поскольку музыкальные звуки вызывают в человеке непроизвольные двигательные мышечные реакции (мимика, жест, движения ног, корпуса), на свободном выявлении которых базировалось первобытное музыкальное искусство

Жанрово-содержательной основой музыки доцивилизационной эпохи, был преимущественно танец. Ритмичные телодвижения первобытного человека во время танцев и озвучивание ритма с помощью подручных средств - предшественников ударных инструментов (раковины, палки, камни и т. д.) стали первоосновой дирижерского искусства. Присущие человеку потребности в эстетических переживаниях привели к пониманию необходимости создания некоего подобия ансамбля, что и привело к появлению лидера, обеспечивающего этот ансамбль. Управление исполнительским коллективом происходило при помощи ударно-шумового акустического способа: отбивания ритма рукой, ногой, палкой, стуком и счетом вслух, что позволяло определять темпоритм, организовывающий коллективное исполнительское действие. Таким образом, тот, кто стоял во главе подобного первобытного музыкального «ансамбля» и стал прообразом дирижера, а главным способом руководства ансамблем, наряду с ударными инструментами, были телодвижения.

Следующий этап в развитии дирижирования связан с эпохой древнейших цивилизаций (Египет, Индия, Греция, Рим), а его главной ареной стал древнегреческий театр, в котором одним из важнейших компонентов был хор, а предводитель хора (корифей) выполнял функции дирижера, находясь на подиуме, и указывая метрические акценты ударами обитого медью котурна. В этот период появляется и музыка, в которой начинает преобладать не танцевальное, а вокальное начало, что приводит к выдвижению на первый план интонационно-мелодических средств, для передачи которых понадобились и новые способы дирижирования. Теперь они стали использоваться в качестве условных знаков, введенных с целью информации музыкального коллектива о тех или иных параметрах звучания. Такая система приемов, использовавшихся при управлении коллективными видами музицирования, получила название «хейрономии» или «хирономии» (от греческого ^eir - рука).

Пользуясь хейрономией, дирижер указывал исполнителям темп, ритмический рисунок, динамические нюансы, зрительно воспроизводил мелодический контур (нисходящее или восходящее движение мелодии), поэтому применение хейрономии означало переход от ударно-шумового дирижирования к условножестовому.

В средние века дирижерское искусство, как и все другие виды профессиональной художественной культуры, развивалось под патронажем церкви, где музыка была неотъемлемой, органичной частью богослужебного обихода. Иерархический строй средневекового духовенства породил столь же четко ранжированную систему и в области дирижирования. Так, к примеру, главному дирижеру (примицериусу), пользовавшемуся большим почетом, был присвоен символ его статуса - тяжеловесный жезл (или батута), явившийся прообразом современной дирижерской палочки.

Дальнейшее развитие способа дирижирования с применением батуты протекало довольно драматично. У него было много противников, негативно относившихся к «шумному» дирижированию, так

164

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х____________________

как батутой выполнялись сравнительно громкие удары по дирижерскому пульту, мешавшие восприятию музыки. В поисках решения возникшей проблемы музыканты пытались заменить палочку различными менее «шумными» предметами. Один из таких заменителей батуты, имевший многочисленных приверженцев, представлял собой рулон, свернутый из нескольких нотных листов и назывался «харта».

В эпоху средневековья система хейрономии вновь получила активное развитие, поскольку наиболее полно отвечала особенностям сформировавшегося в этот период григорианского хорала с его свободно развивающейся метрикой, всецело подчиненной слову. Переход от шумового способа дирижирования к бесшумному управлению ансамблевым исполнительством был чрезвычайно важной вехой в развитии дирижерского искусства.

В XVII веке в Италии начинают складываться основы теории дирижерского исполнительства, появляются, в частности, описания схем тактирования. Возможность их появления возникла лишь тогда, когда была разработана современная система нотации, где главным звеном временной организации музыки стал такт. Тактовая структура направила мысль дирижеров на поиски средств, способных с достаточной ясностью показывать каждую из долей такта и вместе с тем, объединять их в целостную метрическую «ячейку».

