Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ОДНОГО НЕИЗВЕСТНОГО ПИСЬМА Н.К. КРУПСКОЙ: ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ'

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ОДНОГО НЕИЗВЕСТНОГО ПИСЬМА Н.К. КРУПСКОЙ: ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ОДНОГО НЕИЗВЕСТНОГО ПИСЬМА Н.К. КРУПСКОЙ: ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 7. ФИЛОСОФИЯ. 2024. Т. 48. № 5. С. 69-73 LOMONOSOV PHILOSOPHY JOURNAL. 2024. Vol. 48. No. 5. P. 69-73

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ ш

УДК 7.01

ао1: 10.55959/М8и0201-7385-7-2024-5-69-73

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ОДНОГО НЕИЗВЕСТНОГО ПИСЬМА Н.К. КРУПСКОЙ: ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ

Д.О. Фурцев

Данная короткая заметка не претендует на системный анализ достаточно богатого по своему содержанию наследия Надежды Константиновны Крупской, но приводится в качестве значимого вступления к размышлениям, которые возникают в связи с предлагаемой вниманию читателей публикацией неизвестного письма Н.К. Крупской, заставляют обратиться к ее работам, что в условиях современного контекста важно по многим причинам. Прежде всего следует отметить теоретическое и практическое значение ее деятельности как той практики, которая несет в себе важный социально-философский контент. Эта деятельность соединяла, сплавляла в единое целое социальное творчество, политику, культурную работу, воспитание, просвещение, причем в предельно напряженной и противоречивой атмосфере первых десятилетий становления СССР. Поэтому публикация даже такого небольшого по обьему письма Крупской может представлять большой интерес для исследователей социального творчества, философии и культуры.

Персональная библиотека является отражением человека, его судьбы, жизни и интересов. Одна из таких «говорящих» библиотек, в которых и было обнаружено письмо Крупской, была подарена философскому факультету Московского университета Еленой Борисовной и Алексеем Викторовичем Шестопал. Когда-то она при-

© Д.О. Фурцев, 2024

Фурцев Дмитрий Олегович — кандидат философских наук, ассистент кафедры философии естественных факультетов философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: +7 (495) 939-13-46; [email protected]

надлежала их родственникам — философам Евгению Петровичу и Анне Ивановне Ситковским.

Евгений Петрович Ситковский родился в 1900 г. и застал все основные события грядущего столетия, был участником революции и гражданской войны. После учился в Институте красной профессуры и преподавал философию. В Великую Отечественную войну служил в звании полковника в штабе К.К. Рокоссовского, где и познакомился со своей будущей женой. Был репрессирован, а затем амнистирован. После освобождения Е.П. Ситковский продолжил научную и педагогическую деятельность, работал в Академии общественных наук и в журналах «Вопросы философии» и «Проблемы мира и социализма». Но историю этого ученого можно рассказать и по-другому — так, как нам поведали книги из его библиотеки.

Наиболее ранние издания относятся еще к дореволюционному периоду, представляя собой огромные, часто неразрезанные тома по логике и истории философии. За ними следуют зачитанные раннесо-ветские работы К. Маркса, В.И. Ленина, А.В. Луначарского, А.М. Де-борина, вышедшие в издательствах Academia и ОГИЗ, философские классики, подшивка журнала «Под знаменем марксизма». Таково содержание библиотеки верного марксиста-ленинца и редактора ведущего марксистского журнала.

Книги 1940-х гг. немногочисленны, но говорят сами за себя: «Революционная бдительность — неотъемлемое качество большевистского комиссара» или «Советская воинская дисциплина» за авторством самого Ситковского.

В 1960-е гг. библиотека пополняется книгами с многочисленными автографами друзей и коллег: И.Т. Фролова, В.П. Зубова, И.С. Кона, М.К. Мамардашвили, В.В. Соколова, Т.И. Ойзермана; появляются оригинальные иностранные издания Ж.-П. Сартра, А. Камю, М. Мерло-Понти. Марксист Роже Гароди сам присылал книги "au camarade Sitkovski". И это собрание уже признанного философского авторитета, работающего на международном уровне и поощряющего свободомыслящую молодежь.

С конца 1960-х гг. в библиотеке происходят изменения: появляются исследования по проблемам счастья, воспитанию молодежи и новому направлению советской науки — социологии, и это совпадает со временем научного расцвета Анны Ивановны Ситков-ской — сотрудницы философского факультета МГУ и созданной на его базе социологической лаборатории, которую впоследствии она и возглавит.

Среди всего этого множества ценных и редких книг выделялось собрание сочинений Гегеля, выходившее в Советском Союзе

с 1929 по 1958 г. К нему у хозяина было особое — бережное отношение: оно было, с одной стороны, все в закладках, с другой — почти в идеальном состоянии. В томе 5 — «Наука логики» — был обнаружен небольшой квадратный конверт, адресованный в журнал «Литературный критик» П.Ф. Юдину. Это и было неизвестное ранее письмо Н.К. Крупской.

