решение задач экономической безопасности не только специально созданным подразделением, а при активном участии всех отделов и служб предприятия в пределах возложенных на руководителей структурных подразделений обязанностей по проблемам безопасности. Список использованной литературы:
1. Берновский, Ю.Н. Классификация и кодирование промышленной и сельскохозяйственной продукции / Ю.Н. Берновский, В.А. Захаров, Р.А. Сергиевский, и др. - М.: Стандартов, 2011. - 183 с.
2. Бершнев, Е.Н. Применение электрических полей в текстильной промышленности Е.Н. Бершнев, В.Ф. Андросов. - М.: Легкая индустрия, 2017. - 260 с.
3. Бухгалтерский учет в промышленности. - М.: Финансы, 2011. - 432 с.
© Гочмурадов Б., Ягмырова Б., 2023
УДК 338.48
Джаналыева Б.
Преподаватель
Туркменского государственного университета имени Махтумкули.
Мулкаманова Д. преподаватель
Туркменского государственного университета имени Махтумкули.
ИСТОРИЯ ПЕРСИДСКОЙ КАЛЛИГРАФИИ Аннотация
В статье рассматривается история персидской каллиграфии и анализируются ее особенности.
Ключевые слова: персидская, каллиграфия.
После арабского завоевания Персии в VII веке под влиянием исламской культуры и престижа языка завоевателей — арабского — персы приспособили для записи новоперсидского языка арабское письмо, добавив к нему четыре буквы для обозначения звуков, отсутствующих в арабском: пе че же (3) и гаф (о), и, таким образом, довели свой алфавит до 32 знаков[1].
Знакомство персов с арабской каллиграфией началось с её трёх главных почерков — куфи, насх и сулюс. Самым ранним из них является куфи, господствовавший примерно до XII века, для которого характерно тяготение к прямым линиям и четким геометрическим формам. В настоящее время он канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана. Почерк насх («переписка») — строгий горизонтальный почерк, использовался, как следует из названия, главным образом для переписки текста Корана и хадисов. Для почерка сулюс («одна треть») характерно наличие криволинейных и прямолинейных элементов, которые соотносятся в пропорции 1/3. В Персии особое распространение получили школы «насха» и «сулюса», поскольку они нашли широкое применение в архитектуре — для украшения мечетей и других священных для мусульман зданий.
Во время правления Тимуридов развитию персидской каллиграфии способствовал внук Тамерлана Байсонкур. Будучи покровителем искусств и опытным каллиграфом, владевшим шестью
стилями арабской каллиграфии (сохранилась выполненная им лично каллиграфическая надпись на мечети Гохаршад в Мешхеде), Байсонкур после захвата Тебриза в 1420 году вывез оттуда несколько мастеров книжного дела, в частности, знаменитого каллиграфа Мир Али Табризи[еп], который возглавил китабхане Байсонкура. Табризи предложил новый вариант скорописного почерка — «насталик» (перс. ¿1*1^3, nasta'lTq — название происходит от слов «насх» и «талик»).
Для начертания насталика характерны короткие вертикальные, без засечек, и длинные горизонтальные штрихи. Каллиграфические надписи делались инструментом «калям» (калам), представлявшим собой кусок обрезанного тростника с косым заострённым наконечником размером 510 мм, который окунался в чернила. Наконечник каляма, как правило, был разделен посередине, чтобы облегчить поглощение чернил.
Почерк «насталик» быстро приобрёл популярность в персидском обществе и получил неофициальное звание «невесты исламских почерков»: его использовали при написании книг и поэтических сборников, любовных писем и административных документов. До настоящего времени в Иране стихи Хафиза, Саади, Руми и других поэтов издают именно с использованием «насталика». Помимо Персии, «насталик» получил распространение в Средней Азии, Пакистане и Индии.
Во время правления шаха Аббаса (начало XVII века) «насталик» подвергся серьёзным изменениям, которые внёс каллиграф Мир Эмад Хассани[еп]. Переработанный Хассани «насталик» используется в Иране до настоящего времени.
Дальнейший рост документооборота в государстве привёл к поиску новых вариантов почерков, которые позволяли бы повысить скорость записи документов. В конце XVII века правитель Герата (входившего в то время в состав государства Сефевидов) Мортеза Голи-хан Шамлу изобрёл новый почерк — шекасте насталик (перс. ¿1*^3 Sekaste nasta'liq или Sekasta nasta'liq —
«ломаный насталик») — один из традиционных видов каллиграфии, использующих арабское письмо. От обычного насталика отличается тем, что имеет более «раскидистые» и более длинные линии букв.
В 1950-х годах в Иране было создано Общество иранских каллиграфов[еп], в числе организаторов которого выступили известные каллиграфы Хоссейн Мирхани, Али Акбар Кавех, Ибрахим Бузари, Хассан Мирхани и Мехди Байан[2].
Новый импульс развитию каллиграфии в Иране придало развитие рекламной индустрии в 1960-х — 1970-х годах. В это время параллельно развивались две школы «насталика»: традиционная и новая, а также появился также самый новый из известных на сегодня почерков персидской каллиграфии — «моалла».
Широкой известностью в современном Иране пользуются такие мастера каллиграфии, как Голламхоссейн Амирхани, Ятолла Габолли, Мохаммад Эхса (изобретатель сочетания элементов каллиграфии с живописью — «хатт-нагаши» или «хатташи»), Насролла Афджеи, Хоссейн Зендеруди, Ферейдун Омиди[3]. Ряд каллиграфов, в частности Зендех Роуди^1, Джалиль Расули[еп], Парвиз Танаволи, использовали элементы каллиграфии в сочетании со стихами Руми для дизайна одежды.
Каллиграфия представлена в ряде музеев страны — в частности, в музее каллиграфии в Казвине, в Иране регулярно проводятся выставки и конкурсы каллиграфии'41'51.
Список использованной литературы:
1. Келичхани, Хамид-Реза. Иранская каллиграфия: знакомство с традицией / Х.-Р. Келичхани; пер. с перс.: Б. В. Норик, отв. ред. Д. Д. Васильев, науч. ред.
2. М. Дж. Назарли. Персидские сказки. Персидская литература IX-XVШ веков.
© Джаналыева Б., Мулкаманова Д., 2023