Появление мензуральной нотации потребовало определенности в обозначении долей такта, с тем, чтобы зрительно отразить его метрическую структуру. Создание рисунков (схем) тактирования связано с хейрономией, так как именно ей было свойственно то, что отсутствовало в ударном способе обозначения метра - движения рук в различных направлениях: вверх, вниз, в стороны.

Новый этап в развитии дирижерского искусства связан с появлением так называемой системы генерал-баса, что привело к кардинальным переменам в дирижерской практике, когда управление ансамблем стало осуществляться клавесинистом, исполнявшим партию генерал-баса и определявшим темп равномерным чередованием гармонических созвучий с динамическим выделением метрических акцентов. Многие дирижеры, среди которых был и великий И.С. Бах, одновременно с игрой на клавесине осуществляли невербальное общение с исполнителями при помощи взгляда, движений головы, эпизодически применяемых мануальных жестов. Приводим описание такого способа дирижирования, принадлежащее неизвестному современнику И.С. Баха: «Трудно описать, как Бах, имея дело с тридцатью, или даже сорока музыкантами, одним показывал такт кивками головы, другим - ударами ноги, третьих держал в повиновении при помощи поднятого вверх пальца. Он, находясь в самом центре звуков, замечает, когда что-нибудь не в порядке, останавливает всех и приводит исполнение в должный порядок» [1, с.45].

Однако подобное дирижирование также имело свои недостатки, поскольку из-за необходимости самому дирижеру играть на клавесине ограничивалось его непосредственное воздействие на коллектив. Поэтому в первой четверти XVIII века начинает складываться система двойного дирижирования, получившая наибольшее распространение в опере, когда наряду с главным дирижером-клавесинистом функцию управления ансамблем выполнял скрипач-концертмейстер или хормейстер. Следует отметить, что такой способ управления коллективным музицированием сохранился и в современной практике в качества одного из приемов репетиционной работы. В настоящее время двойное дирижирование иногда встречается в музыкально-драматических жанрах (хор, звучащий за сценой, дополнительный оркестр на сцене), а также в тех случаях, когда исполнительский состав настолько велик, что его сложно охватить одному дирижеру.

Со второй половины XVIII века лидером инструментального исполнительского коллектива становится скрипач-концертмейстер, чередующий игру на своем инструменте с собственно дирижированием при помощи смычка. Руководство ансамблем при помощи игры на скрипке оказало существенное влияние на технику дирижирования, обогатило ее, так как концертмейстер-скрипач пользовался для показа выразительной стороны исполнения привычными для него приемами смычковой техники. Таким образом, появилась система условных жестов, эмоционально-смысловое значение которых было понятно всем участникам музыкального коллектива.

В хоровом исполнительстве применялось два вида дирижирования: сочинения, предназначенные для хора без сопровождения и звучавшие преимущественно в храме, исполнялись под управлением хормейстера (регента); в хоровых произведениях с инструментальным сопровождением руководство хором во время концертного исполнения обеспечивал оркестровый дирижер.

165

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_________

Дальнейшее усложнение музыкального языка, расширение используемых композиторами музыкально-выразительных средств настойчиво требовали высвобождения дирижера из непосредственного участия в исполнительском составе, чтобы он смог полностью сосредоточиться на своей основной задаче -обеспечении художественно полноценного воплощения музыкального произведения. Важнейшим результатом внедрения нового типа дирижирования стало превращение его в самостоятельную музыкальную специальность.

С первой половины XIX века стала все шире применяться дирижерская палочка, и потребовалось более точное обозначение метрических долей такта. Дирижерское исполнительство обретает свою специфическую музыкально-исполнительскую технику, представляющую собой систему условных жестов. Новый, ритмический способ управления оркестром на основе тактирования, пришедший на смену шумовому способу, явился прогрессивным, так как пространственно-временная форма схем тактирования позволяла отражать различные соотношения сильных и слабых долей в такте, обеспечивая тем самым выявление музыкальной фразы.