Павел Федорович Юдин — партийный функционер, установивший совместно с М.Б. Митиным монополию на философскую мысль и жестоко каравший всех, кто ее пытался нарушить, но вместе с тем и помогавший некоторым несистемным философам, к примеру А.Ф. Лосеву. В возглавляемом ими философском и общественно-экономическом журнале «Под знаменем марксизма» работал хозяин библиотеки, и именно противостояние на его страницах с будущим министром культуры Г.Ф. Александровым привело к репрессиям против Е.П. Ситковского. Несмотря на это, в созданном Юдиным в 1933 г. «Литературном критике» атмосфера была другой: журнал был открыт после постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» в 1932 г., ликвидировавшего РАПП с его методом подчинения творчества идеологическим задачам (см.: История русской литературной критики советской и постсоветской эпох / Под ред. Е. Добренко, Г. Тиханов. М.: Новое литературное обозрение, 2011. С. 266). В это время возросло требование к качеству советской литературы и «соцреализма» как жанра и появилась идеологическая необходимость создания интернациональной литературной платформы (там же, с. 285-286). По этой причине в журнале допускалась определенная вольность: выходили литературоведческие статьи о широком круге европейских и русских авторов, печатались переводы Гегеля.

Основной тон задавали Михаил Лифшиц и Дьёрдь Лукач, пытавшиеся соединить литературную теорию с идеями немецкой классической философии. Поводом для закрытия журнала в 1940 г. послужил спор этих авторов, вопреки или благодаря мировоззрению которых появлялись мировые шедевры. Лукач и Лифшиц обвинялись в отрицании классового элемента в литературе (там же, с. 296). В том же году вышло постановление ЦК ВКП (б), предписывавшее упразднение «Литературного критика» и создание обязательных разделов критики во всех советских литературно-художественных журналах.

На найденном нами конверте не был указан автор, но само место хранения и адресат... Когда мы его раскрыли, то первое, что увидели — дату письма — 05.04.1933 г., то есть еще до выхода первого номера, а подпись под текстом сделала его подлинным кладом: «С комм.

приветом Н. Крупская». П.Ф. Юдин пытался привлечь Н.К. Крупскую в свой журнал, а это письмо было ее ответом. Маловероятно, что мы узнаем, как письмо попало к Е.П. Ситковскому, возможно, ему поручили работу, связанную с ним, или же это был небольшой подарок от руководства — письмо жены самого Ленина. Но зато мы можем его прочитать и оценить значение для исследования советской культуры и философии.

ПИСЬМО Н.К. КРУПСКОЙ тов. ЮДИНУ 05.04.1933

«Тов. Юдин,

простите что так поздно отвечаю на Ваше письмо — нездоровилось.

Я, конечно, охотно приму участие в журнале «Литературный критик», только не знаю, будет ли из меня какой толк. Я, ведь, не литератор по специальности, хотя литературу очень люблю1.

Вот Вы спрашиваете меня, над какими темами я работаю. Ни над какими. Есть вопросы, меня интересующие. Вот последние дни я все просматривала учебники по литературе, там есть раздел о фольклоре. Везде сказано совершенно недостаточно и не так, как надо.

Фольклор — это коллективное творчество масс, а у нас его сводят к частушкам, да к поговоркам, да сказкам, оторванным от обстановки, берут вне времени и пространства.

А, если взять вопрос о фольклоре по серьезному, то его совсем надо иначе показывать, надо поглубже всматриваться в творчество масс, и идти ему на помощь — литературную коммунистическую критику надо довести до самых низов масс, надо «сублимировать» фольклор, показывать его пути при советской власти.

Вот слушаешь язык колхозниц, как он отражает все переживаемое — я на женских собраниях часто записывала особо образные выражения — красота одна.

1 Н.К. Крупская интересовалась литературой с детства, ей нравились русские классики А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, критики 1860-х гг., Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, с которым она состояла в короткой переписке и была под сильным впечатление его педагогических идей, как и В.И. Ленин, дружила с М.А. Горьким. Среди зарубежных авторов она выделяла Э. Золя, И.В. Гёте, В. Гюго (Эвентов И.С. Жизнь. Борьба. Искусство // Крупская Н.К. Об искусстве и литературе. Л.; М.: Искусство, 1963. С. 5-13).

Какие письма бывают красочные, какие красочные корреспонденции проходят мимо, не организуем помощь.

Вот и привязался ко мне этот проклятущий «фольклор», но что же я напишу на эту волнующую меня тему? Ряд соображений? Много они будут стоить... А я не читала, не знаю этого вопроса до конца.....Работать основательно некогда. Заделаны кое-какие работы, которые хочется кончить2. Мало толку от меня будет. Если что выклюнется — напишу.

С комм. приветом, Н. Крупская».

2 В 1933 г. Н.К. Крупская писала по женскому вопросу, педагогике и библиотечному делу. В этом же году были переизданы в новой редакции две части воспоминаний о В.И. Ленине в дореволюционные годы и готовилась к печати третья часть — о В.И. Ленине после 1917 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.