Постепенно тактирование начало обогащаться за счет выразительных жестов, обладающих эмоционально-смысловым наполнением сформировавшимся в процессе практики человеческого общения. Потребность в этом была обусловлена быстрым развитием музыкального творчества и дирижерского исполнительства, в частности оркестрового, основоположниками которого стали выдающиеся композиторы Л. Бетховен, Г. Берлиоз, Ф. Мендельсон, Р. Вагнер.

Следует заметить, что если в Западной Европе дирижерское искусство развивалось преимущественно в области оркестрового дирижирования, то в России оно до середины XVIII века было связано исключительно с хоровым исполнительством. Профессиональное дирижерское исполнительство в России прошло примерно те же этапы, что и в Европе, только в более сжатые сроки. Появившись почти на два века позже европейской, отечественная школа дирижирования, тем не менее, получила мировое признание.

Таким образом, в исторической эволюции дирижерско- исполнительского искусства можно выделить следующие этапы:

- «стихийное» дирижирование акцентного типа в условиях коллективного музицирования доцивилизационной эпохи;

- «хейрономия» в музыкальном искусстве древнейших цивилизаций и эпохи средневековья;

- «шумное» дирижирование при помощи батуты;

- «музыкально-инструментальное» дирижирование (с использованием клавесина, скрипки);

- «коллективное» (двойное и тройное) дирижирование;

- современное «беззвучное» дирижирование на основе условной системы жестов.

Анализ исторических типов дирижирования позволяет сделать вывод о том, что их особенности обусловливались различным соотношением метроритмического и мелодического компонентов в музыке той или иной эпохи. Так, преобладание первого из этих компонентов требовало акцентного способа дирижирования, а усиление мелодического начало активизировало поиски выразительных приемов управления музыкальным коллективом. Образовался некий сплав, где все, что накопила музыкальноисполнительская практика в процессе многовекового развития, нашло отражение в современном способе дирижировании.

Некоторые из этих форм управления сохранились до настоящего времени, особенно в любительском музицировании. Так, например, стуком ноги (или устным счетом) поддерживают ритм при совместной игре в ансамбле. И поныне сохранился способ руководства исполнением при помощи игры на инструменте, например в небольшом концертном ансамбле, где роль дирижера выполняет первый скрипач или пианист; также и в камерном исполнительстве, где функции руководителя обычно берет на себя один из участников квартета, квинтета и т. п. Хейрономические приемы применяются и в настоящее время в практике репетиционной работы хормейстеров в качестве так называемого «рабочего» жеста.

Рассмотрение основных этапов исторического развития дирижерского искусства дает возможность понять саму природу дирижирования, которая заключается в общечеловеческой значимости мануальных жестов и мимики, воздействующих на коллектив исполнителей. Дирижирование, ранее ограничивавшееся

166

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х________

задачами управления ритмическим ансамблем, превратилось в высокое художественное искусство, в музыкально-исполнительское творчество огромной глубины и значимости.

Список использованной литературы

1. Глинский, М. Очерки по истории дирижерского искусства // Музыкальный современник. - 1916. Кн. 3. -С. 26 - 62.

2. Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика / сост. Л. Гинсбург. - М. : Музыка, 1975. -631 с.

3. Мусин, И. А. Язык дирижерского жеста / И. А. Мусин. - М. : Музыка, 2007. - 232 с.

4. Поляков, Ю. Язык дирижирования/ Ю. Поляков. - Кшв : Музична Украша, - 1987. - 96 с.

5. Савадерова, А.В. Использование принципов модульного обучения в процессе дирижерскохормейстерской подготовки учителя музыки./ Сборник научных трудов докторантов, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Вып.10. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2002. - С. 155-161

© А.В. Савадерова, 2015

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.